Сравнительная таблица Россия и Франция
Предварительный просмотр:
РОССИЯ | ФРАНЦИЯ | |
возникновение | 2005 | Конец 90-х-начало нулевых |
Модели кластерной политики | как либеральная, так и дирижистская модели | дирижистская |
Формы поддержки/реализации | Государственная поддержка территориальных кластеров | Орган по управлению развитием территорий Национальное агентство планирования помощь в развитии кластеров осуществляется совместно местными властями и региональными ответвлениями Министерства экономики, финансов и промышленности |
Приоритетные направления | Ядерные и радиационные технологии Производство летательных,космических аппаратов, судостроение Фармацевтика, биотежнологии,мед.промышленность Новые материалы Химия и нефтехимия ИТ и электроника | Машиностроение Текстиль Деревообработка Производство продуктов питания и косметики |
Критерии отбора | Научно-технологический и образовательный потенциал кластера Производственный потенциал кластера Качество жизни и уровень развития транспортной, энергетической, инженерной, жилищной и социальной инфраструктуры территории базирования кластера Уровень организационного развития кластера (по данному блоку предполагается оценивать только текущий уровень и проработанность мер) | Деятельность кластера должна способствовать повышению конкурентоспособности (текущей или потенциальной) французских товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью на международном рынке. Международное признание. Создание кластера должно привести к занятию ими лидирующих позиций на международном рынке. Партнерство в управлении кластера. Наличие стратегии экономического развития кластера[ |
Крупнейшие кластеры | Логистический московский кластер фармкластер Московской обл. «Сколково»( представляет собой не моноотраслевой кластер, а совокупность пяти кластеров в соответствии с пятью направлениями «технологического прорыва», утвержденными в качестве приоритетных в 2009 г. Каждое из этих направлений развивается в рамках кластера. Такой подход, с одной стороны, может рассматриваться как распыление ресурсов по неравнозначным областям, а с другой снижает риски по сравнению со случаем, когда строится город моноспециализации. При наличии нескольких альтернатив, направлений развития растут шансы, что хотя бы 1-2 кластера достигнут состояния «прорыва») | Биотехнологическаядолина (+Германия+Швейцария) |
Условия для возникновения кластеров | помощь в развитии кластеров осуществляется совместно местными властями и региональными ответвлениями Министерства экономики, финансов и промышленности, помощь в развитии кластеров осуществляется совместно местными властями и региональными ответвлениями Министерства экономики, финансов и промышленности. В целом зарождение кластера, за редкими исключениями, осуществляется стихийно, под влиянием сочетания определенных факторов, среди которых основополагающим может быть признана предпринимательская инициатива. Основой для формирования кластеров является возможность и/или необходимость совместного использования многими хозяйствующими субъектами одного или нескольких объединяющих факторов, таких как: базовая технология, каналы маркетингового продвижения продукции, система подготовки кадров, система генерации ноу-хау, относящихся к единому продуктовому направлению. | Современный европейский подход, называемый "полюса конкурентоспособности", развивается с 2006 г. во Франции и основан на партнерстве бизнеса, центральных и местных властей8. Государство заинтересовано в глобальной конкурентоспособности своей экономики и достижении "полюсом конкурентоспособности" мирового уровня, что выражается в оказании различных форм государственной поддержки. Такая поддержка оказывается в рамках реализации стратегий развития территорий. |
Виды кластеров | Агломерации: географическая концентрация промышленной экономической деятельности / бизнеса (наиболее распространённая в России). | Кластеры компетенции: понятие, широко используемое во Франции и Дании, может быть приравнено к промышленным кластерам. Датские предприниматели и администрация определили кластеры следующим образом: группа компаний путём взаимодействия создаёт общие компетенции, позволяющие добиваться относительно высокой эффективности с точки зрения заработка, дохода и занятости. |
Финансирование кластерное развитие на местном и национальном уровнях | Средства федерального и регионального бюджетов Министерство экономического развития Российской Федерации. | субсидии Межведомственного фонда за выдающиеся научные исследования и разработку проектов, отобранных после полугодового конкурса проектов; частичное финансирование структур кластерного управления, наряду с местными органами власти и компаниями; финансовая поддержка тематических коллективных действий, предпринятых кластерами в широком круге областей, с помощью различных региональных Управлений по промышленности, исследованиям и окружающей среде (DRIRE); проведение исследований и их публикация: «Les bonnes pratiques de gouvernance pour les poles de competitivite» («Эффективная практика управления для повышения конкурентоспособности кластеров») и «Le guide pratique de la propriete intellectuelle dans les poles» («Практическое руководство по интеллектуальной собственности в кластерах»). |
