РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины Основы экономики отрасли и правовое обеспечение в профессиональной деятельности
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ЯРОСЛАВСКИЙ КОЛЛЕДЖ УПРАВЛЕНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины ОПД.10
Основы экономики отрасли и правовое обеспечение в профессиональной
деятельности
(базовый уровень среднего профессионального образования)
для специальности
Специальность
15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по
отраслям)
2022
ОДОБРЕНА цикловой методической комиссией «__»______________20__года Председатель ЦМК _____________ | УТВЕРЖДЕНАЗам. директора по УМР «___» ___________ 20__ года ______________ И. В. Колесова | ||||||||||
Автор: Шестерикова Л. А. преподаватель высшей квалификационной категории ГПОУ ЯО ЯКУиПТ.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее СПО)
СОДЕРЖАНИЕ
- Паспорт программы учебной дисциплины 4
- Структура и содержание учебной дисциплины 7
- Условия реализации программы учебной дисциплины 11
- Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 16
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ ОТРАСЛИ И ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
1Л. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 151031 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям).
- Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Учебная дисциплина относится к общепрофессиональному циклу дисциплин.
- Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения
дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- оформлять первичные документы по учету рабочего времени, выработки, заработной платы,простоев;
- рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности подразделения (организации);
- разрабатывать бизнес-план;
- защищать свои права в соответствии с гражданским, гражданско- процессуальным и трудовым законодательством;
- анализировать и оценивать результаты и последствия деятельности (бездействия) с правовой точки зрения.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- действующие законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие производственно-хозяйственную деятельность;
- материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы отрасли и организации, показатели их эффективного использования;
методики расчета основных технико-экономических показателей деятельности организации;
- методику разработки бизнес-плана;
- механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях;
- основы маркетинговой деятельности, менеджмента и принципы делового общения;
- основы организации работы коллектива исполнителей;
- основы планирования, финансирования и кредитования организации;
- особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;
- производственную и организационную структуру организации;
- основные положения Конституции Российской Федерации, действующие законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной (трудовой) деятельности;
- классификацию, основные виды и правила составления нормативных правовых актов;
- права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности.
В процессе изучения дисциплины обучающиеся подготавливаются к освоению профессиональных компетенций:
- ПК 1.1. Руководить работами, связанными с применением грузоподъемных механизмов, при монтаже и ремонте промышленного оборудования.
-ПК 1.2. Проводить контроль работ по монтажу и ремонту промышленного оборудования с использованием контрольно-измерительных приборов.
-ПК 1.3. Участвовать в пусконаладочных работах и испытаниях промышленного оборудования после ремонта и монтажа.
- ПК 1.4. Выбирать методы восстановления деталей и участвовать в процессе их изготовления.
-ПК 1.5. Составлять документацию для проведения работ по монтажу и ремонту промышленного оборудования.
-ПК 2.1. Выбирать эксплуатационно-смазочные материалы при обслуживании оборудования.
- ПК 2.2. Выбирать методы регулировки и наладки промышленного оборудования в зависимости от внешних факторов.
- ПК 2.3. Участвовать в работах по устранению недостатков, выявленных в процессе эксплуатации промышленного оборудования.
- ПК 2.4. Составлять документацию для проведения работ по эксплуатации промышленного оборудования.
- ПК 3.1. Участвовать в планировании работы структурного подразделения.
- ПК 3.2. Участвовать в организации работы структурного подразделения.
- ПК 3.3. Участвовать в руководстве работой структурного подразделения.
- ПК 3.4. Участвовать в анализе процесса и результатов работы подразделения, оценке экономической эффективности производственной деятельности.
- При изучении дисциплины обучающийся должен овладевать общими компетенциями, включающими в себя способность:
- OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
- ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
- ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
- ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
- OK 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
- ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
- ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
- Количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальная учебная нагрузка обучающегося 174 часов, в том числе:
- обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 116 часов; самостоятельная работа обучающегося 58 часов.
