Урок русского языка по теме " Фонетические средства художественной выразительности"
Урок по теме "Фонетика", всегда привлекает студентов музыкального колледжа. Во - первых, тема связана с дисциплиной "Гармония" , где важен фонематический слух студентов ( им близко),а, во - вторых, включает их в исследовательскую работу, а не пустое заучивание терминов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_discipline.docx | 36.97 КБ |
Предварительный просмотр:
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«РУССКИЙ ЯЗЫК» (1 курс)
ТЕМА УРОКА:
ФОНЕТИКА.
Фонетические средства художественной выразительности
Цели урока:
познавательные:
- формирование представления об особенностях фонетических средств выразительности русской речи;
- чтение и комментирование стихотворения Ф.И. Тютчева «Осенний вечер» с использованием биографического, историко-литературного, текстологического комментариев текста;
- приобретение навыков исследовательской работы над лирическим произведением;
развивающие:
- развитие образного, ассоциативного мышления и языкового чутья в процессе анализа лирического произведения;
- формирование умений и навыков фонетического анализа стихотворения; подготовка к единому государственному экзамену;
- формирование эстетического вкуса и приобщение студентов к осознанному чтению стихотворений Ф.И.Тютчева;
воспитывающие:
- воспитание внимания к слову;
- развитие любви к творчеству русских поэтов;
- формирование культуры речи;
- развитие эстетического вкуса
Оборудование: стихотворение Ф.И.Тютчева «Осенний вечер»; картины «Осень» Ю.Левитана; «Осень» Ю.Попова; музыка П.Чайковского «Времена года», Вивальди «Времена года» (фрагменты); фотографии поэта; таблица «Звуки русской речи», осенние листья на партах.
Форма урока – урок – исследование
ПЛАН урока
- Организационный этап;
- Основная часть: исследование фонетических средств художественной выразительности на примере стихотворения Ф.И.Тютчева «Осенний вечер»
- Заключительный этап. Выводы.
- Задание на дом. Подведение итогов.
Ход урока
Поэзия есть внутренняя Музыка,
внешне выраженная размерною речью.
Слово есть чудо, Стих - волшебство.
Музыка, правящая Миром и нашей
душой, есть Стих.
(Бальмонт)
В природе существует звук,
который неслышим,
также существует цвет,
который невидим,
но который может быть услышан.
Е. П. Блаватская
1.Организационный этап. Организация курса. Объявление темы урока, цели.
Слово учителя: Основную смысловую, эмоциональную и эстетическую нагрузку в произведении несет, конечно, слово. Именно найденное гармоничное сочетание смысла слова и звучания обладает огромной силой воздействия.
Поэтическое произведение – это мир слов и звуков, которые не всегда можно соотнести с принятыми звуковыми средствами. Поэтому мы, анализируя стихотворение, обращаемся к звукам русского языка, которые в сочетании с другими звуками влияют на восприятие стихотворения с точки зрения звучания и смысла.
На уроках русского языка мы рассмотрели фонетические особенности русской речи. Сегодня обратимся к фонетическим средствам выразительности русской речи.
Наши цели –
- повторить фонетические средства языковой выразительности,
- продолжить работу по их распознаванию ,
- выявить их роль в организации художественного текста
- продолжить работу по анализу художественного текста.
Преподаватель: Обратите внимание на первый эпиграф нашего урока ( написан на доске):
Поэзия есть внутренняя Музыка, внешне выраженная размерною речью. Слово есть чудо, стих - волшебство. Музыка, правящая Миром и нашей душой, есть Стих.
(Бальмонт)
Материалом нашего исследования станет стихотворение Ф.И.Тютчева «Осенний вечер».
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
2.1. Терминологический диктант.
Преподаватель: Мы с вами изучили термины, необходимые для звуковой организации стихотворения и как яркие средства художественной выразительности стихотворения. Вам необходимо, услышав лексическое значение слова, записать языковедческий термин.
