ОП. 06 Основы предпринимательской деятельности и финансовой грамотности
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "ПРОФЕССИОНАЛИТЕТ"
учебной дисциплины
ОП. 06(в) Основы предпринимательской деятельности и финансовой грамотности
по профессии 43.01.01 Официант, бармен
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
op.06.docx | 88.77 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«ЛУГАНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ТЕХНОЛОГИЙ ТОРГОВЫХ ПРОЦЕССОВ
И КУЛИНАРНОГО МАСТЕРСТВА»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
ОП. 06(в) Основы предпринимательской деятельности и финансовой грамотности
по профессии 43.01.01 Официант, бармен
2024
Рабочая программа учебной дисциплины для обучающихся на базе среднего общего образования разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 43.01.01 «Официант, бармен», утвержденным Приказ Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. N 731 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 100114.01 Официант, бармен» (с изменениями и дополнениями) (далее – ФГОС). с учетом:
- ОПОП-П разработана для реализации образовательной программы на базе среднего общего образования образовательной организацией на основе требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и ФГОС СПО с учетом получаемой профессии 43.01.01 «Официант, бармен» и основной образовательной программы «Профессионалитет».
Рассмотрена и согласована цикловой комиссией общепрофессионального и профессионального циклов
Протокол № ___ от «___» __________2024 г
Председатель цикловой комиссии
общепрофессионального и
профессионального циклов ___________________О.А. Курячая
Заместитель директора по
учебно-производственной работе _____________________Е.В. Петрова
Составитель:
Литвиненко Виктория Александровна, преподаватель дисциплин общепрофессионального и профессионального циклов;
Рабочая программа рассмотрена и согласована на 20___/20__ учебный год
Протокол № ____заседания ЦК от «____» ____________ 20__г.
Председатель ЦК ____________________________________
Рабочая программа рассмотрена и согласована на 20___/20__ учебный год
Протокол № ____заседания ЦК от «____» ____________ 20__г.
Председатель ЦК ____________________________________
Рабочая программа рассмотрена и согласована на 20___/20__ учебный год
Протокол № ____заседания ЦК от «____» ____________ 20__г.
Председатель ЦК ____________________________________
СОДЕРЖАНИЕ
Стр. | ||
1 | ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
2 | РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
3 | СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 7 |
4 | УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 11 |
5 | КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 13 |
1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 06(в) Основы предпринимательской деятельности и финансовой грамотности
1.1. Область применения рабочей программы учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 06(в) Основы предпринимательской деятельности и финансовой грамотности, является частью общепрофессионального цикла основной образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС СПО РФ по профессии 43.01.01 Официант, бармен.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном обучении или дополнительном профессиональном образовании по специальности.
1.2. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины
Целью изучения дисциплины ОП. 06(в) Основы предпринимательской деятельности и финансовой грамотности, является приобретение теоретических знаний, практических навыков использования различных цифровых средств для решения профессиональных задач, определения источников финансирования, знаний применения финансовой грамотности в предпринимательской деятельности.
В результате освоения учебной дисциплины студент должен
уметь:
- распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте;
- составлять и оформлять бизнес-план организации малого бизнеса;
- выделять наиболее значимое в перечне информации;
- использовать современное программное обеспечение;
- определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности;
- выявлять достоинства и недостатки коммерческой идеи;
- определять источники финансирования;
знать:
- основы предпринимательской деятельности;
- основы финансовой грамотности;
- номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности;
- приемы структурирования информации;
- содержание актуальной нормативно-правовой документации;
- современная научная и профессиональная терминология;
- возможные траектории профессионального развития и самообразования.
1.3. Использование часов вариативной части в ППКРС
№ п/п | Дополнительные профессиональные компетенции | Дополнительные знания, умения | №, наименование темы | Количество часов | Обоснование включения в программу |
1. | ПК. …. | ………………… | Тема ………….. | Требование работодателей |
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы дисциплины
Общее количество часов по дисциплине составляет 36 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающихся – 23 часа, из них лабораторных работ и практические занятий 10 часов;
- самостоятельной работы студента 12 часов;
- промежуточная аттестация (собеседование )– 1 час.
