Методические рекомендации "Технология формирования и оценки общих компетенций средствами внеурочной деятельностии воспитания в рамках освоения учебной дисциплиныОП.10. Основы экономики студентами технических специальностей
В методических рекомендациях раскрывается проблема формирования и оценки общих компетенций при освоениидисциплины ОП.10 Основы экономики студентами, обучающимися по специальностям техническогопрофиля в рамках программы подготовки специалистов среднего звена. Представлена методика формирования и оценки общих компетенций , а именно компетенции ОК3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
Методика направлена на обучение воспитание студентов , осваивающих дисциплину ОП.10 . Основы экономики в рамках специальности 18.02.09 Переработка нефти и газа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii.docx | 700.32 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Технология формирования и оценки общих компетенций средствами внеурочной деятельности и воспитания в рамках освоения учебной дисциплины ОП.10. Основы экономики
студентами технических специальностей
Кузнецова И.А., преподаватель экономических дисциплин
ГАПОУ «Колледж нефтехимии и нефтепереработки
имени Н.В. Лемаева»
2020 г.
Аннотация
В методических рекомендациях раскрывается проблема формирования и оценки общих компетенций при освоении дисциплины ОП.10. Основы экономики студентами, обучающимися по специальностям технического профиля в рамках программы подготовки специалистов среднего звена. Представлена методика формирования и оценки общих компетенций, а именно общей компетенции
ОК. 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
Методика направлена на обучение и воспитание студентов, осваивающих дисциплину ОП.10. Основы экономики в рамках специальности 18.02.09 Переработка нефти и газа.
Содержание
- Введение……………………………………………………………………4
- Основная часть……………………………………………………………..7
- Заключение…………………………………………………………………9
- Список рекомендуемой литературы………….....………………………10
- Приложения…………………………………………………...…………..11
Введение
Система профессионального образования является одним из основных современных, социальных институтов нашего общества. Сегодня он играет важнейшую роль в обучении и воспитании высококвалифицированных кадров.
В основе Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования, которые представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации образовательных программ среднего профессионального образования, заложен подход компетентности. Компетенция трактуется как система ценностей, личностных качеств, знаний, умений, обеспечивающая готовность к выполнению профессиональных обязанностей. Согласно ФГОС СПО компетентность будущего специалиста включает общие и профессиональные компетенции. Особый акцент хочется сделать на общие компетенции (ОК). Общие компетенции – это совокупность социально-личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне.
Компетентностный специалист – это не просто знающий и владеющий способами профессиональной деятельности выпускник СПО, это человек, способный к самостоятельному решению проблем в новых условиях и ситуациях, использующий для этого разнообразные возможности, мотивированный на поиск решения проблем и профессиональное совершенствование.
В образовательном пространстве СПО сегодня очень четко определилась проблема формирования эффективной системы образовательных результатов студентов.
Являясь преподавателем экономических дисциплин, я понимаю особое значение преподавания экономических дисциплин студентам технических специальностей. Гармонично встроенные в учебные планы экономические дисциплины способствуют повышению экономической культуры технических специалистов, формированию фундаментального и прикладного экономического мышления. Преподавание основ экономики студентам технических специальностей с одной стороны прививает им стремление к реализации своих интересов, например, предпринимательских, а с другой способствует формированию экономической ответственности будущего специалиста, что является очень ценным.
В соответствии с требованиями к уровню подготовки специалистов среднего звена, специалист должен быть готов решать профессиональные задачи в области организации и управления производством, связанные с определением параметров экономической эффективности объектов деятельности. В процессе преподавания основ экономики преподавателю экономических дисциплин необходимо учитывать сферу будущей профессиональной деятельности. С моей стороны ведется работа над качеством содержания учебного материала по тем производственно-экономическим проблемам, знание которых способствует качественной подготовке специалистов среднего звена и будет востребовано ими в будущей профессиональной деятельности. Методика преподавания основам экономики направлена на изучение содержания экономических явлений, экономических процессов. Преподавание основ экономики, как непрофильной дисциплины для технических специальностей, имеет сегодня определенные проблемы.
Во-первых, это необходимость формирования у студентов качественных теоретических знаний и практических навыков для свободного ориентирования в условиях непрерывно изменяющихся финансово-экономических отношений.
