Рабочая программа учебной дисциплины ОП.12 «Менеджмент» Специальность 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»

Грекова Ольга Игоревна

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.12. «Менеджмент» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» базовая подготовка, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 508 от 12.05.2014 г., регистрированным в Минюсте РФ 29.07.2014 г., № 33324, и Примерной программы дисциплины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_menedzhment_pso_2019.doc220.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТУЧКОВСКИЙ ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

“МОСКОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ”

                                                                                                                   УТВЕРЖДАЮ                

                                                                               заместитель директора по  УВР                                                                

                                                                                  _________О.Ю. Педашенко    

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 ОП. 12. «Менеджмент»

Специальность 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»

2019 г.

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.12. «Менеджмент» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» базовая подготовка, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 508 от 12.05.2014 г., регистрированным в Минюсте РФ 29.07.2014 г., № 33324, и Примерной программы дисциплины.

Организация-разработчик:

Тучковский филиал ФГОУ ВО «Московский политехнический университет»

 

Разработчик: преподаватель образовательной программы специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» О.И. Грекова

Рекомендована комиссией образовательной программы 40.02.01 “Право и организация социального обеспечения”

Протокол № ____ от «____» ________________ 2019 г.

Руководитель образовательной программы 40.02.01 _______ Е.В. Архипова

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

15

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

18

   5.   РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ     20  


  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП. 12 Менеджмент

  1. Область применения программы

          Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» (базовая подготовка), входящей в состав укрупненной группы специальностей 40.00.00 «Гуманитарные науки».

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки).

1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:

 Дисциплина относится к общепрофессиональным дисциплинам профессионального цикла специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» (базовая подготовка).

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- направлять деятельность структурного подразделения организации на достижение общих целей;

- принимать решения по организации выполнения организационных задач, стоящих перед структурным подразделением;

- мотивировать членов структурного подразделения на эффективное выполнение работ в соответствии с делегированными им полномочиями;

- применять приемы делового общения в профессиональной деятельности;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- особенности современного менеджмента;

- функции, виды и психологию менеджмента;

- основы организации работы коллектива исполнителей;

- принципы делового общения в коллективе;

- особенности организации менеджмента в сфере профессиональной деятельности;

- информационные технологии в сфере управления;

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 74 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 48 часов;

самостоятельной работы обучающегося – 26 часов.

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

74

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48

в том числе:

теоретические занятия

32

практические занятия

16

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

26

Подготовка докладов и рефератов

8

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы  

18

Итоговая аттестация в форме        дифференцированного зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП. 12 «МЕНЕДЖМЕНТ»                

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) 

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Методологические основы менеджмента

               

               14

Тема 1.1. 

Понятие и содержание менеджмента

Содержание учебного материала        

          4

1

Содержание дисциплины, ее задачи, связь с другими дисциплинами, с теорией и практикой в условиях переходной экономики. Требования, предъявляемые к менеджменту в организациях автотранспортной отрасли. Значение дисциплины для подготовки специалистов в условиях равноправия различных форм собственности. Рекомендуемая литература.

1,2

2

Экономические основы менеджмента. Понятие менеджмента, его цели и задачи. Предмет и объект менеджмента. Менеджмент как тип рыночного управления. История развития менеджмента: предпосылки возникновения менеджмента, школа научного управления, классическая школа, школа человеческих отношений и школа поведенческих наук. Значение каждого этапа в развитии менеджмента. Современные подходы в менеджменте: количественный процессный, системный, ситуационный. Их сущность и основные отличия. Национальные особенности менеджмента.

Лабораторные работы

-

Контрольные работы

-

Тема 1.2. 

Основные категории менеджмента

Содержание учебного материала

        2

1

Понятие категории менеджмента. Основные виды менеджмента, их различие по признаку объекта и по признаку содержания. Функции менеджмента. Методы менеджмента. Принципы менеджмента. 

1,2

Лабораторные работы

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

- проработка конспекта занятия, учебной литературы , предложенной преподавателем;(см.приложение)

- доклады на тему «История развития менеджмента в России», «Современные школы становления и развития менеджмента развитых стран мира»

2

2

Тема 1.3.

Характеристика организации как системы

Содержание учебного материала

        2

1  

Организация как объект менеджмента. Внешняя среда организации. Факторы среды прямого воздействия: поставщики (трудовых ресурсов, материалов, капитала), потребители, конкуренты, профсоюзы, законы, государственные органы. Факторы среды косвенного воздействия: состояние экономики, политические факторы. Социально-культурные факторы, международные события, НТП. Характеристики внешней среды: взаимосвязь факторов внешней среды, сложность внешней среды, подвижность среды, неопределенность внешней среды. Внутренняя среда организации: структура, кадры, внутриорганизационные процессы, технология, организационная культура.

