РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ 02 ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по специальности СПО 38.02.04 Коммерция (по отраслям)
Рабочая программа профессионального модуля – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 38.02.04 Коммерция (по отраслям)
в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):
и соответствующих профессиональных компетенций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
19.pm_.02.docx | 54.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования и науки Костромской области
ОГБПОУ «Шарьинский аграрный техникум
Костромской области»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ 02 ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по специальности СПО
38.02.04 Коммерция (по отраслям)
2019 г.
ОДОБРЕНА
Предметной (цикловой) комиссией общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям)
Председатель______________________
Протокол №10
« 19»_06_2019 г
Утверждено:
Приказ №01-08/87-1к, от 30 августа 2019 года_______________Лисина И.М.
Составлена в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального образования по программе 38.02.04 Коммерция(по отраслям), утверждённым приказом Министерства образования и науки РФ от 15.05.2014 N 539
Авторы: Голубева. В.В – преподаватель ШАТ;
Горская И . А. – преподаватель ШАТ;
Шестерикова Л.А. - преподаватель ШАТ;
Рецензенты:
Бушманова Г.А. Преподаватель ШАТ
______________________________________________________________________________________________________________________________
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | стр. 4 |
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 7 |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 9 |
4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 17 |
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) | 19 |
1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Организация и проведение экономической
и маркетинговой деятельности.
1.1. Область применения программы
Рабочая программа профессионального модуля – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 38.02.04 Коммерция (по отраслям)
в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):
организация и проведение экономической и маркетинговой деятельности
и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
1.Использовать данные бухгалтерского учета для контроля результатов и планирования коммерческой деятельности, проводить учет товаров (сырья, материалов, продукции, тары, других материальных ценностей) и участвовать в их инвентаризации.
2.Оформлять, проверять правильность составления, обеспечивать хранение организационно-распорядительных, товаросопроводительных и иных необходимых документов с использованием автоматизированных систем.
3.Применять в практических ситуациях экономические методы, рассчитывать микроэкономические показатели, анализировать их, а также рынки ресурсов.
4. Определять основные экономические показатели работы организации, цены, заработную плату.
5. Выявлять потребности, виды спроса и соответствующие им типы маркетинга для обеспечения целей организации, формировать спрос и стимулировать сбыт товаров.
6.Обосновывать целесообразность использования и применять маркетинговые коммуникации.
7.Участвовать в проведении маркетинговых исследований рынка, разработке и реализации маркетинговых решений.
8.Реализовывать сбытовую политику организации в пределах своих должностных обязанностей, оценивать конкурентоспособность товаров и конкурентные преимущества организации.
9.Применять методы и приемы анализа финансово-хозяйственной деятельности при осуществлении коммерческой деятельности, осуществлять денежные расчеты с покупателями, составлять финансовые документы и отчеты.
Рабочая программа профессионального модуля может быть использованав дополнительном профессиональном образовании и
профессиональной подготовке работников в области коммерции при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.
