Разработка урока по экономике для 9 класса "Пути сокращения безработицы"
Скачать:
Предварительный просмотр:
№ | Тема | Время/ час = ак. час |
1 | Пути сокращения безработицы | 1 |
Целевая аудитория: школьники 9 класса
Содержание: дидактические указания по этапам урока, материалы для работы на уроке
- Вводные предпосылки
Учащиеся могут…
- знать, что такое безработица
- понимать последствия безработицы
- анализировать, сравнивать, интерпретировать информацию
- структурировать информацию
- выделять главное в тексте
- Учебные цели
- обобщать и систематизировать полученные знания о безработице и ее видах
- объяснять основные виды безработицы и их причины
- уметь работать командой
- уметь объяснять основные понятия и термины по изучаемой теме
- уметь использовать теоретическую информацию для разбора практических ситуаций
- визуализировать свои знания и позицию по вопросам решения проблемы сокращения безработицы
- Планирование занятия
№ п/п | Меры | Средство | Социальная форма | Время/мин. |
1. | Введение Актуализация знаний. Постановка целей урока. Вступительное слово учителя (притча-сказка) Презентация учащегося «Безработица в Перевозском районе в 2014 г.» | ПП 1 – ПП 5 РЛ 1 ПП 1-го учащегося | Комментарии учителя Доклад учащегося | 10 |
2. | Актуализация ранее полученных знаний: Мнемотурнир . Работа в группах «Лови ошибку» | ПП 6 – ПП 9 РЛ 2 РЛВО 2 РЛ 3 РЛВО 3 | Индивидуальная практическая работа и работа в группах | 10 |
3. | Информационная часть: Доклад учащегося с просмотром презентации «Наличие субъектов малого предпринимательства в Перевозском районе». Презентации бизнес-проектов «Производство хлебобулочных и кондитерских изделий», «Производство шумоизоляционных панелей». | ПП 10 – ПП 11 ПП 2 – го учащегося ПП 3 – го учащегося | Доклад учащегося Комментарии учителя | 10 |
4. | Отработка – формирование компетенций: Каждой группе дается задание выбрать те пути сокращения безработицы из предложенных в рабочих листах. Выводы по уроку | РЛ 4 РЛВО 4 | Работа в группах Комментарии учителя Фронтальная работа в классе | 10 |
5. | Домашнее задание: Стр. 156-157 в рабочей тетради | 2 | ||
6. | Подведение итогов урока: Заполнение листов самооценки. Рефлексия | ЛС | 3 | |
45 |
ПП = слайды
РЛ = рабочие листы
ЛС = листы самооценки
РЛВО = варианты ответов к рабочим листам
- Комментарии к планированию занятия
Введение:
Обсуждая содержание притчи-сказки про короля Кургундии, учащиеся приходят к выводу, что в королевстве Кургундия сложилась ситуация безработицы, выделяя при этом ее основные признаки.
Актуализация ранее полученных знаний:
Отвечая на вопросы мнемотурнира, учащиеся формируют правильные ответы, отражающие мнение группы. Выполняя работу «Лови ошибку», учащиеся не просто находят и исправляют ошибки, но и комментируют их.
Информационная часть:
На данном этапе предлагается прослушать доклады учащихся. В процессе просмотра презентаций бизнес-планов, у учащихся развивается умение связывать теорию (термины, эмпирическую информацию) с практикой (конкретным понятием) и выявлять взаимосвязь между различными видами деятельности.
Отработка – формирование компетенций:
Работая с рабочими листами, учащиеся в группах выбирают те пути сокращения безработицы, которые можно применить к заданному учителем виду безработицы. Затем представитель от группы перечисляет и обосновывает ответы, выработанные в группе. Вырабатывается общий результат ответов учащихся.
Домашнее задание:
Учащиеся выполняют 2 задания в рабочей тетради: «Проблемные ситуации» и «Выскажи свое мнение».
Дидактические замечания
Дидактическая задача учителя состоит в том, чтобы вызвать интерес учащихся к такой важной проблеме, как рост безработицы в стране, желание попробовать самому придумать пути самозанятости в будущем.
Обсуждение таких вопросов, как:
- В чем состоит острота проблемы безработицы?
- Какие последствия имеет безработица?
- Что нужно было сделать королю королевства Кургундия, прежде чем он сократил свою армию?
- К какому выводу вы пришли по ходу повторения и изучения темы «Безработица»?
Заставляет учащихся осознать важность решении проблемы сокращения безработицы в стране.
6. Список использованных источников
- Активные формы обучения. Учебное пособие /под ред. С. Равичева. М: МЦЭБО, 2003.
- Гражданский кодекс РФ. М. Просвещение, 2004.
- Ларичева З.М., Мерзляков В.Ф. Основы современной экономики. Н.Новгород. Нижегородский гуманитарный центр, 2002.
- Липсиц И. В. Экономика в 2-х томах. М: Вита-пресс, 2010.
