Рабочая программа по экономике для 6 класса ФГОС
Рабочая программа по экономике составлена в соответствии с ФГОС и положении о рабочей программе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Перевозского муниципального района Нижегородской области
«Средняя школа №1 г. Перевоза»
Согласовано на методическом совете протокол от «22» августа 2016 г. № 5 | Утверждено приказом от «29» августа 2016 г. № 272-ОД |
Рабочая программа
по экономике
6 класс
2016-2017 учебный год
Составлена Ахмадеевой Е. В.,
учителем экономики и обществознания
высшей квалификационной категории
г. Перевоз
2016 г.
Настоящая рабочая программа составлена на основе программы «Экономика: учебная программа основного общего образования для 5-9-х классов образовательных организаций / авт.-сост.: Г. И. Гребенева, О. В. Плетенева, И. А. Симонов, Л. В. Политова. – Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2015. – 48с.». В соответствии с ООП ООО МАОУ «СШ № 1 г. Перевоза», учебным планом МАОУ «СШ № 1 г. Перевоза», требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Положения о рабочей программе при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования МАОУ «СШ № 1 г. Перевоза».
Изучение экономики в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10—15 лет), её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия экономической информации и определения собственной позиции; экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной и экономической адаптации; воспитание ответственности за экономические решения, уважение к труду;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области экономических отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; самостоятельной познавательной деятельности; семейно-бытовых отношений.
Личностные планируемые результаты устанавливают и описывают учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формулирование ценностных суждений и аргументации (пояснения или комментария) своей позиции оценки по экономическим проблемам на основе имеющихся представлений о социальных и личностных ценностях, гражданского самосознания и социально-профессиональной ориентации.
Личностными результатами, формируемыми при изучении содержания курса, являются:
- мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
- заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты устанавливают и описывают учебно-познавательные и учебно-практические задачи, направленные:
- на решение проблемных ситуаций, требующих принятия решения в ситуации неопределенности;
- на организацию сотрудничества, требующего совместной работы в парах или группах с распределением ролей, функций и разделением ответственности за конечный результат;
- на организацию выполнения задания: планирования этапов выполнения работы, отслеживания продвижения в выполнении задания, соблюдения графика подготовки и предоставления материалов, поиска необходимых ресурсов, распределения обязанностей и контроля качества выполнения работы;
- на самостоятельную оценку или анализ собственной учебной деятельности с позиции соответствия полученных результатов учебной задаче, целям и способам действия, выявления позитивных и негативных факторов, влияющих на результаты и качество выполнения задания.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по экономике являются:
- обладать способностью анализировать альтернативные варианты при принятии любых интеллектуальных или поведенческих решений.
- осуществлять действия, направленные на недопущение порчи домашнего, школьного и любого другого имущества, принимать посильное участие в ремонте помещений, инвентаря, проявлять заботу о сохранении и продлении жизни вещей, об экономии ресурсов и времени.
- с учетом имеющегося опыта родителей и других близких людей задумываться о необходимости выбора своего места в жизни, любимой профессии.
- анализировать источники доходов семьи и видеть возможность их увеличения.
- принимать посильное участие в планировании семейного бюджета, учить рационально вести домашнее хозяйство и жить по средствам, стараться выполнять все обязанности перед самим собой и семьей.
- осознавать необходимость уплаты налогов для решения социальных и экономических проблем, касающихся каждого человека.
- анализировать как изменение минимальной заработной платы, процентных ставок и величины налогов влияет на поведение потребителей, производителей, инвесторов и вкладчиков.
- при выборе вида деятельности уметь просчитывать все имеющиеся альтернативы.
В учебно-методический комплект входит рабочая тетрадь для учащегося:
Экономика: рабочая тетрадь. 6 класс. Н.Новгород, НИРО, 2016.
Рекомендуемые учебно-методические материалы для учителя
- Автономов В. С. Введение в экономику/В. С. Автономов. – М.: Вита-Пресс, 2011.
- Генике Е. А. Активные методы обучения: новый подход /Е. А. Генике. – М.: Национальный книжный центр, ИФ «Сентябрь», 2014.
- Колесникова И. А. Педагогическое проектирование: учебное пособие /И. А. Колесникова, М. П. Горчакова – Сибирская; под. ред. И. А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
- Липсиц И. В. Введение в экономику и бизнес /И. В. Липсиц. – М.: Вита-Пресс, 2011.
- Липсиц И. В. Преподавание курса «Введение в экономику и бизнес» /И. В. Липсиц. – М.: Вита-Пресс, 2011.
- Михеева С. А. Школьное экономическое образование. Методика обучения и воспитания.
С. А. Михеева. – М.: Вита-Пресс, 2012. - Михеева С. А. Школьное экономическое образование. Методика обучения и воспитания: практикум для студентов педагогических высших учебных заведений. / С. А. Михеева. – М.: Вита-Пресс, 2013.
