ОП. 05 Основы экономики, менеджмента и маркетинга
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "ПРОФЕССИОНАЛИТЕТ"
учебной дисциплины
ОП. 05 Основы экономики, менеджмента и маркетинга
по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
op.05.docx | 119.38 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«ЛУГАНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ТЕХНОЛОГИЙ ТОРГОВЫХ ПРОЦЕССОВ
И КУЛИНАРНОГО МАСТЕРСТВА»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
ОП. 05 Основы экономики, менеджмента и маркетинга
по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело
2024
Рабочая программа учебной дисциплины для обучающихся на базе основного общего образования разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело, утвержденного приказом Министерства образования и науки России от 09 декабря 2016 г. № 1565(ред. от 17.12.2020) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело»;
с учетом:
- - примерной образовательной программы «Профессионалитет» по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело утвержденной протоколом Федерального учебно-методического объединения по УГПС 43.00.00 от 19.12.2023 г. №11, зарегистрировано в государственном реестре примерных образовательных программ: Приказ ФГБОУ ДПО ИРПО №П-620 от 29.12.2023 № 146.
Рассмотрена и согласована цикловой комиссией общепрофессионального и профессионального циклов
Протокол № ___ от «___» __________2024 г
Председатель цикловой комиссии
общепрофессионального и
профессионального циклов ___________________О.А. Курячая
Заместитель директора по
учебно-производственной работе _____________________Е.В. Петрова
Составитель:
Литвиненко Виктория Александровна, преподаватель дисциплин общепрофессионального и профессионального циклов;
Рабочая программа рассмотрена и согласована на 20___/20__ учебный год
Протокол № ____заседания ЦК от «____» ____________ 20__г.
Председатель ЦК ____________________________________
Рабочая программа рассмотрена и согласована на 20___/20__ учебный год
Протокол № ____заседания ЦК от «____» ____________ 20__г.
Председатель ЦК ____________________________________
Рабочая программа рассмотрена и согласована на 20___/20__ учебный год
Протокол № ____заседания ЦК от «____» ____________ 20__г.
Председатель ЦК ____________________________________
СОДЕРЖАНИЕ
Стр. | ||
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 | |
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 7 | |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 9 | |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 15 | |
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 17 |
1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 05 Основы экономики, менеджмента и маркетинга
1.1. Область применения рабочей программы учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 05 Основы экономики, менеджмента и маркетинга является частью общепрофессионального цикла основной образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС СПО РФ по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном обучении или дополнительном профессиональном образовании по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело.
1.2. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины
Целью изучения дисциплины ОП. 05 Основы экономики, менеджмента и маркетинга является приобретение теоретических знаний, практических навыков проведения расчёта основных технико-экономические показатели деятельности организации, осуществления управленческой деятельности на предприятиях общественного питания.
В результате освоения учебной дисциплины студент должен
уметь:
- участвовать в выборе наиболее эффективной организационно - правовой формы для деятельности организации ресторанного бизнеса, формировании пакета документов для открытия предприятия;
- рассчитывать и планировать основные технико- экономические показатели деятельности организации ресторанного бизнеса и анализировать их динамику;
- анализировать факторы, влияющие на хозяйственную деятельность организации;
- рассчитывать показатели эффективности использования ресурсов организации;
- проводить инвентаризацию на предприятиях питания;
- пользоваться нормативной документацией и оформлять и учетно-отчетную документацию (заполнять договора о материальной ответственности, доверенности на получение материальных ценностей, вести товарную книгу кладовщика, списывать товарные потери, заполнять инвентаризационную опись;
- оформлять поступление и передачу материальных ценностей, составлять калькуляционные карточки на блюда и кондитерские изделия, документацию по контролю наличия запасов на производстве);
- оценивать имеющиеся на производстве запасы в соответствии с требуемым количеством и качеством, рассчитывать и анализировать изменение показателей товарных запасов и товарооборачиваемости, использовать программное обеспечение при контроле наличия запасов анализировать состояние продуктового баланса предприятия питания;
- вести учет реализации готовой продукции и полуфабрикатов;
- калькулировать цены на продукцию собственного производства и полуфабрикаты производимые организацией ресторанного бизнеса;
- рассчитывать налоги и отчисления, уплачиваемые организацией ресторанного бизнеса в бюджет и в государственные внебюджетные фонды, рассчитывать проценты и платежи за пользование кредитом, уплачиваемые организацией банку;
- планировать и контролировать собственную деятельность и деятельность подчиненных;
- выбирать методы принятия эффективных управленческих решений;
- управлять конфликтами и стрессами в организации;
- применять в профессиональной деятельности приемы делового общения и управленческого воздействия;
- анализировать текущую ситуацию на рынке товаров и услуг;
- составлять бизнес-план для организации ресторанного бизнеса;
- анализировать возможности организации питания в области выполнения планов по производству и реализации на основании уровня технического оснащения, квалификации поваров и кондитеров;
- прогнозировать изменения на рынке ресторанного бизнеса и восприятие потребителями меню;
- анализировать спрос на товары и услуги организации ресторанного бизнеса;
- грамотно определять маркетинговую политику организации питания (товарную, ценовую политику, способы продвижения продукции и услуг на рынке);
- проводить маркетинговые исследования в соответствии с целями организации и анализ потребительских предпочтений, меню конкурирующих и наиболее популярных организаций питания в различных сегментах ресторанного бизнеса.
