РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦИКЛА ОП.07 Основы предпринимательской деятельности для профессии среднего профессионального образования 38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ по программе дополнительных учебных курсов

Сидорова Татьяна Юрьевна

Место учебного предмета в структуре профессиональной образовательной программы СПО

     Учебный предмет «Основы предпринимательноской деятельности» является частью общепрофессионального цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности  38.02.01. Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)  и входит в обязательную часть профессионального учебного цикла.

Содержание программы учебного предмета по специальности  38.02.01. Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) направлено на достижение результатов ее изучения в соответствии с требованиями ФГОС СПО. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл op.07._osnovy_predprinimat._deyat._dlya_38.02.01.docx53.2 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Сахалинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Сахалинский индустриальный техникум»

РАССМОТРЕНО:                      

на заседании МО

преподавателей  и мастеров профессионального цикла

Протокол №____ «____»_____________2022 г.

Руководитель МО

___________Т.Г. Балковая

СОГЛАСОВАНО:                      

Заместитель директора

по УПР

 __________Н.В. Радченко

«____»____________2022 г.

   УТВЕРЖДАЮ:

   Директор ГБПОУ СИТ

   ______________Д.В. Чан

   «____»___________2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦИКЛА

ОП.07 Основы предпринимательской деятельности

для профессии среднего профессионального образования

38.02.01 ЭКОНОМИКА  И  БУХГАЛТЕРСКИЙ  УЧЕТ

по программе дополнительных учебных курсов

Составитель: Сидорова Татьяна Юрьевна

Преподаватель ГБПОУ СИТ

г. Оха, 2022

1. Общая характеристика рабочей программы

1.1. Место учебного предмета в структуре профессиональной образовательной программы СПО

     Учебный предмет «ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬНОСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» является частью общепрофессионального цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности  38.02.01. Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)  и входит в обязательную часть профессионального учебного цикла.

1.2. Цели и планируемые результаты освоения учебного предмета

1.2.1. Цель учебного предмета

Содержание программы учебного предмета по специальности  38.02.01. Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) направлено на достижение результатов ее изучения в соответствии с требованиями ФГОС СПО. Государственная итоговая аттестация проводится в форме демонстрационного экзамена и защиты дипломного проекта (работы) (п.2.9. в ред. Приказа Минпросвещения России от 01.09.2022 № 796).

1.2.2. Планируемые результаты освоения учебного предмета в соответствии с ФГОС СПО

Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета осуществляется педагогом в процессе проведения практических занятий, а так же выполнения обучающимися индивидуальных заданий (самостоятельной работы).

В результате освоения учебного предмета обучающийся должен:

Код

ПК, ОК

Умения

Знания

ОК01 

Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам

- видеть задачу и/или проблему;

- проводить анализ задачи и/или проблемы и выделять её составные части;

- определять этапы решения задачи;

- определять  и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы;

- планировать и реализовывать решения;

- распределять ресурсы

- целостный профессиональный и социальный контекст, основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и социальном контексте;

ОК02

Осуществлять поиск, анализ и распределение информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности

  • выявлять задачи для поиска информации;
  • определять необходимые источники информации;
  • планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию;
  • выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска.
  • номенклатурную составляющую информационных источников, необходимых в профессиональной деятельности;
  • приемы сбора и актуализации  информации.

ОК 04

Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

  • работать в  коллективе и команде;
  • взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности.
  • осознавать и просчитывать значимость коллективных решений, работать в группе для решения ситуационных заданий.

ОК 05

Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.

  • грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке РФ, проявлять толерантность в рабочем коллективе.
  • особенности социального и культурного контекста;
  • правила оформления документов и построения устных сообщений.

ОК 09

Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности

  • применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач;
  • использовать современное программное обеспечение.
  • современных средств и устройств информатизации;
  • алгоритма применения и программного обеспечение в профессиональной деятельности.

ОК 10

Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранных языках.

  • использовать профессиональную документацию на государственном и иностранном языках (при необходимости)
  • нормативно-правовых актов РФ в области предпринимательства;

ПК 2.5

Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации.