Во-вторых, отсутствие должного усердия при изучении дисциплин, которые по мнению студентов, относятся к группе «непрофильных».
Подобные проблемы решаемы. Решение подобных проблем приходит через применение эффективных методик и обеспечение высокого качества процесса обучения и воспитания.
Исходя из обозначенных проблем определена цель данной методической работы.
Цель: обобщение опыта по формированию и оценке общих компетенций при освоении дисциплины ОП.10. Основы экономики студентами, обучающимися по специальностям технического профиля.
Методика направлена на конкретный субъект обучения и воспитания – это студенты, осваивающие дисциплину ОП.10. Основы экономики в рамках специальности 18.02.09 Переработка нефти и газа.
Методика гарантирует рост уровня качества сформированной общей компетенции ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
2. Основная часть
Согласно ФГОС СПО в рамках изучения дисциплины ОП.10. Основы экономики должны сформироваться общие компетенции ОК1-ОК9.
В данной методике описывается система формирования и оценки одной из общих компетенций - ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
В процессе обучения основам экономики, перед преподавателем встает очень важная задача сформировать у будущего специалиста сознательную профессиональную ответственность за экономические последствия в силу их бездействия или неправильных действий в конкретных производственных ситуациях.
Безусловно необходимо учитывать будущую сферу их профессиональной деятельности. Сфера будущей профессиональной деятельности студентов, обучающихся по специальности 18.02.09 Переработка нефти и газа, это предприятия, имеющие класс опасного производства. В таблице 1 представлены свидетельства сформированной компетенции ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
Таблица 1- Свидетельства сформированной компетенции, выраженные в деятельности обучающихся
Результаты (общие компетенции) | Основные показатели оценки результата |
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | - демонстрация опыта анализа рабочей ситуации, конкретно влияние нарушения расходных норм по сырью, энергии на качество конечного продукта; - демонстрация опыта оценки рабочей ситуации, конкретно влияние нарушения расходных норм по сырью, энергии на себестоимость конечного продукта; - демонстрация опыта оценки рабочей ситуации, конкретно влияние бездействия на экономические последствия (брак, потеря материальных ресурсов, влияние на экологию, создание аварийных ситуаций и т.д.); - прогнозирование экономических последствий (дополнительная нагрузка на оборудование, дополнительный износ оборудования) от неправильных действий или бездействия в стандартных и нестандартных ситуациях;
- демонстрация объективной оценки ответственности. |
Для достижения педагогической цели, разработана пошаговая методика, апробированная на практике.
1.Изучение дисциплины ОП.10. Основы экономики начинается на 3 курсе, продолжается на 4 курсе. С первого урока студентам презентуется траектория (дорожная карта) освоения общих компетенций в рамках изучения дисциплины. Дорожная карта предполагает траекторию изучения дисциплины с конкретными контрольными точками (станциями), где можно увидеть результат, можно участвовать в процессе трансляции знаний, приобретенного опыта. Как правило данная методика дает четкое понимание студенту технической специальности, какой багаж компетенции он может получить, где может использовать его, как может поделиться им, как может быть вознагражден. Дорожная карта может быть разработана для семестра, курса, раздела дисциплины, отдельной темы и также может быть выстроена индивидуально для отдельного студента, с учетом его уровня подготовленности. Как правило такой подход мотивирует и привлекает интерес студентов.
Пример внеклассного мероприятия с представлением дорожной карты, траектории освоения компетенций в приложении 1.
2. Реализация дорожной карты возможна средствами постановки проблемных учебных задач на разных этапах урока. Учебная задача является одним из ключевых обучения и воспитания. Вся учебная деятельность представляет собой систему учебных задач, стимулирующих обучающегося к применению общих способов решения задач. Перед студентами ставится учебная задача, предполагающая несовершенство старого, уже освоенного способа действия, что побуждает к поиску нового алгоритма решения.
Методическая разработка урока, варианты заданий с постановкой учебных задач, нацеленных на формирование компетенции представлены в приложении 2.
3. Система методики включает достаточно традиционный подход – выполнение самостоятельной работы в форме реферативной работы с тщательно подобранной тематикой, ориентированной на формирование ОК 03. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. Вариант задания представлен в приложении 3.
