Творческий отчёт учителя русского языка и литературы
Творческий отчёт учителя русского языка и литературы в рамках аттестации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskiy_otchet.doc | 215 КБ |
Предварительный просмотр:
Творческий отчет
учителя русского языка и литературы
Лавриненко А.П.
Мое педагогическое кредо:
« В каждом человеке есть солнце, только дайте ему светить!»
Сократ.
Тема самообразования:
«Реализация воспитательного потенциала уроков русского языка»
1.Условия возникновения и становления опыта
Новая модель обучения русскому языку, складывающаяся в условиях модернизации российского образования, призвана решать вопросы духовно-нравственного развития личности на основе приобщения учащегося к системе общественных ценностей, формирования у него чувства патриотизма, национального самосознания. Смена образовательных приоритетов, усиление акцентов на воспитание подрастающего школьника, осознание необходимости изучения родного языка как средства выражения мировоззрения народа – все это обусловило необходимость обновления содержания языкового образования.
Изменившаяся образовательная парадигма, нашедшая отражение в законе РФ "Об образовании", в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года и в последних правительственных документах об образовании, ориентирует на воспитание и развитие личности учащихся в процессе овладения ими предметными знаниями, умениями и навыками. В современном обществе уже сформировался довольно устойчивый запрос не столько на "обученную", сколько на социально-адаптированную, конкурентоспособную, творческую личность.
Основными целями общеобразовательных учреждений в правительственных документах определены - формирование общей культуры личности учащихся, их адаптация к жизни в обществе,
создание основы для осознанного выбора профессии, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе, ориентация на здоровый образ жизни, овладение учащимися современными ключевыми компетенциями - системой универсальных знаний, умений и навыков, самостоятельностью, способностью к личной ответственности, коммуникативными навыками и др.
2.Актуальность развития данного опыта.
В Государственном образовательном стандарте по русскому языку на первое место также выдвинута задача воспитания гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как к духовной ценности, средству общения, а также развития речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков.
Среди требований, предъявляемых к уровню подготовки выпускников основной школы, обязательными умениями являются:
- анализировать структуру и языковые особенности текста;
- определять тему, основную мысль, стиль текста;
- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально- культурных ситуациях общения.
Решение этих задач осуществляется в процессе формирования коммуникативной, лингвистической, культуроведческой компетенций. Важнейшей составляющей последней является «осознание языка как формы выражения национальной культуры». Это особенно актуально сегодня, когда происходит неоправданное засорение русской речи иностранными словами. Именно через речь иностранная культура насильственно вторгается в нашу жизнь. Это серьёзнейшая проблема, к которой и отнестись необходимо серьёзно, поскольку речь человека — это осязаемая связь между телом и духом, мировоззрением человека.
И наконец, в экзаменационную работу за курс основной школы включены задания, проверяющие языковую, лингвистическую, коммуникативную компетенции.
3. Цель моей деятельности
определена основными нормативно-правовыми документами в сфере образования, где обозначено, что главенствующая роль принадлежит воспитанию учащихся:
«Развитие коммуникативной, языковой, культуроведческой компетенций для формирования духовно-нравственной личности».
Задачи:
- Методологическое обоснование темы самообразования.
- Создание компилятивной программы дополнительного образования, УМК
- Разработка алгоритма мониторинга результатов обучения.
4.Теоретическое обоснование опыта
Я вполне разделяю мнение Л.М. .Рыбченковой, которая в статье «Русский язык в школе: состояние, проблемы и пути их решения» (РЯШ №4, 2003г.) отметила, что недостаточно реализуются воспитательные возможности предмета «Русский язык» для формирования духовных и нравственных качеств, сознательного и бережного отношения к русскому языку как национально-культурной ценности.
Я убеждена, что урок должен быть направлен на воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценно стям, на формирование нравственных, трудовых, экологических, эстетических качеств личности школьника. В процессе урока скла дывается определенная линия воспитательного воздействия на личность учащегося через систему отношений на уроке.
Урок обладает возможностями влиять на становление очень многих качеств личности учащихся средствами содержания учеб ного материала, методов обучения, форм организации познава тельной деятельности учащихся.
