РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины Основы экономики отрасли и правовое обеспечение в профессиональной деятельности

Шестерикова Любовь Александровна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Основы экономики отрасли и правовое обеспечение в профессиональной 
деятельности

(базовый уровень среднего профессионального образования)
для специальности
Специальность 
15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по

отраслям)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_mt_1-41.docx52.45 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ЯРОСЛАВСКИЙ КОЛЛЕДЖ УПРАВЛЕНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины ОПД.10

Основы экономики отрасли и правовое обеспечение в профессиональной

деятельности

(базовый уровень среднего профессионального образования)
для специальности
Специальность

15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по

отраслям)

2022



ОДОБРЕНА

цикловой методической комиссией

«__»______________20__года

Председатель ЦМК _____________

УТВЕРЖДЕНА

Зам. директора по УМР

«___» ___________ 20__ года

______________ И. В. Колесова

Автор: Шестерикова Л. А.  преподаватель высшей квалификационной категории ГПОУ ЯО ЯКУиПТ.

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее СПО)


СОДЕРЖАНИЕ

  1. Паспорт программы учебной дисциплины        4
  2. Структура и содержание учебной дисциплины        7
  3. Условия реализации программы учебной дисциплины        11
  4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины        16

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ ОТРАСЛИ И ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

1Л. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 151031 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям).

  1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной

образовательной программы:

Учебная дисциплина относится к общепрофессиональному циклу дисциплин.

  1. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения

дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • оформлять первичные документы по учету рабочего времени, выработки, заработной платы,простоев;
  • рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности подразделения (организации);
  • разрабатывать бизнес-план;
  • защищать свои права в соответствии с гражданским, гражданско- процессуальным и трудовым законодательством;
  • анализировать и оценивать результаты и последствия деятельности (бездействия) с правовой точки зрения.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • действующие законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие производственно-хозяйственную деятельность;
  • материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы отрасли и организации, показатели их эффективного использования;

 методики расчета основных технико-экономических показателей деятельности организации;

  • методику разработки бизнес-плана;
  • механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях;
  • основы маркетинговой деятельности, менеджмента и принципы делового общения;
  • основы организации работы коллектива исполнителей;
  • основы планирования, финансирования и кредитования организации;
  • особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;
  • производственную и организационную структуру организации;
  • основные положения Конституции Российской Федерации, действующие законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной (трудовой) деятельности;
  • классификацию, основные виды и правила составления нормативных правовых актов;
  • права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности.

В процессе изучения дисциплины обучающиеся подготавливаются к освоению профессиональных компетенций:

  • ПК 1.1. Руководить работами, связанными с применением грузоподъемных механизмов, при монтаже и ремонте промышленного оборудования.

-ПК 1.2. Проводить контроль работ по монтажу и ремонту промышленного оборудования с использованием контрольно-измерительных приборов.

-ПК 1.3. Участвовать в пусконаладочных работах и испытаниях промышленного оборудования после ремонта и монтажа.

  • ПК 1.4. Выбирать методы восстановления деталей и участвовать в процессе их изготовления.

-ПК 1.5. Составлять документацию для проведения работ по монтажу и ремонту промышленного оборудования.

-ПК 2.1. Выбирать эксплуатационно-смазочные материалы при обслуживании оборудования.

  •  ПК 2.2. Выбирать методы регулировки и наладки промышленного оборудования в зависимости от внешних факторов.
  • ПК 2.3. Участвовать в работах по устранению недостатков, выявленных в процессе эксплуатации промышленного оборудования.
  • ПК 2.4. Составлять документацию для проведения работ по эксплуатации промышленного оборудования.
  • ПК 3.1. Участвовать в планировании работы структурного подразделения.
  • ПК 3.2. Участвовать в организации работы структурного подразделения.
  • ПК 3.3. Участвовать в руководстве работой структурного подразделения.
  • ПК 3.4. Участвовать в анализе процесса и результатов работы подразделения, оценке экономической эффективности производственной деятельности.
  • При изучении дисциплины обучающийся должен овладевать общими компетенциями, включающими в себя способность:
  • OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
  • ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
  • ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
  • ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
  • OK 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
  • ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
  • ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
  1. Количество часов на освоение программы дисциплины:

