РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Дисциплины ОП.08 Финансы, денежное обращение и кредит Для специальности: 21.02.05 Земельно-имущественные отношения
Рабочая программа учебной дисциплины «Финансы, денежное обращение и кредит» является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности 21.02.05 «Земельно-имущественные отношения» и едина для всех форм обучения.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке работников в области геодезии и картографии при наличии среднего (полного) общего образования.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общепрофессиональная дисциплина в составе профессионального цикла.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
16._rp_op._08_rabochaya_programma_finansy_denezhnoe_obrashchenie_i_kredit.doc | 194 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования и науки Костромской области
ОГБПОУ «Шарьинский аграрный техникум Костромской области »
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Дисциплины ОП.08 Финансы, денежное обращение и кредит
Для специальности:
21.02.05 Земельно-имущественные отношения
2019 г.
ОДОБРЕНА
Предметной (цикловой) комиссией общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей по специальности 21.02.05 «Земельно-имущественные отношения»
Председатель______________________
Протокол «10» « 19» июня 2019 г
Утверждено:
Приказ № 01-08/87-1к от 30.08.2019 г.
Заместитель директора по учебной работе _______________Лисина И.М.
Составлена в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального образования по программе 21.02.05 «Земельно-имущественные отношения», утверждённым приказом Министерства образования и науки РФ от 7 мая 2014 г. № 456
Автор: Шестерикова Л. А. преподаватель
Рецензенты: Голубева В.В., преподаватель
______________________________________________________________________________________________________________________________
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 5 |
| 11 |
| 12 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Финансы, денежное обращение и кредит»
1.1. Рабочая программа учебной дисциплины «Финансы, денежное обращение и кредит» является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности 21.02.05 «Земельно-имущественные отношения» и едина для всех форм обучения.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке работников в области геодезии и картографии при наличии среднего (полного) общего образования.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общепрофессиональная дисциплина в составе профессионального цикла.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- оперировать кредитно-финансовыми понятиями и категориями, ориентироваться в схемах построения и взаимодействия различных сегментов финансового рынка;
- участвовать в анализе показателей, связанных с денежным обращением;
- участвовать в анализе структуры государственного бюджета, источники финансирования дефицита бюджета;
- составлять сравнительную характеристику различных ценных бумаг по степени доходности и риска.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- сущность финансов, их функции и роль в экономике;
- принципы финансовой политики и финансового контроля;
- законы денежного обращения, сущность, виды и функции денег;
- основные типы и элементы денежных систем, виды денежных реформ;
- структуру кредитной и банковской системы, функции банков и классификацию банковских операций;
- цели, типы и инструменты денежно-кредитной политики;
- структуру финансовой системы, принципы функционирования бюджетной системы и основы бюджетного устройства;
- виды и классификации ценных бумаг, особенности функционирования первичного и вторичного рынков ценных бумаг;
- характер деятельности и функции профессиональных участников рынка ценных бумаг;
- кредит и кредитную систему в условиях рыночной экономики;
- особенности и отличительные черты развития кредитного дела и денежного обращения в России на основных этапах формирования ее экономической системы.
В результате освоения учебной дисциплины студент должен овладеть общими компетенциями, включающими в себя способность:
- ОК 3. Организовывать свою собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
- ОК 4. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
- ОК 5. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
В результате освоения учебной дисциплины студент должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
- ПК 2.2. Определять кадастровую стоимость земель.
- ПК 4.1. Осуществлять сбор и обработку необходимой и достаточной информации об объекте оценки и аналогичных объектах.
