Методическая разработка

Мутодическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_peredelannaya_ne_do_kontsa_1.docx49.94 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Башкортостан
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Уфимский политехнический колледж

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
ПО ПРЕДМЕТУ “ОБЩИЙ КУРС ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ”

ТЕМА
«Технические средства железных дорог»

для профессии среднего профессионального образования
23.01.09 Машинист локомотива

Разработчик        
Мастер п/о: Губкина В.С.

Уфа

2022г.

Пояснительная записка

Методическая разработка предназначена для проведения урока по предмету “Общий курс железных дорог” для профессии среднего профессионального образования 23.01.09 «Машинист локомотива».

Целью и задачей изучения программы учебной дисциплины является способствование формированию профессиональных компетенций по осуществлению сведений о железнодорожном транспорте, значение пути, основных его элементах и требований к ним.

На данном уроке обучающиеся решают практико-ориентированные задачи,   получают сведения о категориях железнодорожных линий, об основных элементах пути, составляют алгоритм требований к железнодорожным путям.

Урок состоит из основных этапов: организационного, проверки выполнения домашнего задания, подготовки обучающихся к активному усвоению знаний, основного и заключительного.

Код

Наименование результата обучения

ПК 1

Различать типы и назначение локомотивов, вагонов и знаки на подвижном составе

ПК 2

Использовать терминологию и условные обозначения

ПК 3

Основных вопросов взаимодействия пути и подвижного состава

ПК 4

Устройств автоматики, телемеханики и связи, основных правил организации движения и перевозки грузов

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2

Организовывать собственную деятельность исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем

ОК 3

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы

ОК 4

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами

ОК 7

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)

Методическое обоснование

Мастер п/о

Губкина В.С.

Профессия

 

23.01.09 Машинист локомотива

Группа

49,50

Дисциплина

Общий курс железных дорог

Тема урока

Технические средства железных дорог

Тип урока

Урок по закреплению знаний и способов деятельности

Цели урока                                                                                     Образовательная

образовательная

ПК 1.1 Различать типы и назначение локомотивов, вагонов и знаки на подвижном составе.

ПК 1.2 Использовать терминологию и условные обозначения

ПК 2.1 Основные вопросы взаимодействия пути и подвижного состава

развивающая:

- способствовать развитию умений планировать свою деятельность, осуществлять самоанализ и самоконтроль.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем;

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

воспитательная

- способствовать повышение интереса к будущей профессии, взаимодействию с коллегами.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Форма организации учебно-познавательной деятельности обучающихся

индивидуальная, групповая

Междисциплинарная связь

ОП.05 Общий курс железных дорог

Знать:

- общие сведения о железнодорожном транспорте и системе управления им;

- виды подвижного состава железных дорог;

Уметь:

- классифицировать подвижной состав, основные сооружения и устройства железных дорог.

МДК 01.01.  Устройство, техническое обслуживание и ремонт узлов локомотива

Охрана труда

Слесарное дело

Материаловеденье

Техническое черчение0

 

Материально – техническое оснащение

-

ТСО

Проектор

Учебно-методическое обеспечение

Презентация, методические указания по выполнению практической работы.

Уровень усвоения материала

Репродуктивный.


Технологическая карта
проведения открытого урока
ПО ПРЕДМЕТУ “ОБЩИЙ КУРС ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ”
ТЕМА
«Технические средства железных дорог»

Мастер п.о. – Губкина В.С.

