Сегментарная отчетность - пустышка
Сегментарная отчетность - пустышка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sam_rabota_v_2-h_chastyah_pustyshka_sokrashch_variant.docx | 69.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Самостоятельная работа
по теме «Сегментарная отчетность»
«Составление управленческой отчетности»
на примере ООО «………………».
Цель работы: закрепление студентами знаний и получение навыков по составлению управленческой отчетности.
Задание:
Подготовить управленческие отчеты по условному предприятию по образцу ООО «…………». Работа выполняется в двух частях. Первая часть обычным шрифтом, а вторая – курсивом.
Основные управленческие отчеты:
- Отчет о финансовых результатах;
- Управленческий баланс;
- Отчет о доходах и расходах;
- Отчет о движении денежных средств.
Это далеко не полный перечень отчетов, которые могут быть включены в состав управленческой отчетности. Повторимся, что назначение и наполненность отчетов напрямую зависят от требований получателей. Поэтому могут формироваться следующие второстепенные управленческие отчеты:
- о фактической себестоимости продукции в сравнении с плановыми показателями;
- об исполнении производственного плана;
- об исполнении маркетингового плана;
- по незавершенному производству;
- о запасах сырья и готовой продукции;
- о дебиторской задолженности;
- о кредиторской задолженности и проч.
Отчет о финансовых результатах
Это едва ли не самый важный управленческий отчет. В нем отражается информация о реальной прибыли/убытках предприятия.
Форма отчета о финансовых результатах (форма № 2) бухгалтерской отчетности утверждена Приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н (в ред. от 06.04.2015) «О формах бухгалтерской отчетности организаций» и имеет достаточно развернутый вид.
В управленческом отчете допустимо как сгруппировывать некоторые строки отчета, так и, наоборот, давать более детализированную расшифровку (в первую очередь это касается расходов предприятия).
Конечные получатели документа могут запросить и детализацию по выручке (например, с разбивкой по видам выпускаемой продукции).
Фрагмент управленческого отчета о финансовых результатах — в табл. 1.
Таблица 1
Управленческий отчет о финансовых результатах, тыс. руб.
Наименование | Значение |
Выручка | |
Себестоимость продаж | |
Валовая прибыль (убыток) | |
Прибыль (убыток) от продаж | |
Проценты к уплате | |
Прочие расходы | |
Прибыль (убыток) до налогообложения | |
Текущий налог на прибыль | |
Чистая прибыль (убыток) |
Основное, что мы видим из данного отчета — положительный финансовый результат деятельности предприятия: выручка превышает издержки предприятия, которое оно понесло для выпуска и реализации продукции.
Однако каждое предприятие постоянно стремится увеличить прибыли. Для этого, как правило:
- увеличивают цену реализации единицы продукции (что, как следствие, увеличивает размер выручки);
- сокращают себестоимость продаж (при неизменном размере выручки это увеличивает прибыль, в том числе прибыль с единицы продукции).
При планировании финансовых результатов на основе управленческой отчетности учитывают фактический и планируемый объемы реализации. Такое планирование достаточно условное, так как в состав себестоимости продаж входят как постоянные, так и переменные издержки, причем первые практически не изменяются с ростом или снижением объема реализации.
Таблица 2
Прогнозный отчет о финансовых результатах, тыс. руб.
Наименование | Значение |
Выручка | |
Себестоимость продаж | |
Валовая прибыль (убыток) | |
Прибыль (убыток) от продаж | |
Проценты к уплате | |
Прочие расходы | |
Прибыль (убыток) до налогообложения | |
Текущий налог на прибыль | |
Чистая прибыль (убыток) |
При таком планировании показатели рентабельности (продукции, предприятия, продаж и пр.) остаются неизменными, ведь при прогнозировании учитываются только колебания объема реализации.
Рассчитаем основные показатели рентабельности, которые характеризуют доходность предприятия и экономическую целесообразность его деятельности.