1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
-оформления финансовых документов и отчетов;
-проведения денежных расчетов;
-расчета основных налогов;
-анализа показателей финансово-хозяйственной деятельности торговой организации;
-выявления потребностей (спроса) на товары;
-реализации маркетинговых мероприятий в соответствии с конъюнктурой рынка;
-участия в проведении рекламных акций и кампаний, других маркетинговых коммуникаций;
-анализа маркетинговой среды организации
уметь:
- составлять финансовые документы и отчеты;
- осуществлять денежные расчеты;
- пользоваться нормативными документами в области налогообложения, регулирующими механизм и порядок налогообложения;
-рассчитывать основные налоги;
- анализировать результаты финансово-хозяйственной деятельности торговых организаций;
- применять методы и приемы финансово-хозяйственной деятельности для разных видов анализа;
-обеспечивать распределение через каналы сбыта и продвижение товаров на рынке с использованием маркетинговых коммуникаций;
- проводить маркетинговые исследования рынка;
- оценивать конкурентоспособность товаров;
знать:
- сущность, функции и роль финансов в экономике, сущность и функции денег, денежного обращения;
- финансирование и денежно-кредитную политику, финансовое планирование и методы финансового контроля;
- основные положения налогового законодательства;
- функции и классификацию налогов;
- организацию налоговой службы;
- методику расчета основных видов налогов;
- методологические основы анализа финансово-хозяйственной деятельности: цели, задачи, методы, приемы, виды;
- информационное обеспечение, организацию аналитической работы;
- анализ деятельности организаций оптовой и розничной торговли, финансовых результатов деятельности;
- составные элементы маркетинговой деятельности: цели, задачи, принципы, функции, объекты, субъекты;
- средства: удовлетворения потребностей, распределения и продвижения товаров,
- маркетинговые коммуникации и их характеристику;
- методы изучения рынка, анализа окружающей среды;
- конкурентную среду, виды конкуренции, показатели оценки конкурентоспособности;
- этапы маркетинговых исследований, их результат;
- управление маркетингом
1.3. Количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего – 627часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 555 часа, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося –370часов;
самостоятельной работы обучающегося – 185часа;
производственной практики – 72 часа.
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности организация и проведение экономической и маркетинговой деятельности, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 1. | Использовать данные бухгалтерского учета для контроля результатов и планирования коммерческой деятельности, проводить учет товаров (сырья, материалов, продукции, тары, других материальных ценностей) и участвовать в их инвентаризации. |
ПК 2. | Оформлять, проверять правильность составления, обеспечивать хранение организационно-распорядительных, товаросопроводительных и иных необходимых документов с использованием автоматизированных систем. |
ПК 3. | Применять в практических ситуациях экономические методы, рассчитывать микроэкономические показатели, анализировать их, а также рынки ресурсов. составлять финансовые документы и отчеты. |
ПК 4. | Определять основные экономические показатели работы организации, цены, заработную плату. |
ПК 5. | Выявлять потребности, виды спроса и соответствующие им типы маркетинга для обеспечения целей организации, формировать спрос и стимулировать сбыт товаров. |
ПК 6. | Обосновывать целесообразность использования и применять маркетинговые коммуникации. |
ПК 7. | Участвовать в проведении маркетинговых исследований рынка, разработке и реализации маркетинговых решений. |
ПК 8. | Реализовывать сбытовую политику организации в пределах своих должностных обязанностей, оценивать конкурентоспособность товаров и конкурентные преимущества организации. |
ПК 9. | Применять методы и приемы анализа финансово-хозяйственной деятельности при осуществлении коммерческой деятельности, осуществлять денежные расчеты с покупателями, составлять финансовые документы и отчеты. |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3. | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 6. | Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 10. | Логически верно, аргументировано и ясно излагать устную и письменную речь. |