Проведённый мною анализ учебника русского языка за 5 класс под редакцией Т.А.Ладыженской (приложение № 1) обусловил следующий вывод: текст как хранитель ценностного социокультурного опыта народа в современных учебниках по русскому языку представлен крайне скупо. Это свидетельствует о необходимости специального отбора дидактического материала социокультурной тематики, лингво краеведческой направленности с целью развития у учащихся языковой, лингвистической, коммуникативной, культуроведческой компетенций в единстве с формированием их ценностных ориентаций.
Поэтому необходимо особенно тщательно подбирать дидактический материал, которым для комплексного обучения языку и речи может служить текст как основная дидактическая единица.
В процессе разработки темы самообразования была подобрана и изучена следующая психолого-педагогическая литература:
1. Быстрова Е.А. Коммуникативная методика в преподавании русского языка // Рус. язык в школе. - 1996. - №
2. Быстрова Е.А. Культуроведческий аспект преподавания русского языка в национальной школе // Рус. словесность. - 2001. - № 8.
3. Величко Л.И. Работа над текстом на уроке русского языка. - М., 1983.
4. Ипполитова Н.А. Текст в системе обучения русскому языку в школе: учебное пособие. - М., 1998.
5.Кисаев И.А., Паукова Л.Н. Информационно-аналитическое сопровождение процесса развития общеобразовательной школы: диагностический аспект. Екатеринбург. Издательство Дома учителя, 2004г.
6. Лосева А.М. Как строится текст. - М., 1980.
7. Львов М.Р. Роль родного языка в становлении духовного мира личности. РЯШ №4, 2001.
8.Программно-методические материалы. Русский язык/Сост. Л.М.Рыбченкова. Дрофа, М., 2002.
9. Пахнова Т.М. В пространстве текста... РЯШ №2, 2008.
- Пахнова Т.М. Развивающая речевая среда как средство приобщения к культуре. РЯШ №4,2003.
11.Русских Г.А. Подготовка учителя к проектированию адаптивной образовательной среды ученика. М., «Ладога-100», 2002.
12.Рухленко Н.М. Заметки с уроков русского языка, или как сделать обучение русскому языку интересным. РЯШ №1, 2008.
13.Савченко С.Ф., Ивановская О.Г. Притчи, сказки, метафоры в развитии ребёнка. Санкт-Петербург, Речь, 2006.
14.Сборник нормативных документов. Русский язык/ Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев.- М., 2004.
15.Степанова Е.Н. Воспитательный процесс: изучение эффективности. М.:ТЦ Сфера, 2003.
16.Фалькович Т.А. и др. Подростки 21 века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях. М., «Вако», 2006 г.
5. Сущность опыта, его технологии
Изучив литературу, я пришла к выводу, что воспитательные задачи обязывают меня, как учителя, отобрать для каждого урока такой дидактический материал, содержание которого поможет в формировании у школьников гражданственности, высоких нравственных качеств, не нарушая целостной системы тренировочных упражнений, предлагаемой учебником. Он призван дополнить её и подчинить воспитательным целям урока.
Первый этап моей деятельности был связан с изучением уровня обученности. Я обратилась к методике, опубликованной в книге Г.А.Русских (приложение № 2).
Результаты диагностики помогли мне определить уровень обученности каждого ученика.
высокий | средний | низкий |
Иванова Ксения | Мазеина Ангелина | Мартысевич Александр |
Корулько Юлия | Машарипова Неля | Соколова Марина |
Паршакова Кристина | Стариков Сергей | |
Петрова Светлана | ||
Позолотин Дмитрий | ||
Рахматулина Юлия | ||
Сапожникова Наталья | ||
Усольцева Татьяна | ||
Часовских Роман | ||
Шикалов Артём |
Кроме того психологом школы также были проведены диагностические исследования по изучению познавательной сферы и выявлению преобладающих мотивов (приложение №3). Результаты:
Высокий уровень умственного развития | Выше среднего | Средний уровень | Низкий уровень |
Иванова Ксения | Корулько Юлия | Мазеина Ангелина | Мартысевич Александр |
Паршакова Кристина | Машарипова Неля | ||
Позолотин Дмитрий | Петрова Светлана | ||
Рахматулина Юлия | |||
Сапожникова Наталья | |||
Соколова Марина | |||
Стариков Сергей | |||
Усольцева Татьяна | |||
Часовских Роман | |||
Шикалов Артём |
Сравнивая данные двух таблиц, приходим к выводу о соотношении психологической характеристики учащихся и их уровнем обученности: выше своих возможностей работает Корулько Ю., ниже – Соколова М., Стариков С.