- ПК 4.2. Производить расчеты по оценке объекта оценки на основе применимых подходов и методов оценки.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 90 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 60 |
в том числе: | |
практические занятия | 10- |
контрольная работа | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 30 |
Рефераты, презентации изучение нормативно – законодательной базы решение задач решение профессиональных ситуации составление схем и таблиц | 18 2 2 2 6 |
Аттестация по дисциплине Дифференцированный зачет |
2.2. Содержание учебной дисциплины «Финансы, денежное обращение и кредит»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Введение | Содержание учебного материала | |||
1 | Содержание дисциплины и ее задачи. Связь с другими дисциплинами, с теорией и практикой рыночной экономики. Значение дисциплины для подготовки специалистов в условиях многообразия и равноправия различных форм собственности. | 2 | 1 | |
Самостоятельная работа студента | 4 | 3 | ||
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Подготовка презентаций, докладов на тему «История развития денежно- кредитной и финансовой систем в РФ», «Финансовая служба предприятия, ее специалисты». | ||||
Тема 1. Сущность и функции денег. Денежное обращение: понятие и виды. | Содержание учебного материала | |||
1 | Деньги: их необходимость и происхождение. Функции денег. Виды денег. Роль денег в рыночной экономике. Виды денежных систем. Денежные реформы. Денежная масса. Понятие денежного обращения. Закон денежного обращения. Наличное и безналичное денежное обращение. Классификация форм безналичных расчетов. Скорость обращения и масса денег в обращении. Прогнозное планирование налично-денежного обращения в РФ. Прогноз кассовых оборотов ЦБ РФ: содержание и назначение. Роль ЦБ РФ в регулировании и осуществлении анализа налично-денежного обращения. Инфляция, ее сущность и формы проявления. Формы и методы антиинфляционной политики. | 8 | 1 | |
Практическое занятие №1 .Наличное и безналичное денежное обращение . Классификация форм безналичных расчетов. | 4 | 3 | ||
Самостоятельная работа студента | 4 | 3 | ||
Выполнение домашних заданий по теме 1- Расчет и анализ динамики денежных агрегатов на основе публикуемой статистической информации. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Подготовка презентаций, докладов на тему «История происхождения денег», «Состояние и перспективы развития денежной системы РФ», «Особенности инфляционных процессов в РФ». Подготовка кроссвордов по данной теме. Сбор статистической информации об инфляции, существующей на момент выполнения задания. | ||||
Тема 2. Финансы и финансовая система РФ | Содержание учебного материала | |||
1 | Социально-экономическая сущность финансов. Виды финансовых отношений. Функции финансов. Финансовые ресурсы и источники их формирования. Основные направления финансовой политики государства в условиях рынка. Финансовый механизм, его структура и роль в реализации финансовой политики. Финансовая система, ее сферы. Понятие об управлении финансами. Органы управления финансами. Управление финансами на предприятиях. Финансовый контроль. Сущность финансов коммерческих организаций. Денежные фонды и резервы организаций. Доходы и расходы как основные финансовые показатели деятельности коммерческих организаций. Прибыль, ее сущность. Порядок формирования, распределения и использования. Организация финансовой работы в коммерческих организациях. Определение суммы прибыли организаций различных форм собственности и ее распределение в фонды специального назначении. | 8 | 1 | |
Практическое занятие №2 Определение суммы прибыли организаций различных форм собственности и ее распределение в фонды специального назначении. | 4 | 3 | ||
Самостоятельная работа студента | 4 | 3 | ||
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Подготовка презентаций, рефератов по теме «Роль финансов в экономике страны», «Особенности финансовой политики в РФ», «Управление финансами на предприятии». Составление тестов и кроссвордов по данной теме. | ||||
Тема 3. Государственные финансы. | Содержание учебного материала | |||
1 | Понятие государственных финансов, их роль в организации финансовой системы. Основные составляющие государственных финансов: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит. Бюджетная система, ее сущность и составляющие. Бюджетное устройство. Федеральный бюджет и его функции. Состав и структура доходов и расходов федерального бюджета. Бюджетный дефицит и методы его финансирования. Межбюджетные отношения в субъекте РФ. Анализ состава федерального бюджета РФ. Определение сумм дефицита и профицита бюджетов. Казначейский контроль за исполнением федерального бюджета. Организация работы по контролю за исполнением федерального бюджета. Взаимодействие федерального казначейства с банками и администраторами поступлений в бюджет. Социально-экономическая сущность внебюджетных социальных фондов. Место внебюджетных фондов в структуре финансовой системы. Порядок формирования и использования фондов социальной защиты граждан. Определение сумм страховых платежей во внебюджетные фонды. Сущность и функции государственного кредита. | 8 | 1 | |