( у доски работает студент)
А) повторение в стихотворной речи одинаковых гласных звуков, усиливающих выразительность поэтической речи - (ассонанс;)
Б) повторение в стихотворной речи однородных звуковых особенностей - (ритм);
В) повторение в стихотворной речи (реже – в прозе) одинаковых согласных звуков, один из видов звукописи - (аллитерация);
Г) основное выразительное средство звучащей речи, позволяющее передать отношение говорящего к тому, о чем он говорит - (интонация );
Д) подбор слов близкого звучания ( звукопись);
Е) красота и естественность звучания звуков – (благозвучие)
Ж) одна из сильных позиции стихотворного текста, скрепленная интонацией, рифмующимися словами и смысловыми (семантическими) связями - (РИФМА_)
Преподаватель: Назовите 2 слова, образованные способом сложения ( звукопись и благозвучие)
Курс поделен (заранее) на 3 группы
- Работа по группам.
Преподаватель: Поэты, исследователи стихотворной речи давно заметили, что звуки играют определенную роль в смысловой организации текста. (Чтение по группам высказываний.)
1.группа: «В российском языке, как кажется, частое повторение письмена А способствовать может к изображению великолепия, великого пространства, глубины и вышины; учащение письмен И, Е,Ю – к изображению нежности, ласкательности, плачевных или малых вещей; через Я можно показать приятность, увеселение, нежность и склонность; через О, У, Ы – страшные и сильные вещи: гнев, зависть, боль и печаль…»(М. В, Ломоносов, “Риторика”.)
2.группа: «О – звук восторга, торжествующее пространство есть О: -Поле, Море, Простор. Все огромное проявляется через О, хотя бы и темное: стон, горе, гроб, похороны, сон, полночь. Большое, как долы и горы, остров, озеро, облако. Долгое, как скорбная доля. Огромное, как Солнце, как Море. Грозное, как осыпь, оползень, гром…Запоет, заноет, как колокол…Высокий свод вознесенного собора. Бездонное О».(К. Бальмонт.)
3.группа: «Р ясно говорит мне о чем-то громком, ярком, красном, горячем, быстром. Л – о чем-то бледном, голубом, холодном, плавном, легком. Звук Н – о чем-то нежном, о снеге, небе, ночи… Звуки Д и Т – о чем-то душном, тяжелом, о тумане, о тьме, о затхлом…»(Е. Замятин.)
Преподаватель: В течение урока вы можете пользоваться высказываниями. Эти высказывания – подсказки для дальнейшей нашей с вами работы. Какие ассоциации вызывает у вас слово «ОСЕНЬ»?
Студенты называют: ( листопад, дождь, зонтики, насморк, плащ….) (по группам – 2-3 ассоциации)
У доски студент выполняет фонетический разбор слова «ОСЕНЬ».
На столах у студентов есть таблица. С помощью таблицы ( «что передают звуки») группы ищут слова, которые ассоциируются со звуками в фонетическом разборе: [о] - пространство, осторожность; [с́] - шелест, беспокойство; [и] - мечтание, вдохновение; [ н́] - танец ;
Вместе с преподавателем студенты приходят к выводу, что лексическое, ассоциативное и звуково е значение слова «осень» очень похожи.
2.3. Работа над текстом стихотворения Ф.И.Тютчева «Осенний вечер»».
( текст стихотворения лежит на партах)
Преподаватель: Стихотворение «Осенний вечер» написал один из представителей поэзии «чистого искусства» Федор Иванович Тютчев, слава к которому пришла на шестом десятке лет. Поэты этого направления ( А.Фет, А.Майков, Плещеев и другие) акцентировали своё внимание на природу и чувства человека, на гармонию между человеком и природой. Образами природы поэты выражали свои сокровенные мысли и чувства. Себя Тютчев называл «верным сыном природы» .
2.3.1. Прослушивание стихотворения наизусть. Читает студент.
ОСЕННИЙ ВЕЧЕР
Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть:
Зловещий блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев томный, легкий шелест,
Туманная и тихая лазурь
Над грустно-сиротеющей землею,
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый, холодный ветр порою,
Ущерб, изнеможенье - и на всем
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья.
