Задания по микроэкономике и по макроэкономике.
Задания по микроэкономике и по макроэкономике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontorlnaya_po_ekonomike.docx | 246.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Раздел 1. Тестовые задания по микроэкономике.
4. Основным инструментом приватизации в Российской экономике был:
а) облигация;
б) ваучер;
в) вексель;
г) акция.
Ответ: б) ваучер, так как ваучер это есть приватизационный чек — государственная ценная бумага целевого назначения, предназначенная для оплаты приватизируемых объектов государственной и муниципальной собственности. Использовался в России с января 1992 г. как инструмент разгосударствления и передачи государственного и муниципального имущества в частную собственность. В широком значении «ваучер» (англ. Voucher — «расписка, ручательство») — документ, удостоверяющий получение товаров и услуг (напр., оплаченный счёт-фактура, погашенный счёт) выдачу кредита, получение денег (расписка) и т. п. В этом значении слово «ваучер» давно существует в русском языке, но применялось преимущественно в профессиональной среде, а большей части населения России было практически неизвестно. Всеобщую известность в России оно приобрело в период проведения приватизации в 1992—1993 гг.
Раздел 2. Тестовые задания по макроэкономике.
24. Если равновесие достигается на классическом участке кривой совокупного предложения, то увеличение совокупного спроса (сдвиг кривой) приводит к:
а) инфляции при постоянном объеме производства;
б) увеличению объема производства и уровня цен;
в) увеличению объема производства при постоянной занятости;
г) увеличению уровня занятости при постоянном уровне цен.
Ответ: б) увеличению объема производства и уровня цен, так как в основе этой модели лежит закон рынков разработанный французским экономистом, Жаном-Батистом Сэем, сущность которого это предпосылка о гибкости всех цен - как на товарных рынках, так и на рынках факторов производства. Гибкие товарные цены, заработная плата, процентная ставка обеспечивают равновесие соответственно на рынке товаров, рынке труда и рынке денег.
Раздел 3. Решение задачи
4. Издержки конкурентной фирмы равны ТС = 20 + 33 Q – 4Q² + Q³, где Q – выпуск
А) При каких ценах продукта целесообразно продолжать производство?
Б) Найти цену предложения фирмы при выпуске 3.
Решение:
А) Совокупные издержки фирмы (ТС) складываются из фиксированных (TFC) и переменных (TVC): TC=TFC+TVC.В нашем случае: TFC=20, TVC=33Q - 4Q2 + Q3. Определяем средние переменные издержки: AVC = TVC /Q = 33 - 4Q + Q2. В краткосрочном периоде конкурентной фирме целесообразно продолжать производство при условии, что цена продукта Р больше средних переменных издержек: P > AVC. В условиях совершенной конкуренции максимизация прибыли фирмы достигается при условии: P = MC, где MC - предельные издержки. Находим предельные издержки фирмы:
MC = dTVC / dQ = d(33Q - 4Q2 + Q3) / dQ, MC = 33 - 8Q + 3Q2.
Условие, когда производство нецелесообразно: цена продукта Р равна средним переменным издержкам: P = AVC, так как P=MC, то:
33 - 8Q + 3Q2 = 33 - 4Q + Q2,2Q2 = 4Q,Q = 2.
Следовательно, P = 33 - 8*2 + 3*22 = 29.
Ответ: 29 – цена продукта, при которой целесообразно продолжить производство.
Б) В условиях совершенной конкуренции предложение фирмы в краткосрочном периоде определяется ее предельными издержками, то есть: S = MC. Для Q = 3 имеем:
S = MC = 33 - 8Q + 3Q2 = 33 - 8*3 + 3*32 = 36.
Ответ: Цена предложения при объеме производства 3 равна 36.
Раздел 4. Теоретические вопросы по микроэкономике и макроэкономике.
14. Издержки производства: понятие, структура и их виды (общие, средние и предельные издержки производства). Издержки производства в краткосрочном периоде и их графики.
Как известно, факторы производства могут сочетаться различными способами, обеспечивая одинаковое количество выпускаемой продукции на предприятии. Выбор оптимального сочетания факторов производства связан с определением издержек производства.
Издержки - это затраты ресурсов на осуществление производства в стоимостном выражении. Конечный результат деятельности предпринимателя – получение экономической прибыли – определяется типом рыночного периода, в течение которого происходит уменьшение факторов производства. Выделяют краткосрочный период и долгосрочный период.
Краткосрочный период – это период, в течение которого фирме достаточно сложно изменить свои производственные мощности, технику и технологию. Однако за краткосрочный период она в состоянии изменить интенсивность использования факторов производства: рабочей силы, сырья, материалов, энергии и др. При этом количество реального капитала не меняется.
В краткосрочном периоде выделяют:
Постоянные издержки (ТFC) величина которых не зависит от объема выпускаемой продукции (амортизационные отчисления, проценты по банковскому кредиту, арендная плата, содержание административного аппарата и др.).
Переменные издержки (TVC), величина которых меняется в зависимости от изменения объема производства (затраты на сырье, материалы, топливо, энергию, заработную плату рабочего персонала и т. п.).
По мере увеличения объема выпуска продукции при неизменной величине постоянных издержек переменные издержки возрастают. Если фирма прекратит производство и объем выпуска (Q) достигнет нулевого уровня, то и переменные издержки сократятся почти до нуля, в то время как постоянные издержки останутся неизменными.
