Лекции аудит Толстопятенко Л.А.
Лекции аудит Толстопятенко Л.А.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lektsii_audit_tolstopyatenko_l.a.docx | 38.43 КБ |
Предварительный просмотр:
АУДИТ
История развития аудита. Понятие, сущность и содержание аудита
От латинского глагола «слушать» и возникло название профессии – «аудитор», а уже от него появилось название «аудит».
Аудит появился Древнем Риме, там аудиторов называли квесторами. В IX веке англичане позаимствовали бухгалтерские приемы римлян, которые использовались для учета экономических явлений в британской хозяйственной жизни.
В 1844г.- в Англии вышла серия законов об обязательных аудиторских проверках. Еще через несколько лет, в 1853 году, в Шотландии создается Эдинбургский Институт Аудиторов – первое учебное заведение, готовившее аудиторов как специалистов с высшим образованием.
В 1862 г. в Великобритании был принят Закон «Об обязательном аудите».
70-х годов XX в., началось развитие современного аудита. Созданием В 1977 г. Международной Федерации Бухгалтеров (Нью-Йорк)- разработан Кодекс Этики Профессиональных Бухгалтеров, Международных Стандартов Аудита, бюллетеней аудита и тд)
В России ввел аудит Петр I.
Современный российский аудит как вид предпринимательской дея-тельности появился в 1987 г. в связи с возникновением совместных пред-приятий и требованиями международных правил.
В 1988 г. Советом Министров был принят «Порядок создания на террито-рии СССР совместных предприятий», в соответствии с которым отчет-ность совместного предприятия подвергалась аудиторской проверке.
Потребность в услугах аудитора возникла в связи со следующими обстоятельствами:
- возможность необъективной информации со стороны ее составителей (администрации) в случае конфликта между ними и пользователями этой информации (собственниками, инвесторами, кредиторами);
2) зависимость последствий принимаемых решений от качества информации;
3) необходимость специальных знаний для проверки информации;
4) отсутствие у пользователей информации доступа к ней для оценки ее качества.
Аудитор является агентом, действующим, как правило, от имени акционеров. По мере того как управляющие-собственники привлекают дополнительное внешнее Финансирование (например, путем эмиссии акций), они постепенно теряют контроль над некоторыми аспектами бизнеса, особенно над вопросами финансовой отчетности и дальнейшего привлечения капитала.
( По мере увеличения внешних источников капитала растет и потребность в современной и надежной финансовой информации (например,
о том, насколько адекватен получаемый собственниками доход степени риска сделанных ими инвестиций; должны ли они про-давать, покупать или продолжать держать свою долю в активах))
Ряд преимуществ:
- возможность избежать споров между партнерами
- упрощение процедуры привлечения нового партнера
- упрощение процедуры получения финансовой помощи
- упрощение отношений с налоговыми органами, т.к.проведена проверка
- возможность получить квалифицированную помощь в решении
- различных проблем: аудитора часто приглашают в качестве арбитра
- при разборе специфических спорных вопросов между партнерами.
Согласно ФЗ ≪Об аудиторской деятельности≫ от 07.08.01№ 119-ФЗ
≪Аудиторская деятельность, аудит — предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей≫.
Аудитором является физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом, и имеющее квалификационный аттестат аудитора.
Аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность в качестве работника аудиторской организации или в качестве лица ,привлекаемого аудиторской организацией к работе на основании гражданско-правового договора, либо в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность безобразования юридического лица.
Аудиторская организация — это коммерческая организация, осуществляющая аудиторские проверки и оказывающая сопутствующие аудиту услуги.
Международные организации регламентирующие аудиторскую деятельность:
- Комитет по аудиторской практике Международной федерации бухгалтеров (IFAC),
- Совет по аудиторской практике
Комитет по основным концепциям аудита Американской ассоциации бухгалтеров (ААА),
Аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита, но они могут оказывать сопутствующие аудиту услуги.
Под сопутствующими аудиту услугами понимается:
- постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, со-ставление финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское кон-сультирование;
• налоговое консультирование;
• анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое кон-сультирование;
• управленческое консультирование, в том числе связанное с ре-структуризацией организаций;
• правовое консультирование, а также представительство в судеб-ных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам;
• автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информацион-ных технологий;
• оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имуще-ственных комплексов, а также предпринимательских рисков;
• разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;
• проведение маркетинговых исследований;
• проведение научно-исследовательских и экспериментальных ра-бот в области, связанной с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;
• обучение в установленном законодательством Российской Фе-дерации порядке специалистов в областях, связанных с аудиторской дея-тельностью;
• оказание других услуг, связанных с аудиторской деятельностью.