- Липсиц И.В. Экономика. Поурочные планы. Волгоград: Учитель, 2006.
- Прикладная экономика. Сборник заданий М: Поли-экспресс, 2003.
- Рабочая тетрадь по экономике для 9 класса. Н.Новгород. Нижегородский гуманитарный центр, 2014.
- Материалы для учителя/ учащихся
Содержание
Слайды ПП 1Тема урока
ПП 2 – ПП 5 цели и задачи урока
ПП 6 Вопросы к мнемотурниру
ПП 7 – ПП 8 Эталон для мнемотурнира
ПП 9 Критерии самооценки мнемотурнира
ПП 10 – ПП 11 Субъекты малого предпринимательства в Перевозском районе.
Рабочие листы РЛ 1 Притча-сказка
РЛ 2 Вопросы к мнемотурниру
РЛ 3 Задания для групп «Лови ошибку»
РЛ 4 Пути сокращения безработицы
Варианты ответов
к рабочим листам РЛВО 2 Эталон ответов учащихся
РЛВО 3 Правильные тексты
РЛВО 4 Предполагаемые ответы
РЛ 1. Притча – сказка
В королевстве Кургундия с давних пор существовал обычай направлять первого сына на королевскую службу, второго – пахать землю, а третьего – обучаться ремеслам или торговать.
Молодой король Кургундии, только что взошедший на престол, решил, что ему такая большая армия не нужна. Воевать он ни с кем не собирался, да и денег в казне совсем не было, чтобы содержать большую армию. И поэтому повелел король распустить половину армии. Вот только пенсии уволенным в запас платить было не из чего.
Прошло немного времени, и появилось в королевстве множество воровских шаек. Бывшие солдаты, не имевшие никаких доходов, стали заниматься грабежом. А король понял, что не правильно он поступил, поторопился.
Король хотел сделать доброе дело: людей по домам распустить и казну королевскую сохранить. Да не тут-то было.
РЛ 2. Вопросы к мнемотурниру
- Что такое безработица?
- Назовите виды безработицы.
- Что такое монопсония?
- Почему в СССР не было безработицы?
- Почему полная занятость не может быть равна 100%?
РЛВО 2. Эталон ответов учащихся
- Безработица – положение в экономике, когда часть способных и желающих трудиться людей не может трудоустроить.
- Виды безработицы: фрикционная, структурная, сезонная, циклическая, скрытая.
- Монопсония – ситуация на рынке при наличии только одного покупателя товара, который в силу своего исключительного положения может диктовать всем продавцам свои условия, в том числе цену.
- В СССР существовала ситуация монопсонии, где в роли монопсониста выступало государство. Оно же диктовало уровень зарплаты, занижая ее ниже рыночной, тем самым, создавая искусственно дополнительные рабочие места.
- Полная занятость не может быть равна 100%, т.к. существуют фрикционная и структурная безработица, избежать которую невозможно.
Критерии оценки ответов после работы групп:
- 1 балл – ответ совпал с эталоном полностью
- 0,9-0,8 балла – есть небольшие отклонения
- 0,7-0,5 балла – ответ верный, но неполный
- 0,3-0,4 балла – ответ частично совпал с эталоном
- 0 баллов – ответ совсем неправильный
Критерии оценки ответов при работе по одному:
- 0 – не уверен в ответе
- 1 – не совсем уверен в ответе
- 2 – уверен в ответе
РЛ 3. Задания для групп «Лови ошибку»
Текст 1
Безработица – это одна из социальных проблем современной России. Она имеет, как отрицательные, так и положительные последствия. К отрицательным относятся: повышение трудовой активности, смягчение социальной напряженности, обострение криминогенной ситуации, повышение жизненного уровня населения. К положительным относятся такие последствия, как снижение социальной ценности рабочего места, увеличение личного свободного времени, снижение социальной значимости и ценности труда. Перечисленные выше последствия относятся к социальным.
Текст 2
В любой экономической системе существует безработица. Обычно различают следующие виды открытой безработицы: фрикционная, структурная, скрытая, циклическая. Наиболее тяжелые проблемы связаны со структурной и особенно с циклической безработицей. Соотношение различных видов безработицы в общей численности ищущих работу зависит от общеэкономической ситуации в стране. Государство должно развивать механизмы, помогающие людям находить новое место занятости. Победить безработицу полностью - значит занять всех трудоспособных и желающих трудиться граждан страны, что вполне возможно.
Текст 3
Несмотря на негативные экономические и социальные аспекты безработицы, ликвидировать ее полностью возможно и целесообразно. Определенный уровень безработицы даже полезен для страны. Он обеспечивает возможность более быстрых перемен в структуре производства неизменной ситуации на товарных рынках. Такой приемлемый уровень незанятости принято называть естественной нормой безработицы. Он обычно соответствует многолетнему уровню структурной безработицы в период устойчивого экономического спада, если этот процесс не сопровождается инфляцией.
