Рабочая программа среднего общего образования по экономике Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Когалыма

Тулпарова Меседу Магомедсалимовна
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта по экономике, определяет примерное распределение учебных часов по разделам курса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_soo_po_ekonomike_na_2015-2016.doc239 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа среднего общего образования  по экономике МАОУ СОШ №1 на 2015-2016 учебный год.

Рабочая программа среднего общего образования по экономике

Муниципального автономного общеобразовательного учреждения                                         «Средняя общеобразовательная школа №1»

г. Когалыма

 

Элементы Рабочей программы

страницы

1

Пояснительная записка

3

2

Общая характеристика учебного предмета

9

3

Описание места учебного предмета в учебном плане

10

3

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

11

5

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

12

6

Содержание учебного  материала:

13

10класс

13

11класс

15

7

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

17

8

Планируемые результаты освоения учебного предмета.

19

9

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения рабочей программы

20

10

Приложения:

11

Календарно-тематический план

10 класс:  10А (физмат)10Б

11 класс: 11В

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Рабочая программа  среднего общего   образования по экономике (далее – Рабочая программа) является  составной частью образовательной программы Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1» на 2015-2016 и реализует основную ее цель:

Создание образовательной среды, способствующей получению обучающимися качественного образования, воспитанию духовно-нравственного, здорового человека, способного к самореализации в условиях современной жизни.

Цель Рабочей программы: создать условия для планирования, организации и управления учебным процессом по освоению обучающимися курса «экономика» среднего (полного) общего образования в полном объеме.

Задачи: 

  1. Обеспечить получение  всеми участниками образовательного процесса представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами  экономики.
  2. Определить конкретное содержание, объем, примерный порядок изучения тем с учетом особенностей учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.

Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана программа:

  •  Федерального компонента государственного образовательного стандарта по экономике (базовый уровень), утвержденный Приказом Министра образования РФ от 05.03.2004г. №1089;
  • Примерной программы по экономике (базовый уровень), созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263),
  •  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  от 31 марта 2014 г.  № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
  •  Устав  Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1».
  • Основная образовательная программа среднего  общего  образования Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1».
  • Положение о Рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплин (модулей), утвержденное приказом директора МАОУ СОШ №1 от 03.09.2013г № 442.

        Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта по экономике, определяет примерное распределение учебных часов по разделам курса.

Рабочая программа является материалом, на котором возможно достижение образовательных целей и выход на планируемые образовательные результаты в зависимости от уровня преподавания. Содержание рабочей программы обеспечивает возможность корректировки этих программ учителем в зависимости от состава учащихся и хода образовательного процесса. Корректировка может затрагивать основные компоненты содержания программ, темпа и последовательности изучения учебного содержания, но не целей изучения учебного материала, при этом обеспечивать обязательный минимум содержания основной образовательной программы, установленный федеральным компонентом государственного стандарта по математике.

         Рабочая программа является ориентиром для составления учителем календарно-тематического плана изучения программного материала и задает только примерную последовательность изучения материала и распределения его по классам. Она определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования.  При этом,  учитель может предложить обоснованный собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, согласно выбранному УМК, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся, опираясь на уровень обучаемости и обученности класса. Таким образом, при разработке  календарно-тематического плана  допускается:

  • расширение перечня дидактических единиц в пределах, регламентированных максимальной аудиторной нагрузкой обучающихся, и при условии соблюдения преемственности с обязательными минимумами сопредельных ступеней образования;
  • конкретизация и детализация дидактических единиц;
  • определение логически связанного и педагогически обоснованного порядка изучения материала.

Тем самым рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.

       Структура  Рабочей программы:

        Рабочая  программа содержит следующие разделы:

  • Пояснительная записка.
  • Общая характеристика учебного предмета.
  • Описание места учебного предмета в учебном плане.
  • Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
  • Планируемые  результаты  обучения и освоения курса математики основного общего образования.
  • Содержание учебного  материала по классам.
  • Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.
  • Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения Рабочей программы.
  • Приложения.