1,2

Лабораторные работы

-

Практические занятия ПР№1 «Составление миссии предприятия»

2

Контрольные работы

-

Тема 1.4. 

Содержание процесса управления. Цикл менеджмента.

Содержание учебного материала

               2

1    

Понятие управления, его основные задачи, содержание процесса управления. Цикл менеджмента (организация, планирование, мотивация и контроль) – основа управленческой деятельности. Характеристика функций цикла.

1,2

Лабораторные работы

-

Контрольные работы

-

Раздел  II. Организационные отношения

34

Тема 2.1.

Организационные структуры и организационные процессы в системе менеджмента.

Содержание учебного материала

2

1    

Понятие организационной структуры. Принципы построения организационной структуры управления: цели и задачи организации, функциональное разделение труда, объем полномочий руководства, соответствии социально-культурной среды, целесообразность числа звеньев. Типы структур организаций: централизованные (иерархические) и децентрализованные, линейные и штабные, комбинированные организационные структуры (линейно-штабная, матричная, целевая). Организационные полномочия. Ответственность и делегирование полномочий. Новое в типах организации.

1,2

Самостоятельная работа обучающихся

- проработка параграфов учебной литературы, предложенной преподавателем; ;(см. приложение)

- подготовить презентацию на тему «Основные виды управленческих структур».

2

Контрольные работы

-

Тема 2.2.

Планирование. Стратегические и тактические планы.

Содержание учебного материала        

2

1    

Формы планирования. Виды планов. Основные стадии планирования. Стратегическое (перспективное) планирование, процесс стратегического планирования: миссия и цели, анализ внешней среды, анализ сильных и слабых сторон, анализ альтернатив и выбор стратегий, управления реализацией стратегии, оценка стратегии.

Тактическое (текущее планирование). Основные этапы тактического планирования:

- определение основных задач, необходимых для достижения целей;

- установления взаимосвязей между основными видами деятельности;

 - уточнение ролей и делегирование полномочий;

- оценка затрат времени;

- определение ресурсов;

- проверка сроков и коррекция плана действий.

1,2

Лабораторные работы

-

Контрольные работы

-

Тема 2.3.

Мотивация в системе менеджмента

Содержание учебного материала

2

1

Сущность мотивации в системе менеджмента и основные понятия: потребности, мотив, стимул. Мотивация и иерархия потребностей. Первичные и вторичные потребности. Потребности и мотивационное поведение. Основные теории мотивации: содержательные и процессуальные.

1,2

Лабораторные работы

-

Практическое занятие: ПР№2

Мотивация в системе менеджмента

2

Самостоятельная работа обучающихся

- проработка конспекта занятия, параграфов учебной литературы, предложенной преподавателем; ;(см.приложение)

- подготовить доклады на тему «Теории содержания и процесса мотивации»

2

Тема 2.4.

Контроль

Содержание учебного материала

2

1

Понятие контроля, три этапа контроля: выработка стандартов и критериев, сопоставление с ними реальных результатов, коррекция правила контроля «Управляющая пятерка». Виды контроля: предварительный, текущий и заключительный.

1,2

Лабораторные работы

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

- проработка конспекта занятия, параграфов учебной литературы, предложенной преподавателем; ;(см.приложение)

- подготовить доклады на тему «Организация внутреннего и внешнего контроля».

2

Тема 2.5.

Система методов управления

Содержание учебного материала

2

1

Понятия методов управления. Направленность, содержания и организационная форма методов. Классификация методов управления: организационно-распорядительные, экономические, социально-психологические. Характер воздействия: прямое и косвенное. Система методов: моделирования, экспериментирования, экономико-математические и социологические измерения и др.

1,2

Лабораторные работы

-

Практическое занятие: ПР№3 Система методов управления

2

Самостоятельная работа обучающихся:

- проработка конспекта занятия, параграфов учебной литературы, предложенной преподавателем. ;(см.приложение)

2

Тема 2.6.

Принятие решений в организации

Содержание учебного материала

2

1

Понятие и классификация решений. Методы принятия решений. Матрицы принятия решений. Этапы принятия решений: установление проблемы, выявление факторов и условий, разработка решений, оценка и принятие решений.

1,2

Лабораторные работы

-

Практическое занятие: ПР№4

Принятие решений в организации

2

Самостоятельная работа обучающихся

- проработка конспекта занятия, параграфов учебной литературы, предложенной преподавателем;

- подготовить примеры принятия нестандартных решений из сферы экономики, ведения военных действий, космонавтики и др.