Рентабельность основной деятельности (R1) — это отношение прибыли до налогообложения к выручке от реализации продукции. Данный коэффициент показывает, какую часть составляет прибыль в составе выручки.
Условно нормативным значением принято считать 10–15 %.
В нашем случае R1 = 10 078 / 68 074 × 100 % = 11 728 / 77 875 × 100 % = 15 %.
\\\По результатам анализа формируют политику дальнейшего развития предприятия, принимают решения, например, об отказе от производства какого-либо вида продукции, о расширении рынка сбыта, оптимизации затрат, повышении/понижении розничной цены и др.
Управленческий баланс
Форма управленческого баланса не утверждена на законодательном уровне, поэтому рекомендуем воспользоваться бланком привычного бухгалтерского баланса.
Пример управленческого баланса — в табл. 3.
Таблица 3
Управленческий баланс, тыс. руб.
Актив | Значение |
I. Внеоборотные активы |
|
Нематериальные активы | |
Основные средства | |
Итого по разделу I | |
II. Оборотные активы | |
Запасы | |
Дебиторская задолженность | |
Денежные средства и денежные эквиваленты | |
Итого по разделу II | |
БАЛАНС | |
ПАССИВ | |
III. Капитал и резервы | |
Уставный капитал | |
Резервный капитал | |
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) | |
Итого по разделу III | |
IV. Долгосрочные обязательства | |
Итого по разделу IV | |
V. Краткосрочные обязательства | |
Заемные средства | |
Кредиторская задолженность | |
Итого по разделу V | |
БАЛАНС |
Привычную форму бухгалтерского баланса сделаем проще — удалим статьи с нулевыми значениями, за исключением раздела IV, чтобы акцентировать внимание на том, что долгосрочных обязательств у предприятия нет(в нашем случае).
На основании управленческого баланса рассчитывают основные показатели финансового состояния предприятия. На данном этапе не нужен комплексный анализ отчетности — достаточно акцентировать внимание на проблемных зонах предприятия:
Коэффициент обеспеченности собственными средствами (КОСС) рассчитывается как отношение разницы собственного капитала и внеоборотных активов к оборотным:
КОСС = (Итог по разделу III – Итог по разделу I) / Итог по разделу II,
На основании полученных результатов можно спрогнозировать модель бухгалтерского баланса на следующий отчетный период, например методом процента от продаж.
Чтобы его составить, необходимы данные:
- о фактических продажах за отчетный период (для нашего примера — 257 ед.), за который составлялся управленческий баланс;
- о планируемом объеме продаж в следующем периоде (для нашего примера — 294 ед.).
Коэффициент изменения объема реализации (Кизм) рассчитывается следующим образом:
Кизм = Q2 / Q1,
где Q1 — объем реализации продукции за предшествующий период, шт.;
Q2 — объем реализации продукции на планируемый период, шт.,
в нашем случае Кизм = 294 / 257 = 1,144.
Размер чистой прибыли по данным прогноза (см. табл. 2) — 9382 тыс. руб. при условии, что предприятие не будет распределять прибыль на дивиденды из-за высокого уровня краткосрочных обязательств, которые необходимо погасить.
Чистую прибыль можно направить, например, на увеличение нераспределенной прибыли (5486 тыс. руб.) и на погашение обязательств (3896 тыс. руб.).
Составим на основании данной методики прогнозный баланс (табл. 4).
Таблица 4
Прогнозный баланс, тыс. руб.
Актив | Значение |
I. Внеоборотные активы |
|
Нематериальные активы | |
Основные средства | |
Итого по разделу I | |
II. Оборотные активы | |
Запасы | |
Дебиторская задолженность | |
Денежные средства и денежные эквиваленты | |
Итого по разделу II | |
БАЛАНС | |
ПАССИВ | |
III. Капитал и резервы | |
Уставный капитал | |
Резервный капитал | |
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) | |
Итого по разделу III | |
IV. Долгосрочные обязательства | |
Итого по разделу IV | |
V. Краткосрочные обязательства | |
Заемные средства | |
Кредиторская задолженность | |
Итого по разделу V | |
БАЛАНС |
Итак, благодаря мероприятиям, сформированным на основе управленческой отчетности, удалось нарастить независимость предприятия от заемных источников финансирования и улучшить соотношение собственных и заемных средств.
