Программа курса по внеурочной деятельности «Профессиональная этика секретаря» для специальности 46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»

Туева Лилия Сергеевна

Время предъявляет возрастающие требования к профессионализму и общей культуре логиста как участника делового общения, человека занятого в сфере управленческой деятельности.

Культура человека определяется многими составляющими. В том числе ее характеризует его внешнее поведение, обхождение с окружающими, манеры, речь, стиль поведения в различных ситуациях в каждом конкретном случае.

Существенным показателем внешней культуры человека служит знание им и следование нормам современного этикета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_vneurochnoy_deyatelnosti.docx21.88 КБ

Предварительный просмотр:

ОГБПОУ «Смоленская областная технологическая академия»

Программа курса

по внеурочной деятельности

«Профессиональная этика секретаря»

для специальности 46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»

г. Смоленск, 2019

Пояснительная записка

Время предъявляет возрастающие требования к профессионализму и общей культуре логиста как участника делового общения, человека занятого в сфере управленческой деятельности.

Культура человека определяется многими составляющими. В том числе ее характеризует его внешнее поведение, обхождение с окружающими, манеры, речь, стиль поведения в различных ситуациях в каждом конкретном случае.

Существенным показателем внешней культуры человека служит знание им и следование нормам современного этикета.

Программа курса «Профессиональная этика секретаря» внеурочной деятельности обучающихся разработана в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности 46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»

для создания эффективной образовательной среды в рамках реализации ФГОС СПО и направлена на формирование общих и профессиональных компетенций.

Цель: создание условий для воспитания толерантности и навыков культуры поведения обучающихся.

Толерантность взаимоотношений:

  • избегание конфликтов;
  • создание атмосферы сотрудничества;

-умение ориентироваться в мире духовных ценностей.

Задача курса: углубление, расширение знаний отдельных разделов учебного материала.

Форма организации – групповая, коллективная. Курс рассчитан на 36 часов (1 час в неделю).

Методы        контроля: наблюдение,        тестирование,        выполнение        и        анализ практических заданий, самоконтроль.

Планируемые результаты:

  • повышение качества успеваемости по дисциплине через вовлечение во внеурочную деятельность;
  • овладение навыками культурного поведения, социального взаимодействия и толерантного общения;
  • развитие коммуникативных и ключевых компетенций;
  • создание благоприятного психологического климата, ситуации успеха;
  • осознание        обучающимися        важности        сотрудничества, дружелюбных отношений.

Тематический план

п/п

Тема

Форма деятельности

Кол-во

часов

1

Введение. Понятие этики. Виды

этикета

Лекция

2

2

Культура делового общения

Беседа /Ролевая игра

«Формы речевого этикета

4

3

Создание имиджа секретаря

Беседа /Ролевая игра

«Создание делового стиля».

6

4

Деловые встречи и переговоры

Беседа /Ролевая игра

«Этика деловой беседы».

4

5

Деловой разговор по телефону

Беседа /Ролевая игра «Просьба освободить телефон»;

«Структура телефонного разговора».

6

6

Подготовка совещаний

Практикум

4

7

Деловые споры и их разрешение

Беседа /Ролевая игра «Ваш способ реагирования в

конфликте».

6

8

Этикет особого случая

Беседа /практикум

4

Итого:

36

Содержание программы курса Тема 1. Введение

Понятие этикета. Основные принципы этикета. Виды этикета: повседневный, показательный, праздничный, церемониал. Служебный этикет.

Тема 2. Культура делового общения

Общение как социально-психологическая категория: определение, структура, средства, функции. Виды делового общения. Вербальная и невербальная коммуникация. Формы общения. Правила общения. Речевой этикет. Приветствие. Представление при знакомстве. Обращение. Просьба. Извинения. Согласие и несогласие. Сочувствие. Комплимент. Поздравление. Визитная карточка.

Тема 2. Создание имиджа логиста

Понятие имиджа. Свойства имиджа. Внешность делового человека.

Рациональный гардероб для логиста.

Тема 3. Деловые встречи и переговоры

Правила подготовки и проведения деловой беседы. Деловые переговоры. Методы ведения переговоров. Организация деловых совещаний. Виды деловых приемов.

Тема 4. Деловой разговор по телефону

Этические нормы делового телефонного разговора. Этикетные формы делового телефонного разговора. Правила ведения деловой беседы по телефону. Правила пользования мобильным телефоном.

