Рабочая тетрадь
Рабочая тетрадь предназначена для самостоятельной работы студентов на практических занятиях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tetrad_prakticheskih_rabot.docx | 117.6 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОЛЬСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМ. З.И.МАРЕСЕВОЙ»
Рабочая тетрадь по ПМ 04. «По фармакологии»
Специальность «Фармация»
Вольск 2019
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………………….... | 3 |
Практическое занятие №1…………………………………….. | 5 |
Практическое занятие №2…………………………………………….. | 16 |
Практическое занятие №4…………………………………………… | 31 |
Практическое занятие №5…………………………………………… | 38 |
Практическое занятие №6…………………………………………… | 46 |
Практическое занятие №7…………………………………………… | 50 |
Практическое занятие №8…………………………………………… | 55 |
Практическое занятие №9..…………………………………………… | 62 |
Список литературы для подготовки к занятиям………………………..….. | 70 |
ВВЕДЕНИЕ
Фармакология – фундаментальная медико-биологическая наука о лекарственных веществах и их действии на организм. Фармакология изучает действие лекарственных средств, применяемых для лечения и профилактики разных заболеваний и патологических состояний, а одна из самых важных задач фармакологии — изыскание новых эффективных лекарственных средств.
Данная дисциплина служит теоретической основой фармакотерапии и фундаментом для изучения клинических дисциплин: терапии, педиатрии, хирургии и др. Знания в области фармакологии необходимы для будущих специалистов-медиков.
Успешное усвоение материала по этой дисциплине во многом зависит от оптимизации учебного процесса. Именно с этой целью и разработана рабочая тетрадь, которая позволит систематизировать информацию, полученную на теоретических занятиях, углубить и закрепить знания, охватить широкий спектр логических, межпредметных и внутрипредметных связей.
Требования к результатам освоения дисциплины.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- выписывать лекарственные формы в виде рецепта с использованием справочной литературы;
- находить сведения о лекарственных препаратах в доступных базах данных;
- ориентироваться в номенклатуре лекарственных средств;
- применять лекарственные средства по назначению врача;
- давать рекомендации пациенту по применению различных лекарственных средств.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- лекарственные формы, пути введения лекарственных средств, виды их действия и взаимодействия;
- основные лекарственные группы и фармакотерапевтические действия лекарств по группам;
- побочные эффекты, виды реакций и осложнений лекарственной терапии;
- правила заполнения рецептурных бланков.
Уважаемые студенты!
Предлагаемая вашему вниманию рабочая тетрадь представляет собой дидактическое дополнение к учебникам и лекционному курсу по фармакологии.
По усмотрению и указанию преподавателя задания выполняются письменно или устно, на занятиях или дома, применяются для контроля, самоконтроля или обучения. Свободное место, чистые страницы в рабочей тетради предназначены для выполнения заданий, решения задач.
Основной целью создания данной рабочей тетради было стремление автора облегчить ваш труд и повысить его эффективность.
Удачи в учебе!
Задание к практическому занятию № 1
Тема: Твердые и мягкие лекарственные формы. Жидкие лекарственные формы. Рецепт, правила выписывания рецептовю
К занятию подготовить :
1. Повторить теорию (материал лекции и учебника).
2. Подготовить сообщения или рефераты к занятию по теме (на выбор):
- История развития фармакологии в России.
- Абу Али Ибн Сины (Авиценны), его вклад в развитие фармакологии как науки.
- Н.П.Кравков, его вклад в развитие отечественной фармакологии.
- Новые лекарственные формы: спансулы и ультраэмульсии.
3.Кроссворд и глоссарий или тестовые задания, не менее 10 вопросов (для тех, кто не готовит сообщения и рефераты).
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1
Дата______________
ТЕМА: Лекарственные формы. Рецептура
Ответьте на контрольные вопросы:
- Рецепт: определение, структура рецепта.
- Какие виды бланков используются для выписывания лекарственных препаратов и необходимые моменты в их оформлении (какие печати и подписи они должны иметь)?
- Допустимые общепринятые рецептурные сокращения (лекарственных форм и специальных рецептурных выражений).
- Дайте определения каждой из лекарственных форм, состав, способы выписывания в рецептах, способы применения:
таблетки растворы мази
капсулы эмульсии пасты
драже суспензии линименты
спансулы микстуры суппозитории
порошки настои
отвары
настойки
экстракты
- Современные твердые лекарственные формы, правила их приема, их положительные характеристики.
- Стерильные лекарственные формы, их характеристики, принципиальное отличие от всех остальных лекарственных форм, формы выпуска лекарственных форм для инъекций, место изготовления.
- Растворители, используемые для приготовления стерильных лекарственных форм, их концентрации, названия.
- Какие таблетки нельзя делить, измельчать и почему?
- Какие таблетки необходимо измельчать и почему?
Задание № 1.
Заполните таблицу:
Доли грамма | Количество граммов |
1 сг | |
1 мг | |
1смг | |
1дг | |
1дмг | |
1мкг | |
Ложки | Количество миллилитров |
1 чайная | |
1 десертная | |
1 столовая | |
1 миллилитр | Количество капель |
спирто-эфирного раствора | |
водного раствора | |
спиртового раствора |
Задание № 2.
Заполните таблицу.
Основные различия между настоями и настойками.
Характеристика лекарственных форм | Настои | Настойки |
Извлечение | ||
Где готовятся | ||
Сроки хранения | ||
Дозирование для приема внутрь |
Задание № 3.
Решите задачи.
1. Определите процентную концентрацию:
а). раствора фурацилина 1 : 5000;
б). раствора ртути оксицианида 1 : 10000
2. Определить концентрацию в отношении 0,1% раствора калия перманганата (1 : ?).
N.B! Для решения задач необходимо знать, что такое % концентрация.
Процентная концентрация - это количество лекарственного вещества (грамм), растворенного в …….… растворителя.
______________
Задание №5.
Заполните таблицу, правильно изменив окончания существительных в родительном падеже:
Существительное в именительном падеже, ед.ч. | Существительное в родительном падеже, ед.ч. (Recipe:) |
Tinctura | |
Valeriana | |
Vicasolum | |
Solutio Glucosi | |
Infusum | |
Herba Thermopsidis | |
Extractum | |
Eleutherococcus | |
Radix | |
Althaea | |
Convallaria | |
Kalii bromidum | |
Atropini sulfas | |
Cortex Frangulae | |
Oleum Ricini | |
Streptomycini sulfas | |
Oxacillinum-natrium |
Задание №6.
Заполните таблицу.
Русское название | Латинское написание | Сокращение в рецепте |
Экстракт | Extractum | Extr. |
Лист | ||
Жидкий | ||
Капля | ||
Настой | ||
Настойка | ||
Жидкость | ||
Слизь | ||
Масло | ||
Порошок | ||
Сироп | ||
Раствор | ||
Простерилизовать! | ||
Свеча | ||
Мазь |
Задание №7.
Ознакомьтесь с образцами выписывания лекарственных форм в рецептах по "Руководству к практическим занятиям по фармакологии" В.А.Астафьев, В.Н.Белоконь стр. 8-9, 15-16, 21-22, 27-28. Пользуясь образцами выписывания рецептов на лекарственные формы и таблицей окончаний именительного и родительного падежей латинских склонений существительных (стр. 9 по руководству), выпишите следующие рецепты:
1. Выписать 10 порошков, содержащих кислоты аскорбиновой 0,1 г, глюкозы 0,5 г, тиамина бромида 0,05 г. Назначить по 1 порошку 2 раза в день
2. Выписать 150 мл 3% раствора кислоты борной. Назначить по 2 капли 2 раза в день в оба уха.