Необходимость, цели и задачи аудита
Необходимость аудита функционирования компаний определяется следующими обстоятельствами:
а) бухгалтерская отчетность используется для принятия решений заинтересованными в ней пользователями (руководством, собственниками инвесторами
органами )
б) бухгалтерская отчетность может искажаться из-за пристрастности составителей или неоднозначной интерпретации информации)
в) степень достоверности бухгалтерской отчетности может подвергаться сомнению из-за
затрудненности доступа к учетной информации, а сложности хозяйственных операций,
Цель аудиторской деятельности — конкретная задача, на решение которой направлена деятельность аудитора; она определяется законодательством, системой нормативного регулирования аудиторской деятельности, договорными обязательствами аудитора и клиента.
Целью собственно аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.
Согласно Федеральному правилу (стандарту) № 1 аудитор выражает свое мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности во всех существенных отношениях.
Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.
В ходе аудита бухгалтерской отчетности должны быть получены достаточные и уместные аудиторские доказательства, позволяющие аудиторской организации с достаточной степенью уверенности сделать выводы относительно:
а) соответствия бухгалтерского учета документам и требованиям нормативных актов, регулирующихпорядок ведения бухгалтерского учета РФ
б) соответствия бухгалтерской отчетности тем сведениям, которыми располагает аудиторская организация о деятельности экономического субъекта.
Аудит призван обеспечить разумную уверенность в том, что рассматриваемая в целом финансовая (бухгалтерская) отчетность не содержит существенных искажений.
Понятие разумной уверенности — это общий подход, относящийся к процессу накопления удиторских доказательств, необходимых и достаточных для того, чтобы аудитор сделал вывод об отсутствии существенных искажений в финансовой (бухгалтерской) отчетности
Виды аудита
Аудит может классифицироваться по четырем признакам:
по виду деятельности проверяемого экономического субъекта различают:
• банковский аудит;
• страховой аудит,
• аудит инвестиционных институтов и бирж,
• общий аудит.
по степени обязательности:
• обязательный аудит (проводится только аудиторскими организациями.
• инициативный аудит.
по составу и объему проверяемой отчетности:
• годовой аудит бухгалтерской отчетности (поквартальный, полу-годовой),
• специальный аудит отдельных вопросов.
по виду исполнителя аудиторских услуг:
• внешний- осуществляется аудиторской организацией или ин-дивидуальным предпринимателем, так же аудиторами имеющими квали-фикационный аттестат.
• внутренний -– это элемент системы внутреннего контроля экономического субъекта; он включает в себя проверку финансовой отчет-ности компании ее специально назначенными сотрудниками с целью оцен-ки правильности принятых решений, выявления ошибок и пр. Так же зада-чами внутреннего аудита являются контроль за сохранностью активов, оценка эффективности вложений финансов экономического субъекта
Обязательный аудит - это ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя. Под требования законодательных и нормативных актов РФ, устанавливающих обяза-тельность годовой бухгалтерской отчетности, подпадают:
- организации имеющие организационно-правовую форму открытого акцио-нерного общества;
- по виду деятельности - кредитные организации, бюро кредитных историй, страховые организации, товарные или фондовые биржи, инвестиционные фонды, государственные внебюджетные фонды, источником образования средств которых являются обязательные отчисления.
- организации или инд предприниматели, у которых объем выручки от реализации продукции за один год превышает в 500 тысяч раз МРОТ или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тысяч раз МРОТ;
- ГУПы и МУПы, основанным на праве хозяйственного ведения
Инициативный аудит осуществляется по решению экономического субъекта, либо органов управления, либо собственников. Обычно целью такого аудита является выявление недостатков в методике бухгалтерского учета, правильности исчисления налогов, определение финансового со-стояния, а также рекомендации по повышению эффективности методов управления. Инициаторами аудита могут быть также органы власти (прокурату-ра, МВД).
.3. Правовые основы аудиторской деятельности
Правовые основы осуществления аудиторской деятельности в Рос-сийской Федерации определяются документами различных уровней:
• Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об ауди-торской деятельности»,
• Постановлениями Правительства Российской Федерации,
• документами министерств и ведомств,
• правилами (стандартами) аудиторской деятельности.
