2017/2018 Рабочая программа по дисциплине Менеджмент

Алифанова Елена Игоревна

Учебная дисциплина «Менеджмент» является общепрофессиональной дисциплиной, устанавливающей базовые знания для освоения специальных дисциплин.

Рабочая  программа учебной дисциплины «Менеджмент» является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.01. «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) по программе углубленной подготовки» в части освоения соответствующих профессиональных компетенций (ПК).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakt_menedzhment.docx35.13 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Финансовый колледж № 35

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

         учебной дисциплины

     МЕНЕДЖМЕНТ

Специальности среднего профессионального образования

38.02.01. Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) по программе углубленной подготовки

Москва, 2017 г.

ОДОБРЕНА

Предметной (цикловой)

Комиссией Экономики и

Бухгалтерского учета _____________

 наименование комиссии

Протокол №1

 от «28 » августа 2017 г.

Разработана на основе Федерального

государственного образовательного стандарта по профессии/специальности начального/среднего профессионального образования

38.02.01.  Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) по программе углубленной подготовки

_____________________________________________

код, наименование профессии/специальности

Председатель предметной
(цикловой) комиссии


        /
Матвеева И.П        

 Подпись              Ф.И.О.

Заместитель директора по ККО

        /Дмитреева.Ю.В.

 Подпись                             Ф.И.О.

Составители (автор): Алифанова Е.И., преподаватель ГБПОУ  ФК №35

Рецензент: ______________________________________

 Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ГБПОУ


Аннотация к рабочей программе

по дисциплине «Менеджмент»

 для студентов 3 курса

по специальности Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) по программе углубленной подготовки

Составитель рабочей программы – Алифанова Елена Игоревна, преподаватель ГБПОУ Финансовый колледж № 35.

Учебная дисциплина «Менеджмент» является общепрофессиональной дисциплиной, устанавливающей базовые знания для освоения специальных дисциплин.

Рабочая  программа учебной дисциплины «Менеджмент» является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.01. «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) по программе углубленной подготовки» в части освоения соответствующих профессиональных компетенций (ПК).

Бухгалтер должен обладать общими компетенциями, включающими в себя:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников  бухгалтерского учета при наличии среднего (полного) общего образования.

Цель учебной дисциплины: Современные подходы к государственному управлению, гармонизация национальных учетных и отчетных процедур с международными стандартами требуют изменения условий и принципов деятельности экономических субъектов сектора государственного управления, модернизации управленческих механизмов, повышения ответственности за результаты работы, совершенствования финансово-экономических инструментов, бюджетного учета и бюджетной отчетности. Происходящие новации в бюджетном учете, новые концепции подготовки и представления финансовой отчетности субъектами общественного сектора требуют постоянного изучения.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • использовать    на    практике    методы    планирования    и    организации    работы подразделения;
  • анализировать организационные структуры управления;
  • проводить работу по мотивации трудовой деятельности персонала;
  • применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;
  • применять эффективные решения, используя систему методов управления;
  • учитывать особенности менеджмента (по отраслям).

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • сущность и характерные черты современного менеджмента, историю его развития;
  • методы планирования и организации работы подразделения;
  • принципы построения организационной структуры управления;
  • основы мотивационной политики организации;
  • особенности менеджмента в области профессиональной деятельности (по отраслям);
  • внешнюю и внутреннюю среду организации;
  • цикл менеджмента;
  • процесс принятия и реализации управленческих решений;
  • функции   менеджмента   в   рыночной    экономике:    организацию,    планирование,           мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта;
  • систему методов управления методику принятия решений;
  • стили управления, коммуникации, делового общения.

Структура курса: На освоение программы учебной дисциплины предусмотрено:

  • максимальная учебная нагрузка обучающегося – 95 час, включая:
  • обязательную аудиторную учебную нагрузку обучающегося – 63 часа;
  • самостоятельную работу обучающегося – 32 часа.