- Оценка надпредметных понятий, ключевых конпетентностей и социального опыта учащихся / под ред. И. А. Ушаковой. – Саратов: ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2008.
- Полат Е. С. Новые педагогические технологии: курс дистанционного обучения для учителей /Е. С. Полат// http // scholar.urc.ac.ru/courses/Technology/index.html.
- Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников / К. Н. Поливанова. – М.: Просвещение, 2008.
- Проектирование образовательного процесса в проектно-дифференцированном обучении: Рабочая программа и учебное занятие: методическое пособие/ О. В. Плетенева, В. Я. Бармина, В. В. Целикова, М. В. Шуклина. – Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2014.
- Формирование проектной компетентности школьников в условиях реализации требований ФГОС оновного общего образования: методическое пособие /авт.-сост.: О. В. Плетенева, О. В. Тулупова, В. В. Целикова, В. Я. Бармина. – Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2013.
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система знаний: пособие для учителя
А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская (и др.); под ред. А. Г. Асмолова. – 4-е издание. – М.: просвещение, 2014.
Для организации образовательного процесса рекомендуются следующие технические средства обучения: компьютерная техника с выходом в Интернет и интерактивное оборудование.
Цифровые образовательные ресурсы:
- http://www.socionet.ru — Соционет: информационное пространство по общественным наукам.
- http://www.alleng.ru/edu/social2.htm — Образовательные ресурсы Интернета — обществознание
- http://pedsovet.org/ - Всероссийский интернет-педсовет
- http://www.1september.ru/ru/ - Газета "Первое Сентября" и ее приложения. Информация для педагогов. Детское образование и воспитание.
- http://www.it-n.ru/ - Сеть творческих учителей
- http://www.uchportal.ru/ - учительский портал – по предметам – уроки, презентации, внеклассная работа, тесты, планирования, компьютерные программ
- Центр экономического и бизнесобразования: в помощь учителю http://www.cebe.sib.r
Календарно-тематическое планирование курса экономика 6 класс (34 часа)
№ урока | № урока в теме | Тема урока | Тип урока | Технологии | Виды деятельности (элементы содержания, контроль) | Планируемые результаты | Домашнее задание | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||||
Модуль 1. Введение в экономику(4 часа) | |||||||||
1 | 1.1 | Выбор. Альтернативная стоимость | Урок «открытие нового знания» | Здоровье сберегающие, проблемного обучения, развивающего обучения | Фронтальная беседа с классом о проблеме выбора, знакомство со структурой рабочей тетради. | Определять и различать понятие выбор и альтернативная стоимость | Выделять, анализировать, выражать собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения | Формирование «стартовой» ситуации к изучению нового предмета | Задания в рабочей тетради |
2 | 1.2 | Сетка принятия решений | Урок «открытие нового знания» | Здоровье сберегающие, проблемного обучения, развивающего обучения | Фронтальная беседа с классом о том, что такое проблема выбора, как сделать правильный выбор и принять нужное решение | Различать критерии и варианты выбора | Умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив | Формирование навыков, способствующих применять экономические знания в современном мире | Задания в рабочей тетради; |
3 | 1.3 | Типы экономических систем | Урок «открытие нового знания» | Здоровье сберегающие, проблемного обучения, развивающего обучения | Фронтальная беседа с классом о том, что такое экономическая система и какие виды систем различают. Тестированный опрос | Определять проблему различия экономических систем по различным признакам | Умение выполнять познавательные и практические задания поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; перевод информации из одной знаковой системы в другую. | Формирование навыков, способствующих применять экономические знания в современном мире. Объяснять ограниченность ресурсов | Задания в рабочей тетради. Рисунок одного из типов экономических систем |
4 | 1.4 | Смешанная экономическая система | Урок рефлексии | Здоровье сберегающие, проблемного обучения, развивающего обучения | Фронтальная беседа с классом о том, что такое смешанная экономическая система и какая экономическая система характерна для России | Определять проблему экономической системы нашего государства | Умение выполнять познавательные и практические задания; использование элементов причинно-следственного анализа; исследование несложных реальных связей и зависимостей | Формирование заинтересованности не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны | Задания в рабочей тетради |
Модуль 2. Экономические ресурсы и факторы производства (3 часа) | |||||||||
5 | 2.1 | Экономические ресурсы и факторы производства | Урок «открытие нового знания» | Развивающее, проблемное, коммуникативное обучение | Фронтальная беседа с классом о том, что такое экономические ресурсы и факторы производства | Понимать понятия экономических ресурсов и факторов производства, различать эти понятия | Определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения | Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками | Задания в рабочей тетради; |
6 | 2.2 | Доходы на факторы производства | Урок общеметодологической направленности | Развивающее, проблемное, коммуникативное, игровое обучение | Фронтальная беседа с классом о понятиях рента, зарплата, прибыль и проценты | Понимать понятия рента, проценты, зарплата и прибыль как доходы на ФП | Умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с исследованием несложных реальных связей и зависимостей | Формирование уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде | Задания в рабочей тетради |