3. Выписать 150 мл раствора, содержащего натрия гидрокарбоната 2 г, натрия бензоата 0,5 г, сиропа солодки 10 мл. Назначить по 1 столовой ложке 3 раза в день.
4. Выписать 200 мл раствора фурациллина 1:5000. Назначить полоскание.
5. Выписать 25 ампул 2,5% раствора ретинола ацетата по 1 мл. Назначить по 1 мл внутримышечно 1 раз в день.
6. Выписать раствор, содержащий левомицетина 3 г, кислоты борной 2,5 г, спирта этилового 70% 50 мл. Назначить протирать лицо на ночь.
7. Выписать настой травы пустырника из 10 г 200 мл. Назначить по 1 столовой ложке 3 раза в день.
8. Выписать 30 г 10% ксероформной мази.
9. Выписать мазь, содержащую анестезина 0,25 г, ментола 0,1 г, вазелина 20 г. Назначить мазь для носа.
10. Выписать 10 свечей с димедролом по 0,02 г. Назначить по 1 свече в прямую кишку 1 раз в день.
11. Выписать 25 таблеток сустак-форте по 0, 0064. Назначить по 1 таблетке 2 раза в день.
12. Вписать 20 г 10% линимента синтомицина. Назначить для повязок.
13. Выписать 25 мл настойки пустырника. Назначить по 15-20 капель 2 раза в день.
14. Выписать микстуру, содержащую натрия бромида 2 г, калия бромида 1 г, настоя травы пустырника из 5 г 200 мл. Назначить по 1 столовой ложке 3 раза в день.
15. Выписать 20 драже диазолина по 0,1 г. Назначить по 1 драже 2 раза в день (после еды).
16. Выписать 40 таблеток анаприлина по 0,04 г. Назначить по 1 таблетке 2 раза в день.
________
Задание №8.
Найдите ошибки, допущенные при выписывании рецептов. Справа от неправильно выписанных рецептов выпишите данные рецепты правильно.
1.Rp: Novocaini
Anaesthesini aa 1 гр.
Ol. Menthae 10 gtt.
Sp. Aethil. аd 100 ml.
M.D.S.: растирать болезненные
участки кожи 3 раза в день
2. Rp: Chloridum Natrium
Natrii hidrocarbonatis
Chloridi calcii aa 0,2
Glucose 1,0
Ag. destil. ad 1000 мл.
M.D.S.: внутривенно капельно
3. Rp: natrium hidrocarbonatis 0,2 гр
Codeini phosphates 0,06
M.f.pul.
D.t.d. № 20
Signa: от кашля
Задание №9.
Решите задачи:
1. Рассчитать дозу натрия бромида на один прием при назначении 2% раствора натрия бромида столовыми ложками.
2.Натрия салицилат назначается внутрь в растворе по 1 столовой ложке 4 раза в день в течение 5 дней. Разовая доза препарата 1,0 гр. Определить общее количество раствора и количество натрия салицилата, необходимое для приготовления данного препарата.
3. Рассчитать количество действующего вещества, содержащегося :
а. в 1 мл 0,1% раствора атропина сульфата;
б. в 1 мл 3% раствора тиамина бромида;
в. в 10 мл 2,4% раствора эуфиллина;
г. в 5 мл 0,5% раствора новокаина.
_________________________
________________________________
__________________________
__________________________
Задание к практическому занятию №2.
Тема: Фармакокинетика и фармакодинамика лекарственных средств.
К занятию подготовить:
- Повторить теорию (материал лекций и учебника):
- лекция;
- учебник "Фармакология с рецептурой" под ред. В.М.Виноградова, Санкт - Петербург, 2006
- Подготовить реферативные сообщения по теме (на выбор):
- Условия, влияющие на распределение лекарственных веществ в организме.
- Значение состояния печени для биотрансформации лекарственных веществ.
- Причины нарушения выведения лекарственных веществ из организма.
- Виды взаимодействия лекарственных веществ в организме.
- Составить глоссарий и кроссворд или тесты (для тех, кто не готовит рефераты).
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №2
Дата______________
ТЕМА: Фармакокинетика и фармакодинамика
Ответьте на контрольные вопросы:
- Государственная Фармакопея.
- Фармакокинетика.
- Фармакодинамика.
- Биотрансформация, метаболизм.
- Анаболизм.
- Катаболизм.
- Механизм действия.
- Энтеральные пути введения.
- Парентеральные пути введения.
- Резорбция.
- Кумуляция.
- Виды взаимодействия лекарств с организмом: местное, резорбтивное, рефлекторное.
- Виды действия лекарств: основное, побочное (гепатотоксическое, нефротоксическое, иммунотоксическое, нейротоксическое, ототоксическое, фетотоксическое или эмбриотоксическое, тератогенное, ульцерогенное, канцерогенное), прямое, косвенное.
- Виды лечения: этиотропное, симптоматическое, патогенетическое, комбинированное, заместительная терапия.
- Виды доз: разовые, высшие разовые, суточные, высшие суточные, курсовые, ударные, токсические, летальные.
- Широта терапевтического действия.
- Повышенная чувствительность: идиосинкразия, сенсибилизация.
- Пониженная чувствительность или устойчивость или толерантность.
- Тахифилаксия или быстрое привыкание.
- Синергизм.
- Антагонизм.
- Пристрастие.
- Эйфория.
- Абстиненция.
- Ятрогенные заболевания.
- Понятия о лекарственных веществах из групп "Venena" и "Heroica".
- Элиминация.
Задание №1.
Рис. 1. Пути введения лекарственных средств
Энтеральные пути введения ЛС | Парентеральные пути введения ЛС |
Задание №2.
Ознакомьтесь с кривыми концентраций (рис. 2) и сделайте выводы о скорости наступления эффекта и его длительности.
Рис. 2. Зависимость концентрации лекарственного средства (ЛС) в плазме крови от времени и пути введения
Путь введения ЛС | Скорость наступления эффекта | Длительность эффекта |
Задание №3.
Выберите правильное утверждение и объясните свой выбор.
Лекарственный препарат + Биотрансформация = Снижение активности
или
Лекарственный препарат + Биотрансформация = Повышение активности
Задание №4.
Фармакодинамика - _ ____________________________________
Биологические барьеры, которые преодолевают лекарственные средства:
Внимательно изучите схему 1.
Схема 1. Способы проникновения лекарственных веществ через биологические мембраны
Перечислите и объясните способы проникновения ЛС через биологические барьеры:
1-
2-
3-
4-
Задание №5.
ФАРМАКОЛОГИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ
ОСНОВНОЙ-это
ТОКСИЧЕСКИЙ-это
ПОБОЧНЫЙ-это
Задание №6.
Определите виды доз:
1).Доза, в которой ЛС вызывает начальный терапевтический эффект-_____________________
2).Доза, в которой препарат у преобладающего большинства больных оказывает необходимое фармакотерапевтическое действие -_____________________
3).Доза, в которой вещество вызывает опасные для организма токсические эффекты__________________
4).Доза, в которой вещество вызывает необратимые токсические эффекты, приводящие к летальному исходу-_________________
Задание №7.
Дайте определение:
Эмбриотоксическое действие –
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Тератогенное действие -
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Фетотоксическое действие
__________________________________________________________________________________________________________________________
Мутагенное действие –
__________________________________________________________________________________________________________________________
Задание №8.
Методом выбора найдите правильные ответы:
- Какие пути введения относятся к энтеральным:
а). внутрь; б). в мышцу; в). под кожу; г). ректально; д).под язык; е). в вену.
- Указать парентеральные пути введения:
а). в вену; б). под кожу; в). внутрь; г). под язык; д). в мышцу.