  • определять цели и периодичность проведения инвентаризации;
  • руководствоваться нормативными правовыми актами, регулирующими порядок проведения инвентаризации активов;
  • пользоваться специальной терминологией при проведении инвентаризации активов;
  • давать характеристику активов организации;
  • составлять инвентаризационные описи;
  • проводить физический подсчет активов;
  • составлять акт по результатам инвентаризации;
  • проводить выверку финансовых обязательств;
  • проводить инвентаризацию недостач и потерь от порчи ценностей (счет 94), целевого финансирования (счет 86), доходов будущих периодов (счет 98).

  • основные понятия инвентаризации активов;
  • характеристику объектов, подлежащих инвентаризации;
  • цели и периодичность проведения инвентаризации имущества;
  • задачи и состав инвентаризационной комиссии;
  • процесс подготовки к инвентаризации, порядок подготовки регистров аналитического учета по объектам инвентаризации;
  • перечень лиц, ответственных за подготовительный этап для подбора документации, необходимой для проведения инвентаризации;
  • порядок составления инвентаризационных описей и сроки передачи их в бухгалтерию;
  • порядок составления сличительных ведомостей в бухгалтерии и установление соответствия данных о фактическом наличии средств данным бухгалтерского учета;

процедуру составления акта по результатам инвентаризации.

ПК 4.4

Составление и использование бухгалтерской отчетности

  • использовать методы финансового анализа информации, содержащейся в бухгалтерской (финансовой) отчетности, устанавливать причинно-следственные связи изменений, произошедших за отчетный период, оценивать потенциальные риски и возможности экономического субъекта в обозримом будущем, определять источники, содержащие наиболее полную и достоверную информацию о работе объекта внутреннего контроля;
  • определять объем работ по финансовому анализу, потребность в трудовых, финансовых и материально-технических ресурсах;
  • определять источники информации для проведения анализа финансового состояния экономического субъекта;
  • разрабатывать финансовые программы развития экономического субъекта, инвестиционную, кредитную и валютную политику экономического субъекта;
  • применять результаты финансового анализа экономического субъекта для целей бюджетирования и управления денежными потоками.
  • законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете, о налогах и сборах, консолидированной финансовой отчетности, аудиторской деятельности, архивном деле, в области социального и медицинского страхования, пенсионного обеспечения;
  • определение бухгалтерской отчетности как информации о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период;
  • теоретические основы внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах как основные формы бухгалтерской отчетности;
  • методы финансового анализа;
  • виды и приемы финансового анализа;
  • процедуры анализа бухгалтерского баланса:
  • процедуры анализа уровня и динамики финансовых результатов по показателям отчетности;
  • основы финансового менеджмента, методические документы по финансовому анализу, методические документы по бюджетированию и управлению денежными потоками.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

2.1. Объем учебного предмета и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебного предмета

в т.ч.

38

Основное содержание

в т.ч.:

теоретическое обучение

24

практические занятия

11

курсовой проект

 -

Самостоятельная работа

 2

Консультации

 -

Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)

1

2.2.  Распределение часов, отводимое на освоение предмета, по семестрам

№ п/п

Нагрузка обучающегося

Номер семестра

Всего часов

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Максимальная учебная нагрузка

ОП.06 Документальное обеспечение управления

-

-

38

-

-

-

-

-

38

2

Обязательная учебная нагрузка

-

-

36

-

-

-

-

-

36

В т.ч.   Занятий на уроках

-

-

24

-

-

-

-

-

24

             Практических занятий

-

-

11

-

-

-

-

-

11

                      Курсовой проект

 -

 -

 -

 -

 -

 -

 -

 -

 -

                      В т.ч. контрольные работы

-

-

-

-

-

-

-

-

-

3

Самостоятельная работа

-

-

 2

-

-

-

-

-

 2

4

Консультации

        -  

-

 -

 -

 -

 -

 -

 -

 -

5

Промежуточная аттестация в виде дифференцированного зачета

-

-

1

-

-

-

-

-

1

2.3. Тематический план и содержание учебного предмета

(ОП.07 «Основы предпринимательской деятельности»)

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала

 (основное и профессионально – ориентированное),

лабораторные  практические занятия, прикладной модуль (при наличии)

Объем

часов

Формируемые компетенции

(3 семестр с 01.09.23 – 28.12.23)

24/12/2

Раздел 1. Основы предпринимательской деятельности

15/4/1

Тема 1.1

Предпринимательская деятельность

Содержание учебного материала

1.

Предмет и задачи правового регулирования предпринимательской деятельности.