Октябрь 1830 Тютчев (27 лет)
Преподаватель: (Анализ начинаем с поэтики заглавия, так как в нем содержится главный лирический образ, скрыта главная для поэта эмоция и философская идея. По сути дела, название отражает авторское понимание текста.) Какую картину вы рисуете, услышав стихотворение? (Работа по группам: каждая группа высказывает своё мнение)
2.3.2. Работа над лексикой стихотворения. Проверка домашнего задания ( лексическое значение слов необходимо было найти в толковом словаре):
- истома - чувство приятной расслабленности;
- томный - исполненный истомы, устало – нежный
- изнеможенье – состояние полной усталости, бессилия;
- кроткий – незлобивый, покорный, смирный;
- пестрый – состоящий из разноцветных пятен, полос…
- увядать – вянуть
- стыдливый – застенчивый, стеснительный
- страдание – физическая или нравственная боль, мучение
Преподаватель: Найдите в стихотворении слова - неологизмы – (светлость, стыдливость, пестрота, грустно – сиротеющий..) (Запись в тетрадь)
Преподаватель: Найдите в стихотворении слова высокого стиля – (дерев, ветр, кроткий ..) (запись в тетрадь) Для чего , на ваш взгляд, автор их употребляет?
(Автор стремится преодолеть единообразие, и словотворчество делает речь автора более выразительной. Но чтобы создать возвышенный настрой, Тютчев употребляет слова высокого стиля.)
2.3.3. Преподаватель: Давайте обратимся к звукописи стихотворения. Одно из фонетических средств – это аллитерация. Обратите внимание на согласные звуки. Каких звуков встречается больше в этом стихотворении? (Работа по группам)
Приходим к единому мнению – это звуки [Р.С.Л ](запись в тетрадь)
Преподаватель: Найдите в таблице соответствие этим звукам.
Каждой группе дается один звук. Приходим к выводу (вихри, танец, устремлённость) ( см таблица)(запись в тетрадь). Соотносим слова с темой осени и темой стихотворения.
Преподаватель: Остановимся на двух последних строчках стихотворения:
«Что в существе разумном мы зовем» –Какой звук в этой строчке чаще всего встречается ? Приходим к выводу - 4 М . В таблице ищем понимание этого звука . -(философствование, размышление)
«Божественной стыдливостью страданья.» ––Какие звуки в этой строчке повторяются в каждом слове ?
Приходим к выводу - 3 СТ В таблице ищем понимание этих звуков. Приходим к выводу - ( сомнение, беспокойство, поиск; ответственность, творчество, разрушение)
Преподаватель: Чтобы понять, что же этими строчками хотел сказать автор, перейдем к лексическим пояснениям некоторых слов и словосочетаний. ( студенты записывают в тетрадь)
Существо разумное - подберите синоним (это человек)
Страдание - подберите синонимы ( мука, терзание, пытка)
Стыдливость – подберите синонимы (застенчивость, стеснительность)
Божественный - подберите синоним ( духовный,)
Преподаватель: Что же подсказывают читателю эти строки?
(Только человек разумный понимает, что тот, кто обладает духовностью, страдает, переживает муки, терзания, живет в гармонии с природой, со всем миром.)
Преподаватель: Так какова же основная тема стихотворения? Что подсказало нам основную мысль стихотворения? ( аллитерация может помочь выразить основную тему стихотворения)
2.3.4. Преподаватель: Как вы думаете, а какое еще фонетическое средство сможет помочь нам в разборе стихотворения? ( ассонанс).
Рассмотрим еще 2 строчки стихотворения.
Есть в светлости осенних вечеров
Преподаватель: Выделите только ударные гласные звуки . (запись в тетрадь)
Ответ - [Э, Э, Э, О ].
Преподаватель: Найдите соответствие в таблице . Приходим к выводу – вдохновение, мечтательность, романтизм и восторг, пространство, простота
Порывистый, холодный ветр порою,
Преподаватель: Выделите только ударные гласные звуки (запись в тетрадь)
Ответ - [ Ы, О, Э, О]
Обращаясь к таблице ,приходим к выводу : устрашение, шум, приговор, колокол, победный клич, крик, пространство, приговор, осторожность.
Соотносим с темой стихотворения.
Преподаватель:: Что же помогли увидеть, услышать гласные звуки в стихотворении?
2.3.5. Преподаватель: Особое внимание уделим с вами яркому средству художественной выразительности - рифме. Вспомните значение этого слова. Рифма задает ритм стихотворению. (Рифма — важный фактор в возникновении поэтических образов, рычаг поэтического мышления. «Рифма — крылья», — говорила А. А. Ахматова).