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

95

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

63

в том числе:

практические занятия

34

Контрольная работа

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

32

в том числе:

работа со справочной литературой

5

работа с конспектом лекции (обработка текста)

5

работа с ресурсами интернет

10

выполнение домашнего задания в виде решения задач

-

выполнение индивидуальных дополнительных заданий

6

составление схем, таблиц, для систематизации учебного материала

6

Итоговая аттестация в форме                                                                зачета

Курс учебной дисциплины «Менеджмент» включает в себя разделы:

Раздел 1. Введение.

Раздел 2. Организация как система управления.

Раздел 3. Функции менеджмента в рыночной экономике.

Раздел 4. Методы менеджмента.

Раздел 5. Коммуникации и деловое общение.

Раздел 6. Процесс принятия и реализация управленческих решений.

Раздел 7. Управление конфликтами. Влияние руководства.

                                                 СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ              

«МЕНЕДЖМЕНТ»…………………………………………………………….   4

2. СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………..    5

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………….    9

        

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………….   10

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «МЕНЕДЖМЕНТ»

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая  программа по дисциплине «Менеджмент» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальностям 38.02.01. «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» по программе углубленной подготовки.

1.2.        Место учебной дисциплиныв структуре основной профессиональной
образовательной программы:
дисциплина входит в профессиональный цикл как
общепрофессиональная дисциплина (ОП.03).

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:

     Цели преподавания дисциплины: получение обучающимися специальных знаний и представлений, необходимых для работы в профессиональной деятельности.

Основные задачи курса:

- обеспечить обучающихся необходимыми знаниями об организации и ее системе

  построения, процессах управления, средствах и методах воздействия управляющей системы на управляемую систему;

- способствовать приобретению обучающимися знаний, опыта в области менеджмента как отечественных, так и зарубежных ученых;

- способствовать развитию у обучающихся, а в будущем - практиков аналитического восприятия организации как хозяйствующего элемента в многогранной внешней среде.

 В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен   уметь:

- использовать    на    практике    методы    планирования    и    организации    работы подразделения;

- анализировать организационные структуры управления;

- проводить работу по мотивации трудовой деятельности персонала;

- применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;

- применять эффективные решения, используя систему методов управления;

-  учитывать особенности менеджмента (по отраслям).

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен   знать:

- сущность и характерные черты современного менеджмента, историю его развития;

- методы планирования и организации работы подразделения;

- принципы построения организационной структуры управления;

- основы мотивационной политики организации;

- особенности менеджмента в области профессиональной деятельности (по отраслям);

 - внешнюю и внутреннюю среду организации;

- цикл менеджмента;

- процесс принятия и реализации управленческих решений;

- функции   менеджмента   в   рыночной    экономике:    организацию,    планирование,           мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта;

- систему методов управления методику принятия решений;

- стили управления, коммуникации, делового общения.

Самостоятельная работа обучающихся направлена:

на глубокое изучение дисциплины по дополнительной литературе и периодическим изданиям, итогом которой является написание рефератов или выступление с докладами на практических занятиях, научных семинарах и конференциях;

изучение отдельных вопросов дисциплины, рассматриваемых на лекциях кратко.

1.4. Рекомендуемое количество часов  на освоение примерной программы учебной дисциплины:

максимальная учебная нагрузка   95 часа, в том числе: обязательная аудиторная учебная нагрузка - 63 часа; самостоятельная работа – 32 час. Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета.

2. СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

95

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

63

в том числе:

практические занятия

34

контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

32

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины  «Менеджмент»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала,

лабораторные работы и практические

занятия, самостоятельная работа

обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1

Введение.

4

Тема 1.1. Сущность и характерные черты современного менеджмента.

История развития менеджмента.

 Понятие и  сущность менеджмента. Цели, задачи и основные функции менеджмента.

Организация как система управления. Эволюция управления: школы управления.

 Подходы к изучению управления: процессный, системный, ситуационный. Школа

 научного управления. Административная    (классическая) школа. Школа    

 человеческих      отношений             и поведенческих наук. Наука управления или

 количественный подход. Современные  подходы  в  менеджменте. Учет особенностей

российского менеджмента при использовании зарубежного опыта. Американский     и

японский     менеджмент: преимущества и недостатки.

