Система подготовки старшеклассников к ЕГЭ

Щербина Татьяна Александровна

 

Материал с компьютерной презентацией рассказывает об этапах подготовки старшеклассников ка ЕГЭ по русскому языку. Был представлен на РМО учителей филологического цикла.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_raboty_po_podgotovke_starsheklassnikov_k_ege.rar46.83 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СОЛОВЬЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Система работы по подготовке старшеклассников к Единому государственному экзамену

Подготовила учитель русского языка

                            и литературы Щербина

                             Татьяна Александровна

с. Соловьевка

     Единый государственный экзамен стал частью профессиональной жизни учителя-словесника. Поэтому важнейшей задачей, стоящей перед каждым учителем русского языка и литературы, является разработка определенной системы преподавания для более эффективной подготовки учащихся к ЕГЭ. Один из существенных факторов успеха Единого государственного экзамена – обеспечение качественного преподавания на протяжении всех лет обучения в школе, а также серьезная подготовка к сдаче ЕГЭ, включающая ряд этапов.        

     На первом этапе важны проработка нормативных документов (спецификации, кодификатора), оформление стендов, предметных уголков, советы психолога, врача, создание положительного общественного мнения с целью дать полную информацию о ЕГЭ для преодоления негативного настроя.

     Следующий этап – обучающий – предполагает целью научить  учащихся работать с частями А, В и С, выполнять объем работы за ограниченный промежуток времени, а также включает предварительную работу по заполнению бланков регистрации и бланков ответов.

     Третий этап носит репетиционный характер и помогает учащимся закреплять полученные умения и навыки при прохождении дополнительных образовательных программ (например, тест-классов), всевозможных элективных курсов, пробных тестовых испытаниях, пробных экзаменов в формате ЕГЭ.

     Завершающий аналитический этап предполагает анализ ошибок и недочетов в заполнении бланков, в работах учащихся, определение типичности ошибок и пробелов и обязательная корректировка календарно-тематического планирования. Каждый из этих этапов способствует целенаправленной, более эффективной подготовке старшеклассников к ЕГЭ.

     Что касается приемов работы над тестом ЕГЭ, то при работе с частью А важно, чтобы ученик усвоил несколько правил, которые можно оформить в виде памятки:

  1. Внимательно прочитай задание до конца!
  2. Постарайся понять, что ты должен найти.
  3. Работая над предложением, сначала выдели грамматические основы.
  4. Научись отсеивать неверное!
  5. Будь внимателен при заполнении бланков и при замене ответа.

Подобные памятки помогают учащимся сосредоточиться на каждом из

заданий теста и правильно его выполнить, к тому же сэкономить время. Надо отметить, что тестовые задания части А должны быть знакомы учащимся со среднего звена, тогда в старших классах работа с ними может быть доведена до автоматизма.

     Задания А29-В8 ориентированы на проверку речевой деятельности учащихся и предшествуют созданию письменного связного монологического высказывания в третьей части теста. Поэтому важным условием успешной работы с этой частью теста является формирование умения комплексного анализа текста. Лингвистический анализ текстов разных жанров должен стать неотъемлемой частью каждого урока. Любое орфографическое или пунктуационное правило может быть предложено учащимся на основе связного текста. Задание В8 предполагает проверку умения анализировать роль изобразительно-выразительных средств, использованных автором в большом тексте. Целенаправленную работу с изобразительно-выразительными средствами языка необходимо начинать как можно раньше. Особую роль здесь могут сыграть уроки литературы, где в процессе анализа художественного произведения обязательно обращается внимание на мастерство автора в использовании  ИВС.      

     Задание части С проверяет состояние практических речевых умений и навыков и призвана дать представление о том, владеют ли выпускники школы монологической речью, умеют ли аргументированно и грамотно излагать свою точку зрения.  Задание части С является заданием повышенной сложности, поэтому необходимо внимательно отнестись к его выполнению, а значит, и к его подготовке.  С этой целью мной разработан элективный курс        «Как написать сочинение на ЕГЭ», предназначенный для поэтапной работы учащихся 10-11 классов над сочинением по прочитанному  тексту.           Цель курса - научить учащихся успешно выполнять задания части С Единого государственного экзамена по русскому языку.

     В качестве приемов работы над сочинением рассуждением в курсе предлагается групповой практикум, составление логических схем к текстам, анализ фрагментов ученических сочинений по критериям, составление собственных письменных высказываний, взаимопроверка и самоконтроль. В ходе подготовки к сочинению учащиеся пользуются всевозможными памятками и таблицами с речевыми клише, что значительно повышает эффективность работы. Элементы этого курса можно с успехом использовать и в 8-9 классах.

