Примерный текстовый материал для работы над словарными словами

Шубина Наталия Борисовна

В виде презентации представлены конкретные виды текстового материала для работы со словами с непроверяемым написанием: пословицы, загадки, стихи для ассоциативного запоминания и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon priemy.ppt90 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Примерный текстовый материал для работы над словарными словами в начальной школе Шубина Н.Б. преподаватель русского языка БОУ СПО РА "Горно-Алтайский педагогический колледж"

Слайд 2

Короткие стихи для ассоциативного запоминания Бл о хи яблоко кусали, Букву О в нем отыскали. Б и ли Колю за билет : У него билета нет! В к о смос М о ня улетал – Космонавтом Моня стал! Ученик уч е бник взял, Быстро в школу побежал. Ой, береза б е лая, Белая, несмелая. У березы буква Е – Не одна, а целых две! Я вам здра в ия желаю, Когда « здравствуй » повторяю. Дам лопатой Коле в л о б, Коля мне лопатой – хлоп! М ё д медведь украдкой съел И наутро заболел. Вася п а льцами пальто Застегнул опять не то. Мою п е ной свой пенал , Чтобы ярко засверкал! Пл а чет Танечка в платок : Потеряла кошелек! На п о лку я ставлю посуду И мыть ее больше не буду! Варим ягоду на г о д, Прославляем огород! « Я !» да «Я!» - кричал язык , Я кал, якал и притих. Ого ! Стоит погода ! Скорей из огорода ! Из пшеницы варят пш е нку, Из телятины – тушенку. Р а к взлетает на ракете , Из ракеты машет детям. В четверг ч е тверо чертей Испугали малышей. Л и ца на улице Весело жмурятся. Ц аца лисица пошла погулять: Снова лисятам ц ыплят воровать.

Слайд 3

ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОБОРОТЫ и ПОСЛОВИЦЫ с «трудными» словами Белая ворона В здоровом теле здоровый дух Золотое руно Золотой дождь Золотые руки (сердце) Сулить золотые горы Как корова языком слизала Как крысы с тонущего корабля Как огурчик Комар носа не подточит Лучше быть первым в деревне , чем вторым в городе Лучше синица в руках, чем журавль в облаках Малиновый звон Мартышкин труд Медвежья услуга Мели, Емеля, твоя неделя Москва не сразу строилась Москва слезам не верит Бросать слова (деньги) на ветер Оборотная сторона медали Передать эстафету Пустить петуха Прятать в голову в песок , как страус Разделать под орех Рог изобилия Семь пятниц на неделе Сжечь корабли

Слайд 4

ПОСЛОВИЦЫ РАЗНЫХ НАРОДОВ О ЯЗЫКЕ Ветер горы разрушает, слово народы помнит. Человеческое слово стрелы острее. Слово может спасти человека , может и убить. Будь своему слову хозяин . Обязался языком , закрепи делом. Слово не воробей , вылетит – не поймаешь. Слово – серебро , молчание – золото . Слова хороши , если они коротки. Короткую речь слушать хорошо , про долгую речь думать хорошо . Петь хорошо вместе, а говорить порознь. Лучше ногою запнуться, чем языком . У него слово слову костыль подает. Доброе слово человеку – что дождь в засуху. Мельница мелет – мука будет, язык мелет – беда будет. Выпустишь с воробушка , а вырастет с коровушку . Мал язык , да всем телом владеет. Острый язык – дарование, а длинный – наказание. Язык длинный, мысли короткие. Язык иглы острее. Язык до Киева доведет. Язык ой – враг мой: прежде ума рыщет, беды ищет. Язык болтает, а голова отвечает. Дурной язык – голове неприятель. Язык всегда впереди бежит. За твоим языком не поспеешь и босиком.

Слайд 5

ПОСЛОВИЦЫ РАЗНЫХ НАРОДОВ О КНИГЕ И УЧЕНИИ Испокон века книга растит человека . Хорошую книгу читать не в тягость, а в радость. Книга подобна воде – дорогу пробьет везде. Книга не самолет , а за тридевять земель унесет. Я впервые прочел хорошую книгу – это приобрести нового друга; я прочел уже читанную книгу – это свидание со старым другом (кит.) Хорошая книга – искренний друг (тур.) Что написано пером, то не вырубишь топором . Слово – ветер , бумага – грунт (белорус.) Ученому везде дорога . Мир освещается солнцем , а человек знанием. Красна птица пером, а человек учением.