Этап урока

Деятельность мастера

Деятельность обучающихся

КУМО

  1. Организационный этап (ОК 6)

Приветствует,  проверяет явку. Знакомит с планом урока

Приветствуют, подтверждают явку

Приложение №1

  1. Вводный инструктаж
  1. Проверка выполнения домашнего задания

(ОК 2 – 3)

Проверяет задание

Представляют  подготовленные презентации

  1. Подготовка обучающихся к активному усвоению знаний

(ОК 1 – 3, 6)

Сообщает тему занятия, организует формировку цели

Формируют цель урока

Приложение № 2

Проводят фронтальный опрос («Мозговой штурм») проставляет баллы в ведомость

Слушают, отвечают на вопросы

Приложение № 3

  1. Инструктирование по материалу урока

(ОК 2 – 4)

Просмотр учебного фильма «Приемка локомотива»

Смотрят фильм

Решают задачу при поиске решения пользуются конспектами

Индивидуально составляют алгоритм – заполняют таблицу

Отвечают на вопросы

Сдают таблицы на проверку

Обобщение увиденного

Раздает методические указания «Порядок приемки электровоза»

Ставит практико – ориентированную задачу

Предлагает составить алгоритм действия локомотивной бригады

Проверяет качество и объективность работ

Оценивает работы

Приложение № 4;

№ 5; №6  

Слайды

  1. Инструктирование по охране труда и технике безопасности

(ОК 7)

Просмотр учебного фильма «ТБ на железнодорожном транспорте»

Смотрят, отвечают на вопросы

Обобщение наблюдения

  1. Закрепление пройденного материала

(ОК 3, 7)

Задает вопросы:

• Цель приемки локомотива

• Причина травматизма на ж/д путях

Отвечают на вопросы

Делают вывод

Приложение №7; №8; Слайды

  1. Текущий инструктаж

(ПК 1.2, ПК 2.2, ОК 5 – 6)

Производит целевые обходы рабочих мест

Выполняют работы по обслуживанию электровоза

Электрические аппараты, механическое оборудование, измерительные приборы

  1. Заключительный инструктаж

(ОК 3) 

Коррекция знаний

Выявляют свои ошибки

Приложение №9

Рефлексия учебной деятельности

Определяют достигнута ли цель урока

Домашнее задание

Записывают в дневник

Приложение №9;

Ход урока.

  1. Организационный этап. (1 – 2 мин). Приветствие обучающихся. Получения от дежурного кратких сведений об отсутствующих. Знакомит с планом урока.
  2. Вводный инструктаж. (25 – 30 минут)
  1. Проверка выполнения домашнего задания

Демонстрация презентации «Развитие Демского железнодорожного узла»

  1. Подготовка обучающихся к активному усвоению знаний

2.1. «Морской бой» – ролевая игра по ранее изученным темам (заполнение оценочной ведомости)

2.2. Сообщение темы урока, совместная формулировка цели (преподаватель задает вопросы для постановки целей)

  1. Инструктирование по материалу урока

3.1. Просмотр  учебного фильма «Основные элементы железнодорожного пути» (обсуждение материала наблюдения)

3.2. Решение практико – ориентированной задачи

- раздача методического указания «________________»

- демонстрация слайдов

-ставит задачу, при поиске решения обучающиеся пользуются конспектами

- предлагает составить алгоритм в рабочей тетради

«__________________________»

-анализируют составленные алгоритмы, оценивают правильность (заполняют оценочную ведомость)

  1.  Инструктирование по охране труда и технике безопасности

- просмотр учебного фильма «ТБ на ж/д транспорте»

- презентация «Причины травматизма»

- делают выводы

  1. Закрепление пройденного материала

5.1. Назовите основные обязанности л/б

5.2. В чем состоит  цель приемки электровозов

5.3. Назовите причины травматизма на ж/д транспорте (демонстрация слайдов)

  1. Текущий инструктаж. (5 часов).
  1. Порядок выполнения работ.
  1. Маршрут следования в пункт назначения.
  2. Порядок приемки электровоза:
  • Проверка журнала ф. ТУ-152.
  • Осмотр механической части.
  • Проверка наличия песка в бункерах и работа песочниц.
  • Осмотр и продувка ТМ.
  • Осмотр буксового узла.
  • Проверить четкость работы электрических аппаратов.
  • Проверка работы звуковых сигналов, освещения.
  • Уровень масла в картерах компрессоров.
  • Показания счетчиков электроэнергии.
  • Наличие инструмента, инвентаря, тормозных башмаков, защитных средств.
  • Проверка работы устройств безопасности.
  • Выполнить требования инструкции по противопожарной безопасности.

