Материалы экспериментальной площадки по теме "Развитие предпринимательских инициатив обучающихся колледжа в рамках подготовки специалистов в сфере малого бизнеса"

Горбулина Елена Вячеславовна

Представлены материлы: программа и фрагменты лекций по предпринимательству и маркетингу

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предпринимательство как вид деятельности.

Тема 1. Сущность предпринимательства.

1.1 Сущность предпринимательства и предпринимательской деятельности

Студент должен:

Знать: определение предпринимательства.

История предпринимательства. Термин «предприниматель». Роль предпринимательства.

1.2 Признаки предпринимательства.

Студент должен:

Знать: признаки предпринимательства, их характеристику.

Признаки предпринимательства: самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов, личная экономической заинтересованность и ответственность, новаторство, творческий  поиск,  хозяйственный риск, принадлежность к кратковременным, тактическим способам действия. Базовые и возможные (вторичные) свойства предпринимательства.

Сделка, понятие.

1.3. Классификация предпринимательской деятельности.

Студент должен:

Знать: классификационные признаки предпринимательства.

Классификационные признаки предпринимательства: в зависимости от формы собственности, в зависимости от права собственности, в зависимости от количества собственников, в зависимости от законности, в зависимости от направлений деятельности, в зависимости от территориального распространения, в зависимости от экономических показателей предприятия (темпов развития, уровня прибыльности и доходности), в зависимости от инновационной политики, в зависимости от статуса, в зависимости от механизма создания, числа учредителей (участников), процессов функционирования и управления, в зависимости от сроков деятельности, в зависимости от организационно-правовой формы,  в зависимости от формы ответственности участников (учредителей), в зависимости от организационно-экономической формы предпринимательства

Тема 2. Среда предпринимательства.

2.1. Условия и предпосылки  становления и развития предпринимательства

Студент должен:

Знать: условия и предпосылки развития предпринимательства

Уметь: определять условия и предпосылки развития предпринимательства.

Условия предпринимательства: социально-политические, профессионально-личностные качества предпринимателя, развитая инфраструктура для предпринимательства, правовое и финансовое обеспечение предпринимательства.

Частные условия развития предпринимательства.

Предпосылками к предпринимательству: финансовые, материальные и личностные возможности.

2.2. Внутренняя среда предпринимательской организации.

Студент должен:

Знать: элементы внутренней среды предпринимательства

Уметь: определять влияние элементов внутренней среды предпринимательства.

Внутренняя среда, определение. Элементы внутренней среды: технология производства, организационная структура фирмы, штатное расписание, персонал, результат производства, рыночный сигнал (их характеристика.

2.3. Внешняя среда предпринимательства.

Студент должен:

Знать: элементы внешней среды предпринимательства

Уметь: определять влияние элементов внешней среды предпринимательства

Внешняя среда, определение.  Факторы прямого и косвенного воздействия.

Факторы прямого воздействия: государственные органы и их предписания и законы, партнеры и партнерские связи, конкуренты, имидж фирмы, профсоюзы.

Факторы косвенного воздействия: политические факторы;                                                             научно-технические достижения; состояние экономики; социально-культурные факторы; изменения на мировом рынке.

Тема 3. Субъекты предпринимательской деятельности.

3.1. Субъекты предпринимательства.

Студент должен:

Знать: субъекты предпринимательства, их характеристика.

Основной субъект предпринимательской деятельности

Потребитель, его значение для предпринимателя.

Основные средства воздействия предпринимателя на потребителя.

Государство, его роль государства как субъекта предпринимательского процесса. Функции государства.  

Наемный работник  - участник  предпринимательского процесса Проблемы взаимоотношений предпринимателя и наемного работника.

Партнерские связи, их характеристика.  

Тема 4. Виды предпринимательской деятельности

4.1. Виды предпринимательской деятельности

Студент должен:

Знать: виды предпринимательской деятельности:

Виды предпринимательства: производственное, коммерческо-торговое,   финансово-кредитное, посредническое, страховое. Особенности каждого вида предпринимательства.