Совокупные (валовые) издержки (ТС) - это сумма постоянных и переменных издержек, исчисляемая для каждого данного объема производства: ТС=TFC+TVC. Поскольку постоянные издержки (TFC) равны некоторой константе, динамика валовых издержек будет зависеть от поведения переменных издержек (TVС). Чтобы получить кривую валовых издержек, необходимо просуммировать графики постоянных и переменных издержек - сместить график TVC вверх вдоль оси ординат на величину TFC, которая неизменна при любом Q (рисунок 1).
Кроме валовых издержек предпринимателя интересуют издержки на единицу производимой продукции, которые называются средними. Эта группа издержек включает:
Средние постоянные издержки (AFC) - постоянные издержки, исчисленные на единицу продукции: AFC = TFC/Q, где Q – объем производства. С увеличением объема производства постоянные издержки, приходящиеся на единицу продукции, будут уменьшаться.
Средние переменные издержки (AVC) - переменные издержки в расчете на единицу продукции: AVC = TVC/Q. Динамика средних переменных издержек обусловлена изменением отдачи от переменного фактора. На начальном этапе процесса производства средние переменные издержки снижаются, затем достигают своего минимума, после чего начинают возрастать.
Средние совокупные (суммарные, валовые, общие) издержки (АТС) - общие издержки в расчете на единицу продукции: АТС= AFC+ AVC. Сравнение средних общих издержек с уровнем цен позволяет определить величину прибыли.
Определить, как изменяются издержки фирмы с выпуском дополнительной единицы продукции можно с помощью показателя предельных издержек (МС) - дополнительные издержки, необходимые для производства каждой последующей единицы продукции: MC = ΔTC/ΔQ.
Действие модели краткосрочного периода объясняется с помощью закона убывающей отдачи (убывания предельной производительности). В соответствии с этим законом, начиная с определенного момента, последовательное присоединение одинаковых единиц какого-либо переменного ресурса (например, труда) к неизменному, постоянному ресурсу (например, капиталу или земле) дает уменьшающийся предельный, или добавочный, продукт в расчете на каждую дополнительную единицу переменного ресурса - предельный продукт (предельная производительность) переменного ресурса уменьшается.
В связи с этим, именно категория предельных издержек имеет стратегическое значение, поскольку позволяет показать те издержки, которые придется понести фирме в случае производства еще одной единицы продукции или сэкономить их в случае сокращения производства на эту единицу.
31. Совокупный спрос и факторы его определяющие. Совокупное предложение и факторы его определяющие. Различия в интерпретации формы кривой совокупного предложения.
1. Совокупный спрос
Понятие «совокупный» в макроэкономике встречается довольно часто. Мы говорим о совокупном общественном продукте, совокупном капитале, совокупной рабочей силе, обращая внимание на то, что в этом понятии проявляется не простая сумма товаров, капиталов и т.д., а их взаимосвязанное, системное единство. Подобное единство следует видеть и в совокупном спросе. Под совокупным спросом понимается совокупность конечных товаров, на которые предъявляется спрос на рынках страны в данный период времени при данных условиях. Иными словами, совокупный спрос есть совокупность спросов на конечные товары на соответствующих рынках страны. Из определения видно, что совокупный спрос близок по своему содержанию к ВНП. Величину того и другого при данном уровне цен можно выразить через расходы покупателей. Уже известная нам формула Фишера:
MV = PQ,
где
М – денежная масса страны,
V – скорость оборота денег,
Р – средний уровень цен товаров,
Q – товарная масса, находящаяся на рынках страны позволяет через произведение MV обозначить совокупный спрос, а через второе произведение PQ – валовой национальный продукт.
Тем не менее, между ВНП и совокупным спросом есть различия. Во-первых, мы знаем, что величина ВНП определяется за год, тогда как совокупный спрос может быть определен на данный момент (сегодня), за неделю, месяц, то есть за какой-то период. Во-вторых, ВНП определяется суммой реально произведенных товаров, включая услуги, тогда как спрос, хотя и включает в себя реальные товары, которые покупатели могут купить, но которых может и не быть в наличии. В-третьих, есть различия по субъектам. ВНП, как мы отмечали, производится компаниями данной страны. Субъекты совокупного спроса иные. Перечислим их.
1. Население данной страны, предъявляющее спрос на товары потребительского назначения (С);
2. Компании, предъявляющие спрос на инвестиционные товары (I);
3. Государство, осуществляющее различные закупки, в которые входят все федеральные и местные расходы на армию и вооружение, бесплатное медицинское обслуживание и образование, государственные инвестиционные программы, строительство жилья и дорог и т. д. (G);
4. Чистый экспорт – разница между экспортом и импортом страны Хn.
Таким образом, совокупный спрос (AD) можно выразить через формулу, напоминающую формулу ВНП:
AD = C + I + G + e.
Только последний элемент совокупного спроса е обозначает не чистый экспорт, а весь экспорт. Более того, сумма C + I + G в формуле совокупного спроса может не совпадать с подобной суммой в формуле ВНП, так как спрос со стороны населения, компаний и государства может частично удовлетворяться за счет импорта. Впрочем, если сбалансировать подобный импорт с экспортом, то в этом случае е будет выражать чистый экспорт. Совокупный спрос можно представить в виде кривой AD, где по оси ординат откладывается уровень цен (Р), а по оси абсцисс - не номинальный, а реальный продукт, т.е. выраженный в ценах базового года (рис. 1).