Текст 4
Социально-экономические преобразования, начатые в России в конце 70-х годов, продолжаются и сегодня. Они имеют своей целью поиск решения важнейших общественных проблем, одной из которых является безработица. Безработица имеет только экономические последствия. Причем, они могут быть и положительными и отрицательными. К положительным экономическим проблемам можно отнести: создание резерва рабочей силы, снижение роста интенсивности и производительности труда, конкуренция между работниками как стимул к развитию способностей к труду. К отрицательным последствиям можно отнести: снижение налоговых поступлений, увеличение производства, затраты на помощь безработным, снижение трудовой активности, утрата квалификации и др.
РЛВО 3. Правильный тексты к заданию «Лови ошибку»
Текст 1
Безработица – это одна из социальных проблем современной России. Она имеет, как отрицательные, так и положительные последствия. К отрицательным относятся: снижение трудовой активности, ухудшение социальной напряженности, обострение криминогенной ситуации, снижение жизненного уровня населения. К положительным относятся такие последствия, как повышение социальной ценности рабочего места, увеличение личного свободного времени, увеличение социальной значимости и ценности труда. Перечисленные выше последствия относятся к социальным.
Текст 2
В рыночной экономической системе существует безработица. Обычно различают следующие виды открытой безработицы: фрикционная, структурная, сезонная, циклическая. Наиболее тяжелые проблемы связаны со структурной и особенно с циклической безработицей. Соотношение различных видов безработицы в общей численности ищущих работу зависит от общеэкономической ситуации в стране. Государство должно развивать механизмы, помогающие людям находить новое место занятости. Победить безработицу полностью - значит занять всех трудоспособных и желающих трудиться граждан страны, что практически невозможно.
Текст 3
Несмотря на негативные экономические и социальные аспекты безработицы, ликвидировать ее полностью невозможно и нецелесообразно. Определенный уровень безработицы даже полезен для страны. Он обеспечивает возможность более быстрых перемен в структуре производства неизменной ситуации на товарных рынках. Такой приемлемый уровень незанятости принято называть естественной нормой безработицы. Он обычно соответствует многолетнему уровню структурной и фрикционной безработицы в период устойчивого экономического развития, если этот процесс не сопровождается инфляцией.
Текст 4
Социально-экономические преобразования, начатые в России в конце 90-х годов, продолжаются и сегодня. Они имеют своей целью поиск решения важнейших общественных проблем, одной из которых является безработица. Безработица имеет как экономические, так и социальные последствия. Причем, они могут быть и положительными и отрицательными. К положительным экономическим последствиям можно отнести: создание резерва рабочей силы, повышение роста интенсивности и производительности труда, конкуренция между работниками, как стимул к развитию способностей к труду. К отрицательным последствиям можно отнести: снижение налоговых поступлений, сокращение производства, затраты на помощь безработным, снижение трудовой активности, утрата квалификации и др.
РЛ 4. Как можно сократить безработицу
- Предоставление работникам неоплачиваемых отпусков.
- Создание условий для роста спроса на товары.
- Поощрение иностранных инвестиций в экономику России.
- Введение сокращенного рабочего дня.
- Стимулирование роста экспорта.
- Создание условий для роста само занятости.
- Предоставление информации об имеющихся вакансиях через СМИ.
- Досрочный уход на пенсию.
- Создание дополнительных рабочих мест за счет снижения уровня оплаты труда.
- Предоставление работы на дому.
- Профессиональное переобучение за свой счет.
- Реализация программы поддержки молодых работников.
- Льготы предприятиям, создающим рабочие места для инвалидов.
- Создание специальных фирм, предлагающих работу именно для молодежи.
- Обучение в специальных центрах профессиям, которые на рынке труда наименее востребованы на данный момент.
- Профессиональное переобучение и переквалификация за счет ЦЗН.
- Развитие рынка жилья для улучшения мобильности рабочей силы.
- Устранение административных барьеров при устройстве на работу, таких как, например, обязательная прописка.
- Поддержка малого предпринимательства, семейного бизнеса, чтобы создать условия для роста рабочих мест.
- Поддержка и поощрение инвестиций в реконструкцию предприятий с целью повышения конкурентоспособности продукции.
- Увеличение масштабов жилищного строительства.
- Переобучение в специальных центрах рабочих старших возрастов, чья профессия оказалась устаревшей.
- Реализация программы профессиональной подготовки безработной молодежи.
- Предоставление временной работы в межсезонье.
- Возможность переквалификации и знания нескольких профессий:
РЛВО 4. Предполагаемые ответы
- фрикционная 7, 11, 17, 18, 21
- сезонная 7, 11, 22, 23, 24, 25
- структурная 11, 16, 22, 23, 25
- циклическая 2, 3, 5, 6, 8, 10, 11, 12, 13, 14, 16, 19, 20
- неверные ответы 1, 4, 9, 15