знать:
- понятие, цели и задачи экономики, основные положения экономической теории;
- принципы функционирования рыночной экономики, современное состояние и перспективы развития отрасли;
- виды экономической деятельности (отрасли народного хозяйства), сущность предпринимательства, его виды, значение малого бизнеса для экономики страны, меры господдержки малому бизнесу, виды предпринимательских рисков и методы их минимизации;
- классификацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике по признакам;
- цели и задачи организации ресторанного бизнеса, понятие концепции организации питания;
- этапы регистрации и порядок ликвидации организаций, понятие банкротства, его признаки и методы предотвращения;
- факторы внешней среды организации питания, элементы ее внутренней среды и методики оценки влияния факторов внешней среды на хозяйственную деятельность организации питания (SWOT- анализ);
- функции и задачи бухгалтерии как структурного подразделения предприятия, организацию учета на предприятии питания, объекты учета, основные принципы, формы ведения бухгалтерского учета, реквизиты первичных документов, их классификацию, требования к оформлению документов, права и обязанности главного бухгалтера организации питания, понятие инвентаризации;
- виды экономических ресурсов (оборотные и вне оборотные активы, трудовые ресурсы), используемых организацией ресторанного бизнеса и методы определения эффективности их использования;
- понятие и виды товарных запасов, их роль в общественном питании, понятие товар оборачиваемости, абсолютные и относительные показатели измерения товарных запасов, методику анализа товарных запасов предприятий питания;
- понятие продуктового баланса организации питания, методику планирования поступления товарных запасов с помощью показателей продуктового баланса;
- источники снабжения сырьём, продуктами и тарой, учет сырья, продуктов и тары в кладовых предприятий общественного питания, документы, используемые в кладовых предприятия;
- товарную книгу, списание товарных потерь, отчет материально-ответственных лиц, учет реализации продукции собственного производства и полуфабрикатов;
- понятия «производственная мощность» и «производственная программа предприятия», их содержание, назначение, факторы формирования производственной программы, исходные данные для её экономического обоснования и анализа выполнения, методику расчета пропускной способности зала и коэффициента её использования;
- требования к реализации продукции общественного питания;
- количественный и качественный состав персонала организации;
- показатели и резервы роста производительности труда на предприятиях питания, понятие нормирования труда;
- формы и системы оплаты труда, виды гарантий, компенсаций и удержаний из заработной платы;
- состав издержек производства и обращения организаций ресторанного бизнеса;
- механизмы ценообразования на продукцию (услуги) организаций ресторанного бизнеса;
- основные показатели деятельности предприятий общественного питания и методы их расчета;
- понятие товарооборота, дохода, прибыли и рентабельности предприятия, факторы, влияющие на них, методику расчета, планирования, анализа;
- сущность, виды и функции кредита, принципы кредитования предприятий, виды кредитов, методику расчета процентов за пользование банковским кредитом, уплачиваемых предприятием банку;
- налоговую систему РФ: понятие, основные элементы, виды налогов и отчислений, уплачиваемых организациями ресторанного бизнеса в государственный бюджет и в государственные внебюджетные фонды, методику их расчета;
- понятие бизнес-планирования, виды и разделы бизнес-плана;
- сущность, цели, основные принципы и функции менеджмента (планирование, организация, мотивация, контроль, коммуникация и принятие управленческих решений), особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;
- стили управления;
- способы организации работы коллектива, виды и методы мотивации персонала правила делового общения в коллективе;
- сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга;
- понятие сегментация рынка;
- методы проведения маркетинговых исследований;
- понятие товарной, ценовой, сбытовой, коммуникационной политики организации питания (комплекс маркетинга);
- организацию управления маркетинговой деятельностью в организации ресторанного бизнеса
1.3. Использование часов вариативной части в ППКРС
№ п/п | Дополнительные профессиональные компетенции | Дополнительные знания, умения | №, наименование темы | Количество часов | Обоснование включения в программу |
1. | ПК. …. | ………………… | Тема ………….. | Требование работодателей |
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы дисциплины
Общее количество часов по дисциплине составляет 94 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающихся – 77 часа, из них лабораторных работ и практических занятий - 32 часа;
- самостоятельной работы студента 16 часа;
- промежуточная аттестация (дифференцированный зачет )– 1 час.
