Как подготовить будущего фармацевта к работе в аптеке

Шохина Нина Николаевна

Опыт проведения практических занятий по фармакологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Как подготовить будущего фармацевта к работе в аптеке

      Междисциплинарный курс МДК.01.01. »Лекарствоведение», раздел Фармакология по специальности «Фармация» считается одним из труднейших среди профессиональных дисциплин в подготовке будущих фармацевтов. Он входит в профессиональный модуль ПМ.01 »Реализация лекарственных средств и товаров  аптечного ассортимента». Студенты должны  научиться ориентироваться в огромном арсенале лекарственных препаратов, уметь оценить преимущества и недостатки того или иного из них, выбрать оптимальное средство для конкретного больного, заменить один препарат другим, достаточно эффективным, а иногда и более доступным.  Для  более  полного и  наглядного раскрытия многих тем я довольно часто применяю  мультимедийные технологии, а важность материала диктует насыщенность наглядных средств. В связи с этим использую следующий вид занятия:   лекции - презентации. По всем темам курса в кабинете фармакологии имеется набор препаратов, таблиц. В лаборатории фармакологии для студентов имеется обширная  справочная литература: справочники Видаль, Регистр лекарственных средств России «Энциклопедия лекарств», справочники Машковского, аннотации на препараты. Для проведения практических занятий мною разработаны методические указания для студентов, которые предусматривают контроль знаний студентов – экспресс - опрос в начале занятия, далее работу с препаратами по фармакологическим группам с разбором фармакокинетики и фармакодинамики препаратов, самостоятельную работу  с препаратами, аннотациями, справочником М.Д.Машковского, Энциклопедией лекарств–РЛС, справочником Видаль, выполнение заданий по рецептуре, подбор аналогов, выполнение тестовых заданий.

Например, по теме: «Лекарственные средства, влияющие на желудочно-кишечный тракт  студенты работают по следующим методическим указаниям:

Методические указания для студентов к практическому занятию №7.

ТЕМА: «Лекарственные средства, влияющие на желудочно-кишечный тракт: Желчегонные средства. Гепатопротекторы. Рвотные и противорвотные средства. Прокинетики. Слабительные препараты. Антидиарейные  препараты. Эубиотики». 

  Цель занятия: Закрепить и расширить теоретический материал по теме занятия.

  Время: 6 час.

Оснащение занятия:  справочники М.Д. Машковского «Лекарственные препараты», РЛС «Энциклопедия лекарств», таблицы, дидактический материал по теме, лекарственные препараты:  желчегонные, гепатопротекторы, рвотные и противорвотные средства, прокинетики, слабительные, антидиарейные, эубиотики. 

После изучения темы студент должен иметь представление: 

о  строении желудочно-кишечного тракта, его отделах и функциях

                 

После изучения темы студент должен знать:

-    лекарственные препараты, обладающие желчегонным, гепатопротекторным, рвотным,  противорвотным, слабительным, антидиарейным действием, прокинетики,  эубиотики,  фармакодинамику, применение в медицине.

После изучения темы студент должен уметь:

  • консультировать клиента по правилам использования лекарственных препаратов, влияющих на желудочно-кишечный тракт; производить равноценную замену;
  • пользоваться справочной литературой: Регистр лекарственных средств России., справочник Видаль, справочник М.Д. Машковского «Лекарственные средства», аннотациями.

Содержание практического занятия

Упражнения по выписыванию рецептов. Контроль за правильностью выписанных рецептов. Характеристика препаратов с учетом их фармакодинамики, фармакокинетики, работа с готовыми лекарственными препаратами. Работа с различной справочной литературой, аннотациями, проспектами. Решение ситуационных производственных задач.

ПЛАН

проведения практического занятия:

I. Организационный момент – 2/

II. Актуализация опорных знаний – 30/:

А)Интеллектуальная разминка (экспресс-опрос):

1.  Классификация желчегонных средств?

2.  Механизм действия желчегонных средств?

  1. Показания к применению желчегонных средств?
  2. Принцип действия гепатопротекторных средств?
  3. Назовите препараты гепатопротекторов?
  4. Показания к назначению гепатопротекторов7
  5. Какие препараты относятся к рвотным и противорвотным?
  6. Отличие прокинетиков от слабительных?
  7. Какие препараты относятся к слабительным средствам?
  8.  Что можно предложить из слабительных беременным?
  9.  Принцип действия антидиарейных препаратов?