Слайд 6

Стихотворные отрывки для выборочного списывания Год прошел, как день вчерашний. Над Москвою в этот час Бьют часы Кремлевской башни Свой салют – двенадцать раз! Самолет и машина – Всё в проверку идет: Хороша ли пружина? Не тугой ли завод ? А высоко в небе остается след Быстрых самолетов и больших ракет . Как хорошо в родном краю! Ты всех счастливее на свете. В садах скворцы тебе поют, С тобою дружит теплый ветер . А навстречу без дорог Мчался ветер -ветерок. Широко бушует пламя, Разметавшись языками . В октябре , в октябре Частый дождик на дворе. На лугах мертва трава, Замолчал кузнечик . Заготовлены дрова На зиму для печек. Поднимаясь, мчатся вдаль Самолетов звенья.

Слайд 7

Словарные слова в загадках ОТГАДКА – СЛОВАРНОЕ СЛОВО Бежать, бежать – не добежать, Лететь, лететь – не долететь. ( горизонт ) Без рук, без ног, а рисовать умеет. ( мороз ) Под берегом сидит Тарас – кричать горазд. ( лягушка ) Не король, а в короне, не гусар, а в шпорах, на часы не заглядывает, а время знает. ( петух ) Среди двора стоит копна, спереди вилы, сзади метла. ( корова ) Косой бес поскакал в лес. ( заяц ) Утром на четырех ногах, в полдень – на двух, вечером – на трех. ( человек ) СЛОВАРНОЕ СЛОВО В ТЕКСТЕ ЗАГАДКИ Заревел медведь на все моря, на все горы. (гром) Без рук, без топорёнка построена избенка. (гнездо) На скале сидит лягушка , а спрыгнуть не может. (нос) Без чего не может жить человек ? (без имени) Посреди двора золотая голова. (подсолнух) Что топором не перерубишь? (дым) И языка нет, а правду скажет. (зеркало) Стучит, вертится, ходит весь век, а не человек . (часы)

Слайд 8

ПРИЕМЫ РАБОТЫ НАД СЛОВАМИ С НЕПРОВЕРЯЕМЫМ НАПИСАНИЕМ На доске написаны части предложений, которые следует продолжить словарным словом. Задача ученикам: записать слова в строчку, выделяя орфограммы. Например: В будке живет … (собака); В хлеву живет … (корова); В гнездах живут .. (ворона, воробей). Или: Шарик – это …(собака); Зорька – это… (корова). На доске написан связный текст. Задача ученикам: а) у доски: подчеркнуть словарные слова (орфограммы объяснить устно); б) на местах: записать слова в начальной форме. Погода сегодня хорошая . Тепло, по небу плывут белые пушистые облака . Учительница сказала, что мы пойдем на экскурсию в березовый лес.

Слайд 9

Анаграммы. На доске написаны слова, в которых буквы перепутаны местами: РОЗОМ; ВОРКУГ. Задача ученикам: а) устно переставив буквы местами, «собрать» слово; б) записать слова с комментированием. Слова записаны на доске. Задача: записать сначала слова, состоящие из одного слога, затем – из двух и потом – из трех. ПРИЕМЫ РАБОТЫ НАД СЛОВАМИ С НЕПРОВЕРЯЕМЫМ НАПИСАНИЕМ

Слайд 10

Слова, в которых «спрятались» другие слова Ав том обиль В друг Ве село Вок зал Во круг Вор о бей Вор она С верх у П обед а По год а По том Пот ом Привет ливо Рак ета Рис унок Р один а

Слайд 11

Слово, этимологи-ческая справка Однокоренные слова Синонимы, антонимы Загадки, пословицы, устойчивые сочетания слов Автомобиль: аутос (греч.) «сам» + мобилис (лат) «подвижный Автомобильчик автомобилист, автомобильный Автомашина, машина. Загадки : 1) Чтоб тебя я повез, мне не нужен овес. Накорми меня бензином, на копытца дай резину, и тогда, поднявши пыль, побежит … (автомобиль). 2) Дом по улице идет, на работу нас везет. Не на курьих тонких ножках, а в резиновых сапожках. Агроном: (греч) агрос «поле»+ номос «закон» Агрономия, агрономи-ческий. -- Слушай агронома – будет хлеба вдосталь дома. Кто с агротехникой дружит, об урожае не тужит. Адрес (из франц . яз .) Адресок, адресный, адресовать, адресант (отправитель), адресат (получатель) Адресовать, направлять, обращать. Фразеологизмы. 1) Не по адресу – не туда, куда следует. Вы обращаетесь не по адресу. 2) В адрес (кого? чего?) – на имя кого-либо, чего-либо. Не очень приятные слова звучали в адрес прогульщиков. Дидактический материал