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результатом освоения учебной дисциплины является овладение обучающимися видами деятельности, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями в соответствии с стандартом
Код (согласно ФГОС по профессии) | Наименование результата обучения | |
ОК 1. | Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. | |
ОК 2. | Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. | |
ОК 3. | Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. | |
ОК 4. | Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. | |
ОК 5. | Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. | |
ОК 6. | Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения. | |
ОК 7. | Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. | |
ОК9. | Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности. | |
ОК 10 | Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. | |
ОК 11 | Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере. | |
ПК 1.1. | Организовывать подготовку рабочих мест, оборудования, сырья, материалов для приготовления полуфабрикатов в соответствии с инструкциями и регламентами. | |
ПК 1.2. | Осуществлять обработку, подготовку экзотических и редких видов сырья: овощей, грибов, рыбы, нерыбного водного сырья, дичи. | |
ПК 1.3. | Проводить приготовление и подготовку к реализации полуфабрикатов для блюд, кулинарных изделий сложного ассортимента. | |
ПК 1.4 | Осуществлять разработку, адаптацию рецептур полуфабрикатов с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания. | |
ПК 2.1. | Организовывать подготовку рабочих мест, оборудования, сырья, материалов для приготовления горячих блюд, кулинарных изделий, закусок сложного ассортимента в соответствии с инструкциями и регламентами. | |
ПК 2.2. | Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации супов сложного ассортимента с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания. | |
ПК 2.3. | Осуществлять приготовление, непродолжительное хранение горячих соусов сложного ассортимента. | |
ПК 2.4 | Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации горячих блюд и гарниров из овощей, круп, бобовых, макаронных изделий сложного ассортимента с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания. | |
ПК 2.5 | Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации горячих блюд из яиц, творога, сыра, муки сложного ассортимента с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания. | |
ПК 2.6 | Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации горячих блюд из рыбы, нерыбного водного сырья сложного ассортимента с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания. | |
ПК 2.7 | Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации горячих блюд из мяса, домашней птицы, дичи и кролика сложного ассортимента с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания. | |
ПК 2.8 | Осуществлять разработку, адаптацию рецептур горячих блюд, кулинарных изделий, закусок, в том числе авторских, брендовых, региональных с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания. | |
ПК 3.1. | Организовывать подготовку рабочих мест, оборудования, сырья, материалов для приготовления холодных блюд, кулинарных изделий, закусок в соответствии с инструкциями и регламентами. | |
ПК 3.2. | Осуществлять приготовление, непродолжительное хранение холодных соусов, заправок с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания. | |
ПК 3.3. | Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации салатов сложного ассортимента с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания. | |
ПК 3.4. | Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации канапе, холодных закусок сложного ассортимента с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания. | |
ПК 3.5 | Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации холодных блюд из рыбы, нерыбного водного сырья сложного ассортимента с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания. | |
ПК 3.6 | Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации холодных блюд из мяса, домашней птицы, дичи сложного ассортимента с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания. | |
ПК 3.7 | Осуществлять разработку, адаптацию рецептур холодных блюд, кулинарных изделий, закусок, в том числе авторских, брендовых, региональных с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания. | |
ПК 4.1. | Организовывать подготовку рабочих мест, оборудования, сырья, материалов для приготовления холодных и горячих сладких блюд, десертов, напитков в соответствии с инструкциями и регламентами. | |
ПК 4.2. | Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации холодных десертов сложного ассортимента с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания. | |
ПК 4.3. | Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации горячих десертов сложного ассортимента с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания. | |
ПК 4.4. | Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации холодных напитков сложного ассортимента с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания. | |