Правовое понятие предпринимательской деятельности; признаки предпринимательской деятельности.

1

ПК 2.5

ПК 4.4

2.

Конституционное закрепление права на занятие предпринимательской деятельностью.

1

3.

Законы и подзаконные акты, регулирующие предпринимательскую деятельность, роль гражданского права как наиболее эффективного регулятора рыночных отношений.

1

Тема 1.2.

Правовое положение субъектов предпринимательской деятельности

Содержание учебного материала

1.

Правовой статус индивидуального предпринимателя.

1

ПК 2.5

ПК 4.4

2.

Условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя.

1

3.

Государственная регистрация индивидуального предпринимателя.

1

4.

Утрата статуса индивидуального предпринимателя.

1

5.

Последствия осуществления незаконного предпринимательства.

Понятие и признаки юридического лица. Правоспособность юридического лица. Регистрация юридических лиц.

1

6.

Законодательное определение субъектов малого и среднего предпринимательства.

Преимущества и недостатки субъектов малого предпринимательства.

1

7.

Задачи, роль государства в поддержке субъектов малого предпринимательства.

1

Практическое занятие № 1

Составить по предложенным темам: реферат/доклад/эссе Роль малого предпринимательства в РФ, Основные виды деятельности, выбор ниши  малого предпринимательства, Возможности развития, благоприятные условия, дотации малого предпринимательства в РФ 

1

8

Понятие и признаки банкротства юридического лица.

1

9.

Основания для возбуждения дела о банкротстве; процедуры банкротства.

1

10.

Понятие и признаки банкротства индивидуального предпринимателя, основания для возбуждения дела о банкротстве, процедуры банкротства.

Упрощенная процедура банкротства.

1

Практическое занятие № 2

Работа с конспектом и учебным пособием.

1

Самостоятельная работа № 1

Самостоятельно по выбранному предприятию расписать процедуру банкротства

1

Тема 1.3.

Сделки в предпринимательской деятельности

Содержание учебного материала

1.

Понятие сделки, ее форма, виды.

Условия действительности сделки.

1

ПК 2.5

ПК 4.4

2.

Понятие, виды недействительных сделок.

Последствия признания сделок недействительными.

1

Практическое занятие № 3

Работа с конспектом и учебным пособием.

2

Раздел 2. Правовой режим имущества

2/0/0

Тема  2.1.

Основное вещное право

Содержание учебного материала

1.

Понятие права собственности, формы и содержание права собственности.

1

ПК 2.5

ПК 4.4

2.

Основания приобретения и прекращения права собственности.

1

Раздел 3. Обязательственные правоотношения

6/6/1

Тема 3.1.

Правовое положение гражданско-правового договора

Содержание учебного материала

1.

Понятие и значение гражданско-правового договора.

Содержание и форма договора

1

ПК 2.5

ПК 4.4

2.

Порядок заключения, изменения и расторжения договоров.

1

Практическое занятие № 4

Работа с конспектом и учебным пособием.

2

Самостоятельная работа № 1

Самостоятельно составить гражданско – правовой договор

1

Тема 3.2.

Гражданско-правовая ответственность

Содержание учебного материала

1.

Понятие гражданско-правовой ответственности.

Формы и виды гражданско-правовой ответственности.

1

ПК 2.5

ПК 4.4

2.

Основания и условия гражданско-правовой ответственности.

Основания освобождения от гражданско-правовой ответственности.

1

Практическое занятие № 5

Работа с конспектом и учебным пособием.

2

Тема 3.3.

Расчетные и кредитные обязательства

Содержание учебного плана

1.

Понятие кредитных и расчетных обязательств.

Источники законодательства о кредитовании и расчетах.

Договор займа и его элементы.

1

ПК 2.5

ПК 4.4

2.

Кредитный договор.

Товарный и коммерческий кредит.

Содержание и ответственность по договорам.

1

Практическое занятие № 6

Работа с конспектом и учебным пособием.

2

Раздел 4. Защита прав и законных интересов предпринимателей

1/1/0

Тема 4.1. Защита прав и законных интересов предпринимателей

Содержание учебного плана

1.

Порядок обращения индивидуальных предпринимателей, юридических лиц в арбитражный суд, апелляционная и кассационная инстанции.

1

ПК 2.5

ПК 4.4

Практическое занятие № 7

Работа с конспектом и учебным пособием.

