Программа «Воспитание и социализация личности обучающихся» для обучающихся по специальности 46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведение
Программа «Воспитание и социализация личности обучающихся» призвана формировать общую культуры личности обучающихся, их успешную социализацию в обществе и адаптацию на рынке труда, воспитание гражданственности, духовности, века, любви к Родине, семье, формирование здорового образа жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vospitanie_i_sotsializatsiya_lichnosti_1.docx | 22.39 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГБПОУ «Смоленская областная технологическая академия»
РАССМОТРЕНО на заседании цикловой комиссии экономических дисциплин ОГБПОУ СОТА Протокол № 2 от 05.09.18. Председатель Реутова Л.А. | УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по УР Ю.С. Колесник 05.09.2018г. |
Программа
«Воспитание и социализация личности обучающихся»
для обучающихся по специальности
46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»
Разработала преподаватель: Туева Л.С.
г. Смоленск 2018г.
Пояснительная записка
Программа «Воспитание и социализация личности обучающихся» призвана формировать общую культуры личности обучающихся, их успешную социализацию в обществе и адаптацию на рынке труда, воспитание гражданственности, духовности, века, любви к Родине, семье, формирование здорового образа жизни.
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) и на основе Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Программа призвана:
-реализовать программу адаптации обучающихся первого года обучения, программы, направленные на формирование здорового образа жизни, гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания, развитие интеллектуального потенциала;
-мотивировать обучающихся к активному участию в общероссийских, областных и городских молодежных мероприятиях: конкурсах, фестивалях, смотрах по основным направлениям воспитательной работы, в благотворительных и профилактических акциях;
Приоритетами Программы являются: формирование общей культуры. Основой Программы является: принятие подростка как личности, признание его индивидуального своеобразия, его права проявлять свое «я» на том уровне развития, которого он достиг в своей жизни. Исходя из этого положения, методика работы с молодежью теперь переориентирована на индивидуальное развитие личности каждого обучающегося в зависимости от целей самого обучающегося, а также формирования целеполагания деятельности студентов по своему саморазвитию, самосовершенствованию, самообучению и самовоспитания.
Цель: создание благоприятных условий для развития личности обучающегося как высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях российского народа.
Задачи:
-воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека (ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, гражданское общество, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, социальная солидарность, мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов);
-воспитание социальной ответственности и компетентности (ценности: правовое государство, демократическое государство, социальное государство, закон и правопорядок, социальная компетентность, социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны);
-воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания (ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о светской этике, вере, духовности, религиозной жизни чело- века, ценностях религиозного мировоззрения, формируемое на основе меж- конфессионального диалога; духовно-нравственное развитие личности);
-воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни (ценности: жизнь во всех её проявлениях; экологическая безопасность; экологическая грамотность; физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально-психологическое, духовное здоровье; экологическая культура; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; ресурсосбережение; экологическая этика; экологическая ответственность; социальное партнёрство для улучшения экологического качества окружающей среды; устойчивое развитие общества в гармонии с природой);
воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии (ценности: научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира, нравственный смысл учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности; уважение к труду и людям труда; нравственный смысл труда, творчество и созидание; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, выбор профессии);
-воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры — эстетическое воспитание (ценности: красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности).
Все направления воспитания и социализации важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.
Сроки реализации: 2018-2020гг.
Этапы реализации программы:
Подготовительный этап (2018-2019 учебный год) -создание психолого- педагогических условий реализации программы воспитания и социализации.
Практический этап (2019-2020 учебный год) -реализация воспитательных мероприятий
Заключительный этап (2019-2020 учебный год)- мониторинг результативности и обобщение достигнутых результатов воспитательной деятельности.
Содержание программы
№ | Направление | Содержание | Мероприятия Посещение музея Великой Отечественной войны Посещение музея техникума Ежегодное участие в акции «Свеча памяти» (в ночь с 21 на 22 июня) Участие в акции «Бес- смертный полк» Создание книги памяти техникума «Бессмертный полк» Программа «Герои современности» Классные часы, посвящённые героическим событиям «Держава армией крепка» |
1 | Гражданско – патриотическое | Меры, способствующие становлению активной гражданской позиции личности, осознанию ответственности за благополучие своей страны, региона, образовательной организации; усвоению норм права и модели правомерного поведения | |
2 | Духовно- нравственное | создание условий для развития самосознания студентов, формирование этических принципов личности, ее моральных качеств и установок, согласующихся с нормами и традициями социальной жизни. | |
Профессионально- трудовое воспитание | формирование творческого подхода, воли к труду и самосовершенствованию в избранной профессии и специальности, приобщение студентов к традициям и ценностям профессионального сообщества, нормам корпоративной этики. |
Эстетическое воспитание | содействие развитию устойчивого интереса студентов к кругу проблем, решаемых средствами самодеятельного художественного творчества, и осознанной потребности личности в восприятии и понимании прекрасного | ||
Здоровый образ жизни | совокупность мер, нацеленных на популяризацию спорта, укрепление здоровья студентов, усвоение ими принципов и навыков здорового стиля жизни. |
Методика по изучению социализированности личности учащихся
(М.И. Рожков)
Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.
Ход проведения. Учащимся предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:
4 — всегда;
3 — почти всегда; 2 — иногда;
1 — очень редко; О — никогда.
- Стараюсь слушаться во всем своих учителей и родителей.
- Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.
- За что бы я ни взялся — добиваюсь успеха.
- Я умею прощать людей.
- Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.
- Мне хочется быть впереди других в любом деле.
- Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.
- Считаю, что делать людям добро — это главное в жизни.
- Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.
- Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.
- Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.
- Мне нравится помогать другим.
- Мне хочется, чтобы со мной все дружили.
- Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.
- Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.
- Переживаю неприятности других, как свои.
- Стремлюсь не ссориться с товарищами.
- Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.
- Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.
- Стараюсь защищать тех, кого обижают.
Чтобы быстрее и легче проводить обработку результатов, необходимо изготовить для каждого учащегося бланк, в котором против номера суждения ставится оценка.
1 | 5 | 9 | 13 | 17 |
2 | 6 | 10 | 14 | 18 |
3 | 7 | 11 | 15 | 19 |
4 | 8 | 12 | 16 | 20 |
Обработка полученных данных. Среднюю оценку социальной адаптированности учащихся получают при сложении всех оценок первой строчки и делении этой суммы на пять. Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций со второй строчкой. Оценка социальной активности
— с третьей строчкой. Оценка приверженности детей гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) — с четвертой строчкой. Если получаемый коэффициент больше трех, то можно констатировать высокую степень социализированности ребенка; если же он больше двух, но меньше трех, то это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств. Если коэффициент окажется меньше двух баллов, то можно предположить, что отдельный учащийся (или группа учеников) имеет низкий уровень социальной адаптированности.