Место интегрированных уроков в процессе обучения английскому языку
Статья-доклад по теме "Место интегрированных уроков в процессе обучения английскому языку"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gumerovata_97-03.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Т.А. Гумерова, г. Набережные Челны Место интегрированных уроков в процес се обучения английскому языку
В настоящее время перед современной школой ста вится важная образовательная задача о формировании у ребенка представление о целостной картине мира, его единстве и многообразии. В основе такого понимания лежит идея интеграции. Интегрированные уроки приобре тают все большую значимость в учебном процессе. Цель таких уроков в том, чтобы активизировать внимание уча щихся, разнообразить познавательную и учебную дея тельность, создать творческую обстановку на уроке. Цен ность интегрированных уроков состоит и в том, чтобы обобщить знания самих учителей, которые обычно огра ничены рамками своего предмета.
Условия жизни в новом быстроизменяющемся мире выдвигают на первый план определенные требования для человека. В современном мире компьютер становится практически предметом первой необходимости. Все больше число учителей, родителей и учащихся приходят к убеждению, что в результате полученных знаний и приоб ретенных навыков работы на компьютерах дети будут лучше подготовлены к жизни и материальному благопо лучию в меняющемся мире. Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет учителю значительно разнообразить процесс обучения, делая его более инте ресным и интенсивным. При этом компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его. Каждое занятие вызыва ет у детей эмоциональный подъем, даже отстающие уче ники охотно работают с компьютером, а неудачный ход вследствие пробелов в знаниях побуждает часть из них обращаться за помощью к учителю или самостоятельно добиваться знаний. С другой стороны, этот метод обуче ния очень привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и мето ды обучения. Это большая область для проявления твор ческих способностей для многих.
Задачи использования компьютерных технологий в обучении иностранным языкам:
- формирование навыков и умений чтения, непо средственно используя материалы сети разной степени сложности;
- совершенствование умения аудирования на ос нове аутентичных звуковых текстов;
- совершенствование умений письменной речи, индивидуально или письменно составляя ответы партне рам, участвуя в подготовке рефератов, сочинений совме стной деятельности партнеров;
• пополнение своего словарного запаса, как активного, так и пассивного, лексикой современного иностран ного языка, отражающего определенный этап развития культуры народа, социального и политического устройст ва общества;
- знакомство с культуроведческими знаниями, включающими в себя речевой этикет, особенности рече вого поведения различных народов в условиях общения, особенности культуры, традиций страны изучаемого язы ка;
- формирование устойчивой мотивации иноязыч ной деятельности учащихся на уроке.
Понятие интеграции вошло в нашу жизнь не сегодня. Если обратиться к истории, можно вспомнить об интегра ции экономики социалистических стран в Совете Эконо мической Взаимопомощи, капиталистических стран - в блоке Общего рынка. Интеграция имела место также политической, духовной и других сферах.
Сегодня, по определению, общество из индустриаль ного становится информационным, то есть основным продуктом производства и потребления становится ин формация. По этой причине сегодня имеет смысл гово рить об интеграции знаний, а, следовательно, интегриро ванном образовании, о видах интегрированного обучения. Поскольку знания по любым дисциплинам носят явно вы раженный интегрированный характер, есть необходимость в проведении занятий на междисциплинарной ос нове. Совмещение различных элементов учебных про грамм предусматривает ряд требований:
- исключить противоречия и дублирование одних и тех же понятий,
- акцентировать взаимную опору в развитии ве дущих понятий в дисциплинах.
Идея интеграции возникла на основе всеобщности и единства законов природы и культуры, потому что сами по себе они предполагают объединение, соподчинение взаимосвязь отдельных компонентов. Современному об ществу нужен человек, самостоятельно критически мыс лящий, умеющий видеть и творчески решать возникаю щие проблемы. Поэтому очень важен переход от испол нительной, репродуктивной деятельности учащихся к творческой, поисковой деятельности на всех этапах учеб ного процесса. Интегрированные уроки, в нашем понимании, предполагают возможность вовлечения каждого уча щегося в активный познавательный процесс, причем процесс не пассивного овладения знаниями, а активней познавательной самостоятельной деятельности каждого учащегося, т.к. каждый имеет возможность проявить себя в той области, которая ему ближе и применить на практике полученные знания. Такие уроки позволяют четко осознать: где и каким образом, для каких целей эти знания могут быть применены. Интегрированные уроки - это возможность педагогам работать совместно, в тесном сотрудничестве друг с другом и учениками при решении разнообразных педагогических проблем, создавая условия для проявления определенных коммуникативных умений, являющихся важными компетенциями в современном мире.
Основная цель обучения языку (любому: родному или иностранному) и литературе сегодня - научить школьников свободно говорить о любой современной проблеме многокультурного мира, понимать главную идею различного литературного и публицистического материал писать официальные и неофициальные письма, электронные сообщения, резюме, разнообразные поздравления и сочинения; т.е. формирование коммуникативных компе тенций. Кроме того, изучение этих предметов должно спо собствовать развитию интеллекта, памяти и творческого воображения - основы творческого потенциала. Вопрос интеграции иностранного языка с другими областями зна ний всегда был актуальным, представляющим особый интерес, и очень плодотворным. Современная наука предполагает разные подходы к реализации интеграции: исторический, личностный, культурологический и т.д., когда учебные предметы группируются вокруг общественно-значимой проблемы. Основной целью обучения ино странному языку является формирование у учащихся способности к межкультурному взаимодействию, то есть свободное вхождение в мировое сообщество и успешное функционирование в нем.
На уроках можно использовать элементы интеграции со следующими предметами: литературой (изучение творчества писателей, поэтов), историей (страноведче ский материал), географии (изучение географического положения стран), информатикой.
Информатика и английский язык тесно связаны между собой не только тем, что все основные программные про дукты, используемые на ПК, написаны на английском языке, а все языки программирования высокого уровня ис пользуют в качестве служебных слов английские, но и на целевом уровне. И тот, и другой предмет, в конечном итоге добиваются достижения одной и той же цели: адапта ции учеников в современных жизненных условиях. Основ ная же цель адаптации состоит в том, что детей необхо димо научить обрабатывать информацию, решать задачи, общаться с людьми и понимать суть изменений, необхо димых в обществе, в чем неоценимую помощь им окажет знание английского языка и компьютера.
Анализ проведения такого рода уроков показал сле дующие навыки и умения учащихся:
- пользование справочной (в том числе электронной) литературой;
- планирование алгоритма действий при помощи фик сированного набора средств;
- нахождение адекватных ситуации способов переда чи информации;
- овладение способами автоматизированной поиско вой, исследовательской деятельности;
- поиск самостоятельного пути решения проблемы;
- расширение возможностей общения обучаемых по средством компьютерных технологий при работе в парах и группах, создание атмосферы непринужденного обще ния;
7 стимулирование письменных сообщений с ис пользованием возможностей ИКТ.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что интег рированные уроки вносят разнообразие в учебный про цесс, позволяют совместить изучение различных дисцип лин, тем самым, снижая нагрузку учащихся, и позволяют им осознать значимость практической деятельности в новой информационной среде. Это играет важную роль в профориентации и повышении конкурентоспособности выпускника школы.