Для закрепления эффекта стоит проанализировать доходность предприятия и найти возможность увеличить уровень прибыли для укрепления финансовой независимости.
Отчет о доходах и расходах
Отчет о доходах и расходах позволяет анализировать объемы денежных потоков, выручки от реализации продукции и затрат на ее производство и реализацию, рассчитывать коэффициенты, характеризующие деловую активность и финансовую устойчивость предприятия.
Сначала на предприятии формируется плановый документ о будущих доходах и расходах, а уже на его основе — фактический управленческий отчет. На его основе и анализируются плановые и фактические показатели.
Пример отчета о доходах и расходах представлен в табл. 5.
Таблица 5
Управленческий отчет о доходах и расходах, тыс.руб.
№ п/п | Наименование доходов (расходов) | План | Факт |
|
| ||||
1 | Доходы |
| ||
1.1 | Авансирование ООО «Бета» |
| ||
1.2 | Авансирование ООО «Гамма» |
| ||
1.3 | Авансирование ООО «Омега» |
| ||
1.4 | Окончательный расчет ООО «Бета» |
| ||
1.5 | Окончательный расчет ООО «Гамма» |
| ||
1.6 | Окончательный расчете ООО «Омега» |
| ||
2 | Расходы |
| ||
2.1 | Оплата заработной платы + страховые взносы |
| ||
2.2 | Аванс поставщику ООО «Норман» |
| ||
2.3 | Аванс поставщику ООО «Диксит» |
| ||
2.4 | Окончательный расчет с поставщиком ООО «Норман» |
| ||
2.5 | Окончательный расчет с поставщиком ООО «Диксит» |
| ||
2.6 | Арендная плата |
| ||
2.7 | Коммунальные услуги |
| ||
2.8 | Расходы на телефонию и интернет |
| ||
2.9 | Амортизационные отчисления |
|
Представляя руководству управленческие отчеты, надо быть готовым отвечать на вопросы. Например, если нет доходов — «почему?» В данном случае необходимо выяснить, почему не поступили денежные средства — не было отгрузок, заказчик задерживает оплату и т. д.
Если сильно изменилась расходная часть отчета, возможно, придется подготовить более детализированный отчет по определенным статьям.
Анализ отчета о доходах и расходах позволит заранее понять, что в определенный период на счету не будет достаточного количества денежных средств, например, для авансирования поставщикам. Тогда у руководства будет возможность оперативно отреагировать на ситуацию, например, договориться о переносе сроков авансирования.
Естественно, такие отчеты постоянно корректируются в зависимости от изменений в планируемых платежах.
Отчет о движении денежных средств
Отчет о движении денежных средств (ОДДС) содержит информацию о денежных потоках (по расчетному счету и/или кассе), отражая как планируемые, так и фактические поступления и расходования денежных средств.
По структуре похож на бюджет движения денежных средств (БДДС), отличительная черта — наличие фактических показателей, характеризующих исполнение бюджета.
ОДДС позволяет оценить финансовые возможности предприятия, отслеживать наличие денежных средств на счету и в кассе предприятия, сбалансировать поступления и расходования денежных средств, а значит, контролировать ликвидность и платежеспособность предприятия.
В ОДДС, как и в БДДС, включаются денежные потоки от текущих инвестиционных и финансовых операций.
Текущие денежные потоки — это поступления от реализации продукции, арендные платеж, расходы на оплату услуг поставщиков и подрядчиков, оплата труда работников предприятия, налоговые платежи и др.