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результатом освоения учебной дисциплины является овладение обучающимися видами деятельности, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями в соответствии с стандартом
Код (согласно ФГОС по профессии) | Наименование результата обучения | |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. | |
ОК 3. | Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. | |
ОК 4. | Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. | |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | |
ОК 6. | Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. |
3.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.07. Основы экономики, менеджмента и маркетинга
3.1. Тематический план учебной дисциплины
Коды компетенций | Наименование разделов/тем | Всего часов | Объем времени, отведенный на освоение учебной дисциплины | ||||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающихся | Самостоятельная работа обучающихся | ||||||
Всего, часов | в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов | в т.ч. курсовая работа (проект), часов | Всего, часов | в т.ч. курсовая работа (проект), часов | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
ОК 1-6 | Раздел 1. Предпринимательская деятельность в общественной жизни | 12 | 7 | 2 | - | 5 | - |
ОК 1-6 | Раздел 2. Особенность финансовой грамотности на предприятии | 23 | 16 | 8 | - | 7 | - |
Промежуточная аттестация: собеседование | 1 | 1 | |||||
Всего часов: | 36 | 24 | 10 | 12 |
3.2. Содержание обучения по учебной дисциплине ОП.07. Основы экономики, менеджмента и маркетинга
Наименование разделов, тем учебной дисциплины | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов |
Раздел 1. Предпринимательская деятельность в общественной жизни | 12 | |
Тема 1.1. Предпринимательская деятельность. | Содержание учебного материала | 1 |
1. Предмет и задачи правового регулирования предпринимательской деятельности. 2. . Конституционное закрепление права на занятие предпринимательской деятельностью, законы и подзаконные акты, регулирующие предпринимательскую деятельность, роль гражданского права как наиболее эффективного регулятора рыночных отношений. 3. Правовое понятие предпринимательской деятельности; признаки предпринимательской деятельности. | ||
Тематика практических работ | 1 | |
Практическое занятие 1. Инструктаж по ТБ. Решение ситуационных задач | ||
Тема 1.2. Правовое положение субъектов предпринимательской деятельности. | Содержание учебного материала: | 2 |
1. Правовой статус индивидуального предпринимателя. Условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя. 2. Государственная регистрация индивидуального предпринимателя. Утрата статуса индивидуального предпринимателя. 3. Последствия осуществления незаконного предпринимательства. 4. Понятие и признаки юридического лица. Правоспособность юридического лица. Регистрация юридических лиц. 5. Законодательное определение субъектов малого и среднего предпринимательства. 6. Задачи, роль государства в поддержке субъектов малого предпринимательства. 7. Преимущества и недостатки субъектов малого предпринимательства. | ||
Тематика самостоятельных работ | 3 | |
Конспект : «Понятие и признаки банкротства юридического лица». «Основания для возбуждения дела о банкротстве. Процедуры банкротства». «Понятие и признаки банкротства индивидуального предпринимателя. Основания для возбуждения дела о банкротстве, процедуры банкротства». «Упрощенная процедура банкротства». | ||
Тема 1.3 Сделки в предпринимательской деятельности | Содержание учебного материала | 1 |
1. Понятие сделки, ее форма, виды. 2. Условия действительности сделки. 3. Понятие, виды недействительных сделок. | ||
Тематика практических работ | 1 | |
Практическое занятие 2. Инструктаж по ТБ. Решение ситуационных задач | ||
Тематика самостоятельных работ | 1 | |
Подготовить сообщения: Последствия признания сделок недействительными. | ||
Тема 1.4. Обязательственные правоотношения | Содержание учебного материала | 1 |
1. Понятие и значение гражданско-правового договора. 2. Содержание и форма договора. 3. Понятие гражданско-правовой ответственности. 4. Формы и виды гражданско-правовой ответственности; Основания и условия гражданско-правовой ответственности. | ||
Тематика самостоятельных работ | 1 | |
Подготовить сообщения: Основное вещное право | ||
Раздел 2. Особенность финансовой грамотности на предприятии | ||
Тема 2.1 Сущность финансовой грамотности населения, ее цели и задачи | Содержание учебного материала | 2 |