4. Организация олимпиады по дисциплине ОП.10. Основы экономики среди студентов специальности. Для олимпиады специально разрабатывается задание, нацеленное на формирование компетенций, и в частности ОК 03. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. Вариант части задания, конкретно направленный на формирование и оценку ОК 03. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность представлен в приложении 4. Методика предполагает и систему оценки сформированности компетенции. Оценивание уровня сформированности ОК 03. является обязательным этапом самого процесса формирования общих компетенций. Активно на практике используются беседы, дискуссии, наблюдение. Для количественной оценки используется метод сравнения результата с эталоном, соответствие выполненного задания определенной дате, наличие свидетельств, подтверждающих результат и т.д.
Заключение
Представленные методические рекомендации разработаны с целью глубокого и эффективного освоения общей компетенции ОК 03. в рамках изучения дисциплины ОП 10. Основы экономики.
Как показала практика, данная методика позволяет получить хороший результат, добиться педагогических целей. Благодаря выстроенной системе, каждый студент на протяжении изучения дисциплины закаляет свою профессиональную ответственность через переживание задания, его характера, результата, понимании необходимости дать отчет по выполнению задания. (См. приложение 5). Конечно система оценки требует более четкой формы. Над этой проблемой идет работа.
По результатам мониторинга в 2020 году отмечается активная вовлеченность студентов в самостоятельную работу. Разработанная система является рабочим инструментом в реализации образовательного стандарта специальности 18.02.09 Переработка нефти и газа.
Список рекомендуемой литературы
1.Воробьева Е.Г. Инновационный подход в преподавании экономических дисциплин: технологии и методы обучения// Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки, №3 (31), 2014.
2.Пилюгина А.В. Преподавание экономических дисциплин студентам технических специальностей // Инженерный вестник. ЭНТЖ, №10, 2014.
3.Федорова И.Р. Модель формирования общих компетенций студентов профессиональных образовательных организаций средствами учебных задач //Приложение к ежемесячному теоретическому и научно-методическому журналу «Среднее профессиональное образование», №8, 2020.
Приложение 1.
Сценарий презентации проекта
Тема: «Дорожная карта формирования общих компетенций при изучении дисциплины «Основы экономики»
Перед аудиторией группа студентов 4 курса, участников проекта.
Приветствие аудитории.
Добрый день! Мы рады Вас приветствовать на презентации проекта
«Дорожная карта формирования общих компетенций при изучении дисциплины «Основы экономики».
Над проектом работали:
студенты 3, 4 курс
Окунемся в мир экономики, увлекательный мир!
Студент 1 : В человеческом обществе нет ни одной сферы жизни, ни одной профессии, ни одной страны, где бы человек мог чувствовать себя абсолютно независимым от мира экономики, мог махнуть рукой на её законы. Недаром ведь учёные, пытаясь в научных целях вообразить такого свободного от экономики человека, могли представить его лишь в образе Робинзона Крузо – единственного жителя необитаемого острова.
Студент 2: Все же остальные – хотят они того или нет, и кем бы они ни были по профессии – вынуждены осознанно и бессознательно подлаживаться под требования мира экономики, чтобы жить в довольстве и радости, а не скитаться в поисках милостыни и временного крова над головой.
Студент 1: Едва издав первый крик, мы попадаем в мир, где именно экономические причины определяют, например, в каких условиях рождается человек, живёт. А окончив школу, мы уже сами оказываемся перед необходимостью выстроить свою жизнь с учётом экономических условий страны, где нам выпало жить. Именно эти условия определяют выбор будущей профессии, комфортность нашей будущей жизни и даже её продолжительность.
Студент 2: Сегодня на рынке труда востребованы специалисты, обладающие разносторонними знаниями и умениями. Специалист в области химической технологии органических веществ также должен обладать определенным уровнем экономических знаний.
Студент 1: До начала мероприятия был проведён блиц-опрос. Интересно, какой результат?
Слово предоставляется студенту 4 курса Михайлову Владиславу.
Студент 3: Подводит итог опроса перед мероприятием.