Тема 5. Подготовка совещаний

Особенности проведения деловых совещаний. Виды совещаний и их характеристика. Этапы подготовки совещаний. Методы ведения деловых совещаний.

Тема 6. Деловые споры и их разрешение

Конфликт в сфере делового общения. Различные стили поведения в конфликтной ситуации. Анализ конфликта. Способы разрешения конфликта. Методы снятия психологического напряжения.

Вопросы для самопроверки

  1. Что означает «быть элегантным»?
  2. Почему нельзя использовать служебный телефон для личных разговоров?
  3. Почему деловая беседа не может проходить спонтанно?
  4. Какие этические требования предъявляются к деловой переписке?
  5. Как следует вручать и получать визитную карточку?
  6. На какие детали вы обратили бы большее внимание при оформлении своего рабочего места?
  7. Для чего необходимы знания национального этикета?
  8. Что оказывает влияние на первое впечатление о человеке?
  9. Русская поэтесса Марина Цветаева (1892 – 1941) говорила: «Одно дело слушать, а другое – слышать». Что вы понимаете под этим высказыванием?
  10. Одним из проявлений воли является выдержка человека. Может ли в вашей будущей профессиональной деятельности проявиться несдержанность? Если да, то, что вы сделаете для её преодоления?
  11. Как правильно провести переговоры и организовать деловую дискуссию?
  12. Как следует планировать своё рабочее время?
  13. Каковы основные функции подарков и сувениров в деловой жизни?
  14. Перечислите этические требования к подбору и преподнесению подарков служебной сфере.
  15. Какова должна быть стоимость подарка?
  16. Различаются ли требования к подаркам, преподнесённым отдельному сотруднику, и подаркам для фирмы?
  17. Дайте рекомендацию протокольной группе по поводу того, какой подарок подготовить для Вашего шефа по случаю юбилейной даты.
  18. Охарактеризуйте процедуру        вручения, и принятия подарка сотруднику по случаю получения диплома школы менеджмента.
  19. Какова роль презентации в деловой жизни?
  20. Существуют ли этические требования к проведению презентации?
  21. Каковы возможные этические нарушения в ходе презентации?
  22. Перечислите виды презентаций в зависимости от поставленных перед ними целей.
  23. Какова главная цель презентации?
  24. Перечислите возможные ошибки в проведении презентации.
  25. Уместен ли юмор в презентационной речи?
  26. Какова роль логиста в функционировании организации?
  27. Охарактеризуйте        сферу        деятельности        и        границы        ответственности операционного логиста.
  28. Обоснуйте особую роль этических норм в деятельности операционного логиста.
  29. Докажите, что интерьер помещения – лицо фирмы.
  30. Влияет        ли        этика        поведения        логиста        на        эффективность функционирования организации и повышение её конкурентоспособности?
  31. Какая, по Вашему мнению, организация служебных помещений наиболее соответствует этике деловых отношений – кабинетная или зальная?
  32. Существуют ли этические запреты на некоторые ответы и вопросы в процессе телефонного разговора?
  33. Каковы причины большей сложности делового общения по телефону по сравнению с личным общением?
  34. Как        Вы        поступите        в        случае        нарушения        этических        норм        Вашим телефонным собеседником (невежливость, даже грубость)?
  35. Меняется ли ваше поведение от того, с кем вы общаетесь?
  36. Сформулируйте «золотое правило нравственности».
  37. Почему по речи судят об общей культуре человека?
  38. Какие основные формы обращения и приветствия вы используете в повседневной жизни?
  39. Что оказывает влияние на первое впечатление о человеке?

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алехина И.В. Имидж и этикет делового человека.- М.: ИНФРА-М, 2019
  2. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение.- Минск: Амалфея, 2019
  3. Бороздина Г.В. Психология делового общения.- М.: ИНФРА-М, 2016
  4. Введенская Н.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи.- Ростов-на- Дону: Феникс, 2018
  5. Лабунская А.А. Невербальное общение.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2019
  6. Лебедева М.Н. Вам предстоят переговоры.- М.: Экономика, 2014.
  7. Саббат Э.М. Бизнес – этикет.- М.: Фаин-пресс, 2014.
  8. Фомин Ю.А. Психология делового общения.- Минск: Амалфея, 2019.
  9. Чупрякова М.Э. Правила деловых отношений.- Екатеринбург: Академия, 2019.