Рис.1
Кривая совокупного спроса отражает изменение совокупного уровня расходов населения, правительства, бизнеса и зарубежных стран в зависимости от изменения уровня цен. Кривая AD отражает ту же зависимость, что и приведённая формула, – по мере роста цен (P) уменьшается величина реального объёма выпуска, на который предъявляется спрос (Y), т.е. действует закон убывания спроса. Иначе говоря, рост уровня цен приводит к сокращению во всех компонентах, образующих реальный совокупный спрос, – в потреблении, инвестициях, правительственных расходах и чистом экспорте.
Кривая совокупного спроса внешне похожа на кривую рыночного спроса, однако между ними есть немаловажные различия. Так, если рыночную кривую спроса на продукт мы строим исходя из того, что неизменны цены на другие продукты и услуги и неизменен потребительский доход, то кривая совокупного спроса отражает возможные изменения общего уровня цен, которое в свою очередь может вести к изменению реального выпуска (Y).
Анализ содержания совокупного спроса позволяет выделить его основные факторы, которые можно подразделить на ценовые и неценовые. Рассмотрим их по порядку.
1.1 Ценовые факторы совокупного спроса
При объяснении убывающего характера кривой AD указывают на три важнейшие причины:
1. Действие эффекта процентной ставки;
2. Действие эффекта реального богатства;
3. Действие эффекта импортных закупок.
Эффект процентной ставки. Чем выше процентная ставка, тем ниже, при прочих равных условиях, величина совокупного спроса, предъявляемый на реальный объём выпуска, в том числе и в силу того, что растёт цена кредита и сокращается реальный доход. Так, при фиксированном объёме денежной массы рост спроса на деньги повышает их цену – процентную ставку. Более высокая процентная ставка сокращает объём покупок на денежные суммы, взятые в кредит, т.е. сокращается реальный доход и совокупный спрос. Соответственно более низкая процентная ставка поощряет к заимствованиям, как население, так и фирмы, что ведёт к увеличению расходов на потребительские и инвестиционные товары. Данный эффект иногда называют именем Дж.М.Кейнса, поскольку именно он анализировал последствия изменения процентной ставки.
Эффект реального богатства(эффект Пигу). Рост цен приводит к уменьшению (обесценению) реальной стоимости финансовых активов. Это касается как самих денег, так и накопленных финансовых активов с фиксированной ценой, например, счета в банках или облигации. Падение же уровня цен ведёт к увеличению реальной стоимости денег, т.е. потребители могут за те же суммы приобрести большее количество товаров и услуг. Рост покупательной способности создаёт ощущение увеличения богатства. Этой закономерности придавал особое значение Артур Пигу (1877 – 1959), отсюда и название – «эффект Пигу».
Эффект импортных закупок (или эффект обменного курса). В результате снижения курса национальной валюты товары, произведённые в данной стране, становятся относительно более дешёвыми. Подобное изменение относительных цен ведёт к уменьшению импорта и увеличению экспорта, т.е. увеличивается чистый экспорт, а, следовательно, совокупный спрос.
Таким образом, существует три различные, но связанные между собой причины, по которым снижение уровня цен ведёт к увеличению предъявляемого в экономике объёма спроса на товары и услуги: (1) потребители ощущают возросшее богатство, что стимулирует спрос на потребительские товары; (2) снижение процентных ставок стимулирует спрос на инвестиционные товары; (3) понижение обменного курса национальной валюты стимулирует чистый экспорт. Взаимодействие этих стимулов предопределяет отрицательный наклон кривой совокупного спроса.
Важно иметь в виду, что кривая совокупного спроса (подобно любым другим кривым спроса) изображается при «прочих равных условиях». В частности, при объяснении причин отрицательного наклона кривой совокупного спроса предполагалось, что уровень предложения денег остаётся постоянным. Иными словами, мы рассмотрели, как изменение уровня цен воздействует на спрос на товары и услуги, считая количество денег в экономике постоянным. Рассмотрим неценовые факторы, оказывающие влияние на кривую совокупного спроса.
1.2 Неценовые факторы совокупного спроса
Смещение кривой AD◦, показанное на рис.2.3, может быть вызвано разнообразными причинами, влияющими на изменение расходов домашних хозяйств, бизнеса и правительства.
1.2.1 Потребительские расходы
– благосостояние потребителя. Материальные ценности состоят из всех активов, которыми владеют потребители, будь это акции, облигации, недвижимость. Резкое уменьшение реальной стоимости активов потребителей приводит к увеличению их сбережений (к уменьшению покупок товаров), как средству восстановления их благосостояния. В результате сокращения потребительских расходов совокупный спрос уменьшается, и его кривая смещается влево. И наоборот. Стоит напомнить, что здесь изменения в реальной стоимости материальных ценностей не зависят от изменений уровня цен.
– ожидания потребителя. Изменения в характере потребительских расходов зависят от прогнозов, которые делают потребители, например, когда считают, что в будущем их реальный доход увеличится. Тогда они готовы тратить большую часть своего нынешнего дохода, и следовательно в это время потребительские расходы возрастают, кривая совокупного спроса смещается вправо. Ситуация противоположна, если потребители полагают, что их доходы в будущем уменьшаться.
– задолженность потребителей. Высокий уровень задолженности потребителя, образовавшийся в результате прежних покупок в кредит, может заставить его сократить сегодняшние расходы, чтобы выплатить имеющиеся долги. Кривая спроса опять сместиться влево.
– налоги также играют немаловажную роль в потребительских расходах. Уменьшение ставок подоходного налога влечёт за собой увеличение чистого дохода и количества покупок при данном уровне цен и наоборот.