Следующим этапом было выявление таких характеристик воспитанности учащихся, как степень усвоения нравственных понятий (доброта, милосердие, любовь к ближним, жестокость, грубость и др.);уровня развития коммуникативных умений и навыков; уровня нравственной воспитанности учащихся; уровня нравственной мотивации и нравственной самооценки; уровня развития речевых и мыслительных способностей. С этой целью совместно с психологом были проведены следующие диагностические исследования:
№п/п | Класс | Дата проведения | Название, автор методики | Цель | Источник |
1 | 5а 6а | Октябрь 2007г. Декабрь 2008г. | Н.Е.Щуркова «Размышляем о жизненном опыте» | Выявление уровня нравственной воспитанности учащихся | Степанова Е.Н. Воспитательный процесс: изучение эффективности. М.:ТЦ Сфера, 2003. |
2 | 5а 6а | Октябрь 2007г. Декабрь 2008г. | М.Ступницкая «Диагностика уровня сформированности интеллектуальных, коммуникативных умений и навыков» | Выявление уровня сформированности интеллектуальных, коммуникативных умений и навыков | |
3 | 5а 6а | Октябрь 2007г. Декабрь 2008г. | Т.А.Фалькович «Диагностика нравственной мотивации», «Диагностика нравственной самооценки» | Выявление уровня нравственной мотивации и нравственной самооценки | Фалькович Т.А. и др. Подростки 21 века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях. М., «Вако», 2006 г. |
Проведённые исследования привели к следующим результатам:
5 класс | 6 класс | |
Методика № 1 | Достаточная нравственная воспитанность и сформированность ориентации на «другого» человека –54% Безнравственная ориентация, эгоистическая позиция – 15,4% | 61,5 % 15,4% |
Методика № 3 | Высокий уровень нравственной мотивации- 26,7%; средний уровень- 26,7%; низкий- 46,7%. Высокий уровень нравственной самооценки- 46,7%; Средний уровень- 53,3%. | 34% 41% 25% 53,3% 46,7% |
Сравнивая эти статистические данные, можно увидеть положительные изменения нравственной воспитанности, уровня нравственной мотивации учащихся.
Методика №2
Восприятие и обработка информации | Коммуникативные умения и навыки | |||
Ф. И. | 5класс | 6 класс | 5 класс | 6 класс |
Иванова К. | 93,5% | 96,7% | 84,6% | 84,6% |
Корулько Ю. | 93,5% | 96,7% | 88,5% | 88,5% |
Мазеина А. | 96,7% | 96,7% | 92,3% | 96,1% |
Мартысевич А. | 35,5% | 45,2% | 61.5% | 61,5% |
Петрова С. | 78% | 83,3% | 76,9% | 80,7% |
Позолотин Д. | 93,5% | 93,5% | 92,3% | 92,3% |
Паршакова К. | 90,3% | 93,5% | 90,2% | 90,2% |
Машарипова Н. | 58,1% | 67,7% | 80,7% | 80,7% |
Рахматулина Ю. | 67,7% | 71% | 76,9% | 76,9% |
Соколова М. | 74% | 74% | 76,9% | 80,7% |
Красовский С. | 51,6% | 58,1% | 57,7% | 65,4% |
Сапожникова Н. | 67,7% | 67,7% | 61.5% | 65,4% |
Усольцева Т. | 83,8% | 90,3% | 76,9% | 88,5% |
Часовских Р. | 80,6% | 87% | 80,7% | 84,6% |
Шикалов А. | 83,8% | 83,8% | 73,1% | 80,7% |
Цифры, выделенные красным цветом, говорят о позитивных изменениях интеллектуальных и коммуникативных умений и навыков учащихся.
