Тема 1 . Профессиональная этика: понятие и сущность
Предварительный просмотр:
Тема 1 . Профессиональная этика: понятие и сущность
2.1. Этика и мораль
Этика (от греч. e–thika, e–thos – нрав, обычай) – учение о нравственности (морали), о ее происхождении и развитии, ее принципах и нормах, роли этих принципов и норм в общественной и личной жизни человека. Термин «этика» введен Аристотелем (384–322 г. до н.э.) для обозначения практической философии, которая призвана дать ответ на вопрос, что следует делать, чтобы совершать правильные нравственные поступки. Важнейшими категориями этики являются «добро», «зло», «благо», «ответственность», «долг», «совесть».
Термин «этика» обозначает совокупность принципов и норм поведения, характерных для данного общества или для данной социальной группы (класса, профессии и т.д.). В этом смысле этика по своему содержанию совпадает с нравственностью. Мораль или нравственность всегда выражает в своих нормах интересы общества или определенной социальной группы, их требования к поведению, поступкам людей, формируя таким образом нормы поведения.
Теория нравственности и является обычно составной частью той или иной философской или теологической системы. Мораль (от фр. morale) представляет собой систему этических
ценностей, которые признаются человеком. Мораль является важнейшим способом нормативной регуляции общественных отношений, общения и поведения людей в различных сферах общественной жизни. Этика как наука обобщает, систематизирует и определяет нравственные принципы и нормы, обосновывает положения о моральных отношениях, моральном сознании, моральной ответственности, нравственной культуре поведения людей и их взаимоотношениях. Этика по своей природе нормативна, так как ее целью является руководство по формированию морального выбора. Этика также способствует формированию конкретного морального мнения в отдельных конкретных ситуациях.
Профессия (от лат. professio – объявляю своим делом) – род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования.
Профессия с социологической точки зрения представляет со- бой организационную группу, которая:
• постоянно взаимодействует с обществом, образующим ее форму;
•представляет социальные функции посредством системы формальных и неформальных отношений;
• создает собственную субкультуру, требующую регулирования, как предпосылку для успеха в карьере.
Не все профессии имеют одинаково нравственное значение. Некоторые из них нуждаются в особых, тщательно детализированных нормах, обеспечивающих нравственное поведение в профессиональной сфере. Это те профессии, которые непосредственно затрагивают интересы людей, их здоровье и духовное развитие, которые особенно важны для общества и требуют в силу этого повышенной ответственности.
Наряду с существованием морали всего общества существуют нормы поведения для определенных видов профессий, которые принято называть профессиональной этикой.
2.2.Профессиональная этика
Профессиональная этика – это совокупность моральных правил, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу. Профессиональная мораль объединяет людей по принадлежности к той или иной профессии, связанной с ограничением свободы в поведении окружающих. Требования профессиональной морали прямо не относятся к людям других профессий, но должны быть им известны, поскольку предполагают с их стороны особое от- ношение к представителям подобных профессиональных сословий. Профессиональная этика также связана с моральным поведением, но охватывает более узкий круг вопросов, рассматривая этичные характеристики каждой профессии. Профессия выступает в качестве так называемого фильтра, пропускающего только то, что соответствует требованиям нормативов.
Профессиональная этика призвана регулировать нравственные отношения людей в трудовой сфере. Общество может нормально существовать и развиваться, если в нем помимо юридических за-
конов есть и моральные принципы, на основе которых строится та или иная профессиональная деятельность.
Профессиональная этика реализуется через систему кодексов поведения, предписывающих определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми и способы обоснования данных
кодексов. Кодексы поведения обеспечивают добросовестное выполнение профессиональной деятельности той или иной профессиональной группой. Профессиональная этика играет двойственную роль.