1.2.2 Инвестиционные расходы
– процентные ставки. При прочих равных условиях, увеличение процентной ставки, вызванное любым фактором, кроме изменения уровня цен, приведёт к уменьшению инвестиционных расходов и сокращению совокупного спроса.
– ожидаемые прибыли от инвестиций. Более оптимистичные прогнозы на получение прибыли на вложенный капитал увеличивают спрос на инвестиционные товары и тем самым смещают кривую совокупного спроса вправо.
– налоги с предприятий. Их увеличение приведёт к уменьшению прибылей, а, следовательно, и к уменьшению инвестиционных расходов и совокупного спроса.
– увеличение избыточных мощностей, то есть наличного неиспользуемого капитала, сдерживает спрос на новые инвестиционные товары и поэтому уменьшает совокупный спрос. Попросту говоря, у фирм, работающих не на полную мощность, нет достаточного стимула, чтобы строить новые заводы. И наоборот, если фирмы обнаруживают, что их избыточные мощности уменьшаются, они готовы строить новые заводы и покупать больше оборудования. Следовательно, увеличиваются инвестиционные расходы, и кривая совокупного спроса смещается вправо.
1.2.3 Государственные расходы
Увеличение государственных закупок национального продукта при данном уровне цен будет приводить к возрастанию совокупного спроса до тех пор, пока налоговые сборы и процентные ставки будут оставаться неизменными. И наоборот, уменьшение государственных расходов приведёт к сокращению совокупного спроса.
1.2.4 Расходы на чистый экспорт
Говоря о рычагах, сдвигающих совокупный спрос, мы имеем в виду изменения в чистом экспорте. Его увеличение смещает кривую спроса вправо, уменьшение – влево. Логика этого утверждения такова: сокращение импорта предполагает увеличение внутреннего спроса на товары отечественного производства.
– национальный доход других стран. Возрастание национального дохода других стран увеличивает спрос на товары нашей страны и поэтому увеличивает совокупный спрос. Это происходит потому, что когда уровень дохода за рубежом повышается, их граждане получают возможность покупать больше товаров как отечественного, так и зарубежного производства. Следовательно, экспорт нашей страны увеличивается вместе с уровнем национального дохода наших торговых партнёров.
– валютные курсы. Изменение курса рубля по отношению к другим валютам является вторым фактором, который оказывает влияние на чистый экспорт, а, следовательно, и на совокупный спрос. Предположим, что цена иены в рублях возрастает. В результате нового соотношения японские потребители смогут получить больше рублей за определённую сумму иен, для них российские товары станут дешевле японских. Между тем, в России смогут купить меньше японских товаров. При таких обстоятельствах можно ожидать, что наш экспорт возрастёт, а импорт уменьшиться. Следовательно, увеличится чистый экспорт, а за ним и совокупный спрос .
При одинаковом совокупном доходе на совокупный спрос влияет и то, какая доля дохода тратится, какая сберегается, поскольку именно готовность расходовать имеющиеся средства определяет спрос. Особое значение имеет предельная склонность к сбережению . Данный фактор заслуживает особого внимания, поскольку с ним связано действие мультипликатора совокупного спроса.
Предельная склонность к сбережению (MPS) характеризует долю прироста дохода (Y), идущую на сбережение, означая прирост сбережения (êS):
Если, к примеру, доход субъектов экономики возрос на 100 ед., из них 75 ед. составили расходы, а 25 ед. сберегается, то предельная склонность к сбережению (MPS) составит 1/4. При этой склонности к сбережению совокупный спрос в результате роста доходов на 100 ед. возрастет на 400 ед. в соответствии с мультипликатором, равным 4. Мультипликатор совокупного спроса (М) определяется путем отношения единицы, за которую взят весь прирост дохода, к доле сберегаемой части этого дохода – 1/4:
Мультипликационный эффект здесь проявляется потому, что часть прироста дохода, предназначенная на потребление (75 ед.), расходуясь одними лицами (покупателями), превращается в доходы других лиц (продавцов), которые, в свою очередь, с учетом той же склонности к сбережению полученную сумму делят на сбережения и расходы. Последние становятся доходами других продавцов и также делятся на сбережения и расходы и т.д. до последней денежной единицы. Сумма совокупных расходов составит 400, обусловливая соответствующий прирост совокупного спроса. В свою очередь, сумма сбережений в конечном итоге будет равна первоначальному приросту дохода. Благодаря этому происходит восстановление нарушенного приростом дохода равенства между совокупным спросом и совокупным предложением. Мультипликационный эффект возникает при изменении в потребительских расходах, государственных закупках, инвестициях, чистом экспорте, действуя как в сторону увеличения совокупного спроса, так и в сторону сокращения и тем самым усиливая колебания совокупного спроса и всей экономики. В этой связи, например, можно говорить о действии налогового мультипликатора, проявляющегося через влияние налогов на доходы и расходы субъектов экономики. Здесь налог предстает как форма принудительного сбережения. Кроме того, склонность к сбережению может быть дополнена склонностью к импорту, определяемой долей дохода, направляемой на приобретение импортных товаров. Очевидно, что высокая доля уменьшает совокупный спрос на отечественные товары. Доля прироста дохода, предназначенная для покупки импортных товаров, характеризует предельную склонность к импорту. Вместе с предельной склонностью к сбережению, отражающей и налоговые изъятия, она составляет сложный мультипликатор. Если, например, вместе с налогом сберегается 1/4 часть дохода и на импорт предназначена 1/4 часть прироста того же дохода, то сложный мультипликатор составит 2:
В завершение нашего анализа неценовых факторов спроса добавим, что графически их действие иллюстрируется путем смещения кривой совокупного спроса вправо или влево от ее исходного положения .