7 | 2.3 | Эффективное использование ресурсов, потребляемых семьей | Урок «открытие нового знания» | Развивающее, проблемное, коммуникативное обучение | Фронтальная беседа с классом о том, какие бывают ресурсы семьи и как они их используют | Ориентироваться в семейных ресурсах и научиться их эффективно использовать | Выделять, анализировать, выражать собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения | Формирование ответственного отношения к осознанному выбору профессии и профессиональному предпочтению | Задания в рабочей тетради |
Модуль 3. Производство товаров и услуг(4 часа) | |||||||||
8 | 3.1 | Процесс производства | Урок «открытие нового знания» | Здоровье сберегающие, проблемного обучения, развивающего обучения | Фронтальная беседа с классом о том, что такое товары и услуги, как производят товары и услуги | Различать этапы производства | Определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения | Формирование основ экономической культуры соответствующей современному уровню экономического мышления | Задания в рабочей тетради; |
9 | 3.2 | Процесс производства | Урок общеметодологической направленности | Здоровье сберегающие, проблемного обучения, развивающего обучения | Определение роли товаров и услуг на примере игровой деятельности. Тестированный опрос | Определять роль товаров и услуг и приводить конкретные примеры | Умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив | Развитие опыта экономически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях | Задания в рабочей тетради |
10 | 3.3 | Себестоимость и цена товара и услуги | Урок общеметодологической направленности | Развивающее, проблемное, коммуникативное, игровое обучение | Фронтальная беседа с классом о том, что такое себестоимость и цена товара или услуги | Рассчитывать себестоимость и определять цену товара, исходя из затрат на его производство | Умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с исследованием несложных реальных связей и зависимостей | Развитие опыта экономически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях | Задания в рабочей тетради |
11 | 3.4 | Выручка и прибыль | Урок «открытие нового знания» | Развивающее, проблемное, коммуникативное, игровое обучение | Фронтальная беседа с классом о том, что такое выручка и прибыль. Самостоятельная работа | Расчет выручки и прибыли, исходя из заданных затрат и цены товара | Умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с исследованием несложных реальных связей и зависимостей | Развитие опыта экономически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях | Задания в рабочей тетради |
Модуль 4. Деньги (5 часов) | |||||||||
12 | 4.1 | История денег | Урок «открытие нового знания» | Здоровье сберегающие, проблемного обучения, развивающего обучения | Определение роли денег в развитии товарных отношений и обмена | Объяснять преимущества торговли при помощи денег | Определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего многообразие современного мира | Задания в рабочей тетради. Пословицы о деньгах |
13 | 4.2 | Свойства денег. Виды денег | Урок общеметодологической направленности | Здоровье сберегающие, проблемного обучения, развивающего обучения | Фронтальная беседа с классом о свойствах и видах денег | Объяснять различия наличных и безналичных денег | Умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив | Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению | Задания в рабочей тетради |
14 | 4.3 | Функции денег | Урок «открытие нового знания» | Развивающее, проблемное, коммуникативное, игровое обучение | Фронтальная беседа с классом о том, какие функции выполняют деньги | Объяснять каждую из функций денег | Выделять, анализировать, выражать собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения | Развитие опыта экономически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях | Задания в рабочей тетради |
15 | 4.4 | Количество денег, необходимое для экономики страны | Урок общеметодологической направленности | Развивающее, проблемное, коммуникативное, игровое обучение | Определение количества денег, необходимых для экономики страны. Тестированный опрос | Объяснять понятия массы денег, скорости денежного обращения и связи их с ценами на товары | Выделять, анализировать, выражать собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения | Развитие опыта экономически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях | Задания в рабочей тетради |
16 | 4.5 | Урок повторения | Урок развивающего контроля | Развивающее, проблемное, коммуникативное, игровое обучение | Определение роли денег в экономике страны | Знание истории денег Российского государства | Умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с исследованием несложных реальных связей и зависимостей | Развитие опыта экономически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях | |
Модуль 5. Торговля (4 часа) | |||||||||
17 | 5.1 | Торговля. Оптовая и розничная торговля | Урок общеметодологической направленности | Развивающее, проблемное, коммуникативное, игровое обучение | Фронтальная беседа с классом о том, что такое торговля, в чем различие оптовой и розничной торговли | Определять роль торговли в развитии экономики страны | Определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения | Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции | Задания в рабочей тетради |
18 | 5.2 | Организационные формы торговли | Урок общеметодологической направленности | Развивающее, проблемное, коммуникативное, игровое обучение | Фронтальная беседа с классом об организационных формах торговли | Определять понятия биржа, аукцион, ярмарка, магазин. Различать безмагазинные формы торговли | Определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения | Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции | Задания в рабочей тетради |
