РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины Экономика отрасли
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
ОПД. 07 Экономика отрасли
(базовый уровень среднего профессионального образования)
для специальностей
09.02.07 Информационные системы и программирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_ekonomika_otrasli_ip_1-31_2024.docx | 33.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное профессиональное образовательное учреждение Ярославской области Ярославский колледж управления и профессиональных технологий
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОПД. 07 ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ
(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)
ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
09.02.07 Информационные системы и программирование
2024
ОДОБРЕНА цикловой методической комиссией «__»______________20__года Председатель ЦМК _____________ | УТВЕРЖДЕНАЗам. директора по УМР «___» ___________ 20__ года ______________ И. В. Колесова |
Автор: Шестерикова Л. А. преподаватель высшей квалификационной категории ГПОУ ЯО ЯКУиПТ.
Программа учебной дисциплиныразработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее СПО).
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
8 | |
| 9 |
| 10 |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
- Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина относится к общепрофессиональному циклу, связана с освоением профессиональных компетенций по всем профессиональным модулям, входящим в профессию.
Цель и планируемые результаты освоения учебной дисциплины:
КОД ПК, ОК | Умения | Знания |
ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 9, ОК 10, ОК 11, ПК 3.4, ПК 5.1, ПК 5.7, ПК 6.4, 6.5, ПК 7.3, 7.5, ПК 9.7, 9.9, ПК 11.1 | У1 Находить и использовать необходимую экономическую информацию. У2 Рассчитывать по принятой методологии основные техникоэкономические показатели деятельности организации. |
|
Вид учебной работы | Объем часов |
Обязательные аудиторные учебные занятия (всего) | 36 |
в том числе: | |
- теоретические занятия | 22 |
- практические занятия | 14 |
- курсовая работа | Не предусмотрена |
Самостоятельная работа (всего) | 18 |
Итоговая АТТЕСТАЦИЯ в форме дифференцированного зачёта |
Тематический план и содержание учебной дисциплины «Экономика отрасли»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем в часах |
1 | 2 | 3 |
ВВЕДЕНИЕ | Отрасль в системе национальной экономики. | 8 |
Тема 1. Общие основы функционирования субъектов хозяйствования | Содержание учебного материала | 6 |
Перспективы развития отрасли. Понятие «предприятие». Основные признаки предприятия. Классификация предприятий. | ||
В том числе практических занятий и лабораторных работ | ||
Самостоятельная работа обучающихся | ||
Тема 2. Ресурсы хозяйствую щих субъектов и эффективность их использования | Содержание учебного материала | 8 6 6 |
Общее понятие об основном капитале и его роль в производстве. Классификация элементов основного капитала и его структура. Учет и оценка основного капитала Показатели эффективного использования и воспроизводства основного капитала (основных фондов). Общее понятие оборотного капитала. Роль оборотного капитала в процессе производства. Состав и структура оборотного капитала. Оборотные средства: состав и структура. | ||
Персонал хозяйствующего субъекта и его классификация. Списочный и явочный состав работающих. Планирование кадров и их подбор. Рабочее время и его использование. Бюджет рабочего времени. Характеристика производительности труда персонала. Мотивация труда. Тарифная система оплаты труда. | ||
В том числе практических занятий и лабораторных работ | ||
Самостоятельная работа обучающихся | ||
Тема 3. Результаты коммерческой деятельности | 6 | |
Понятие и состав издержек производства и обращения. Классификация затрат по признакам. Калькуляция себестоимости и ее значение. Методика составления смет косвенных расходов и их включение в себестоимость. Ценовая политика субъекта хозяйствования. Цены и порядок ценообразования. Ценовая стратегия предприятия. Понятие качества продукции. Сертификация продукции. Понятие | ||
конкурентоспособности. Понятие «продукт» и «услуга», методы и единицы измерения продукции. | 6 4 | |
Доход предприятия, его сущность и значение. Общий финансовый результат - балансовая прибыль. Состав балансовой прибыли и особенности формирования в современных условиях. Рентабельность - показатель эффективности работы субъекта хозяйствования. Виды рентабельности. Финансовое обеспечение хозяйствующих субъектов. Собственность и заемные средства.- | ||
В том числе практических занятий и лабораторных работ | ||