Преподаватель: Как показал опрос, ваши мнения по поводу важности экономических знаний для будущих технологов разошлись. Попробуем разобраться в этой ситуации.
Технолог – главная фигура производства. Он задает режимы процесса изготовления продукции, следит за его соблюдением. Но он должен обладать не только глубокими знаниями в области химии.
В Федеральном государственном образовательном стандарте специальности 18.02.09 «Переработка нефти и газа» прописаны требования к знаниям и умениям в области экономики. Эти знания жизненно необходимы Вам, будущим технологам.
Приведем примеры.
Студент 2: От технолога зависит выполнение производственной программы цеха, завода в целом.
Студент 1: Он должен знать расходные нормы и четко их соблюдать в процессе, иначе спровоцирует нестандартную ситуацию.
Студент 2: Технолог своими действиями или бездействием влияет на себестоимость продукции.
Студент 1: От его знаний зависит качество выпускаемой продукции.
Студент 2: Своей деятельностью он влияет на прибыль завода.
Студент 1: А значит, зависит размер вознаграждения за вложенный труд.
Преподаватель: Сегодня Вашему вниманию предлагается проект:
«Дорожная карта формирования общих компетенций при изучении дисциплины «Основы экономики». Проект адресован студентам, обучающимся по специальности 18.02.09 «Переработка нефти и газа».
Представим данный проект.
Демонстрация слайдов.
Преподаватель: Дорожная карта – это алгоритм, план, выстроенная логика приобретения экономических знаний.
Студент 2: Это своего рода для вас навигатор, который выведет в нужное место и в нужный час».
Преподаватель: Дорожная карта разработана на 2 года обучения. Сегодня мы представим маршрут, рассчитанный на 1 учебный год, на 3 курс.
Студент 2: Цель: Повышение качества знаний в области экономики согласно образовательному стандарту специальности.
Преподаватель: Задачи: 1. Создание условий для самостоятельного построения маршрута учащихся в учебном году по приобретению экономических знаний.
2. Осуществление самоконтроля за продвижением по маршруту формирования экономической грамотности.
Студент 2: Ожидаемые результаты от проекта:
- активизация интереса к экономическим проблемам.
- рост качества знаний и умений учащихся.
- повышение конкурентоспособности будущих специалистов в области переработки нефти и газа.
Преподаватель:
(Схема маршрута)
Дорожная карта рассчитана на 3 курс вашего обучения. Она разбита на 2 части по семестрам: 5 и 6. Флажками обозначены контрольные важные точки, где выставляются итоговые оценки по семестрам. Кроме того, на маршруте обозначены важные станции, где Вы можете показать свой результат и пополнить портфолио.
Максим пройдется по этим станциям.
Студент 2: Обратите внимание, где и когда можно себя проявить на маршруте.
(По схеме)
Студент 2:
- уже в начале учебного года, в сентябре, вы можете поучаствовать в неделе финансовой грамотности, где будут проводиться различные конкурсы и круглые столы;
- обратите внимание, что в октябре начинает свой старт заочный тур Всероссийского конкурса молодёжи образовательных и научных организаций на лучшую работу «Моя законотворческая инициатива», где вы можете подать заявку на участие с проектом;
-во второй половине учебного года, имея определенный багаж экономических знаний, можно принять участие во внутриколледжной олимпиаде по «Экономике», а затем принять участие в Республиканской олимпиаде по «Экономике» для технических специальностей. Олимпиада состоится в марте;
- традиционно студенты нашего колледжа принимают активное участие в Республиканской научно-практической конференции студентов ССУЗ РТ «Молодость, творчество, современность»;
- для тех, кто пройдёт заочный тур в октябре, есть шанс поучаствовать в очном этапе Всероссийского конкурса «Моя законотворческая инициатива» в городе Москва при Государственной Думе Российской Федерации;
- и далее вас ожидает подготовка к курсовому проектированию и сдача экзамена.
- с огромным багажом экономических знаний вы отправитесь в дальнейшее путешествие на 4 курсе.
Преподаватель: Таким образом, мы показали очень кратко наш проект.
Студент 1: Очень надеемся, что дорожная карта поможет Вам сформировать прочные экономические знания и стать в будущем более конкурентоспособными специалистами на рынке труда.