Обобщающая таблица будет выглядеть так:
Высокий | Выше среднего | Средний | Низкий | |
Уровень обученности | 13,3% | 66,6% | 20% | |
Уровень умственного развития, познавательная сфера | 6,6% | 20% | 66,6% | 6,6% |
Восприятие и обработка информации | 26,6% | 33,3% | 20% | 20% |
Коммуникативные умения и навыки | 20% | 26,6% | 40% | 13,3% |
Уровень нравственной мотивации | 26,7% | 26,7% | 46,7% | |
Уровень нравственной самооценки | 46,7% | 53,3% |
Результаты диагностики, проведённой в 5 классе, позволили перейти к подбору основного дидактического средства – текстов.
Для анализа следует предлагать тексты разных стилей (Приложение №3). Очень важна работа с публицистическими текстами: они служат образцом того, как при анализе произведений искусства учащиеся имеют возможность выражать свои мысли и чувства. Орфографические и пунктуационные задачи не должны заслонять эстетического восприятия текста. Работа с текстом способствует становлению духовной личности, даёт возможность переживать и сопереживать, помогает тому, чтобы дети задумались о вечных ценностях бытия, осмыслили своё место в мире, попытались понять себя в этом мире.
Работая над текстом, дети невольно обогащают свой культурный багаж, формируют представление о разных сторонах жизни, совершенствуют нравственные чувства, овладевают богатством точной и выразительной речи.
После того как было подобрано достаточное количество дидактического материала, я приступила к созданию одноимённой программы, которую представляла на школьном, районном уровне, а также на Всероссийском фестивале «Открытый урок".
Предлагаю ее вашему вниманию. (Приложение № 3)
В программе имеются необходимые разделы: пояснительная записка с обоснованием и целеполаганием, планируемые результаты, план реализации программы, ресурсное обеспечение, технологические карты занятий, список литературы.
Цель программы:
Развитие коммуникативной, языковой, культуроведческой компетенций для формирования духовно-нравственной личности.
Задачи:
- воспитывать сознательное отношение к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний;
- совершенствовать коммуникативные умения и навыки;
- совершенствовать умение пользоваться справочной лингвистической литературой с целью обогащения словарного запаса;
- воспитывать личностные качества учащихся;
- формировать умение работать с текстом, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Данные материалы разработаны на основе учебной программы под редакцией Т.А.Ладыженской, рассчитаны на 18 уроков из раздела «Морфология. Орфография. Культура речи» для учащихся 5 класса. Предлагаемые тексты можно использовать на различных этапах обучения, а не только на тех уроках, темы которых представлены в тематическом планировании. Но в большей степени рекомендуются на уроках повторения, обобщения и систематизации изученного материала.
Воспитательная задача на уроке решается и через подбор единой темы высказывания.
Каждый текст сопровождается примерными вопросами для аналитических наблюдений и дифференцированными заданиями творческого характера.
Аналитические вопросы – это коллективная коммуникация с автором текста. Дети учатся быть читателями и стараются восстановить коммуникативную задачу автора, его замысел. Творческие задания формируют умение сочинять текст самостоятельно, быть автором, создавать речевое произведение, адекватное ситуации.
В предлагаемые материалы включены тексты, различные по типу и стилю, что соответствует программе по развитию речи для 5 класса общеобразовательной школы.
В результате реализации данной программы учащиеся должны
знать:
- признаки текста и его функционально-смысловых типов;
- основные единицы языка, их признаки;
- нормы речевого этикета.
уметь:
- анализировать структуру и языковые особенности текста;
- определять тему, основную мысль, стиль текста;
- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально- культурных ситуациях общения.
Программа рецензирована учителем русского языка и литературы НРМОУ «Чеускинская СОШ» Коуровой Е.А.(высшая квалификационная категория) и докторантом академической кафедры методологии и теории социально-педагогических исследований, доцентом, кандидатом психологических наук ТюмГУ Беляковой Е.Г.
Далее - процесс реализации программы. Каждое из занятий представляло собой тщательную работу с текстом, где решались орфографические, пунктуационные задачи и задачи комплексного анализа текста. Постепенно сложилась своеобразная система уроков и методика отдельного урока. (Приложение №4) В основе каждого урока – текст, как основное дидактическое средство, предполагается работа с художественно – языковыми средствами, основными духовно – нравственными категориями, создаются условия для многосторонней интерпретации содержания.
