Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка
Статья-размышление по вопросу формирования ключевых компетенций на уроках русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznavatelnaya_cennost_russkogo_yazyka_kak_uchebnogo_predmeta_ochen_vysoka.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Лавриненко А.П.
с.п. Салым
Нефтеюганский район
Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка
Познавательная ценность русского языка как учебного предмета очень высока: на таких уроках формируется мышление, воспитывается личность, через язык осмысливаются общечеловеческие ценности, с помощью языка развивается интеллект ребенка, а также осуществляется усвоение других учебных дисциплин.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода.
По словам О.В.Лебедева, понятия – «компетентностный подход» и «ключевые компетентности» получали распространение сравнительно недавно в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации российского образования.
Чтобы разобраться в сущности компетентностного подхода и проблемах формирования ключевых компетентностей, следует обратиться к монографии А.В. Хуторского «Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения», книге «Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решений», написанной группой авторов под редакцией А.Г. Каспржака и Л.Ф. Ивановой.
В приоритетности компетентностного и личностно-деятельностного подхода в воспитательных и развивающих целях обучения нас убеждает тот факт, что при анализе исследований PISA (Международная программа оценки знаний и умения учащихся) было установлено: российские выпускники не умеют работать с информацией: сопоставлять разрозненные фрагменты, соотносить общее содержание с его конкретизацией, целенаправленно искать недостающую информацию.
Большие затруднения при подготовке к экзамену и в процессе написания самой экзаменационной работы вызывает у учащихся как творческая часть работы (написание подробного изложения и сочинения-рассуждения), так и выполнение заданий, связанных с языковым разбором.
Третья часть экзаменационной работы проверяет состояние практических речевых умений и навыков и дает представление о том, владеют ли выпускники школы монологической речью, умеют ли аргументированно и грамотно излагать свою точку зрения, что немаловажно не только для успешной учебной деятельности, но и для дальнейшего профессионального образования выпускника.
Государственный образовательный стандарт ориентирует учителя на становление личности, способной к самореализации и самоопределению на основе полученных знаний и навыков, готовой брать на себя ответственность за свои решения и поступки во всех сферах повседневной деятельности.
Научить русскому языку - значит обеспечить формирование ключевых компетенций: лингвистической, правописной, коммуникативной.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции предполагает освоение необходимых знаний о языке; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Однако в понятие коммуникативной компетенции входит не только овладение необходимым набором речеведческих и языковых знаний, но и формирование умений в области практического использования языка в процессе речевой деятельности. Это соотносится и с реализацией воспитательных задач по формированию социально активной личности, ориентирующейся в современном мире. Коммуникативная компетенция становится частью культурной компетенции, ведёт к повышению общей гуманитарной культуры личности, формированию у неё высоких творческих, мировоззренческих и поведенческих качеств.
Формирование коммуникативной компетенции – процесс длительный и достаточно сложный. Необходимо научить ребёнка решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения.
Это особенно актуально сегодня, когда происходит неоправданное засорение русской речи иностранными словами. Именно через речь иностранная культура насильственно вторгается в нашу жизнь.
Анализ учебников русского языка обусловил следующий вывод: текст как хранитель ценностного социокультурного опыта народа в современных учебниках по русскому языку для 5 9 классов представлен крайне скупо. Это свидетельствует о необходимости специального отбора дидактического материала социокультурной тематики, лингво краеведческой направленности с целью развития у учащихся языковой, лингвистической, коммуникативной, культуроведческой компетенций в единстве с формированием их ценностных ориентаций.
Поэтому необходимо особенно тщательно подбирать дидактический материал, которым для комплексного обучения языку и речи может служить текст как основная дидактическая единица.
Для анализа следует предлагать тексты разных стилей. Очень важна работа с публицистическими текстами: они служат образцом того, как при анализе произведений искусства учащиеся имеют возможность выражать свои мысли и чувства. Орфографические и пунктуационные задачи не должны заслонять эстетического восприятия текста. Работа с текстом способствует становлению духовной личности, даёт возможность переживать и сопереживать, помогает тому, чтобы дети задумались о вечных ценностях бытия, осмыслили своё место в мире, попытались понять себя в этом мире.
Каждый текст сопровождается примерными вопросами для аналитических наблюдений и дифференцированными заданиями творческого характера.
Аналитические вопросы – это коллективная коммуникация с автором текста. Дети учатся быть читателями и стараются восстановить коммуникативную задачу автора, его замысел. Творческие задания формируют умение сочинять текст самостоятельно, быть автором, создавать речевое произведение, адекватное ситуации.
В качестве наглядного примера хочу представить некоторые из разработанных мною технологических карт уроков русского языка в 5 классе, в центре которых текст как основная дидактическая единица.
- Морфология. Орфография. Культура речи.