С философской точки зрения профессиональная этика базируется на общечеловеческих морально-этических принципах поведения, т.е. включает вопросы морали (что является правильным, а что – неправильным). С социальной точки зрения профессиональная этика связана с вопросами профессиональной саморегуляции и контроля, т.е. призвана управлять поведением представителей той или иной
профессии.
Каждый человек живет и работает в условиях определенного общества, прежде всего общества профессионального. Это общество формирует его, исходя из общечеловеческих принципов и путем обобщения обычаев, сложившихся в жизни профессионального сообщества. Такая этика закрепляется в специальном профессиональном кодексе.
Кодекс профессиональной этики – это:
• кодифицированный нормативный акт, принятый представителями определенной профессии, который в систематизированном виде содержит обязательные для исполнения нравственно-этические предписания, регламентирующие этическое поведение;
• свод фундаментальных моральных принципов;
• руководство для членов профессиональной группы, представляющих свою профессиональную роль.
Кодексы профессиональной этики не являются правовыми актами.
Кодексы профессиональной этики содержат нравственно-этические нормы, которые регулируют ту или иную профессиональную деятельность.
Содержание норм предопределяется действующим национальным законодательством, нравственными принципами, господствующими в обществе, профессиональными традициями, международно-правовыми актами. Предписания кодексов профессиональной этики дополняют положения законодательных актов, регламентирующих деятельность представителей наиболее важных и общественно значимых профессий (аудиторов, бухгалтеров, врачей, журналистов, адвокатов, юристов и т.д.).
Значение этических кодексов:
• обеспечивают нравственный характер тех взаимоотношений между людьми, которые обусловлены профессиональной деятельностью;
• определяют тип поведения, которое общество вправе ожидать от профессионалов, что позволяет укрепить уверенность общественности в качестве оказываемых профессиональных услуг;
• содержат четкие ответы на наиболее частые вопросы в профессиональной деятельности, сложные с нравственно-этической точки зрения.
2.3. Профессиональные навыки и способности бухгалтера
Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: «Цель профессионального образования - заложить основу совокупности профессиональных знаний, профессиональных навыков, профессиональных ценностей и этики, необходимых для подготовки компетентного профессионального бухгалтера, который может вносить позитивный вклад в профессию и развитие общества на протяжении всей профессиональной карьеры».
Профессиональные знания - это совокупность сведений, составляющих содержание бухгалтерского учета и взаимосвязанных с ним дисциплин, которые составляют основу знаний профессионального бухгалтера.
Профессиональные навыки - это различные виды умений, которыми должен владеть профессиональный бухгалтер с тем, чтобы уместно и эффективно применять в своей деятельности профессиональные знания, профессиональные ценности и этику.
Навыки профессионального бухгалтера чрезвычайно широки: интеллектуальные, специальные и функциональные; личностные; межличностные и коммуникативные; организационные и управленческие.
Интеллектуальные навыки позволяют решать проблемы, принимать решения и использовать правильную оценку в сложных организационных ситуациях. К ним можно отнести:
- владение базовыми теоретическими знаниями и практическими профессиональными навыками в области финансового, управленческого, налогового учета и формирование соответствующих видов отчетности;
- способность комплексно анализировать результаты финансово-хозяйственной деятельности организаций, выделять проблемы и оценивать, в каком порядке их нужно решать;
- способность проводить аудит финансовой отчетности;
- достаточное владение знаниями в области международных стандартов финансовой отчетности и способность применять их на практике;
- умение находить необходимую информацию в различных дисциплинах для решения многосторонних или сложных проблем: оценивать возможность альтернативных решений и понимать роль профессионального суждения в их принятии;
- обоснование роли профессиональных ценностей и этики в развитии цивилизации, условиях реформирования бухгалтерского учета в России и связанных с этим современных социальных и этнических проблем.