ПК 4.5 | Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации горячих напитков сложного ассортимента с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания. | |
ПК 4.6 | Осуществлять разработку, адаптацию рецептур холодных и горячих десертов, напитков, в том числе авторских, брендовых, региональных с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания. | |
ПК 5.1. | Организовывать подготовку рабочих мест, оборудования, сырья, материалов для приготовления хлебобулочных, мучных кондитерских изделий разнообразного ассортимента в соответствии с инструкциями и регламентами. | |
ПК 5.2. | Осуществлять приготовление, хранение отделочных полуфабрикатов для хлебобулочных, мучных кондитерских изделий. | |
ПК 5.3 | Осуществлять приготовление, творческое оформление, подготовку к реализации хлебобулочных изделий и праздничного хлеба сложного ассортимента с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания. | |
ПК 5.4 | Осуществлять приготовление, творческое оформление, подготовку к реализации мучных кондитерских изделий сложного ассортимента с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания. | |
ПК 5.5 | Осуществлять приготовление, творческое оформление, подготовку к реализации пирожных и тортов сложного ассортимента с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания. | |
ПК 5.6 | Осуществлять разработку, адаптацию рецептур хлебобулочных, мучных кондитерских изделий, в том числе авторских, брендовых, региональных с учетом потребностей различных категорий потребителей. | |
ПК 6.1. | Осуществлять разработку ассортимента кулинарной и кондитерской продукции, различных видов меню с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания. | |
ПК 6.2. | Осуществлять текущее планирование, координацию деятельности подчиненного персонала с учетом взаимодействия с другими подразделениями. | |
ПК 6.3. | Организовывать ресурсное обеспечение деятельности подчиненного персонала. | |
ПК 6.4. | Осуществлять организацию и контроль текущей деятельности подчиненного персонала. |
3.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.07. Основы экономики, менеджмента и маркетинга
3.1. Тематический план учебной дисциплины
Коды компетенций | Наименование разделов/тем | Всего часов | Объем времени, отведенный на освоение учебной дисциплины | ||||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающихся | Самостоятельная работа обучающихся | ||||||
Всего, часов | в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов | в т.ч. курсовая работа (проект), часов | Всего, часов | в т.ч. курсовая работа (проект), часов | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
ПК1.1. - 6.4. ОК1-10 | Раздел 1. Основы экономики | 45 | 41 | 16 | 4 | ||
ПК.6.1-6.4 ОК 1-10 | Раздел 2. Основы менеджмента. | 17 | 15 | 4 | 2 | ||
ПК.6.1-6.4 ОК1-10 | Раздел 3.Основы маркетинга. | 31 | 21 | 12 | 10 | ||
Промежуточная аттестация:дифференцированный зачет | 1 | 1 | |||||
Всего часов: | 94 | 78 | 32 | 16 |
3.2. Содержание обучения по учебной дисциплинеОП.07. Основы экономики, менеджмента и маркетинга
Наименование разделов, тем учебной дисциплины | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | |
Раздел 1 Основы экономики | |||
Тема 1.1. Экономика — система общественного воспроизводства | Содержание учебного материала | 4 | |
Понятие экономики. Предмет, методы, функции, структура, взаимосвязь с другими науками. Производство как процесс создания полезного продукта. Факторы производства, их классификация. Производственные возможности общества и ограниченность ресурсов. Рынок, понятие и виды, инфраструктура и конъюнктура рынка, элементы рыночного механизма (спрос и предложение, рыночные цены, конкуренция). Монополия, анти- монопольное законодательство. Закон спроса и предложения. Факторы, влияющие на спрос и предложение. Рыночное равновесие. Равновесная рыночная цена. Эластичность спроса и предложения. | |||
Тема 1.2. Предприятие (организация) как субъект хозяйствования | Содержание учебного материала: | 4 | |
Виды экономической деятельности (отрасли народного хозяйства). Признаки отрасли общественного питания, ее роль и значение в экономике страны. Понятие организации, краткая характеристика, классификация, цели и задачи деятельности. Организационно-правовые формы предприятий, установленные ГК РФ, виды и особенности, достоинства и недостатки. Функции и задачи бухгалтерии как структурного подразделения предприятия. Организация учета на предприятии питания: объекты учета, основные принципы, фор- мы ведения бухгалтерского учета, реквизиты первичных документов, их классификация, требования к оформлению документов, понятие инвентаризации и правила проведения. Права и обязанности главного бухгалтера предприятия общественного питания | |||
Тематика практических работ | 2 | ||
Практическое занятие 1. Инструктаж по ТБ. Изучение факторов внешней среды предприятия, элементов внутренней среды предприятия, методики оценки влияния факторов внешней среды на деятельность предприятия с помощью SWOT- анализа. | |||
