Проект урока по экономике для 7 - 8 класса "Рынок. Взаимодействие спроса и предложения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_rynok_7_klass.doc | 257.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Перевозского муниципального района Нижегородской области
«Средняя школа № 1 г. Перевоза»
Проект урока по экономике для 7 - 8 класса
«Рынок. Взаимодействие спроса и предложения»
Составила
учитель экономики
высшей категории
Ахмадеева Е. В.
г. Перевоз
2017 год
Тип урока: Повторительно-обобщающий урок.
Целевая аудитория: 7-8 класс
Цели урока:
Образовательные:
- Закрепить и углубить знание темы «Рынок» через решение конкретных учебных задач.
- Научить комплексному восприятию и осмыслению понятий «рынок, спрос, предложение, цена».
- Уметь находить взаимосвязь между спросом и ценой, предложением и ценой.
- Привить навыки самостоятельно добывать знания, обсуждать проблемные вопросы и практические ситуации.
Развивающие:
- Развивать культуру коллективной работы в микрогруппах.
- Продолжать формирование умения высказывать, аргументировать и отстаивать собственное мнение по обсуждаемым проблемам.
Воспитательные:
- Продолжать развитие интереса к предмету и изучаемой теме.
- Воспитывать активную личность, имеющую собственные и устойчивые суждения, перерастающие в убеждения.
Задачи урока:
- Сформировать у учеников системное представление о рынке, как о совокупности способов и форм организации купли-продажи товаров.
- Заинтересовать учащихся через выполнение различных творческих заданий в успешном усвоении учебного материала.
- Расширить творческие способности учащихся, их мыслительную деятельность и кругозор.
- Обобщить и систематизировать полученные знания в игровой форме.
- Развить навыки самооценки своих знаний.
Метод обучения: проблемный, исследовательский.
Форма организации занятия: самостоятельная работа.
Средства обучения: раздаточный материал, слайды презентации урока.
Форма организации работы: групповая.
Хронометраж урока:
- организационный момент (1 минута);
- вступительное слово учителя (1 минута);
- выступление учащихся (3 минуты);
- постановка целей и задач урока (2 минуты);
- выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода письменных и устных заданий обобщающего и систематизирующего характера (20 минут);
- проверка выполнения работ, корректировка (7 минут);
- формирование выводов по изученному материалу (8 минут);
- оценка результатов урока и подведение итогов (2 минуты);
- задание на дом (1 минута).
Структурные элементы урока | Деятельность учителя | Ожидаемая (прогнозируемая) деятельность учащихся |
1 Организационный момент Дидактическая задача: Обеспечение своевременного и организованного начала урока. | Учитель приветствует учащихся, проверяет отсутствующих учеников, обеспечивает эмоциональный рабочий настрой учащихся. | Рапорт дежурных, самопроверка рабочих мест, готовность к активной работе. |
2 Вступительное слово учителя. Дидактическая задача: Подготовить учащихся к плодотворной работе на уроке. Наметить цели и задачи и сообщить план урока. | Учитель предлагает учащимся прослушать два стихотворения в исполнении одноклассников и найти в них экономические термины (приложение №1). Найденные учениками экономические термины учитель выписывает на доску и предлагает ученикам самим сформулировать предполагаемую тему урока, а также цели к нему. Затем на слайдах презентации учитель показывает название темы, цели и задачи урока. (слайды №1, 2, 3, 4) | Учащиеся находят в прочитанных стихотворениях экономические термины и перечисляют их. Затем они предполагают, что речь пойдет о рынке, купле и продаже и сами формулируют тему урока и цели к нему. Тему урока записывают в свои тетради и настраиваются на предстоящую работу. |
3 Выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера. Дидактическая задача: Выработать обобщающие умения, формирующие обобщенно-понятийные знания на основе фактов и явлений. | 3.1 Тест с обратной связью. Учитель предлагает ученикам ответить на пять вопросов из темы «Рынок», изученной ими еще в пятом классе, чтобы проверить, на сколько они усвоили основные экономические понятия из данной темы. На слайде №5 представлены вопросы. Через 3-4 минуты учитель называет правильные ответы для самопроверки тестов учащимися. Полученные оценки выставляются в журнал. (приложение №2) 3.2 Работа в группах. Задание «Найди слово». Учитель выдает каждой группе свою таблицу с буквами (приложение № 3) и предлагает в течение трех минут найти в ней как можно больше экономических терминов, связанных с темой урока. Слова расположены во всех направлениях, кроме диагонали. Учитель показывает слайд №6, в котором выписаны правильные ответы. Сравнивается ответ групп с эталоном, подсчитывается число найденных слов, результат учитель записывает на доске в таблице. Каждая группа получает столько очков, сколько она нашла правильных слов. 3.3 Работа с графиками. Учитель выдает каждой группе карточку с заданием для построения графиков спроса и предложения. Затем выслушивает ответ каждой группы на вопросы, поставленные в карточке, и показывает на слайде №7, как будут выглядеть ситуации на рынке при изменении цены. Учитель открывает слайд №8 и предлагает учащимся оценить свою работу над этим заданием по следующим критериям (приложение №4). В таблице на доске записывает каждой группе соответствующее количество очков. 