ОК 12. | Соблюдать действующее законодательство и обязательные требования нормативных документов, а также требования стандартов, технических условий. |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Тематический план профессионального модуля (вариант для СПО)
Коды профессиональных компетенций | Наименования разделов профессионального модуля[1]* | Всего часов | Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) | Практика | |||||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося | Учебная, часов | Производственная (по профилю специальности), часов | ||||||
Всего, часов | в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов | в т.ч., курсовая работа (проект), часов | Всего, часов | в т.ч., курсовая работа (проект), часов | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
ПК 2.1-2.4. ПК 2.9. | Раздел ПМ 1.Подготовка к анализу финансово-хозяйственной деятельности предприятия и ведению расчетов с бюджетной системой и внебюджетными фондами. | 360 | 240 | 100 | - | 120 | - | - | 36 |
ПК 2.5.-2.8. | Раздел ПМ 2.Обеспечение маркетинговой деятельности в коммерции. | 195 | 130 | 50 | 20 | 65 | 20 | - | 36 |
Производственная практика (по профилю специальности), часов | 72 | 72 | |||||||
Всего: | 627 | 370 | 150 | 20 | 185 | 20 | - | 72 |
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень освоения | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Раздел ПМ 1. Подготовка к анализу финансово-хозяйственной деятельности предприятия и ведению расчетов с бюджетной системой и внебюджетными фондами. | 228 | ||||
МДК 02.01. Финансы, налоги и налогообложение | 100 | ||||
Тема 1.1. Роль финансов в экономике страны. | Содержание учебного материала: | 2 | 2 | ||
1. | Сущность, функции и роль финансов в экономике. | ||||
2. | Финансовая политика государства: сущность, содержание. | ||||
3. | Финансовая система и ее сфера. Управление финансами. | ||||
4.. | Финансовый механизм и его элементы. Органы управления финансами. | ||||
Тема 1.2. Деньги и денежное обращение | Содержание учебного материала: | 2 | 2 | ||
1. | Деньги: сущность, функции, виды: их особенности и характеристика. Кредитно-денежная политика на современном этапе. | ||||
2. | Закон денежного обращения. | ||||
3. | Эволюционные формы денег. | ||||
4. | Движение денег в сфере обращения. | ||||
Тема 1.3. Финансовое контроль и финансовое планирование. | Содержание учебного материала: | 2 | 2 | ||
1. | Сущность финансового контроля: цели и задачи. | ||||
2. | Органы финансового контроля . | ||||
3. | Методы осуществления финансового контроля. | ||||
Тема 1.4. Финансы торговых организаций | Содержание учебного материала: | 2 | |||
1. | Финансы предприятий: сущность, функции финансов. | ||||
2. | Активы и капитал торговой организации. | ||||
3. | Доходы и расходы торговой организации. | ||||
Практические занятия: | 10 | 3 ____________ 2 ------------------3 ------------------ 2 3 2 3 2 2 2 3 2 3 2 3 2 3 2 3 2 3 2 3 2 3 3 3 3 | |||
1. | Составление финансовых документов и отчетов. | ||||
2. | Осуществление денежных расчетов. | ||||
Тема 1.5. Законодательство российской федерации о налогах и сборах | Содержание учебного материала: | 2 | |||
1. | Налоговой законодательство РФ: назначение содержание Действие актов законодательства во времени. Порядок внесения изменений. | ||||
2. | Налоговый Кодекс РФ: назначение, содержание. | ||||
3. | Элементы закона о налоге и их характеристика. | ||||
Практические занятия: | 4 | ||||
1. | Изучение нормативно-правовой базы по налогообложению торговых организаций. | ||||
Тема 1.6. Налоговая система и система налогов и сборов в РФ. | Содержание учебного материала: | 2 | |||
1. | Понятие налоговой системы. Принципы построения. | ||||
2. | Система налогов и сборов в РФ: сущность налогов и сборов, функции. | ||||
3. | Классификация налогов и сборов. | ||||
4. | Общепринятая система налогообложения: федеральная, региональные, местные налоги. | ||||
5. | Специальные налоговые режимы: упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход | ||||
6. | Методика расчета основных видов налогов. | ||||
Практические занятия: | 8 | ||||
1. | Работа с нормативными документами в области налогообложения, регулирующими механизм и порядок налогообложения. | ||||