- 5. Воспитание обучающихся
- В результате освоения образовательной программы осуществляется на основе включаемых в образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых с учетом включенных в примерную основную образовательную программу примерной рабочей программы воспитания и примерного календарного плана воспитательной работы.
- СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1.Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 174 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 116 |
в том числе: | |
лекции | 64 |
лабораторные занятия | 00 |
практические занятия | 30 |
курсовая работа (проект) ( если предусмотрено) | 22 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 58 |
в том числе: | |
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено) | 22 |
подготовка презентаций, рефератов, выполнение домашних работ, работа с нормативно-правовыми документами в системе Консультант-Плюс, Гарант | 36 |
Итоговая аттестация в форме (указать) экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы экономики отрасли и правовое обеспечение в
профессиональной деятельности»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. | Основы экономики отрасли | ||
Тема 1.1. Предприятие — основное звено экономики | Содержание учебного материала | 0 | ** |
1 | |||
1..Понятие предприятия, виды, цель, функции предприятия Организационная структура предприятия. Понятие, виды организационных структур Производственная структура. Понятие, виды производственных структур. Понятие производственного процесса, его элементы. Классификация производственного процесса | 6 | ||
Лабораторные работы | |||
Практические занятия не предусмотрены | |||
Самостоятельная работа обучающихся — Работа с сайтами организаций, составление организационных структур предприятия различных видов. Формирование производственных структур в зависимости от вида деятельности | 3 | 3 | |
Тема 1.2. Основные фонды предприятия | Содержание учебного материала | 0 | ** |
Понятие основных фондов. Их классификация, виды стоимостей Понятие амортизации основных фондов, методы начисления амортизации Показатели эффективности использования основных фондов Расчет производственной мощности предприятия | 8 | 1 | |
Лабораторные работы | |||
Практические занятия Расчет первоначальной и остаточной стоимости ОПФ Расчет показателей использования ОПФ | 4 | 1,2 | |
Самостоятельная работа обучающихся — Решение задач по теме. Работа с классификатором опф. классификатором | 4 |
амортизационных групп, выполнение домашнего задания. | |||
Тема 3 Оборотные фонды предприятия | Содержание учебного материала Понятие оборотных средств, их классификация и оценка. Нормирование оборотных средств. Показатели эффективного использования оборотных средств. | 4 | 1 |
Практические занятия | |||
.Практическое занятие 3 Методика расчета показателей эффективности использования оборотных средств Практическое занятие 4 Нормирование оборотных средств | 4 | 1,2 | |
Самостоятельная работа | 2,3 | ||
Повторение темы учебник с.40-52 | 4 | ||
Тема 4 Кадры и оплата труда на предприятии | Содержание учебного материала Состав и структура кадров организации. Показатели движения трудовых ресурсов Учет рабочего времени. Понятие баланса рабочего времени Понятие хронометража и фотографии рабочего времени Понятие производительности труда. Расчет показателей производительности труда Сущность и принципы оплаты труда. Формы заработной платы. Виды оплаты. Налогообложение заработной платы работников и начисления от заработной платы | 12 | 1,2 |
Практические занятия | |||
.Практическое занятие 5 Расчет показателей движения рабочей силы предприятия Практическое занятие 6 Расчет заработной платы работников Практическое занятие 7 Расчет показателей эффективности использования персонала предприятия | 6 | 2,3 | |
Самостоятельная работа | |||
Решение задач, повторение темы учебник с.52-60 | 4 | 3 | |
Тема 5 Механизм ценообразования на продукцию | Содержание учебного материала .Понятие себестоимости продукции. Основные элементы себестоимости Составление калькуляции на изготовление единицы продукции Методы ценообразования. Виды и структура цен | 6 | 1 |
Практические занятия | |||
Практическое занятие8 Расчет калькуляции на изготовление изделия | 2 | 1,2 |
