Рабочая программа по менеджменту
Рабочая программа по Менеджменту для специальности 08.02.05 «Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
op._07_menedzhment_sed-191_top-50.doc | 164.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 17
Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия)
Государственное Автономное Профессиональное
Образовательное Учреждение Республики Саха (Якутия)
«АЛДАНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.07 МЕНЕДЖМЕНТ
2020 г.
Программа учебной дисциплины ОП.07 Менеджмент разработана на основе примерной основной образовательной программы, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 08.02.05 «Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов».
Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение Республики Саха (Якутия)
«Алданский политехнический техникум»
г. Алдан, Республика Саха (Якутия), ул. Ленина, 36
Тел./факс (41145) 35789, 35161, 33109
e-mail: aldan politeh@rambler.ru
http: aldanpolitehnikum.com
Разработчик: Зеленцова А. О., преподаватель
ГАПОУ РС(Я) «Алданский политехнический техникум»
Рассмотрена и рекомендована на заседании ПЦК
Протокол № _____ от «_ _»_____ 20 г.
Председатель ПЦК: _______________________ О. А. Тарасевич
подпись
М.П.
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 6 |
| 11 |
| 13 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.07 МЕНЕДЖМЕНТ
- Область применения программы
Учебная дисциплина ОП. 07 Менеджмент является обязательной частью общепрофессионального цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 08.02.05 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов.
Программа учебной дисциплины ОП.07 Менеджмент разработана на основе примерной основной образовательной программы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по профессии 15.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))».
Учебная дисциплина ОП. 07 Менеджмент обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 08.02.05 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов. Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01-11.
Программа учебной дисциплины ОП.07 Менеджмент может быть использована в учреждениях среднего профессионального образования, в программах повышения квалификации и переподготовки и профессиональной подготовки, дополнительного образования.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код ПК, ОК | Умения | Знания |
ОК 01-09 ПК 2.1 ПК 4.1-4.4 ПК 5.1-5.3 | - ориентироваться в структуре управления; - составлять должностные обязанности и другие документы стандарта управления; - строитель график безубыточности и определять более высокую зону прибыльности; - управлять личным саморазвитием и строить персональную карьеру; -анализировать, обосновывать варианты эффективных управленческих решений и выбирать наиболее оптимальные; - защищать свои практические решения. | - теоретические основы управления предприятием; - структуру и состав объекта управления по производственно-хозяйственной деятельности; -основы производственного менеджмента и организации производства в условиях рыночных отношений; - основы управления финансами; - основы управления личным и рабочим временем. |
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 40 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 32 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 8 часов.
- СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 40 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 32 |
в том числе: | |
лабораторные работы | 0 |
практические занятия | 8 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 8 |
Итоговая аттестация в форме зачета |
.
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.07 Менеджмент
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем в часах | Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
Раздел 1. Методические и организационно-правовые основы менеджмента | 6 | ||
Тема 1.1. Управленческая структура организации. | Содержание учебного материала | 2 | ОК 02 |
История развития менеджмента. Основные категории менеджмента. Основные признаки организации. Внутренняя и внешняя среда. Структуры управления: достоинства и недостатки. Преимущество современных структур управления и их проектирование. Взаимосвязь организационной и управленческой структур. Формирование структуры производственного предприятия в дорожно-транспортном комплексе. | |||
Практические занятия | 2 | ||
Практическое занятие 1. Провести анализ линейной и функциональной структуры управления; отметить их достоинства и недостатки, области применения. | |||