- Что характерно для введения лекарств внутрь:
а). медленное развитие действия; б). быстрое развитие действия; в). лекарственное вещество попадает в кровь, минуя печень; г). лекарственное вещество попадает в кровь через воротную вену и печень; д). воздействие на лекарство ферментов желудочно-кишечного тракта.
- Указать особенности ректального пути введения:
а). вводят вещества, разрушающиеся в желудке и кишечнике; б). лекарство попадает в кровь через воротную вену и печень; в). лекарство попадает в кровь, минуя печень.
- Что характеризует внутривенное введение:
а). медленное развитие эффекта; б). быстрое развитие эффекта; в). точность дозировки; в). обязательное соблюдение правил асептики.
- Как называют процесс накапливания лекарственного вещества в организме:
а). привыкание; в). кумуляция; в). синергизм; г). антагонизм; д).лекарственная зависимость; е). сенсибилизация.
- Как называют эффект, при котором один препарат усиливает действие другого:
а). антагонизм; б). синергизм; в). привыкание; г). кумуляция.
- Что понимают под тератогенным действием лекарственных средств:
а). неблагоприятное действие лекарств на плод, не вызывающее появление уродств; б). неблагоприятное действие лекарств на плод, вызывающее появление врожденных уродств.
Задание №9.
Решите задачи по расчету доз лекарственных средств.
Задача 1.
Обычно цефазолин (кефзол) детям назначают в дозе 40мг – 70мг\кг массы в сутки.
Ребенок 6 месяцев болен сепсисом. Его масса тела = 7500г. Цефазолин ему вводят внутривенно 2 раза в день по 350 мг.
Вопрос: Рассчитайте суточную дозу препарата, назначенную ребенку.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача 2.
Определить содержание сухого вещества в 10% растворе хлорида кальция в 1мл, 1 ампуле (в 10 мл)
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача 3.
Определить содержание сухого вещества в 20% растворе глюкозы в 1 ампуле (20 мл), во флаконе 100 мл
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача 4.
Больному 65 лет назначен коргликон 0,06% р-р по 1 мл 3 раза в сутки внутривенно. Определить в мг количество сухого вещества в разовой дозе, в суточной.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача 5.
Больному ревмокардитом назначен преднизолон:
в 7 часов – 3 таблетки,
в 11 часов – 2 таблетки,
в 14 часов – 1 таблетка.
Рассчитать суточную и разовую дозы в мг, если 1 таблетка = 0,005г.
__________________________________________________________________________________________________________________________
Задача 6.
Больной получает инфузионную терапию по поводу интоксикации, в том числе 5% р-р глюкозы – 400 мл. Определить количество инсулина, который необходимо добавить к лечению, если одна единица инсулина связывает 4-5г глюкозы.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача 7.
Больному 40 лет назначен бисептол по 1\2 таблетки 2 раза в день. Рассчитать суточную и разовую дозу препарата в мг, если 1 таблетка = 480 мг.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача 8.
Ребенку 3-х лет назначен пенициллин по 250.000 ЕД * 4 раза в день. Норма пенициллина для детей 100.000 – 150.000 ЕД на 1 кг в сутки (по справочнику) Определить его суточную дозу на каждый кг массы тела(вес ребенка 16 кг). Ваше мнение о дозе. Нужна ли коррекция назначений?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача 9.
Определить дозу ампициллина ребенку 5 лет с массой 18 кг (суточную и разовую), если препарат назначен по 50 мг\кг в сутки. Переведите эти дозы из мг в количество таблеток, если 1 таблетка = 0,25 г.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача 10.
Определить количество действующего вещества гентамицина в ампуле, если его выпускают в виде 4% раствора в ампулах по 1 мл и по 2 мл.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание к практическому занятию №3.
Тема: Антисептические и дезинфицирующие средства. Антибактериальные средства. Химиотерапевтические средства разных групп (противотуберкулезные, противоспирахетозные, противопротозойные, противомикозные, противоглистные средства).
К занятию :
- Повторить теорию (материал лекций и учебника).
- Подготовить реферативные сообщения по теме (на выбор):
- Основоположники дезинфекции и антисептики.
- Признаки отравления солями тяжелых металлов и оказание первой медицинской помощи при отравлении .
- Современные средства дезинфекции, используемые в практической медицине, их характеристика.
- Побочные действия антибиотикотерапии.
- Лекарственные средства, применяемые при дисбактериозе.
- Выписать рецепты на препараты : бензилпенициллина натриевая соль для инъекций, тетрациклин для приема внутрь, гентамицин, сульфадиметоксин, рифампицин. Отметить фармакологическую группу каждого препарата и показания к применению, побочные эффекты. (ВСЕМ)
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №3
Дата______________
ТЕМА: Антисептические и дезинфицирующие средства
Задание №1.
Вместо точек впишите соответствующие слова или определения.
- Противомикробные средства это средства, которые оказывают…
Воздействие на…………………………………..…………………………
- Антисептики применяются для воздействия на микроорганизмы, находящиеся на…..………………………………………………………
- Дезинфицирующие средства применяются для воздействия на микроорганизмы, находящиеся в ………………………………………...и применяются для обработки ……………………………….………………….……, а также для обработки выделений больных таких как ……………………………………………………………….…………………………
- Химиотерапевтические средства применяются для воздействия на микроорганизмы, находящиеся в…………………………………………
………………………………………………………..………………………………
- Перекись водорода применяется для обработки ран, потому что она образует большое количество , который и очищает рану путем, а также пена уменьшает…............................................................................................
- К антисептикам - красителям относятся……………………………
……………………………………………, риванол seu ……………..
- Калия перманганат относится к группе………….….. . и применяется для ………………………………………………
- Препараты антисептики из группы галогенов это…………………………….………………………………………………
- К препаратам антисептикам из группы соли тяжелых металлов относятся препараты: ртути-……………………………………….………
серебра- ………………………..……..…, висмута…………………………………………………………………….…
цинка и меди- ………………………………………………
- Асептика - это ряд мероприятий, направленных на предупреждение ………………………………………………………..………………………
- Антисептики из группы кислоты и щелочи это …..…………………………………………………………………..…………
- Спирт этиловый применяется для обработки инструментов в концентрации…………….., для обработки кожи ……………., для растираний взрослых……………………., детей ………………………
- Антисептики - мыла по-другому называются…………….………………………
- Рабочие растворы антисептиков получают путем разведения концентратов или …………………………………….растворов, например растворы перекиси водорода разведенные получают из раствора перекиси водорода концентрированного seu………………………………………………………..…….
- Противомикробное действие бывает двух видов:…………. -это задержка………………………. микробов; ………………….- ..это
нарушение синтеза , который приведет …………………………..микроорганизмов.
Задание № 2
Рабочие растворы антисептиков получают путем разведения концентратов.
При отсутствии таблицы это можно сделать методом легких расчетов.
Например:
из 10% маточного раствора необходимо приготовить 3 л 1% рабочего раствора хлорной извести.
Сначала определяем сколько сухой хлорной извести пригодилось бы для приготовления 3 л 1% раствора по уравнению:
1 г - в 100 мл
Х г - в 3000 мл
Х = (г) Х= 3000 х 1 =30 г
100
Потом вычисляем, в каком объеме (V мл) 10% маточного раствора содержится 30 г хлорной извести:
10 г - в 100 мл
30 г - в Х мл Х= 30 х 100 = 300 мл
10
Следовательно, для приготовления 3 л 1% рабочего раствора нужно взять 300 мл маточного раствора и довести его размер водой до 3 л (2700 мл воды).
Задание №3
Решите задачи, используя формулу разведения растворов.
- Приготовьте из 10% раствора аммиака 1 литр его 0,5% раствора.