Самостоятельная работа обучающихся | ||
Тема 4. Планирование и развитие деятельности хозяйствующего субъекта | Содержание учебного материала | 8 |
Показатели технического развития и организации производства. Показатели экономической эффективности капитальных вложений в новую технику: приведенные затраты, коэффициент эффективности и срок окупаемости. В том числе практическая работа | ||
Самостоятельная работа | 6 | |
Перечень практических работ: -определение состава и структуры основного капитала предприятия, отрасли; -расчет амортизации основного капитала, -определение показателей эффективности использования основного капитала; -определение показателей эффективности использования оборотного капитала; -планирование численности рабочих; -расчет экономии труда от воздействия факторов роста производительности труда; -расчет зарплаты различных категорий работников - расчет себестоимости и процента снижения себестоимости единицы доходов. -калькуляция себестоимости единицы продукции; -составление калькуляции и сметы затрат; -расчет прибыли и рентабельности; | ||
Итоговая аттестация дифференцированный зачет | ||
Всего: | 36 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
- Материально-техническое обеспечение
Реализация программы предполагает наличие лаборатории Экономика организации Оборудование лаборатории и рабочих мест:
S доска учебная;
S рабочее место для преподавателя;
S рабочие места по количеству обучающихся;
S шкафы для хранения раздаточного дидактического материала и др Технические средства обучения:
S компьютер;
S средства аудиовизуализации;
S наглядные пособия (натуральные образцы, муляжи, плакаты, DVD фильмы, мультимедийные пособия).
- Информационное обеспечение обучения. Перечень используемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ:
- Бурганова Р.А. Экономика организаций / Р.А. Бурганова, И.К. Холодова, С.Ю. Вакулюк.
- Казань, 2013.
- Грибов В.Д. Экономика организации (предприятия). Учебник / В.Д. Грибов, В.П. Грузинов, В.А. Кузьменко. — 9-е изд., перераб. — М.: Кнорус, 2015. — 408 с.
- Новашина Т.С. Экономика и финансы предприятия: учебник / под ред. Т.С. Новашиной.
- 2-е изд., перераб. и доп. М.: Московский финансово-промышленный университет "Синергия", 2014. — 352 с.
- Подхалюзина В.А. Экономика предприятия (организации). Учебное пособие / В.А. Подхалюзина . - М.: МАДИ, 2015. - 232 с.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ:
- Баскакова О.В. Экономика предприятия (организации). Учебник / О.В. Баскакова. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. — 372 с.
- Бронникова Т.С. Развитие методологии формирования рыночного потенциала предприятия / Т.С. Бронникова, В.В. Котрин.- Монография. - Королёв: ФТА, 2012. - 134
- Жариков И.А. Простая экономика в менеджменте. Учебное пособие / И.А. Жариков,
И И. Жариков. - Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО "ТГТУ", 2013.
- Жиделева В.В. Экономика предприятия. Учебное пособие / В.В. Жиделева, Ю.Н. Каптейн, И.В. Левина. - Сыктывкар: СЛИ, 2013. - 188с.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
- http ://www.econline.h1.ru/ - каталог ссылок на лучшие экономические ресурсы, новости, информацию по экономической теории, финансам, статистике, архивы научных работ по экономике и т. д.
- http://www.aup.ru/ - административно-Управленческий Портал - бесплатная электронная библиотека по вопросам экономики, финансов, менеджмента и маркетинга на предприятии.
- http://www.ek-lit.agava.ru/ - библиотека экономической и деловой литературы (экономическая теория, маркетинг, менеджмент)
- http://www.econom.nsc.ru/ - виртуальная экономическая библиотека.
- http://ecsocman.edu.ru/ - экономика, социология, менеджмент - федеральный образовательный портал.
- http://www.grebennikov.ru/journals.phtml - менеджмент, финансы, управление персоналом, маркетинг.
Результаты обучения | Критерии оценки | Формы и методы оценки |
1 Находить и использовать необходимую экономическую информацию. У2 Рассчитывать по принятой методологии основные технико-экономические показатели деятельности организации. | Полнота ответов, точность формулировок, не менее 70% правильных ответов. Не менее 75% правильных ответов. Актуальность темы, адекватность результатов поставленным целям, полнота ответов, точность формулировок, адекватность применения профессиональной терминологии | Текущий контроль при проведении: -письменного/устного опроса; -тестирования; -оценкирезультатов внеаудиторной (самостоятельной) работы (сообщений теоретической части проектов, учебных исследований и т.д. Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачёта по учебной дисциплине |
-Организацию производственного и технологического процессов.
- Материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы отрасли и организации, показатели их эффективного использования.
| Правильность, полнота выполнения заданий, точность формулировок, точность расчетов, соответствие требованиям Адекватность, оптимальность выбора способов действий, методов, техник, последовательностей действий и т.д. Точность оценки Соответствие требованиям инструкций, регламентов Рациональность действий и т.д. | Текущий контроль:
Промежуточная аттестация
|
Литература,информационно – методическое обеспечение.
Учебник Экономика. Базовый курс: учебник для 10-11 классов общеобразоват. организаций/ Липсиц И.В. -18-е изд.-М.:ВИТА-ПРЕСС,2014
Экономическая теория:Учебник/ИК.Станковскавя,И.А.Стрелец.-2-е изд.,перераб.идоп.-М.:Изд-во Эксмо,2006
Баринов В.А.,Экономикафирмы:стратегическоепланирование:Учебное пособие.-М.:КНОРУС,2005
Экономика фирмы:Пособие для сдачи экзамена/Матеуш Т.А.и др.-М.:Юлрайт-Издат,2005
Деньги.Кредит.Финансы./С.В.Галицкая.-М.:Экзамен,2002
Савицкая Е. В. Уроки экономики в школе: методическое пособие. - М.: Вита-пресс, 2010.
Савицкая Е. В., Серегина С. Ф. Уроки экономики в школе. - М.: Вита-пресс, 2011.
http://ecsocman.hse.ru— образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент». Ведется преподавателями НИУ — Высшей школы экономики. Содержит огромный объем материалов (в том числе полнотекстовых) по всем основным аспектам экономической науки, социологии и менеджмента. Использование материалов бесплатное;
http://www.akdi.ru— агентство консультаций и деловой информации «Экономика»;
http://www.eeg.ru— макроэкономическая статистика России на сайте Экономической экспертной группы Министерства финансов Российской Федерации;
http://www.vedi.ru/statbase.htmttl— макроэкономическая статистика России на сайте аналитической лаборатории «Веди»;
http://www.iep.ru/ru/publikacii.html— обзоры состояния экономики России на сайте Института экономики переходного периода;
http://opec.ru— Экспертный портал Высшей школы экономики, содержащий большое количество публикаций по всем аспектам экономической жизни общества;
http://www.exin.ru/ru/page.php76 — аналитические доклады по экономическим проблемам России на сайте Экспертного института;
Библиотека Либертариума
http://www.libeitarium.ru/libertarium/library— представлены книги и статьи Мизеса, Хайека, других авторов, несколько сборников, а также отдельные статьи;
Е-Management
http://www.aup.ru/ — полнотекстовые публикации по вопросам экономики, менеджмента и маркетинга на предприятии;
Корпоративные финансы
http://www.cfin.ru/ — теория и практика финансового анализа, инвестиции, менеджмент, финансы. Антикризисное пособие. Архивы журнала «Аудит и финансовый анализ». Бизнес-планы реальных предприятий. Программы инвестиционного анализа и управления проектами;
Кризис мирового капитализма. Джордж Сорос
http://capitalizm.narod.ru/ — книга для всех, кого интересуют проблемы экономики, деятельность политиков и их советников — специалистов исследовательских институтов и аналитических ведомств, специалистов по финансам.
История экономической мысли (eng)
http://socserv2.socsci.mcmaster.ca/~econ/ugcm/3113/ — тексты книг классиков экономической теории на английском языке.
Ссылки на сайты регулятора финансовых рынков, федеральных органов исполнительной власти и иных организаций
Центральный Банк Российской Федерации http://www.cbr.ru
Финансовые рынки http://www.cbr.ru/finmarkets/
Финансовое просвещение http://www.cbr.ru/finprosvet/
Интернет-приёмная http://www.os.cbr.ru/reseption/
Министерство финансов РФ http://www.minfin.ru/ru/
Федеральная налоговая служба http://www.nalog.ru/
Пенсионный фонд РФ http://www.pfrf.ru/
Роспотребнадзор http://www.rospotrebnadzor.ru/
12