Проект урока по экономике для 7 - 8 класса "Рынок. Взаимодействие спроса и предложения"

Ахмадеева Елена Васильевна

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Перевозского муниципального района Нижегородской области

«Средняя школа № 1 г. Перевоза»

Проект урока по экономике для 7 - 8 класса

 «Рынок. Взаимодействие спроса и предложения»

Составила

учитель экономики

 высшей категории

Ахмадеева Е. В.

г. Перевоз

2017 год

Тип урока: Повторительно-обобщающий урок.

Целевая аудитория: 7-8 класс

Цели урока:

Образовательные:

  1. Закрепить и углубить знание темы «Рынок» через решение конкретных учебных задач.
  2. Научить комплексному восприятию и осмыслению понятий «рынок, спрос, предложение, цена».
  3. Уметь находить взаимосвязь между спросом и ценой, предложением и ценой.
  4. Привить навыки самостоятельно добывать знания, обсуждать проблемные вопросы и практические ситуации.

Развивающие:   

  1. Развивать культуру коллективной работы в микрогруппах.
  2. Продолжать формирование умения высказывать, аргументировать и отстаивать собственное мнение по обсуждаемым проблемам.

Воспитательные:

  1. Продолжать развитие интереса к предмету и изучаемой теме.
  2. Воспитывать активную личность, имеющую собственные и устойчивые суждения, перерастающие в убеждения.

Задачи урока:   

  1. Сформировать у учеников системное представление о рынке, как о совокупности способов и форм организации купли-продажи товаров.
  2. Заинтересовать учащихся через выполнение различных творческих заданий в успешном усвоении учебного материала.
  3. Расширить творческие способности учащихся, их мыслительную деятельность и кругозор.
  4. Обобщить и систематизировать полученные знания в игровой форме.
  5. Развить навыки самооценки своих знаний.

Метод обучения: проблемный, исследовательский.

Форма организации занятия: самостоятельная работа.

Средства обучения: раздаточный материал, слайды презентации урока.

Форма организации работы: групповая.

Хронометраж урока:

- организационный момент (1 минута);

- вступительное слово учителя (1 минута);

- выступление учащихся (3 минуты);

- постановка целей и задач урока (2 минуты);

- выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода письменных и устных заданий обобщающего и систематизирующего характера (20 минут);

- проверка выполнения работ, корректировка (7 минут);

- формирование выводов по изученному материалу (8 минут);

- оценка результатов урока и подведение итогов (2 минуты);

- задание на дом (1 минута).

Структурные элементы урока

Деятельность учителя

Ожидаемая (прогнозируемая) деятельность учащихся

1 Организационный момент

Дидактическая задача:

Обеспечение своевременного и организованного начала урока.

Учитель приветствует учащихся, проверяет отсутствующих учеников, обеспечивает эмоциональный рабочий настрой учащихся.

Рапорт дежурных, самопроверка рабочих мест, готовность к активной работе.

2 Вступительное слово учителя.

Дидактическая задача:

Подготовить учащихся к плодотворной работе на уроке. Наметить цели и задачи и сообщить план урока.

Учитель предлагает учащимся прослушать два стихотворения в исполнении одноклассников и найти в них экономические термины (приложение №1).

Найденные учениками экономические термины учитель выписывает на доску и предлагает ученикам самим сформулировать предполагаемую тему урока, а также цели к нему.

Затем на слайдах презентации учитель показывает название темы, цели и задачи урока.

(слайды №1, 2, 3, 4)

Учащиеся находят в прочитанных стихотворениях экономические термины и перечисляют их. Затем они предполагают, что речь пойдет о рынке, купле и продаже и сами формулируют тему урока и цели к нему.

Тему урока записывают в свои тетради и настраиваются на предстоящую работу.

3 Выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера.

Дидактическая задача:

Выработать обобщающие умения, формирующие обобщенно-понятийные знания на основе фактов и явлений.

3.1 Тест с обратной связью.

Учитель предлагает ученикам ответить на пять вопросов из темы «Рынок», изученной ими еще в пятом классе, чтобы проверить, на сколько они усвоили основные экономические понятия из данной темы. На слайде №5 представлены вопросы. Через 3-4 минуты учитель называет правильные ответы для самопроверки тестов учащимися. Полученные оценки выставляются в журнал.

(приложение №2)

3.2 Работа в группах. Задание «Найди слово».