- Приготовьте из 50% раствора хлористого кальция 300 мл 10% раствора.
- Приготовьте из 34% пергидроля 250 мл его 6% раствора.
- Приготовьте 600 мл 10% раствора магния сульфата из 25% раствора.
- Приготовьте 5 мл 0,5% раствора новокаина из 2% раствора.
Для решения задач, необходимо ответить на следующие вопросы:
а) сколько мл матричного раствор необходимо взять для получения разведенного раствора? Укажите конкретно название матричного раствора и его концентрацию.
б) сколько необходимо взять мл воды для разведения концентрата?
в) сколько мл какого раствора и какой концентрации Вы получите?
Задание № 4.
Напишите по латыни названия следующих антисептиков
Раствор нашатырного спирта_____________________________________
Спирт этиловый_______________________________________________
Раствор бриллиантового зеленого_________________________________
Раствор йода 5% спиртовой____________________________________
Раствор калия перманганата____________________________________
Раствор перекиси водорода концентрированный или пергидроль____________________________________________________
Раствор кислоты салициловой 2% спиртовой ______________________________________________________________
Деготь березовый______________________________________________
Ихтиол______________________________________________________
Этакридина лактат или риванол__________________________________
Нитрат серебра_______________________________________________
Сульфат меди_________________________________________________
Задание 5.
Методом выбора найти правильные ответы.
- Указать галоидосодержащие антисептические средства:
а). фенол; б). фурацилин; в). Хлорамин Б; г). раствор йода спиртовой; д). хлорная известь; е). метиленовый синий.
- Отметить соединения ароматического ряда:
а). фенол; б). ихтиол; в). бриллиантовый зеленый; г). формальдегид; д). калия перманганат; е). ртути дихлорид.
- Отметить показания к применению бриллиантового зеленого :
а). пиодермия; б). блефарит; в). обработка послеоперационных швов; г). дезинфекция белья; д). потливость ног.
- Указать антисептические средства из группы окислителей:
а). метиленовый синий; б). калия перманганат; в). этакридина лактат; г). перекись водорода; д). формальдегид; е). деготь березовый.
- С какой целью применяется перекись водорода:
а). для промывания ран; б). для полоскания при воспалительных заболеваниях полости рта и зева; в). для обработки инструментов; г). для остановки кровотечения; д). для дезинфекции помещения.
- Каков механизм противомикробного действия спирта этилового:
а). нарушает синтез белков микроорганизмов ; б). дегидратирует белки протоплазмы микроорганизмов; в). вызывает окисление белков микроорганизмов.
- Указать препарат, относящийся к производным нитрофурана:
а). фенол; б). фурацилин; в). формальдегид; г). серебра нитрат.
- Отметить препараты из группы солей тяжелых металлов:
а). ртути дихлорид; б). калия перманганат; в). серебра нитрат; г). известь хлорная; д). цинка сульфат.
- Отметить показания к применению ртути дихлорида:
а). обработка ран; б). дезинфекция предметов ухода за больными; в). обработка кожи; г). дезинфекция белья; д). обработка инструментов.
- Какие препараты являются основными противоядиями при отравлениях солями тяжелых металлов:
а). калия перманганат; б). унитиол; в). натрия тиосульфат; г). фурацилин; д). метиленовый синий.
Задание 6.
Подобрать соответствующие пары по принципу "вопрос - правильный ответ".
ВОПРОСЫ:
- Фурацилин 4. Калия перманганат
- Ртути дихлорид 5. Хлорамин
- Формальдегид 6.Ихтиол
ОТВЕТЫ:
- Антисептическое средство, производное нитрофурана
- Антисептическое средство из группы солей тяжелых металлов
- Галоидосодержащее антисептическое средство
- Антисептическое средство из группы препаратов алифатического ряда
- Антисептическое средство из группы окислителей
Задание 7.
Решить задачу.
При разложении в присутствии органических веществ препарат выделяет атомарный кислород, который окисляет белки плазмы, вызывая гибель микроорганизмов. Представляет собой темно-фиолетовые кристаллы, хорошо растворимые в воде. Обладает вяжущим, антисептическим и дезодорирующим свойствами. Определить препарат, отметить показания к применению и выписать рецепт.
_____________________
_______
Задание 8.
Выписать рецепты.
1.500 мл фурацилина (Furacilinum) 1: 5000. Назначить для обработки ран при перевязках.
2.10 мл 3% раствора кислоты борной (Acidum boricum) спиртового. Назначить по 3 капли в оба уха на ночь.
3. 30 мл 5% линимента стрептоцида (Streptocidum). Назначить наружно для нанесения на пораженный участок при перевязках.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №4
Дата______________
ТЕМА: Противомикробные средства. Антибиотики
Задание № 1.
Вставьте соответствующие термины.
1. Антибиотики относятся к группе средств.
2. От антисептиков антибиотики отличаются действия, т.е. имеют определенный…………….. действия: действующие на ………………………….микрофлору, на ………….. микрофлору и широкого спектра действия.
3. К побочным действиям антибиотикотерапии относится или нарушение состава естественной микрофлоры кишечника, который лечится ……………………….терапией в частности бактериальными препаратами
4. Естественная микрофлора кишечника имеет физиологические функции, такие как подавление ………………….. и участие в синтезе ……………………………… Поэтому на фоне дисбактериоза будут прогрессировать ………………поражения слизистых оболочек или кандидозы. Для компенсации этого побочного действия параллельно с антибиотиками назначают противо………………….средства, такие как ……………………………………Кроме того дисбактериоз будет сопровождаться ……………………B, который лечится заместительной терапией - поливитаминными препаратами.
5. Наиболее частым побочным эффектом антибиотикотерапии является аллергия, при которой назначаются противо…………………средства или………………………такие как………………………………………..
6. Стандартное разведение антибиотиков………. ЕД………. мл или …………..гр. -…………..мл.
7. Полусинтетические пенициллины по сравнению с природными могут применяться ………………, потому что они устойчивы к действию ………………………………………………желудочного сока.
8. Ото- и нефротоксичностью обладают антибиотики из группы……………………….., кроветворение угнетает……………..ряд антибиотиков, хондротоксичностью обладают …………………., чаще всего аллергию вызывают антибиотики из группы……………………..
9. При несоблюдении интервалов между приемом антибиотиков или при длительном лечении одним и тем же препаратом развивается …………………………микроорганизмов или …………………………к действию лекарственных препаратов.
Задание № 2.
Заполните таблицу:
Группа антибиотиков: препараты (их синонимы) | Показания к применению | Побочные эффекты |
Пенициллины:………………………………………………………………………………………… Макролиды: ………………………………………………………………………………… Аминогликозиды: ………………………………………………………………………………………………………… Левомицетины: …………………………………………………… Цефалоспорины: ………………………………………………………..................................................... Тетрациклины: ……………………………………………………………………………………………………………………………… | …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… | …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… |
Задание № 3.
Решите задачи:
1. Сколько мл 0,5% раствора новокаина потребуется для разведения (растворения) сухого порошка антибиотика во флаконе дозой (А), и сколько мл полученного раствора антибиотика Вы введете больному инъекционно в соответствии с назначением врача (Б)?
А(кол-во во флак) _ Б(назначение врача ) Кол-во р-ра (мл)
5000000 ЕД 0,25 грамм ______________
1500000 ЕД 0,5 грамм ______________
2000000 ЕД 500000 ЕД ______________
1 грамм 600000 ЕД ______________
0,5 грамм 0,1 грамм
Антибиотики разводят раствором 0,5%-ного новокаина. Разведение производят в следующей пропорции:
Натриевая соль бензил пенициллина
На каждые 100 000 ЕД антибиотика добавляют 1 мл 0,5% раствора новокаина. Таким образом, на:
250 000 ЕД — 2,5 мл новокаина;
500 000 ЕД — 5 мл новокаина;
1 000 000 ЕД — 10 мл новокаина.
