Интегрированная деловая игра по финансовой грамотности и обществознанию «Рациональное поведение потребителя»
Интегрированная деловая игра
по финансовой грамотности и обществознанию
«Рациональное поведение потребителя»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
delovaya_igra_rats_potreblenie_dlya_publikatsii.docx | 28.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство инноваций, цифрового развития и инфокоммуникационных технологий Республики Саха (Якутия)
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Саха (Якутия)
«Якутский колледж связи и информационных технологий имени П.И. Дудкина».
Интегрированная деловая игра
по финансовой грамотности и обществознанию
«Рациональное поведение потребителя»
Выполнили: преподаватель высшей категории Данилова Лена Васильевна, преподаватель Соловьева Анастасия Яновна |
Якутск, 2024 г.
Цели:
Образовательные:
изучить структуру семейного бюджета;
определить возможные ресурсы на основе моделирования проектной деятельности учащихся;
Развивающие:
продолжить работу по выработке умений самостоятельно применять знания в различных жизненных ситуациях;
развить навыки коммуникативных явлений.
Воспитательные:
продолжить воспитания у учащихся доброжелательности, уважения к мнению других, чувства ценности семьи и рационального планирования семейного бюджета.
Задачи:
При помощи игровых ситуаций закрепить основы домашней экономики;
Закрепить у детей навыки работы в группах, обучить принятию коллективных решений в процессе обсуждения проблемы;
Разобраться с потребностями предполагаемой семьи, определить виды расходов и доходов;
Разработать стратегии сокращения расходной части бюджета семьи и увеличения его доходной части (на конкретных примерах).
Вид: урок освоения новых знаний с элементами деловой игры.
Тип: интегрированный урок по обществознанию и финансовой грамотности
Урок разработан преподавателями ПЦК ОО и ГД Даниловой Л.В. и Соловьевой А.Я.
Жюри: ____________________
Средства обучения:
Раздаточный материал (игровые ситуации, схемы семейных бюджетов)
Мультимедийная презентация, учебный видеоролик
Ход урока
1) Орг. момент
- Приветствие
- Отметка присутствующих
- Актуализация новых знаний
2) Изучение нового материала
1. Объяснение материала с показом презентации
2. Показ видеоролика
3) Проведение деловой игры
Участники: 3 команды по 5-6 человек, а если игра проводится в параллели, то участвует команда от каждой группы
Жюри: студенты старших курсов
Подготовительный этап:
Разделить учащихся на 3 команды-семьи: с низким, средним, высоким уровнем дохода.
Познакомить с темой, проблемой.
Распределение игроков по ролям.
Подготовка коллективного анализа.
Туры:
Продовольственная корзина.
Коммунальные услуги.
Здоровье.
Бизнес-проект.
Задания:
Тур 1. Продовольственная корзина
Задание для семьи с низким уровнем доходов
Выберите 10 основных видов продуктов для продовольственной корзины вашей семьи на месяц из 15 предлагаемых:
1) хлеб;
2) молоко;
4) овощи;
5) картофель;
6) фрукты;
7) мясо;
8) кондитерские изделия;
9) сахар;
10) рыбопродукты;
11) масло;
12) яйцо;
13) натуральная икра красная;
14) креветки;
15) рыба.
Ответ обоснуйте.
Задание для семьи со средним уровнем доходов
Выберите 15 основных видов продуктов для продовольственной корзины вашей семьи на месяц из 20 предложенных:
1) хлеб;
2) сахар;
3) минеральная вода;
4) масло;
5) кукурузные хлопья;
6) мясо;
7) рыба;
8) кальмар сушеный;
9) газированные напитки;
10) молоко;
11) яйцо;
12) майонез;
13) картофель;
14) овощи;
15) фрукты;
16) соль;
17) креветки;
18) кондитерские изделия;
19) чай;
20) сухофрукты.
Ответ обоснуйте.
Задание для семьи с высоким уровнем доходов
Выберите 20 основных наименований продуктов для продовольственной корзины вашей семьи из 25 предложенных:
1) хлеб;
2) сахар;
3) минеральная вода;
4) масло;
5) кукурузные хлопья;
7) рыба;
8) кальмар сушеный;
9) газированные напитки;
10) молоко;
11) яйцо;
12) майонез;
13) картофель;
14) овощи;
15) сухофрукты;
16) соль;
17) креветки;
18) кондитерские изделия;
19) сельдь иваси;
20) финики сушеные;
21) маринады;
22) сало копченое;
23) орешки соленые;
24) конфеты;
25) чипсы.
Ответ обоснуйте.
Правильный ответ.
Во всех трех случаях в продовольственной корзине должны обязательно присутствовать следующие наименования продуктов:
1) хлеб;
2) сахар;
3) масло;
4) мясо;
5) рыба;
6) молоко;
7) яйцо;
8) картофель;
9) овощи;
10) фрукты.