Учитель выдает каждой группе свою таблицу с буквами (приложение № 3) и предлагает в течение трех минут найти в ней как можно больше экономических терминов, связанных с темой урока. Слова расположены во всех направлениях, кроме диагонали.

Учитель показывает слайд №6, в котором выписаны правильные ответы. Сравнивается ответ групп с эталоном, подсчитывается число найденных слов, результат учитель записывает на доске в таблице.

Каждая группа получает столько очков, сколько она нашла правильных слов.

3.3 Работа с графиками.

Учитель выдает каждой группе карточку с заданием  для построения графиков спроса и предложения. Затем выслушивает ответ каждой группы на вопросы, поставленные в карточке, и показывает на слайде №7, как будут выглядеть ситуации на рынке при изменении цены.

Учитель открывает слайд №8 и предлагает учащимся оценить свою работу над этим заданием по следующим критериям (приложение №4).

В таблице на доске  записывает каждой группе соответствующее количество очков.

3.4 Домашнее творческое задание.

На предыдущем уроке учителем было дано задание классу: написать рассказ, сказку или былину на тему «Рынок» с применением следующих слов: рынок, спрос, покупка (покупатель), продажа (продавец), товар, предложение (предлагать), дефицит, избыток, цена, торговля, торговаться.

Учитель просит учеников зачитать лучший, по их мнению, рассказ в своей группе.

В таблице на доске выставляет оценку каждому рассказу и

подсчитывает общее количество

баллов в каждой группе.

Учитель называет группу-лидера.

Учащиеся в течение 3-4 минут отвечают на вопросы теста, затем листочки передают соседу справа для проверки и выставления оценки.

карточки с ответами и оценкой отдают учителю.

Учащиеся делятся на

три группы по семь человек.

Учащиеся в группах вместе находят и выписывают слова по теме «Рынок».

Затем сравнивают результат с эталоном и подсчитывают себе баллы. Эти баллы лидер группы проставляет в таблице «Оценка конкурсных заданий» (приложение №5).

Учащиеся строят графики спроса и предложения, находят точку пересечения, определяют координаты равновесной цены и количества и отвечают на вопросы, поставленные в карточке. Затем они оценивают работу группы по предложенным учителем критериям и выставляют себе оценку за задание в таблицу «Оценка конкурсных заданий».

Лидер группы зачитывает  лучший в группе рассказ на тему «Рынок». Учащиеся других групп следят, чтобы в рассказе было использовано наибольшее количество заданных слов и дают оценку услышанному.

Оценка выставляется в таблицу «Оценка конкурсных заданий».

Затем каждая группа подсчитывает свой общий результат.

4 Проверка выполнения работ.

Дидактическая задача:

выявление и анализ имеющихся у учащихся знаний, умений и навыков.

Учитель проводит контроль и корректировку (по необходимости) после каждого вида выполненных заданий.

На доске фиксирует в таблице количество баллов, заработанных каждой группой в процессе выполнения заданий

Один из представителей группы зачитывает задание и от имени всей группы отвечает на поставленные в задании вопросы.

5 Формулирование выводов по изученному материалу.

Дидактическая задача:

Выявление главного и установление содержательно-логической связи между различными видами знаний.

Учитель напоминает учащимся, с какими экономическими понятиями они сегодня работали, и просит составить вывод на основании выполненных заданий с применением изученных экономических терминов, а также в связи с целями, которые учащиеся поставили перед собой в начале урока.

Затем учитель открывает учащимся слайд №9 и зачитывает вывод к теме урока.

Учащиеся в течение 2-3-х минут анализируют материал, обсуждают в группах и предлагают свои варианты обобщения.

В ходе совместной деятельности учащиеся развивают умения выделять содержательно-логические связи между различными видами знаний.

Вывод: С изменением цены, изменяется и ситуация на рынке. Спрос увеличивается с уменьшением цены, а предложение уменьшается. Если цена растет, то спрос падает, а предложение увеличивается. Идеальным состоянием является состояние рыночного равновесия.

6 Оценка результатов урока.

Дидактическая задача:

Анализ достижения поставленных целей урока.

Учитель выявляет соответствие поставленных целей результату, уровню самостоятельности и подготовленности учащихся и рассматривает возможности увеличения степени самостоятельности.

Учитель выставляет в журнал оценки, которые учащиеся проставили себе в таблицах.

Учащиеся анализируют свою учебную деятельность, соотносят свои выводы с выводами учителя.

В таблице «Самооценка работы учащихся в группах» каждый выставляет себе оценку за работу на уроке.

