РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины Экономика отрасли

Шестерикова Любовь Александровна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины

ОПД. 07 Экономика отрасли


 


 

(базовый уровень среднего профессионального образования)


 


 

для специальностей

09.02.07 Информационные системы и программирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_ekonomika_otrasli_ip_1-31_2024.docx33.74 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное профессиональное образовательное учреждение Ярославской области Ярославский колледж управления и профессиональных технологий

 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОПД. 07 ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ

(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО   ОБРАЗОВАНИЯ)

ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

09.02.07 Информационные системы и программирование

2024

ОДОБРЕНА

цикловой методической комиссией

«__»______________20__года

Председатель ЦМК _____________

УТВЕРЖДЕНА

Зам. директора по УМР

«___» ___________ 20__ года

______________ И. В. Колесова

Автор: Шестерикова Л. А. преподаватель высшей квалификационной категории ГПОУ ЯО ЯКУиПТ.

Программа учебной дисциплиныразработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее СПО).


  1. СОДЕРЖАНИЕ

стр.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ        ДИСЦИПЛИНЫ

6

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

8

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

9

  1. ЛИТЕРАТУРА

10


1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина относится к общепрофессиональному циклу, связана с освоением профессиональных компетенций по всем профессиональным модулям, входящим в профессию.

Цель и планируемые результаты освоения учебной дисциплины:

КОД ПК, ОК

Умения

Знания

ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 9, ОК 10, ОК 11,

ПК 3.4, ПК 5.1, ПК 5.7,

ПК 6.4, 6.5, ПК 7.3, 7.5, ПК 9.7, 9.9, ПК 11.1

У1 Находить и использовать необходимую экономическую информацию.

У2 Рассчитывать по

принятой методологии основные техникоэкономические показатели деятельности организации.

  • Общие положения экономической теории.
  • Организацию производственного и технологического процессов.
  • Механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях.
  • Материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы отрасли и организации, показатели их эффективного использования.
  • Методику разработки бизнес-плана.

Вид учебной работы

Объем

часов

Обязательные аудиторные учебные занятия (всего)

36

в том числе:

- теоретические занятия

22

- практические занятия

14

- курсовая работа

Не предусмотрена

Самостоятельная работа (всего)

18

Итоговая АТТЕСТАЦИЯ в форме дифференцированного зачёта

Тематический план и содержание учебной дисциплины «Экономика отрасли»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем в часах

1

2

3

ВВЕДЕНИЕ

Отрасль в системе национальной экономики.

8

Тема 1.

Общие основы функционирования субъектов хозяйствования

Содержание учебного материала

6

Перспективы развития отрасли. Понятие «предприятие». Основные признаки предприятия. Классификация предприятий.

В том числе практических занятий и лабораторных работ

Самостоятельная работа обучающихся

Тема 2.

Ресурсы хозяйствую щих субъектов и эффективность их использования

Содержание учебного материала

8

6

6

Общее понятие об основном капитале и его роль в производстве. Классификация элементов основного капитала и его структура. Учет и оценка основного капитала Показатели эффективного использования и воспроизводства основного капитала (основных фондов). Общее понятие оборотного капитала. Роль оборотного капитала в процессе производства. Состав и структура оборотного капитала. Оборотные средства: состав и структура.

Персонал хозяйствующего субъекта и его классификация. Списочный и явочный состав работающих. Планирование кадров и их подбор. Рабочее время и его использование. Бюджет рабочего времени. Характеристика производительности труда персонала. Мотивация труда. Тарифная система оплаты труда.

В том числе практических занятий и лабораторных работ

Самостоятельная работа обучающихся

Тема 3. Результаты коммерческой деятельности

6

Понятие и состав издержек производства и обращения. Классификация затрат по признакам. Калькуляция себестоимости и ее значение. Методика составления смет косвенных расходов и их включение в себестоимость. Ценовая политика субъекта хозяйствования. Цены и порядок ценообразования. Ценовая стратегия предприятия. Понятие качества продукции. Сертификация продукции. Понятие

конкурентоспособности. Понятие «продукт» и «услуга», методы и единицы измерения продукции.

6

4

Доход предприятия, его сущность и значение. Общий финансовый результат - балансовая прибыль. Состав балансовой прибыли и особенности формирования в современных условиях. Рентабельность - показатель эффективности работы субъекта хозяйствования. Виды рентабельности. Финансовое обеспечение хозяйствующих субъектов. Собственность и заемные средства.-

В том числе практических занятий и лабораторных работ

Самостоятельная работа обучающихся

Тема 4.