Студент 1: А уже скоро мы увидим ожидаемые результаты.
Студент 3: Сегодня каждый из вас получит дорожную карту на 3 курс. (Влад, Максим раздают буклеты).
Все: Счастливого пути! До Свидания!
Рисунок 1- Дорожная карта
Приложение 2.
План-конспект урока на тему:
Износ и восстановление основных фондов. Особенности безопасной эксплуатации колонного оборудования.
2020 г.
Учебные дисциплины: ОП.10. Основы экономики
МДК 01.01 Технологическое оборудование и коммуникации
Тема урока: Износ и восстановление основных фондов. Особенности безопасной эксплуатации колонного оборудования.
Место проведения: ГАПОУ Колледж нефтехимии и нефтепереработки имени Н.В. Лемаева
Тип урока: урок обобщения и систематизации
Вид урока: нетрадиционный, интегрированный
Методы обучения: диалогический, показательный, объяснительный
Межпредметная связь: ОП.07. Процессы и аппараты, ОП.10. Основы экономики,
МДК 02.01 Управление технологическим процессом
Внутрипредметная связь: Тема 1. Контроль эффективности работы оборудования
Цели урока:
Образовательная: систематизация знаний о влиянии износа на безопасную эксплуатацию колонного оборудования и процесс восстановления, амортизацию
Развивающая: развитие умения анализировать, обобщать, контролировать и делать выводы, переносить знания в новую ситуацию
Воспитательная: воспитание способности критически и объективно оценивать предметы и профессиональные действия, формирование экономической ответственности специалиста среднего звена, интереса к общению на иностранном языке на профессиональные темы,
Прогнозируемые результаты:
в результате изучения темы «Износ и восстановление основных фондов. Особенности безопасной эксплуатации колонного оборудования»
должны знать: условия безопасной эксплуатации оборудования; метод управления основными средствами путем амортизации
должны уметь: обеспечивать безопасную эксплуатацию оборудования при ведении технологического процесса; использовать необходимую экономическую информацию
Формируемые компетенции:
ПК 1.1 Контролировать эффективность работы оборудования.
ПК 1.2 Обеспечивать безопасную эксплуатацию оборудования и коммуникаций при ведении технологического процесса.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Методическое оснащение урока: презентация, выполненная в программе Power Point; макеты колонн; модули электронного обучения; раздаточный материал.
Материально-техническое оснащение урока: компьютер с проектором, компьютеры для обучающихся, доска.
Источники информации:
1. Грибов М.В. Экономика организации (предприятия). - 11-е изд., перераб. - Москва: КНОРУС, 2018.- 408 с.
2. Сугак А.В. Оборудование нефтеперерабатывающего производства: уч. пособие.-М.: Изд. Академия, 2017.-336.
3.Межгосударственный стандарт. Надежность в технике. ГОСТ 27.002-2015.
ХОД УРОКА
Этапы урока | Действия преподавателя | Деятельность обучающихся |
1.Организация начала урока Цель: - подготовить студентов к работе на занятии и настроить на эффективную работу. Задачи: - выявить отсутствующих, - проверить готовность студентов к уроку, - проверить готовность кабинета и технических средств, - создать благоприятный психологический настрой на эффективную работу. Критерий достижения цели: - полная готовность группы, кабинета к занятию, быстрое включение в деловой ритм | Приветствие группы, создание благоприятной установки и настрой группы на совместную работу. Здравствуйте! Сегодня мы проводим урок интегрированный по дисциплине «Основы экономики» и МДК Технологическое оборудование и коммуникации и в гр.127 , 3 курса специальности 18.02.09 Переработка нефти и газа Для работы на столах представлены сигнальные конспекты и компьютеры. Пожелаем друг другу успешной работы! | Приветствие преподавателя Самопроверка готовности к уроку |
2.Постановка учебной задачи. Мотивация. | Тема урока: Износ и восстановление основных фондов. Особенности безопасной эксплуатации колонного оборудования. На уроках МДК мы изучили общие требования к безопасной эксплуатации промышленного нефтеперерабатывающего оборудования. На уроках дисциплины Основы экономики мы изучили основные производственные фонды, методы их оценки и восстановления. Сегодня перед нами стоит важная и интересная задача: обобщить и систематизировать изученный материал по безопасной эксплуатации оборудования, актуализируя знания на эксплуатации колонного оборудования с элементами экономического анализа процесса восстановления методом амортизации; рассмотреть английскую версию определений и терминов. Обратите внимание на макеты, представленные в аудитории. Пожалуйста, назовите аппараты, представленные на макете. | |