3.4 Домашнее творческое задание. На предыдущем уроке учителем было дано задание классу: написать рассказ, сказку или былину на тему «Рынок» с применением следующих слов: рынок, спрос, покупка (покупатель), продажа (продавец), товар, предложение (предлагать), дефицит, избыток, цена, торговля, торговаться. Учитель просит учеников зачитать лучший, по их мнению, рассказ в своей группе. В таблице на доске выставляет оценку каждому рассказу и подсчитывает общее количество баллов в каждой группе. Учитель называет группу-лидера. | Учащиеся в течение 3-4 минут отвечают на вопросы теста, затем листочки передают соседу справа для проверки и выставления оценки. карточки с ответами и оценкой отдают учителю. Учащиеся делятся на три группы по семь человек. Учащиеся в группах вместе находят и выписывают слова по теме «Рынок». Затем сравнивают результат с эталоном и подсчитывают себе баллы. Эти баллы лидер группы проставляет в таблице «Оценка конкурсных заданий» (приложение №5). Учащиеся строят графики спроса и предложения, находят точку пересечения, определяют координаты равновесной цены и количества и отвечают на вопросы, поставленные в карточке. Затем они оценивают работу группы по предложенным учителем критериям и выставляют себе оценку за задание в таблицу «Оценка конкурсных заданий». Лидер группы зачитывает лучший в группе рассказ на тему «Рынок». Учащиеся других групп следят, чтобы в рассказе было использовано наибольшее количество заданных слов и дают оценку услышанному. Оценка выставляется в таблицу «Оценка конкурсных заданий». Затем каждая группа подсчитывает свой общий результат. |
4 Проверка выполнения работ. Дидактическая задача: выявление и анализ имеющихся у учащихся знаний, умений и навыков. | Учитель проводит контроль и корректировку (по необходимости) после каждого вида выполненных заданий. На доске фиксирует в таблице количество баллов, заработанных каждой группой в процессе выполнения заданий | Один из представителей группы зачитывает задание и от имени всей группы отвечает на поставленные в задании вопросы. |
5 Формулирование выводов по изученному материалу. Дидактическая задача: Выявление главного и установление содержательно-логической связи между различными видами знаний. | Учитель напоминает учащимся, с какими экономическими понятиями они сегодня работали, и просит составить вывод на основании выполненных заданий с применением изученных экономических терминов, а также в связи с целями, которые учащиеся поставили перед собой в начале урока. Затем учитель открывает учащимся слайд №9 и зачитывает вывод к теме урока. | Учащиеся в течение 2-3-х минут анализируют материал, обсуждают в группах и предлагают свои варианты обобщения. В ходе совместной деятельности учащиеся развивают умения выделять содержательно-логические связи между различными видами знаний. Вывод: С изменением цены, изменяется и ситуация на рынке. Спрос увеличивается с уменьшением цены, а предложение уменьшается. Если цена растет, то спрос падает, а предложение увеличивается. Идеальным состоянием является состояние рыночного равновесия. |
6 Оценка результатов урока. Дидактическая задача: Анализ достижения поставленных целей урока. | Учитель выявляет соответствие поставленных целей результату, уровню самостоятельности и подготовленности учащихся и рассматривает возможности увеличения степени самостоятельности. Учитель выставляет в журнал оценки, которые учащиеся проставили себе в таблицах. | Учащиеся анализируют свою учебную деятельность, соотносят свои выводы с выводами учителя. В таблице «Самооценка работы учащихся в группах» каждый выставляет себе оценку за работу на уроке. |
7 Подведение итогов. Дидактическая задача: Организовать обратную связь с целью оценки эффективности. | Учитель подводит итог урока, отмечая старательность, находчивость, умение систематизировать и обобщать материал. | Прослушав еще раз учителя, учащиеся систематизируют материал урока, тем самым, подготавливаясь к применению его на практике. Лидеры групп сдают учителю таблицы контроля. |
8 Задание на дом. дидактическая задача: Нацелить учащихся на выполнение домашнего задания. | Для окончательного закрепления изученной темы и развития познавательного интереса учащихся, учитель предлагает найти и выписать в тетради пословицы, поговорки, загадки на тему «Купля-продажа. Рынок». | Учащиеся записывают домашнее задание в дневники. |
Вместе со звонком с урока учитель открывает учащимся слайд №10, где написано «СПАСИБО ЗА УРОК» и звучат аплодисменты. |
Приложение №1
С. Михалков (русская сказка)
На рынке корову старик продавал,
Никто за корову цены не давал!
