Лекции аудит Толстопятенко Л.А.

Толстопятенко Лариса Анатольевна

Лекции аудит Толстопятенко Л.А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lektsii_audit_tolstopyatenko_l.a.docx38.43 КБ

Предварительный просмотр:

АУДИТ

История развития аудита. Понятие, сущность и содержание аудита

От латинского глагола «слушать» и возникло название профессии – «аудитор», а уже от него появилось название «аудит».

Аудит появился Древнем Риме, там аудиторов называли квесторами. В IX веке англичане позаимствовали бухгалтерские приемы римлян, которые использовались для учета экономических явлений в британской хозяйственной жизни.

В 1844г.- в Англии вышла серия законов об обязательных аудиторских проверках. Еще через несколько лет, в 1853 году, в Шотландии создается Эдинбургский Институт Аудиторов – первое учебное заведение, готовившее аудиторов как специалистов с высшим образованием.

В 1862 г. в Великобритании был принят Закон «Об обязательном аудите».

70-х годов XX в., началось развитие современного аудита. Созданием В 1977 г. Международной Федерации Бухгалтеров (Нью-Йорк)- разработан Кодекс Этики Профессиональных Бухгалтеров, Международных Стандартов Аудита, бюллетеней аудита и тд)

В России  ввел аудит Петр I.

Современный российский аудит как вид предпринимательской дея-тельности появился в 1987 г. в связи с возникновением совместных пред-приятий и требованиями международных правил.

В 1988 г. Советом Министров был принят «Порядок создания на террито-рии СССР совместных предприятий», в соответствии с которым отчет-ность совместного предприятия подвергалась аудиторской проверке.

Потребность в услугах аудитора возникла в связи со следующими обстоятельствами:

  1. возможность необъективной информации со стороны ее составителей (администрации) в случае конфликта между ними и пользователями этой информации (собственниками, инвесторами, кредиторами);

2) зависимость последствий принимаемых решений от качества информации;

3) необходимость специальных знаний для проверки информации;

4) отсутствие у пользователей информации доступа к ней для оценки ее качества.

Аудитор является агентом, действующим, как правило, от имени акционеров. По мере того как управляющие-собственники привлекают дополнительное внешнее Финансирование (например, путем эмиссии акций), они постепенно теряют контроль над некоторыми аспектами бизнеса, особенно над вопросами финансовой отчетности и дальнейшего привлечения капитала.

( По мере увеличения внешних источников капитала растет и потребность в современной и надежной финансовой информации (например,

о том, насколько адекватен получаемый собственниками доход степени риска сделанных ими инвестиций; должны ли они про-давать, покупать или продолжать держать свою долю в активах))

Ряд преимуществ:

  • возможность избежать споров между партнерами
  • упрощение процедуры привлечения нового партнера
  • упрощение процедуры получения финансовой помощи
  • упрощение отношений с налоговыми органами, т.к.проведена проверка
  • возможность получить квалифицированную помощь в решении
  • различных проблем: аудитора часто приглашают в качестве арбитра
  • при разборе специфических спорных вопросов между партнерами.

Согласно ФЗ Об аудиторской деятельности от 07.08.01№ 119-ФЗ

Аудиторская деятельность, аудит — предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.

Аудитором является физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом, и имеющее квалификационный аттестат аудитора.

Аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность в качестве работника аудиторской организации или в качестве лица ,привлекаемого аудиторской организацией к работе на основании гражданско-правового договора, либо в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность безобразования юридического лица.

Аудиторская организация — это коммерческая организация, осуществляющая аудиторские проверки и оказывающая сопутствующие аудиту услуги.

Международные организации регламентирующие аудиторскую деятельность:

  • Комитет по аудиторской практике Международной федерации бухгалтеров (IFAC),
  • Совет по аудиторской практике

Комитет по основным концепциям аудита Американской ассоциации бухгалтеров (ААА),

 Аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита, но они могут оказывать сопутствующие аудиту услуги.

Под сопутствующими аудиту услугами понимается:

  • постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, со-ставление финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское кон-сультирование;

• налоговое консультирование;

• анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое кон-сультирование;

• управленческое консультирование, в том числе связанное с ре-структуризацией организаций;

• правовое консультирование, а также представительство в судеб-ных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам;

• автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информацион-ных технологий;

• оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имуще-ственных комплексов, а также предпринимательских рисков;

• разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;

• проведение маркетинговых исследований;

• проведение научно-исследовательских и экспериментальных ра-бот в области, связанной с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;

• обучение в установленном законодательством Российской Фе-дерации порядке специалистов в областях, связанных с аудиторской дея-тельностью;

• оказание других услуг, связанных с аудиторской деятельностью.