2. | Расчет отдельных видов налогов торговых организаций. | ||||
Тема 1.7. Налоговый контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах | Содержание учебного материала: | 2 | |||
1. | Организация налоговой службы: цели и задачи. Права и обязанности налоговых органов. | ||||
2. | Формы и методы проведения налогового контроля. | ||||
Самостоятельная работа при изучении МДК 02.01. 1, Изучить основы методологии налогообложения. 2. Изучить принципы налогообложения в российской налоговой системе. 3. Изучить систему российского налогового законодательства. 4. Изучить права и обязанности субъектов налогообложения. 5.Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение. 6..Изучить обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц. | 66 | ||||
МДК 02.02. Анализ хозяйственно-финансовой деятельности | 128 | ||||
Тема 1.8. Методологические основы анализа финансово-хозяйственной деятельности. | Содержание учебного материала: | 2 | |||
1. | Предмет, цели и задачи анализа финансово-хозяйственной деятельности. | ||||
2. | Метод и приемы анализа финансово-хозяйственной деятельности. | ||||
Тема 1.9. Информационное обеспечение и организация аналитической работы. | Содержание учебного материала: | 2 | |||
1. | Виды экономической информации и требования, предъявляемые к информационной базе экономическогоанализа. | ||||
2. | Система экономических показателей | ||||
3. | Классификация видов анализа. | ||||
4. | Планирование и основные этапы экономической работы. | ||||
Тема 2.0. Анализ розничного товарооборота | Содержание учебного материала: | ||||
1. | Методика анализа розничного товарооборота. | ||||
Практические занятия: | 2 | ||||
1. | Анализ объема общего товарооборота. | ||||
2. | Анализ структуры товарооборота. Составление пояснительной записки. | ||||
Тема 2.1. Анализ оптового товарооборота. | Содержание учебного материала: | ||||
1. | Особенности анализа на предприятии оптовой торговли. | ||||
Практические занятия: | 2 | ||||
1. | Анализ оптового товарооборота. | ||||
Тема 2.2. Анализ эффективности использования материальных ресурсов. | Содержание учебного материала: | 2 | |||
1. | Анализ товарных запасов, товарооборачиваемости и поступления товаров в рознице и опте, задачи, методика. | ||||
Практические занятия: | 4 | ||||
1. | Анализ товарных запасов и товарооборачиваемости в розничной и оптовой торговле. | ||||
2. | Анализ поступления товаров в оптовых и розничных предприятиях. | ||||
Тема 2.3. Анализ затрат и издержек обращения торгового предприятия. | Содержание учебного материала: | 2 | |||
1. | Методика анализа издержек обращения в целом по предприятию. | ||||
2. | Методика анализа издержек обращения по отдельным статьям. | ||||
Практические занятия: | 2 | ||||
1. | Анализиздержек обращения в целом по предприятию. | ||||
2. | Анализ издержек обращения по отдельным статьям. | ||||
Тема 2.4. Анализ финансовых ресурсов. | Содержание учебного материала: | 2 | |||
1. | Анализ валового дохода: сущность, факторы. | ||||
Практические занятия: | 2 | ||||
1. | Анализ валового дохода, расчет влияния факторов. | ||||
Тема 2.5. Анализ финансовых результатов. | Содержание учебного материала: | 2 | |||
1. | Значение, задачи, источники, методика анализа прибыли. | ||||
Практические занятия: | 2 | ||||
1. | Анализ прибыли и расчет влияния факторов. | ||||
Тема 2.6. Анализ эффективности использования трудовых ресурсов. | Содержание учебного материала: | ||||
1. | Значение и методика анализа численности работников и фонда оплаты труда. | ||||
Практические занятия: | 2 | ||||
2. | Анализ эффективности использования трудовых ресурсов и фонда оплаты труда. | ||||
Тема 2.7. Анализ финансового состояния и деловой активности предприятия. | Содержание учебного материала: | ||||
1. | Анализ финансового состояния и финансовой устойчивости торгового предприятия. | ||||
Практические занятия: | 4 | ||||
1. | Анализ финансовой устойчивости предприятия. | ||||
Самостоятельная работа при изучении МДК 02.02. 1.Изучить тему «Торговля как вид предпринимательской деятельности». «ОПФ торговых организаций и их финансовые особенности» (написание конспектов). 2.Изучить общие понятия активов и капитала предприятия (составить схемы) 3.Изучить нормативно-установленную трактовку доходов и расходов коммерческих организаций. 4.Изучить взаимосвязь издержек обращения, объема товарооборота и прибыли торговой организации. 5.Изучить систему показателей рентабельности торговли. 6.Изучить систему прибылей и распределение прибыли торговой организации. | 98 | ||||