2

1

Практическое занятие № 1 Заполнение таблицы «Школы менеджмента»

2

Раздел 2

 Организация как система управления.

6

2.1Внутренняя и внешняя среда организации.

Понятие «Организация». Законы организации.  Элементы внутренней среды организации. Факторы внешней среды прямого и косвенного воздействия.

2

1

2.2 Основные  принципы построения организационных структур.

Основные  принципы построения организационных структур. Типы структур управления: иерархический тип структур управления, органический тип структур управления. Организация работы предприятия.

2

1

Практическое занятие № 2"Составление структуры управления организации"

2

1

Практическое занятие № 3 Заполнение таблицы «Сравнительная характеристика основных типов организационных структур управления»

2

2

Практическое занятие № 4 «Разработка проекта организационной структуры для выбранного предприятия»

2

Раздел 3

Функции менеджмента в рыночной экономике.

8

Тема 3.2. Планирование в системе менеджмента.

Планирование в системе менеджмента. Стратегическое (перспективное) планирование. Миссия организации.  SWOT – анализ.  Анализ альтернатив, выбор, реализация и оценка стратегии. Тактическое и текущее планирование.

2

1

Практическое занятие № 5 "Составление миссии организации"

2

2

Практическое занятие № 6 Составление схемы «Процесс стратегического планирования»

Тема 3.3. Мотивация и потребности

Мотивация и факторы мотивации.  Критерии мотивации. Индивидуальная и групповая мотивация. Корпоративная культура. Потребности. Теория потребностей А. Маслоу. Делегирование в менеджменте.

2

1

Практическое занятие № 7 Разбор деловых ситуаций «Работники с различными факторами мотивации»

2

Практическое занятие № 8 «Разработка проекта системы контроля»

2

Раздел 4

Методы менеджмента.

2

Тема 4.1.

Система методов управления. Самоменеджмент.

Основные методы управления. Система методов управления: организационно-распорядительные, экономические, социально-психологические; их достоинства и недостатки. Управление и типы характеров. Планирование и организация работы менеджера (самоменеджмент).

2

1

Практическое занятие № 9 «Решение деловых ситуаций при помощи различных методов управления»  

2

Раздел 5

Коммуникации и деловое общение

10

Тема 5.1. Коммуникативность и управленческое общение.

 Информация в менеджменте и ее виды. Коммуникация. Преграды в информационных  коммуникациях.  Трансактный (трансакционный) анализ.

2

1

Практическое занятие № 10 "Использование психологических примеров расположения подчиненных (аттракция)".

2

2

Тема 5.2. Деловое общение.

Деловое общение. Правила ведения бесед, совещаний, переговоров. Планирование проведения данных мероприятий. Абстрактные типы собеседников.

Повышение эффективности делового общения. Техника телефонных переговоров. Фазы делового общения.

2

1

Практическое занятие № 11 Деловая игра «Деловая беседа»

2

Практическое занятие № 12 "Составление плана проведения, подготовка и проведение  совещания".

2

2

Практическое занятие № 13 Деловая игра «Прием на работу. Собеседование»

2

3

Раздел 6

Процесс принятия и реализация управленческих решений

4

Тема 6.1. Управленческие решения.

 Содержание и виды управленческих решений. Процесс принятия решений. Этапы принятия решений. Методы принятия решений. Уровни принятия решений.

2

1

Практическое занятие № 14 Деловая игра «Принятие управленческого решения»

2

2

Раздел 7

Управление конфликтами. Влияние руководства.

8

Тема 7.1.

Управление конфликтами и стрессами".

Сущность и классификация конфликтов. Причины и виды конфликтов. Стрессы. Взаимосвязь конфликта и стресса. Методы снятия стресса.

2

1

Практическое занятие № 15 «Решение заданной конфликтной ситуации в коллективе»

2

2

Практическое занятие № 16 Ситуационный анализ ситуации «Выбор сотрудника»

2

Тема 7.2. Руководство: власть и партнерство.

