Рабочая программа по Основам экономики

Зеленцова Анна Олеговна

Рабочая программа по Основам экономики для специальности 21.02.14 «Маркшейдерское дело»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon op._07_osnovy_ekonomiki_md-181.doc169.5 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 31

Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия)

Государственное Автономное Профессиональное

Образовательное Учреждение Республики Саха (Якутия)

«АЛДАНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.07  ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ

2020 г.

Программа учебной дисциплины ОП.07 Основы экономики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 21.02.14 «Маркшейдерское дело».

Организация-разработчик:          Государственное автономное профессиональное

                                               образовательное учреждение Республики Саха (Якутия)

                                                           «Алданский политехнический техникум»

                                       г. Алдан, Республика Саха (Якутия), ул. Ленина, 36

                                                           Тел./факс (41145) 35789, 35161, 33109

                                                           e-mail: aldan politeh@rambler.ru                

                                                           http: aldanpolitehnikum.com

                                                               

Разработчик:                                   Зеленцова А. О., преподаватель

                                                            ГАПОУ РС(Я) «Алданский политехнический техникум»

Рассмотрена и рекомендована на заседании ПЦК

Протокол № _____  от «_  _»_____    20      г.

        Председатель ПЦК: _______________________ О. А. Тарасевич

подпись

        М.П.

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.07  ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ

  1. Область применения программы

Рабочая  программа учебной дисциплины ОП.07 Основы экономики   является частью основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов по специальности среднего профессионального образования 21.02.14 «Маркшейдерское дело».

Программа учебной дисциплины ОП.07 Основы экономики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта  по специальности среднего профессионального образования 21.02.14 «Маркшейдерское дело».

Программа учебной дисциплины ОП.07 Основы экономики может быть использована в учреждениях среднего профессионального образования, в программах повышения квалификации и переподготовки  и профессиональной подготовки.

 1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общепрофессиональный цикл.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- находить и использовать необходимую экономическую информацию;

- определять организационно-правовые формы организаций;

- определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;

- оформлять первичные документы по учету рабочего времени, выработки, заработной платы, простоев;

- рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности подразделения (организации).

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- действующие законодательные и нормативные акты, регулирующие производственно-хозяйственную деятельность;

- основные технико-экономические показатели деятельности организации;

- методики расчета основных технико-экономических показателей деятельности организации;

- методы управления основными и оборотными средствами и оценки эффективности их использования;

- механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях;

- основные принципы построения экономической системы организации;

- основы маркетинговой деятельности, менеджмента и принципы делового общения;

- основы организации работы коллектива исполнителей;

- основы планирования, финансирования и кредитования организации;

- особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;

- общую производственную и организационную структуру организации;

- современное состояние и перспективы развития отрасли, организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;

- состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования;

- способы экономии ресурсов, основные энерго- и материалосберегающие технологии;

- формы организации и оплаты труда.

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 72 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 48 часов;

самостоятельной работы обучающегося – 24 часа.

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

72

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48

в том числе:

лабораторные  работы

0

практические занятия

20

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

24

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

.

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.07 Основы экономики

                

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Введение в экономику

18

Тема 1.1

Основные понятия экономики

Содержание учебного материала

1

Введение в экономику. Экономические ресурсы

Понятие, цели,  основные вопросы, основная проблема экономики. Макроэкономика, микроэкономика. Виды экономических благ и ресурсов

2

1

2

Предприятие в условиях рыночной экономики

Понятие, цель. Основные организационно-правовые формы предприятий с образованием юридического лица

2

1

3

Производственная и организационная структура предприятия

Производственная структура – структурное подразделение, рабочее место. Организационная структура – понятие, иерархические и органические (адаптивные) типы структур

2

1

4

Рыночная экономика. Типы конкуренции на рынке

Рынок. Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Факторы спроса. Олигополия, монополия, монополистическая конкуренция, совершенная конкуренция – характеристика

2

1

5

Уровень жизни и проблемы благосостояния населения

Уровень жизни. Качество жизни. Потребительская корзина. Прожиточный минимум. МРОТ.