Федеральный закон N 119-ФЗ от 7 августа 2001 г. "Об аудиторской деятельности" (далее - Закон об аудиторской деятельности) вступил в силу с 9 сентября 2001 г. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 696 утверждены стандарты (правила) аудиторской деятельности Полномочия по регулированию аудиторской деятельности закреп-лены за Минфином России. который обеспечивает:
• издание в пределах своей компетенции нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность;
• организацию разработки федеральных правил (стандартов) ауди-торской деятельности;
• организацию в, обучения и повышения квалифи-кации аудиторов в Российской Федерации, лицензирование аудиторской деятельности;
• организацию системы надзора за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами лицензионных требований и условий;
• контроль за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;
• ведение государственных реестров аттестованных аудиторов ау-диторских организаций, индивидуальных аудиторов, профессиональных аудиторских объединений и учебно-методических центров в соответствии с положением о ведении реестров;
• аккредитацию профессиональных аудиторских объединений.
Правила (стандарты) аудиторской деятельности – это единые тре-бования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации.
Правила (стандарты) аудиторской деятельности подразделяются на:
- международные;
- национальные - федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности;
- внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях, а также правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.
Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных ау-диторов, а также для аудируемых лиц, за исключением тех стандартов (правил), в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер.
Внутренние стандарты (правила) разрабатываются на основании федеральных стандартов и не могут противоречить общим требованиям
В таблице 1.1. приведены перечни стандартов аудита, одобренных комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ и соответст-вующих федеральных стандартов.
Таблица 1.1
Перечень стандартов аудита Правила (стандарты) аудиторской деятельности, одобренные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ | Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности |
Оценка риска и внутренний контроль. Характеристика и учет среды компьютерной и информационной систем | Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом(N 8) |
Порядок заключения договоров на оказание аудиторских услуг | Согласование условий проведенияаудита (N 12) |
Аудит оценочных значений в бухгалтерском учете | Особенности аудита оценочных значений (N 21) |
Прочая информация в документах, содержащих проаудированную бухгалтерскую отчетность | Прочая информация в документах,содержащих проаудированную финансовую (бухгалтерскую) отчетность (N 27) |
Документирование аудита | Документирование аудита (N 2) |
Аудиторская выборка | Аудиторская выборка (N 16) |
Письмо-обязательство аудиторскойорганизации о согласии на проведение аудита | Согласование условий проведенияаудита (N 12) |
Порядок составления аудиторскогозаключения о бухгалтерской отчетности | Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности (N 6) |
Дата подписания аудиторского заключения и отражение в нем событий, произошедших после датысоставления и представления бухгалтерской отчетности | События после отчетной даты (N 10) |
Аудиторские доказательства | Аудиторские доказательства (N 5) |
Планирование аудита | Планирование аудита (N 3) |
Права и обязанности аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов | Федеральный закон "Об аудиторской деятельности", ст. ст. 5 и 6 |
Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций | Проект |
Проверка прогнозной финансовой информации | Проект |
Использование работы эксперта | Проект |
Проведение аудита с помощью компьютеров | |
Особенности аудита малых экономических субъектов | |
Заключение аудиторской организации по специальным аудиторским заданиям | |
Аудит в условиях компьютерной обработки данных |
Аудитором может быть лицо, удовлетворяющее следующим требо-ваниям:
• наличие документа о высшем экономическом и (или) юридическом образовании, полученном в российских учреждениях высшего про-фессионального образования, имеющих государственную аккредитацию,;
• наличие стажа работы по экономической или юридической спе-циальности не менее трех лет,
• наличие аттестата аудитора,
• ежегодное повышение квалификации.
Организация проведения аттестации возлагается на:
• Министерство финансов Российской Федерации – общий ау-дит, аудит товарных и фондовых бирж, внебюджетных фондов и инвести-ционных институтов, аудит страховых организаций;
• Центральный банк Российской Федерации - по аудиту банков и кредитных учреждений.