Максимальная учебная нагрузка обучающегося 174 часов, в том числе:

  • обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 116 часов;                      самостоятельная работа обучающегося 58 часов.
  1. 5.  Воспитание обучающихся
  • В результате освоения образовательной программы осуществляется на основе включаемых в образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых с учетом включенных в примерную основную образовательную программу примерной рабочей программы воспитания и примерного календарного плана воспитательной работы.
  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1.Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

174

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

116

в том числе:

лекции

64

лабораторные занятия

00

практические занятия

30

курсовая работа (проект) ( если предусмотрено)

22

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

58

в том числе:

самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)

(если предусмотрено)

22

подготовка презентаций, рефератов, выполнение домашних работ, работа с нормативно-правовыми документами в системе Консультант-Плюс, Гарант

36

Итоговая аттестация в форме (указать) экзамена

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы экономики отрасли и правовое обеспечение в

профессиональной деятельности»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень

освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Основы экономики отрасли

Тема 1.1. Предприятие — основное звено экономики

Содержание учебного материала

0

**

1

1..Понятие предприятия, виды, цель, функции предприятия

Организационная структура предприятия. Понятие, виды организационных структур

Производственная структура. Понятие, виды производственных структур. Понятие производственного процесса, его элементы. Классификация производственного процесса

6

Лабораторные работы

Практические занятия не предусмотрены

Самостоятельная работа обучающихся

— Работа с сайтами организаций, составление организационных структур предприятия различных видов. Формирование производственных структур в зависимости от вида деятельности

3

3

Тема 1.2. Основные фонды предприятия

Содержание учебного материала

0

**

Понятие основных фондов. Их классификация, виды стоимостей

Понятие амортизации основных фондов, методы начисления амортизации

Показатели эффективности использования основных фондов

Расчет производственной мощности предприятия

8

1

Лабораторные работы

Практические занятия

Расчет первоначальной и остаточной стоимости ОПФ

Расчет показателей использования ОПФ

4

1,2

Самостоятельная работа обучающихся

— Решение задач по теме. Работа с классификатором опф. классификатором

4

амортизационных групп, выполнение домашнего задания.

Тема 3 Оборотные фонды предприятия

Содержание учебного материала

Понятие оборотных средств, их классификация и оценка. Нормирование оборотных средств. Показатели эффективного использования оборотных средств.

4

1

Практические занятия

.Практическое занятие 3

Методика расчета показателей эффективности использования оборотных средств Практическое занятие 4 Нормирование оборотных средств

4

1,2

Самостоятельная работа

2,3

Повторение темы учебник с.40-52

4

Тема 4 Кадры и оплата труда на предприятии

Содержание учебного материала

Состав и структура кадров организации. Показатели движения трудовых ресурсов Учет рабочего времени. Понятие баланса рабочего времени Понятие хронометража и фотографии рабочего времени

Понятие производительности труда. Расчет показателей производительности труда Сущность и принципы оплаты труда. Формы заработной платы. Виды оплаты. Налогообложение заработной платы работников и начисления от заработной платы

12

1,2

Практические занятия

.Практическое занятие 5

Расчет показателей движения рабочей силы предприятия Практическое занятие 6 Расчет заработной платы работников Практическое занятие 7

Расчет показателей эффективности использования персонала предприятия

6

2,3

Самостоятельная работа

Решение задач, повторение темы учебник с.52-60

4

3

Тема 5 Механизм ценообразования на продукцию

Содержание учебного материала

.Понятие себестоимости продукции. Основные элементы себестоимости Составление калькуляции на изготовление единицы продукции Методы ценообразования. Виды и структура цен

6

1

Практические занятия

Практическое занятие8

Расчет калькуляции на изготовление изделия

2

1,2

Самостоятельная работа

Решение задач, повторение материала учебник с.205-167

4

2,3

Тема 6.