1

ИТОГО

24/11/2

Промежуточная аттестация в виде

Дифференцированный зачет

1

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

3.1. Реализация программы учебного предмета

Для реализации программы учебного предмета предусмотрено наличие учебного кабинета «Экономика».

Оборудование учебного кабинета:

  • рабочие места по количеству обучающихся (столы, стулья);
  • рабочее место преподавателя (стол, стул);
  • специализированная мебель (книжные шкафы);
  • учебная доска;
  • раздаточный материал для проведения практических работ;

Технические средства обучения:

  • ПК для оснащения рабочего места преподавателя;
  • стандартное программное обеспечение;
  • технические устройства для аудиовизуального отображения информации (проектор, доска, акустические колонки);
  • аудиовизуальные средства обучения (мультимедийные презентации, задания и упражнения);
  • принтер – копир.

Дидактический материал:

  • опросные листы по темам  учебного предмета;
  • тестовые задания по пройденному материалу;
  • инструкции для выполнения практических работ;
  • тестовые задания для дифференцированного зачета;
  • методические  разработки уроков и мероприятий.

Электронные материалы:

  • мультимедиа презентации, видео ролики, обучающие уроки;
  • презентации к урокам.

  1. Информационное обеспечение учебного предмета.

     Список литературы

    Для обучающихся:

1. Гомола А.И., учебник «Гражданское право» М.: Изд. центр «Академия», 2017 – 432с.

2. Иванова Е.В., учебник для СПО «Предпринимательское право», М.: Издательство Юрайт,

2018 – 269 с.

3. Скворцова Т.А., Смоленский М.Б., учебное пособие «Предпринимательское право»,

Юстицинформ, 2014 г.

  1. Торосян Е.К., Сажнева Л.П., Зарубина Ж.Н., учебное пособие «Основы предпринимательской

 деятельности», Санкт-Петербург: СПб: Университет ИТМО, 2016 – 130с.

  1. Чеберко У.Ф., учебник и практикум «Основы предпринимательской деятельности. История предпринимательства», Санкт-Петербургский государственный университет, 2018г. -  420с.

   Для преподавателя:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021г.) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021г.).
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (в ред. Приказов Минобнауки России от 29.12.2014 № 1645, от 31.12.2016 № 1578, от 29.06.2017 № 613, Минпросвещения РФ ОТ 24.09.2020 № 519, ОТ 11.12.2020 № 712, ОТ 23.11.2022 № 1014), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012г. № 413;
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования К.О.Д. 38.02.01. Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям);
  4. Примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины «Финансы, денежное обращение и кредит»» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (Протокол №3 от 21 июля 2015г. Регистрационный номер рецензии 377 от 23.07.2015г. ФГАУ «ФИРО»).
  5. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (действующая редакция).
  6. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (действующая редакция).
  7. Гражданский кодекс Российской Федерации в 4 частях (действующая редакция).
  8. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (действующая редакция).
  9. Налоговый кодекс Российской Федерации в 2 частях (действующая редакция).
  10. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001  N 197-ФЗ (действующая редакция).
  11. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (действующая редакция).
  12. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.202 № 95-ФЗ (с учетом изменений и дополнений).
  13. Федеральный закон от 08.08.2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в действующей редакции).
  14. Федеральный закон  от 26.10.2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»  (в действующей редакции).
  15. Федеральный закон от  24.07.2007 года  № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в действующей редакции).
  16. Федеральный закон  от 04.05.2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»  (в действующей редакции).
  17. Федеральный закон  от 01.12.2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (в действующей редакции).

Интернет-ресурсы:

  1. СПС «Гарант» www.garant.ru
  2. Электронный словарь Wikipedia www.ru.wikipedia.org
  3. Информационно – правовой портал «Консультант плюс» - http://www.consultant.ru

Справочно-правовая система «Кодекс» http://www.kodeks.ru/ 

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Компетенции

Раздел/тема

Тип оценочных мероприятий

ПК  2.5

ПК 4.4

Раздел 1: тема 1.1, 1.2, 1.3

Раздел 2: тема 2.1.

Раздел 3: тема 3.1., 3.2, 3.3.

Раздел 4: тема 4.1.

 - устный опрос;

 - результаты практических работ;

 - самостоятельная работа на уроке;

 - опросные листы;

 - тестирование по пройденным темам;

 - выполнение заданий на дифференцированном зачете.