Стрептомицин, ампициллин и другие
На каждый 0,1 г антибиотика добавляют 1мл 0,5% раствора новокаина. Таким образом, на:
0,25 г — 2,5 мл новокаина;
0,5 г — 5 мл новокаина;
1 г — 10 мл новокаина.
Задание № 4.
Ребенок весит 4 кг. На 1 кг веса для лечения необходимо 150000 ЕД антибиотика. Антибиотик разводится 0,5% новокаином. У Вас антибиотик в виде сухого порошка в стерильном флаконе активностью 1 грамм. Ответить на вопросы:
- Сколько антибиотика необходимо для лечения ребенка в ЕД?
- Сколько мл 0,5% новокаина необходимо для получения раствора антибиотика?
- Сколько мл раствора антибиотика Вы получите, и сколько введете ребенку инъекционно в соответствии с лечебной дозой?
Задание № 5.
Дайте определение понятий:
Кандидоз – это ______________________________________________
Резистентность – это________________________________________
Дисбактериоз – это ___________________________________________
Гиповитаминоз – это _________________________________________
Пенициллиназа, цефалоспориназа., (3-лактамаза, цефтозидимаза – это ______________________________________________________________
Фотосенсибилизация – это___________________________________
Пробиотики – это______________________________________________
Пребиотики – это______________________________________________
Симбиотики – это_____________________________________________
Задание № 6.
N.B. Внимательно разберите и запомните стандартное разведение антибиотиков.
100 000 ЕД - 1 мл растворителя
Растворители для антибиотиков: 0,25% и 0,5% новокаин
0,9% NaCl
Вода для инъекций
Соотношение дозы а/б в гр. и ЕД: 1,0 г = 1 000 000 ЕД
0,5 г = 500 000 ЕД
0,25г = 250 000 ЕД
Например:
Во флаконе 1 000 000 ЕД пенициллина.
Для стандартного разведения а/б необходимо взять 1 мл растворителя на каждые 100 000 ЕД, поэтому для этого флакона нам
понадобится: 1 000 000 ЕД : 100 000 ЕД = 10 мл растворителя.
Во флаконе 500 000 ЕД пенициллина.
Для этого флакона нам понадобится растворителя:
500 000 ЕД : 100 000 ЕД = 5 мл растворителя.
Во флаконе 250 000 ЕД пенициллина.
Для этого флакона нам понадобится растворителя:
250 000 ЕД : 100 000 ЕД = 2,5 мл растворителя.
Пример 1:
Пациенту необходимо ввести 500 000 ЕД пенициллина. В процедурном кабинете имеются флаконы по 0,25 г. Сколько флаконов необходимо взять? Сколько мл растворителя необходимо для каждого флакона? Сколько мл разведённого антибиотика надо набрать в шприц?
Решение:
Флаконы по 0,25 г. или 250 000 ЕД. Пациенту необходимо сделать 500 000 ЕД. 500 000 ЕД : 250 00 ЕД = 2, т.е понадобится 2 флакона.
Т.к. флаконы по 250 000 ЕД, то необходимо по 2,5 мл растворителя для каждого флакона (всего во флаконе 250 000 ЕД, по стандартному разведению на каждые 100 000 ЕД берут 1 мл растворителя, поэтому 250 000 ЕД: 100 000 ЕД = 2,5 мл растворителя).
5 мл разведённого а/б, т.к. в 5 мл содержится 500 000 ЕД, которые необходимо сделать пациенту.
Пример 2:
Пациенту необходимо сделать 300 000 ЕД пенициллина. Флакон содержит 500 000 ЕД.
Сколько мл растворителя необходимо для разведения флакона с а/б?
Сколько мл разведённого а/б необходимо набрать в шприц?
Сколько мл разведенного а/б останется во флаконе?
Решение:
500 000 ЕД:100 000 ЕД=5(мл) растворителя необходимо для разведения 0,5 г. а/б
300 000 ЕД – это 3 мл разведённого а/б, которое необходимо набрать в шприц.
500 000 ЕД – 300 000 ЕД= 200 000(ЕД) доза, которая должна остаться во флаконе, она соответствует 2 мл.
Ответьте на контрольные вопросы:
- Характерные отличия химиотерапевтических средств от группы антисептиков.
- Понятие дисбиоза.
- Механизм бактериостатического действия антибиотиков.
- Механизм бактерицидного действия антибиотиков.
- Спектры противомикробного действия антибиотиков.
- Препараты группы пенициллинов и пути их введения в организм с обоснованием.
- Стандартное разведение антибиотиков.
- Положительные свойства полусинтетических антибиотиков.
- Препараты из группы полусинтетических пенициллинов.
- Препараты цефалоспоринов, показания к их применению.
- Препараты из группы макролидов, их синонимы, показания к применению.
- Антибиотики из группы аминогликозидов, показания к их применению, побочные эффекты.
- Антибиотики тетрациклинового ряда, пути их введения в организм, показания к применению, побочные эффекты.
- Антибиотики из группы левомицетина, их пути введения в организм, показания к применению, побочные эффекты.
- Меры по профилактике и компенсации осложнений антибиотикотерапии такие как: аллергические реакции, гиповитаминоз В, кандидомикоз, дисбактериоз.
- Понятия о препаратах пре-, про- и симбиотиках и примеры таких препаратов.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №5
Дата______________
ТЕМА: Противомикробные средства. Синтетические
противомикробные средства
Задание №1. Вместо точек впишите соответствующие слова или определения
- Сульфаниламидные препараты на микрорганизмы оказывают ………………..действие, т.е. задерживают их………………и…………………
- Механизм действия сульфаниламидов заключается в их действии с парааминобензойной кислотой, которая является фактором …………………….микробных клеток.
- Из побочных действий у сульфаниламидов необходимо учитывать их способность угнетать………………………, а также ……………токсичность, которая объясняется их……………………..в………………… среде желудка.
- "Сульфаниламидная почка", это последствия механического повреждения кристаллами сульфаниламидов сосудистого аппарата почек и появление в моче …………………………………..или ………………….……………………
- Для компенсации нефротоксичности прием сульфаниламидов должен сочетаться с обильным питьем.
- Прием сульфаниламидов не рационально сочетать с продуктами, с препаратами содержащими витамины ... и ... ,имеющими синонимы кислота …………………….и кислота
- Производные фторхинолона имеют …………..токсичность, поэтому их нежелательно применять.
- Прием сульфаниламидов часто начинают с………….доз, для создания …………….. противомикробной концентрации, а затем принимаются .....................................................дозами.
Задание № 2
Заполните таблицу сульфаниламидных препаратов: отметить знаком "+" всасываемость их ЖКТ и время действия препарата, знаком "-" свойства, не характерные для данного препарата.
№ п/п | Название препарата | Всасываемость из ЖКТ | Время действия ,ч. | ||
6-8 | 24-48 | до 72 | |||
1 | Стрептоцид | ||||
2 | Фталазол | ||||
3 | Сульфадиметоксин | ||||
4 | Норсульфазол | ||||
5 | Сульфален | ||||
6 | Уросульфан | ||||
7 | Сульфапиридазин |
Задание № 3.