Тема 1.3. Производственные фонды и ресурсы. Издержки производства и обращения в общественном питании | Содержание учебного материала | 5 | |
Ресурсы организации. Понятие основных фондов, их роль в процессе производства, основы классификации, понятие износа, виды оценки, понятие амортизации основных и методика ее расчета. НМА. Понятие оборотных средств, их роль в процессе производства, принципы классификации. Показатели эффективности использования ресурсов. Товарные запасы, их виды и роль в общественном питании. Источники снабжения сырьём, продуктами и тарой. Понятие товар оборачиваемости. Продуктовый баланс ПОП. Понятие и классификация издержек производства и реализации в организациях питания. Факторы, влияющие на уровень издержек в общественном питании. Выявление резервов снижения затрат на производство и обращение, политика предприятия по снижению издержек. Учет затрат по экономическим элементам в системе управленческого учета Понятие себестоимости продукции в общественном питании. Рас- ходы предприятий, не включаемые в издержки производства и обращения. Политика государства в области оплаты труда. Затраты на оплату труда, формирование фонда оплаты труда, определение средней заработной платы. | |||
Тематика практических работ | 5 | ||
Практическое занятие 2. Инструктаж по ТБ. Расчет показателей эффективности использования основных фондов и оборотных средств. Практическое занятие 3. Инструктаж по ТБ.. Изучение методики учета сырья, продуктов и тары в кладовых предприятий общественного питания, документов, используемых в кладовых и на производстве для учета товарно-материальных ценностей и их движения, правил их заполнения. Практическое занятие 4. Инструктаж по ТБ. Изучение методики планирования поступления товарных запасов с помощью показателей продуктового баланса и методов анализа товарных запасов предприятий питания. Расчет абсолютных и относительных показателей измерения товарных запасов (товар оборачиваемости). Практическое занятие 5. Инструктаж по ТБ. Расчет абсолютных и относительных показателей издержек производства и обращения. Изучение особенностей анализа и планирования издержек по общему уровню и отдельным статьям на предприятиях общественного питания. Практическое занятие 6. Инструктаж по ТБ.. Изучение форм и систем оплаты труда, гарантий и компенсаций, удержаний из заработной платы. Расчет, анализ и планирование показателей по труду и заработной плате на предприятиях общественного питания. | |||
Тематика самостоятельных работ | 2 | ||
Изучение трудового кодекса РФ: Разделы I, III, IV,V,VI,VII. Подготовка докладов, рефератов, решение проблемных заданий | |||
Тема 1.4. Ценообразование в организациях ресторанного бизнеса | Содержание учебного материала | 3 | |
Понятие цены, ее элементы. Классификация цен и система цен. Методы ценообразования. Ценообразование на предприятиях общественного питания. Виды цен и по- рядок их утверждения. Понятие калькуляции в организациях ресторанного бизнеса | |||
Тематика практических работ | 2 | ||
Практическое занятие 7. Инструктаж по ТБ. Изучение методики калькулирования цен на продукцию ресторанного бизнеса. Практическое занятие 8. Инструктаж по ТБ. Расчет цен на продукцию и заполнение калькуляционных карточек | |||
Тема 1.5. Выпуск продукции и оборот предприятий общественного питания. | Содержание учебного материала | 2 | |
Понятия «производственная мощность» и «производственная программа», их содержание, назначение. Экономическое содержание товарооборота предприятий питания, его классификация. Планирование и анализ товарооборота и оборота по выпуску продукции собственного производства и полуфабрикатов | |||
Тематика практических работ | 2 | ||
Практическое занятие 9. Инструктаж по ТБ. Изучение методики планирования и расчета производственной программы организаций ресторанного бизнеса, исходных данных для её экономического обоснования и анализа выполнения. Практическое занятие 10. Инструктаж по ТБ. Расчет и анализ показателей товарооборота организации питания. | |||
Тема 1.6. Доходы и прибыль в организациях и на предприятиях общественного питания. | Содержание учебного материала | 3 | |
Валовой доход организации питания, его сущность и значение, источники образования. Прибыль: понятие, назначение, функции и виды. Порядок распределения и использования прибыли. Рентабельность: понятие и показатели рентабельности. Факторы, влияющие на прибыль и рентабельность | |||
Тематика практических работ | 1 | ||
Практическое занятие 11. Инструктаж по ТБ. Изучение методики расчета, анализа и планирования валового дохода, прибыли и рентабельности организации ресторанного бизнеса и факто ров, влияющих на их величину. | |||
Тема 1.7. Основы предпринимательства и бизнес- планирования | Содержание учебного материала | 4 | |
