Этот удивительный язык: внеклассное занятие

Шубина Наталия Борисовна

Целью внеклассного занятия является приобщать студентов к удивительному многообразию русского языка; по возможности проверить их лингвистический кругозор; используя тематическую направленность занятия, напомнить студентам о должном отношении к языку, о правилах культуры общения. Форма проведения - традиционная.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon etot_udivitelnyy_yazyk.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное образовательное учреждение Республики Алтай  «Горно-Алтайский педагогический колледж»

Этот удивительный язык:

внеклассное занятие по русскому языку

Разработала:

преподаватель русского

языка Шубина Н.Б.

Цели: Приобщать студентов к удивительному многообразию русского языка; по возможности проверить их лингвистический кругозор; используя тематическую направленность занятия, напомнить студентам о должном отношении к языку, о правилах культуры общения.

Подготовка и условия проведения: Ведущие заранее готовятся к занятию, группа делится на 3 команды (по жребию), рассаживается за сдвинутые парты. После оглашения задания и его обсуждения команда, готовая к ответу, поднимает флажок, и один из ее членов отвечает. Если у других команд есть варианты, им предоставляется право ответить.

        Оборудование: Карточки с названиями команд «Синонимы», «Антонимы», «Омонимы»; иллюстрации фразеологизмов; картинки с изображением языков; элементы одежды для сценок (очки, шапка, шляпа, игрушка или др.); призы зрителям и командам.

Ход занятия:

1 ведущий:

-  Дорогие друзья! Русский язык -  один из самых развитых и богатых языков мира. Он звучен и мелодичен. Русский язык располагает большим запасом слов. В нем много синонимов, фразеологизмов, омонимов и т.д. С их помощью точно и ярко выражаются все оттенки мысли и чувства…

        Например, в русских сказках встречаются такие выражения:

        Затосковал царь-батюшка…

        Сел царевич на мягкую травку, пригорюнился

        Закручинился Иван, запечалился

О русский язык!!..

2 ведущий (появляется неожиданно, перебивает)

  1. Знаю-знаю! У меня тоже язык есть! И у всех ребят, правда? Ребята, покажите все дружно языки! (вывешивает картинку с изображением языка)

1 ведущий (в ужасе):

  1. Что ты?! Что ты! Какие языки? Я совсем о другом говорю! Язык -  это…

2 ведущий:

  1. Знаю-знаю! У любого костра есть много языков, они горячие, жгучие, красные! (вывешивает картинку с изображением костра)

1 ведущий:

  1. При чем здесь костер? Ты меня совсем не понимаешь… как будто я говорю на немецком языке…

2 ведущий:

  1. Вот-вот! Мой дедушка на войне в разведке служил, так он каждый день по немецкому языку приводил.

1 ведущий:

  1. Опять не то! Язык, о котором говоришь ты – это немецкий пленный (вывешивает картинку с изображением немецкого солдата)

2 ведущий:

  1. А я что говорю? Дед этих пленных немцев или, по-другому, языков, совсем не боялся! Зато как они его боялись!..

1 ведущий:

  1. И как же они его боялись?

2 ведущий:

  1. Как огня! Так бегали, что только пятки сверкали!

1 ведущий:

  1. А разве пятки могут сверкать? (Смеется) Как это понимать? Ребята, может быть, вы знаете, что значит «пятки сверкают»?

(очень быстро)

2 ведущий:

  1. Да, в нашем  языке много такого, что сразу и не поймешь, но зато если разберешься, то станет ясно, что красочность, яркость, выразительность, образность языку придают именно такие выражение – фразеологизмы.

Задание №1 «Перевертыши»

        Заменить слова антонимичными парами, воспроизвести фразеологизм, объяснить его значение.

  1. Ночью без воды потеряешь (днем с огнем не нейдешь: с большим трудом найти)
  2. Короткий доллар (длинный рубль: большой, но легкий заработок)
  3. Ангел руку починит (черт ногу сломит: невозможно навести порядок, разобраться в чем-либо)
  4. Горничная под стручком (принцесса на горошине: изнеженный человек)
  5. Над стулом на самолете летать (под стол пешком ходить: очень маленький)
  6. Опускать под слезы (поднимать на смех: высмеивать)
  7. Перед морозищем в понедельник (после дождика в четверг: неизвестно когда, никогда)
  8. Лечь без правой руки (встать с левой ноги: быть с утра в плохом настроении)

Задание №2 «Язык в картинках»

        Определить, какой фразеологизм изображен на рисунке, что он означает

 (по 2 каждой команде)

1 ведущий:

  1. Что-то мы расшумелись!

2 ведущий:

  1. Раскричались! Разбезобразничались!

1 ведущий:

        - Я сейчас как рассержусь! Разобижусь! Разозлюсь! Расфыркаюсь!

2 ведущий (скептично):

- И уйдешь, покинешь нас, удалишься, отчалишь, ретируешься… Скатертью дорога! А мы в это время будем развлекаться, веселиться, смеяться!

1 ведущий:

  1. Я остаюсь  и задам один вопрос командам: как называются слова, близкие по значению?                                  (синонимы)

Задание №3 «Близнецы»

        Привести синонимичные обороты к следующим фразеологизмам (На карточках приведено по 4 фразеологических оборота – одинаковые для всех; на обсуждение 5 минут, синонимы записываются, затем по очереди называются, у кого больше – тот и выиграл конкурс).