Планирование и

развитие

деятельности

хозяйствующего

субъекта

Содержание учебного материала

8

Показатели технического развития и организации производства. Показатели экономической эффективности капитальных вложений в новую технику: приведенные затраты, коэффициент эффективности и срок окупаемости.

В том числе практическая работа

Самостоятельная работа

6

Перечень практических работ:

-определение состава и структуры основного капитала предприятия, отрасли; -расчет амортизации основного капитала,

-определение показателей эффективности использования основного капитала; -определение показателей эффективности использования оборотного капитала; -планирование численности рабочих;

-расчет экономии труда от воздействия факторов роста производительности труда; -расчет зарплаты различных категорий работников

- расчет себестоимости и процента снижения себестоимости единицы доходов. -калькуляция себестоимости единицы продукции;

-составление калькуляции и сметы затрат;

-расчет прибыли и рентабельности;

Итоговая  аттестация                             дифференцированный зачет

Всего:

36

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

  1. Материально-техническое обеспечение

Реализация программы предполагает наличие лаборатории Экономика организации Оборудование лаборатории и рабочих мест:

S доска учебная;

S рабочее место для преподавателя;

S рабочие места по количеству обучающихся;

S шкафы для хранения раздаточного дидактического материала и др Технические средства обучения:

S компьютер;

S средства аудиовизуализации;

S наглядные пособия (натуральные образцы, муляжи, плакаты, DVD фильмы, мультимедийные пособия).

  1.  Информационное обеспечение обучения. Перечень используемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ:

  1. Бурганова Р.А. Экономика организаций / Р.А. Бурганова, И.К. Холодова, С.Ю. Вакулюк.
  • Казань, 2013.
  1. Грибов В.Д. Экономика организации (предприятия). Учебник / В.Д. Грибов, В.П. Грузинов, В.А. Кузьменко. — 9-е изд., перераб. — М.: Кнорус, 2015. — 408 с.
  2. Новашина Т.С. Экономика и финансы предприятия: учебник / под ред. Т.С. Новашиной.
  • 2-е изд., перераб. и доп. М.: Московский финансово-промышленный университет "Синергия", 2014. — 352 с.
  1. Подхалюзина В.А. Экономика предприятия (организации). Учебное пособие / В.А. Подхалюзина . - М.: МАДИ, 2015. - 232 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ:

  1. Баскакова О.В. Экономика предприятия (организации). Учебник / О.В. Баскакова. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. — 372 с.
  2. Бронникова Т.С. Развитие методологии формирования рыночного потенциала предприятия / Т.С. Бронникова, В.В. Котрин.- Монография. - Королёв: ФТА, 2012. - 134
  3. Жариков И.А. Простая экономика в менеджменте. Учебное пособие / И.А. Жариков,

И И. Жариков. - Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО "ТГТУ", 2013.

  1. Жиделева В.В. Экономика предприятия. Учебное пособие / В.В. Жиделева, Ю.Н. Каптейн, И.В. Левина. - Сыктывкар: СЛИ, 2013. - 188с.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

  1. http ://www.econline.h1.ru/ - каталог ссылок на лучшие экономические ресурсы, новости, информацию по экономической теории, финансам, статистике, архивы научных работ по экономике и т. д.
  2. http://www.aup.ru/ - административно-Управленческий Портал - бесплатная электронная библиотека по вопросам экономики, финансов, менеджмента и маркетинга на предприятии.
  3. http://www.ek-lit.agava.ru/ - библиотека экономической и деловой литературы (экономическая теория, маркетинг, менеджмент)
  4. http://www.econom.nsc.ru/ - виртуальная экономическая библиотека.
  5. http://ecsocman.edu.ru/ - экономика, социология, менеджмент - федеральный образовательный портал.
  6. http://www.grebennikov.ru/journals.phtml - менеджмент, финансы, управление персоналом, маркетинг.

Результаты обучения

Критерии оценки

Формы и методы оценки

1 Находить и использовать необходимую экономическую информацию.

У2 Рассчитывать по принятой методологии основные технико-экономические показатели деятельности организации.

Полнота ответов, точность формулировок, не менее 70% правильных ответов.

Не менее 75% правильных ответов.

Актуальность темы, адекватность результатов поставленным целям, полнота ответов, точность формулировок, адекватность применения профессиональной терминологии

Текущий контроль при проведении:

-письменного/устного опроса; -тестирования;

-оценкирезультатов внеаудиторной (самостоятельной) работы (сообщений теоретической части проектов, учебных исследований и т.д.