Тема 5. Стадии развития предпринимательской фирмы

Студент должен:

Знать: стадии развития предпринимательской фирмы. Выбор сферы и вида предпринимательской деятельности

Тема 6. Сущность предпринимательского риска

6.1. Предпринимательский риск.

Студент должен:

Знать: предпринимательские риски, их виды

Предпринимательские риски, их особенности.

6.2. Классификация предпринимательских рисков

Студент должен:

Знать: виды рисков и их характеристика.

Виды рисков: риск, связанный с хозяйственной деятельностью; риск, связанный с личностью предпринимателя; риск, связанный с недостатком информации о состоянии внешней среды. Внутренние и внешние риски, кратковременные и постоянные, оправданные (правомерные) и неоправданные (неправомерные) риски, страхуемые и нестрахуемые, статистические (простые) и динамические (спекулятивные).

6.3. Показатели риска и методы его оценки, способы снижения риска

Студент должен:

Знать: показатели рисков, способы снижения рисков.

Допустимый риск, критический риск, катастрофический риск, их характеристика.

Способы снижения рисков.

Тема 7. Культура предпринимательства

7.1. Сущность культуры предпринимательства

Студент должен:

Знать: элементы культуры предпринимательства.

Культура предпринимательства. Элементы культуры предпринимательства: законность, строгое выполнение обязательств и обязанностей, честное ведение бизнеса. Этические критерии. Факторы культуры предпринимательства.

7.2. Культура предпринимательских организаций

Студент должен:

Знать: элементы культуры предпринимательства.

Культура предпринимательства. Этапы возникновения культуры предпринимательской организации Внутренние факторы  культуры фирмы.    

7.3. Предпринимательская этика и этикет

Студент должен:

Знать: элементы предпринимательской этики.

Предпринимательская этика, определение. Этические нормы в предпринимательстве. Факторы, влияющие на формирование предпринимательской этики.

Дисциплина Маркетинг

Тема 1. Понятие маркетинга.

1.1. Понятие маркетинга, эволюция.

Студент должен:

Знать: определение маркетинга, суть современного маркетинга

Понятие маркетинга, эволюция маркетинговой концепции, суть современного маркетинга

1.2. Функции маркетинга.

Студент должен:

Знать: функции маркетинга, элементы комплекса маркетинга

Уметь: применять функции маркетинга, устанавливать зависимость между элементами комплекса маркетинга, комплекс (инструменты) маркетинга, характеристика элементов, их взаимосвязь.  

Тема 2. ПОТРЕБИТЕЛЬ.

2.1.Потребитель, понятие.

Студент должен:

Знать: понятие потребителя, факторы, влияющие на спрос

Потребитель, понятие, потребительский рынок, спрос,  факторы, влияющие на спрос.

2.2. Поведение потребителя,  процесс принятия решения о покупке.

Студент должен:

Знать: принципы покупательского поведения

Уметь: применять этапы процесса принятия решения о покупке.

Поведение потребителя, понятие, принципы покупательского поведения, модель поведения потребителя, процесс принятия решения о покупке.

2.3. Характеристики покупателя

Студент должен:

Знать: факторы, влияющие на поведение потребителя.

Факторы, влияющие на поведение потребителя: факторы культурного порядка, социальные, личностного и психологического порядка, их характеристика.

Тема 3. Сегментация рынка.

3.1 Понятие сегментации, сегмент.

Студент должен:

Знать: определение сегментации рынка, цели сегментации

3.2 Признаки сегментации.

Студент должен:

Знать: признаки сегментации, их характеристику.

Уметь: использовать признаки сегментации при решении конкретных ситуаций.

Определение признаков сегментации рынка, виды признаков сегментации демографические,  демографические,  психографические,  географические, их характеристику.