2

Тема 2.7. Информация и коммуникация в менеджменте

Содержание учебного материала

2

1

Управленческая информация и ее виды. Коммуникация, коммуникационный процесс, его элементы и этапы. Барьеры коммуникаций. Психологические приемы достижения расположенности подчиненных(аттракция).

1,2

Практическое занятие: ПР№5

Информация и коммуникация в менеджменте

2

Самостоятельная работа обучающихся:

 - проработка конспекта занятия, параграфов учебной литературы, предложенной преподавателем;

- с помощью информационных технологий подготовить презентацию на тему «Коммуникативное поведение в организации».

2

Контрольные работы

-

Раздел III. Человек в системе управления.

22

Тема 3.1. Менеджеры в организации

Содержание учебного материала

2

1

Характеристика понятия «менеджер». Типы менеджеров по уровням управления. Задачи и роли менеджеров. Деловые и личностные качества менеджеров. Понятие руководства и власти. Экономические, правовые, социальные и моральные основы власти. Управление человеком и управление группой. Искусство строить отношения с сотрудниками. Имидж (образ) менеджера.

1,2

Самостоятельная работа обучающихся:

- проработка конспекта занятия, параграфов учебной литературы, предложенной преподавателем;

- подготовить доклады на тему «Природные (генетические) и социально-экономические условия формирования личности».

2

Контрольные работы

-

Тема 3.2. Управление конфликтами и стрессами

Содержание учебного материала

             2

1

Конфликты в коллективе как органическая составляющая жизни организации. Сущность и классификация конфликтов: внyтpиличностный, межличностный, между личностью и группой, межгрупповой. Причины возникновения конфликтов. Стадия развития конфликта. Типичные конфликтные ситуации. Правила поведения в конфликте. Методы управления конфликтами. Последствия конфликтов: функциональные и дисфункциональные. Стресс: природа и причины. Методы снятия стресса. Взаимосвязь конфликта и стресса. Пути предупреждения стрессовых ситуаций.

1,2

Лабораторные работы

-

Практическое занятие: ПР№6

Управление конфликтами и стрессами

2

Самостоятельная работа обучающихся:

- проработка конспекта занятия, параграфов учебной литературы, предложенной преподавателем; ;(см.приложение)

- подготовить доклады на тему «Характерные виды конфликтов и методы разрешения каждого из них».

2

Тема 3.3. 

Деловое общение

Содержание учебного материала                

3

1

Деловое общение, его характеристика. Фазы делового общения: начало беседы, передача информации, аргументирование, опровержение доводов собеседника, принятие решения. Условия эффективного общения. Техника телефонных переговоров. Этапы и фазы делового общения

1,2

Лабораторные работы

-

Практические занятия: №7 «Проведение производственного совещания»

ПР№8 Деловая игра «Вступление в должность»

4

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа:

- составить конспект урока в виде протокола совещания.

2

Тема 3.4.

Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности

Содержание учебного материала

2

1

Формы и структура управления работой логистических компаний. Требования к управлению персоналом. Особенности менеджмента на автомобильном транспорте.

1,2

Самостоятельная работа: составить презентацию «Особенности менеджмента в автомобильном транспорте»

2

Контрольные работы

-

Итоговый зачет

Примерная тематика курсовой работы (проекта)

-

Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом).

-

Всего:

74

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Менеджмент».

Оборудование учебного кабинета:

- рабочее место преподавателя;

- посадочные места по количеству студентов;

- методические материалы по курсу дисциплины: комплект учебно-наглядных, контрольно-тренировочных учебных пособий, методические указания для студентов по подготовке к практическим занятиям и др.

Технические средства обучения:

- компьютер;

- стандартное программное обеспечение: MS Windows XP, тестовый редактор MS Word, редактор электронных таблиц MS Excel, Internet Explorer.

-  принтер, сканер, модем (спутниковая система),

- мультимедиапроектор;

- комплекс мультимедиа-презентаций по курсу дисциплины;

- интерактивная доска.

- справочно-информационные системы: SAP ERP Management, E-xecuitive, www.boom.ru (ежемесячный журнал «Служба кадров и персонал»)

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

Перечень нормативно-правовых актов

  1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. // СПС «Гарант».2014.

2. Гражданский кодекс РФ (части первая, вторая и третья) (с изм. и доп.) // Часть первая: СЗ РФ от 5 декабря 1994 г., № 32, ст. 3301; часть вторая:   СЗ РФ от 29 января 1996 г., № 5, ст. 410; часть третья: СЗ РФ от 3 декабря 2001 г., № 49,  ст. 4552.//СПС «Гарант».2014.

3. Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. №197-ФЗ (с изменениями и дополнениями). СПС «Гарант», 2017.