Практическое занятие: Расчёт потребительской корзины (с учётом средних цен по Алданскому району)

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Контрольные вопросы

Составление таблицы

Тест, аналитическое задание

Задача

8

Раздел 2. Экономика организации

22

Тема 2.1 Материальные ресурсы предприятия

Содержание учебного материала

1

Основные фонды организации

Понятие, классификация, состав, износ и амортизация основных фондов

2

1

2

Показатели эффективности использования основных фондов

Практическое занятие: Расчёт показателей эффективности использования и движения основных фондов предприятия

2

2

3

Оборотные средства

Понятие, состав. Производственные запасы. Показатели эффективности использования

2

1

4

Нормы производственных запасов

Практическое занятие: Расчёт норм производственных запасов

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Задача: Амортизация основных фондов

Задача: Показатели эффективности использования оборотных средств

4

Тема 2.2 Управление на предприятии

Содержание учебного материала

1

Основы финансового планирования

Практическое занятие: Финансовый план

2

3

2

Расходы организации. Себестоимость продукции

Виды расходов. Себестоимость – понятие, виды, порядок расчёта

2

2

3

Планирование на предприятии

Понятие, виды, этапы. Принцип SMART при постановке целей

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Задача: Расчёт финансовых показателей

Задача: Расчёт себестоимости

4

Раздел 3. Трудовые ресурсы организации

32

Тема 3.1 Основы управления персоналом

Содержание учебного материала

1

Состав трудовых ресурсов. Основы управления трудовыми ресурсами

Трудовые ресурсы предприятия – понятие, состав. Основы оценки персонала

2

2

2

Организация и нормирование труда. Расчёт норм труда

Понятие и элементы организации труда, нормы труда.

Практическое занятие: Расчёт норм труда

2

3

3

Учёт рабочего времени

Рабочее время, понятие, нормы ТК РФ. Методы учёта затрат рабочего времени

Практическое занятие: Фотография рабочего времени

2

3

4

Трудовая дисциплина

Понятие, документы предприятия, методы укрепления трудовой дисциплины

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Задача

Работа с документами

4

Тема 3.2 Оплата труда

Содержание учебного материала

1

Формы и системы оплаты труда

Повременная и сдельная формы оплаты труда и их системы. Доплаты и надбавки

2

1

2

Расчёт заработной платы

Порядок расчёта заработной платы сотрудников

Практическое занятие: Расчёт заработной платы

2

2

3

Оплата ежегодного отпуска

Расчёт оплаты  ежегодного оплачиваемого отпуска

Практическое занятие: Оплата ежегодного отпуска

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Задача

2

Тема 3.3 Управление развитием персонала

Содержание учебного материала

1

Эффективность трудовых ресурсов

Отбор, трудоустройство, адаптация персонала. Показатели   критерии эффективности работы персонала. Оценка эффективности работы персонала

2

1

2

Тайм-менеджмент

Понятие, принципы, методы. Диаграмма Ганта. Матрица Эйзенхауэра.

2

2

3

Управленческие решения

Понятие, классификация, критерии эффективности, процесс

2

2

4

Планирование профессионального и личностного развития

Практическое занятие: Индивидуальный план развития

2

3

5

Зачёт

Практическое занятие: Индивидуальные задания

2

3

Самостоятельная работа обучающихся:

Индивидуальный план развития

2

Всего:

72

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета экономических дисциплин.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя.

- учебно-наглядные пособия по экономике.