Аттестат аудитора может быть аннулирован в случаях:
• установлен факт получения квалификационного аттестата ауди-тора с использованием подложных документов;
• вступил в законную силу приговор суда, предусматривающий наказание в виде лишения права заниматься аудиторской деятельностью в течение определенного срока;
• установлен факт несоблюдения требований аудиторской тайны и независимости аудитора;
• установлен факт систематического нарушения аудитором при проведении аудита требований, установленных законодательством Россий-ской Федерации или федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности;
• установлен факт подписания аудитором аудиторского заключе-ния без проведения аудиторской проверки;
• установлен факт, что в течение двух календарных лет подряд аудитор не осуществляет аудиторскую деятельность;
• аудитор нарушает требование о прохождении обучения по про-граммам повышения квалификации.
Аудитор и аудиторская организация не могут осуществлять аудит, ес-ли он проводится:
1) аудиторами, являющимися учредителями (участниками) ауди-руемых лиц, их руководителями, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и со-ставление финансовой (бухгалтерской) отчетности;
2) аудиторами, состоящими с учредителями (участниками) ауди-руемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов);
3) аудиторскими организациями, руководители и иные должност-ные лица которых являются учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими от-ветственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составле-ние финансовой (бухгалтерской) отчетности;
4) аудиторскими организациями, руководители и иные должност-ные лица которых состоят в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов)
5) аудиторскими организациями в отношении аудируемых лиц, которые являются участниками самой аудиторской конторы
Аудиторы и аудиторские фирмы могут в соответствии с законода-тельством Российской Федерации образовывать союзы, ассоциации и дру-гие объединения для координации своей деятельности или защиты своих профессиональных интересов. Аудиторские объединения не вправе непо-средственно заниматься аудиторской деятельностью.
Аудиторские организации и их руководители, индивидуальные аудиторы несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и Правилом (стандартом) N 1 "Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетно-сти".
Права аудируемых лиц:
1) получать от аудиторской организации или индивидуального ау-дитора информацию о законодательных и нормативных актах Российской Федерации, на которых основываются выводы аудиторской организации или индивидуального аудитора;
2) получить от аудиторской организации или индивидуального ау-дитора аудиторское заключение в срок, определенный договором оказания аудиторских услуг;
3) осуществлять иные права, вытекающие из существа правоотно-шений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не проти-воречащие законодательству Российской Федерации.
Обязанности аудиторов:
1) осуществлять аудиторскую проверку в соответствии с законода-тельством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом;
2) предоставлять по требованию аудируемого лица необходимую информацию о требованиях законодательства Российской Федерации, ка-сающихся проведения аудиторской проверки, а также о нормативных ак-тах Российской Федерации, на которых основываются замечания и выводы аудиторской организации или индивидуального аудитора;
3) в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг, передать аудиторское заключение аудируемому лицу и (или) лицу, заклю-чившему договор оказания аудиторских услуг;
4) обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляе-мых в ходе аудиторской проверки, не разглашать их содержание без согла-сия аудируемого лица и (или) лица, заключившего договор оказания ауди-торских услуг, за исключением случаев, предусмотренных законодательст-вом Российской Федерации;
5) исполнять иные обязанности, вытекающие из существа правоот-ношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не про-тиворечащие законодательству Российской Федерации.
Обязанности аудируемых лиц:
1) заключать договоры на проведение обязательного аудита с ауди-торскими организациями в сроки, установленные законодательством Рос-сийской Федерации;
2) создавать аудиторской организации (индивидуальному аудито-ру) условия для своевременного и полного проведения аудиторской про-верки, осуществлять содействие аудиторским организациям (индивиду-альным аудиторам) в своевременном и полном проведении аудиторской проверки, предоставлять им информацию и документацию, необходимую для осуществления аудита, давать по устному или письменному запросу аудиторов или аудиторских организаций исчерпывающие разъяснения и подтверждения в устной и письменной формах, а также запрашивать необ-ходимые для проведения аудиторской проверки сведения у третьих лиц;
3) не предпринимать каких бы то ни было действий в целях огра-ничения круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении ауди-торской проверки;
4) оперативно устранять выявленные аудиторами в ходе аудитор-ской проверки нарушения правил ведения бухгалтерского учета и состав-ления финансовой (бухгалтерской) отчетности;
5) своевременно оплачивать услуги аудиторских организаций (ин-дивидуальных аудиторов) в соответствии с договором на проведение ауди-та, в том числе в случаях, когда выводы аудиторского заключения не со-гласуются с позицией работников аудируемой организации, а также в слу-чае неполного выполнения аудиторами работы по независящим от них причинам;
6) исполнять иные обязанности, вытекающие из существа правоотошений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству Российской Федерации.