 

Вклад учебного предмета в общее образование

 Экономические и общественные изменения в России в сторону рыночной экономики и гражданского общества требуют от всех граждан Российской Федерации в первую очередь общих знаний об экономике и экономических взаимосвязях. Преподавание экономики в общеобразовательных школах представляет собой важное явление в образовательной политике и направлено на предоставление учащимся старших классов возможности осмысления основ рыночного действия и мышления. Учебная программа «Экономика» соответствует современным международным куррикулярным требованиям, таким как компетентностный подход, наличие компетентностной модели и основанного на ней перечня учебных целей и компетенций, а также требований к результатам обучения.

Несмотря на то, что ядро экономического образования образует передача знаний и компетенций, которые позволяют понимать экономические взаимосвязи, экономическое образование также ставит перед собой цель развивать личность и, прежде всего, способствовать достижению зрелости. Предмет «Экономика» вносит важный вклад в развитие культуры подрастающего поколения и связывает рыночно ориентированное мышление с общественной и социальной ответственностью. В соответствии с этим школьное экономическое образование преследует широкий спектр целей, потому как наряду с передачей знаний основ экономики и воспитания основной ценности – «готовности к изменениям» (предпринимательского духа) – центральными целями современного экономического образования являются развитие демократической гражданской культуры и формирование позитивного отношения к труду.

Программа составлена   в соответствии с требованиями  федерального компонента Государственного образовательного стандарта  среднего  общего образования (базовый уровень) и примерной программы среднего  общего образования по экономике  (базовый  уровень), допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации   и  авторской программы   по экономике для 8-11 классов общеобразовательных школ. И.В. Липсиц.- М.:Вита-Пресс 2011г

     Настоящая Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

  Липсиц И. В. Экономика. Базовый курс: учебник для 10, 11 классов. – М: ВИТА-ПРЕСС, 2008. Рекомендовано Минобрнауки РФ

Обоснование выбора программы. 

Программа выбрана в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта, примерной программы среднего общего  образования по экономике,  рекомендована Департаментом образовательных программ и стандартов среднего общего  образования, Министерства образования РФ,  в полном объеме соответствует образовательным целям школы №1 и является логическим продолжением изучения курса обществознания; построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности; способствует формированию ключевых компетенций обучающихся; обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию обучающихся. 

Концептуальные основы образовательного стандарта по предмету «Экономика»

Новизна стандарта заключается,  прежде всего, в том, что предмет «Экономика» впервые включена в ФБУП как самостоятельный предмет, что отражает признание важности экономического образования для формирования адекватного мировоззрения и практических навыков людей, которые будут жить в условиях рыночной экономики. Это стало возможным благодаря десятилетнему опыту апробации преподавания различных курсов экономики в школах России. Важно, что содержание экономического образования в стандарте соответствует современному состоянию мировой экономической науки и вместе с тем отличается большим вниманием к практической направленности по сравнению с ранее принятым  образовательным минимумом по данной дисциплине. При этом в первую очередь изучение экономики в общеобразовательной школе призвано способствовать формированию у учащихся целостной картины экономического поведения людей и представления об экономической сфере общества.  

Реализация внутрипредметных связей

Базовый уровень стандарта ориентирован на формирование общей культуры и необходимых каждому человеку  навыков экономического мышления и поведения и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования, задачами социализации; на базовом уровне  в содержание образования включается лишь необходимый минимум теоретических концепций и профессиональных терминов.

Соответствие содержания стандарта возрастным особенностям  учащихся достигается путем отбора тем, актуальных для подростков в возрасте 15-17 лет, применения интерактивных форм обучения.

Преемственность экономического образования на разных ступенях обеспечена тем, что требования к учащимся в экономическом блоке обществознания и в отдельном курсе экономики, с одной стороны, и в курсе экономики в старшей школе, с другой стороны приведены во взаимное соответствие.

Соответствие содержания стандарта возрастным особенностям  учащихся достигается путем отбора тем, актуальных для подростков в возрасте 15-17 лет, применения интерактивных форм обучения.

Преемственность экономического образования на разных ступенях обеспечена тем, что требования к учащимся в экономическом блоке обществознания и в отдельном курсе экономики, с одной стороны, и в курсе экономики в старшей школе, с другой стороны приведены во взаимное соответствие. При этом профильный курс экономики включает основы экономической науки и является «мостиком» между профильной социально-экономической школой и экономическим вузом.