Специальные и функциональные навыки включают в себя общие и специальные бухгалтерские навыки:
- выявлять, оценивать и представлять информацию об экономических и финансовых событиях, являющихся предметом бухгалтерского учета;
- понимать, применять и критически оценивать действующие положения, связанные с регистрацией, оценкой и учетом всех видов активов, долгосрочных и краткосрочных обязательств, различных компонентов капитала, доходов и расходов организаций, определением финансовых результатов их деятельности;
- регистрировать, обрабатывать, резюмировать данные бухгалтерского учета;
- составлять финансовую (в том числе консолидированную) отчетность организаций;
- выбирать оптимальную для конкретных предприятий и организаций модель управленческого учета;
- иллюстрировать и оценивать методы калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг);
- представлять финансовые интересы организаций в отношениях с кредиторами, инвесторами, налоговыми и другими органами в судах;
- критически анализировать, каким образом организационные аспекты, рыночные факторы и ряд других социальных, технологических, правовых, этических, экономических, нормативных и политических факторов влияют на выбор и применение методов бухгалтерского учета;
- анализировать проблемные ситуации и определять надлежащую базу для оценок в целях формирования проблем и нахождения решений;
- представлять полученные результаты с использованием навыков устного и письменного изложения информации.
Личные навыки связаны с отношением и поведением бухгалтера. Развитие этих навыков становится возможным при самостоятельном обучении и личном усовершенствовании.
Работа бухгалтера по оценкам разных специальных исследований относится к наиболее стрессовым. Это связано со специфическими направлениями профессии:
- огромны потоки информации - огромное количество документов, регламентирующих работу и порой противоречащих друг другу, поправки к поправкам, комментарии, разъяснения;
- жесткие сроки - очень серьезный фактор стресса;
- требовательность, приводящая к конфликтам;
- огромная ответственность;
- постоянные стрессы.
В этих условиях бухгалтер должен выбрать единственно правильный ответ своей конкретной задачи и нести ответственность - профессиональную, моральную, а порой и материальную.
Чтобы не допустить такой ситуации, необходимо знать личные навыки, которыми нужно владеть наряду с профессиональными знаниями. Среди них:
- самообладание;
- инициативность, авторитетность, способность к самообучению;
- способность выбирать приоритеты в ограниченных условиях и организовывать работу в жестких условиях;
- способность прогнозировать и адаптироваться к изменениям;
- способность учитывать профессиональные ценности и этику при принятии решений;
- профессиональный скептицизм.
Межличностные и коммуникативные навыки помогают работе профессионального бухгалтера во взаимоотношениях с другими людьми для достижения общей цели, стоящей перед организацией, в получении и передаче информации, в выборе аргументированных методов и принятии эффективных решений. Наличие этих навыков предопределяет способность:
- работать с другими людьми в условиях взаимных консультаций, находить компромиссы и улаживать конфликты;
- демонстрировать способность работать в профессиональных и этических рамках бухгалтерской профессии, а также развивать навыки общения путем совместной работы в коллективе;
- понимать, каким образом бухгалтерский учет вписывается в структуру организации и каким образом он соотносится с внешней средой;
- находить приемлемые пути решения проблем и владеть умением прийти к соглашению в профессиональных ситуациях;
- эффективно работать с представителями разных культур;
- эффективно представлять, обсуждать, сообщать и защищать взгляды в официальном, неофициальном, письменном и устном общении;
- эффективно слушать, читать.
Организационные и управленческие навыки включают:
- стратегическое планирование, управление проектами, управление ресурсами;
- способность организовать и поручать выполнение задач другим, мотивировать и развивать людей;
- лидерство;
- практические навыки распределения функций по учету внеоборотных активов, производственных запасов, затрат на производство готовой продукции и товаров, денежных средств, расчетов, капитала, финансовых результатов;
- методы и способы организации подготовки финансовой, налоговой, управленческой и иных видов отчетности, необходимых для удовлетворения потребностей внутренних и внешних ее пользователей;
- технологии организации финансового, управленческого и налогового учета;
- навыки анализа проблемных ситуаций в области организации учетных процессов и формирования адекватной информационной базы для их решения, определения методов и способов их разрешения;
- владение приемами разработки оптимальной для хозяйствующего субъекта учетной политики;
- профессиональная оценка.