Сущность понятия финансовой грамотности. Цели и задачи формирования финансовой грамотности. Содержание основных понятий финансовой грамотности: человеческий капитал, потребности, блага и услуги, ресурсы, деньги, финансы, сбережения, кредит, налоги, баланс, активы, пассивы, доходы, расходы, прибыль, выручка, бюджет и его виды, дефицит, профицит. Основные законодательные акты, регламентирующие вопросы финансовой грамотности в Российской Федерации. Международный опыт повышения уровня финансовой грамотности населения | ||
Тематика практических работ | 2 | |
Практическое занятие 3. Инструктаж по ТБ. Проведение SWOT – анализа при принятии решения поступления в среднее профессиональное заведение. Практическое занятие 4. Инструктаж по ТБ. Составление личного финансового плана (краткосрочного, долгосрочного) на основе анализа баланса личного (семейного) бюджета, анализ и коррекция личного финансового плана. | ||
Тематика самостоятельных работ | 1 | |
Структура семейного бюджета и экономика семьи. Личный финансовый план: финансовые цели, стратегия и способы их достижения. | ||
Тема 2.2 Место России в международной банковской системе | Содержание учебного материала | 2 |
Депозит и его виды. Экономическая сущность понятий: сбережения, депозитная карта, вкладчик, индекс потребительских цен, инфляция, номинальная и реальная ставки по депозиту, капитализация, ликвидность. Кредит и его виды. Принципы кредитования. Виды схем погашения платежей по кредиту. Содержание основных понятий банковских операций: заемщик, кредитор, кредитная история, кредитный договор, микрофинансовые организации, кредитные риски. Расчетно -кассовые операции и их значение. Виды платежных средств: чеки, электронные деньги, банковская ячейка, денежные переводы, овердрафт. Риски при использовании интернет -банкинга. Финансовое мошенничество и правила личной финансовой безопасности | ||
Тематика практических работ | 2 | |
Практическое занятие № 5. Инструктаж по ТБ. Решение кейса «Выявление целесообразности кредитования в банке на основе расчета аннуитетных платежей» Практическое занятие № 6. Инструктаж по ТБ. Деловая игра «Расчетно-кассовое обслуживание в банке»/Деловая игра «Как не стать жертвой финансового мошенника» | ||
Тематика самостоятельных работ | 2 | |
Подготовить сообщения: История возникновения банков. Роль банков в создании и функционировании рынка капитала. Структура современной банковской системы и ее функции. Виды банковских организаций. Понятие ключевой ставки. Правовые основы банковской деятельности. | ||
Тема 2.3. Налоговая система Российской Федерации | Содержание учебного материала | 1 |
Экономическая сущность понятия налог. Субъект, объект и предмет налогообложения. Принципы построения налоговой системы, ее структура и функции. Классификация налогов по уровню управления. Виды налогов для физических лиц. Налоговая декларация. Налоговые льготы и налоговые вычеты для физических лиц | ||
Тематика практических работ | 1 | |
Практическое занятие № 7. Инструктаж по ТБ. Решение ситуационных задач. | ||
Тематика самостоятельных работ | 1 | |
Подготовить сообщения: Виды налогов для юридических лиц. Налоговые льготы и налоговые вычеты для юридических лиц | ||
Тема 2.4. Кредит. Депозит | Содержание учебного материала | 1 |
Основные элементы банковской системы. Депозит Кредит. Кредитный договор. Расчетно-кассовые операции. Формы дистанционного банковского обслуживания | ||
Тематика практических работ | 2 | |
Практическое занятие № 8. Инструктаж по ТБ. Изучение депозитного договора. Анализ финансовых рисков при заключении депозитного договора. Практическое занятие №9. Инструктаж по ТБ. Заключение договора о банковском обслуживании с помощью банковской карты – формирование навыков безопасного поведения владельца банковской карты | ||
Тематика самостоятельных работ | 1 | |
Конспект: Анализ преимуществ и недостатков краткосрочного и долгосрочного займов. | ||
Тема 2.5. Страхование. Создание собственного бизнеса | Содержание учебного материала | 2 |
Страховые услуги, страховые риски, участники договора страхования. Страхование и его виды. Создание собственного бизнеса | ||
Тематика практических работ | 1 | |
Практическое занятие 10. . Инструктаж по ТБ. Расчет страхового взноса в зависимости от размера страховой суммы, тарифа, срока страхования и других факторов. | ||
Тематика самостоятельных работ | 2 | |
Разработать бизнес-план ( логотип, слоган, презентация, раздаточный материал – реклама, доклад) | ||
Промежуточная аттестация: собеседование | 1 | |
Всего часов: | 36 |
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины предполагает наличие учебного кабинета социально-экономических дисциплин.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета социально-экономических дисциплин:
- доска учебная:
- рабочее место преподавателя;
- столы, стулья (по количеству обучающихся);
- шкафы для хранения инвентаря и раздаточного материала.