Влияние власти. Виды власти. Лидерство и власть. Методы влияния, их содержание. Стили руководства в управлении.

2

1

Практическое занятие № 17 « Дискуссия "Профессиональный имидж бухгалтера"

2

Всего:

В том числе практических занятий

66

 34

        Для   характеристики   уровня   освоения   учебного   материала   используются   следующие обозначения:

1. ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2.репродуктивный (выполнение деятельности под руководством);

3. продуктивный  (планирование  и  самостоятельное  выполнение  деятельности,  решение проблемных задач)

3.        УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета:

посадочные места по количеству обучающихся;

рабочее место преподавателя;

комплект учебно-наглядных пособий «Менеджмент».

Технические средства обучения:

компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы, Интернет-ресурсов:

Основные источники:

I.Драчева Е.Л. Менеджмент: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования / Е.Л. Драчева, Л.И. Юликов. –М. : Образовательно-издательский центр «Академия»; ОАО «Московские учебники», 2016.-304с.

  1. Драчева Е.Л. Менеджмент: практикум: учеб.пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Е.Л. Драчева, Л.И. Юликов. – М. : Образовательно-издательский центр «Академия»;ОАО «Московские учебники», 2016.-304с.
  2. Кабушкин  Н.И. Основы менеджмента: Учеб.пособие. - 3-е издание - Минск: Новое знание, 2015.- 336 с.

Дополнительные источники:

4. Басовский, Л.Е. Менеджмент: Учеб.пособие - М.: Инфра - М, 2016.- 216 с.
(Высшее образование)

5.Друкер, Питер Ф.Задачи менеджмента в 21 веке: Перевод с англ. - М.: Вильяме, 2015.- 272 с.

6.Косьмина А.Д. Менеджмент:  учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования / А.Д. Косьмин, Н.В. Свинтицкий, Е.А. Косьмина.-2-ое изд. Ю стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 208с.

7. Косьмина А.Д. Менеджмент: практикум: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / А.Д. Косьмин, Н.В. Свинти цкий, Е.А. Косьмина.-2-ое изд. Ю стер.- М.: Издательский центр «Академия»,2017. – 160с

8.Уткин, Э.А. Курс менеджмента: Учебник для ВУЗов - М.: Зерцало, 2016- 431 с.

9. М.Л. Менеджмент: учебное пособие / коллектив авторов ; под ред. М.Л. Разумовского. - М.: КНОРУС ,2015,-320 с.- (Среднее профессиональное образование)

Интернет- ресурсы:

Гарант

Электронный учебник А.В.Тебекин, Б.С.Касаев «Менеджмент организации» «КноРус», 2016.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе освоения материала: опросы в устной и письменной форме, промежуточное тестирование,   самостоятельная работа студентов.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь:

использовать        на        практике        методы планирования       и       организации       работы подразделения;

анализировать    организационные    структуры управления;

проводить   работу   по   мотивации   трудовой деятельности персонала;

применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения; применять  эффективные  решения,  используя систему методов управления;

учитывать    особенности    менеджмента    (по отраслям).

Устный опрос

Практическая работа

Самостоятельная работа

Практическая работа

Знать:

сущность  и  характерные  черты   современного менеджмента, историю его развития;

Устный опрос

Тестовый контроль

методы  планирования   и   организации   работы

подразделения;

принципы        построения        организационной  структуры управления;

основы формирования мотивационной политики

Практическая работа

организации; особенности менеджмента в

Письменный опрос

профессиональной    деятельности;

внешнюю и внутреннюю среду организации;

цикл менеджмента;

Практическая работа

процесс принятия и реализации  управленческих решений; функции менеджмента в рыночной экономике

Самостоятельная работа

организацию,     планирование,     мотивацию и      контроль деятельности экономического субъекта;

систему методов управления;

методику принятия решений; стили             управления,             коммуникации принципы делового общения.

Устный опрос

Тестовый контроль