Примерная тематика домашних заданий
| |||||
Производственная практика(по профилю специальности) Виды работ: 1.Оформление финансовых документов и отчетов; 2.Проведение денежных расчетов; 3.Расчет основных налогов; 4.Анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности торговой организации; | 36 | ||||
Раздел ПМ 2. Обеспечение маркетинговой деятельности в коммерции. | 195 | ||||
МДК 02.03. Маркетинг | 195 | ||||
Тема 2.1 Составные элементы маркетинговой деятельности | Содержание учебного материала: | 18 | 2 | ||
1. | Цели, задачи, принципы, функции маркетинга | ||||
2. | Объекты маркетинговой деятельности | ||||
3. | Субъекты маркетинговой деятельности | ||||
Практические занятия | 4 | 3 | |||
1. | Выявление и формирование основных видов потребностей | ||||
Тема 2.2. Средства маркетинга | Содержание учебного материала: | 22 | 2 | ||
1. | Средства удовлетворения потребностей | ||||
2. | Средства распространения товаров | ||||
3. | Средства продвижения товаров | ||||
4. | Маркетинговые коммуникации, их характеристика | ||||
Практические занятия | 14 | 3 | |||
1. | Установление товаров – средств удовлетворения потребностей | ||||
2. | Установление уровней каналов распределения и оценка эффективности сбыта | ||||
3. | Изучение методов продвижения товаров | ||||
4. | Организация рекламной кампании | ||||
Тема 2.3.Методы изучения рынка, анализа окружающей среды. | Содержание учебного материала: | 18 | 2 | ||
1. | Методы изучения рынка, их характеристика | ||||
2. | Окружающая среда маркетинга, ее характеристика | ||||
3. | Анализ. окружающей среды | ||||
Практические занятия | 4 | 3 | |||
1 | Окружающая среда маркетинга | ||||
Тема 2.4. Конкурентная среда, виды конкуренции, показатели оценки конкурентоспособности | Содержание учебного материала: | 20 | 2 | ||
1. | Конкуренция: понятие, виды, признаки | ||||
2. | Конкурентная среда: черты, условия возникновения, способы создания и поддержания | ||||
3. | Конкурентоспособность организаций и товаров | ||||
Практические занятия | 8 | 3 | |||
1. | Оценка конкурентоспособности организации . | ||||
2 | Оценка конкурентоспособности товара | ||||
Тема 2.5. Этапы маркетинговых исследований, их результат | Содержание учебного материала: | 22 | 2 | ||
1. | Маркетинговые исследования: понятие, цели, задачи, объекты | ||||
2. | Маркетинговая информация: назначение, источники, принципы отбора | ||||
3. | Методы маркетинговых исследований | ||||
4. | Маркетинговые исследования товарных рынков | ||||
Практические занятия | 12 | 3 | |||
1. | Овладение методикой проведения опросов | ||||
2. | Изучение методов сбора маркетинговой информации | ||||
3. | Проведение маркетинговых исследований рынка определенного вида товаров или услуг | ||||
Тема 2.6. Управление маркетингом | Содержание учебного материала: | 10 | 2 | ||
1. | Стратегическое планирование | ||||
2. | Управление маркетингом | ||||
3 | Управление качеством | ||||
Практические занятия | 8 | 3 | |||
1. | Положение о службе маркетинга | ||||
2 | Маркетинговые структуры управления. | ||||
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ2 МДК 02.03.
| 55 | 3 | |||
Примерная тематика домашних заданий
| |||||
Производственная практика(по профилю специальности) Виды работ:
| 36 | ||||
3 | |||||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка по курсовой работе (проекту) | 20 | 3 | |||
Примерная тематика курсовых работ (проектов)
| |||||
Самостоятельная работа над курсовой работой (проектом): 1.Выбор темы курсовой работы. 2.Сбор информации по теме: литературы, статистических данных, используемых при решении поставленной в курсовой работе задачи, за последние несколько лет (месяцев). 3.Сортировка и обработка собранного материала по теме. 4.Непосредственное написание работы. 5.Выполнение практической части в виде самостоятельного задания (расчеты, анализ, сравнение). | 10 | ||||
3 | |||||
Всего | 627 |
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы модуля предполагает наличие учебных кабинетов
«Маркетинг», «Финансы, налоги и налогообложение».