Заполните таблицу:
Группа противомикробных средств: препараты(синонимы) | Показания к применению | Побочные эффекты |
Препараты фторхинолона: 1.грамотрицательные фторхинолоны- норфлоксацин, офлоксацин, пефлоксацин, ципрофлоксацин. 2.респираторные фторхинолоны-левофлоксацин, спарфлоксацин. 3.респираторно- антианаэробные фторхинолоны- моксифлоксацин. | ||
Препараты нафтиридина : налидиксовая кислота оксолиниевая кислота пипемидиевая кислота | ||
Препараты 8-оксихинолина: 5-НОК, Интестопан, Колпосептин, Мексаза, Мексаформ, Нитроксолин, Хиниофон, Хинозол, Хлорхинальдол | ||
Сульфаниламиды: А. Сульфаниламиды с хорошей всасываемостью: кратковременного действия (Т1/2— 8 ч): стрептоцид, норсульфазол, сульфадимезин, уросульфан, этазол, сульфацил натрия; длительного действия (Т1/2 — 24—48 ч): сульфапирадазин, сульфадиметоксин (сульфометоксазол), сульфонометоксин; сверхдлительного действия (Т1/2 — 65 ч): сульфален. | ||
Б. Сульфаниламиды, плохо всасывающиеся из ЖКТ и медленно выделяющиеся из организма:сульгин,фталазол, фтазин, салазопиридазин |
Задание № 4.
Дайте определение понятиям:
Гематурия – это……………………………………………………………
Бактериостатическое действие – это……………………………...............
Бактерицидное действие – это………………………………………….
Хондротоксичное действие – это…………………………………………..
Ударная доза – это…………………………………………………………
Задание № 5.
Выписать рецепт:
а) 10 г мази, содержащей 20% сульфацила натрия (Sulfacylum-natrium). Назначить для закладывания за веко больного глаза на ночь.
б) 20 ректальных суппозиториев с ихтиолом (Ichthyolum) по 0,2г. Назначить по 1 суппозиторию на ночь.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6
Дата______________
ТЕМА: Противомикробные средства. Средства, применяемые при туберкулезе, сифилисе, протозойных, микозных, вирусных,
опухолевых и глистных заболеваниях
Задание №1. Вместо точек впишите соответствующие слова или определения
- Тропным (избирательным) действием только на микобактерии туберкулеза обладают……..…….………….…… средства:…………..………………………
- Препараты антибиотиков (рифампицин, стрептомицин, циклосерин) имеют …………………… спектр действия, т.е. действуют не только на микобактерии туберкулеза, но и на возбудителей других заболеваний.
- Антибиотики из группы аминогликозидов имеют ….и……токсичность и поводом для их отмены является…………………………..…………………..
- Расстройство цветового восприятия вызывает противотуберкулезный препарат …………………………………………………………………………..
- ПАСК применяют в комбинации с другими противотуберкулезными препаратами, чтобы уменьшить развитие устойчивости микобактерии туберкулеза к лекарственным препаратам или уменьшить их…………………………………………………………………………………...
Задание №2. Заполните таблицу
Заболевания | Препараты для лечения |
туберкулез | |
грипп | |
герпес | |
СПИД | |
гельминтозы (аскаридоз, энтеробиоз) | |
трихомонадоз, хламидиоз | |
малярия | |
вирусный гепатит | |
сифилис |
Задание №3.
Дайте определения понятиям:
Антигельминтные средства - это
Дерматомикоз - это
Фунгицидные средства - это
Антимикозные средства - это
Противобластомные средства - это
Цитостатики - это
Пиодермии - это
Задание №4.
Методом выбора найти правильные ответы.
- Указать противотуберкулезные препараты:
а).стрептомицин; б).рифампицин; в).фтивазид; г).циклосерин; д).натрия парааминосалицилат; е).этамбутол.
- Отметить препараты, используемые для лечения сифилиса:
а).бийохинол; б).бензилпенициллина натриевая соль; в).бициллин-3; г).стрептомицин.
- Указать противомалярийные средства:
а).акрихин; б).бисмоверол; в).хингамин; г).фтивазид; д).примахин.
- Отметить показания к применению метронидазола:
а).амебная дизентерия; б).лямблиоз; в).сифилис; г).трихомоноз; д).малярия; е).туберкулез
- Указать средства, применяемые при лямблиозе:
а).фуразолидон; б).акрихин; в).метронидазол;г).трихомонацид; д).бензилпенициллин; е).эметина гидрохлорид.
- В каких случаях применяют эметина гидрохлорид:
а).амебная дизентерия; б). лямблиоз; в).трихомоноз;г).сифилис.
Задание № 5.
Подобрать соответствующие пары по принципу "вопрос-правильный ответ"
Вопросы:
1.Рифампицин 4. Изониазид
2.Натрия бензилпенициллин 5.Метронидазол
3.Хингамин 6.Натрия пара-аминосалицилат
Ответы:
а. Оказывает действие на трихомонады и возбудителей амебной дизентерии.
б. Противотуберкулезное средство, антибиотик.
в. Противоспирохетозное средство, антибиотик.
г. Средство для лечения малярии и амебиаза.
д. Противотуберкулезное средство – производное гидразина изоникотиновой кислоты (ГИНК).
Задание № 6.
Выписать рецепты:
- 10 вагинальных суппозиториев с ________________________
левомицетином (Laevomycetinum) __________________________
по 0,25 г. Назначить по __________________________
1 суппозиторию на ночь. _________________________
____________________________
- 20 флаконов, содержащих __________________________
бензилпенициллина натриевую ___________________________
соль (Benzylpenicillinum-natrium) ___________________________
по 500000 ЕД. Назначить по ___________________________
500000ЕД в мышцу 4 раза __________________________
в день. Предварительно ___________________________
развести содержимое флакона __________________________
в 3 мл 0,5% раствора новокаина. ___________________________
____________________________
3). 20 порошков рифампицина ____________________________
(Rifampicinum) по 0,3г в ____________________________
желатиновых капсулах. ____________________________
Назначить по 1 капсуле ___________________________
3 раза в день за 30 мин до еды. ____________________________
____________________________
4). 50 мл 5% линимента ____________________________
синтомицина (Synthomycinum) _____________________________
Назначить для нанесения на ____________________________
пораженный участок кожи ___________________________
утром и вечером. ____________________________
__________________________
5). 20 порошков ампициллина __________________________
тригидрата (Ampicillini trihydras) ___________________________
по 0,25 г в желатиновых капсула __________________________
Назначить по 1 капсуле 3 раза в день _______________________
________________________
6). 6 порошков, содержащих по 0,25г ________________________
анальгина (Analginum) и амидопирин _______________________
(Amidopyrinum). Назначить по 1 ________________________
порошку утром и вечером. ________________________
Задание
Тема: Средства, влияющие на эфферентную нервную систему.
Адренергические средства
К занятию :
- Повторить теорию (материал лекций и учебника).
- Подготовить реферативные сообщения по теме (на выбор):
- Адреналин (фармакологическая группа, механизм действия, пути введения, показания к назначению, побочные эффекты, действие на сердечно-сосудистую систему, бронхи, обмен веществ).Возможность использования препарата при неотложной помощи.
- Нафтизин, галазолин (фармакологическая группа, механизм действия, пути введения, показания к назначению, побочные эффекты, действие на сердечно-сосудистую систему, бронхи, обмен веществ).
- Сальбутамол, фенотерол (фармакологическая группа, механизм действия, пути введения, показания к назначению, побочные эффекты, действие на сердечно-сосудистую систему, бронхи, обмен веществ).
- Метопролол, атенолол (фармакологическая группа, механизм действия, пути введения, показания к назначению, побочные эффекты, действие на сердечно-сосудистую систему, бронхи, обмен веществ).
- Выписать рецепты на препараты : нафтизин, анаприлин, эфедрина гидрохлорида для инъекций, мезатон, сальбутамол. Отметить фармакологическую группу каждого препарата, показания к применению, побочные эффекты. (ВСЕМ)
- Глоссарий и кроссворд по теме (для тех, кто не готовит реферат).