1.3. Обязанности локомотивной бригады по уходу за электровозом.

  • Выявление неисправностей.
  • Нести полную ответственность за исправность электровоза до сдачи другой бригаде или до постановки на ТО-2 или ТР.
  • Соблюдать технологический режим работы электровоза.
  • Выполнять требования инструкций.
  • Своевременно информировать диспетчера на ТО-2.

2. Целевые обходы рабочих мест.

2.1. Проверка правильности приемки электровоза.

2.2. Проверка выполнения по уходу за электровозом.

2.3. Контроль безопасных условий труда.

  1. Заключительный инструктаж. (20 минут).
  1. Коррекция знаний. Задание – выявите свои ошибки, поставьте оценку за урок. Определите, достигнута ли цель урока.
  2. Рефлексия учебной деятельности. Подчеркните выбранный ответ.

1. Задачи, поставленные для совместной работы, ты понял.

Сразу/ после дополнительного объяснения.

2. На занятии работал

Активно/ пассивно

3. Своей работой я

Доволен/ не доволен

4. Занятие показалось мне

Коротким/ длинным

5. Материал урока мне был

Понятен/ не понятен; полезен/ бесполезен

6. Моя самооценка

Повысилась/ понизилась

Домашнее задание: Д.В. Яковлев «Управление электровозом и его обслуживание» стр. 106-109. Инструкции по техническому обслуживанию электровозов ЦТ-685.

Выполнить презинтации на тему:

  1. «Локомотивы нового поколения»
  2. «Развитие Дёмского железнодорожного узла»

Сводная оценочная ведомость

пары

Ф.И.О.

Количество баллов

Оценка

7-9 «3»

10-11 «4»

12-14 «5»

Фронтальный опрос

Практико-ориентированная задача

Самооценка составленного алгоритма

Взаимопроверка составленного алгоритма

Итого

(1 балл)

(3 балла)

(5 баллов)

(5 баллов)

(14 баллов)

1

Ахкямов Рафиль Рафисович

2

Беззубов Данил Анатольевич

3

Валитов Данил Рустамович

4

Вершинин Алексей Сергеевич

5

Еремин Семён Вадимович

6

Исмагилов Артём Азаматович

7

Майоров Илья Сергеевич

8

Мангутов Камиль Винерович

9

Мачалкин Андрей Сергеевич

10

Миношин Роман Валерьевич  

11

Пономарев Вадим Викторович

12

Порсоев Мухибхон Махмудхонович

13

Родин Александр Константинович

14

Станишевский Ян Степанович

15

Субхангулов Фидан Раилевич

16

Халилов Ислам Ильдарович

17

Храмов Даниил Александрович

18

Хуснутдинов Нияз Мирсатович

19

Шадрин Данил Константинович

20

Шукаев  Артем Юрьевич

21

Япиев Андрей Маратович

22

Пономарев Игорь Викторович

Теоретические сведения

Электровозная бригада состоит из двух человек: машиниста и  помощника. Они несут полную ответственность за доверенный им  локомотив. F3 повседневной работе машинист и его помощник руководствуются Правилами технической эксплуатации железных дрог

Основные обязанности локомотивных бригад — вождение поездов и выполнение технического обслуживания электровозов ТО-1.

Техническое обслуживание производится для поддержания работоспособности, чистоты и надлежащего санитарно-гигиенического состояния локомотивов, смазывания трущихся частей в; межремонтный период, особого контроля за ходовыми частями, тормозным оборудованием, устройствами автоматической локомотивной сигнализации, скоростемерами, приборами бдительности и радиосвязи, обеспечивающими безопасность движения поездов.