3.3  Критерии сегментации рынка

Студент должен:

Знать: критерии сегментации

Критерии сегментации рынка: количественные, доступность сегмента, существенность сегмента, прибыльность и доходность сегмента, защищённость от конкуренции, их характеристика.

3.4 Выбор целевого рынка.

Студент должен:

Знать: понятие целевого рынка, этапы выбора целевого рынка.

Уметь: определять целевой рынок

Понятие целевого рынка, последовательность выбора целевого рынка:

1. Определение потенциала сегмента рынка.

2. Оценка доступности и существенности сегмента.

3. Анализ возможностей освоения сегмента рынка.

Тема 4.Товарная политика организации.

Вопрос 4.1. Понятие товара, уровни товара.

Студент должен:

Знать: определение товара,

Уметь: разрабатывать уровни товара.

Определение товара, значение товара для маркетинга, уровни товара (товар по замыслу, товар в реальном исполнении товар с подкреплением) их характеристика.

4.2. Жизненный цикл товаров.

Студент должен:

Знать: определение жизненного цикла товара, характеристика этапов ЖЦТ

Уметь: определять этап жизненного цикла товара

Определение жизненного цикла товара (ЖЦТ), характеристика этапов: разработка товара; выведение товара на рынок; роста;  насыщения (зрелость) и упадка; характеристика каждого этапа. Задача маркетинга в ЖЦТ.

Тема 5. Маркетинговые исследования: понятие, цели, задачи.

5.1 Понятие маркетинговых исследований.

Студент должен:

Знать: понятие маркетинговых исследований, цели проведения М.И, структура маркетинговых исследований

Маркетинговые исследования, определение, цель маркетинговых исследований, структура маркетинговых исследований, характеристика элементов. Глубина и направленность маркетинговых исследований.  

5.2. Основные  направления  исследований  в  маркетинге.

Студент должен:

Знать: основные направления маркетинговых исследований

Исследования маркетинга, направления исследований: рынок, конкуренты, товары, потребители, цены, система стимулирования сбыта и рекламы, внутренний потенциал предприятия.  Основа исследований маркетинга.  Результат исследований маркетинга

5.3. Система маркетинговых исследований

Студент должен:

Знать: систему маркетинговых исследований, характеристику этапов.

Уметь: разрабатывать процедуру маркетинговых исследований.

Система маркетинговых исследований. Этапы исследований: выявление проблем и формулирование целей, отбор источников информации, сбор информации, анализ собранной информации, представление полученных результатов, характеристика этапов.

Выборка, процедура выборки



Предварительный просмотр:

Предпринимательство как вид деятельности.

Тема 1. Сущность предпринимательства.

1.1. Сущность предпринимательства и предпринимательской деятельности

Историей доказано: предпринимательство было и будет основным компонентом экономической системы того общества, которое называет себя цивилизованным.

Из истории.

Термин «предприниматель» происходит от французского (enteprenens) – буквально означает «посредник» и употреблялось со средних веков применительно к организаторам парадов и музыкальных церемоний, а также к руководителям производственных и строительных проектов, как правило, к духовным лицам.

1725 год Ричард Кантильон впервые ввел в научный оборот термин «предприниматель» и определил его как человека, действующего в условиях рынка, который за определенную цену покупает средства производства, чтобы произвести какую-либо продукцию, и продает её в целях получения прибыли.

По А, Смиту «предприниматель» - это собственник, идущий на экономический риск ради реализации своей коммерческой идеи и получения прибыли.

В.И. Даль «толковый словарь живого великорусского языка» 1882 г.

С. И. Ожегов в “Словаре русского языка” под бизнесом понимает предпринимательскую экономическую деятельность, направленную на получение дохода (прибыли). «Предпринимать - затевать, решаться, исполнить какое-либо новое дело, приступать к совершению чего-либо значительного».