Инвестиционные денежные потоки — это операции, связанные с приобретением, созданием или выбытием внеоборотных активов, например затраты на опытно-конструкторские и технологические работы, предоставление займов, платежи в связи с приобретением акций и пр.
К денежным потокам от финансовых операций относятся поступления от операций, связанных с привлечением финансирования (денежные вклады, выплаты в связи с выкупом акций, уплата дивидендов, погашение векселей и др.).
Чтобы эффективно планировать расходования и поступления денежных средств, необходимо проводить план-фактный анализ, особенно в кризисной ситуации, когда ухудшается платежная дисциплина и у предприятия может не хватать денег для осуществления платежей.
Управленческий ОДДС повышает эффективность планирования и бюджетирования в целом.
Пример отчета о движении денежных средств представлен в табл. 6. (Перечень показателей может быть гораздо проще.)
Таблица 6
Отчет о движении денежных средств за июль 2017 г., тыс. руб.
№ п/п | Показатель | План | Факт |
| Остаток денежных средств на начало месяца | ||
1 | Поступления денежных средств | ||
1.1 | Поступления по основной деятельности | ||
1.1.1 | Авансы заказчиков | ||
1.1.1.1 | ООО «Альфа», договор № 12 от 30.01.2017 | ||
1.1.1.2 | ООО «Гамма», договор № 212/Т от 28.06.2017 | ||
1.1.1.3 | ООО «Бета», договор № 17 от 24.03.2017 | ||
1.1.2 | Выручка от реализации товаров (работ и услуг) | ||
1.1.2.1 | ООО «Альфа», договор № 12 от 30.01.2017 | ||
1.1.2.2 | ООО «Гамма», договор № 212/Т от 28.04.2017 | ||
1.1.2.3 | ООО «Бета», договор № 17 от 24.03.2017 | ||
1.1.2.4 | ООО «Омега», договор № 1 от 23.12.2016 | ||
1.1.2.5 | ООО «Норма», договор № 7 от 16.02.2017 | ||
1.2 | Поступления по финансовой деятельности | ||
1.3 | Поступления по инвестиционной деятельности | ||
2 | Расходование денежных средств | ||
2.1 | Расходование по основной деятельности | ||
2.1.1 | Расчеты с поставщиками | ||
2.1.1.1 | Расчеты за комплектующие | ||
2.1.1.1.1 | Изделие № 1 | ||
2.1.1.1.1.1 | Завод им. М.Гаджиева | ||
2.1.1.1.1.2 | АО «Альфа» | ||
2.1.1.1.1.3 | ООО «Диагональ» | ||
2.1.1.1.1.4 | АО «Ярославль» | ||
2.1.1.1.1.5 | Прочие поставщики | ||
2.1.1.1.2 | Изделие № 2 | ||
2.1.1.1.1.1 | Завод им. М.Гаджиева | ||
2.1.1.1.1.2 | АО «Альфа» | ||
2.1.1.1.1.3 | ООО «Диагональ» | ||
2.1.1.1.1.4 | Прочие поставщики | ||
2.1.2 | Оплата труда | ||
2.1.2.1 | Подразделение № 1 (Хасавюрт) | ||
2.1.2.2 | Подразделение № 2 (Кизляр) | ||
2.1.3 | Страховые взносы | ||
2.1.3.1 | Подразделение № 1 (Хасавюрт) | ||
2.1.3.2 | Подразделение № 2 (Кизляр) | ||
2.2 | Общехозяйственные расходы | ||
2.2.1 | Подразделение № 1 (Хасавюрт) | ||
2.2.1.1 | Аренда | ||
2.2.1.2. | Услуги связи | ||
2.2.1.3 | Охрана | ||
2.2.1.4 | Оплата труда (счет 26) | ||
2.2.1.5 | Страховые взносы (счет 26) | ||
2.2.1.6 | Расходные материалы, оргтехника | ||
2.2.1.7 | Транспортные расходы | ||
2.2.1.8 | Прочие расходы | ||
2.2.2 | Подразделение № 2 (Кизляр) | ||
2.2.2.1 | Аренда | ||
2.2.2.2 | Услуги связи | ||
2.2.2.3 | Охрана | ||
2.2.2.4 | Оплата труда (счет 26) | ||
2.2.2.5 | Страховые взносы (счет 26) | ||
2.2.2.6 | Расходные материалы, оргтехника | ||
2.2.2.7 | Расходы на содержание транспорта | ||
2.2.2.8 | Прочие расходы | ||