Технические средства обучения:
- компьютер с программным обеспечением;
- технические средства аудиовизуализации;
- доступ к сети Интернет.
Наглядные пособия и раздаточный материал:
- комплекты нормативно-технических документов: стандартов, регламентов;
- комплект учебно-методической документации;
- плакаты, презентации, обучающие видеофильмы по темам дисциплины.
- тестовые задания для проведения текущей и промежуточной аттестации.
Подготовка по дисциплине обеспечивается доступом обучающихся к локальным базам данных по дисциплине и библиотечным фондам, а также доступом к сети Интернет.
4.2. Общие требования к организации образовательной деятельности
Освоение обучающимися общепрофессиональной учебной дисциплины проходит в условиях созданной образовательной среды в образовательной организации.
Преподавание общепрофессиональной учебной дисциплины носит практическую направленность. В процессе практических занятий обучающиеся закрепляют и углубляют теоретические знания, приобретают необходимые профессиональные умения и навыки.
Изучение дисциплины ОП. 06(в) Основы предпринимательской деятельности и финансовой грамотности предшествует освоению профессиональных модулей или изучается параллельно с ними.
Теоретические и практические проводятся в учебном кабинете социально-экономических дисциплин согласно требованиям стандарта.
Контроль освоения дисциплины осуществляется в соответствии с разработанными комплектами оценочных средств по дисциплине в ходе текущего и промежуточной контролей.
Текущий контроль проводится в процессе освоения дисциплины и складывается из следующих компонентов.
- устные и письменные опросы обучающихся на занятиях;
- ответы на тестовые вопросы;
- решение ситуационных задач в процессе проведения теоретических и практических занятий;
- оформление и защита отчетов по практическим занятиям;
- подготовка устных сообщений и докладов.
Промежуточный контроль осуществляется по окончании курса в виде собеседования.
4.3. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по программе учебной дисциплины:
- наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю учебной дисциплины ОП. 06(в) Основы предпринимательской деятельности и финансовой грамотности;
- получение дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях, не реже одного раза в 3 года.
4.4. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
- Закон РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. № 2300-I (действующая редакция).
- Ильин А.Б. Организация предпринимательской деятельности: учебник / Ильин А.Б., Леонтьева Л.С. — Москва: КноРус, 2021. — 340 с.
- Кальней В.А. Основы финансовой грамотности: учебник для студ. учрежд. СПО / В.А. Кальней и др. – Москва: ИнфраМ., 2021. – 248 с.
- Череданова, Л.Н. Основы экономики и предпринимательства: учебник для студ. учрежд. СПО / Л.Н. Череданова. – 15-е изд., стер. – М.: Академия, 2020. – 224 с.
- Черник Д. Г. Налоги и налогообложение: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Д. Г. Черник [и др.] ; под редакцией Д. Г. Черника, Ю. Д. Шмелева. — 4-е изд.,перераб. и доп. — Москва: Юрайт, 2021. — 450 с.
- Фрицлер, А. В. Основы финансовой грамотности : учебное пособие для среднего профессионального образования / А. В. Фрицлер, Е. А. Тарханова. — Москва : Юрайт, 2022. — 154 с.
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