2. Совокупное предложение
Под совокупным предложением понимается совокупность конечных товаров, предлагаемых на рынках страны в данный период времени при данных условиях. Поскольку совокупное предложение представляет объем реального производства, то в данный временной период по своей величине оно может быть равным ВНП, если экспорт возмещается импортом и чистый экспорт сводится к нулю. Источником обеспечения совокупного предложения является общественное производство, однако в краткосрочном и среднесрочном плане производство может быть дополнено товарными запасами. Причем производство товаров, обеспечивающих предложение в данной стране, может осуществляться и за пределами страны. Речь идет об импорте как об одном из источников совокупного предложения.
В микроэкономике кривая предложения S имеет положительный наклон, свидетельствующий о том, что при повышении цен производители будут расширять производство данного товара. В макроэкономике кривая совокупного предложения имеет несколько иную форму. Дело в том, что в масштабе всей экономики могут сложиться три различных состояния: неполной занятости: приближающееся к полной занятости; полной занятости. На кривой AS можно выделить три участка:
а) горизонтальный, или кейнсианский;
б) восходящий, или промежуточный;
в) вертикальный, или классический.
2.1 Три сегмента кривой совокупного предложения
Кейнский отрезок кривой AS является горизонтальным при каком-то уровне цен. Это говорит о том, что фирмы готовы обеспечить любой востребованный объем продукции при данном уровне цен. Смысл такого поведения фирм состоит в следующем: они могут нанять необходимое количество факторов производства для дополнительного выпуска при сложившихся ценах на эти факторы. Такое возможно при неполном использовании факторов производства в экономике при безработице. Классический отрезок кривой AS является вертикальным. Это означает, что одно и то же количество товара будет предлагаться независимо от уровня цен. Стремление производить больше, а значит, и нанимать больше факторов производства, означает для фирмы рост расходов на эту дополнительную занятость. Когда в экономике наблюдается полная занятость ресурсов, дополнительные издержки на увеличение занятости не обеспечивают прироста выпуска, но требуют возмещение из цены товара – цена увеличивается.
Восходящий, или промежуточный, участок соответствует постепенному вовлечению в производство свободных факторов, имеющих определенные границы. Дальнейшее вовлечение их в производство дает в конечном счете увеличение затрат, что сказывается на стоимости продукции. Происходит общий постепенный рост цен на товары и услуги, а производство растет не так быстро, как прежде.
2.2 Неценовые факторы совокупного предложения
2.2.1 Изменение цен на ресурсы
– наличие внутренних ресурсов. При увеличении наличных внутренних ресурсов кривая производственных возможностей общества смещается вправо, что влечёт за собой смещение кривой совокупного предложения тоже вправо. Увеличение предложения внутренних ресурсов снижает цены на них, и в результате уменьшаются издержки на единицу продукции. Следовательно, при любом уровне цен все фирмы будут производить и выбрасывать на рынок больший реальный объём национального продукта, чем раньше.
– цены на импортные ресурсы. Импортные ресурсы снижают затраты и поэтому уменьшают издержки на единицу реального объёма национального производства в нашей стране. Отсюда можно сделать следующий вывод: снижение цен на импортные ресурсы увеличит наше совокупное предложение, а повышение – уменьшит. Ослабление или усиление господства на рынке или рыночной монополии, которые обладают поставщики ресурсов, также может влиять на цены на ресурсы и совокупное предложение. Усиление влияния профсоюзов может вызвать увеличение заработной платы, а следовательно и увеличение издержек на единицу продукции, тем самым смещая единицу совокупного спроса влево.
2.2.2 Изменение правовых норм
– налоги и субсидии. Увеличение первых ведёт к повышению издержек и снижению совокупного предложения, а субсидии бизнесу, то есть прямые правительственные платежи фирме уменьшают издержки производства и увеличивают совокупное предложение.
– государственное регулирование также увеличивает издержки производства на единицу продукции, сдвигая кривую совокупного предложения влево.
3. Макроэкономическое равновесие в модели AD – AS
В самом общем виде равновесие в экономике — это сбалансированность и пропорциональность ее основных параметров, иначе говоря, ситуация, когда у участников хозяйственной деятельности нет стимулов к изменению существующего положения. По отношению к рынку равновесие — это соответствие между производством благ и платежеспособным спросом на них. Обычно равновесие достигается посредством либо ограничения потребностей (на рынке они всегда выступают в виде платежеспособного спроса), либо увеличения и оптимизации использования ресурсов.
Пересечение кривых совокупного спроса и совокупного предложения образуют макроэкономическое равновесие – реальный объем выпуска при определенном уровне цен. Здесь используются кейнсианская и классическая модели.
Следует отметить, что классическая и кейнсианская модели характеризуют экономику в разных временных интервалах. Классический подход позволяет анализировать экономику в долгосрочном периоде, в котором номинальные цены на ресурсы и товары, являясь относительно «гибкими», успевают приспособиться друг к другу. Для краткосрочного периода, рассматриваемого в кейнсианской модели, характерна относительная жёсткость номинальных цен. Но главные различия в интерпретации кривой AS в классической и кейнсианской школах отражают различия в ответе на основной вопрос анализа равновесия на макроуровне – какому уровню занятости, использования производственного потенциала соответствует равновесный объём производства, насколько полно в условиях макроэкономического равновесия используются имеющиеся у общества ресурсы. Рассмотрим обе модели более подробно.
