Разработка урока по теме "Занятость и безработица"

Пермякова Александра Сергеевна

Урок разработан по требованиям ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrabotka_uroka.docx24.58 КБ

Предварительный просмотр:

Сегодня сложно найти работу.

Сложно, но возможно. 

Если ты ничего не можешь,

ты ничего не должен хотеть.

                   Сенека

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие.        

Разговор  хотелось бы начать со слов: «Сегодня сложно найти работу. Сложно, но возможно».

- Как вы понимаете эти слова?

- Как Вы думаете,  о чем сегодня пойдет речь? (Учащиеся высказывают своё мнение).

Преподаватель подводит итог и объявляет тему урока «Занятость и безработица».

На уроке мы должны:

-познакомиться с новыми понятиями «рынок труда», «занятость», «безработица», «заработная плата», «вакансия»;

-познакомиться государственной политикой в области занятости;

-научиться писать резюме.

2. Актуализация знаний, мотивация.

- Скажите, пожалуйста, когда и где вам могут пригодиться полученные знания и навыки? (Ответы учащихся).

- Что бы вы хотели узнать по этой теме? Перед вами полоски бумаги. Напишите на них вопрос, который вас интересует по этой теме (Например, что такое занятость? и т.д.). Сверните лист и положите  в коробку. Перемешиваем вопросы. Сейчас каждый возьмёт один вопрос. Если попадается свой, то можно взять другой. В течение урока вы должны найти ответ на поставленный вопрос и в конце урока его озвучить.

- Мне бы хотелось обратить ваше внимание на слова Сенеки «Если ты ничего не можешь, ты ничего не должен хотеть». Как вы их понимаете? (ответы учащихся).

Наши желания – это наши потребности. Перед вами «Пирамида потребностей» американского психолога А. Маслоу. Без удовлетворения низших потребностей нельзя удовлетворить высшие.

- Как вы думаете, на каком уровне и какому виду потребностей соответствует способность человека трудиться, работать?

- А какая связь существует между способностями и потребностями, подтверждающая слова Сенеки. (ответы учащихся).

Очень часто молодые люди хотят быть состоятельными, много зарабатывать, но не делают никаких попыток чему- либо научиться, узнать. Таким образом, чтобы чего-то добиться в жизни, чего-то хотеть, нужно очень многое знать и уметь.

Таким образом, чем больше человек умеет и может в жизни, т.е. самореализуется, тем качественнее и полноценнее будет его жизнь. Самореализация  может проявляться в способности человека эффективно выполнять трудовую деятельность.

Что же нужно знать, чтобы уверенно чувствовать себя на рынке труда и какие навыки могут пригодиться вам в будущем? Об этом сегодня пойдёт речь.

3. Основная часть.  Преподаватель

Когда идёт речь о трудоустройстве, очень часто пользуются термином рынок труда. Это один из древнейших механизмов цивилизации.

3. 1 Работа с понятием «рынок труда»

Рынок труда –  вид рынка, характеризующий систему социально-трудовых отношений, позволяющих фирмам удовлетворить потребность в трудовых услугах, предоставляемых людьми в обмен на заработную плату и другие выгоды (запись определения в тетрадь).

Основными участниками рынка труда являются работники и работодатели. Они осуществляют взаимодействие посредством обмена на основе спроса и предложения.

3.2 Работа по теме (продолжение). Преподаватель

На рынке труда имеются свои законы. Товар – человеческий труд. Работники- продавцы. Работодатель – покупатель. И наша задача – выгодно продать свой труд. Можете ли Вы определить свою цену за труд? (цена может определяться квалификацией)

- А как называется эта цена? (зарплата)

- Как вы думаете, что такое заработная плата?

Заработная плата-форма материального вознаграждения наемных работников за их труд (запись определения в тетрадь).

- Как Вы думаете, от чего зависит заработная плата?

Заработная плата начисляется в соответствии с занимаемой должностью и зависит от квалификации специалиста, которая складывается из уровня профессиональной подготовки, опыта работы, личностных и профессионально важных качеств. На ее размер влияют интенсивность, продолжительность и условия труда.

- Почему, несмотря на высокую квалификацию, платят маленькую заработную плату?

- Случайно ли, что люди остаются без работы? Просто в современных условиях эта специальность не пользуется спросом. То, что предлагают многие – оказывается ненужным сегодняшним работодателям, не требуется на рынке труда.

- Итак, следует ориентироваться на те профессии, рабочие места, по которым являются вакантными, то есть свободными и незанятыми.

3.3 Мини-лекция. Схема «Айсберг рабочих мест»

Для того, чтобы понять, как и где искать рабочие места, рассмотрим, прежде всего, какие они бывают.  Это важно для того, чтобы предостеречь себя от некоторых ошибок. Взгляните на схему «Айсберг рабочих мест».

Вы, конечно, знаете, что настоящий, ледяной айсберг имеет  очень большую подводную часть – куда большую, чем та, которая возвышается над водой и видна глазу. Похожая ситуация и на рынке труда. На нём существуют явные, хорошо видимые рабочие места (вакансии) и значительно большее количество неявных вакансий.  Выделяются 3 слоя айсберга рабочих мест: явные, вероятные и теневые.

  1. Явные рабочие места. 

Его особенности:

·         Работодатель имеет действительную нужду в работнике и знает, кто ему нужен;

·         Работодатель заявляет о своей вакансии во всеуслышание;

·         Работодатель при приёме сотрудника на работу выполняет все требования трудового законодательства.

