Этот удивительный язык: внеклассное занятие
Целью внеклассного занятия является приобщать студентов к удивительному многообразию русского языка; по возможности проверить их лингвистический кругозор; используя тематическую направленность занятия, напомнить студентам о должном отношении к языку, о правилах культуры общения. Форма проведения - традиционная.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etot_udivitelnyy_yazyk.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное образовательное учреждение Республики Алтай «Горно-Алтайский педагогический колледж»
Этот удивительный язык:
внеклассное занятие по русскому языку
Разработала:
преподаватель русского
языка Шубина Н.Б.
Цели: Приобщать студентов к удивительному многообразию русского языка; по возможности проверить их лингвистический кругозор; используя тематическую направленность занятия, напомнить студентам о должном отношении к языку, о правилах культуры общения.
Подготовка и условия проведения: Ведущие заранее готовятся к занятию, группа делится на 3 команды (по жребию), рассаживается за сдвинутые парты. После оглашения задания и его обсуждения команда, готовая к ответу, поднимает флажок, и один из ее членов отвечает. Если у других команд есть варианты, им предоставляется право ответить.
Оборудование: Карточки с названиями команд «Синонимы», «Антонимы», «Омонимы»; иллюстрации фразеологизмов; картинки с изображением языков; элементы одежды для сценок (очки, шапка, шляпа, игрушка или др.); призы зрителям и командам.
Ход занятия:
1 ведущий:
- Дорогие друзья! Русский язык - один из самых развитых и богатых языков мира. Он звучен и мелодичен. Русский язык располагает большим запасом слов. В нем много синонимов, фразеологизмов, омонимов и т.д. С их помощью точно и ярко выражаются все оттенки мысли и чувства…
Например, в русских сказках встречаются такие выражения:
Затосковал царь-батюшка…
Сел царевич на мягкую травку, пригорюнился…
Закручинился Иван, запечалился…
О русский язык!!..
2 ведущий (появляется неожиданно, перебивает)
- Знаю-знаю! У меня тоже язык есть! И у всех ребят, правда? Ребята, покажите все дружно языки! (вывешивает картинку с изображением языка)
1 ведущий (в ужасе):
- Что ты?! Что ты! Какие языки? Я совсем о другом говорю! Язык - это…
2 ведущий:
- Знаю-знаю! У любого костра есть много языков, они горячие, жгучие, красные! (вывешивает картинку с изображением костра)
1 ведущий:
- При чем здесь костер? Ты меня совсем не понимаешь… как будто я говорю на немецком языке…
2 ведущий:
- Вот-вот! Мой дедушка на войне в разведке служил, так он каждый день по немецкому языку приводил.
1 ведущий:
- Опять не то! Язык, о котором говоришь ты – это немецкий пленный (вывешивает картинку с изображением немецкого солдата)
2 ведущий:
- А я что говорю? Дед этих пленных немцев или, по-другому, языков, совсем не боялся! Зато как они его боялись!..
1 ведущий:
- И как же они его боялись?
2 ведущий:
- Как огня! Так бегали, что только пятки сверкали!
1 ведущий:
- А разве пятки могут сверкать? (Смеется) Как это понимать? Ребята, может быть, вы знаете, что значит «пятки сверкают»?
(очень быстро)
2 ведущий:
- Да, в нашем языке много такого, что сразу и не поймешь, но зато если разберешься, то станет ясно, что красочность, яркость, выразительность, образность языку придают именно такие выражение – фразеологизмы.
Задание №1 «Перевертыши»
Заменить слова антонимичными парами, воспроизвести фразеологизм, объяснить его значение.
- Ночью без воды потеряешь (днем с огнем не нейдешь: с большим трудом найти)
- Короткий доллар (длинный рубль: большой, но легкий заработок)
- Ангел руку починит (черт ногу сломит: невозможно навести порядок, разобраться в чем-либо)
- Горничная под стручком (принцесса на горошине: изнеженный человек)
- Над стулом на самолете летать (под стол пешком ходить: очень маленький)
- Опускать под слезы (поднимать на смех: высмеивать)
- Перед морозищем в понедельник (после дождика в четверг: неизвестно когда, никогда)
- Лечь без правой руки (встать с левой ноги: быть с утра в плохом настроении)
Задание №2 «Язык в картинках»
Определить, какой фразеологизм изображен на рисунке, что он означает
(по 2 каждой команде)
1 ведущий:
- Что-то мы расшумелись!
2 ведущий:
- Раскричались! Разбезобразничались!
1 ведущий:
- Я сейчас как рассержусь! Разобижусь! Разозлюсь! Расфыркаюсь!
2 ведущий (скептично):
- И уйдешь, покинешь нас, удалишься, отчалишь, ретируешься… Скатертью дорога! А мы в это время будем развлекаться, веселиться, смеяться!
1 ведущий:
- Я остаюсь и задам один вопрос командам: как называются слова, близкие по значению? (синонимы)
Задание №3 «Близнецы»
Привести синонимичные обороты к следующим фразеологизмам (На карточках приведено по 4 фразеологических оборота – одинаковые для всех; на обсуждение 5 минут, синонимы записываются, затем по очереди называются, у кого больше – тот и выиграл конкурс).