7 Подведение итогов.

Дидактическая задача:

Организовать обратную связь с целью оценки эффективности.

Учитель подводит итог урока, отмечая старательность, находчивость, умение систематизировать и обобщать материал.

Прослушав еще раз учителя, учащиеся систематизируют материал урока, тем самым, подготавливаясь к применению его на практике. Лидеры групп сдают учителю таблицы контроля.

8 Задание на дом.

дидактическая задача:

Нацелить учащихся на выполнение домашнего задания.

Для окончательного закрепления изученной темы и развития познавательного интереса учащихся, учитель предлагает найти и выписать в тетради пословицы, поговорки, загадки на тему «Купля-продажа. Рынок».

Учащиеся записывают домашнее задание в дневники.

Вместе со звонком с урока учитель открывает учащимся слайд №10, где написано «СПАСИБО ЗА УРОК» и звучат аплодисменты.

Приложение №1

С. Михалков (русская сказка)

На рынке корову старик продавал,

Никто за корову цены не давал!

Хоть многим была коровенка нужна,

Но, видно, не нравилась людям она.

- Хозяин, продашь нам корову свою?

- Продам. Я с утра с ней на рынке стою.

- Не много ли просишь, старик, за нее?

- Да где ж наживаться? Вернуть бы свое!

- Уж больно твоя коровенка худа!

- Болеет, проклятая. Прямо беда.

- А много ль корова дает молока?

- Да мы молока не видали пока.

Весь день на базаре старик торговал,

Никто за корову цены не давал.

Один паренек пожалел старика:

- Папаша, рука у тебя не легка.

Я возле коровы твоей постою,

Авось, продадим мы корову твою.

Идет покупатель с тугим кошельком

И вот уж торгуется он с пареньком:

- Корову продашь?

- Покупай, коль богат.

Корова, гляди, не корова, а клад.

- Да так ли? Уж выглядит больно худой!

- Не очень жирна, но хороший удой.

- А много ль корова дает молока?

- Не выдоишь за день - устанет рука!

Старик посмотрел на корову свою:

- Зачем я, Буренка, тебя продаю?

Корову свою не продам никому.

Такая скотина нужна самому.

А. Васильев

А кругом, кругом, кругом, будто на смотринах

В ореоле дорогом ждет товар в витринах.

Есть набор сладких вин, сыр, изюм, колбасы,

Синтетический пингвин, лебедь из пластмассы.

Есть пирог на меду, сдобная услада,

Из орехов какаду, слон из шоколада!

Тут товар невдалеке, а на что ты купишь?

Если в тощем кошельке, извините, кукиш.

Эта мысль до темна хмурит лбы прохожих

И у белых она и у темнокожих.

Не заманит в салон божий зазывала.

На товар- то спрос силен, да силенок мало.

Приложение №2

Тест с обратной связью (5-й слайд)

  1. Совокупность форм и способов организации купли-продажи товаров по различным ценам – это

а) обмен, б) рынок, в) сделка.

2. Денежное выражение стоимости товара – это

а) цена, б) выручка, в) прибыль.

3. Спрос – это

 а) желание купить товар, б) возможность купить товар, в) желание и возможность купить товар.

4. Предложение – это

 а) количество товаров, предлагаемых к продаже, б) желание продать товар, в) возможность продавцов продать товар по различным ценам.

5. Продукт труда, произведенный для продажи или обмена – это

  а) услуга, б) товар, в) продукция.

Правильные ответы: 1-б, 2-а, 3-в, 4-а, 5-б.

После того, как учащимся сообщаются правильные ответы, они сами ставят друг другу оценку по следующим критериям: «5» ни одной ошибки, «4» одна ошибка, «3» две ошибки. Учитель подсчитывает количество «5», «4», «3» и пишет результат на доску.

Примеры  карточки для ответа учащегося:

  1. – б      +                               1. – б      +                     1. – а     -
  2. – а      +                               2. – а       +                     2. – а     +
  3. – в      +                               3. – б       -                      3. – в     +
  4. – а      +                               4. – а       +                     4. – а      +
  5. – б      +                               5. – б       +                     5. – в     -

Оценка – 5.                                Оценка – 4                      Оценка – 3

Приложение №3

Работа в группах.

В таблице найти как можно больше слов, связанных с темой «Рынок», выписать их и отдать учителю. Выписанные ответы сверяются с эталоном на доске. В каждой группе своя таблица со словами. Слова читаются в любую сторону.