Промежуточная аттестация

в форме дифференцированного зачёта по учебной дисциплине

  1. Общие положения экономической теории.

-Организацию производственного и технологического процессов.

  1. Механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях.

- Материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы отрасли и организации, показатели их эффективного использования.

  1. Методику разработки бизнес-плана.

Правильность, полнота выполнения заданий, точность формулировок, точность расчетов, соответствие требованиям

Адекватность, оптимальность выбора способов действий, методов, техник, последовательностей действий и т.д. Точность оценки

Соответствие требованиям инструкций, регламентов

Рациональность действий и т.д.

Текущий контроль:

  • защита отчетов по практическим занятиям;
  • оценка заданий для внеаудиторной (самостоятельной) работы
  • экспертная оценка демонстрируемых умений, выполняемых действий в процессе практических занятий

Промежуточная аттестация

  • экспертная оценка выполнения практических занятий на дифференцированном зачёте

Литература,информационно – методическое обеспечение.

Учебник  Экономика. Базовый курс: учебник для 10-11 классов общеобразоват. организаций/ Липсиц И.В. -18-е изд.-М.:ВИТА-ПРЕСС,2014

Экономическая теория:Учебник/ИК.Станковскавя,И.А.Стрелец.-2-е изд.,перераб.идоп.-М.:Изд-во Эксмо,2006

Баринов В.А.,Экономикафирмы:стратегическоепланирование:Учебное пособие.-М.:КНОРУС,2005

Экономика фирмы:Пособие для сдачи экзамена/Матеуш Т.А.и др.-М.:Юлрайт-Издат,2005

Деньги.Кредит.Финансы./С.В.Галицкая.-М.:Экзамен,2002    

Савицкая Е. В. Уроки экономики в школе: методическое пособие. - М.: Вита-пресс, 2010.

Савицкая Е. В., Серегина С. Ф. Уроки экономики в школе. - М.: Вита-пресс, 2011.

http://ecsocman.hse.ru— образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент». Ведется преподавателями НИУ — Высшей школы экономики. Содержит огромный объем материалов (в том числе полнотекстовых) по всем основным аспектам экономической науки, социологии и менеджмента. Использование материалов бесплатное;

http://www.akdi.ru— агентство консультаций и деловой информации «Экономика»;

http://www.eeg.ru— макроэкономическая статистика России на сайте Экономической экспертной группы Министерства финансов Российской Федерации;

http://www.vedi.ru/statbase.htmttl— макроэкономическая статистика России на сайте аналитической лаборатории «Веди»;

http://www.iep.ru/ru/publikacii.html— обзоры состояния экономики России на сайте Института экономики переходного периода;

http://opec.ru— Экспертный портал Высшей школы экономики, содержащий большое количество публикаций по всем аспектам экономической жизни общества;

http://www.exin.ru/ru/page.php76 — аналитические доклады по экономическим проблемам России на сайте Экспертного института;

Библиотека Либертариума

http://www.libeitarium.ru/libertarium/library— представлены книги и статьи Мизеса, Хайека, других авторов, несколько сборников, а также отдельные статьи;

Е-Management

http://www.aup.ru/ — полнотекстовые публикации по вопросам экономики, менеджмента и маркетинга на предприятии;

Корпоративные финансы

http://www.cfin.ru/ — теория и практика финансового анализа, инвестиции, менеджмент, финансы. Антикризисное пособие. Архивы журнала «Аудит и финансовый анализ». Бизнес-планы реальных предприятий. Программы инвестиционного анализа и управления проектами;

Кризис мирового капитализма. Джордж Сорос

http://capitalizm.narod.ru/ — книга для всех, кого интересуют проблемы экономики, деятельность политиков и их советников — специалистов исследовательских институтов и аналитических ведомств, специалистов по финансам.

История экономической мысли (eng)

http://socserv2.socsci.mcmaster.ca/~econ/ugcm/3113/ — тексты книг классиков экономической теории на английском языке.

Ссылки на сайты регулятора финансовых рынков, федеральных органов исполнительной власти и иных организаций

Центральный Банк Российской Федерации http://www.cbr.ru

Финансовые рынки http://www.cbr.ru/finmarkets/

Финансовое просвещение http://www.cbr.ru/finprosvet/

Интернет-приёмная  http://www.os.cbr.ru/reseption/

Министерство финансов РФ http://www.minfin.ru/ru/

Федеральная налоговая служба http://www.nalog.ru/

Пенсионный фонд РФ http://www.pfrf.ru/

Роспотребнадзор http://www.rospotrebnadzor.ru/

12