Однако, как и у настоящего айсберга, эта видимая часть, надводная лишь малая толика  того количества вакансий, которые существуют в регионе.  Несомненно, их больше, но работодатель по каким-то причинам не заявляет о них во всеуслышание. Поэтому давайте пристальней вглядимся в подводную часть нашего айсберга.

  1. Вероятные рабочие места. Этот слой айсберга составляют свободные рабочие места, для заполнения которых работодатель не готов совершить усилия. Причин этому может быть много: неуверенность в том, нужен ли ему работник, незнание кто именно нужен, нежелание взять на себя ответственность принять незнакомого человека.
  2.  «Серые» или теневые рабочие места. Некоторые работодатели считают для себя выгодным иметь работников, не оформляя при этом никаких документов, которые положены по закону, так как за каждого работника нужно платить налоги, закон защищает права работника. А выгодно ли это работнику? Конечно, нет! Да ещё и опасно.

- Мы будем говорить о явных рабочих местах. Как вы думаете, какие профессии в последнее время пользуются особой популярностью?

3.4 Информация о вакансиях. Преподаватель

По данным Фрунзенского центра занятости населения востребованные профессии на территории Санкт-Петербурга:

 

Ø  Менеджер в промышленности

Ø  Главный механик

Ø  Механик

Ø  Главный энергетик

Ø  Электрик

Ø  Инженер-механик

Ø  Монтажник

Ø  Повар

Ø  Пекарь

Ø  Каменщик

Ø  Штукатур

Ø  Кровельщик

Ø  Слесарь-сантехник

Ø  Электрогазосварщик

Ø  Животновод

Ø  Облицовщик-плиточник

Ø  Водитель категории «Д»

          

За подробной информацией о вакансиях нужно обращаться к другим источникам, например, в службу занятости, к специализированным интренет-ресурсам.

3.5 Мини-лекция. 

Таким образом, можно сделать вывод, что:

Занятость – деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая, как  правило, доход (запись определения в тетрадь).

Когда говорят  о занятости, имеют в виду тех, кто может работать, то есть население в трудоспособном возрасте. В нашей стране это категория людей старше 16 лет и не достигшие пенсионного возраста (женщины – до 55 лет, мужчины – до 60 лет). А также  те, кто работает

неполный рабочий день или неполную рабочую неделю. Многие люди по различным

причинам  не могут работать (молодые мамы, воспитывающие детей).  Во многих странах принимаются меры, гарантирующие занятость граждан. Однако достичь 100% занятости невозможно.

 Как вы думаете, почему?

Теперь трудоспособный человек не всегда может найти работу, и это привело к возникновению такого связанного с занятостью явления, как безработица.

В мире существует такое понятие как безработица - социально-экономическое явление, выражающееся в том, что часть экономически активного населения, желающая работать, не может найти работу (запись определения в тетрадь).

Официально безработными признаются лишь те незанятые граждане, которые не только могут, но и хотят работать. Статистикой учитываются лишь те безработные граждане, которые активно ищут работу, регистрируясь в государственной службе занятости населения.

Что может вызвать безработицу?

Экономисты выделяют 4 типа безработицы (запись  в тетрадь):

  1. Фрикционная безработица связана с поиском или ожиданием работы. Например, выпускник может числиться безработным, пока не найдёт место, соответствующее его уровню подготовки и специальности. Фрикционная безработица явление временное и неизбежное.
  2.  Сезонная безработица – обратная сторона сезонного характера деятельности в отдельных отраслях, например, в сельском хозяйстве или курортных зонах в летнее время.
  3. Структурная безработица является порождением технической перестройки самого производства. Спрос на одни профессии падает, но параллельно растёт спрос на другие. Бухгалтер, привыкший работать со счетами, лишится работы пока не освоит компьютер. Сгладить структурную безработицу можно при помощи своевременной переподготовки рабочей силы, но исключить полностью невозможно.
  4. Циклическая безработица порождается общим падением производства в ходе экономического цикла. С сокращением выпуска товаров происходит увольнение ранее занятых работников.

3.6 Самостоятельная работа по теме: «Государственная политика в области занятости»

В течение 5 мин. учащиеся работают с раздаточным материалом, отвечают письменно на вопрос: «Какие документы и организации  регулируют государственную политику в области занятости?»

Проверка задания (на слайде):

Организации:

-  Центр занятости

-  Международная организация труда

Законы в области занятости:

-   Конституция РФ

-  Трудовой кодекс РФ

- «Закон о занятости населения»

4. Закрепление материала.

- А сейчас вернёмся к вопросам, которые вы задавали в начале урока. Каждый зачитывает доставшийся ему вопрос и даёт ответ. Все остальные внимательно слушают и дополняют.

(Учащиеся зачитывают вопросы и отвечают на них, учитель помогает, дополняет).

5. Подведение итогов.

- С какими понятиями мы с вами сегодня познакомились?

 - Что определяет успешность специалиста, как работника? (не только квалификация специалиста определяет его успешность как работника, но и востребованность профессии на рынке труда).

- Для успешности в трудоустройстве нужно уметь составлять резюме.

- Что осталось непонятным для Вас?

Оценка знаний

6.Домашнее задание

Повторить термины. Оформить резюме в печатном виде.

7. Рефлексия.

         - Если сегодня на уроке вы разобрались со всеми понятиями, то загните один палец (мизинец).

         - Если сегодня на уроке вы получили для себя полезную информацию, то загните второй палец.

         - Если сегодня на уроке вы задумались над своим профессиональным будущем, то загните третий палец.

         - Если сегодня на уроке вы чувствовали себя комфортно, то загните четвёртый палец.

(Получается «ОК»).

Таким образом, сегодняшний урок прошёл замечательно.

Спасибо всем за работу.