«Предприимчивый – способный к предприятиям, крупным оборотам, смелый, решительный, отважный на дела этого рода»

Под предпринимательством, или предпринимательской деятельностью, понимают инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, осуществляемую на свой риск и под свою имущественную ответственность, направленную на получение прибыли.

За словом "предпринимательство" стоит "дело", предприятие, производство продукта (полезной вещи) или услуги (невещественного продукта). Часто предпринимательскую деятельность называют бизнесом.

Для развития предпринимательства нужны определенные  условия. Они включают в себя стабильность государственной экономической и социальной политики, льготный налоговый режим, развитую инфраструктуру поддержки предпринимательства, существование эффективной системы защиты интеллектуальной собственности, формирование гибких рыночных механизмов повышения деловой активности предпринимателей. Предприниматели должны иметь возможность свободного выхода на внешний рынок. Следует создать доступную для предпринимателей кредитную систему, предоставить возможность приобретать необходимые средства производства, сырье и комплектующие изделия.

Развитие предпринимательства играет незаменимую роль в достижении экономического успеха, высоких темпов роста промышленного производства. Оно является основой инновационного, продуктивного характера экономики. Чем больше хозяйствующих субъектов имеют возможность проявить свою инициативу и творческие способности, тем меньше разрыв между потенциальными и фактическими результатами развития. Освоение инновационного экономического роста невозможно в условиях искусственного ограничения созидательной творческой стихии, свободы хозяйственной инициативы, необходимой для этого мобильности всех производственных ресурсов. Предпринимательство обеспечивает освоение новых перспективных производств, способствует "вымыванию" устаревших.

Оно способствует развитию конкуренции и "маркетизации", а также увеличению "открытости" национальной экономики, развитию ввоза и вывоза капитала.

Предпринимательство создает механизмы координации, выработки стратегии развития через рынок и конкуренцию, связи между хозяйствующими субъектами.

Таким образом, предпринимательство как субъект хозяйствования и особый творческий тип экономического поведения составляет неотъемлемое свойство всех факторов достижения экономического успеха.

1.2 Признаки предпринимательства.

Важнейшим признаком предпринимательства является самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов. В основе их поведения лежат внутренние побуждения. Каждый человек, становясь предпринимателем, самостоятельно решает все вопросы деятельности своего предприятия исходя из экономической выгоды и рыночной конъюнктуры.

В тесном единстве с самостоятельностью находится принцип личной экономической заинтересованности и ответственности. Собственная выгода является движущим фактором предпринимательской деятельности, но хозяйствующий субъект, преследуя свои собственные интересы, работает на общественные. В современных условиях личный интерес предпринимателя все более переплетается с коллективным интересом фирмы или компании.

Обладая самостоятельностью, предприниматель берет на себя личную ответственность за результаты деятельности. Заинтересованность в сочетании с ответственностью заставляет предпринимателя работать в жестком режиме.

Предпринимательство немыслимо без новаторства, творческого поиска. Эффективно работать может только тот, кто обеспечивает высокое качество и постоянно обновляет продукцию. Способность к принятию нестандартных решений, творческий подход к оценке ситуации всегда высоко ценились в деловом мире. Искать клиента, деньги, валюту, материалы, транспорт, помещения, контракты, связи, нужных людей - неизбежный удел предпринимателя. Поэтому он вечно спешит и ему никогда не хватает времени, он редко различает рабочие и выходные дни, рано встает и поздно ложится спать, пытается делать несколько дел одновременно. Спокойная, тихая размеренная жизнь не ассоциируется с обликом предпринимателя.

Характерным признаком предпринимательских экономических отношений является хозяйственный риск. Риск постоянно сопутствует бизнесу. Риск формирует особый способ мышления и поведения, психологию предпринимателя. Условия существования требуют от него высокой деловитости и динамизма, духа соперничества. Взлеты и падения неизбежны на этом пути. По оценке специалистов, из ста проходящих проверку новых идей реальное применение находят не более двух. Право на ошибку обязывает осуществить все возможное для предупреждения неоправданного риска.