Тема урока: Морфологический разбор глагола
Триединая цель урока: воспитание чувства товарищества, коллективизма в процессе систематизации знаний, умений о глаголе как части речи, формировании навыка правильно производить морфологический разбор глагола
Тема высказываний: «Друзья познаются в беде»
Текст как основное дидактическое средство:
Коля заболел.
Коля заб...лел. Лежит в постел... На шее компресс, в ушах вата, нос от капель щипл...т. И никто к нему в гости не приход...т. Лежит Коля скуча...т смотрит в окно. А что с третьего этажа увид...шь лежа? И вдруг видит Коля, что к самому ...кну красный шарик поднялся. Поднялся и встал у стекла. Постоял, стал дергат(?)ся. Вверх-вниз, вверх-вниз. Что такое?
Ничего (не)понимает Коля. Потом пригл...делся. На ша рике рожица нарисована. Коля дог...дался: «Это, наверное, Миша придумал». Стало Коле хорошо.
Кажет(?)ся пустяк. Простой шарик в окошке а Коля ле жит и представляет себе, как Миша за веревочку подергива ....т а рядом все ребята стоят и советы дают.
Хорошо, когда о тебе друзья помн...т.
А. Митт
Вопросы для аналитического наблюдения:
- Докажите, что это текст. Определите тип и стиль.
- Сформулируйте основную мысль текста.
- Какие средства художественной выразительности использует автор?
- Что значит для вас «настоящий друг»?
Грамматические задания:
1.Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.
2.Определите вид и время глаголов.
3.Выпишите глаголы 2 спряжения.
4. Произведите морфологический разбор 5 глаголов.
Творческие задания:
- Вспомните и запишите пословицы о дружбе.
- Письменно ответьте на вопрос: « Отчего Коле стало хорошо?»
- Напишите миниатюру по личным впечатлениям «Друзья познаются в беде».
Ожидаемые результаты:
В процессе аналитических наблюдений над текстом и выполнения заданий учащиеся совершенствуют умения анализировать структуру и языковые особенности текста; определять тему, основную мысль, стиль текста; осмыслят такие необходимые в жизни человека понятия как дружба, забота, товарищество, коллективизм.
- Тема урока: Имя существительное как часть речи
Триединая цель урока: воспитание сознательного, бережного отношения к русскому языку в процессе формирования знаний и умений об имени существительном как части речи
Тема высказываний: «Русский язык как «клад…достояние». Святыня»
Текст как основное дидактическое средство:
Берегите наш язык наш прекрасный ру...кий язык, этот кла... это дос тояние, переданное нам наш...ми предшественниками, в числе которых бли стает опять-таки Пушкин! Обращайтесь поч(?)тительно с этим могуществен ным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать ч...деса. Берегите ч...стоту языка, как св...тыню!
И. С. Тургенев
Вопросы для аналитического наблюдения:
- Какова основная мысль текста?
- Как его можно озаглавить?
- К чему призывает И.С.Тургенев?
- С чем сравнивает автор русский язык? Почему?
- В чём актуальность этих слов сегодня?
Грамматические задания:
1.Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.
2. Обозначьте имена существительные.
3. Определите их род, падеж и число.
4. Найдите одушевлённые имена существительные.
Творческие задания:
- С чем бы вы сравнили русский язык? Продолжите ряд сравнений.
- Докажите, что язык- это « могущественное орудие»?
- Почему сегодня нужно беречь чистоту языка?
Ожидаемые результаты:
В процессе аналитических наблюдений над текстом и выполнения заданий учащиеся усовершенствуют умения анализировать структуру и языковые особенности текста; определять тему, основную мысль; извлекать и преобразовывать необходимую информацию; осмыслят роль русского языка в нашей жизни, потребность в почтительном отношении к нему.
Работая над текстом, дети невольно обогащают свой культурный багаж, формируют представление о разных сторонах жизни, совершенствуют нравственное чувство, овладевают богатством точной и выразительной речи.
Представленная форма деятельности позволяет успешно развивать и совершенствовать способность учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации, то есть формировать коммуникативную компетенцию как одну из ключевых компетенций личности.
Список литературы:
- Сборник нормативных документов. Русский язык/ Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев.- М., 2004.
- Программно-методические материалы. Русский язык/ Сост. Л.М.Рыбченкова. Дрофа, М., 2002.
- Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании//Школьные технологии.-2004.-№5.-С.3-12
- Львов М.Р. Роль родного языка в становлении духовного мира личности. РЯШ №4, 2001.
- Пахнова Т.М. В пространстве текста... РЯШ №2, 2008.
- Пахнова Т.М. Развивающая речевая среда как средство приобщения к культуре. РЯШ №4,2003.
- Плёнкин Н.А. Уроки развития речи 5-9 классы. М., Просвещение, 1996.
8. Кречетова Е. А., Компетентностный подход в преподавании русского языка
как необходимое условие успешного обучения в профильной школе
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 24»
г. Междуреченска