Навыки являются частью комплекса способностей, которые необходимы бухгалтеру для подтверждения своей компетентности (рис. 2.2.)
Способности - это свойства человека, позволяющие ему компетентно выполнять свои функции.
Способности являются надежным свидетельством того, что человек может компетентно выполнять должностные обязанности. Наличие способностей указывает на то, что специалист способен компетентно работать на рабочем месте.
Компетентность - это возможность выполнять профессиональную роль по определенному стандарту с учетом реальной рабочей обстановки.
Компетентность предполагает действия, которые выполняет человек для определения того, действительно ли он может работать по указанным стандартам. Когда человек благодаря способностям выполняет задачи по указанным стандартам, компетентность считается достигнутой (т.е. человек становится компетентным).
Характеристика понятий «способности» и «компетентность» и их виды представлены в табл. 1.
Таблица 1
Характеристика и виды профессиональных способностей и компетентности
Способности | Компетентность | ||||
Характеристика | |||||
Свойства | Потенциал | Овладение | Действия | Факт | Демонстрация |
Результат | |||||
Обучение | Выполнение | ||||
Виды | |||||
Профессиональные знания, профессиональные навыки | Диапазон результатов деятельности, которые относятся к стандартам практики | ||||
Профессиональные ценности | Диапазон результатов деятельности, которые касаются стандартов поведения |
Таким образом, способности - это знания, навыки, профессиональные ценности, этика и отношения.
Способности являются показателем потенциальной компетентности, которая может изменяться в зависимости от среды.
2.4. Этика в бухгалтерской профессии
Представители бухгалтерской профессии участвуют в жизни общества, выполняя широкий спектр функций в рамках различных организаций. Профессиональные бухгалтеры работают практически во всех отраслях экономики – в бухгалтерских и аудиторских фирмах, на крупных, средних и малых предприятиях, занимаются частной практикой, в коммерческих, промышленных и финансовых компаниях, неприбыльных (некоммерческих) организациях и в государственных учреждениях. Кроме того, они работают в качестве внутренних или независимых аудиторов или консультантов в организациях, относящихся к различным специализированным областям, а также в вузах.
Бухгалтеры выполняют различные функции: занимаются бухгалтерской и финансовой отчетностью, вопросами управления, налогообложением, информационными системами, корпоративными финансами и интеллектуальными ресурсами.
Основная цель – работа в соответствии с наивысшими стандартами профессионализма для достижения максимального уровня эффективности и удовлетворения потребностей общества. Составляя и подтверждая финансовую отчетность, на которую полагаются инвесторы и другие заинтересованные лица, профессиональные бухгалтеры:
• обеспечивают эффективное распределение ресурсов и управления ими как в частном, так и в государственном секторах;
• обеспечивают деятельность финансового рынка и рынка капиталов, а через них и производство товаров и услуг;
• содействуют росту отдельных компаний, поддерживают и обеспечивают работу неприбыльных (некоммерческих) организаций и помогают правительству выполнить его социально-экономические задачи;
• содействуют росту экономики стран и, в конечном счете, росту благосостояния общества. Таким образом, высокое качество работы профессиональных бухгалтеров помогает повысить стандарты жизни и увеличить богатство общества.
Применительно к профессиональному сообществу бухгалтеров общество включает клиентов, кредиторов, работодателей, служащих, инвесторов, профессиональные объединения бухгалтеров, деловое и финансовое сообщество, а также других лиц, которые полагаются на объективность, независимость, честность профессиональных бухгалтеров в целях обеспечения упорядоченного ведения коммерческой деятельности. Поэтому обязанности профессионального бухгалтера не сводятся исключительно к удовлетворению потребностей отдельного клиента или работодателя.