Не всякий мелкий бизнес является предпринимательским. Чтобы быть предпринимательским, предприятие должно обладать особыми свойствами вдобавок к тому, что оно небольшое и новое. Предпринимателя характеризует то, что он пытается создать что-то новое и отличное от уже имеющегося, изменяет и преобразует ценностные установки.

Еще один характерный признак предпринимательства заключен в его принадлежности к относительно кратковременным, тактическим способам действия. Предпринимательство в узком смысле слова не относится непосредственно к экономической стратегии, рассчитанной на долговременный период. Однако и в стратегических проектах могут присутствовать предпринимательские идеи и отдельные очаги предпринимательства. Так, к примеру, если долговременный проект ставит своей основной целью получение прибыли, сопряжен с риском и ответственностью, основан не на тривиальных идеях, его правомерно считать предпринимательским. Однако в большинстве случаев предпринимательские действия вписываются в относительно кратковременные сделки.

Предпринимательская деятельность представляет собой совокупность последовательно или параллельно осуществляемых сделок, каждая из которых ограничена сравнительно непродолжительным, четко очерченным временным интервалом. Сделка - основной кирпич, из которого строится предпринимательское здание.

При этом под сделкой понимается основанное на письменном договоре или устном соглашении взаимодействие двух или нескольких хозяйствующих субъектов в интересах получения взаимной выгоды. Гражданский кодекс Российской Федерации, принятый Государственной Думой 21 октября 1994 г. и одобренный Советом Федерации, определяет сделку следующим образом: "Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей".

Законодательство о предпринимательстве предусматривает возможность осуществления предпринимательской деятельности с использованием средств производства, имущества, ценностей как самим их собственником, так и другим субъектом, управляющим его имуществом на праве хозяйственного ведения, предоставленном собственником.

Обобщая изложенное выше, можно выделить необходимые (базовые) и возможные (вторичные) свойства предпринимательства. К необходимым (базовым) следует отнести организационно-хозяйственное новаторство и экономическую свободу. Другие характеристики (риск, принятие решений, владение ресурсами, лидерство и т.д.) являются возможными (вторичными) свойствами предпринимательства.



Предварительный просмотр:

Тема 1. Понятие маркетинга.

1.1. Понятие маркетинга, эволюция.

Маркетинг – одна из тех многочисленных экономических новаций, которые уверенно вошли в наш лексикон.

Сегодня – это самое популярное понятие теории и практики управления производством.

Термин «МАРКЕТИНГ» впервые появился в США в самом начале нашего столетия Он происходит от английского слова «market», что в переводе означает рынок, адекватный перевод - «деятельность на рынке». Получил официальное признание в 1935 году, когда впервые был введен Национальной ассоциацией преподавателей экономики США.

С этого момента понятие «Маркетинг» становится центральным в экономической науке на Западе. Однако, смысл, который вкладывался в это понятие, был далеко не однозначен. Первоначально термин «marketinq» имел смысл «сбывать продукцию на рынке», с течением времени круг вопросов, включаемых в маркетинг, значительно расширился.

Маркетинг представляет собой процесс планирования и воплощение замысла, ценообразование, продвижение и реализацию идей, товаров и услуг посредством обмена, удовлетворяющего цели отдельных лиц и организаций.

Теория маркетинга зародилась в США на рубеже 20 века, как реакция на обострение проблем реализации товаров и услуг, т.е. как ответ на усложнение и затруднение сбытовой деятельности фирмы, в условиях наращивания объемов выпуска продукции.

суть маркетинга заключается в следующем: производить не то, что можешь, а то, что нужно конкретному потребителю, обществу сейчас и в будущем.

Суть современного маркетинга – это:

Предпринимательская деятельность, превращающая потребности покупателя в доходы предприятия.