3.Актуализация знаний | Преподаватель МДК01.01 Задание 1 . Для безопасной эксплуатации оборудования предъявляется ряд требований. Перечислите их и раскройте сущность. Используя сигнальный конспект, дайте английский вариант понятий. | Устные ответы, раскрывается сущность понятий: 1- надежности; 2- безотказности; 3- ремонтопригодности; 4- восстанавливаемости; 5- долговечности. Дают английский вариант. |
Преподаватель МДК01.01 Задание 1 . Приступаем к выполнению следующего задания. Для этого используем электронный модуль на компьютере. Ваша задача правильно собрать барботажную колонну, используя конструктивные элементы. Предлагается выполнить задание с демонстрацией на экране. Пожалуйста, прокомментируйте результаты своей работы. Используя конструктивные элементы колонны (на примере тарельчатой колонны), осуществите её сборку на компьютере с применением электронного модуля «Барботажные колонны». | Выполняют задание на компьютере | |
Преподаватель ОП.10 В процессе эксплуатации оборудование подвергается процессу износа. Раскройте экономическое понятие износа. Подумайте, своими действиями на рабочем месте можете ли вы спровоцировать нестандартную ситуацию? Как этого избежать? Чем должен руководствоваться оператор при принятии решения в сложившейся ситуации? Перечислите виды износа, сопутствующие процесс эксплуатации оборудования, раскройте их технико-экономическую сущность. | Понятие ИЗНОС - это частичная или полная утрата (потеря) потребительских свойств и стоимости. Причина износа - возникает в процессе эксплуатации под воздействием различных факторов (природные факторы, условия эксплуатации, используемые сырье и материалы) Сущность физического износа – утрата потребительной стоимости, т.е. ухудшение технико-экономических и социальных характеристик по причине их физического состояния. Сущность морального износа - (обесценивание) это потеря экономической эффективности и целесообразности использования оборудования до истечения срока полного физического износа. Причина морального износа –появление новых более технически производительных и совершенных машин и оборудования Социальный износ - когда вследствие физического износа и морального меняются его социальные характеристики (например, уменьшение безопасности, увеличение вредных выбросов, запыленность рабочего места). Это вызывает недовольство в обществе. | |
Преподаватель МДК01.01 Безопасность эксплуатации оборудования во многом зависит от физического износа Задание 4.Укажите виды физического износа, характерные для колонных аппаратов. | Виды физического износа: механический, тепловой, эрозионный, коррозионный. | |
Преподаватель МДК01.01 Задание 3. Систематизируйте свои знания о видах коррозионного износа, используя электронный модуль «Коррозионный износ». | Выполняют задание на компьютере, дают характеристику видов коррозионного износа. | |
Преподаватель МДК01.01 Задание 4. Укажите виды дефектов, повреждений элементов колонны. | Называют виды дефектов, повреждений элементов колонны | |
4.Обобщение и систематизация знаний | Преподаватель МДК01.01 Наличие дефектов или повреждений приводит оборудование в неисправное состояние, в котором аппарат не соответствует требованиям хотя бы по одному параметру. Преподаватель МДК01.01 Задание 5. Выясним, какие методы контроля позволяют выявить дефекты и степень износа оборудования. Преподаватель МДК01.01 Существуют новые методы контроля О новых методах обнаружения дефектов и степени износа расскажет Малышкин Кирилл. Преподаватель ОП. 10. Подумайте, какая технико-экономическая проблема существует сегодня вследствие износа оборудования? Задание 6. Назовите действия, позволяющие вернуть оборудование в работоспособное состояние. Преподаватель ОП. 10. Задание 7. Объясните, а как экономически учитывается износ? Цель амортизации? | Называют методы контроля. Сообщение на тему: Выявление очагов коррозии без снятия изоляции. Проблема восстановления, которая требует определенных денежных средств. А, следовательно, поиск источников денежных средств на восстановление. Основные направления восстановления: - обновление через систему ППР, - техническое перевооружение; - реконструкция. 1. Обновление через систему планово-предупредительных ремонтов – ремонт проводится по плану в соответствии с системой планово-предупредительных ремонтов. Предполагается восстановление производительности оборудования. Частично может проводиться модернизация, которая нацелена на устранение морального износа. 