Технические средства обучения:

- проектор;

- экран;

- персональный компьютер в сборе;

- презентации;

- электронные учебные пособия;

- видеоматериалы.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники:

  1. М. С. Мокий, О. В. Азоева, В. С. Ивановский  Экономика организации  – М., Юрайт, 2016
  2. М. В. Кудина Экономика – М., Форум-Инфра-М, 2018
  3. Ж. К. Галиев Экономика предприятия (с примерами из горной промышленности) М. - Гос. Горный Университет, 2017
  4. Баскакова О. В., Сейко Л. Ф. Экономика предприятия (организации) – М.: Дашков и К, 2018
  5. https://studfile.net/
  6. http://e-lib.gasu.ru/
  7. http://be5.biz/ekonomika/
  8. http://www.konspekt.biz/
  9. http://www.myshared.ru/
  10. https://econ.wikireading.ru/
  11. https://www.audit-it.ru/
  12. https://studme.org/
  13. http://www.grandars.ru/
  14. https://studref.com
  15. https://1fin.ru/

Дополнительные источники:

  1. Васильева З. А., Хегай Ю. А. Управление затратами – Красноярск: изд-во Сибирского федерального университета, 2015
  2. Шаркова А. В., Ахметшина Л. Г. Экономика организации (практикум) – М.: Дашков и К, 2016
  3. Баликоев В. З. Краткий курс экономической теории – М.: Менеджер, 2017
  4. Кожевников Н. Н., Басова Т. Ф., Бологова В. В., Лебедев И. П., Лыкова О. А., Павловец В. И., Синицына Е. Я. Основы экономики – М.: Академия, 2015
  5. Тальнишних Т. Г. Основы экономической теории – М.: Академия, 2018
  6. https://ppt-online.org/
  7. http://www.aup.ru/books/
  8. https://ekonomstat.ru/

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- находить и использовать необходимую экономическую информацию;

- определять организационно-правовые формы организаций;

- определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;

- оформлять первичные документы по учету рабочего времени, выработки, заработной платы, простоев;

- рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности подразделения (организации).

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- действующие законодательные и нормативные акты, регулирующие производственно-хозяйственную деятельность;

- основные технико-экономические показатели деятельности организации;

- методики расчета основных технико-экономических показателей деятельности организации;

- методы управления основными и оборотными средствами и оценки эффективности их использования;

- механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях;

- основные принципы построения экономической системы организации;

- основы маркетинговой деятельности, менеджмента и принципы делового общения;

- основы организации работы коллектива исполнителей;

- основы планирования, финансирования и кредитования организации;

- особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;

- общую производственную и организационную структуру организации;

- современное состояние и перспективы развития отрасли, организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;

- состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования;

- способы экономии ресурсов, основные энерго- и материалосберегающие технологии;

- формы организации и оплаты труда.

Поиск и отбор в различных источниках информации и составление таблицы: правильный и точность информации

Устный опрос: правильные ответы

Тест, контрольные вопросы: правильные ответы

Работа с документами: правильность составления и оформления.

Задачи: Правильность расчётов, знание порядка проведения расчётов

Устный опрос: правильные ответы

Задачи, тесты: правильные расчёты и ответы

Задачи: знание порядка ведения расчётов, правильные расчёты

Аналитические задачи: правильность расчётов и составления выводов по результатам расчётов

Устный опрос: правильные ответы

Кейсы: правильное и обоснованное решение ситуационных задач

Задачи, планы: правильность расчётов и составленных планов

Планы: правильные расчёты и последовательность этапов планирования

Устный опрос: правильные ответы

Самостоятельная работа: правильное определение отличий

Устный опрос: правильные ответы

Аналитические задачи, устный опрос: правильные расчёты, ответы

Устный опрос, задачи: правильные ответы и расчёты

Задачи: правильные расчёты

 

Разработчик:

ГАПОУ РС (Я)  «АПТ»        преподаватель экономики              А. О. Зеленцова

(место работы)                        (занимаемая должность)                (инициалы, фамилия)

Эксперты:

____________________                 ___________________          _________________________

(место работы)                         (занимаемая должность)              (инициалы, фамилия)

____________________                   ___________________          _________________________

(место работы)                           (занимаемая должность)             (инициалы, фамилия)