Формирование

финансовых

показателей

деятельности

предприятия

Содержание учебного материала

Понятие доходов и расходов организации. Формирование прибыли , виды прибыли Налогообложение предприятия. Основные налоги, уплачиваемые предприятием Показатели рентабельности , методика расчета

6

1

Практические занятия

.Практическое занятие 9

Расчет показателей прибыли, рентабельности

2

1,2

Самостоятельная работа

4

Решение задач, повторение материала учебник с.242-243, НК РФ

2,3

Тема7

Внутрифирменное планирование

Содержание учебного материала

Понятие бизнес-плана. Структура бизнес-плана Методика расчета основных показателей бизнес-плана

4

1

Практические занятия

Практическое занятие 10-11 Составление бизнес-плана предприятия

4

1,2

Самостоятельная работа

4

Решение задач, повторение материала учебник с.136-147

2,3

Тема 8.3ащита от

мошеннических действий на финансовом рынке

Содержание учебного материала

Основные признаки и виды финансовых пирамид, правила личной финансовой безопасности, виды финансового мошенничества. Мошенничества с банковскими картами , Махинации с кредитами

Мошенничества с инвестиционными инструментами. Финансовые пирамиды Практикум -кейс «Заманчивое предложение»

6

1

Практические занятия

1,2

Не предусмотрены

Самостоятельная работа

2,3

Работа с материалами сайта «Основы финансовой грамотности»

4

Тематика курсовой работы прилагается

Консультации к курсовой работе, предусмотренные учебным планом

22

Итого раздел «Основы экономики отрасли»

105

Раздел 2.

Правовое обеспечение в профессиональной деятельности

0

Тема 2.1.

Содержание учебного материала

0

**

Правовое регулирование профессиональной деятельности

1.Основы конституционного строя в области профессиональной деятельности.

2

1

Лабораторные работы

Практические занятия

Самостоятельная работа обучающихся

— Работа с правовой системой Консультант-Плюс. Конституция РФ, законодательные акты, регулирующие профессиональную деятельность

6

2,2

Тема2.2.

Правовое

положение

субъектов

предпринимательской

деятельности.

Содержание учебного материала

Субъекты и объекты предпринимательской деятельности Гражданско-правовые договоры в профессиональной деятельности

2

1

Практические занятия

Практическое занятие №1 «Права потребителя»

2

1,2

Самостоятельная работа

2,3

Работа с правовой системой Консультант-Плюс. Закон о защите прав потребителей

6

Тема 2.3. Права и обязанности работников в сфере

профессиональной деятельности

Содержание учебного материала

Трудовой договор: понятие, содержание, виды. Правовое регулирование оплаты труда.

2

1

Практические занятия

Практическое занятие №2 «Рабочее время, время отдыха»

Практическое занятие №3 «Дисциплинарная и материальная ответственность сторон трудового договора.

Практическое занятие №4 «Трудовые споры и порядок их разрешения»

6

1,2

Самостоятельная работа

Работа с правовой системой Консультант-Плюс.Трудовой кодекс РФ

6

3

Тема 2.4. Административное право

Содержание учебного материала

Основы административного права

2

1

Практические занятия

Работа с правовой системой Консультант-Плюс.Налоговый Кодекс, Административный Кодекс, Гражданский Кодекс

4

Самостоятельная работа

9

Тематика курсовой работы (проекта) (если предусмотрены)

0

— Тематика курсовых работ

Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) (если предусмотрены) Вид и тематика самостоятельной работы студентов над курсовой работой

0

ВСЕГО:

174

Внутри каждого раздела указываются соответствующие темы. По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах), наименования необходимых лабораторных работ и практических занятий (отдельно по каждому виду), контрольных работ, а также тематика самостоятельной работы. Если предусмотрены курсовые работы (проекты) по дисциплине, указывается их тематика. Объем часов определяется по каждой позиции столбца 3. Уровень освоения проставляется напротив дидактических единиц в столбце 4 (отмечено двумя звездочками **).