Практическое занятие №3 Определение сумм страховых платежей во внебюджетные фонды. | 4 | 3 | ||
Самостоятельная работа студента | 6 | 3 | ||
Выполнение домашних заданий по теме 3- Составление бюджета семьи на текущий месяц. Решение задач на определение сумм дефицита и профицита бюджетов. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Подготовка докладов на тему «Роль государственных финансов в финансовой системе страны», «Региональный бюджет и его функции», «Местный бюджет и его функции», «Внебюджетные фонды России», «Бюджетный дефицит и методы его финансирования», «Государственный кредит». Составление тестов и кроссвордов по данной теме. | ||||
Тема 4. Банки и банковская система. Кредитная система. | Содержание учебного материала | |||
1 | Ссудный капитал и кредит. Основные формы кредита. Кредитная система. Новые виды кредитов: ипотека, лизинг, кредитные карточки. Банковская система РФ, ее структура и функции отдельных звеньев. Роль Центрального банка России в регулировании денежно-кредитной системы. Цели, типы и инструменты денежно-кредитной политики. Коммерческие банки России, их функции и принципы деятельности. Виды банковских операций и услуг предоставляемые юридическим и физическим лицам. Определение доходов по банковским операциям. Кредитная политика коммерческих банков. Основы ипотечного жилищного кредитования. Ипотека как разновидность залога. Финансовый механизм ипотечного кредитования. | 8 | 1 | |
Практическое занятие №4 Ипотечное жилищное кредитование. Финансовый механизм ипотечного кредитования. | 4 | 3 | ||
Самостоятельная работа студента | 6 | 3 | ||
Выполнение домашних заданий по теме 5- Расчеты по вкладам коммерческих банков – определение доходности по вкладам. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Подготовка докладов на тему «История банковского дела в России», «Ипотечное кредитование», «Лизинг», «Факторинг». Составление кроссвордов, тестов. | ||||
Тема 5. Рынок ценных бумаг. | Содержание учебного материала | |||
1 | Ценные бумаги как элемент новых отношений собственности, новых способов вложения капитала. Виды ценных бумаг. Классификация ценных бумаг. Акции: условия выпуска, виды, правила выплаты дивидендов. Определение курса акций, дохода по акциям и распределение акций между учредителями. Виды облигаций, их выпуск, доходы от облигаций. Сберегательные и депозитные сертификаты. Вексель, его виды и особенности. Другие виды ценных бумаг. Необходимость создания рынка ценных бумаг, его структура и функции. Профессиональная деятельность организаций на организованном рынке ценных бумаг. Брокерские и дилерские услуги. Инвестиционные компании на рынке ценных бумаг. | 6 | 1 | |
Практическое занятие №5 Виды ценных бумаг. | 4 | 3 | ||
Самостоятельная работа студента | 6 | 3 | ||
Выполнение домашних заданий по теме 5- Расчеты по ценным бумагам – определение доходности ценных бумаг. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Подготовка докладов на тему «Формирование и становление рынка ценных бумаг в России», «Фондовая биржа и ее деятельность», «Государственное регулирование на рынке ценных бумаг», «Государственные и муниципальные ценные бумаги», «Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг», «Сберегательные и депозитные сертификаты». Составление кроссвордов и тестов по данной теме. | ||||
Всего: | 90 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Финансы, денежного обращения и кредита, экономической теории».
Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя; комплект учебно – методической документации; комплект учебно – наглядных пособий («Методические рекомендации по организации и проведению практических занятий», «Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов»); Гражданский и бюджетный кодексы РФ.
Технические средства обучения:
- мультимедийное оборудование;
- компьютер, принтер, сканер;
- телевизор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Нормативно-правовая документация:
- Гражданский Кодекс РФ
- Бюджетный Кодекс РФ
- Закон РФ «О Центральном банке Российской Федерации»
- Закон РФ «О банках и банковской деятельности»
- Закон РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»
- Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации»
- Постановление Правительства РФ «О фонде социального страхования в Российской Федерации»
- Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации
- Положение о порядке ведения кассовых операций в Российской Федерации
- Инструкция Центрального банка Российской Федерации «Об организации безналичных расчетов в Российской Федерации»
Литература
Основная:
- Финансы и кредит: [Электронный ресурс]: (электронный учебник)/ М.Л. Дьяконова, Т.М. Ковалева, [и др.] Электрон. дан. и прог.- М.: КНОРУС, 2011.