Профессия профессионального бухгалтера является общественно значимой, что подразумевает признание и принятие на себя обязанности действовать в общественных интересах, а не только в интересах своих клиентов, работодателей или своих собственных. Это одна из отличительных особенностей профессии как таковой. Интересы общества определяются как коллективное благосостояние сообщества людей и институтов, которым предоставляют услуги профессиональные бухгалтеры. Интересы общества оказывают значительное влияние на профессиональные правила и стандарты бухгалтерского учета. Действуя в общественных интересах, профессиональный бухгалтер обязан:
• быть верным принципам и целям своей профессии;
• соблюдать и подчиняться требованиям Кодекса этики профессиональных бухгалтеров и аудиторов ИПБ России.
Каждая профессия определяется знаниями, умениями, отношением и моральными ценностями тех, кто ее представляет. Устойчивое развитие бухгалтерской профессии, как и других профессий, зависит от качества услуг, которые оказывают ее представители, и от возможностей эффективно и рационально выполнять требования экономики и общества.
Регулирование профессии – это ответ на необходимость выполнения представителями профессии определенных стандартов. Необходимость и характер такого регулирования зависят от конкретной профессии и условий рынка, в рамках которого она работает. Регулирование бухгалтерской профессии обычно осуществляется в следующих сферах:
• профессиональные требования и поддержание знаний и профессионального мастерства на должном уровне, в том числе и требования к образованию;
• контроль за поведением и деятельностью профессиональных бухгалтеров;
• стандарты, включая стандарты этики, которые должны соблюдать профессиональные бухгалтеры;
• дисциплинарные системы и процедуры применения взысканий для тех, кто не выполняет требования.
Регулирование обеспечивает необходимое качество бухгалтерских услуг и его неизменность. Регулирование необходимо для того, чтобы обеспечить соответствующее качество на рынке бухгалтерских и аудиторских услуг, предусматривая:
• контроль за выполнением этических правил и технических стандартов;
• необходимость представлять интересы пользователей, не имеющих договорных отношений с компанией (таких как инвесторы и кредиторы).
За последние годы нарушение этических правил некоторыми представителями бухгалтерской профессии и, как следствие, отсутствие доверия к финансовой отчетности привели к изменениям в регулировании этой профессии во многих странах. Регулирование в бухгалтерской профессии не может быть эффективным, если не включает регулирование этического поведения. Этическое поведение профессионального бухгалтера и является окончательной гарантией хорошего обслуживания и высокого качества. Регулирование бухгалтерской профессии в области моральных ценностей необходимо по следующим причинам:
• профессия бухгалтера предполагает повышенную ответственность своих представителей перед обществом;
• законодательство, регламентирующее права и обязанности бухгалтеров, не может охватить своим регулированием все нюансы их профессиональной деятельности;
• бухгалтерская профессия должна сохранять привилегию саморегулирования, отстаивая тем самым свою независимость и автономность.
Регулирование бухгалтерской профессии в области моральных ценностей должно способствовать распространению и формированию этического поведения. Высокое качество услуг, которые оказывают представители профессии, в конечном счете определяется профессиональными стандартами, в том числе этикой, персональной компетентностью и моральными ценностями, а также регуляторными системами, и все эти компоненты должны быть совместимыми и взаимодополняемыми.
Контрольные вопросы и задания к главе 2
- Охарактеризуйте понятия «мораль» и «нравственность».
- Что в вашем понимании означает «потребности и идеал»?
- Какие виды профессиональной этики вы знаете?
- Назовите основные причины принятия этических кодексов.
- В чем заключается понятие, сущность и юридическое значение кодексов профессиональной этики?
- Каково значение Кодекса этики профессионального бухгалтера? Опишите порядок его применения.
- Охарактеризуйте статус профессионального бухгалтера.
- Какие виды квалификационных аттестатов, выдаваемых ИПБ России, вы знаете?
- Что такое профессиональные навыки бухгалтера?