Реализация  межпредметных связей обеспечена тем, что при четком разделении материала между предметами в преподавании экономики используются знания из литературы, математики, географии, информатики, истории и технологии

Повышение воспитательного потенциала содержания образования основывается на выработке у школьников умения критически осмысливать экономическую информацию, содержащуюся в средствах массовой информации, и вырабатывать собственное аргументированное мнение. Освоение на информационном и практическом  уровнях основных социальных ролей, наиболее важных в экономической деятельности (потребителя, работника, собственника), выработка у учащихся ответственного отношения к своим потребностям, понимание связи между свободой выбора и ответственностью за его результаты, формирование у школьников навыков рационального поведения в условиях рыночной экономики – все это существенные элементы воспитания гражданина

Личностная ориентация экономического образования достигнута благодаря формированию ценностных ориентиров и выделению личностной компоненты. В центре внимания находится экономическая деятельность человека в качестве потребителя, семьянина, работника и гражданина. Содержанием экономического образования на базовом уровне   является в первую очередь то, с чем придется иметь дело каждому выпускнику в повседневной жизни, включая и сферу средств массовой информации.

 Деятельностный характер образования достигается посредством:

  • работы с источниками экономической информации с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернет);
  • критического осмысления экономической информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
  • экономического анализа общественных явлений и событий;
  • решения задач, раскрывающих типичные экономические ситуации (вычисления на условных примерах);
  • участия в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;
  • написания творческих работ.

  В основу организации образовательного процесса положены следующие подходы и технологии:

  • технологии полного усвоения; технологии обучения на основе решения правовых ситуаций; технологии обучения на основе схематичных и знаковых моделей; задачная технология (введение задач с жизненно-практическим содержанием в образовательный процесс); технология проблемного обучения (авторы А. М. Матюшкин, И. Я. Ленер, М. И. Махмутов); технология поэтапного формирования знаний (автор П. Я. Гальперин); технология «имитационные игры» (урок суд); технология опорных схем (автор В. Ф. Шаталов); технология развивающего обучения (автор Л. В. Занков); технология эвристического обучения; «  подход; компетентностный подход; деятельностный подход; технология творческого обучения.

         Формы организации учебного процесса

 индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, парные, коллективные, фронтальные, классные и внеклассные.

Конкретные формы организации обучения по ведущим целям:

Формирование знаний: лекция, конференция.

Формирование умений и навыков: практикум, деловая игра, тренинг.

Закрепление и систематизация знаний: семинар, соревнования.

Проверка знаний: контрольная работа, самостоятельная работа, проверочная работа, зачет.  

   Типы уроков:

урок изучения нового

урок применения знаний и умений                     

урок обобщения и систематизации знаний        

урок проверки и коррекции знаний и умений   

комбинированный урок    

урок – лекция

урок – семинар

урок – зачет

урок – практикум

Методы обучения:  

  •  методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:  словесный (диалог, рассказ и др.); наглядный (опорные схемы, слайды  и др.); практический (упражнения, практические работы, решение задач, моделирование и др.); исследовательский; самостоятельной работы; работы под руководством преподавателя; дидактическая игра;
  • методы стимулирования и мотивации: интереса к учению; долга и ответственности в учении;
  • методы контроля и самоконтроля в обучении: фронтальная устная проверка, индивидуальный устный опрос, письменный контроль (контрольные и практические работы, тестирование, письменный зачет, тесты). 

Ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, частично-поисковый, проектно-исследовательский во внеурочной деятельности.                                                                  

Для достижения целей учитель сам выбирает  учебники, методическое сопровождение, технологии, способы и методы обучения, виды контроля, а также компьютерное обеспечение урока.

          Срок реализации Рабочей программы:  2015-2016 учебный год

          Регламент прав и обязанностей  участников образовательного процесса

           Соблюдение прав и обязанностей участников образовательного процесса

является необходимым условием реализации целей образования.

Учащиеся имеют право: на выбор уровня изучения математики; на честную и объективную оценку результатов образовательной деятельности; на обеспечение учебными пособиями и другими средствами обучения; на различные виды внеучебной деятельности; на дополнительные занятия,  психолого-педагогическую помощь.                  

  Учащиеся обязаны выполнять Правила для учащихся; соблюдать Устав школы.