3.1 Классическая модель
Экономисты классической школы исходили из того, что рыночная система в долгосрочном периоде обеспечивает полное использование ресурсов в экономике. Причём, возникающие иногда диспропорции преодолеваются в результате автоматического саморегулирования рынка. Благодаря ему, в конечном счёте, в экономике всегда достигается объём производства, соответствующий полной занятости (Y=Y*). Кривая AS в классической модели вертикальна и фиксирована на уровне потенциального объёма производства (рис.2.5). Изменение совокупного спроса не влияет на реальный объём производства и занятость, а имеет следствием только изменение цен. Классические представления о рыночной экономике отражены в трудах А.Смита, Д.Рикардо, Т.Мальтуса, Д.С.Милля и развиты позднее в трудах Л.Вальраса, А.Маршалла, А.Пигу, и других. Эти экономисты исходили из того, что цены на конечную продукцию и факторы производства являются достаточно гибкими для того, чтобы приводить в соответствие совокупный спрос и совокупное предложение даже в краткосрочном периоде.
Закон Сэя. Один из исходных постулатов данного подхода основан на так называемом законе Сэя, согласно которому «предложение товаров создаёт собственный спрос». Иначе говоря, реальный совокупный спрос всегда достаточен для потребления того объёма товаров и услуг, которые производит национальная экономика, используя имеющиеся в её распоряжении факторы производства. Следовательно, между совокупными расходами и совокупным предложением всегда устанавливается равновесие, и нет причин опасаться кризиса перепроизводства, когда AD
И действительно, совокупный спрос зависит от совокупного предложения. Увеличение совокупного предложения, т.е. рост объёма производимых благ и услуг, – это одновременно и увеличение дохода, а, следовательно, и увеличение спроса. Национальные счета свидетельствуют, что национальный продукт и национальный доход в основном равны между собой. И если общество полностью расходует совокупный доход, то это означает, что между совокупными расходами и совокупным предложением автоматически устанавливается равновесие.
Восстановление равновесия в классической модели. Возникает вопрос: что происходит, если часть получаемого дохода уходит в сбережения? Одним из постулатов классической модели является утверждение, что если деньги могут приносить процент, то разумные люди не станут держать их в ликвидной форме. Деньги, отданные под процент, как правило, являются источником инвестиций. Если объём инвестиций будет равен объёму сбережений (I=S), то соблюдается одно из исходных условий макроэкономического равновесия. Это означает, что равенство между совокупным спросом и совокупным предложением не нарушается.
Экономисты-классики сознавали, что решения о сбережениях и инвестициях принимаются разными людьми, чьи цели и поступки могут не совпадать. Однако на денежном рынке, по мнению классиков, существует механизм, который способствует достижению равновесия между сбережениями и инвестициями. Он основан на колебаниях ставки процента. С установлением равновесной ставки процента наступает равенство между объёмом сбережений и объёмом инвестиций. Согласно классической модели колебание цен, которое способствует сохранению равновесия в экономике, происходит не только на товарном и денежном рынках, но и на рынке труда. Снижение цен на товарных рынках приводит к снижению заработной платы или возникновению безработицы, если оплата труда останется в прежнем размере. В последнем случае предложение труда превысит спрос. Рабочие под давлением безработицы будут вынуждены соглашаться на более низкие ставки оплаты труда. И ставки будут снижаться до тех пор, пока предпринимателям не станет выгодно нанимать всех желающих работать при более низкой заработной плате. Иначе говоря, рыночные силы действуют в направлении достижения равновесия и на рынке труда, что ведёт к полной занятости рабочей силы, а если существует безработица, то лишь «добровольная», т.е. не больше её естественного уровня.
Ещё один важный аспект классической модели связан с анализом влияния денег. Поскольку общий уровень цен измениться в том же направлении, что и количество денег в обращении, то при данном совокупном предложении увеличение количества денег в обращении приводит к росту совокупного спроса. Отсюда задача поддержания равновесия в системе предполагает контроль за предложением денег как основы стабильности цен и совокупного спроса.
Роль государства в классической модели. Классическая концепция макроэкономики определяет роль государства. Если рынок обладает регуляторами, способными обеспечивать полное использование имеющихся ресурсов, то вмешательство государства является излишним. В рамках классической теории был сформулирован принцип нейтральности государства. Оно должно воздерживаться от влияния на экономические субъекты, действующие в условиях конкуренции, и стараться предотвращать негативные результаты своей собственной деятельности.
3.2 Кейнсианская модель
На основе достаточно стройной классической теории можно было успешно анализировать экономическую ситуацию и обосновывать необходимую государственную политику вплоть до кризиса 30-х годов ХХ века. Однако многолетнюю депрессию и массовую безработицу тех лет трудно было объяснить на основе классической теории. Логическое объяснение ситуации давал альтернативный, уже упоминавшийся нами, кейнсианский подход. Его сторонники высказывали сомнения по поводу способности конкурентного механизма автоматически приводить систему к равновесному состоянию, соответствующему полной занятости. Классики считали, что цены являются подвижными и гибкими. Кейнсианская модель исходила из того, что цены и заработная плата слабо меняются, особенно в краткосрочном периоде. И действительно, уже в первые десятилетия ХХ века наличие монополий и профсоюзов, законодательство о минимальной заработной плате и другие факторы привели к тому, что цены и заработная плата перестали быть подвижными. Кейнсианская концепция отвергла и то положение классической теории, согласно которому предложение создаёт собственный спрос. Кейнс утверждал, что существует обратная причинно-следственная связь – совокупный спрос создаёт предложение. Если совокупный спрос недостаточен, то и объём производства не будет равен потенциальному (при полной занятости). При негибкости цен экономика долгое время вынуждена пребывать в состоянии депрессии с высоким уровнем безработицы.