Тема 1.2. Выбор стиля управления. Полномочия субъектов управления. | Содержание учебного материала Одномерные и многомерные стили управления. Современные концепции управлении и их влияние на выбор стиля управления. Применение «решетки менеджмента» для оценки стиля управления. Должностные права и обязанности руководителей высшего, среднего, низшего звена. Процессы делегирования как классификация проблем, стоящих перед организацией. | 2 | ОК 02, ПК 4.4 |
Практические занятия | 0 | ||
Раздел 2. Психология менеджмента и этика делового общения | 14 | ||
Тема 2.1. Трудовой коллектив и кадровый потенциал предприятия. | Содержание учебного материала Коллектив и его виды. Степени формирования коллектива. Психологические характеристики трудового коллектива. Кадровый менеджмент. Нормативный, среднесписочный и явочный состав. Расчетные показатели: коэффициент движения, текучести кадров, классификация должностей. Научный подход к классификации: сферы физического и умственного труда. Роль менеджера в организации труда персонала. Подбор и расстановка кадров. Оценка работы персонала, обучение кадров, как завершающий этап повышения эффективности производства и управления. | 4 | ОК 01, 03, 06, ПК 5.1, 5.2 |
Практические занятия | 2 | ||
Практическое занятие 2. Определение средней численности персонала, коэффициентов движения и оборота персонала. Сделать вывод. | |||
Тема 2.2. Роль руководителя в системе управления. | Содержание учебного материала Руководитель как основной организатор коллектива. Основные особенности и качества личности руководителя. Авторитет руководителя; профессиональная этика и культура общения руководителя. Планирование индивидуальной работы руководителя. Виды и типы контроля подчиненных; основные критерии психологического климата в коллективе. | 2 | ОК 08, ПК 4.3 |
Практические занятия | 0 | ||
Тема 2.3. Основы психологии личности. Конфликты и способы их разрешения. | Содержание учебного материала Личность как субъект отношений и созидательной деятельности. Факторы, влияющие на формирование личности. Уровень развития личности. Основные типы темперамента личности. Ценностные ориентации и ролевое поведение личности. Понятие конфликта. Причины возникновения конфликтов, стратегия и тактика разрешения конфликтов. Виды, основные стадии и методы ведения переговоров, как способ разрешения конфликтов. | 2 | ОК 03, 06 |
Практические занятия | 0 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Задача Работа с документами Стили управления: описать пять основных стилей отношений между людьми, используемые для разрешения конфликта | 4 | ||
Раздел 3 Процесс управления организацией | 20 | ||
Тема 3.1. Информация в сфере управления производством. | Содержание учебного материала | 2 | ОК 05, 06, ПК 5.2 |
Понятие информации и информационного обеспечения. Классификация управленческой информации. Источники управленческой информации. Восприятие человеком информации, отбор информации, систематизация информации, слухи, дезинформация. Основные направления информационных систем управления (ИСУ). Юридическое обеспечение защиты информации. Аппаратные средства в работе менеджера. | |||
Практические занятия | 0 | ||
Тема 3.2. Управленческие проблемы и их решения. | Содержание учебного материала | 2 | ОК 03, 06, ПК 5.2 |
Причины возникновения управленческих проблем: ошибочные цели организации, ошибочные критерии оценки возможностей предприятия, нарушение финансовой, технологической деятельности. Методы принятия решений и индивидуальные стили принятия решений. Условия эффективности управленческого решения, порядок выбора наиболее оптимального. Нестандартные решения в работе менеджера. Оценка производственных ситуаций в ходе реализации управленческих решений. | |||
Практические занятия | 0 | ||
Тема 3.3. Система мотивации труда. | Содержание учебного материала | 2 | ОК 6, ПК 2.1, 4.2 |
Теория мотивации как потребность в самовыражении. Основные этапы потребностей человека. Основные мотивы труда и экономические методы мотивации труда в условиях рынка. Современные системы мотивации труда. Сущность делегирования полномочий, правила и принципы. | |||
Практические занятия | 0 | ||
Тема 3.4. Стратегический менеджмент. | Содержание учебного материала | 2 | ОК 02, 8, ПК 4.1- 4.4 |
Объекты стратегического менеджмента: подразделения, системы и технологии, обеспечивающих реализацию стратегии организации в целом. Процесс стратегического планирования. Стратегия организации: миссия и цели. Формирование стратегических альтернатив. Основные факторы, влияющие на стратегию управления. Эталонные стратегии бизнеса. Классификация планов и их реализация. Технология и система стратегического планирования. | |||
Практические занятия | 0 | ||
Тема 3.5. Управление рисками. | Содержание учебного материала | 2 | ОК 02, 07, ПК 4.1- 4.4 |