     Б) Работа с готовыми лекарственными препаратами. Характеристика   препаратов с учетом их фармакодинамики, фармакокинетики.

III. Самостоятельная работа студентов – 227/

Выполнить следующие задания:

Тема: «Желчегонные средства».

  1. Выписать 100 таблеток препарата «Аллохол», указать его состав, обосновать применение. Предложить замену.
  2. Выписать больному холензим, указать его состав (см справочник Машковского), отличие от аллохола?
  3. Подобрать холеретики растительного происхождения и выписать 2 рецепта. Обосновать применение.
  4. Предложить больному холекинетики, обосновать применение.
  5. Выписать холеспазмолитики  (бускопан, дюспаталин, дротаверин), их отличие от холеретиков?

Тема: «Гепатопротекторы».

  1. Указать классификацию гепатопротекторов.
  2.  Выписать 2 упаковки препарата «Карсил», обосновать принцип действия.
  3. Выписать  10 ампул эссенциале. Правила введения эссенциале?
  4. Предложить на курс лечения эссенциале в капсулах. Рецепт. Аналоги?

Темы: «Противорвотные средства. Прокинетики. Слабительные препараты. Антидиарейные  препараты.».

Задание 1: Распределите  слабительные препараты: бисакодил, натрия пикосульфат, масло вазелиновое, оливковое, сенадексин, сенаде, рамнил, кора крушины, корень ревеня, магния сульфат, кафиол, лактулоза, макроголь 4000, карловарская соль,  регулакс – согласно  классификации.

Растительные средства, содержащие

Синтетические

 средства, вызывающие раздражение

Средства,

увеличивающие объём содержимого кишечника

Средства, размягчаю-

щие каловые массы

Комбини-рованные

антра-

гликозиды

рицино-

ловую кислоту

Хими

ческое

Механи

ческое

солевые

набухающие

невсасывающиеся

всасывающиеся

Задание 2:  Укажите   показания  и  противопоказания  к применению перечисленных  препаратов.

Лекарственный препарат, МНН, синонимы

Показания к применению

Противопоказания к применению

Агиолакс

Сенаде

Масло касторовое

Имодиум

Свечи с глицерином

Метоклопрамид

Смекта

Драмина

Задание 3:  Сравнительная характеристика препаратов, оказывающих влияние на двигательную функцию кишечника.

Лекарственный препарат

Лекарственная форма

Фармакологи

ческое действие

Механизм действия

Возможная замена

МНН

Синоним

Бисакодил

Магния сульфат

Кафиол

Масло вазелиновое

Масло касторовое

Микролакс

Натрия сульфат

Смекта

Лоперамид

Макроголь 4000

Задание 4:  Решите ситуационную задачу:

    К работнику аптеки обратилась молодая женщина с просьбой порекомендовать препарат из растительного сырья для ребёнка 10 лет, у которого отмечались  учащённая дефекация с выделением каловых масс  кашицеобразной  консистенции  со слизью, урчание в животе и его вздутие.

Ассортимент отдела лекарственного сырья: трава зверобоя, кора дуба, плоды черники, цветы ромашки, цветы календулы, корневище лапчатки.

1. Какие противодиарейные препараты  Вы  посоветуйте приобрести?

2. Какое лекарство готовят из растительного сырья, укажите способ его дозирования.

3. Информация для пациента (предостережение  относительно приёма препаратов,  их  возможные побочные  эффекты, условия  и  сроки  хранения).

Задание 5: Проведите анализ аннотации на бифидумбактерин форте (РЛС -2010 стр. 181). Отличие  пробиотика «Бифиформ»? Курсы лечения?

Задание 6: Проведите анализ аннотации на линекс (справочник Видаль, педиатрия, 2007 г., стр.356 – 357, укажите возможность назначения детям и беременным.

 Тестовые задания для самоконтроля:

1. При гиперацидных состояниях  желудка применяют препараты всех фармакологических групп, кроме:

    1. Антацидов.

    2. Противодиарейных средств.

    3. Блокаторов  гистаминных  Н2-рецепторов.

    4. Ингибиторов протонной помпы.