Проблемы и ограничения | 1. В России кластеры не развиваются в достаточной мере из-за недостатка знаний и неумения применять мировые наработки в местных условиях. 2. Кластеры являются инструментом долгосрочного действия, а российская власть привыкла ориентироваться на получение быстрого результата. Именно поэтому власть должна не только инициировать процесс создания кластеров, но и привлекать к сотрудничеству максимальное количество представителей бизнеса, различных ассоциаций, а также вузов и исследовательских центров, которые бы взялись быть носителями этой идеи. 3. Должна быть осуществлена региональная программа реинжиниринга ключевых университетов, входящих в ядро кластера. 4. В силу необходимости переорганизации экономического пространства, необходим рекрутинг в регионы организаций и инициатив, способных выступить ядром кластерообразования. 5. Кластеробразование связано с высоким уровнем концентрации предпринимательского ресурса в определенной сфере деятельности. Что в свою очередь зависит от правового и политического климата в стране, защищающего интересы предпринимателя в зоне повышенного риска. | Специализация может вызвать уязвимость региона Жесткие существующие структуры рискуют задерживать радикальную переориентацию или препятствовать необходимой перестройке. Кооперация может вызывать сокращения конкурентных давлений и , следовательно, движущих сил инновации. выделение слишком большого числа объектов поддержки, отсутствие четкой системы мониторинга проектной деятельности и общего уровня развития кластеров, неопределенность «правил игры» на перспективу. |
Рекомендации по формированию и поддержке развития территориальных кластеров по приоритетным отраслевым (секторальным) направлениям | предоставление оборудованных помещений и земли для концентрации участников кластера (технопарк, промышленный парк); ·разработка, внедрение и сертификация систем менеджмента в области управления качеством, экологической безопасности и охраны труда; ·система поиска поставщиков и исполнителей; ·организация совместного участия (консорциум) в крупных заказах; ·поддержка в вопросах маркетингового продвижения продукции кластера, в том числе на региональных и зарубежных рынках (участие в профильных выставках коллективным стендом кластера, разработка и продвижение коллективного бренда кластера, мероприятия, информирование государственных заказчиков о преимуществах применения инновационной продукции кластера и др.); ·организация конференций, форумов, семинаров, и прочих «площадок для взаимодействия», в том числе посредством создания специализированного сайта; ·развитие специализированной инновационной инфраструктуры (центры трансфера технологий, центры коллективного пользования оборудования, центры прототипирования промышленного дизайна, испытательные лаборатории и др.); ·организация взаимодействия участников кластера с научными и образовательными организациями. | людские и природные ресурсы, научно-информационный потенциал, капитал, инфраструктура, в том числе факторы качества жизни; условия внутреннего спроса: качество спроса, соответствие тенденциям развития спроса на мировом рынке, развитие объема спроса; смежные и обслуживающие отрасли (кластеры отраслей): сферы поступления сырья и полуфабрикатов, сферы поступления оборудования, сферы использования сырья, оборудования, технологий; стратегия и структура фирм, внутриотраслевая конкуренция: цели, стратегии, способы организации, менеджмент фирм, внутриотраслевая конкуренция. Кроме того, существуют две дополнительные переменные, в значительной степени влияющие на обстановку в стране. Это случайные события (то есть те, которые руководство фирм не может контролировать) и государственная политика. |
Кластерные инициативы | В России возможности развития кластерных инициатив «снизу-вверх» ограничены в силу ряда причин, хотя существуют и подобные примеры. Существующие в настоящее время инициативы строятся «сверху-вниз» - от властей и/или крупного бизнеса, через доступные им организационные и финансово-инвестиционные возможности к координации и интеграции малого бизнеса и инфраструктуры вокруг крупных проектов. Можно отметить, что при радикальном отличии в организации кластерных инициатив в России и за рубежом, цели, задачи и ожидаемые результаты во многом совпадают. | Во Франции кластерные инициативы определены как группа фирм, учебные центры и исследуемые единицы в географическом регионе, которые сотрудничают, чтобы произвести совместные действия для общих инновационных проектов, и с достаточным количеством критической массы, чтобы стать видимыми извне. Кластерные инициативы, отобранные для поддержки государственным сектором, называют кластерами конкурентоспособности. |