Тур 2. Коммунальные услуги
Задание для семьи с низким уровнем доходов
Выберите наиболее приемлемый для вашей семьи вариант проживания с учетом размера оплаты коммунальных услуг.
1. Вы имеете личную квартиру, но стоимость коммунальных услуг с каждым полугодием возрастает на 8 % (5000руб. + 400 руб.).
2. Вы арендуете квартиру за 30 тыс.; коммунальные составляют 1800 руб., но нет гарантии, что вас не попросят ее освободить в ближайшие дни.
3. Вы имеете дом в 8 км от центра города Якутска с оплатой услуг 1000 руб. в месяц: но каждый день вам приходится добираться до города Якутска на автобусе (стоимость билета – 70 руб. в одну сторону).
Выбрав свой вариант, ответ обоснуйте.
Задание для семьи со средним уровнем доходов
Ваша семья переехала в город, и у вас возникла проблема с оплатой аренды жилья и коммунальных услуг. Каков будет ваш выбор?
1. Аренда однокомнатной квартиры (без удобств) – 10000 руб. в месяц + коммунальные услуги – 2000 руб. в месяц.
2. Аренда двухкомнатной квартиры (на окраине города) – 20000 руб. в месяц + коммунальные услуги – 3500руб. в месяц.
3. Аренда двухкомнатной квартиры (в центре города) – 40000 руб. в месяц + коммунальные услуги – 5000 руб. в месяц.
Обоснуйте ответ.
Задание для семьи с высоким уровнем доходов
Учитывая стоимость коммунальных услуг и условия проживания, выберите жилье для своей семьи из ряда предлагаемых вариантов, исходя из того, что:
1. Оплата коммунальных услуг в коттедже в центре города составляет 20000 руб. в месяц (при этом имеется бассейн, тренажерный зал, сауна, двухэтажный гараж, спутниковое телевидение, теле- и видеосъемка).
2. Стоимость коммунальных услуг в трехкомнатной квартире в панельном доме составляет 15000 руб. в месяц (но дом расположен в опасном районе, где часто совершаются квартирные кражи, подъезды не имеют домофонов, стоянка для автомашин находится далеко).
3. Стоимость коммунальных услуг в загородном доме со всеми условиями составляет 10000 руб. в месяц (но он расположен в экологически неблагоприятном районе).
Ответ обоснуйте.
Тур 3. Здоровье
Задание для семьи с низким уровнем доходов
Заболела ваша бабушка. Каковы ваши действия?
1. Не будете расходовать денежные средства, считая, что бабушка вылечится самостоятельно без медицинской помощи (но нет гарантии, что наступит полное выздоровление).
2. Положите в обычную больницу с лечением за 10000 руб. (вероятность выздоровления – 70 %).
3. Будете самостоятельно лечить бабушку дома недорогими препаратами общей стоимостью 2000 руб. (вероятность выздоровления – 50 %)
4. Отправите бабушку за границу в Китай в Пекинскую клинику, но лечение обойдется в 300000 руб. или в одну из Московских клиник (вероятность выздоровления – 100%).
Обоснуйте ответ.
Задание для семьи со средним уровнем доходов
Вашему дедушке врачи назначили срочное лечение. Что вы предпримете?
1. Не станете тратить деньги, выберете самолечение (но нет гарантии, что он вылечится).
2. Положите в обычную больницу, где стоимость лечения составит 10000 руб. (вероятность выздоровления – 70 %).
3. Выберете домашнее лечение недорогими препаратами с общей стоимостью 5000 руб. (вероятность выздоровления – 50%).
4. Отправите в санаторий в Аршан Иркутской области, потратив на путевку 100000 руб. (выздоровление гарантированно).
Ответ обоснуйте.
Задание для семьи с высоким уровнем доходов
Вашему дедушке требуется срочная операция. Каким будет ваше решение?
1. Согласитесь на операцию за границей в Китае и заплатите 1250000 руб. (гарантия выздоровления – 100%, но вы сможете сделать эту операцию только через 3 месяца).
2. Сделаете операцию в России в одной из клиник города Новосибирска за 100000 руб. (гарантия выздоровления – 90%, операцию вы сможете сделать через два дня).
3. Обратитесь к местной знахарке и потратите на лечение 3000 руб. (гарантия выздоровления – 10%).
Ответ обоснуйте.
Тур 4. Бизнес-проект
Команды должны выбрать из предложенных вариантов (кофейня, продуктовый магазин, туристическое агентство «Экскурсии по городу Якутску» или агентство «Туры по России», салон красоты, велопрокат) какой бизнес-проект является перспективным в современных условиях. Обосновать свой выбор.
Подведение итогов. Жюри анализируют полученный результат. Объявление итогов.
4) Рефлексия. «Свободный микрофон» – что я узнал на уроке.