Родители имеют право: на информирование о существующих учебных                    программах и их содержании; на информирование о результатах                                 выполнения учебной программы; на участие в определении индивидуальной образовательной программы для своего ребенка; на консультативную помощь; на апелляцию в случае несогласия с оценкой образовательных достижений ребенка.                                                                                       Родители обязаны создать условия, необходимые для успешной образовательной деятельности детей.

Учитель имеет право: на выбор учебных пособий; на информационное и методическое обеспечение; на выбор образовательных технологий;        на применение санкций при невыполнении учащимися своих обязанностей, не противоречащих основным принципам и методам педагогики и психологии, Уставу школы.              

Учитель обязан: создать условия, гарантирующие возможность успешной образовательной деятельности всем учащимся.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

                      Цели и задачи курса:

  •  освоение основных знаний об экономической деятельности людей, экономике России;
  • овладение умением подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения, используя различные источники информации;
  • развитие экономического мышления, потребности в получении экономических знаний;
  • воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности;
  • формирование готовности использовать приобретенные знания о функционировании рынка труда, сферы малого предпринимательства и индивидуальной трудовой деятельности для ориентации в выборе профессии и траектории дальнейшего образования.

Практическая направленность курса экономики достигается тем, что обучающиеся осваивают типичные экономические роли потребителя, работника, налогоплательщика, предпринимателя. Кроме того в данном стандарте в курс экономики включен раздел прикладной экономики, что способствует развитию интереса к предпринимательской деятельности и  формированию у обучающихся практических навыков, необходимых для экономической деятельности

Стандарт экономического образования предусматривает формирование у обучающихся следующих ключевых компетенций:

в семейно-бытовой сфере: сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои  материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет;

в сфере трудовой деятельности: знать плюсы и минусы работы по найму и предпринимательской деятельности, выбирать профессии, востребованные на рынке труда, быть способным рассчитать выгоды и издержки любого дела;

в сфере гражданско-общественной деятельности и межличностных отношениях: грамотно  взаимодействовать с государством и другими гражданами в процессе экономической деятельности;

в сфере массовой коммуникации: быть способным находить, критически воспринимать экономическую информацию, передаваемую по каналам СМИ.

Для решения познавательных и коммуникативных задач обучающиеся могут использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, статистические справочники, электронные учебные пособия, Интернет-ресурсы и другие базы данных, что повышает их информационную культуру.

 

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЭКОНОМИКА»

В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

 Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 52 часа для обязательного изучения учебного курса

 «Экономика» на ступени среднего  общего образования.

Экономика изучается в 10 и 11 классах социально – гуманитарной, педагогической направленности, в течение одного полугодия из расчета 1 учебный час в неделю.

  Согласно учебному плану и календарному учебному графику школы на 2015-2016 учебный год на изучение  курса «Экономика»  10 -11 классах отводится   52ч часов из расчета 1 часа в неделю, в 10А И 10 Б классах изучается во втором полугодии,  в 11 классе в первом полугодии.

Итоговая отметка по предмету «Экономика» выставляется на основании  Порядка выставления  (полугодовых), годовых, итоговых отметок обучающимся 5-11 классов Муниципального бюджетного  общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» по предмету Экономика.

Распределение учебного времени представлено в таблице:

класс

Обязательный минимум

Количество часов в соответствии с учебным планом в неделю

Количество учебных недель в соответствии с календарным учебным графиком

Всего

по учебному плану

10 класс

17.5

1 (второе полугодие)

35

35

11класс

17.5

1 (первое полугодие)

35

Обязательное (минимальное) количество контрольных работ по классам:

Класс

 Экономика

10класс

1

11 класс

1

Контроль за реализацией Рабочей программы предусматривает:

  • Контроль за выполнением программ, контрольных работ за полугодие;
  • Мониторинг результатов обучения по классам за год;
  • Промежуточную аттестацию в форме тестирования, контрольной работы  по экономике в 10 -11 классах;
  • Организацию (муниципального, регионального органа управления образованием) независимой экспертизы качества образовательной программы школы и результатов ее реализации;
  • Проверку соответствия образовательного процесса утвержденной образовательной программе школы, проводимой при аттестации образовательного учреждения.