Виды риска. Двойственный характер риска. Источник риска как неопределенность хозяйственной деятельности. Функции риска. Основные методы анализа и оценки рисков. Управление рисками в условиях неопределенности. Вероятностный характер рисков в дорожном строительстве и их классификация от общих к групповым: риск строительного производства, продукции, инвестиционный, кредитный риск. Основные направления страхования, как защиты от финансовых рисков. Хеджирование как инструмент управления рисками. | |||
Практические занятия | 0 | ||
Тема 3.6. Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности. | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01-09, ПК 2.1, 4.1-4.4, 5.1-5.3 |
Основные понятия финансового и инновационного менеджмента. Финансовый менеджмент как система рационального и эффективного использования капитала. Механизм управления финансами. Финансовые ресурсы, их источники инвестирования капитала и его временная ценность. Финансовые методы управления. Определение зоны прибыльности хозяйственной деятельности предприятия. | |||
Практические занятия | 2 | ||
Практическое занятие 3. На основе исходных данных осуществить управление текущими затратами, провести анализ структуры затрат; оценить окупаемость затрат, оптимизировать величину прибыли и определить запас финансовой прочности организации. | |||
Зачёт Практическое занятие 4. Индивидуальные задания по пройденному курсу учебной дисциплины | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Тест Задача | 4 | ||
Всего | 40 | ||
Итоговая аттестация в форме зачета |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета экономических дисциплин.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя.
- учебно-наглядные пособия по экономике.
Технические средства обучения:
- проектор;
- экран;
- персональный компьютер в сборе;
- презентации;
- электронные учебные пособия;
- видеоматериалы.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
- Драчева Е. Л., Юликов Л. И., Менеджмент – М., Академия, 2016
- Казначевская Г. Б. Менеджмент – М., КноРус, 2019
- Веснин В. Р. Основы менеджмента – М.: Проспект, 2017
- Генкин Б. М., Свистунов В. М. Основы организации труда. – М.: Норма, 2016
- Кибанов А. Е. Управление персоналом. М.: ИНФРА-М, 2019
- https://studfile.net/
- http://e-lib.gasu.ru/
- http://www.konspekt.biz/
- https://www.audit-it.ru/
- https://studme.org/
- http://www.grandars.ru/
- https://studref.com
Дополнительные источники:
- Кнышова Е. Н. Менеджмент. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2018
- Лукичева Л. И. Управление организацией. М.: Омега-Л, 2018
- Одинцова Л.А. Планирование на предприятии. М.: Академия, 2019
- Пихало В. Т., Царегородцев Ю. Н. и др. Управление персоналом организации. М.: Форум, 2017
- https://ppt-online.org/
- http://www.aup.ru/books/
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения | Критерии оценки | Методы оценки |
Знания: | ||
- теоретические основы управления предприятием; - структуру и состав объекта управления по производственно-хозяйственной деятельности; -основы производственного менеджмента и организации производства в условиях рыночных отношений; - основы управления финансами; - основы управления личным и рабочим временем. . | Демонстрирует знания современного состояние и перспектив развития отрасли, роли хозяйствующих субъектов в рыночной экономике; механизмов ценообразования на продукцию (услуги), форм оплаты труда. Соблюдает стили управления, виды коммуникации, принципы делового общения в коллективе, управленческий цикл. Владеет особенностями менеджмента в области дорожного строительства; Показывает формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации. | -устный индивидуальный и фронтальный опрос; - письменная работа в форме тестирования, индивидуальных заданий; устный индивидуальный опрос; - устный контроль в форме дискуссии, индивидуальный опрос. |
Умения: | ||
- ориентироваться в структуре управления; - составлять должностные обязанности и другие документы стандарта управления; - строитель график безубыточности и определять более высокую зону прибыльности; - управлять личным саморазвитием и строить персональную карьеру; -анализировать, обосновывать варианты эффективных управленческих решений и выбирать наиболее оптимальные; - защищать свои практические решения. . | Демонстрирует умение рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации, применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения, анализировать ситуацию на рынке товаров и услуг. | -ролевая игра; -ситуационные задачи; -практические задания; -защита практических работ; - собеседование; - коллоквиум; - тестирование. |
Разработчик:
ГАПОУ РС (Я) «АПТ» преподаватель А. О. Зеленцова
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Эксперты:
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)