2. Техническое перевооружение - это повышение технического уровня оборудования , внедрение новых технологий, автоматизация и механизация производства. 3.Реконструкция - предполагается совершенствование производства и повышение его технического, экономического уровней, увеличение производственной мощности и повышение качества продукции за счет введения нового оборудования взамен ликвидированного. Износ оборудования экономически учитывается через процесс амортизации. Амортизация – это процесс постепенного перенесения стоимости основных фондов по мере их износа на стоимость готовой продукции с учетом нормы амортизации (На). Создание денежного резерва, внутреннего финансового источника |
5. Первичная проверка понимания | Преподаватель МДК01.01; ОП.10 Задание 8. Поясните, как повлияет на степень износа элементов колонны: -повышение температуры среды; - повышение давления в колонне; - повышение содержания в составе исходной смеси коррозионно активных примесей. | Дают ответы на вопросы с разъяснением: - усиливается тепловой износ; - повышается степень механического износа; - увеличивается степень коррозионного износа. |
Какой экономический показатель показывает степень износа оборудования? Приведите формулу Норма амортизации колонного оборудования для нефтеперерабатывающего производства Задание 9. Объясните и докажите, как может повлиять степень износа на безопасную эксплуатацию колонны при ведении технологического процесса. Приведите пример нестандартной ситуации на установке , которая может привести к экономическим потерям. Предлагаем выполнить задание, оно представлено в сигнальном конспекте. Используя сигнальный конспект, необходимо составить синквейн по проблеме урока. Преподаватель МДК01.01 А как можно обеспечить безопасность эксплуатации оборудования. Я предлагаю выдвинуть гипотезу: Можно замедлить процесс износа оборудования. | Норма амортизации (На), определяется в % На= 1/Т 100%, где Т-срок полезного использования оборудования 4-6 %, показывает что в год колонна теряет свою стоимость на 6 % в год Дают ответы с доказательствами: Износ оборудования может повлечь за собой неплановые остановы с вероятностью выбросов продукта в атмосферу, при этом возникают экономические потери в виде потери прибыли. Составляют и озвучивают. Замедлить процесс износа. Принимают и осмысливают гипотезу. | |
6.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Преподаватель МДК01.01; ОП.10 Задание 1. Привести технико-экономические доказательства выдвинутой гипотезы в форме сообщения, используя источники информации: 1.Сугак А.В. Оборудование нефтеперерабатывающего производства. 2.Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением. Приказ Ростехнадзора от 25.03.2014г. №116. Задание 2. Используя сигнальный конспект, дополнить словарь профессиональных терминов по специальности английской версией. | Записывают и осмысливают домашнее задание |
7. Подведение итогов. Оценка деятельности обучающихся. | Преподаватель МДК01.01; ОП.10 Подведем итоги урока. На уроке вы были активные, внимательные, показали свои системные знания по МДК01.01 и Основам экономики. Надеемся, что эти знания вы сможете использовать в своей будущей профессиональной деятельности. | Осмысливают итоги урока |
8.Рефлексия деятельности. | А теперь посмотрим, какую самооценку за работу вы себе дадите Выберите и отправьте нам сигнал-смайлик , можете написать свое имя, вопрос. И в заключение, мы хотели бы узнать насколько полезным оказался урок для вас и вашей будущей профессиональной деятельности:
| Дают самооценку, используя соответствующие смайлы. Используя форму аплодимсментов, дают оценку. |
Используя схему, необходимо составить СИНКВЕЙН по проблеме, вытекающей из темы урока:
1. ____________________________________________ (Износ)
(Проблема, выраженная одним словом (обычно существительное)
2. _________________ ____________________ _______________________
(Описание проблемы (2-3 прилагательных)
3. __________________ ___________________ _______________________
(Описание действия в рамках этой проблемы (2-3 глагола или деепричастия)
4. ________________________________________________________________
(Отношение к проблеме , главный экономический смысл проблемы)
5._____________________ (Восстановление)
(Резюме проблемы)
Домашнее задание
Задание 1.