Оценивание работ проводится по пятибалльной шкале в соответствии с разработанными для каждой работы критериями.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 Экономическое образование является одним из факторов, оказывающим влияние на становление личности обучающихся,  в его отношениях к материальным и духовным ценностям. Реальность нашего времени требует, чтобы выпускник получил, прежде всего, практико-ориентированные знания и умения.

Современное экономическое образование должно проблематизировать ограниченность ресурсов и, как следствие, необходимость бережного отношения к производственному фактору «природа и сырье».   Экономическая наука направлена на воспитание предпринимательского духа.

  Именно воспитание предпринимательского духа требует наличия гражданского общества, потому как воспитание предпринимательского духа не ограничивается основанием предприятия, а включает в себя понятие социального предпринимательства.

 В связи с тем, что экономические тенденции оказывают сильное влияние на жизнь всех граждан страны, а также на приемлемость демократии и гражданского общества, в рамках предмета «Экономика» обучающимся необходимо дать знания центральных экономических взаимосвязей, а также на отдельных примерах продемонстрировать их критическую оценку.

  Рыночно ориентированное экономическое образование помогает объяснять обучающимся, что они сами несут часть ответственности за их квалификацию на рынке труда и что работа только ради денег не соответствует ни требованиям рынка труда, ни принципам воспитания предпринимательского духа.

 Экономическое образование вносит свой вклад в формирование общей  культуры человека. Необходимым компонентом общей культуры в современном толковании является общее знакомство с методами познания действительности, представление о предмете и методе экономики, его отличия от методов естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения экономики для решения научных и прикладных задач.

Изучение экономики способствует  сформированию экономического мышления и привитию навыков рационального поведения, созданию предпосылок для дальнейшего профессионального обучения и эффективной практической деятельности.  

ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ, НАВЫКИ И СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

 Примерная программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Экономика» на этапе среднего (полного)  общего образования являются:

  • объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;
  • применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
  • умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.).
  •  отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
  • выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
  • работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
  • самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
  • участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
  • пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
  • владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками  осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Учебный материал по предмету Экономика в 10  классах складывается из следующих содержательных компонентов:  экономическая наука, типы экономических систем, семейная экономика, спрос и предложение, рынок, деньги

 Название блока

Минимальное количество часов по ФК ГС

1.

 Введение. Экономика и экономическая наука

2

2.

  Типы экономических систем

3

3.

  Семейная экономика

 3

4.

 Спрос и предложение. Рынок.

4

Деньги, банки, инфляция

5

Всего

17

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

                                                        10 класс

Введение. Экономика и экономическая наука(2часа) Потребности. Ограниченность экономических ресурсов, причины ее возникновения и последствия. Свободные и экономические блага, факторы (ресурсы) производства и доходы, получаемые их владельцами Выбор и альтернативная стоимость.

 Типы экономических систем (3часа)

Главные вопросы экономики. Разделение труда, специализация и обмен. Типы экономических систем.  Собственность. Конкуренция. Экономическая свобода. Значение специализации и обмена. Рациональный потребитель. Защита прав потребителя.

Семейная экономика (3 часа)

Семейная экономика. Семейный бюджет. Источники доходов семьи, основные виды расходов семьи. Реальные и номинальные доходы семьи. Неравенство доходов и его причины  Личное подсобное хозяйство. Сбережения населения. Страхование.  

Спрос и предложение. Рынок. (4 часа)

Рыночный механизм. Рыночное равновесие. Рыночные структуры. Экономические цели фирмы, ее основные организационные формы. Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Издержки, выручка, прибыль. Фондовый рынок. Предложение. Факторы, формирующие предложение. Величина предложения. Закон предложения. Кривая предложения. Индивидуальное и рыночное предложение  

Деньги, банки, инфляция (5часов)

Деньги и их функции. Банковская система. Потребительское кредитование. Ипотечный кредит. Промежуточная аттестация  

 В результате изучения экономики в 10 классе обучающиеся  должны:

знать/ понимать:

основные вопросы экономики, основные типы экономических систем, соотношение спроса и предложения ,эластичность спроса и предложения, равновесная цена, конкуренцию, потребительский выбор права потребителя и их защита, основные типы рынков, банковскую систему, функции банков, организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, свойства и функции денег,

Уметь

  • приводить примеры: экономических и свободных (неэкономических) благ, факторов производства, внешних эффектов, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;
  • описывать: действие рынка, основные типы рынков, полезность благ, деятельность банков, виды кредитования, различные виды фирм, рынок ценных бумаг, деятельность фондовой биржы
  • объяснять: взаимосвязь спроса и предложения, причины неравенства доходов, зависимость ставки процента от срока кредитования в банке, недостатки монополий для потребителей и общества

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • получения и оценки экономической информации;
  • составления семейного бюджета;
  • оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.