Самостоятельная работа | |||
Решение задач, повторение материала учебник с.205-167 | 4 | 2,3 | |
Тема 6. Формирование финансовых показателей деятельности предприятия | Содержание учебного материала Понятие доходов и расходов организации. Формирование прибыли , виды прибыли Налогообложение предприятия. Основные налоги, уплачиваемые предприятием Показатели рентабельности , методика расчета | 6 | 1 |
Практические занятия | |||
.Практическое занятие 9 Расчет показателей прибыли, рентабельности | 2 | 1,2 | |
Самостоятельная работа | 4 | ||
Решение задач, повторение материала учебник с.242-243, НК РФ | 2,3 | ||
Тема7 Внутрифирменное планирование | Содержание учебного материала Понятие бизнес-плана. Структура бизнес-плана Методика расчета основных показателей бизнес-плана | 4 | 1 |
Практические занятия | |||
Практическое занятие 10-11 Составление бизнес-плана предприятия | 4 | 1,2 | |
Самостоятельная работа | 4 | ||
Решение задач, повторение материала учебник с.136-147 | 2,3 | ||
Тема 8.3ащита от мошеннических действий на финансовом рынке | Содержание учебного материала Основные признаки и виды финансовых пирамид, правила личной финансовой безопасности, виды финансового мошенничества. Мошенничества с банковскими картами , Махинации с кредитами Мошенничества с инвестиционными инструментами. Финансовые пирамиды Практикум -кейс «Заманчивое предложение» | 6 | 1 |
Практические занятия | 1,2 | ||
Не предусмотрены | |||
Самостоятельная работа | 2,3 | ||
Работа с материалами сайта «Основы финансовой грамотности» | 4 | ||
Тематика курсовой работы прилагается | |||
Консультации к курсовой работе, предусмотренные учебным планом | 22 | ||
Итого раздел «Основы экономики отрасли» | 105 | ||
Раздел 2. | Правовое обеспечение в профессиональной деятельности | 0 | |
Тема 2.1. | Содержание учебного материала | 0 | ** |
Правовое регулирование профессиональной деятельности | |||
1.Основы конституционного строя в области профессиональной деятельности. | 2 | 1 | |
Лабораторные работы | |||
Практические занятия | |||
Самостоятельная работа обучающихся — Работа с правовой системой Консультант-Плюс. Конституция РФ, законодательные акты, регулирующие профессиональную деятельность | 6 | 2,2 | |
Тема2.2. Правовое положение субъектов предпринимательской деятельности. | Содержание учебного материала Субъекты и объекты предпринимательской деятельности Гражданско-правовые договоры в профессиональной деятельности | 2 | 1 |
Практические занятия | |||
Практическое занятие №1 «Права потребителя» | 2 | 1,2 | |
Самостоятельная работа | 2,3 | ||
Работа с правовой системой Консультант-Плюс. Закон о защите прав потребителей | 6 | ||
Тема 2.3. Права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности | Содержание учебного материала Трудовой договор: понятие, содержание, виды. Правовое регулирование оплаты труда. | 2 | 1 |
Практические занятия | |||
Практическое занятие №2 «Рабочее время, время отдыха» Практическое занятие №3 «Дисциплинарная и материальная ответственность сторон трудового договора. Практическое занятие №4 «Трудовые споры и порядок их разрешения» | 6 | 1,2 | |
Самостоятельная работа | |||
Работа с правовой системой Консультант-Плюс.Трудовой кодекс РФ | 6 | 3 | |
Тема 2.4. Административное право | Содержание учебного материала Основы административного права | 2 | 1 |
Практические занятия | |||
Работа с правовой системой Консультант-Плюс.Налоговый Кодекс, Административный Кодекс, Гражданский Кодекс | 4 | ||
Самостоятельная работа | 9 | ||
Тематика курсовой работы (проекта) (если предусмотрены) | 0 |
— Тематика курсовых работ | ||
Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) (если предусмотрены) Вид и тематика самостоятельной работы студентов над курсовой работой | 0 | |
ВСЕГО: | 174 |
Внутри каждого раздела указываются соответствующие темы. По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах), наименования необходимых лабораторных работ и практических занятий (отдельно по каждому виду), контрольных работ, а также тематика самостоятельной работы. Если предусмотрены курсовые работы (проекты) по дисциплине, указывается их тематика. Объем часов определяется по каждой позиции столбца 3. Уровень освоения проставляется напротив дидактических единиц в столбце 4 (отмечено двумя звездочками **).