Привести технико-экономические доказательства выдвинутой гипотезы в форме сообщения, используя источники информации:
1.Сугак А.В. Оборудование нефтеперерабатывающего производства.
2.Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением. Приказ Ростехнадзора от 25.03.2014г. №116.
Задание 2.
Используя сигнальный конспект, дополнить словарь профессиональных терминов по специальности английской версией.
Пример задания по выполнению самостоятельной работы
по дисциплине ОП.10 Основы экономики
специальности 18.02.09 Переработка нефти и газа
Самостоятельная работа№1
Задание для самостоятельной работы.
Подготовить реферат на тему: Факторы, влияющие на эффективную организацию производственного процесса цеха.
Оформить реферат в соответствии с методическими рекомендациями и подготовить краткое сообщение по теме на 2-3 мин.
Самостоятельная работа нацелена на формирование ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
Результаты (общие компетенции) | Основные показатели оценки результата |
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | - прогнозирование экономических последствий (дополнительная нагрузка на оборудование, дополнительный износ оборудования) от неправильных действий или бездействия в стандартных и нестандартных ситуациях;
- демонстрация объективной оценки ответственности. |
Вопросы для раскрытия темы:
1. Раскрыть технологические и организационные особенности производственного процесса нефтепереработки на примере любой установки, изученной по специальности.
2. Показать особенности организации производственного процесса во времени. Можно ли сократить производственный процесс во времени на стадии производства? Могут ли возникнуть нестандартные производственные ситуации? Приведите примеры. Какие решения можно принять в таких ситуациях? Каковы экономические последствия?
3. Назовите и опишите факторы, влияющие на эффективную организацию производственного процесса. Какой экономический смысл имеет эффективная организация процесса? С помощью каких технико-экономических показателей можно дать оценку? Какова Ваша экономическая ответственность , как будущего специалиста, за последствия?
Требования к результатам работы:
В результате выполнения задания студент должен полностью раскрыть вопросы, уметь приводить примеры и отвечать аргументированно на поставленные по теме вопросы.
Пример задания
внутриколледжой олимпиады по дисциплине ОП 10. Основы экономики
среди студентов 3 курса специальности 18.02.09 Переработка нефти и газа
Задача.
Рассчитать затраты на сырье и материалы методом прямого счета, т.е. умножением нормы расхода на производство 1 тонны продукта на цену.
Рассчитать затраты на вспомогательные материалы, а также энергетические затраты коэффициентным методом, исходя из фактических данных калькуляции изучаемого цеха на процесс гидроочистки керосиновой фракции.
Таблица 1 - Расчет коэффициентов соотношения материальных затрат
Наименование статей | Сумма затрат по цеху на ед. продукции, руб. | Значения коэффициента |
1.Сырье и материалы | 7859,00 | 1 |
2.Вспомогательные материалы на технологические цели | 980,00 | |
3.Возвратные отходы (вычитаются) | 98,00 | |
4.Топливо на технологические цели | 1320,00 | |
5.Энергетические затраты на технологические цели | 1052,00 |
Таблица 2 - Расчет прямых материальных затрат
Наименование материалов | Норма расхода на 1 тонну | Цена, руб. | Сумма, руб. |
1.Сырье и материалы: - керосиновая фракция | 1,033 | 25900,00 | |
Итого сырье и материалы | ? | ? | |
2.Вспомогательные материалы | ? | ||
3.Возвратные отходы (вычитаются) | ? | ||
4.Топливо на технологические цели | 0,675 | 3045,00 | ? |
5.Энергетические затраты | ? | ||
Итого прямых материальных затрат | ? |
По результатам расчета необходимо сделать выводы:
1. Если в результате неправильных действий на установке возникнет нестандартная аварийная ситуация, как это повлияет на расход сырья и топлива на технологические цели?
2. Какая ответственность ложится на оператора в сложившейся ситуации с экономической точки зрения?
3. Допустимо ли превышение норм расхода, запланированных в цехе?