Содержание программы по последовательности изучаемого материала

10 класс

Номер главы

Название изучаемой главы

Рекомендуемое количество часов на изучение

1

Введение. Экономика и экономическая наука

2

2

Типы экономических систем

3

3

Семейная экономика

3

4

Спрос и предложение. Рынок

4

5

Деньги, банки, инфляция

4

Промежуточная аттестация

1

Всего

17

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Учебный материал по предмету Экономика в 11  классах складывается из следующих содержательных компонентов:   фирма, роль государства в экономике, ВВП его структура и динамика, рынок труда и безработица, элементы международной экономики, основные проблемы экономики России

11 класс

 Название блока

Минимальное количество часов по ФК ГС

1.

 Введение

1

2.

   Фирма

4

3.

   Роль государства в экономике

 3

4.

  ВВП, его структура и динамика

2

5.

  Рынок труда и безработица

2

6.

Элементы международной экономики

2

7.

Основные проблемы экономики России

3

Всего

17

Введение 1ч

 Фирма (4 часа)

Роль и цели фирм в экономике. Экономические основы деятельности фирмы. Предприниматель и создание фирм. Основные организационные формы бизнеса в России.    Основные принципы менеджмента. Понятие маркетинга. Реклама. Акции, облигации и другие ценные бумаги.

Роль государства в экономике (3 часа) 

  Общественные блага. Виды налогов.  Функции государства в экономике. Государственный бюджет. Основы фискальной политики государства

ВВП, его структура и динамика (2часа)

Понятие ВВП и его структура. Экономические циклы. Экономический рост и развитие.  

Рынок труда и безработица (2часа)

Труд. Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Безработица. Государственная политика в области занятости. Профсоюзы

Элементы международной экономики (2часа)

Международная торговля и ее влияние на экономику страны.  Глобальные экономические проблемы.  Обменные курсы валют.

Основные проблемы экономики России (3часа)

Эволюция экономических систем. Становление современной рыночной экономики России. Россия в мировой экономике. Особенности современной экономики России.

Промежуточная аттестация.

 

 Результаты обучения указаны в планируемых результатах освоения учебного предмета.

Содержание программы по последовательности изучаемого материала

11 класс

Номер главы

Название изучаемой главы

Рекомендуемое количество часов на изучение

1

Фирма

5

2

Роль государства в экономике

3

3

ВВП, его структура и динамика

2

4

Рынок труда и безработица

2

5

Элементы международной экономики

2

6

Основные проблемы экономики России

2

Промежуточная аттестация

1

Всего

17

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

10 класс

Номер главы

Название изучаемой главы

Рекомендуемое количество часов на изучение

Характеристика основных видов деятельности ученика

1

Введение. Экономика и экономическая наука

3

Знать понятие   об экономической    науке. Объяснять понятия «микро-» и «макроэкономика»

людей;
-причины, по которым
потребности людей не могут быть удовлетворены
- понятия «абсолютная и относительная ограниченность ресурсов»;

2

 Типы экономических систем

3

Знать типы экономических систем , понятия   «традиционная экономическая система»,   «командная   экономическая        система».

Уметь  подбирать  примеры к каждой из них

Причины эффективности рыночного механизма и источники его слабостей

 Уметь решать задачи по теме, приводить примеры и анализировать их

3

Семейная экономика

3

Знать понятия темы. Уметь объяснять:

- источники доходов семьи;

-     изменение    структуры доходов семей как следствие экономических преобразований в стране

Структура семейных  расходов      как      индикатор уровня развития страны.