2.3 | Расходование по общепроизводственным расходам | ||
2.3.1 | Подразделение № 1 (Хасавюрт) | ||
2.3.1.1 | Оплата труда (счет 25) | ||
2.3.1.2 | Страховые взносы (счет 25) | ||
2.3.1.3 | Инструменты, материалы производственного назначения | ||
2.3.1.4 | Прочие расходы | ||
2.3.2 | Подразделение № 2 (Кизляр) | ||
2.3.2.1 | Оплата труда (счет 25) | ||
2.3.2.2 | Страховые взносы (счет 25) | ||
2.3.2.3 | Прочие расходы | ||
2.4 | Налоги | ||
2.4.1 | НДС | ||
2.4.2 | Налог на прибыль | ||
2.4.3 | Налог на имущество | ||
2.5 | Расходование по финансовой деятельности | ||
2.6 | Расходование по инвестиционной деятельности | ||
| Cash flow от основной деятельности | ||
| Cash flow от финансовой деятельности | ||
| Cash flow от инвестиционной деятельности | ||
| Излишек/недостаток денежных средств на конец месяца | ||
| Остаток денежных средств на конец месяца |
Первое, на что обратит внимание руководитель или иной конечный пользователь ОДДС — отрицательное значение показателя cash flow.
К сведению
Cash flow — это расчетный показатель по каждому типу денежного потока (текущая, финансовая и инвестиционная деятельность), представляющий собой разницу между поступлениями и расходованиями денежных средств.
Отрицательное значение cash flow свидетельствует о том, что поступления денежных средств ниже расходований. И если бы у предприятия не было остатка денежных средств с предшествующего месяца, оно не смогло бы вносить платежи.
В примере ОДДС представлен в разбивке по выпускаемым изделиям и обособленным подразделениям (Москва и Санкт-Петербург). Руководство может потребовать более детальную разбивку, например, если плановые показатели значительно отличаются от фактических.
На основании ОДДС, например, на месяц, прогнозируется движение денежных средств на следующий месяц с учетом ожидаемых поступлений.
Анализ фактических расходований денежных средств за месяц позволяет классифицировать расходы с точки зрения постоянности и обязательности, сформировать некую «константу», т. е. такой размер расхода денежных средств, который необходим ежемесячно.
На основе реестров платежей и платежных календарей в части поступлений авансов и окончательных расчетов от заказчиков формируется доходная часть ОДДС.
Такое планирование движения денежных средств обеспечивает эффективность управления денежными потоками.
Обратите внимание!
План-фактный анализ ОДДС позволяет установить лимит на остаток денежных средств на конец месяца, чтобы обеспечить платежеспособность предприятия в начале следующего отчетного месяца и на случай неплатежеспособности контрагентов.
Отчет о фактической себестоимости продукции
Одна из основных задач каждого предприятия — сформировать такую рыночную цену, чтобы она покрывала расходы на производство реализуемой продукции, при этом была конкурентоспособной, соответствовала качеству продукции и обеспечивала спрос на рынке.
После того как рыночная или контрактная фиксированная цена сформирована, необходимо постараться удержать себестоимость — в случае превышения себестоимости над ценой предприятие не получит прибыли. Контролировать ситуацию можно с помощью управленческого отчета о фактической себестоимости продукции(табл. 7).
Таблица 7
Отчет о фактической себестоимости продукции, руб.