В тех случаях, когда при выполнении ТО-1 обнаружен тот или иной дефект, который невозможно устранить силами локомотивных бригад, но он не угрожает безопасности движения и допускает дальнейшее движение электровоза, в Журнале ТУ-152 делается соответствующая запись.

Такая записи служит основанием для выполнения необходимых работ на ПТОЛ.

С целью улучшения качества содержания локомотивов работники локомотивного хозяйства, в том числе и электровозные бригады, обязаны:

повышать качество технического обслуживания ТО-1, обеспечивать сохранность локомотивов, своевременную информацию диспетчерского аппарата и дежурных по депо о необходимости подвода локомотивов к депо на соответствующие виды технических обслуживаний и текущих ремонтов;

не допускать нарушения установленных режимов эксплуатации локомотивов и в первую очередь превышения критической массы поездов, длительного разносного боксования, работы электровозов на незакрепленных участках обращения;

предотвращать нарушения установленного порядка экипировки локомотивов.

В процессе эксплуатации и обслуживания электровозов приходится считаться со следующими их особенностями. Вследствие реализации большой силы тяги и прохождения переломов профиля на высоких скоростях в поезде возникают значительные продольные динамические усилия и ударно-тяговые приборы подвергаются повышенному износу.

Для технического обслуживания электровоза на нем имеется набор слесарного инструмента. Обычно в этот набор входят молоток, кувалда, зубило, отвертки и ключи гаечные накидные разных размеров, отвертки, бородок, лом, скребок для очистки деталей механической части и другой инструмент по перечню, утвержденному начальником депо.

В инвентарь электровоза входят сигнальные принадлежности (сигнально-осветительный фонарь, светофильтры тля буферных фонарей, флажки красного и желтого цвета), тормозные башмаки (4 шт.), комплект противопожарных средств (углекислотные огнетушители, пожарные ведра), комплект изделий личной безопасности (диэлектрические перчатки и коврики, штанги для заземления контактного провода, штанги для заземления высоковольтной обмотки тягового трансформатора, штанги для отключения разъединителей тяговых двигателей).

На электровозе находятся также запасные концевые рукава воздушных магистралей, прокладные кольца к ним, щетки электрических машин, плавкие предохранители, лампы переносные, лампы осветительные, изоляционная лента, обтирочные и смазочные материалы.

Каждый электровоз комплектуется также принадлежностями, выдаваемыми машинисту дежурным по депо перед выездом в рейс: ключами входных дверей, КУ, замков ящика радиостанции, реверсивной рукояткой контроллера, рукояткой блокировочного устройства тормозов, а на электровозах переменного тока и ключами блокировочного устройства штор ВВК. Кроме того, машинисты имеют с собой, как правило, личную контрольную лампу, несколько медных перемычек с пружинящими зажимами типа «крокодил».

Хранение инструмента и инвентаря должно быть организовано так, чтобы при надобности можно было быстро отыскать требуемый предмет. Редко используемый инструмент убирают в пломбируемые ящики и готовальни, часто используемый хранят на строго определенных местах, что облегчает процесс приемки-сдачи электровозов. После использования инструмент должен быть протерт концами и уложен на свое место. Опись инструмента и инвентаря обычно находится в непосредственной близости от инструментального ящика.

При отсутствии какой-либо принадлежности из установленного комплекта составляют акт недостачи по форме ТУ-156, с обязательной подписью машинистов и помощников сдающей и принимающей бригад с указанием депо приписки сдающей локомотивной бригады. Если состояние инструмента или инвентаря не отвечает основным требованиям работы с ним или условиям безопасности, об этом следует сделать запись в журнале формы ТУ-152. При отсутствии хотя бы одной из сигнальных принадлежностей выдача электровоза из депо недопустима

приложение №2

Постановка цели

  1. Изменится ли порядок следования при наличии в составе поезда подвижного состава с неисправными деталями и узлами механического оборудования?
  2. Какова тема сегодняшнего занятия?
  3. Для чего нужно это знать?