Уметь:

-  анализировать материалы СМИ;

-  работать с нормативными документами

4

Спрос и предложение. Рынок

4

Знать:

-    понятие   о   спросе   и предложении;

-  факторы формирования величины спроса и предложения;

-   эластичность спроса и ее значение для продавцов (объяснять формирование   на рынке спроса  и  предложения

Описывать действие рынка

5

Деньги, банки, инфляция  

3

Знать: виды банков, функции банков,

основные виды услуг банков.

кредитования, депозиты

до востребования и

срочные,

кредитоспособность,

вексель, чек,

безналичный расчет

анализировать    изменения инфляции в связи с влиянием на ВВП;

 Анализировать причины стойкой инфляции, ее связь с номинальной ставкой   процента;

- рассчитывать темп инфляции

Итоговое повторение

1

Выполнять тестовые заданий типа А,В; анализ текстов ЕГЭ по экономической

сфере

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

11 класс

Экономика.

Номер главы

Название изучаемой главы

Рекомендуемое количество часов на изучение

Характеристика основных видов деятельности ученика

1

 Введение.

Фирма

1

4

Знать:-понятия: фирма, пред
приятие, отрасль;
-понятие о добавленной
стоимости
Знать:
-виды и цели, факторы
деятельности фирм.

Знать, почему фирма выгоднее рынка. Уметь рассчитывать, какой из способов производства наиболее экономически эффективен

Уметь:
- вести расчёты коэффициента эластичности предложения; - построить кривую предложения

2

 Роль государства в экономике

 

3

Знать:-понятие о слабости рынка;
-экономические функции государства и их роль в
компенсации слабостей
рынка;
-понятие об общественных благах

3

 ВВП, его структура и динамика

2

4

 Рынок труда и безработица

2

Знать:-особенности труда как  товара;
-деятельность продав
цов и покупателей на
рынке труда. Объяснять
суть положения «спрос на рынке труда»
-факторы, формирующие
предложение и спрос на рынке труда;
-закон предложения на рынке труда.

Объяснять положение об эффекте дохода и его влиянии на предложение труда

5

 Элементы международной экономики

2

Дать сравнительную картину достоинств и недостатков открытия рынка для товаров зарубежных производителей

влияние пошлин на
импорт, на изменение
рыночной ситуации;
- что такое импортные
квоты и внешнеторговая
лицензия.

6

Основные проблемы экономики России

2

Знать:
-глобальные экономические проблемы конца XX века;
-зачем нужно спасать природу.

Доказать взаимосвязанность экономики и экологии

 Итоговая контрольная работа

1

Выполнить итоговую контрольную работу.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

    В результате изучения экономики, на базовом уровне обучающиеся должны:

   знать и понимать:

 функции денег, банковскую систему, причины различий в оплате труда, основные виды налогов, организационно – правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста.

 Уметь:

  • приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, внешних эффектов, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем.
  • -Описывать: действие рынка, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики.
  •  Объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, причины международной торговли.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • получение и оценка экономической информации;
  • составление семейного бюджета;
  • исполнения типичных экономических ролей;
  • решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями;
  • совершенствования собственной познавательной деятельности
  • оценки происходящих событий и поведения людей с экономической точки зрения;
  • осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования экономической информации,  
  • оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.

ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ПО ПРЕДМЕТУ «ЭКОНОМИКА»

Оснащение процесса обучения   курсу « экономика» обеспечивается библиотечным фондом, печатными пособиями, а также информационно-коммуникативными средствами, экранно-звуковыми пособиями, техническими средствами обучения, учебно-практическим и учебно-лабораторным оборудованием.

В библиотечный фонд входят примерные программы, авторские программы, комплекты учебников, рекомендованных или допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации. В состав библиотечного фонда входят, дидактические материалы, сборники контрольных и самостоятельных работ, практикумы по решению задач, соответствующие используемым комплектам учебников; сборники заданий, обеспечивающих диагностику и контроль качества обучения в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников; учебная литература, необходимую для подготовки докладов, сообщений, рефератов, творческих работ.

Информационные средства обучения - мультимедийные обучающие программы и электронные учебные издания, имеющие проблемно-тематический характер и обеспечивающие дополнительные условия для изучения отдельных тем и разделов.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

Библиотечный фонд

Класс

Автор используемой Программы (кем разработана, кем утверждена) источник программы

Кол-во часов

Используемые учебники

(указать издание)

Кол-во

уч-ся

Кол-во в библ.