Сущность предпринимательства, его виды, значение малого бизнеса для экономики страны, меры господдержки малому бизнесу. Виды предпринимательских рисков и их страхование. Порядок регистрации и ликвидации предприятий. Сущность банкротства, его причины и признаки, способы предотвращения. Инновационная деятельность и инвестиционная политика организации: понятие, цели и задачи. Использование кредитов банков в хозяйственной деятельности. Понятие и принципы кредитования. Виды кредитов, предоставляемых юридическим лицам. Бизнес-планирование и его роль в условиях рыночной экономики. Виды бизнес- планов, структура бизнес-плана, методика составления. Налоговая система РФ. Налогообложение организаций питания. Виды налогов и отчислений, уплачиваемых организацией. | |||
Тематика практических работ | 4 | ||
Практическое занятие 12. Инструктаж по ТБ. Изучение источников финансирования деятельности организации. Практическое занятие 13. Инструктаж по ТБ. Методика расчета платежей по кредитам. Расчет эффективности и окупаемости инвестиций. Практическое занятие 14. Инструктаж по ТБ. Расчет налоговых платежей в государственный бюджет и отчислений в государственные внебюджетные фонды. Практическое занятие 15. Инструктаж по ТБ. Изучение разделов бизнес- плана. | |||
Тематика самостоятельных работ | 2 | ||
Изучение Налогового кодекса Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» Изучение и анализ информации о состоянии рынка ресторанных услуг Российской федерации, темпах роста, тенденциях развития | |||
Раздел 2 Основы менеджмента | |||
Тема 2.1. Сущность, цели и за дачи менеджмента. Предприятие как объект управления | Содержание учебного материала | 4 | |
Понятие менеджмента условия и предпосылки его возникновения. Современные подходы в менеджменте и принципы управления. Особенности управления в организациях питания. Цикл менеджмента, характеристика функций цикла и их взаимосвязь. Организация, планирование, контроль и мотивация как функции управления. Понятие, назначение и виды. Планирование, его значение, цели, принципы, методы и этапы. Виды планов в организации ресторанного бизнеса. Миссия организации, понятие и содержание. Система методов управления на предприятиях общественного питания (организационные, административные, экономические, социально-психологические). Управленческое решение: понятие, виды. Методы принятия управленческого решения. Этапы принятия и реализации решений. Делегирование полномочий. | |||
Тематика практических работ | 2 | ||
Практическое занятие 16. Инструктаж по ТБ. Деловая игра на умение находить правильное управленческое решение в сложных производственных ситуациях методом «мозгового штурма» Практическое занятие 17. Инструктаж по ТБ. Деловая игра на умение организовывать работу команды, проявлять лидерские качества, принимать управленческие решения «Полет на Луну» | |||
Тема 2.2. Управление производственным персоналом в общественном питании. Система методов управления | Содержание учебного материала | 3 | |
Сущность управления персоналом на предприятиях общественного питания. Должностные инструкции и профессиональные стандарты. Определение потребности в персонале, перестановка, обучение, аттестация, мотивация, создание команды на производстве. Количественный и качественный состав трудовых ресурсов организаций питания. Показатели движения кадров. Техническое нормирование труда. Показатели и резервы роста производительности труда в организациях питания. Мотивация труда | |||
Тематика практических работ | 1 | ||
Практическое занятие 18. Инструктаж по ТБ. Изучение методов расчета и анализа производительности труда. Расчет показателей движения кадров. | |||
Тема 2.3. Коммуникация как функция менеджмента | Содержание учебного материала | 4 | |
Коммуникация как функция менеджмента. Деловое общение, его характеристика, виды, функции и назначение. Правила ведения бесед, совещаний, переговоров. Факторы и условия повышения эффективности делового общения. Фазы делового общения. Деловое общение менеджеров с потребителями услуг общественного питания, руководством, подчиненными и коллегами по работе. Управление конфликтами и стрессами. Понятие и классификация конфликтов, способы управления. Стресс: природа и причины. Психологическая устойчивость руководителя как основа нормальной обстановки в организации Само менеджмент. Планирование работы менеджера: рабочего дня, рабочей недели, организация рабочего места | |||
Тематика практических работ | 1 | ||
Практическое занятие 19. Инструктаж по ТБ. Деловая игра на выработку умения передавать точную информацию «ЧП на предприятии» | |||
Тематика самостоятельных работ | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Изучение должностных инструкций, профессиональных стандартов, требований к организации рабочих мест, договоров о материальной ответственности на предприятиях общественного питания. Подготовка докладов, рефератов, решение проблемных задач. | |||
Раздел 3. Основы маркетинга | |||
Тема 3.1. Понятие маркетинга, его цели и функции | Содержание учебного материала | 6 | |