19 - 20 | 5.3- 5.4 | Реклама | Урок общеметодологической направленности | Здоровье сберегающие, проблемного обучения, развивающего обучения | Определение понятие рекламы, виды рекламы, рекламные стратегии, отличие социальной, политической и коммерческой рекламы | Приводить примеры достоинств и недостатков рекламы. Уметь составлять свою рекламу | Умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с исследованием несложных реальных связей и зависимостей | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего многообразие современного мира | Задания в рабочей тетради. Рисунок рекламы товара или услуги |
Модуль 6. Роль государства в экономике (6 часов) | |||||||||
21 | 6.1 | Случаи несостоятельности рынка | Урок «открытие нового знания» | Развивающее, проблемное, коммуникативное, игровое обучение | Фронтальная беседа с классом о случаях несостоятельности рынка | Объяснять необходимость вмешательства государства в решение проблем несостоятельности рынка. | Выделять, анализировать, выражать собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения | Осознание значения семьи в жизни человека и общества | Задания в рабочей тетради |
22 | 6.2 | Цели и функции государства в экономике | Уроки рефлексии | Развивающее, проблемное, коммуникативное, игровое обучение | Фронтальная беседа с классов о целях и функциях государства | Объяснять необходимость достижения экономических целей государства | Определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения | Принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи | Задания в рабочей тетради; |
23 | 6.3 | Государственный бюджет | Уроки рефлексии | Развивающее, проблемное, коммуникативное, игровое обучение | Фронтальная беседа с классом о понятии государственного бюджета | Объяснять роль государственного бюджета в экономике страны | Умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с исследованием несложных реальных связей и зависимостей | Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах | Задания в рабочей тетради |
24 | 6.4 | Налоги как источник доходов государства | Урок «открытие нового знания» | Развивающее, проблемное, коммуникативное, игровое обучение | Фронтальная беседа с учащимися о налогах и их роли в развитии государства | Объяснять роль налогов как основного источника доходов государства | Умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с исследованием несложных реальных связей и зависимостей | Развитие опыта экономически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях | Задания в рабочей тетради; Составить личный бюджет на неделю |
25-26 | 6.5-6.6 | Основные налоги в Российской Федерации | Урок «открытие нового знания» | Развивающее, проблемное, коммуникативное, игровое обучение | Определение видов налогов с физических и юридических лиц | Объяснять понятии НДФЛ, НДС, акцизы, налог на прибыль и другие виды налогов | Умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с исследованием несложных реальных связей и зависимостей | Развитие опыта экономически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях | Задания в рабочей тетради |
Модуль 7. Проектная деятельность учащихся (5 часов) | |||||||||
27 | 7.1 | Работа над учебным проектом | Урок развивающего контроля | Проблемное обучение; коммуникативное обучение; проектная технология; | Анализ ситуации, выявление и формулирование проблемы проекта. Определение целей и задач проекта; разработка характеристики проектного результата | Актуализация и проблематизация | Определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения | Заинтересованность не только в личном успехе, но и успехе своих единомышленников | Выполнение учебного проекта |
28 | 7.2 | Работа над учебным проектом | Урок развивающего контроля | Проблемное обучение; коммуникативное обучение; проектная технология; | Контролирование хода и результатов выполнения проекта | Концептуализация и целеполагание | Определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения | Развитие опыта экономически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности | Выполнение учебного проекта |
29 | 7.3 | Работа над учебным проектом | Урок развивающего контроля | Проблемное обучение; коммуникативное обучение; проектная технология; | Контролирование хода и результатов выполнения проекта | Решение конкретно-практических задач и создание образовательных продуктов | Определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения | Развитие опыта экономически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности | Выполнение учебного проекта |
30 | 7.4 | Работа над учебным проектом | Урок развивающего контроля | Проблемное обучение; коммуникативное обучение; проектная технология; | Контролирование хода и результатов выполнения проекта | Решение конкретно-практических задач и создание образовательных продуктов | Определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения | Развитие опыта экономически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности | Подготовка к презентации учебного проекта |
31 | 7.5 | Презентация учебного проекта | Урок развивающего контроля | Проблемное обучение; коммуникативное обучение; проектная технология; | Представление результата выполнения проекта. Оценка качества проектного продукта по разработанным критериям и проектным действиям участников проекта | Презентация полученного проектного продукта. Оценка и рефлексия проектных действий | Оценка своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде | Заинтересованность не только в личном успехе, но и успехе своих единомышленников | |
32-34 | Резерв | ||||||||
Итого 34 часа |