     Таким образом,  необходимо использовать в работе учителя различные современные способы проверки знаний, умений и навыков учащихся для наиболее успешной подготовки выпускников к Единому государственному экзамену.                                                                                                                                                        

      В заключении хотелось бы предложить некоторые рекомендации по совершенствованию методики преподавания русского языка.

   1. В условиях классно-урочной системы текст, с одной стороны, должен стать стимулом для обсуждения различных проблем, с другой стороны, должен предоставить необходимый фактический и языковой материал для создания собственного речевого высказывания (смысловая информация, структура и набор языковых средств).

   2. Умение вступать в диалог в широком смысле слова является показателем общей культуры личности. Следует целенаправленно развивать на уроках русского языка диалогическую и монологическую речь учащихся; формировать умение рассуждать на предложенную тему, приводя различные способы аргументации собственных мыслей, делать вывод; учить любой диалог вести этически корректно. Для развития подобных умений решающее значение имеет проблематика текстов, предъявляемых для анализа на уроках русского языка. Перечислим некоторые проблемы текстов, предлагаемых для анализа выпускникам на едином государственном экзамене по русскому языку.

ПРОБЛЕМЫ СЕМЬИ:

- проблема памяти о своих истоках, о своём детстве (Почему, повзрослев, человек ощущает связь с домом своего детства, с миром своего детства?);

- проблема роли детства в жизни человека (Почему детство – важнейший этап жизни человека?); проблема исторической памяти (Зачем человеку хранить память о прошлом? что значит любить свою семью и свою Родину?); проблема отчего дома (Почему нельзя забывать отчий дом?); проблема оценки такого периода жизни человека, как детство (Действительно ли детство – «золотой» период жизни человека? какова роль детства в становлении личности?); проблема нравственной прочности человека (Почему именно в обыденных житейских ситуациях зачастую проявляется нравственная сущность человека?) и др.

ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ:

- проблема развития и сохранения русского языка (Обогащается или портится русский язык благодаря заимствованиям?);проблема влияния человека на природу (Какова степень влияния человека на природу и в чём заключаются возможные последствия этого влияния?);проблема восприятия человеком природы как живой материи (Должен ли человек воспринимать природу как нечто живое, заботиться о ней?)и др.

ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО:

- проблема несправедливости социального устройства общества (Естественно ли деление людей на богатых и нищих? Правильно ли устроено общество?); проблема отчуждённости мира богатых и сытых от мира бедных и голодных (Думают ли богатые и сытые о тех, кто не может позволить себе есть досыта?); проблема внутреннего противостояния искушению изобилием (Могут ли дети из бедной семьи противостоять искушению изобилием и не озлобиться?); проблема выбора профессии с учётом личных и общественных интересов (Могут ли при выборе профессии совпадать личные и общественные интересы?);

- проблема нравственной прочности человека (Почему именно в обыденных житейских ситуациях зачастую проявляется нравственная сущность человека?); ответственность человека перед самим собой и обществом в целом за реализацию своих способностей (Должен ли человек отвечать перед обществом за реализацию своих способностей?);проблема свободы личности и ответственности человека перед обществом; проблема создания общества с таким устройством, чтобы эгоист или жестокий человек были вынуждены проявлять сострадание и великодушие (Возможно ли создание идеального общества?); проблема коммерциализации культуры (Что недопустимо в процессе коммерциализации культуры?) и др.

     3. Анализ выполнения учащимися третьей части работы позволил выделить проблему использования выпускниками опыта изучения других предметов, в частности предметов филологического цикла. Их изучение происходит по сложившейся традиции автономно, недостаточно реализуются межпредметные связи, поэтому опыт изучения других предметов не используется при написании сочинения по прочитанному тексту. При этом следует подчеркнуть, что работа по обогащению словарного запаса выпускников должна вестись координировано и целенаправленно преподавателями разных предметов, так что усиление межпредметных связей при обучении русскому языку приобретает важнейшее значение.

  4. Следует более последовательно реализовывать в школе сознательно-коммуникативный принцип обучения родному языку, основная идея которого заключается в признании важности теоретических (лингвистических) знаний для успешного формирования практических речевых умений.

     Одним из главных требований в организации учебной деятельности по усвоению языка должно быть постоянное внимание к языковым значениям.

   5. Результаты ЕГЭ по русскому языку убеждают в необходимости использования в работе учителя современных способов проверки знаний, умений и навыков учащихся, применения единого критериального подхода к оценке творческих работ учащихся.