  1. Казначевская Г.Б. Менеджмент: учебник для ССУЗов, Ростов на Дону, 2015- 347c.
  2. Иванов П.В., Турянская Н.И., Носкова Е.А. Менеджмент: учебное пособие для ССУЗов,- Ростов на Дону, 2018. -333 с.
  3. И.Ю.Солдатова Основы менеджмента Учебное пособие. - М.АкадемЦентр,2017
  4. Грибов В.Д. Менеджмент: учебное пособие. – М.: Кнорус, 2012. – 280с.
  5. Москвичев Ю.А., Сухов В.Д., Сухов С.В. Основы менеджмента: практикум. – М.: Академия, 2017. – 128с.
  6. Попова А.А. Менеджмент: практикум. - Ростов: Феникс, 2018. – 252с.
  7. Райченко А.В., Хохлова И.В. Менеджмент: учебное пособие. - М.: Форум, 2018. – 368с.
  8. Юкаева В.С. Менеджмент: краткий курс. - М.: Дашков и К, 2018. – 104с.

Дополнительные источники:

  1. Алавердов А.Р. Управление персоналом: учебное пособие. – М.: Маркет ДС, 2018. – 304с.
  2. Солдатова И.Ю. Основы менеджмента. Учебное пособие. – М.:Академ центр, 2018.
  3. Базаров Т.Ю. Управление персоналом: практикум. – М.: Юнити, 2016. – 239с.
  4. Глухов В.В. Менеджмент: учебник. – СПб.: Питер, 2012. – 608с.
  5. Егоршин А.П. Мотивация трудовой деятельности: учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2016. – 384с.
  6. Маркетинг и менеджмент. Тесты. – М.: Альфа-Пресс, 2017. – 592с.
  7. Менеджмент в схемах: конспект лекций. – М.: А-Приор, 2017. – 192с.
  8. Одегов Ю.Г. Управление персоналом в структурно-логических схемах: учебник. – М.: Альфа-Пресс, 2017. – 944с.

Интернет-ресурсы:

Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»

Режим доступа: http://www.consultant.ru/

Верников Г. Основные методологии обследования организаций. Стандарт IDEFO.  Материал сайта.

Режим доступа: http://www.vernikov.ru/material.132.html

Горелик С. Основы организационного бизнес-моделирования. Парадигма бизнес-инжиниринга. Материалы сайта.

Режим доступа: www.componenta.ru

Менеджмент: электронный учебник – 2014

Режим доступа: http://www.about-management.ru/

Менеджмент. Электронный учебник по дисциплине: "Менеджмент". Авторы: Абакумов В.В., Голубев А.А., Кустарев В.П., СПбГУ ИТМО, кафедра менеджмента.

Режим доступа: http://de.ifmo.ru/bk_netra/start.php?bn=3

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Формы и методы текущего контроля и промежуточной аттестации по дисциплине доводятся до сведения обучающихся не позднее двух месяцев с момента начала ее изучения.

Изучение дисциплины завершается промежуточной аттестацией в форме зачета, который принимает преподаватель.

Для текущего контроля и промежуточной аттестации по программе дисциплины создается фонд оценочных средств (таблица 1).

Таблица 1.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

- направлять деятельность структурного подразделения организации на достижение общих целей;

- принимать решения по организации выполнения организационных задач, стоящих перед структурным подразделением;

- мотивировать членов структурного подразделения на эффективное выполнение работ в соответствии с делегированными им полномочиями;

- применять приемы делового общения в профессиональной деятельности;

Знания:

- особенности современного менеджмента;

- функции, виды и психологию менеджмента;

- основы организации работы коллектива исполнителей;

- принципы делового общения в коллективе;

- особенности организации менеджмента в сфере профессиональной деятельности;

- информационные технологии в сфере управления.

Наблюдение на практическом занятии, оценка презентаций

Наблюдение на практическом занятии, проверка выполнения письменных работ

Наблюдение на практическом занятии, оценка сообщения

Наблюдение на практическом занятии, оценка докладов

Тестирование, оценка сообщения

Защита реферата, проверка выполнения письменных работ

Оценка докладов, наблюдение на практическом занятии

Оценка алгоритма, наблюдение на практическом занятии, тестирование

Оценка сообщения, наблюдение на практическом занятии

Оценка презентаций, тестирование

5. Результаты освоения учебной дисциплины

Справочник компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 10. Соблюдать основы здорового образа жизни, требования охраны труда.

ОК 11. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.

ОК 12. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.

        ПК 1.2. Осуществлять прием граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты

        ПК 2.3. Организовывать и координировать социальную работу с отдельными лицами, категориями граждан и семьями, нуждающимися в социальной поддержке и защите