- Последняя спица в колеснице (человек, играющий незначительную, жалкую роль: мелкая сошка; каждый суслик агроном; птица низкого полета; шишка на ровном месте)
- Кот наплакал (мало: с гулькин нос; с воробьиный нос; всего ничего; раз-два и обчелся; по пальцам перечесть; капля в море)
- Хоть плачь (безвыходное положение: хоть в петлю лезь; хоть караул кричи; хоть волком вой )
- Лодыря гонять (бездельничать: бить баклуши; валять дурака; плевать в потолок; считать ворон; лежать на боку)
Игра со зрителями (проводится во время обсуждения)
- Кто последний назовет фразеологизм с названием птицы, тот и выиграл.
(белая ворона, стреляный воробей, глухая тетеря, с гулькин нос, гусь лапчатый, считать ворон, надутый павлин, уха из петуха, куры не клюют… )
- Объяснить, как появились следующие фразеологизмы:
- Кричать во всю ивановскую
- Отложить в долгий ящик
- Гол как сокол
Проверка задания №3
Задание №4 «Мини-сценки»
Команды должны заметить речевую ошибку, понять сигнальную карточку и объяснить, в чем ошибка.
– Лена, одевайся поскореее! Мы уже опаздуваем!
- Сейчас, мне осталось только шапку одеть, и я готова.
(нужно: надеть
одеть – кого-то; надеть что-то на… или … на кого-то)
– Почему ты сегодня такая красивая и радостная?
- У меня сегодня юбилей. 18 лет исполнилось!
(нужно: день рождения;
юбилей – «круглая дата»)
– Я это кино видел уже 20 раз!
- Ты мне очки не вытирай! Его сегодня первый раз по телевизору показывают!
(нужно: втирать очки, т.е. намеренно обманывать кого-либо)
Сегодня загрязнение воды на пляже выше нормы.
Да, а отдыхающие и купающие этого не знают.
(нужно: купающиеся)
Где делают такие прекрасные игрушки?
В товариществе органически ответственном «Радуга»
(нужно: в товариществе с ограниченной ответственностью)
Добрый вечер, Анна. Куда Вы идете?
В театр. Сегодня показывают первую премьеру «Мертвых душ»
(нужно: премьера – первое представление )
Я слышал, у вас завтра соревнования?
Да, и я обязательно в них побежу!
Не побежу, а победю!
(нужно: одержу победу)
Я купил аквариум с рыбками
А как правильно сказать:
У рыбов нет зубов?
У рыбей нет зубей?
У рыб нет зуб?
У рыбьев нет зубьев?
(нужно: у рыб есть зубы)
2 ведущий:
- Пока вы тут беседовали, я сочинила стихи.
1 ведущий:
- Наверняка что-нибудь типа «Я помню чудное мгновенье»…
2 ведущий:
- Что ты! Гораздо лучше. Слушайте:
С запыленного стекла
Тихо капелька стекла…
1 ведущий:
- Да, воистину шедевр! Только рифма какая-то странная: стекла-стекла, похоже на рифму два рубля – три рубля, экономика – суперэкономика.
2 ведущий (смеется):
- Как ошибаешься! Моя рифма – особая. Послушай еще:
Приближается весна.
На горе стоит сосна.
Как придет сюда весна –
Отойдет сосна от сна.
1 ведущий:
- Ничего не понял! Может, мне кто-нибудь объяснит, что это за слова такие?
(это вид омонимов – омоформы, слова, совпадающие в звучании только в одной из форм)
2 ведущий:
- Да, это именно омоформы. Хотите, я еще подобные стихи почитаю?
1 ведущий:
- Достаточно. Лучше мы дадим задание командам сочинить свои стихи на заданные рифмы – буриме.
Задание №5 «Веселые поэты»
Сочинить четверостишие:
- Ключ - колюч, острый - пестрый
- Дети – на свете, копать – хохотать
- Больной – тупой, родник – поник
Игра со зрителями «Догони зайца»
Заверши пословицу, поговорку
- Тяжело в ученье… (легко в бою)
- Ученье – свет… (неученье - тьма)
- Любишь кататься… (люби и саночки возить)
- Большому кораблю… (большое плаванье)
- Тише едешь… (дальше будешь)
- Семь раз отмерь… (один раз отрежь)
- На основе каких пословиц и поговорок созданы следующие контаминации?
- Не имей сто рублей, а родись красивой
- На безрыбье не суйся в оду
- За двумя зайцами погонишься – дальше будешь
- Семь раз отмерь, а сам не плошай
Проверка задания №5
1 ведущий:
Да, богат русский язык! Сколько в нем пословиц, поговорок, фразеологических оборотов…
2 ведущий:
Как поэты и писатели ориентируются в таком количестве слов и выражений?! Поиски нужного слова известны каждому из нас, а для них это особенно важно.
1 ведущий:
В.В. Маяковский писал:
«… Изводишь единого слова ради
тысячи тонн словесной руды.
Но так испепеляюще слов этих жжение
Рядом с тлением слова-сырца.
Эти слова приводят в движение
Тысячи лет миллионов сердца…»
Оглашение результатов, награждение победителей
До новых встреч!