Задание группе №1.

ц

с

а

к

л

е

д

с

м

и

е

б

и

ц

ы

з

о

к

р

з

в

п

в

е

т

п

б

и

е

б

а

р

ы

н

о

к

м

д

т

ы

д

о

г

а

в

а

е

к

р

т

о

д

н

р

а

д

н

а

а

о

р

у

с

п

р

о

с

ю

б

к

п

к

п

д

е

ф

и

ц

и

т

с

т

о

и

м

о

с

т

ь

е

ш

в

л

а

ж

а

д

о

р

п

Ответы: рынок, товар, сделка, продукт, цена, продавец, покупатель, обмен, скидка, стоимость, дефицит, продажа, бартер, избыток.

Группе засчитывается столько баллов, сколько они нашли слов.

Задание группе №2.

к

ц

а

к

в

а

б

д

а

н

у

с

т

у

п

к

а

л

ш

з

п

т

д

з

т

б

з

и

к

х

л

о

о

ч

м

й

а

н

е

ц

я

в

л

в

с

п

р

о

с

ъ

м

а

г

а

з

и

н

д

б

ж

п

р

о

д

а

ж

а

к

м

ю

м

р

г

и

ы

т

е

н

о

м

р

а

в

н

о

в

е

с

и

е

ь

л

е

т

а

п

у

к

о

п

Ответы: купля, продажа, цена, надбавка, равновесие, базар, магазин, рынок, спрос, долг, монеты, товар, уступка, покупатель.

Задание группе №3.

о

с

я

н

ь

г

ж

р

в

ц

б

п

р

о

д

а

в

е

ц

е

м

р

м

и

г

р

о

т

к

н

е

о

и

ц

б

т

ц

р

о

н

н

с

т

к

ю

ь

м

а

н

и

п

о

к

у

п

к

а

б

ы

к

ц

е

н

а

к

р

а

м

р

я

п

р

о

д

у

к

ц

и

я

п

ъ

и

г

у

л

с

у

т

л

б

и

з

б

ы

т

о

к

о

с

т

Ответы: ценник, ярмарка, аукцион, продавец, покупка, продукция, услуги, избыток, цена, спрос, рынок, торг, бартер, обмен.

(6-й слайд)

Приложение №4

Построение графиков спроса и предложения.

Задание для построения графиков спроса и предложения группе №1.

цена

предложение

цена

спрос

2

1

1

10

8

10

8

3

Задание к графику

Построить графики спроса и предложения. Найти координаты точки равновесия. Определить равновесную цену и количество.

Что произойдет с ситуацией на рынке, если цена увеличится? Как изменятся спрос и предложение? Назовите эту ситуацию и покажите ее на графике.

Задание для построения графиков спроса и предложения группе №2

цена

предложение

цена

спрос

1

1

3

1

5

5

6

10

Задание к графику

Построить графики спроса и предложения. Определить равновесную цену и количество. Записать их координаты.

Что произойдет с ситуацией на рынке, если цена не изменится? Чему будут равны спрос и предложение? Назовите эту ситуацию и покажите ее на графике.

Задание для построения графиков группе №3.

цена

предложение

цена

спрос

1

1

3

10

10

9

8

1

Задание к графику

Построить графики спроса и предложения. Определить равновесную цену и количество. Записать их координаты.

Что произойдет с ситуацией на рынке, если цена уменьшится? Чему будут равны спрос и предложение? Назовите эту ситуацию и покажите ее на графике.

 (8-й слайд)

Критерии оценки второго задания. За правильное построение графиков - 1балл, за точку равновесия и определение ее координат - 1 балл, за определение ситуации на рынке - 1 балл, за обоснованный ответ - 2 балла. Максимальная оценка - 5 баллов. Учащиеся выставляют оценку в свою карточку.

Приложение №5

Оценка конкурсных заданий.

Группа 1.

Наименование задания

Баллы

1.

Слова в таблице

2.

Построение графиков

3.

Рассказ

итого:

Оценка конкурсных заданий.

Группа 2.

Наименование задания

Баллы

1.

Слова в таблице

2.

Построение графиков

3.

Рассказ

Итого:

Оценка конкурсных заданий.

Группа 3.

Наименование задания

Баллы

1.

Слова в таблице

2.

Построение графиков

3.

Рассказ

Итого:

Самооценка работы учащихся в группах

Фамилия и имя ученика

оценка

1

2

3

4

5

6

7