«Учебная фирма» как инструмент оценивания компетенций студентов - организация учебной практики по специальности «Технология машиностроения»
«Учебная фирма» как инструмент оценивания компетенций студентов - организация учебной практики по специальности «Технология машиностроения»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doc3uchebnaya_firma_statya.docx | 96.18 КБ |
Предварительный просмотр:
«Учебная фирма» как инструмент оценивания компетенций студентов
-организация учебной практики по специальности «технология машиностроения»
Костина Наталья Александровна, ст. методист, преподаватель СПб ГБПОУ ПТК»
ПМ.02 «Участие в организации производственной деятельности структурного подразделения»
Программа учебной практики является частью профессионального модуля в соответствии с ФГОС по специальности СПО 15.02.08 Технология машиностроения в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Участие в организации производственной деятельности структурного подразделения и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
1. Участвовать в планировании и организации работы структурного подразделения.
2. Участвовать в руководстве работой структурного подразделения.
3.Участвовать в анализе процесса и результатов деятельности подразделения.
Учебным планом по данной специальности предусмотрено 48 часов реализуется на 4 курсе 7семестр.-16 недель
Код | Наименование результата обучения |
ПК 1 | Участвовать в планировании и организации работы структурного подразделения. |
ПК 2 | Участвовать в руководстве работой структурного подразделения. |
ПК 3 | Участвовать в анализе процесса и результатов деятельности подразделения |
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество |
ОК 3 | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность |
ОК 4 | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития |
ОК 5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
ОК 6 | Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями |
ОК 7 | Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий. |
ОК 8 | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации |
ОК 9 | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности |
Согласно рабочей программе учебной практики составлен
Поурочный тематический план учебной практики по ПМ 02
Участие в организации производственной деятельности
структурного подразделения
Актуальность темы:
Учебная практика является составной частью учебного процесса, призванной решать проблему подготовки студентов к предстоящей самостоятельной профессиональной деятельности. Традиционно практика организуются непосредственно в учебном заведении. На практике студенты должны приобретать первоначальный опыт профессиональной деятельности по своей специальности. Структура учебной практики, в конечном счете, должна обеспечивать целостную подготовку специалиста к профессиональной деятельности, т.е. к выполнению его обязанностей на тех должностях, которые он будет занимать уже как специалист
На сегодняшний день важнейшим социальным стандартом для среднего профессионального образования являются не только государственные образовательные стандарты, но и требования социальных партнеров (в том числе будущих работодателей наших выпускников).
В период учебной практики необходимо добиться:.
- четкого представления о межфункциональных связях предприятия;
- понимания проблемы адаптации молодых специалистов на рабочем месте;
- развития управленческих навыков (менеджера в области организации производства;
- понимания необходимости в развитии творческих и предпринимательских навыков;
- профессиональной мобильности;
- чувства ответственности за выполняемую работу.
Если перечисленное выше не реализовать, то выпускник не будет обладать целостностью подготовки, чтобы после окончания учебного заведения конкурировать на рынке труда.
Чётко понимая особенность данного профессионального модуля от других, предусмотренных ФГОС, провели анализ, который показал, что существует потребность в альтернативных формах организации учебной практики студентов (обучающихся), а следовательно необходимость поиска приемлемой формы и методики организации этой практики.
В качестве альтернативной формы организации практики студентов была предложена технология моделирования профессиональной деятельности - «Учебная фирма». Мысль создания учебных фирм не нова. В колледже (тогда ПТУ 42) была реализована программа модульного обучения по профессии «Коммерсант в торговле». Есть опыт работы учебных фирм в техникумах и у общеобразовательных школ.
Целью создания учебных фирм является включение студентов (обучающихся) в процессе дидактической игры в межпредметное действенное, ориентированное на проблему и направленное на обучение основным экономическим и внутрипроизводственным процессам. Немаловажную роль играет то, что обучение имеет практикоориентированный характер
Использование данной технологии – одно из эффективных методических средств профессионального обучения в ОУ:
1) через погружение обучающихся в реальную деятельность, в ходе которой они используют теоретические знания, это может обеспечить сильную мотивацию к обучению;
2) знания, полученные на теоретических занятиях, закрепляются на практике;
3) актуализируется базовая подготовка студентов. Используется опыт выполнения курсовой работы по расчёту основных технико-экономических показателей работы производственного подразделения. Создавая «Свою фирму» студенты должны уметь оформлять некоторые наиболее простые и часто встречающиеся документы и выполнять расчеты (например, рассчитывать фактическую цену товара в зависимости от выбранной ими ценовой политики).
Учебная фирма являться ядром учебного процесса, эффективным средством качественной подготовки будущих специалистов.