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7
Дата______________
ТЕМА: Средства, влияющие на эфферентную нервную систему.
Адренергические средства
Ответьте на контрольные вопросы:
- Чем представлена эфферентная иннервация (какими нервными волокнами)?
- Какие медиаторы "работают" в эфферентной части ПНС?
- Влияние симпатической и парасимпатической частей вегетативной нервной системы на АД, ЧСС, величину зрачка, секрецию желез, тонус гладкой мускулатуры, перистальтику ЖКТ.
- Что такое миметики, блокаторы, литики?
- Какие рецепторы называются холинергическими, а какие адренергическими?
- Назовите два вида холинорецепторов и объясните их названия.
- Какие адренорецепторы (их разновидности) Вы знаете и где они содержатся?
- Обоснуйте применение адреналина при анафилактическом шоке, гипогликемической коме, бронхиальной астме.
- Обоснуйте совместное применение адреналина и анестетиков.
- Обоснуйте назначение атропина при коликах, гиперацидных гастритах, в офтальмологии, при бронхиальной астме и бронхоспазмах.
Задание №1.
Вместо точек напишите соответствующие слова или определения
- Эфферентная иннервация представлена нервными волокнами:
а) ...или .…, которые иннервируют …
……………...и делятся на 2 группы ....................... и .......................................
- Медиатор ацетилхолин (АХ) способствует активности…………….отдела вегетативной системы.
- Медиатор норадреналин (НА) способствует активности… ...
отдела вегетативной системы.
- Рецепторы, которые вступают в контакт с АХ называются…. ....
…….и бывают двух видов……..……….……и…………………………
- Рецепторы, которые вступают в контакт с НА называются………………..…………...и бывают …………………………и……………………………………
- В кровеносных сосудах в основном присутствуют ………..…..рецепторы, в сердце …………………………, в матке и бронхах………..……………………….
- Для того, чтобы вещество оказывало свойственное ему действие необходимо 3 условия:……………………………………………………
Задание №2.
Заполните таблицу:
Показатели работы, функции внутренних органов, желез, систем | Влияние вегетативной системы | |
Симпатический отдел | Парасимпатический отдел | |
Перистальтика ЖКТ | ||
ЧСС | ||
Тонус гладкой мускулатуры (бронхов, матки), скелетных мышц | ||
Секреция желез | ||
АД | ||
Величина зрачка |
Задание №3
Анафилактический шок – это………………………………………………
Аритмия – это ……………………………………………….……………
Бронхорелаксанты – это……………………………………………………
Миметики – это лекарственные вещества, которые ……………..………………………………………………………………….
Бронхолитики – это………………
Блокаторы – это лекарственные вещества, которые ...........................................................................................................................
Вазоконстрикторы – это…………………………………………………
Гликоген – это…………………………………………….…………………
Гипоксия – это………………………………………………..……………
Гликогенолиз – это………………………………………...……………
Гипертония – это…………………………………………..………………
Гипотензивные средства – это……………………………….……………
Гликогенез – это………………………………………………….…………
Миорелаксанты – это………………………………………………..…
Прессорные средства – это……………………………………………..…
Токолитики – это……………………………………………………………
Тахикардия – это…………………………………………………………….
Тахифилаксия – это…………………………………………………………
Задание №4
Отметьте правильные, на Ваш взгляд, утверждения про адреналин:
- уровень глюкозы в крови повышает
- способствует катаболизму гликогена
- способствует анаболизму гликогена
- уровень глюкозы в крови понижает
- тонус бронхов понижает
- тонус бронхов повышает
- применяется при гипогликемической коме
- повышает скорость биохимических процессов в ЦНС
- применяется при гипергликемической коме
- сосудосуживающее средство
- сосудорасширяющее средство
- прессорное средство
- гипотензивное средство
- вызывает тахикардию давление повышает
- давление понижает
- вызывает брадикардию
- применяется при остановке сердца
- потребность сердца в кислороде повышает
- потребность сердца в кислороде понижает
- не применяется при инфаркте миокарда
- применяется при анафилактическом шоке
- применяется при инфаркте миокарда
- не применяется при анафилактическом шоке
- применяется при бронхиальной астме
- не применяется при бронхиальной астме
- является бронхолитиком
- является антагонистом инсулина
- является синергистом инсулина
- добавляют к анестетикам, чтобы уменьшить их резорбцию и снизить токсичность, а также продлить действие анестетика или уменьшить кровотечение
- способствует резорбции анестетиков
- применяется при анафилактическом шоке, потому что понижает АД и тонус бронхов
- применяется при анафилактическом шоке, потому что повышает АД и тонус бронхов
- применяется при анафилактическом шоке, потому что повышает АД и понижает тонус бронхов
- применяется при анафилактическом шоке, потому что понижает АД и повышает тонус бронхов
- применяется при инфаркте миокарда, потому что понижает потребность сердца в кислороде
- применяется при инфаркте миокарда, потому что повышает потребность сердца в кислороде
- не применяется при инфаркте миокарда, потому что понижает потребность сердца в кислороде
- не применяется при инфаркте миокарда, потому что повышает потребность сердца в кислороде и усугубляет гипоксию
- является вазоконстриктором
- является вазодилататором
- способствует гликогенезу
- способствует гликогенолизу
- гипертензивное средство
- бронходилатирующее средство
- бронхоконстриктор
- бронхорелаксант
Задание №5
Заполните таблицу:
Группа препаратов | Препараты(синонимы) | Показания к применению |
β -адреноблокаторы | ||
Симпатомиметики | ||
Симпатолитики | ||
β-адреномиметики | ||
α-адреномиметики | ||
α-адренолитики |
Задание №6.
Обоснуйте показания и противопоказания препаратов
Адреналин применяется:
- при анафилактическом шоке, потому что…………………………
- при гипогликемической коме, потому что…………………………
- совместно с анестетиками, потому что……………………………
Адреналин не применяется при инфаркте миокарда, потому что……….............…………………………………………………………………….………………………………………………………
Задание №7.
Заполните таблицу:
Препараты | Индивидуальные эффекты | Показания к применению |
Эфедрин | ||
Резерпин | ||
Анаприлин |
Задание к практическому занятию
Тема: Средства, влияющие на эфферентную нервную систему. Холинергические
средства
К занятию:
- Повторить теорию (материал лекций и учебника).
- Подготовить реферативные сообщения по теме (на выбор):
- Атропина сульфат (фармакологическая группа, механизм действия, пути введения, показания к назначению, побочные эффекты, действие на сердечно-сосудистую систему, бронхи, обмен веществ). Возможность использования препарата при неотложной помощи.
- Прозерин (фармакологическая группа, механизм действия, пути введения, показания к назначению, побочные эффекты).
- Цититон (фармакологическая группа, механизм действия, пути введения, показания к назначению, побочные эффекты).
- Применение курареподобных лекарственных средств в медицине (история, представители, механизм действия, пути введения, показания к назначению, побочные эффекты).
- Выписать рецепты на препараты: атропина сульфат для инъекций, бензогексоний в таблетках, настойка красавки. Отметить фармакологическую группу каждого препарата, показания к применению, побочные эффекты. (ВСЕМ)
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8
Дата______________
ТЕМА: Средства, влияющие на эфферентную нервную систему.
Холинергические средства
Задание №1.
Методом выбора найти правильные ответы.
- Указать локализацию М-холинорецепторов:
а) волокна скелетных мышц; б) нейроны симпатических ганглиев; в) нейроны парасимпатических ганглиев; г) клетки эффекторных органов в области окончаний симпатических нервных волокон; д) клетки эффекторных органов в области окончаний парасимпатических нервных волокон ; е) нейроны центральной нервной системы; ж) хромаффинные клетки мозгового вещества надпочечников.