Занятие состоит из трёх частей. Первая - аналитические наблюдения над текстом (осмысление, художественно – языковые особенности). Вторая часть – решение лингвистических задач. Третья представляет собой дифференцированные задания творческого характера. Приведу пример:
Тема урока: Морфологический разбор глагола
Триединая цель урока: воспитание чувства товарищества, коллективизма в процессе систематизации знаний, умений о глаголе как части речи, формировании навыка правильно производить морфологический разбор глагола
Тема высказываний: «Друзья познаются в беде»
Текст как основное дидактическое средство:
Коля заболел.
Коля заб...лел. Лежит в постел... На шее компресс, в ушах вата, нос от капель щипл...т. И никто к нему в гости не приход...т. Лежит Коля скуча...т смотрит в окно. А что с третьего этажа увид...шь лежа? И вдруг видит Коля, что к самому ...кну красный шарик поднялся. Поднялся и встал у стекла. Постоял, стал дергат(?)ся. Вверх-вниз, вверх-вниз. Что такое?
Ничего (не)понимает Коля. Потом пригл...делся. На ша рике рожица нарисована. Коля дог...дался: «Это, наверное, Миша придумал». Стало Коле хорошо.
Кажет(?)ся пустяк. Простой шарик в окошке а Коля ле жит и представляет себе, как Миша за веревочку подергива ....т а рядом все ребята стоят и советы дают.
Хорошо, когда о тебе друзья помн...т.
(А. Митт.)
Вопросы для аналитического наблюдения:
- Докажите, что это текст. Определите тип и стиль.
- Сформулируйте основную мысль текста.
- Какие средства художественной выразительности использует автор?
- Что значит для вас «настоящий друг»?
Грамматические задания:
1.Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.
2.Определите вид и время глаголов.
3.Выпишите глаголы 2 спряжения.
4. Произведите морфологический разбор 5 глаголов.
Творческие задания:
- Вспомните и запишите пословицы о дружбе.
- Письменно ответьте на вопрос: « Отчего Коле стало хорошо?»
- Напишите миниатюру по личным впечатлениям «Друзья познаются в беде».
Ожидаемые результаты:
В процессе аналитических наблюдений над текстом и выполнения заданий учащиеся усовершенствуют умения анализировать структуру и языковые особенности текста; определять тему, основную мысль, стиль текста; осмыслят такие необходимые в жизни человека понятия как дружба, забота, товарищество, коллективизм.
6. Выводы о результатах работы. Основные показатели.
Самый трудоёмкий, с одной стороны, но необходимый, с другой, - процесс разработки мониторинга результатов освоения учащимися программы.
Исходя из целей и задач моей деятельности, я определила круг основных умений и навыков, которые будут отрабатываться на уроках:
- анализировать структуру и языковые особенности текста;
- определять тему, основную мысль, стиль текста;
- правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- усвоение нравственных понятий;
- умение создавать текст.
На каждого ученика была заведена карта наблюдения, где ежеурочно отслеживалась степень формирования данных умений и навыков:
Мазеина Ангелина
Номер урока | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | |
Умения | |||||||||||||||||||
анализировать структуру и языковые особенности текста | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 39 72,2% |
определять тему, основную мысль, стиль текста | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 38 70,4% |
правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 38 70,4% |
усвоение нравственных понятий | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 41 76% |
умение создавать текст | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 37 68,5% |
3 – высокий уровень усвоения; 2 – средний уровень; 1 – низкий уровень.
Данные этой таблицы позволяют сделать вывод о том, что у девочки первые четыре умения сформированы на достаточном уровне (выше 70 %). А вот над умением создавать собственный текст с ней нужно работать.