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета «Маркетинг»:
- комплект бланков технологической документации;
- комплект учебно-методической документации;
-технические средства обучения: компьютерное и мультимедийное оборудование;
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета «Финансы, налоги и налогообложение»:
- комплект бланков технологической документации;
- комплект учебно-методической документации;
-технические средства обучения: компьютерное и мультимедийное оборудование;
Реализация программы модуля предполагает обязательную производственную практику.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
1. Галяпина Л.В. ТрусковаТ.М Финансы и кредит. Учебник. - М.: Дашков и К, 2015. - 432с.
2. Котлер, Ф. Основы маркетинга/Ф. Пер. с англ. В.Б. Боброва.- М.: Бизнес-книга, 2016.- 698 с.
3. Худолеев В.В. Налоги и налогообложение. М.:Форум-ИНФРА-М, 2015
Дополнительная литература:
1.Налоговый Кодекс РФ в редакции от 21.04.2011 года
2. Климович В.П. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник. М.: Форум- ИНФРА-М, 2007.- 453с.
3.Лупей Н.А. Финансы и налогообложение торговых организаций. Учебное пособие.- М.: Дашков и К, 2007.- 307с.
4.Магомедов, Ш.Ш. Маркетинговые исследования товаров и услуг:
Учебное пособие/ Ш.Ш. Магомедов. – М.: Изд.-торг. корпорация «Дашков и К», 2016. – 296 с.
Интернет-ресурсы:
- my-market.ru › market__171.html - Маркетинговые исследования и консультации
- Информационно-поисковая система «Консультант +»
- Информационно-поисковая система «Гарант»
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Обязательным условием допуска к производственной практике (по профилю специальности) в рамках профессионального модуля «Организация и управление торгово-сбытовой деятельностью» является освоение учебной практики для получения первичных профессиональных навыков в рамках профессионального модуля «Выполнение работ по профессии рабочего. При работе над курсовой работой (проектом) обучающимся оказываются консультации.
Профессиональному модулю «Организация и проведение экономической и маркетинговой деятельности» должны предшествовать дисциплины: «Основы менеджмента», «Логистика», «Статистика», «Экономика организации».
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарным курсам:
Реализация основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемого модуля. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, эти преподаватели должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой:
Инженерно-педагогический состав: дипломированные специалисты – преподаватели междисциплинарных курсов.