Как называются рифмы , оканчивающиеся на гласную ( — открытые ), на согласный (— закрытые)?
Преподаватель: Каких же строк больше в стихотворении: открытых или закрытых? Почему?
Работа по группам: высказывают свое мнение.
ВЫВОД: закрытых строк больше ,т.к. открытые – такие окончания считаются плавными, напевными, а закрытые – признаются резкими, отрывистыми, энергичными; именно последние рисуют борьбу и победу наступающей холодной стихии.
Преподаватель: рифма один из главных инструментов мелодики стиха, бывают женские и мужские рифмы. Как их отличить друг от друга? Рассмотрим это на нашем стихотворении.
(А) женские – ударение падает на предпоследний слог (волнами)
6 строк с женской рифмой; Б) мужскими – ударение падает на последний слог – (на скале)
6 строк с мужской рифмой)
Преподаватель: Почему автор , на ваш взгляд, применяет одинаковое количество мужских и женских рифм?
(сравнимо с падающими листьями, зрелостью человека)
2.4 Преподаватель: .Обладают ли звуки цветом? Обратимся ко 2 эпиграфу:
«В природе существует звук, который неслышим, также существует цвет, который невидим, но который может быть услышан».Е. П. Блаватская
Свойство звуков вызывать цветовые образы было замечено давно. Много писалось о цветовом слухе А. Скрябина, который музыкальные звуки видел в цвете. Целое направление в искусстве - цветомузыка - основано на этом свойстве звуков музыки.
Прослушаем фрагменты музыкальных произведений: П.Чайковского «Времена года», Вивальди «Времена года» (осень); Какую цветовую гамму вы услышали? (Работа по группам, находим общее, различное у композиторов, потом выясняем, какой музыкальный фрагмент ближе к стихотворению Тютчева, почему) )
Преподаватель: Есть мнение о том, что звуки речи, особенно гласные, тоже могут восприниматься в цвете.
А. Рембо написал даже сонет «Гласные», в котором так раскрасил звуки .
Стихотворение читает подготовленный студент.
А - черный; белый - Е; И - красный; У - зеленый; О - синий;
тайну их скажу я в свой черед,
А — бархатный корсет на теле насекомых,
Которые жужжат над смрадом нечистот.
Е — белизна холстов, палаток и тумана.
Блеск горных родников и хрупких опахал!
И — пурпурная кровь, сочащаяся рана
Иль алые уста средь гнева и похвал.
У — трепетная рябь зеленых волн широких,
Спокойные луга, покой морщин глубоких
На трудовом челе алхимиков седых.
О - звонкий рев трубы, пронзительный и странный,
О - дивных глаз ее лиловые лучи.
Преподаватель: Есть даже результаты эксперимента ( музыкантов и языковедов) по звукоцветовым соответствиям. Они приведены в таблице, которой мы сейчас и воспользуемся.
Давайте и мы исследуем стихотворение Тютчева.
ЗВУКОБУКВЫ | ЦВЕТ |
А, Я | Красный, ярко – красный, густо - красный |
О | Светло – желтый. белый, пурпурный |
Е,Ё | Зеленый, желто – зеленый |
И,Й | Синий, небесно – голубой, синеватый |
У | Серый, Темно - синий, сине – зеленый, темно – лиловый |
Ю | Голубоватый |
Ы | Мрачный, темно –коричневый, черный |
РАБОТА ПО ГРУППАМ
- группа подсчитайте, пожалуйста, сколько раз повторяются буквы Е.Ё, У в стихотворении
- группа подсчитайте, пожалуйста, сколько раз повторяются буквы А, Я, Ы
- группа подсчитайте, пожалуйста, сколько раз повторяются буквы И,О
Сделайте вывод по каждому цвету.
Попробуем нарисовать картину осеннего вечера с помощью цвета. Рисуем в тетради таблицу
звукобуква | количество | Цветовая гамма | цитата |
Е, Ё | 17 | Желто - зеленый | Пестрота деревьев |
А Я | 7 | красный | Багряные листья |
И | 5 | Небесно - голубой | Туманная и тихая лазурь |
О | 5 | Светло - желтый | Светлость осенних вечеров |
У | 4 | серый | Порывистый холодный ветр |
Ы | 1 | черный | Грустно – сиротеющей землею |
3.0. Заключительный этап.