Результаты обработки данных наглядно представлены в таблице:
Ф.И. | анализировать структуру и языковые особенности текста | определять тему, основную мысль, стиль текста | правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме | усвоение нравственных понятий | умение создавать текст |
Иванова К. | в | в | в | в | в |
Корулько Ю. | в | в | в | в | в |
Мазеина А. | в/с | в/с | в/с | в/с | в/с |
Мартысе- вич С. | н | н/с | н | с | н |
Машарипова Н. | в/с | с | в/с | в/с | с |
Паршакова К. | в/с | в/с | в/с | в | в/с |
Петрова С. | в/с | с | с | с | с |
Позолотин Д. | в/с | в/с | в/с | в | в/с |
Рахматули-на Ю. | в/с | с | с | в | с |
Сапожни- кова Н. | н/с | с | с | с | с |
Соколова М. | с | с | с | в/с | с |
Стариков С. | н/с | с | с | в/с | с |
Усольцева Т. | в/с | в/с | в/с | в | в/с |
Часовских Р. | в/с | в/с | в/с | в/с | с |
Шикалов А. | с | с | с | с | с |
Высокий, выше среднего- 66,6% | Высокий, выше среднего- 46,6% | Высокий, выше среднего- 53,3% | Высокий, выше среднего- 73,3% | Высокий, выше среднего- 40% | |
Средний-13,3% | Средний- 46,6% | Средний- 40% | Средний- 26,6% | Средний- 53,3% | |
Ниже среднего, низкий- 20% | Ниже среднего, низкий- 6,6% | Ниже среднего, низкий- 6,6% | Ниже среднего, низкий- | Ниже среднего, низкий- 6,6% |
1 - умение анализировать структуру и языковые особенности текста;
2- умение определять тему, основную мысль, стиль текста;
3- умение правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
4- усвоение нравственных понятий;
5- умение создавать собственный текст.
Данная гистограмма ярко иллюстрирует, чего удалось достигнуть, а над чем предстоит ещё работать.
Конечно, на одном уроке (и даже на восемнадцати!) у детей невозможно воспитать честность или милосердие, или мужество, или волю, или вежливость, или какое-либо другое качество. Однако ставить такие задачи и реализовывать их необходимо. Нравственная ситуация на уроке заставляет ученика задуматься о своих отношениях к товарищам, к себе, к родителям, к школе. Возникают чувства, которые побуждают его к нравственной оценке своего поведения и взглядов. Чем чаще эта возможность реализуется, тем сильнее воспитывающее влияние учебного материала на детей.
Реализация воспитательного потенциала зависит от целенаправленного отбора содержания учебного материала, предоставляющего ученикам образцы подлинной нравственности, патриотизма, духовности, гражданственности гуманизма.
Профессионализм учителя заключается не столько в методической грамотности, сколько в умении отбирать материал к уроку, определять его образовательные и воспитательные возможности. Талант педагога — в тонком чувствовании возможностей своего предмета в формировании моральных, интеллектуальных, волевых, эмоциональных качеств личности.
Содержание учебного предмета на уроке — мощный инструмент воздействия на структуру личности ребенка. Но внести позитивные изменения в эту структуру сможет только тот педагог, который сам прекрасно освоил этот инструмент и понимает его воспитательные возможности.
В. А. Сухомлинский называл таких учителей «умеющими воспитывать знаниями». Он писал: «У учителя, умеющего воспитывать знаниями, эти знания... выступают как инструмент, с помощью которого ученики сознательно осуществляют новые шаги в познании мира».
Реализация воспитательного потенциала содержания учебных программ достигается при условии:
— решения воспитательных задач в ходе каждого урока в единстве с задачами обучения и развития личности школьника;
— целенаправленного отбора содержания учебного материала, представляющего ученикам образцы подлинной нравственности;
— использования современных образовательных технологий;
— организации самостоятельной творческой исследовательской деятельности учащихся на уроке и во внеурочное время.
Как правило, большинство современных образовательных технологий предполагают организацию на уроках активной деятельности учащихся на разных уровнях познавательной самостоятельности. Именно в этом заключается важнейшее условие реализации воспитательного потенциала современного урока.
В свете модернизации российского образования и смены образовательных приоритетов особенно актуальны слова Л.Н.Толстого: «Хочешь наукой воспитать ученика - люби свою науку и знай ее, и ученики полюбят тебя и науку, и ты воспитаешь их, но ежели ты сам не любишь ее, сколь бы ты ни заставлял учить, наука не произведет воспитательного воздействия».