№ п/п | Статья калькуляции | План | Факт | Изменения, +/– |
1 | Затраты на материалы | |||
2 | Затраты на оплату труда основных производственных рабочих | |||
3 | Страховые взносы | |||
4 | Общепроизводственные расходы | |||
5 | Общехозяйственные расходы | |||
6 | Производственная себестоимость | |||
7 | Внепроизводственные расходы | |||
8 | Полная себестоимость | |||
9 | Прибыль | |||
10 | Цена без учета НДС |
В этом отчете отражаются отклонения плановых показателей калькуляции себестоимости от фактических. И если они значительны, необходим дополнительный анализ для выяснения причин.
Как правило, на данном этапе составления управленческой отчетности также устанавливают группу затрат, имеющих наибольший удельный вес в составе себестоимости и на основании этого формируют политику сокращения расходов для увеличения прибыльности продукции. Например, чтобы сократить статьи материальных затрат, перезаключают договоры с поставщиками на более выгодных условиях или ищут новых; чтобы уменьшить фонд оплаты труда, сокращают численность рабочих, привлекают сторонние организации к выполнению работ и т. д.
С учетом мероприятий по оптимизации структуры себестоимости планируется обновленная структура на следующий отчетный период.
Рассмотрим пример составления планируемой калькуляции себестоимости продукции с учетом роста объемов при сохранении общехозяйственных расходов (как неизменяющейся составляющей структуры себестоимости вне зависимости от колебаний объема) на прежнем уровне (табл. 8).
Таблица 8
Планирование структуры себестоимости с учетом предложенных мероприятий, руб.
№ п/п | Наименование статей калькуляции | Факт | План | Изменения, +/– |
1 | Затраты на материалы | |||
2 | Затраты на оплату труда основных производственных рабочих | |||
3 | Страховые взносы | |||
4 | Общепроизводственные расходы | |||
5 | Общехозяйственные расходы | |||
6 | Производственная себестоимость | |||
7 | Внепроизводственные расходы | |||
8 | Полная себестоимость | |||
9 | Прибыль | |||
10 | Цена без учета НДС |
Мы оставили неизменными все статьи затрат, включаемые в себестоимость, за исключением общехозяйственных расходов, которые условно не изменяются в зависимости от роста объемов реализации.
Если не планируется никаких мер по оптимизации расходов, в состав планируемой структуры себестоимости, как правило, берутся фактические данные за предшествующий период.
Отчет о дебиторской и кредиторской задолженности
Отчет о дебиторской и кредиторской задолженности может быть совмещен в один управленческий документ или разбит на два самостоятельных документа. Он позволяет оценить платежеспособность предприятия и отследить оборачиваемость задолженностей с помощью относительных коэффициентов.
Сам факт образования дебиторской и кредиторской задолженности неизбежен за счет временного разрыва между платежами и передачей готовой продукции.
Отчет о дебиторской и кредиторской задолженности составляется на конкретную дату, и конечный получатель видит информацию о состоянии расчетов с контрагентами и может оперативно контролировать исполнение обязанностей.
Пример управленческого отчета о дебиторской и кредиторской задолженностях предприятия — в табл. 9.
Таблица 9
Отчет о дебиторской и кредиторской задолженностях на 21.07.2017
№ п/п | Дебиторы/ Кредиторы | Сумма, руб. | Отгрузка | Произведенная оплата (авансирование) | Сумма задолженности на 21.07.2017 | ||
Дата | Сумма, руб. | Дата | Сумма, руб. | ||||
1 | Дебиторы |
|
|
|
|
|
|
1.1 | ООО «Бета» | ||||||
2 | Кредиторы | ||||||
2.1 | ООО «Норман» |
Поэтому в случае предъявления требований кредиторов предприятие будет вынуждено не только осуществить окончательный расчет, но и выплатить штрафные санкции, а это дополнительные непредусмотренные затраты.
Обратите внимание!
Эксперты по составлению управленческой отчетности отмечают, что перегружать отчеты информацией не стоит, иначе документ будет сложно воспринимать.