В графической интерпретации кейнсианской модели с негибкими ценами соответствует горизонтальный отрезок кривой совокупного предложения. Когда предложение достигает потенциального объёма производства, кривая приобретает вертикальный вид (пунктирный отрезок кривой AS на рис.2.6). Как видно из рисунка 2.6, если кривая спроса сдвигается влево, то выпуск продукции падает. Он мог бы сохраниться в прежнем размере (как в предыдущей модели) за счёт снижения цен. Однако если колебания цен не происходит, то возможен достаточно длительный спад производства, что и происходило в годы Великой депрессии.
Модель иллюстрирует то положение кейнсианской концепции, что объём предложения, или реальный объём производства, который предприниматели будут поддерживать, определяется спросом, следовательно, можно утверждать, что снижение совокупного спроса (от AD1 к AD2 на рис.2.6) приведёт к уменьшению реальных объёмов производства (от Y1 к Y2). В данной ситуации совокупный спрос и совокупное предложение будут уравновешены (AD=AS), но на уровне, далёком от потенциального объёма (Y*>Y1>Y2), т.е. с неполной занятостью ресурсов. И такое положение может сохраняться достаточно долго. Причём само по себе это положение не измениться. Избежать больших потерь, длительной безработицы можно через активную макроэкономическую политику государства, напрвленную на стимулирование совокупного спроса.
Роль государства в кейнсианской модели. Согласно кейнсианской модели равновесный объём производства может не совпадать с объёмом, соответствующим полной занятости. И если такое несоответствие вызвано неэффективностью совокупного спроса в условиях депрессивной экономики, то преодолевать его необходимо с помощью инструментов государственного регулирования экономики. Так, государство может выступить инвестором, пополняя недостаток инвестиций соответствующим увеличением бюджетных расходов. Кейнсианская концепция явилась теоретическим обоснованием нового подхода к роли государства в рыночной экономике. В отличие от классической идеи о нейтральности государства в ней доказана необходимость координирующего вмешательства государства. Идея «полной занятости без инфляции» утвердилась в общественном сознании и в государственной экономической политике в 40-50-х годах ХХ века. Так, для достижения макроэкономического равновесия в коротком периоде в странах с развитой рыночной экономикой совокупный спрос регулируется посредством налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики.
Кейнс и его последователи считали, что государство должно способствовать выводу экономики из кризиса, проводя экспансионистскую финансовую и денежно-кредитную политику. В периоды кризисов рекомендовалось не только расширять государственные расходы, но и стимулировать инвестиции частного сектора через снижения налогов, низкую ставку процента (политика «дешёвых денег») и т.п. Иначе говоря, рекомендовалось проводить любые действия, которые стимулировали бы потребительские, инвестиционные, государственные расходы и чистый экспорт в целях увеличения производства и снижения безработицы.
Заключение
Итак, подведём итог нашей работы. Для анализа краткосрочных экономических колебаний используется модель совокупного спроса и совокупного предложения, согласно которой производство товаров и услуг и общий уровень цен изменяется таким образом, чтобы уравновесить совокупный спрос и совокупное предложение. Кривая совокупного спроса имеет отрицательный наклон. Во-первых, снижение уровня цен приводит к повышению реальной стоимости денежных активов домашних хозяйств, что стимулирует потребительские расходы. Во-вторых, низкий уровень цен ведёт к уменьшению объёма спроса домашних хозяйств на деньги; поскольку они стремятся обратить деньги в приносящие процентный доход активы, вследствие чего процентные ставки снижаются, что стимулирует инвестиционные расходы. В-третьих, низкий уровень цен предопределяет уменьшение процентных ставок, курс национальной валюты снижается, что стимулирует чистый экспорт.
Долгосрочная кривая совокупного предложения вертикальна. В долгосрочном периоде количество предлагаемых товаров и услуг зависит от наличествующих в экономике труда, капитала, а также технологии, но никак не от общего уровня цен. Краткосрочная кривая совокупного предложения имеет положительный наклон. Согласно неоклассической теории неверных представлений, непредвиденное падение уровня цен приводит поставщиков к неверному выводу о снижении относительных цен на предлагаемые ими товары, что побуждает их ограничить производство.
Одна из возможных причин рецессии – снижение совокупного спроса. Когда кривая совокупного спроса смещается влево, происходит падение объёмов производства и цен в краткосрочном периоде. Через какое-то время, по мере того как представления людей, заработная плата и цены изменяются в соответствии с новыми условиями, краткосрочная кривая совокупного предложения смещается вправо и экономика возвращается к естественному уровню производства при новом, более низком уровне цен. Вторая возможная причина спада – неблагоприятное изменение совокупного предложения. Когда происходит сдвиг кривой совокупного предложения влево, объёмы производства в краткосрочном периоде снижаются, а цены возрастают, следовательно, мы имеем дело со стагфляцией. Через какое-то время, когда представления людей, заработная плата и цены приспосабливаются к изменившимся условиям, уровень цен и объём производства возвращаются к первоначальному уровню.