2. Соляную кислоту в желудке нейтрализуют все перечисленные препараты, кроме:

      1. Альмагеля.        

      2. Маалокса.

      3. Зантака.

      4. Сукральфата.

3.  К  блокаторам  гистаминных  Н2-рецепторов  относят:

      1.Ранитидин.

      2. Пирензепин.

      3. Лосек.

      4. Фамотидин.

4.  Показаниями к применению вентера являются:

       1. Анорексия.

       2. Гиперацидный гастрит.

       3. Алиментарное ожирение.

       4. Язвенная болезнь.

5. Ранитидин (зантак)  показан при всех перечисленных  заболеваниях, кроме:

    1. Гипацидного гастрита.

    2. Язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки.

    3. Рефлюкс-эзофагита.

    4. Синдрома Золлингера-Эллисона.

6. Синоним пирензепина:

     1. Лосек.

     2. Гастроцепин.

     3. Вентер.

     4. Ульфамид.

7. Побочное действие альмагеля при длительном применении:

       1. Запор.

       2. Вымывание фосфора из организма.

       3. Анемия.

       4. Бессонница.

8. Антибактериальное действие в отношении  Helicobacter pylori  оказывают:

   1. Сукральфат.

   2. Де-нол.

   3. Метронидазол.

   4. Ранитидин.

9. Аппетит стимулирует:

  1. Настойка валерианы.

  2. Настойка полыни.

  3. Настойка красавки.

  4. Настойка ландыша.

10. При остром панкреатите применяют:

  1. Контрикал.

  2. Гордокс.

  3. Пантрипин.

  4. Панкреатин.

11. Противорвотными препаратами являются:

       1. Метоклопрамид.

       2.Тиэтилперазин.

       3. Домперидон.

       4. Апоморфин.

12. Антрагликозиды не содержит сырьё:

        1.  Крушины ольховидной  кора.

        2.  Ревеня  корень.

        3. Сенны листья.

        4. Корень ипекакуаны.

13. Осмотическое давление в кишечнике увеличивают:

        1. Бисакодил.        

        2. Магния сульфат.

        3. Соль карловарская.

        4. Гутталакс.

14. Синтетические слабительные:

       1. Дульколакс.

       2. Натрия пикосульфат.

       3. Сенаде.

       4. Регулакс.

15. К комбинированным слабительным  относят:

       1. Форлакс.

       2. Лактулоза.

       3. Кафиол.

       4. Регулакс.

 16. Слабительное, действующее в тонком кишечнике:

      1. Кафиол.

      2. Сенаде.

      3. Масло касторовое.

      4. Рамнил.

17. Слабительное, содержащее  антрагликозиды, применяют при:

     1.Острых запорах.

     2. Хронических запорах.

     3. Отравлениях.

     4. Метеоризме.

18. Солевые  слабительные  назначают при:

      1. Отравлениях.

      2. Хронических запорах.

     3. Острых запорах.

     4. Поносе.

19. Касторовое масло нельзя применять:

      1. При запорах.

      2. При отравлении бензолом.

      3. Для стимуляции родов.

      4. Для лечения ран, ожогов.

20. Желчь животных содержат:

     1. Лиобил.

     2. Танацехол.

     3. Холосас.

     4. Аллохол.

21. К синтетическим  желчегонным  относят:

         1. Фламин.

         2. Одестон.

         3. Циквалон.

         4. Холосас.

22. Желчегонный препарат из бессмертника песчаного:

       1. Аллохол.

       2. Фламин.

       3. Танацехол.

       4. Конвафлавин.

23. При желчекаменной болезни  применяют:

      1. Холеретики.

      2. Гепатопротекторы.

      3. Холелитолитики.

      4. Диуретики.      

IV. Подведение итогов занятия – 5/

      Домашнее задание: учебник В.М. Виноградова, 2004г. «Фармакология с рецептурой» стр. 602 - 662, подготовка к зачёту.

      К сожалению, для студентов на базе 9 классов практические занятия ежедневно  по 6 часов в связи с введением модульного обучения довольно тяжелы, они устают, поэтому  приходится разнообразить методику их проведения. Довольно часто проводим небольшие презентации для обобщения материала, решаем кроссворды, профессиональные задачи, т.е. студенты уже осмысленно идут на  производственную практику в аптеку.

                       


 



Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com