Предлагается рассматривать разработку и внедрение модели Учебной фирмы как альтернативную форму организации учебной практики обучающихся Колледжа.
Задачи
- Изучение научно-теоретических, методических разработок, опыта работы УО по реализации технологии «Учебная фирма».
- Разработка модели работы «Учебная фирма» для прохождения студентами (обучающимися) по специальности «Технология машиностроения» в рамках ПМ.02 «Участие в организации производственной деятельности структурного подразделения» учебной практики, в рамках которой определить оптимальную структуру, содержание деятельности всех субъектов учебной практики.
- Выявление организационно-педагогических требований, необходимых для внедрения технологии «Учебная фирма» в условиях Колледжа.
- Внедрение модели и создание организационно-педагогических условий для эффективного функционирования «Учебной фирмы» и достижения высоких результатов в освоении обучающимися общих и профессиональных компетенций
- Доказательство её адекватности и границ применимости.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
| Анализ представленных документов Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе прохождения учебной практики |
2.Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество |
| |
3.Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность |
| |
4.Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития |
| |
5.Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
| |
6.Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями |
результатов собственной работы, делать выводы и изменять своё поведение в процессе решения поставленных задач | |
7.Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий. |
| |
8.Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации |
| |
9.Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности |
|
Профессиональные компетенции | ||
ПК 1 Участвовать в планировании и организации работы структурного подразделения. | Порядок отбора бизнес-идеи (выбор направления деятельности УФ). Поиск идей, их анализ и отбор. Цель: выполнить отбор бизнес-идеи. Использовать: Основные положения Закона о предпринимательской деятельности в РФ. ГК РФ | Выбор вида предпринимательской деятельности. Учредительные документы. Порядок регистрации фирмы. Название фирмы. Миссия фирмы. Логотип |
ПК 2 Участвовать в руководстве работой структурного подразделения. | Цель: сплотить группу, способствовать развитию навыка коммуникации Умение устанавливать и поддерживать контакты – важное качество предпринимателя. Принципы, методы, стили, формы управления предприятием. Функции управления. Прием на работу и работа с персоналом. Контроль исполнения рабочих процедур. | Разработка организационной структуры УФ. Функции отделов, Документы УФ. Их классификация, назначение и формы. Порядок регистрации и хранения документов. Порядок заполнения документов. Документооборот Роль и задача маркетинга на предприятии. План маркетинга фирмы. Маркетинговое исследование рынка товаров и услуг.. |
ПК 3 Участвовать в анализе процесса и результатов деятельности подразделения | Цель: Овладеть основами анализа финансово-хозяйственной деятельности. Стратегическое и текущее планирование. Выводы по результатам работы фирмы. | Система показателей эффективности деятельности фирмы. Рост показателей продаж товаров. Методы оценки деятельности учебной фирмы. |
. Ресурсное обеспечение реализации программы «Учебная фирма»
Используемые ресурсы | |
Кадровые: | - педагогический коллектив колледжа; - студенты (обучающиеся) по специальности «Технология машиностроения» |
Финансовые: | - бюджетные средства колледжа;. |
Материальные:
| - компьютерный класс; - сеть Internet; - учебный кабинет; - учебная документация. |
Методические: | -общее методическое руководство – Зам. директора по УМР - научное руководство – начальник РЦ -методическое руководство – методический отдел |
Управленческие: | - директор; - заместитель директора по УМР; - заместитель директора по УПР; - председатель МК по специальности «Технология машиностроения». |
Внедрение технологии «Учебная фирма» в образовательный процесс колледжа проводится в несколько этапов. Время работы УФ складывается из времени отведённого на учебную практику по ПМ.02.
Организационный момент учебной практики по технологии «УФ» включает кадровую комплектацию фирмы, последующую деятельность и оценку работы каждого студента (обучающегося) – сотрудника УФ. Фирма комплектуется студентами одной учебной группы, работа осуществляется малыми группами 4-6 человек.
Ориентировочно:
отдел Маркетинга;
планово-производственный отдел;
Отдел реализации.
- Решение организационных вопросов, связанных с работой фирмы в целом: получить представления о структуре отделов и рабочих мест
- Решение организационных вопросов, связанных с началом и завершением деятельности фирмы.
- Решение вопроса, - какими навыками должен владеть будущий специалист, и какой практический опыт он должен иметь в результате учебной практики
- Определение требований к уровню подготовки преподавателя и студента (обучающегося)
Далее: Необходимо определить перечень функций и документов основных отделов. Деятельность специалиста на любой фирме представляет собой последовательность некоторых действий (функций), которые определяются особенностями производственной ситуации. Действия специалиста сопровождаются оформлением определенных документов. На основе стандарта специальности можно составить перечень действий (функций) и перечень документов, которыми подтверждается исполнение функции.