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
Использовать данные бухгалтерского учета для контроля результатов и планирования коммерческой деятельности. | Расчет экономических микропоказателей с использованием данных бухгалтерской отчетности | решение и защита практических задач; |
Проводить учет товаров (сырья, материалов, продукции, тары, других материальных ценностей) и участвовать в их инвентаризации. | Расчет товарооборачиваемости на основании данных инвентаризации. Расчет отклонений от норматива и выявление факторов вызвавших эти отклонения | зачет по производственной практике; |
Оформлять, проверять правильность составления,обеспечиватьхранениеорганизационно-распорядительных товаросопроводительных и иных необходимых документов с использованием автоматизированных систем. | Оформить поступление товаров от поставщика и реализацию товаров оптовым покупателям с использованием профессиональной программы 1С: Предприятие. | защита практических работ; комплексный экзамен; |
Применять в практических ситуациях экономические методы, рассчитывать микроэкономические показатели, анализировать их, а также рынки ресурсов. | Решение ситуаций, связанных с финансово-хозяйственной деятельностью предприятий. | решение и защита практических задач; комплексный экзамен по профессиональному модулю |
Определять основные экономические показатели работы организации, цены, заработную плату. | Расчет экономических показателей работы организации, связанных с ценообразованием и оплатой труда. | зачет по производственной практике; комплексный экзамен по профессиональному модулю |
Выявлять потребности, виды спроса и соответствующие им типы маркетинга для обеспечения целей организации, формировать спрос и стимулировать сбыт товаров. | Решение ситуаций связанных с выявлением потребностей и спроса потребителей. Анализ методов формирования спроса и стимулирования сбыта. Разработка маркетинговых мероприятий по формированию спроса и стимулированию сбыта | защита практических работ; комплексный экзамен по профессиональному модулю |
Обосновывать целесообразность использования и применять маркетинговые коммуникации. | Анализ применения маркетинговых коммуникаций. Разработка предложений по применению маркетинговых коммуникаций | защита курсового проекта; |
Участвовать в проведении маркетинговых исследований рынка, разработке и реализации маркетинговых решений. | Выбор методов исследования потребностей. Разработка анкет и опросных листов. Составление отчета по результатам исследований Разработка плана маркетинга предприятия | комплексный экзамен по профессиональному модулю |
Реализовывать сбытовую политику организации в пределах своих должностных обязанностей, оценивать конкурентоспособность товаров и конкурентные преимущества организации. | Анализ сбытовой политики организации, разработка предложений. Выбор и анализ показателей конкурентоспособности и конкурентных преимуществ организаций Разработка предложений по обеспечению конкурентоспособности товаров и услуг | зачет по производственной практике; защита курсового проекта; |
Применять методы и приемы анализа финансово-хозяйственной деятельности при осуществлении коммерческой деятельности, осуществлять денежные расчеты с покупателями, составлять финансовые документы и отчеты. | Анализ плана розничного и оптового товарооборота. Анализ плана показателей по труду и заработной плате. Анализ плана показателей по доходам и расходам и выявлению финансовых показателей. | комплексный экзамен по профессиональному модулю. |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес | - демонстрация интереса к будущей профессии. -аргументированность и полнота объяснения сущности и социальной значимости будущей профессии; - активность, инициативность в процессе освоения профессиональной деятельности; - наличие положительных отзывов по итогам практики; - участие в студенческих конференциях, конкурсах и т.п. | защита творческих работ; тестирование; устный опрос; зачет |
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | - обоснование выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач в области разработки технологических процессов; - демонстрация эффективности и качества выполнения профессиональных задач. | решение ситуационных задач; защита практических работ; |
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | - демонстрация способности принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | решение ситуационных задач; |
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | - нахождение и использование информации для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития | защита рефератов; |
Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | - взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения. | оценка работы в тренинге; |
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием,осознанно планировать повышение квалификации. | - планирование обучающимся повышения личностного и квалификационного уровня | интерпретация результатов наблюденийза деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы; |
Логически верно, аргументировано и ясно излагать устную и письменную речь. | - использование нормативной базы для аргументации принятых решений при выполнении практических занятий и лабораторных работ. | Интерпретация результатов наблюденийза деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
Соблюдать действующее законодательство и обязательные требования нормативных документов, а также требования стандартов, технических условий. | - использование нормативной базы для аргументации принятых решений при выполнении практических занятий и лабораторных работ | Интерпретация результатов наблюденийза деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
[1]*Раздел профессионального модуля – часть программы профессионального модуля, которая характеризуется логической завершенностью и направлена на освоение одной или нескольких профессиональных компетенций. Раздел профессионального модуля может состоять из междисциплинарного курса или его части и соответствующих частей учебной и производственной практик. Наименование раздела профессионального модуля должно начинаться с отглагольного существительного и отражать совокупность осваиваемых компетенций, умений и знаний.