Про

цент обесп

10А

 

Авторская программа   по экономике для 8-11 классов общеобразовательных школ. И.В. Липсиц.- М.:Вита-Пресс 2011г Утверждена МО РФ

 

0.5

17.5

 Липсиц И. В. Экономика. Базовый курс: учебник для 10, 11 классов. – М: ВИТА-ПРЕСС, 2008. Рекомендовано Минобрнауки РФ

13

13

100

10Б

 

Авторская программа   по экономике для 8-11 классов общеобразовательных школ. И.В. Липсиц.- М.:Вита-Пресс 2011г Утверждена МО РФ

 

0.5

17.5

 Липсиц И. В. Экономика. Базовый курс: учебник для 10, 11 классов. – М: ВИТА-ПРЕСС, 2008. Рекомендовано Минобрнауки РФ

27

27

100

  11В

Авторская программа   по экономике для 8-11 классов общеобразовательных школ. И.В. Липсиц.- М.:Вита-Пресс 2011г

0.5

17.5

Липсиц И. В. Экономика. Базовый курс: учебник для 10, 11 классов. – М: ВИТА-ПРЕСС, 2008. Рекомендовано Минобрнауки РФ

24

24

100

  1. Автономов В.С. Введение в экономику. – М: Вита-Пресс, 1999.
  2. Неровня Т.Н. История экономики. Ростов н/ Д.: «Феникс» 1999 г.
  3. Основы потребительских знаний. – М.: ИИЦ «Спрос», 2006.
  4. Савицкая Е.В. Рабочая тетрадь по экономике в 2 частях. М.: Вита – Пресс, 2005 г.
  5. Сборник практических заданий: “Сборник дач по экономике” С.Равичев, С.Григорьев, Москва. Вита Пресс. 2010
  6. Савицкая Е.В. Уроки экономики в школе. М.: Вита – Пресс, 2004 г.
  7. Фрейнкман Е.Ю. Экономика и бизнес. Начальный курс. Учебное пособие для учащихся 10  –  11 классов. М.: «Начала – Пресс», 1995 г.

Литература для учащихся:

  1. Автономов В.С. Введение в экономику. – М: Вита-Пресс, 1999.
  2. Бизнес. Энциклопедия для детей /под ред. М. Аксенова. М.: «Мир энциклопедий», 2005.
  3. Липсиц И.В. Экономика. В 2-х книгах. – М.: Вита-пресс, 2007.

Электронно-образовательные ресурсы и Интернет ресурсы:

1.Архив учебных программ и презентаций. – Режим доступа: http://www.rusedu.ru

2.Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http:// schoolcollection.edu.ru

3.Интернет-портал «Рrо школу.ru». – Режим доступа: http://www.proshkolu.ru

4.Презентации PowerPoint (обществознание). – Режим доступа: http://mirppt.ucoz.ru/index/ prezentacii_po_obshhestvoznaniju/0-13

5.http://economicus.ru

6. ido.rudn.ru  

7. ecsocman.edu.ru - Федеральный образовательный портал "Экономика, Социология, Менеджмент.

8.http://www.finansy.ru

9. http://fcior.edu.ru

10. http://eor.edu.ru

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

Технические средства обучения,

учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

      Для обучения предоставлены 2 кабинета (№ 301, 302), все кабинеты снабжены учебниками, методическими материалами. 

Кабинет № 301:

  • Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц;
  • компьютер;
  • принтер;
  • мультимедиапроектор;
  • экран навесной;
  •  Дидактический материал
  • Карточки для проведения самостоятельных работ по всем темам курса.
  • Карточки для проведения контрольных работ.
  • Карточки для индивидуального опроса учащихся по всем темам курса.
  • Тесты. 

 Кабинет № 302:

  •   Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц;
  • компьютер;
  • принтер;
  • мультимедиапроектор;
  • экран навесной;
  •  Дидактический материал
  • Карточки для проведения самостоятельных работ по всем темам курса.
  • Карточки для проведения контрольных работ.
  • Карточки для индивидуального опроса учащихся по всем темам курса.
  • Тесты.