Рассмотрение проблемы экономического равновесия в системе «совокупный спрос – совокупное предложение» позволяет сделать один немаловажный вывод. Действительно, теперь становится легко понять, почему так много принципиальных проблем в области экономической политики остаются до сих пор нерешенными, ведь всякий раз приходится рассматривать очень много вариантов. Существующие концепции зачастую весьма по-разному оценивают факты. И, наоборот, при разной трактовке фактов трудно решить, какой теоретический подход наиболее правильный. До сих пор мы предполагали, что все основные группы общества добиваются устойчивости цен, экономического роста, высокой занятости. Без сомнения, это так и есть. Но это не единственные цели, движущие поведением граждан или правительственных чиновников. У каждого из нас есть набор целей, которые мы ранжируем в определенном порядке, исходя из ожидаемых плюсов и минусов, связанных с достижением каждой из них.
Список литературы
- Агеев, В. М. Основы экономической теории / В. М. Агеев, В. Н. Щербаков. — М., 2000.
- Аллэ, М. Единственный критерий истины — согласие с данными опыта / М. Аллэ // Мировая экономика и международные отношения. — 1999. — № 11.
- Антология экономической классики / У. Пети, А. Смит, Д. Риккардо. — М., 1993.
- Бартенев, С. А. Экономические теории и школы (история и современность) : курс лекций / С. А. Бартенев. — М. : Изд-во БЕК, 1996.
- Белова, В. Л. Введение в макроэкономику. Совокупный спрос и совокупное предложение / В. Л. Белова. — Социально-политический журнал. — 1997. — № 2.
- Борисов, Б. Ф. Экономическая теория : учебник. 3-е изд., перераб. и доп. / Б. Ф. Борисов — М. : Юрайт-Издат, 2005.
- Букина, М. К. Макроэкономика : учебник. 4-е изд., перераб. и доп. / М. К. Букина, А. М. Семенова. — М. : Изд-во «Дело и Сервис», 2003.
- Введение в рыночную экономику / Под ред. А. Я. Лившица, И. Н. Никулиной. — М. : Высшая школа, 1994.
- Волков, А. Ворующие в законе / А. Волков, А. Привалов // Эксперт. — 2000.
- Гринберг, Р. Прагматики с Востока / Р. Гринберг // Эксперт. — 2000.
- Грязнова А.Г., Думная Н.Н. «Макроэкономика. Теория и российская практика», Москва – 2006.
- Гурова, Т. Новости национального потребления / Т. Гурова // Эксперт. — 2000.
- Ивашковский, С. Н. Экономика для менеджеров : микро- и макроуровень : учеб. пособие / С. Н. Ивашковский. — М., 2002.
- Кейнс, Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. Антология экономической классики. Т. 2 / Дж. М. Кейнс. — М., 1993.
- Киселева, Е. А. Макроэкономика : курс лекций / Е. А. Киселева. — М. : Изд-во Эксмо, 2005.
- Курс экономической теории : учебник. 5-е изд., перераб. и доп. — Киров : АСА, 2005.
- Лейонхудвуд, А. Макроэкономическая теория в XX столетии: основные вехи развития / А. Лейонхудвуд // Вопросы экономики. — 2006. — № 11. — С. 26–46.
- Луссе, А. В. Макроэкономика : краткий курс / Учебное пособие / А. В. Луссе. — СПб. : Изд-во «Питер», 1999.
- Любимцева, С. Потребительский спрос и предложение на рынке / С. Любимцева. — Экономист. — 2002. — № 5.
- Макеева Т. «Макроэкономика» (электронная версия).
- Макконнелл, К. Р . Экономикс : принципы, проблемы и политика. В 2-х т. Т. 1 / К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю. — М., 2000.
- Маршалл, А. Принципы экономической науки / А. Маршалл. — М., 1993.
- Микро - и макроэкономика, практикум. — СПб. : АО «Литера плюс», 1996.
- Мисько, О. Н. Введение в бизнес / О. Н. Мисько, Ю. В. Пашкус. — СПб. : Изд-во Северо-Запад, 1991.
- Мэнкью, Н. Г . Макроэкономика. Пер. с англ. / Н. Г. Мэнкью. — М. : Изд-во МГУ, 1994. — С. 363–483.
- Мэнкью, Н. Г. Освежим наши познания макроэкономики / Н. Г. Мэнкью // Мировая экономика и международные отношения. — 1995. — №8.
- Нуреев, Р. Базовые экономические понятия / Р. Нуреев, С. Авдашева // Вопросы экономики. — 1993. — № 11.
- Нуреев, Р. Поведение потребителя в рыночной экономике / Р. Нуреев, Н. Розанова Н. // Вопросы экономики. — 1996. — № 1.
- Основы рыночной экономики. Терминологический словарь. — М. : Изд-во МАИ, 1995.
- Основы экономической теории : учеб. пособие / Под ред. В. Д. Камаева. — М. : Изд-во МГТУ им. Баумана, 1996.
- Сажина, М. Рынки ресурсов / М. Сажина // Российский экономический журнал. — 1997. — № 9.
- Седов В.В. «Макроэкономика», Челябинск – 2002.
- Сердинов, Э. М. Мировой рынок золота / Э. М. Сердинов // Банковское дело. — 2005. — № 1.
- Удальцова, М. В . Основы рыночных отношений / М. В. Удальцова. — Новосибирск, НИНХ, 1993.
- Финансовые известия. — 1997. — № 38.
- Фишер, С. Экономика / С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи. — М., 1993. — С. 62–578.
- Экономика : справочник / Под ред. Е. Ф. Борисова, А. А. Петрова, Ф. Ф. Стерликова. — М., 1998.
- Экономика : учебник. 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. А. С. Булатова. — М. : Экономистъ, 2005.
- Экономическая теория : учеб. пособие / Под ред. Е. Ф. Борисова. — М., 2000.