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
- - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
- - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
- - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Экономика организации;
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-методической документации;
Технические средства обучения:
- компьютер
- мультимедийный проектор - персональный компьютер
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Экономика отрасли: Учебное пособие / В.Я. Поздняков, С.В. Казаков. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014.-281 с.
- Экономика фирмы (организации)
учебник/ред.проф.В.Я. Горфенкеля, проф. Т.Г.Попадюк- М:ИНФРА-М я.
- .Налоговый кодекс РФ с изменениями на 1.09.2018 электронный ресурс Консультант Плюс
- Презентационный курс по дисциплине «Экономика отрасли»
- Курс лекций преподавателя Кривощековой М.Ю.
- Лрактикум кейс «Заманчивое предложение»
1.Румынина В.В. Правовое обеспечение профессиональной деятельности М Академия 2018
- Учебники: Румынина В.В. Правовое обеспечение профессиональной деятельности: учебник для студ. сред. проф. учеб, заведений/ В.В. Румынина. -7-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия»,2015. - 192 с.
- Правовое обеспечение профессиональной деятельности: Курс лекций. - учебное пособие для преподавателей, студентов и учащихся среднего и начального профессионального образования. Авторы составители И.А. Базанова, Н.А. Вершинина: Я, 2012. - 236с.
Дополнительные источники:
- Базанова И.А. Задания в тестовой форме по курсу «Основы права»: учебно- методическое пособие / под ред. И.И. Семеновой. Издание второе, переработанное. Я.,2013. 56 с.
- Все о будущей пенсии. Для учебы и жизни. (Буклет)
- Гражданско - процессуальное право. (Шпаргалки)/ сост. А. В. Петренко. - М.: ACT; СПб: Сова Владимир, ВКТ 2015. - 64 с.
- Гражданское право (практикум): М., Проспект, 2012г
- Л.И. Трущебин. Тесты по трудовому кодексу Российской Федерации с ответами и комментариями: Ярославль: ГОУ ЯО ИРО,2012. 44 с.
- Л.Ю. Грудцына. Ваш адвокат: практические советы на актуальные вопросы. - 2-е изд. Исправл. М: изд. Эсмо,2006 - 704 с. - (юридический справочник)
- Лушников А.М. Теория государства и права: краткий курс / А.М. Лушников; международная академия бизнеса и новых технологий (МУБиНТ). - Я: РИЦ МУБиНТ, 2014.-204.
- М.Б. Смолянский. Исковые заявления и жалобы в суд (образцы документов) / М.Б. Смолянский 6 -е изд., испр. и перер. Ростов н./ Д.: Феникс, 2016 - 281 с. (50 способов)
- М.Б. Смолянский. Трудовое право: Ростов н./ Д, Феникс 2014г.
Ю.Никитин А.Ф. 200 вопросов и ответов по основам государства и права:
Учебное пособие/ Никитин А.Ф. - 2-е изд., перераб. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2012.- 125 с.
П.Тьпценко А.И. Правовое обеспечение профессиональной деятельности Рос- на-дон 2007
12.Никитин А.Ф. Гражданское право. Дополнительные материалы к учебникам «Политика и право», «Основы государства и права». 9-11 классы: пособие для учащихся общеобразоват. учеб, заведений. - М.: Дрофа, 2000. - 128с.
Нормативные правовые акты
- Гражданский кодекс Р.Ф. (часть 1- 4), в редакции 2016г.
- Закон Р.Ф. «О гражданстве» отЗ 1 мая 2002г
- Закон Р.Ф. «О защите прав потребителя» от 9 января 1996г. (в редакции 2014
г-)
- Закон Р.Ф. «О коллективных договорах и соглашениях» от Пмарта 1992г. (в редакции 2004г.)
- Закон РФ «О занятости населения» от19 апреля 1991г (в редакции 2008г.)
- Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992г. (в редакции 2007г.)
- Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 (в редакции 2007г).
- Конституция Р.Ф. принята на референдуме 12 декабря 1993г. М., 2009г.
- Трудовой кодекс Р.Ф. от 30 декабря 2001г. (в редакции 2009г.)
Интернет- ресурсы:
- Право и жизнь. Независимый научно - популярный журнал [Интернет версия] - Режим доступа: http://www.law-n-life.ru/ (23.08.2017)
- Справочная правовая система ГАРАНТ [Интернет-версия]. - Режим доступа: http://www.garant.ru/iv/ (25.08.2017)
- Справочная правовая система Консультант Плюс [Интернет-версия]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/about/software/cons// (25.08.2017)
- Российское образование: федеральный портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.edu.ru (28.08.2017)
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: оформлять первичные документы по учету рабочего времени, выработки, заработной платы, простоев; рассчитывать основные техникоэкономические показатели деятельности подразделения (организации); разрабатывать бизнес-план; защищать свои права в соответствии с гражданским, гражданско- процессуальным и трудовым законодательством; анализировать и оценивать результаты и последствия деятельности (бездействия) с правовой точки зрения. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: действующие законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие производственно-хозяйственную деятельность; материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы отрасли и организации, показатели их эффективного использования; методики расчета основных технико-экономических показателей | тестовые задания, выполнение практических задач, показ презентаций, подготовка докладов и рефератов., защита курсовой работы |
Темы курсовых работ
по дисциплине «Основы экономики отрасли»
специальность 15.02.01.Монтаж и техническая эксплуатация промышленного
оборудования
группа МТ1-41 2020-2021 учебный год
Тема курсовой работы | ФИО студента |
1.Отрасль и рыночная экономика (на примере текстильной или швейной отрасли) | |
2.0собенности и перспективы развития отрасли в современных условиях (на примере текстильной или швейной отрасли) | |
3.Материально-технические ресурсы отрасли (на примере текстильной отрасли) | |
4.Трудовые ресурсы отрасли (на примере текстильной отрасли) | |
5.0траслевой рынок труда (на примере текстильной или швейной отрасли) | |
б.Экономические показатели развития отрасли за последние пять лет (на примере текстильной или швейной отрасли) | |
7.Предприятие — как хозяйственный субъект экономики | |
8.Организационная и производственная структуры предприятия. | |
9. Инфраструктура организации | |
10.Капитал и имущество организации | |
11.Основные фонды предприятия и анализ эффективности их использования (на примере конкретного предприятия) | |
12.0боротные фонды предприятия и анализ эффективности их использования (на примере конкретного предприятия) | |
13.Кадровая политика предприятия как метод управления персоналом ( на примере конкретного предприятия) | |
14.Формы оплаты труда в современных условиях | |
15.Финансовые ресурсы отрасли (на примере текстильной или швейной отрасли) | |
16. Производительность труда как показатель эффективности и результативности деятельности предприятия (на примере конкретного предприятия) | |
17. Персонал предприятия и анализ эффективности его использования (на примере конкретного предприятия) | |
18.Методы нормирования труда в организации (на примере конкретного предприятия) | |
19.Себестоимость производства продукции их структура, |
особенности формирования (на примере конкретного предприятия) | |
20.Механизм ценообразования на продукцию (услугу) | |
21.Методика расчета основных технико-экономических показателей деятельности предприятия (на примере конкретного предприятия) | |
22.0сновы маркетинговой деятельности предприятия | |
23.Менеджмент в управлении персоналом предприятия | |
24.Принципы делового общения в системе управления персоналом предприятия | |
25.0сновы планирования деятельности предприятия | |
26.Методика разработки бизнес-плана (на примере конкретной бизнес-идеи) | |
27.0сновы организации работы коллектива исполнителей | |
28.Методика расчета годовой производственной программы (на примере конкретного предприятия) | |
29.Рентабельность — показатель эффективности работы предприятия | |
30 .Значение внешнеэкономических связей для экономики отрасли (на примере текстильной или швейной отрасли) |