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

  1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
  2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
  3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Экономика организации;

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя;
  • комплект учебно-методической документации;

Технические средства обучения:

  • компьютер
  • мультимедийный проектор - персональный компьютер

3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Экономика отрасли: Учебное пособие / В.Я. Поздняков, С.В. Казаков. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014.-281 с.
  2. Экономика фирмы (организации)

учебник/ред.проф.В.Я. Горфенкеля, проф. Т.Г.Попадюк- М:ИНФРА-М я.

  1. .Налоговый кодекс РФ с изменениями на 1.09.2018 электронный ресурс Консультант Плюс
  2. Презентационный курс по дисциплине «Экономика отрасли»
  3. Курс лекций преподавателя Кривощековой М.Ю.
  4. Лрактикум кейс «Заманчивое предложение»

1.Румынина В.В. Правовое обеспечение профессиональной деятельности М Академия 2018

  1. Учебники: Румынина В.В. Правовое обеспечение профессиональной деятельности: учебник для студ. сред. проф. учеб, заведений/ В.В. Румынина. -7-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия»,2015. - 192 с.
  2. Правовое обеспечение профессиональной деятельности: Курс лекций. - учебное пособие для преподавателей, студентов и учащихся среднего и начального профессионального образования. Авторы составители И.А. Базанова, Н.А. Вершинина: Я, 2012. - 236с.

Дополнительные источники:

  1. Базанова И.А. Задания в тестовой форме по курсу «Основы права»: учебно- методическое пособие / под ред. И.И. Семеновой. Издание второе, переработанное. Я.,2013. 56 с.
  2. Все о будущей пенсии. Для учебы и жизни. (Буклет)
  3. Гражданско - процессуальное право. (Шпаргалки)/ сост. А. В. Петренко. - М.: ACT; СПб: Сова Владимир, ВКТ 2015. - 64 с.
  4. Гражданское право (практикум): М., Проспект, 2012г
  5. Л.И. Трущебин. Тесты по трудовому кодексу Российской Федерации с ответами и комментариями: Ярославль: ГОУ ЯО ИРО,2012. 44 с.
  6. Л.Ю. Грудцына. Ваш адвокат: практические советы на актуальные вопросы. - 2-е изд. Исправл. М: изд. Эсмо,2006 - 704 с. - (юридический справочник)
  7. Лушников А.М. Теория государства и права: краткий курс / А.М. Лушников; международная академия бизнеса и новых технологий (МУБиНТ). - Я: РИЦ МУБиНТ, 2014.-204.
  8. М.Б. Смолянский. Исковые заявления и жалобы в суд (образцы документов) / М.Б. Смолянский 6 -е изд., испр. и перер. Ростов н./ Д.: Феникс, 2016 - 281 с. (50 способов)
  9. М.Б. Смолянский. Трудовое право: Ростов н./ Д, Феникс 2014г.

Ю.Никитин А.Ф. 200 вопросов и ответов по основам государства и права:

Учебное пособие/ Никитин А.Ф. - 2-е изд., перераб. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2012.- 125 с.

П.Тьпценко А.И. Правовое обеспечение профессиональной деятельности Рос- на-дон 2007

12.Никитин А.Ф. Гражданское право. Дополнительные материалы к учебникам «Политика и право», «Основы государства и права». 9-11 классы: пособие для учащихся общеобразоват. учеб, заведений. - М.: Дрофа, 2000. - 128с.

Нормативные правовые акты

  1. Гражданский кодекс Р.Ф. (часть 1- 4), в редакции 2016г.
  2. Закон Р.Ф. «О гражданстве» отЗ 1 мая 2002г
  3. Закон Р.Ф. «О защите прав потребителя» от 9 января 1996г. (в редакции 2014

г-)

  1. Закон Р.Ф. «О коллективных договорах и соглашениях» от Пмарта 1992г. (в редакции 2004г.)
  2. Закон РФ «О занятости населения» от19 апреля 1991г (в редакции 2008г.)
  3. Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992г. (в редакции 2007г.)
  4. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 (в редакции 2007г).
  5. Конституция Р.Ф. принята на референдуме 12 декабря 1993г. М., 2009г.
  6. Трудовой кодекс Р.Ф. от 30 декабря 2001г. (в редакции 2009г.)