Преподаватель: Ещё раз попросим студента прочитать стихотворение, обратим внимание на репродукции, картины, иллюстрации, соотнесем с музыкой.
Выводы:
«Осенний вечер» — не просто пейзажная лирика. В стихотворении сделана попытка показать не одну конкретную картину, но общую сущность русских осенних вечеров; не просто передать впечатление, но осмыслить его как феномен жизни природы. Природа , как и человек, живет по законам: необходимо умереть, чтобы вновь возродиться. Таинственная прелесть осенних вечеров становится поводом для размышления о человеческой судьбе и о божественной сущности страдания.
Преподаватель:Так какую же роль играют фонетические средства выразительности в русской речи?
(Фонетические средства выразительности русской речи помогают лучше понять смысл стихотворения, услышать его звучание, создать звуковые и зрительные ассоциации, по-другому взглянуть на мир поэта, его отношение к слову, к читателю. Фонетические средства выразительности заставляют нас по-новому оценить всю красоту, неповторимость и уникальность русской речи. )
4.0.Подведение итогов.
Домашнее задание:
Найдите фонетические средства выразительности ещё в одном стихотворении Ф.И.Тютчева.
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.
ПРИЛОЖЕНИЕ
звуки | ЧТО ПЕРЕДАЮТ звуки |
И, Э | Писк, крик, визг, изумление, победный клич, терпение, скрытость, слабость, переменчивость, приспособление, вдохновенность и романтизм, мечтательность, свет, тяга к духовному, |
У | Гул, гудение, музыка шумов, всклик ужаса, уныние и грусть, безучастность и инертность, медлительность и пассивность, флегматизм и пессимизм, сожаление и смирение, тайна |
Б, П | Гром, энергия, буйство жизни, богатство бытия и материальное воплощение, которое приносит и страдание, комфорт, устойчивость, пессимизм, прах, пепел. |
Н, М | мурлыканье, мычание, бормотание, мучение, танец, философствование, размышление |
Р | Гром, звон , разрушение, разорванность, рокот, дробь , ветер, рев, буря, взрыв, ураган, рокоты струн, вихри, пожар, рычание, ворчание, рык тигра, воркование, карканье, напор, уверенность, угроза и разрушение преград, богатырская сила и могущество, мужественность, решительность до грубости, ярость и твердость. |
Л | Ощущение плавности, текучести, танец |
О | звук восторга, торжествующее пространство, приговор, колокол, удивление, весёлость, несерьёзность, лукавство, осторожность, равновесие, обаяние и теплота, полнота и цельность, доброта и простота, довольство и благодушие, непосредственность и открытость, богатство эмоций. |
Ы, Ш | широта и мощь, шум и тишина, шорох и шелест, устрашение, притяжение земли и постижение жизни, ощущение существа бытия. |
З, Ц ,Ч | шипение змеи, шелест листьев, свист ветров, возмездие, зверь, резкость, оперативность, сомнение, беспокойство, луч, свет, ясность, чистота, скромность, порядок. Контроль, точность. твердость |
С | устремлённость , сияние, сила стремления , слабость в утверждении, шелест, противоречивость, сомнение, беспокойство, искание смысла, луч мысли, сила поиска (из сумерек к свету, ясности и чистоте). Связь дальнего с близким. |
Т | Твердость, определённость, строгий контроль, ответственность, творчество, требовательность, точка опоры, разрушение, традиция. Непреклонность, принципиальность и абсолютизм. Порядок , такт, ритм, толк. скромность |
Ж | напряженность, энергия, сжатие. извержение, взрыв, пожар. Страсть, могущество, власть, тиранство,. |
К,Х | сухость и глухота, хриплость и шероховатость, слабость и затаённость, тихость и тусклость, скромность, энергия, обман |
В. П, Ф | влияние и волнение, влечение, внедрение и выявление чувств, их оформление. Стремление к сближению, взаимности и взаимопониманию. |
Г | резкость и решительность, угловатость и неожиданность. Крутой и радикальный поворот, угол, сдвиг, непредсказуемость мысли и непререкаемость действия. Преодоление препятствий разумом ("умный в гору не пойдет"): |
Д | Утверждение, опора, определенность, достоверность, созидание, добротность, доброта |