Цели и задачи маркетинга. Принципы и функции маркетинга, их краткая характеристика. Основные концепции развития маркетинга, их отличительные особенности. Необходимость совершенствования маркетинга в современных условиях. Содержание маркетинговой деятельности. Управление маркетингом и планирование маркетинговой деятельности в организации ресторанного бизнеса. Понятие комплекса маркетинга и его разработка в организации питания. Товарная политика предприятия. Понятие товара и услуги. Стратегия разработки новых товаров (меню). Жизненный цикл товара (услуги), цикл создания и освоения новых то- варов (услуг) на предприятиях общественного питания. Качество товаров и услуг как фактор конкурентоспособности предприятий, причины, оказывающие на них влияние. Понятие «петля качества». Стандарты системы качества ИСО-9000 (ISO-9000). Разработка нового товара (услуги). Сбытовая политика предприятия. Функции, методы, виды и задачи сбыта. Сбытовая политика в организации ресторанного бизнеса. Формирование спроса и стимулирование сбыта. Ценовая политика и ценовые стратегии организации. Разработка ценовой политики на предприятиях питания. Методы продвижения товаров и услуг в маркетинге. Понятие позиционирования на рынке товаров и услуг. | |||
Тематика практических работ | 2 | ||
Практическое занятие 20. Инструктаж по ТБ. Определение «жизненного цикла» продукции и услуг общественного питания. Составление рекламных текстов на товары и услуги. | |||
Тематика самостоятельных работ | 2 | ||
Доклад на тему: «Маркетинговые коммуникации. Реклама и ее виды. Средства рекламы.» | |||
Тема 3.2. Маркетинговые исследования в общественном питании | Содержание учебного материала | 3 | |
Определение спроса и потребностей в услугах организаций ресторанного бизнеса. Емкость рынка. Сегментирование рынка, факторы, влияющие на поведение покупателей, выбор целевого рынка организацией питания. Методы и виды маркетинговых исследований. Качественные и количественные методы исследования. Наблюдение за потребителями. Экспертный опрос. Мозговой штурм. Изучение реакции респондентов. Количественные методы исследования. Оп- росы (анкетирование респондентов). Технология и виды опросов в маркетинговых исследованиях. Выбор конкретных методов маркетинговых исследований в организациях питания. Методы прогнозирования в маркетинговых исследованиях | |||
Тематика практических работ | 10 | ||
Практическое занятие 21. Инструктаж по ТБ. Определение фазы жизненного цикла товаров(меню) и услуг предприятий общественного питания. Практическое занятие 22. Инструктаж по ТБ. Разработка маркетинговых мероприятий для продления ЖЦТ и продвижения организации ресторанного бизнеса на рынке. Практическое занятие 23. Инструктаж по ТБ. Изучение методов проведения количественных и качественных маркетинговых исследований в организациях питания. Практическое занятие 24. Инструктаж по ТБ. Составление анкеты для изучения потребительских предпочтений. | |||
Тематика самостоятельных работ | 8 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Сбор и анализ информации о ценовой политике предприятий общественного питания и розничной торговли. Подготовка докладов, рефератов, презентаций, решение проблемных заданий | |||
Промежуточная аттестация: дифференцированный зачет | 1 | ||
Всего часов: | 94 |
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины предполагает наличие учебного кабинета социально-экономических дисциплин.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета социально-экономических дисциплин:
- доска учебная:
- рабочее место преподавателя;
- столы, стулья (по количеству обучающихся);
- шкафы для хранения инвентаря и раздаточного материала.
Технические средства обучения:
- компьютер с программным обеспечением;
- технические средства аудио-визуализации;
- доступ к сети Интернет.
Наглядные пособия и раздаточный материал:
- комплекты нормативно-технических документов: стандартов, регламентов;
- комплект учебно-методической документации;
- плакаты, презентации, обучающие видеофильмы по темам дисциплины.
- тестовые задания для проведения текущей и промежуточной аттестации.
Подготовка по дисциплине обеспечивается доступом обучающихся к локальным базам данных по дисциплине и библиотечным фондам, а также доступом к сети Интернет.
4.2. Общие требования к организации образовательной деятельности
Освоение обучающимися общепрофессиональной учебной дисциплины проходит в условиях созданной образовательной среды в образовательной организации.
Преподавание общепрофессиональной учебной дисциплины носит практическую направленность. В процессе практических занятий обучающиеся закрепляют и углубляют теоретические знания, приобретают необходимые профессиональные умения и навыки.
Изучение дисциплины ОП. 05 Основы экономики, менеджмента и маркетинга предшествует освоению профессиональных модулей или изучается параллельно с ними.
Теоретические ипрактические проводятся в учебном кабинете социально-экономических дисциплин согласно требованиям стандарта.
Контроль освоения дисциплины осуществляется в соответствии с разработанными комплектами оценочных средств по дисциплине в ходе текущего и промежуточной контролей.
Текущий контроль проводится в процессе освоения дисциплины и складывается из следующих компонентов.