- Отметить М-холиномиметические вещества:
а) атропин; б) цититон; в) прозерин; г) пилокарпин; д) лобелин; е) ацклидин.
- Указать локализацию Н- холинорецепторов:
а) волокна скелетных мышц;б) нейроны симпатических ганглиев; в) нейроны парасимпатических ганглиев; г)клетки эффекторных органов в области окончаний симпатических нервных волокон; д) клетки эффекторных органов в области окончаний парасимпатических нервных волокон ; е) нейроны центральной нервной системы; ж)хромаффинные клетки мозгового вещества надпочечников.
- .Отметить Н-холиномиметические вещества:
а) цититон ;б) прозерин ; в) галантамин ; г) лобелин; д) аторпин; е) дитилин.
- С какой целью используют Н-холиномиметические средства:
а) для снижения артериального давления;б) для рефлекторной стимуляции дыхания ; в) для лечения язвенной болезни ; г) в качестве средства для борьбы с курением.
- Указать антихолинэстеразные вещества:
а) цититон; б) прозерин; в) лобелин; г) ацеклидин; д) галантамин; е) бензогексоний; ж) физостигмин.
- Какие эффекты наблюдаются при применении М-холиноблокаторов:
а) сужение зрачков и снижение внутриглазного давления; б) расширение зрачков и повышение внутриглазного давления; в) спазм аккомодации; г) паралич аккомодации; д) брадикардия; е) тахикардия; ж) снижение тонуса гладких мышц внутренних органов; з) повышение тонуса гладких мышц внутренних органов; и) снижение секреции желез; к) повышение секреции желез.
- Отметить показания к применению М-холиноблокаторов:
а) бронхиальная астма; б) гипертоническая болезнь; в) тахикардия; г) почечная и печеночная колика; д) язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки; е) исследование глазного дна; ж) глаукома.
- Указать курареподобные средства:
а) атропин; б) тубокурарин; в) дитилин; г) прозерин; д) пилокарпин; е) пентамин.
Задание №2.
Заполните таблицу:
Группа препаратов | Препараты (синонимы) | Показания к применению |
Миорелаксанты | ||
Н-холиномиметики | ||
М-холиномиметики | ||
Ганглиоблокаторы | ||
Антихолинэстеразные средства |
Задание №3. Заполните таблицу:
Препараты | Индивидуальные эффекты | Показания к применению |
Тубокурарина хлорид | ||
Скополамин | ||
Платифиллин |
Задание №4.
Обоснуйте показания и противопоказания препарата
Атропин применяется:
- при коликах, потому что ………………………………………………
….…………………….…………………………………………………….
- при гиперацидных гастритах, потому что………………………
………………………………………………………………………………
- в офтальмологии, для исследования глазного дна, потому что……
………………………………………………………………………………
- при бронхоспазмах и бронхиальной астме, потому что…………
………………………………………………………………………………
Задание №5.
Схема эфферентной иннервации.
Отметьте на схеме стрелочками, где действуют М-холиноблокаторы, ганглиоблокаторы, курареподобные средства.
Задание №6.
Подберите соответствующие пары по принципу "вопрос - правильный ответ"
Вопросы: Ответы:
- Атропина сульфат а) Н-холиномиметическое ср-во
- Пилокарпина гидрохлорид б) Антихолинэстеразное ср-во
- Цититон в) Ганглиоблокирующее ср-во
- Бензогексоний г) М-холиномиметическое ср-во
- Тубокурарина хлорид д) М-холиноблокирующее ср-во
- Прозерин
Задание №7.
Решить задачи.
1.Препарат расширяет зрачки, повышает внутриглазное давление, увеличивает частоту сердечных сокращений, вызывает паралич аккомодации, увеличивает частоту сердечных сокращений, уменьшает секрецию слюнных, бронхиальных и пищеварительных желез, снижает тонус гладкой мускулатуры желудка, кишечника, желчного и мочевого пузыря. Применяется при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, спазмах кишечника, желчевыводящих и мочевыводящих путей, бронхиальной астме.
Определить препарат, его фармакологическую группу и объяснить механизм действия на сердце.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.После подкожного введения бензогексония больной пренебрег советом медицинской сестры о необходимости находиться в постели в течение
11/2 - 2 ч. после инъекции. При попытке встать он потерял сознание и упал.
Что произошло с больным и почему? Какие срочные меры следует принять для оказания помощи? Если необходимо введение лекарственных веществ, назовите их и объясните действие.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Препарат блокирует нервно-мышечную передачу и вызывает расслабление скелетной мускулатуры. Применяется во время хирургических операций. При его передозировки в качестве антагонистов используют антихолинэстеразные вещества. В качестве побочного явления возможно снижение артериального давления.
Определить препарат, его фармакологическую группу и объяснить механизм действия на скелетную мускулатуру.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание №8.
Выписать рецепты.
1. 10 вагинальных суппозиториев с
нистатином (Nystatinum) по 500 000ЕД
Назначить по 1 суппозиторию на ночь
2. 6 флаконов, содержащих по 10 мл 2,5
суспензии кортизона ацетата (Cortisoni acetas
Назначить в мышцу по 3 мл в день
3. Выписать в рецепте настой травы
термопсиса (Herba Thermopsidis)
0,6 – 200 мл с добавлением 4 мл
нашатырно-анисовых капель
( Liquor Аmmonii anisatus ).
Назначить внутрь по 1 столовой ложке
3 раза в день.
4. Выписать в рецепте 30 сложных
порошков, состоящих из 0,001 г
рибофлавина (Riboflavinum),
0,002 г тиамина бромида
(Thiamini bromidum) и 0,05 г ……………………
кислоты аскорбиновой
(Acidum ascorbinicum).
Назначить по 1 порошку 3 раза в день.
5. Выписать в рецепте раствор кальция хлорида ( Calcii chloridum ) на 4 дня с таким расчетом, чтобы, применяя его внутрь по 1 столовой ложке, больной получал 1 г кальция хлорида. Назначить по 1 столовой ложке 4 раза в день.
N.B. Сначала произведите расчеты, а затем выпишите рецепт.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЯМ
ЭБС "Консультант Студента" www.medcollegelib.ru
- Фармакология с общей рецептурой : учебное пособие / В. В. Майский, Р. Н. Аляутдин. - 3-е изд., доп. и перераб. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015. - 240 с. : 26 ил. www.medcollegelib.ru
- - Учебник "Фармакология с рецептурой" В.М.Виноградов, Е.Б.Каткова, Е.А.Мухин.Санкт- Петербург , СпецЛит 2006.
- Фармакология : учебник / Р. Н. Аляутдин, Н. Г. Преферанский, Н. Г. Преферанская ; под ред. Р. Н. Аляутдина. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 704 с. : ил. www.medcollegelib.ru
- Фармакология с общей рецептурой : учебник / Д. А. Харкевич. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015. - 464 с. : ил www.medcollegelib.ru
- Путешествие в мир фармакогнозии. Пронченко Г.Е. 2010. - 176 с.: ил
- Фармацевтическая технология: учебное пособие. Гроссман В.А. 2012. - 320 с. :ил www.medcollegelib.ru
- Клиническая фармакология: учебник / Н.В. Кузнецова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 272 с. Серия "СПО"
- Фармакология: учебник / под ред. Р.Н. Аляутдина. - 4-е изд., перераб. и доп. 2013. - 832 с.: ил www.medcollegelib.ru
- Руководство к практическим занятиям по фармакологии./ В.А.Астафьев, В.Н. Белоконь. М. "Медицина", 1985. 176
- Лекарственные средства.-15 издание. Автор: Машковский М. Д.: 2005