Именно с помощью маркетинга предприниматель может получить ответы на вопросы:

  1. Что надо продавать?
  2. Кому можно продавать?
  3. Почему следует продавать?
  4. Где и каким образом продавать?
  5. Когда надо продавать?
  6. Как управлять движение товара?

1.2. Функции маркетинга.

Основываясь на принципиальной методологии маркетинга как рыночной концепции управления и сбыта можно выделить функции маркетинга.

Успешная реализация принципов маркетинга возможна во взаимосвязи с функциями маркетинга, которые представляют собой совокупность видов деятельности, связанной с изучением рынка, развитием ассортимента, формированием каналов товародвижения на рынок, проведением рекламы, стимулированием продажи, а также с управлением и контролем.

Все функции можно разделить на 4 группы:

1. Аналитическая

2. Производственная

3. Сбытовая

4. Управленческая  и контролирующая

Аналитические функции маркетинга позволяют изучить и дать оценку факторам внутренней и внешней среды организации.

Итогом реализации аналитической функции маркетинга является формирование целей развития фирмы и стратегий по их достижению.

Аналитическая функция маркетинга может быть реализована лишь при наличие широкой и действенной системы сбора и обработки информации. На многих предприятиях эта работа проводится специальным отделом или поручается специализированным  самостоятельным исследовательским организациям.

Производственная функция обеспечивает создание новых товаров, которые наиболее полно соответствовали бы требованиям потребителя.  Маркетинг воздействует на производство в целях придания ему гибкости, адаптированности  к запросам потребителя в соответствии с технико-экономическими параметрами и относительно низкими издержками производства.

Сбытовые функции распространяются на все, что происходит с продуктом после его производства и до начала потребления. Система товародвижения должна обеспечит предприятию  и потребителю создание таких условий, чтобы товар был так, где он нужен, в тех количествах, в которых он востребован, и того качества, на которое рассчитывает потребитель; по ценам, которые выгодны как продавцу, так и покупателю.

Управленческие функции маркетинга предполагают организацию планирования хозяйственной деятельности предприятия и управление производством. При этом главная управленческая задача руководства предприятия состоит в том, чтобы уменьшить степень неопределенности и риска в хозяйственной деятельности и обеспечить концентрацию ресурсов на выбранных приоритетных направлениях развития.

Контроль является завершающей стадией маркетинговой деятельности, он позволяет не только выявлять, но и предупреждать различные отклонения, находить новые резервы и возможности развития.

Управленческие функции маркетинга позволяют определить приоритеты в деятельности предприятия и развернуть его «лицом к рынку»: «от нужд производства – к нуждам рынка».

 Маркетинг затрагивает интересы каждого, будь то покупатель, производитель, продавец, потребитель. Интересы и цели у этих людей могут быть различны, а иногда и диаметрально противоположны.

1.3 Классический комплекс  маркетинга.

Комплекс (инструменты) маркетинга - одно из ключевых понятий современной системы маркетинга.

Комплекс маркетинга -  это набор поддающихся контролю переменных факторов маркетинга, совокупность которых фирма использует для получения желаемой ответной реакции со стороны целевого рынка.

Элементы комплекса маркетинга называются контролируемыми факторами, т.к. находятся под контролем маркетинговой службы организации.

В комплекс маркетинга входит все, что фирма может предпринять для оказания воздействия на спрос своего товара. Многочисленные возможности можно объединить в 4 основные группы.

                                                                      Маркетинг

                        Товар                                                            Сбыт

 

           

                                         

                                            Цена                             Продвижение  

        

Продукт (товар) - product - товары, услуги, идеи, предназначенные для удовлетворения нужд и потребителя.

Цена - price - денежная сумма, которую потребители должны уплатить для получения товара.

Продвижение - promotion -средства коммуникации между продавцом и покупателем.

Сбыт (каналы распределения) - place - деятельность по доведению продукта от производителя до конечного потребителя.

Комплекс маркетинга - это

1.  пропорциональное соотношение элементов

2. комбинация мероприятий и основа для составления плана маркетинга.