- устные и письменные опросы обучающихся на занятиях;
- ответы на тестовые вопросы;
- решение ситуационных задач в процессе проведения теоретических и практических занятий;
- оформление и защита отчетов по практическим занятиям;
- подготовка устных сообщений и докладов.
Промежуточный контроль осуществляется по окончании курса в виде дифференцированный зачет.
4.3. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по программе учебной дисциплины:
- наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю учебной дисциплины ОП. 05 Основы экономики, менеджмента и маркетинга;
- получение дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях, не реже одного раза в 3 года.
4.4. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Печатные издания:
- Российская федерация. Законы. Трудовой кодекс Российской Федерации: федер. Закон: [принят гос. Думой 21 дек. 2001 г.: по состоянию на 26 апр. 2016 г.] М.: Рид групп, 2016. – 256 с. – (законодательство России с комментариями к изменениям).
- Российская федерация. Законы. Гражданский кодекс российской федерации: офиц. Текст: [по сост. На 1 мая. 2016 г.]. М.: Омега-л, 2016. – 688с. – ( кодексы Российской Федерации).
- Российская федерация. Законы. Налоговый кодекс российской федерации: [федер. Закон: принят гос. Думой 16 июля 1998 г.: по состоянию на 1 янв. 2016 г.]. М.: элит, 2016- 880с. (кодексы российской федерации).
- ГОСТ 31985-2013 услуги общественного питания. Термины и определения.- введ. 2015-01-01. - M.: Стандартинформ, 2014.-III, 10 с.
- ГОСТ 31987-2012 услуги общественного питания. Технологические документы на продукцию общественного питания. Общие требования к оформлению, построению и содержанию. Введ. 2015 – 01 – 01. – M.: Стандартинформ, 2014.- III, 16 с.
- ГОСТ 30389 - 2013 услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования – введ. 2016 – 01 – 01. – M.: Cтандартинформ, 2014.-III, 12 с.
- Коршунов, В. В. Экономика организации: учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. В. Коршунов. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2021 — 347 с.
- Грибов В.Д. Экономика организации (предприятия). Практикум : учебно-практическое пособие / Грибов В.Д. — М. : КноРус, 2021 — 196 с.
- Коротков Э. М. Менеджмент : учебник для среднего профессионального образования / Э. М. Коротков. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Юрайт, 2021 —566 с.
- Константинов, В. И. Маркетинг : учебное пособие / В. И. Константинов. — Москва, Вологда : Инфра-Инженерия, 2023. — 236 c.
- Мальшина Н. А. Менеджмент : учебное пособие для СПО / Н. А. Мальшина. — 3-е изд. — Саратов : Профобразование, 2023. — 100 c.
Электронные издания:
- Российская федерация. Законы. Федеральный закон "о развитии малого и среднего предпринимательства в российской федерации" от 24.07.2007 №209-фз (действующая редакция, 2016г) http://www.consultant.ru
Дополнительные источники (печатные издания):
- 1. Батраева, Э. А. Экономика предприятия общественного питания : учебник и практикум для вузов / Э. А. Батраева. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 421 с.
- Шамис В. А. Основы маркетинга в различных сферах деятельности : учебное пособие для СПО / В. А. Шамис, Г. Г. Левкин. — Саратов, Москва : Профобразование, Ай Пи Ар Медиа, 2023. — 173 c.
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем во время устных и письменных опросов, решении ситуационных заданий, при проведения практических занятий, тестирования, подготовки сообщений и докладов.
Результаты обучения | Критерии оценки | Методы оценки |
Знания:
| Полнота ответов, точность формулировок, не менее 75% правильных ответов. Не менее 75% правильных ответов. Актуальность темы, адекватность результатов поставленным целям, полнота ответов, точность формулировок, адекватность применения профессиональной терминологии | Текущий контроль при проведении: -письменного/устного опроса; -тестирования; -оценки результатов самостоятельной работы (докладов, рефератов, теоретической части проектов, учебных исследований и т.д.) Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета в виде: -письменных/ устных ответов, -тестирования |
Умения:
| -правильность, полнота выполнения заданий; -точность формулировок, точность расчетов, соответствие требованиям; -адекватность, оптимальность выбора способов действий, методов, техник, последовательностей действий и т.д.; -точность оценки, самооценки выполнения, соответствие требованиям инструкций, регламентов; -рациональность действий и т.д. | Текущий контроль: - экспертная оценка демонстрируемых умений, выполняемых действий, защите отчетов по практическим занятиям; - оценка заданий для самостоятельной работы. Промежуточная аттестация: - экспертная оценка выполнения практических заданий на зачете. |