Хоть многим была коровенка нужна,
Но, видно, не нравилась людям она.
- Хозяин, продашь нам корову свою?
- Продам. Я с утра с ней на рынке стою.
- Не много ли просишь, старик, за нее?
- Да где ж наживаться? Вернуть бы свое!
- Уж больно твоя коровенка худа!
- Болеет, проклятая. Прямо беда.
- А много ль корова дает молока?
- Да мы молока не видали пока.
Весь день на базаре старик торговал,
Никто за корову цены не давал.
Один паренек пожалел старика:
- Папаша, рука у тебя не легка.
Я возле коровы твоей постою,
Авось, продадим мы корову твою.
Идет покупатель с тугим кошельком
И вот уж торгуется он с пареньком:
- Корову продашь?
- Покупай, коль богат.
Корова, гляди, не корова, а клад.
- Да так ли? Уж выглядит больно худой!
- Не очень жирна, но хороший удой.
- А много ль корова дает молока?
- Не выдоишь за день - устанет рука!
Старик посмотрел на корову свою:
- Зачем я, Буренка, тебя продаю?
Корову свою не продам никому.
Такая скотина нужна самому.
А. Васильев
А кругом, кругом, кругом, будто на смотринах
В ореоле дорогом ждет товар в витринах.
Есть набор сладких вин, сыр, изюм, колбасы,
Синтетический пингвин, лебедь из пластмассы.
Есть пирог на меду, сдобная услада,
Из орехов какаду, слон из шоколада!
Тут товар невдалеке, а на что ты купишь?
Если в тощем кошельке, извините, кукиш.
Эта мысль до темна хмурит лбы прохожих
И у белых она и у темнокожих.
Не заманит в салон божий зазывала.
На товар- то спрос силен, да силенок мало.
Приложение №2
Тест с обратной связью (5-й слайд)
- Совокупность форм и способов организации купли-продажи товаров по различным ценам – это
а) обмен, б) рынок, в) сделка.
2. Денежное выражение стоимости товара – это
а) цена, б) выручка, в) прибыль.
3. Спрос – это
а) желание купить товар, б) возможность купить товар, в) желание и возможность купить товар.
4. Предложение – это
а) количество товаров, предлагаемых к продаже, б) желание продать товар, в) возможность продавцов продать товар по различным ценам.
5. Продукт труда, произведенный для продажи или обмена – это
а) услуга, б) товар, в) продукция.
Правильные ответы: 1-б, 2-а, 3-в, 4-а, 5-б.
После того, как учащимся сообщаются правильные ответы, они сами ставят друг другу оценку по следующим критериям: «5» ни одной ошибки, «4» одна ошибка, «3» две ошибки. Учитель подсчитывает количество «5», «4», «3» и пишет результат на доску.
Примеры карточки для ответа учащегося:
- – б + 1. – б + 1. – а -
- – а + 2. – а + 2. – а +
- – в + 3. – б - 3. – в +
- – а + 4. – а + 4. – а +
- – б + 5. – б + 5. – в -
Оценка – 5. Оценка – 4 Оценка – 3
Приложение №3
Работа в группах.
В таблице найти как можно больше слов, связанных с темой «Рынок», выписать их и отдать учителю. Выписанные ответы сверяются с эталоном на доске. В каждой группе своя таблица со словами. Слова читаются в любую сторону.
Задание группе №1.