Интернет- ресурсы:

  1. Право и жизнь. Независимый научно - популярный журнал [Интернет версия] - Режим доступа: http://www.law-n-life.ru/ (23.08.2017)
  2. Справочная правовая система ГАРАНТ [Интернет-версия]. - Режим доступа: http://www.garant.ru/iv/ (25.08.2017)
  3. Справочная правовая система Консультант Плюс [Интернет-версия]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/about/software/cons// (25.08.2017)
  4. Российское образование: федеральный портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.edu.ru (28.08.2017)
  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: оформлять первичные документы по учету рабочего времени, выработки, заработной платы, простоев;

рассчитывать основные техникоэкономические показатели деятельности подразделения (организации); разрабатывать бизнес-план; защищать свои права в соответствии с гражданским, гражданско- процессуальным и трудовым законодательством; анализировать и оценивать результаты и последствия деятельности (бездействия) с правовой точки зрения.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: действующие законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие

производственно-хозяйственную

деятельность;

материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы отрасли и организации, показатели их эффективного использования; методики расчета основных технико-экономических показателей

тестовые задания, выполнение практических задач, показ презентаций, подготовка докладов и рефератов., защита курсовой работы

Темы курсовых работ

по дисциплине «Основы экономики отрасли»
специальность 15.02.01.Монтаж и техническая эксплуатация промышленного

оборудования
группа МТ1-41    
2020-2021 учебный год

                

Тема курсовой работы

ФИО студента

1.Отрасль и рыночная экономика (на примере текстильной или швейной отрасли)

2.0собенности и перспективы развития отрасли в современных условиях (на примере текстильной или швейной отрасли)

3.Материально-технические ресурсы отрасли (на примере текстильной отрасли)

4.Трудовые ресурсы отрасли (на примере текстильной отрасли)

5.0траслевой рынок труда (на примере текстильной или швейной отрасли)

б.Экономические показатели развития отрасли за последние пять лет (на примере текстильной или швейной отрасли)

7.Предприятие — как хозяйственный субъект экономики

8.Организационная и производственная структуры предприятия.

9. Инфраструктура организации

10.Капитал и имущество организации

11.Основные фонды предприятия и анализ эффективности их использования (на примере конкретного предприятия)

12.0боротные фонды предприятия и анализ эффективности их использования (на примере конкретного предприятия)

13.Кадровая политика предприятия как метод управления персоналом ( на примере конкретного предприятия)

14.Формы оплаты труда в современных условиях

15.Финансовые ресурсы отрасли (на примере текстильной или швейной отрасли)

16. Производительность труда как показатель эффективности и результативности деятельности предприятия (на примере конкретного предприятия)

17. Персонал предприятия и анализ эффективности его использования (на примере конкретного предприятия)

18.Методы нормирования труда в организации (на примере конкретного предприятия)

19.Себестоимость производства продукции их структура,

особенности формирования (на примере конкретного предприятия)

20.Механизм ценообразования на продукцию (услугу)

21.Методика расчета основных технико-экономических показателей деятельности предприятия (на примере конкретного предприятия)

22.0сновы маркетинговой деятельности предприятия

23.Менеджмент в управлении персоналом предприятия

24.Принципы делового общения в системе управления персоналом предприятия

25.0сновы планирования деятельности предприятия

26.Методика разработки бизнес-плана (на примере конкретной бизнес-идеи)

27.0сновы организации работы коллектива исполнителей

28.Методика расчета годовой производственной программы (на примере конкретного предприятия)

29.Рентабельность — показатель эффективности работы предприятия

30 .Значение внешнеэкономических связей для экономики отрасли (на примере текстильной или швейной отрасли)