приложение №3

Мозговой штурм

  1. Какова ширина колеи на прямых участках пути
  2. Какой огонь на проходном светофоре, когда свободен один блок – участок
  3. Какой сигнал подается движением руки по кругу
  4. Какое расстояние между внутренними гранями колес у нагруженной колесной пары локомотива
  5. Какова максимальная высота подвески контактного провода
  6. Что обозначает первая цифра в номере грузового вагона
  7. Какова  точность обработки детали напильником
  8. На чем выполняется рубка? Как установлен инструмент
  9. Какая операция следует после рубки, резания металла
  10. Какие металлы применяются для нанесения покрытий
  11. Назначение выключателя БВЗ – 2 на ВЛ – 10
  12. Мощность электровоза ВЛ – 10 в часовом режиме
  13. Назначение редуктора крана машиниста усл. № 394
  14. Назначение разрядников РМВУ – 3,3 и РВМК – IV
  15. Из какого материала изготовлены поршни дизеля К6S310ДR
  16. Как называется разрез, который имеет поршневое кольцо
  17. Какова емкость топливного бака тепловоза ЧМЭ – 3
  18. Для чего служат поперечные балки рам несочлененных тележек на ВЛ – 10
  19. Назначение шаровой связи
  20. Для чего служит буксовый узел

приложение №3

ОТВЕТЫ
на вопросы «мозгового штурма

  1. 1520 мм
  2. Один желтый
  3. Стой
  4. 1440 мм
  5. 6800 мм
  6. Тип вагона
  7. 0,2 мм
  8. На плите. Вертикально
  9. Опиливание
  10. Олово, никель, медь, хром, цинк
  11. Для защиты силовой цепи от «КЗ»
  12. 5360 квт.
  13. Для регулировки зарядного давления тормозной магистрали
  14. Для защиты от атмосферных перенапряжений
  15. Алюминиевый сплав
  16. Замок
  17. 6000 литров
  18. Для предания жестокости рамы и крепления тормозной рычажной передачи
  19. Для передачи сил тяги
  20. Для правильной установки колесной пары в раме тележки

приложение №4

Порядок приёмки электровоза

Проверка журнала ф. ТУ-152

Выполнение ТО-1 сдавшей электровоз бригадой. Дату выполнения последнего ТО-2

Осмотр механической части

Отсутствие проворота, состояние бандажей, рессорного подвешивания, автосцепку

Наличие песка в бункерах и работа песочниц

Путём остукивания бункеров и подачи песка под колёсные пары

Осмотр и продувка ТМ

Путём открытия кранов через концевые рукава, и от кнопки продувки главных резервуаров

Осмотр буксового узла

Надёжность болтовых креплений поводков, отсутствие трещин в корпусах и буксовых крышках, нагрев букс

Работа электрических аппаратов

Состояние предохранителей, крепления проводов, работу двигателей, подвижность токоприёмников

Работа звуковых сигналов освещения

Путём подачи сигнала, работа измерительных приборов

Уровень масла в картерах компрессоров

При помощи щупа между рисками нижнего и верхнего уровня

Показания счётчиков электроэнергии

Сверить показания записи в журнале ТУ-152 с фактическим показанием

Наличие инструмента, инвентаря, тормозных башмаков, защитных средств

Исправный инструмент, 9 тормозных башмаков, клеймо с датой испытания

Работа устройств безопасности

Включить ЭПК, пломбы, работу АЛСН, КЛУБ, радиосвязь

Выполнение требований пожарной безопасности

Состояние и наличие инвентаря, не допускать загромождение проходов, скопление ветоши

приложение №5

Практико – ориентированная задача

При выполнении технического обслуживанию ТО – 1 обнаружено:

Повреждения

Действия локомотивной бригады

1. Ослабление бандажа – обстукивание молотком, несовпадение контрольных меток

2. Заклинивание колесной пары

3. Излом рессоры

4. Неисправен кран машиниста

5. Неисправен компрессор КТ – 6Эл – стук клапанов

6. Поврежден регулятор давления – происходит изменение приделов работы компрессора (нормально 0,75 -0,9 МПа)

7. Прорыв меж секционного рукава – резкое изменение показаний манометров магистралей  

приложение №6

Алгоритм действия локомотивной бригады

(ОТВЕТЫ)

  1. Следовать резервам со скоростью 10 – 15 км/ч
  2. Движение с поездом не выше 5 км/ч, до следующего пункта
  3. Если нет угрозы падение деталей на путь, продолжать следование без ограничений, в депо неисправность устраняют
  4. Неисправный кран отключают от магистрали и все кнопки управления электрическими цепями в передней кабине. Управляют электровозом и поездом из задней кабины
  5. На электровозе установлены два компрессора. Поврежденный отключают
  6. Закрепить контакты регулятора в замкнутом положении. Временно выключить кнопки компрессоров
  7. Выключить контроллер, вспомогательные машины, привести тормоза в действие. Срочно перекрыть кран резервуара токоприемника. Рукав заменяют


приложение №7

Цель приемки локомотива
Выводы

Основные обязанности локомотивных бригад – вождение поездов и выполнение ТО – 1.

        Техническое обслуживание производится для поддержания работоспособности, чистоты и надлежащего санитарно – гигиенического состояния локомотивов, смазывания трущихся частей в межремонтный период, особого контроля за ходовыми частями, тормозным оборудованием, устройствами автоматической локомотивной сигнализации, скоростемерами, приборами бдительности и радиосвязи, обеспечивающими безопасность движения поездов

приложение №8

Основные причины травматизма на железнодорожном транспорте

  1. Незнание и нарушение правил безопасности при нахождении в зоне железнодорожных путей
  2. Неоправданная спешка и беспечность
  3. Нежелание пользоваться пешеходными мостами, тоннелями и настилами
  4. Озорство, хулиганство и игры, как на железнодорожных путях, так и на прилегающей к ним территории

Железнодорожные травмы

  1. Удар движущим поездом
  2. Переезд колесами
  3. Падение с движущегося железнодорожного транспорта
  4. Сдавливание тела между вагонами
  5. Травма внутри вагонов при крушении
  6. Удар о неподвижные путевые сооружения

приложение №8

Рефлексия учебной деятельности

1. Задачи, поставленные для совместной работы, ты понял.

Сразу/ после дополнительного объяснения.

2. На занятии работал

Активно/ пассивно

3. Своей работой я

Доволен/ не доволен

4. Занятие показалось мне

Коротким/ длинным

5. Материал урока мне был

Понятен/ не понятен; полезен/ бесполезен

6. Моя самооценка

Повысилась/ понизилась

Домашнее задание: Д.В. Яковлев «Управление электровозом и его обслуживание» стр. 106-109. Инструкции по техническому обслуживанию электровозов ЦТ-685.

Выполнить презинтации на тему:

  1. «Локомотивы нового поколения»
  2. «Развитие Дёмского железнодорожного узла»

Использованная литература

1. Яковлев Д.В. «Управление грузовым электровозом и его обслуживание» Транспорт 2017г. 316 стр.

2. Правила ОАО РЖД России от 16.07.2018 г. № ЦТ-479 «Правила текущего ремонта и технического обслуживания электропоездов»

3. Клочкова Е.А Охрана труда на железнодорожном транспорте (CD-ROM). М.:ОАО РЖД, 2019.  

4. Сборник материалов по безопасности движения для работников локомотивного хозяйства. Москва 2018г.

Интернет ресурсы

1.«Транспорт России» - еженедельная газета. Форма доступа:

www.transportrussia.ru

2.«Железнодорожный транспорт» -  журнал. Форма доступа:

www.zdt-magazine.ru

3. «Локомотив-информ» -  журнал. Форма доступа: railway-publish.com