ц | с | а | к | л | е | д | с | м | и |
е | б | и | ц | ы | з | о | к | р | з |
в | п | в | е | т | п | б | и | е | б |
а | р | ы | н | о | к | м | д | т | ы |
д | о | г | а | в | а | е | к | р | т |
о | д | н | р | а | д | н | а | а | о |
р | у | с | п | р | о | с | ю | б | к |
п | к | п | д | е | ф | и | ц | и | т |
с | т | о | и | м | о | с | т | ь | е |
ш | в | л | а | ж | а | д | о | р | п |
Ответы: рынок, товар, сделка, продукт, цена, продавец, покупатель, обмен, скидка, стоимость, дефицит, продажа, бартер, избыток.
Группе засчитывается столько баллов, сколько они нашли слов.
Задание группе №2.
к | ц | а | к | в | а | б | д | а | н |
у | с | т | у | п | к | а | л | ш | з |
п | т | д | з | т | б | з | и | к | х |
л | о | о | ч | м | й | а | н | е | ц |
я | в | л | в | с | п | р | о | с | ъ |
м | а | г | а | з | и | н | д | б | ж |
п | р | о | д | а | ж | а | к | м | ю |
м | р | г | и | ы | т | е | н | о | м |
р | а | в | н | о | в | е | с | и | е |
ь | л | е | т | а | п | у | к | о | п |
Ответы: купля, продажа, цена, надбавка, равновесие, базар, магазин, рынок, спрос, долг, монеты, товар, уступка, покупатель.
Задание группе №3.
о | с | я | н | ь | г | ж | р | в | ц |
б | п | р | о | д | а | в | е | ц | е |
м | р | м | и | г | р | о | т | к | н |
е | о | и | ц | б | т | ц | р | о | н |
н | с | т | к | ю | ь | м | а | н | и |
п | о | к | у | п | к | а | б | ы | к |
ц | е | н | а | к | р | а | м | р | я |
п | р | о | д | у | к | ц | и | я | п |
ъ | и | г | у | л | с | у | т | л | б |
и | з | б | ы | т | о | к | о | с | т |
Ответы: ценник, ярмарка, аукцион, продавец, покупка, продукция, услуги, избыток, цена, спрос, рынок, торг, бартер, обмен.
(6-й слайд)
Приложение №4
Построение графиков спроса и предложения.
Задание для построения графиков спроса и предложения группе №1.
цена | предложение | цена | спрос |
2 | 1 | 1 | 10 |
8 | 10 | 8 | 3 |
Задание к графику
Построить графики спроса и предложения. Найти координаты точки равновесия. Определить равновесную цену и количество.
Что произойдет с ситуацией на рынке, если цена увеличится? Как изменятся спрос и предложение? Назовите эту ситуацию и покажите ее на графике.
Задание для построения графиков спроса и предложения группе №2
цена | предложение | цена | спрос |
1 | 1 | 3 | 1 |
5 | 5 | 6 | 10 |
Задание к графику
Построить графики спроса и предложения. Определить равновесную цену и количество. Записать их координаты.
Что произойдет с ситуацией на рынке, если цена не изменится? Чему будут равны спрос и предложение? Назовите эту ситуацию и покажите ее на графике.
Задание для построения графиков группе №3.
цена | предложение | цена | спрос |
1 | 1 | 3 | 10 |
10 | 9 | 8 | 1 |
Задание к графику
Построить графики спроса и предложения. Определить равновесную цену и количество. Записать их координаты.
Что произойдет с ситуацией на рынке, если цена уменьшится? Чему будут равны спрос и предложение? Назовите эту ситуацию и покажите ее на графике.
(8-й слайд)
Критерии оценки второго задания. За правильное построение графиков - 1балл, за точку равновесия и определение ее координат - 1 балл, за определение ситуации на рынке - 1 балл, за обоснованный ответ - 2 балла. Максимальная оценка - 5 баллов. Учащиеся выставляют оценку в свою карточку.
Приложение №5
Оценка конкурсных заданий.
Группа 1.
№ | Наименование задания | Баллы |
1. | Слова в таблице | |
2. | Построение графиков | |
3. | Рассказ | |
итого: |
Оценка конкурсных заданий.
Группа 2.
№ | Наименование задания | Баллы |
1. | Слова в таблице | |
2. | Построение графиков | |
3. | Рассказ | |
Итого: |
Оценка конкурсных заданий.
Группа 3.
№ | Наименование задания | Баллы |
1. | Слова в таблице | |
2. | Построение графиков | |
3. | Рассказ | |
Итого: |
Самооценка работы учащихся в группах
№ | Фамилия и имя ученика | оценка |
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4 | ||
5 | ||
6 | ||
7 |