- Климович В.П. Финансы, денежное обращение, кредит: Учебник.-2-е изд., доп.- М.:ФОРУМ:ИНФРА-М, 2012.
- Колпаков Г.М. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебное пособие. -2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2013.
Дополнительная:
- Лаврушин О.И. Банковское дело. Учебник для вузов.- М.: Финансы и статистика. 2011.
- Самсонов Н.Ф. Финансовый менеджмент. Учебник для вузов.- М.: Финансы. ЮНИТИ. 2012.
Интернет – ресурсы:
- Поисковые ресурсы «Rambler, yandex, google».
- Справочно – правовые системы «Консультант Плюс»; «Гарант». (http://www.consultant.ru/about/software/cons/; http://www.garant.ru/iv/)
- http://www.minfin.ru/ru/; http://www.finansy.ru/; http://depfin.adm44.ru/index.aspx
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Контроль результатов освоения учебной дисциплины
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Уметь: | |
оперировать кредитно-финансовыми понятиями и категориями, ориентироваться в схемах построения и взаимодействия различных сегментов финансового рынка; | Экспертная оценка на практическом занятии |
проводить анализ показателей, связанных с денежным обращением; | Тестирование Домашняя работа |
проводить анализ структуры государственного бюджета, источники финансирования дефицита бюджета | Письменный опрос Домашняя работа |
составлять сравнительную характеристику различных ценных бумаг | Домашняя работа |
Знать: | |
сущность финансов, их функции и роль в экономике | Письменный опрос |
принципы финансовой политики и финансового контроля | Письменный опрос |
законы денежного обращения | Тестирование Защита индивидуальных работ |
сущность, виды и функции денег | Письменный опрос |
основные типы и элементы денежных систем | Тестирование Защита индивидуальных работ |
виды денежных реформ | Тестирование Защита индивидуальных работ |
структуру кредитной и банковской системы | Письменный опрос Экспертная оценка на практическом занятии |
функции банков и классификацию банковских операций | Письменный опрос Экспертная оценка на практическом занятии |
цели, типы и инструменты денежно-кредитной политики | Тестирование Защита индивидуальных работ |
структуру финансовой системы | Письменный опрос |
принципы функционирования бюджетной системы и основы бюджетного устройства | Тестирование Экспертная оценка на практическом занятии |
виды и классификации ценных бумаг | Письменный опрос Защита индивидуальных работ |
особенности функционирования первичного и вторичного рынков ценных бумаг | Тестирование Экспертная оценка на практическом занятии |
характер деятельности и функции профессиональных участников рынка ценных бумаг | Тестирование Экспертная оценка на практическом занятии |
характеристики кредитов и кредитной системы в условиях рыночной экономики | Письменный опрос Экспертная оценка на практическом занятии |
особенности и отличительные черты развития кредитного дела и денежного обращения в России на основных этапах формирования ее экономической системы | Тестирование Защита индивидуальных работ |
Рецензия на рабочую программу
Рабочая программа по дисциплине разработана для реализации требований к минимуму содержания и уровню подготовки студентов образовательного учреждения на основе примерной программы данной дисциплины.
Рабочая программа содержит требования к подготовке студента по результатам изучения дисциплины ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ, рекомендации по организации образовательного процесса.
Рабочая программа дисциплины «ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ» содержит:
— титульный лист:
- паспорт рабочей программы дисциплины;
- результаты освоения дисциплины;
- структуру и содержание дисциплины
- условия реализации программы дисциплины;
- контроль и оценку результатов освоения дисциплины;
Титульный лист оформлен правильно:
— наименование образовательного учреждения;
— наименование дисциплины:
указания по принадлежности рабочей программы дисциплины специальности «21.02.05. - Земельно-имущественные отношения»
- год разработки.
Оборотная сторона титульного листа содержит сведения об авторе и рецензентах
В паспорте рабочей программы дисциплины дается краткое описание области применения программы, цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения модуля, рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины.
В результатах освоения дисциплины приводится овладение обучающимися видом профессиональной деятельности в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями.