  1. Последняя спица в колеснице (человек, играющий незначительную, жалкую роль: мелкая сошка; каждый суслик агроном; птица низкого полета; шишка на ровном месте)
  2. Кот наплакал (мало: с гулькин нос; с воробьиный нос; всего ничего; раз-два и обчелся; по пальцам перечесть; капля в море)
  3. Хоть плачь (безвыходное положение: хоть в петлю лезь; хоть караул кричи; хоть волком вой )
  4. Лодыря гонять (бездельничать: бить баклуши; валять дурака; плевать в потолок; считать ворон; лежать на боку)

Игра со зрителями (проводится во время обсуждения)

  1. Кто последний назовет фразеологизм с названием птицы, тот и выиграл.

(белая ворона, стреляный воробей, глухая тетеря, с гулькин нос, гусь лапчатый, считать ворон, надутый павлин, уха из петуха, куры не клюют… )

  1. Объяснить, как появились следующие фразеологизмы:
  1. Кричать во всю ивановскую
  2. Отложить в долгий ящик
  3. Гол как сокол

Проверка задания №3

Задание №4 «Мини-сценки»

        Команды должны заметить речевую ошибку, понять сигнальную карточку и объяснить, в чем ошибка.

  1. – Лена, одевайся поскореее! Мы уже опаздуваем!

  1. Сейчас, мне осталось только шапку одеть, и я готова.

(нужно: надеть

одеть – кого-то; надеть что-то на…  или … на кого-то)

  1. – Почему ты сегодня такая красивая и радостная?

  1. У меня сегодня юбилей. 18 лет исполнилось!

(нужно: день рождения;

юбилей – «круглая дата»)

  1. – Я это кино видел уже 20 раз!

  1. Ты мне очки не вытирай! Его сегодня первый раз по телевизору показывают!

(нужно: втирать очки, т.е. намеренно обманывать кого-либо)

  1. Сегодня загрязнение воды на пляже выше нормы.

Да, а отдыхающие и купающие этого не знают.

                                (нужно: купающиеся)

  1. Где делают такие прекрасные игрушки?

В товариществе органически ответственном «Радуга»

(нужно: в товариществе с ограниченной ответственностью)

  1. Добрый вечер, Анна. Куда Вы идете?

В театр. Сегодня показывают первую премьеру «Мертвых душ»

(нужно: премьера – первое представление )

  1. Я слышал, у вас завтра соревнования?

Да,  и я обязательно в них побежу!

Не побежу, а победю!

                                (нужно: одержу победу)

  1. Я купил аквариум с рыбками

А как правильно сказать:

У рыбов нет зубов?

У рыбей нет зубей?

У рыб нет зуб?

У рыбьев нет зубьев?

                                (нужно: у рыб есть зубы)

2 ведущий:

  1. Пока вы тут беседовали, я сочинила стихи.        

1 ведущий:

  1. Наверняка что-нибудь типа «Я помню чудное мгновенье»…

2 ведущий:

  1. Что ты! Гораздо лучше. Слушайте:

С запыленного стекла

Тихо капелька стекла…

1 ведущий:

  1. Да, воистину шедевр! Только рифма какая-то странная: стекла-стекла, похоже на рифму два рубля – три рубля, экономика – суперэкономика.

2 ведущий (смеется):

  1. Как ошибаешься! Моя рифма – особая. Послушай еще:

Приближается весна.

На горе стоит сосна.

Как придет сюда весна –

Отойдет сосна от сна.

1 ведущий:

  1. Ничего не понял! Может, мне кто-нибудь объяснит, что это за слова такие?

(это вид омонимов – омоформы, слова, совпадающие в звучании только в одной из форм)

2 ведущий:

- Да, это именно омоформы. Хотите, я еще подобные стихи почитаю?

1 ведущий:

  1. Достаточно. Лучше мы дадим задание командам сочинить свои стихи на заданные рифмы – буриме.

Задание №5 «Веселые поэты»

        Сочинить четверостишие:

  1. Ключ - колюч, острый - пестрый
  2. Дети – на свете, копать – хохотать
  3. Больной – тупой, родник – поник

Игра со зрителями «Догони зайца»
  1. Заверши пословицу, поговорку

  1. Тяжело в ученье… (легко в бою)
  2. Ученье – свет… (неученье - тьма)
  3. Любишь кататься… (люби и саночки возить)
  4. Большому кораблю… (большое плаванье)
  5. Тише едешь… (дальше будешь)
  6. Семь раз отмерь… (один раз отрежь)

  1. На основе каких пословиц и поговорок созданы следующие контаминации?
  1. Не имей сто рублей, а родись красивой
  2. На безрыбье не суйся в оду
  3. За двумя зайцами погонишься – дальше будешь
  4. Семь раз отмерь, а сам не плошай
Проверка задания №5

1 ведущий:

Да, богат русский язык! Сколько в нем пословиц, поговорок, фразеологических оборотов…

2 ведущий:

Как поэты и писатели ориентируются в таком количестве слов и выражений?! Поиски  нужного слова известны каждому из нас, а для них это особенно важно.

1 ведущий:

        В.В. Маяковский писал:

        «… Изводишь единого слова ради

тысячи тонн словесной руды.

Но так испепеляюще слов этих жжение

Рядом с тлением слова-сырца.

Эти слова приводят в движение

Тысячи лет миллионов сердца…»

Оглашение результатов, награждение победителей

До новых встреч!