Отработка умения работать с нормативными документами - через подготовку документов в этих отделах.
Члены малой группы выполняют функциональные обязанности в соответствии с «назначением». Технология УФ предусматривает, что каждый обучающийся за время практики должен работать в каждом из отделов фирмы. Чтобы закрепить знания и продемонстрировать качество освоения компетенций. Выполнение новых функций способствует расширению знаний и выработке психологических навыков работы в коллективе.
Наиболее эффективной системой контроля освоенности компетенций является комплексная система. Параметры данной системы задаются исходя из функциональных обязанностей.
Дидактическая структура
Роли участников процесса | |
Обучающийся – активный участник обучения | Преподаватель – руководитель практики, консультант |
Деятельность студентов (обучающихся) на Учебной фирме имитируется через задание игровой ситуации. Игровая ситуация – это время, которое необходимо выделить на ее рассмотрение и оформление новых документов разной сложности для каждого отдела в процессе проигрывания ситуации.
Для того чтобы отработать умения в соответствии со стандартом в пределах ограниченного времени, ситуации должны быть тщательно продуманы.
Этапы внедрения «Учебной фирмы» в учебный процесс:
- Подготовительный период (сентябрь 2016 г. – декабрь 2016 г.)
Изучение опыта работы колледжей, техникумов, по созданию «Учебной фирмы». Выявление отношения преподавательского состава к данному направлению в работе Колледжа.
- Диагностический (декабрь 2016 г.- январь 2017 г.)
Оценка условий, необходимых для проведения учебной практики на базе «Учебной фирмы», анализ изменения качества освоения обучающимися основных и профессиональных компетенций в условиях «Учебной фирмы», изучение материально-технической базы Колледжа, определение ее готовности к работе, выявление трудностей при прохождении учебной практики по ПМ.02.
- Проектный (февраль 2017 г.)
Моделирование оргструктуры «Учебной фирмы». Построение структурно-функциональной модели «Учебной фирмы» (определение модели, методов, формы, группы преподавателей, участвующих в разработке учебно-методических материалов по «Учебной фирме»). Разработка, обсуждение документа «Положение об Учебной фирме».
- Организационный (март - май 2017 г.)
Организация внедрения в профессиональное обучение технологии «Учебная фирма». Утверждение УМК по учебной практике на базе «Учебной фирмы»
- Практический (сентябрь 2017 г. – декабрь 2017 г.)
Проведение учебной практики по ПМ 02
«Участие в организации производственной деятельности структурного подразделения»
в группе 48, мониторинг за ходом учебной практики, промежуточные, итоговые отчеты.
- Обобщающий (июнь 2017 г. – сентябрь 2018 г.)
Подведение итогов. Подготовка методических рекомендаций, как раздел учебного пособия в рамках ресурсного центра Колледжа.
Структура «Учебной фирмы»
Форма представления результатов проведённой работы:
- доклады, отчеты на методических совещаниях;
- проведение открытых мероприятий;
- представление материалов на внутриколледжские мероприятия;
- подготовка и выпуск методической продукции: методических рекомендаций, сообщений, печатных публикаций;
- размещение материалов на персональном сайте Колледжа;
- выступления на семинарах РЦ по материалам учебной практики;
Тематический план работы Учебной фирмы в рамках рабочей программы
№ | Наименование разделов и тем | Дидактические единицы |
1. | Вводное занятие. | Цели, задачи работы фирмы. Структура фирмы, Положение о Фирме, рабочие места, инструктаж по технике безопасности. |
2.. | Основы принимательской деятельности | Гражданский Кодекс. Формы предпринимательской деятельности. Формы собственности. Учредительные документы. |
Регистрация УФ. Правовое регулирование профессиональной деятельности. | ||
3.3. | Имидж УФ | Название, миссия, логотип УФ. |
4.4. | Организационная структура УФ | Штатное расписание. Функции отделов. Должностные обязанности сотрудников. |
Составление документов при трудоустройстве. Формирование личного дела. | ||
5 | Планирование деятельн. на предприятии. | Составление производственной программы |
6. | Оборотный капитал | Расчет потребности в ресурсах. Калькуляция себестоимости |
7. | Формы и системы оплаты труда | Начисление заработной платы работникам. |
8. | Издержки производства и себестоимост. продукции | Расчет себестоимости производимой продукции. |
9. | Ценообразование. | Ценовая политика |
10. | Формирование отчетности по учебной фирме | |
11. | Основы предпринимат. деятельности | Презентация УФ Итоговое занятие. |