В структуре и содержании дисциплины раскрывается последовательность изучения разделов и тем программы, показывается распределение учебных часов по разделам дисциплины, как из расчета максимальной учебной нагрузки студента, так и аудиторных занятий. Приводится объём часов на практические занятия, учебную и производственную практики.
По каждой учебной теме (разделу) приводятся:
- номер и наименование темы (раздела);
- содержание учебного материала (дидактические единицы);
- лабораторные работы и (или) практические занятия (порядковый номер и наименование)
- уровень освоения;
- виды самостоятельной работы студента.
—при планировании самостоятельная работы студента указаны виды внеаудиторной работы
Студенту рекомендованы такие виды заданий, как решение упражнений и задач, выполнение расчётно- графических работ, анализ производственные ситуации, решение ситуационных производственных задач подготовка к деловым играм и участие в них, работа на тренажерах, подготовка рефератов, докладов, постановка экспериментов, исследовательская учебная работа и др.
В разделе «Условия реализации дисциплины » указаны требования к минимальному материально-техническому обеспечению: перечень рекомендуемых средств обучения; информационное обеспечение: основная и дополнительная учебная литература, учебные и справочные пособия, учебно-методическая литература; общие требования к организации образовательного процесса; кадровое обеспечение образовательного процесса.
Контроль и оценку результатов освоения профессионального модуля включает в себя результаты (освоенные профессиональные компетенции), основные показатели оценки результата, формы и методы контроля и оценки.
Рецензент_________________________________________________
Рецензия на рабочую программу
Рабочая программа по дисциплине разработана для реализации требований к минимуму содержания и уровню подготовки студентов образовательного учреждения на основе примерной программы данной дисциплины.
Рабочая программа содержит требования к подготовке студента по результатам изучения дисциплины ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ, рекомендации по организации образовательного процесса.
Рабочая программа дисциплины «ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ» содержит:
— титульный лист:
- паспорт рабочей программы дисциплины;
- результаты освоения дисциплины;
- структуру и содержание дисциплины
- условия реализации программы дисциплины;
- контроль и оценку результатов освоения дисциплины;
Титульный лист оформлен правильно:
— наименование образовательного учреждения;
— наименование дисциплины:
указания по принадлежности рабочей программы дисциплины специальности «21.02.05. - Земельно-имущественные отношения»
- год разработки.
Оборотная сторона титульного листа содержит сведения об авторе и рецензентах
В паспорте рабочей программы дисциплины дается краткое описание области применения программы, цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения модуля, рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины.
В результатах освоения дисциплины приводится овладение обучающимися видом профессиональной деятельности в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями.
В структуре и содержании дисциплины раскрывается последовательность изучения разделов и тем программы, показывается распределение учебных часов по разделам дисциплины, как из расчета максимальной учебной нагрузки студента, так и аудиторных занятий. Приводится объём часов на практические занятия, учебную и производственную практики.
По каждой учебной теме (разделу) приводятся:
- номер и наименование темы (раздела);
- содержание учебного материала (дидактические единицы);
- лабораторные работы и (или) практические занятия (порядковый номер и наименование)
- уровень освоения;
- виды самостоятельной работы студента.
—при планировании самостоятельная работы студента указаны виды внеаудиторной работы
Студенту рекомендованы такие виды заданий, как решение упражнений и задач, выполнение расчётно- графических работ, анализ производственные ситуации, решение ситуационных производственных задач подготовка к деловым играм и участие в них, работа на тренажерах, подготовка рефератов, докладов, постановка экспериментов, исследовательская учебная работа и др.
В разделе «Условия реализации дисциплины » указаны требования к минимальному материально-техническому обеспечению: перечень рекомендуемых средств обучения; информационное обеспечение: основная и дополнительная учебная литература, учебные и справочные пособия, учебно-методическая литература; общие требования к организации образовательного процесса; кадровое обеспечение образовательного процесса.
Контроль и оценку результатов освоения профессионального модуля включает в себя результаты (освоенные профессиональные компетенции), основные показатели оценки результата, формы и методы контроля и оценки.
Рецензент________________ Голубева В.В. - преподаватель ОГБПОУ «Шарьинский аграрный техникум Костромской области»