Необходимость, цели и задачи аудита

Необходимость  аудита функционирования компаний определяется следующими обстоятельствами:

а) бухгалтерская отчетность используется для принятия решений заинтересованными в ней пользователями (руководством, собственниками инвесторами

 органами )

б) бухгалтерская отчетность может искажаться из-за пристрастности составителей или неоднозначной интерпретации информации)

в) степень достоверности бухгалтерской отчетности может подвергаться сомнению из-за

затрудненности доступа к учетной информации, а сложности хозяйственных операций,

Цель аудиторской деятельности — конкретная задача, на решение которой направлена деятельность аудитора; она определяется законодательством, системой нормативного регулирования аудиторской деятельности, договорными обязательствами аудитора и клиента.

Целью собственно аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

Согласно Федеральному правилу (стандарту) № 1 аудитор выражает свое мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности во всех существенных отношениях.

Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

В ходе аудита бухгалтерской отчетности должны быть получены достаточные и уместные аудиторские доказательства, позволяющие аудиторской организации с достаточной степенью уверенности сделать выводы относительно:

а) соответствия бухгалтерского учета документам и требованиям нормативных актов, регулирующихпорядок ведения бухгалтерского учета РФ

б) соответствия бухгалтерской отчетности тем сведениям, которыми располагает аудиторская организация о деятельности экономического субъекта.

Аудит призван обеспечить разумную уверенность в том, что рассматриваемая в целом финансовая (бухгалтерская) отчетность не содержит существенных искажений.

Понятие разумной уверенности — это общий подход, относящийся к процессу накопления удиторских доказательств, необходимых и достаточных для того, чтобы аудитор сделал вывод об отсутствии существенных искажений в финансовой (бухгалтерской) отчетности

 Виды аудита

Аудит может классифицироваться по четырем признакам:

по виду деятельности проверяемого экономического субъекта различают:

• банковский аудит;

• страховой аудит,

• аудит инвестиционных институтов и бирж,

• общий аудит.

по степени обязательности:

• обязательный аудит (проводится только аудиторскими организациями.  

• инициативный аудит.

по составу и объему проверяемой отчетности:

• годовой аудит бухгалтерской отчетности (поквартальный, полу-годовой),

• специальный аудит отдельных вопросов.

по виду исполнителя аудиторских услуг:

• внешний- осуществляется аудиторской организацией или ин-дивидуальным предпринимателем, так же аудиторами имеющими квали-фикационный аттестат.

• внутренний -– это элемент системы внутреннего контроля экономического субъекта; он включает в себя проверку финансовой отчет-ности компании ее специально назначенными сотрудниками с целью оцен-ки правильности принятых решений, выявления ошибок и пр. Так же зада-чами внутреннего аудита являются контроль за сохранностью активов, оценка эффективности вложений финансов экономического субъекта

Обязательный аудит - это ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя. Под требования законодательных и нормативных актов РФ, устанавливающих обяза-тельность годовой бухгалтерской отчетности, подпадают:

  • организации имеющие организационно-правовую форму открытого акцио-нерного общества;
  • по виду деятельности - кредитные организации, бюро кредитных историй, страховые организации, товарные или фондовые биржи, инвестиционные фонды, государственные внебюджетные фонды, источником образования средств которых являются обязательные отчисления.
  • организации или инд предприниматели, у которых объем выручки от реализации продукции за один год превышает в 500 тысяч раз МРОТ или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тысяч раз МРОТ;
  • ГУПы и МУПы, основанным на праве хозяйственного ведения

Инициативный аудит осуществляется по решению экономического субъекта, либо органов управления, либо собственников. Обычно целью такого аудита является выявление недостатков в методике бухгалтерского учета, правильности исчисления налогов, определение финансового со-стояния, а также рекомендации по повышению эффективности методов управления. Инициаторами аудита могут быть также органы власти (прокурату-ра, МВД).

.3. Правовые основы аудиторской деятельности

Правовые основы осуществления аудиторской деятельности в Рос-сийской Федерации определяются документами различных уровней:

• Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об ауди-торской деятельности»,

• Постановлениями Правительства Российской Федерации,

• документами министерств и ведомств,

• правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

Федеральный закон N 119-ФЗ от 7 августа 2001 г. "Об аудиторской деятельности" (далее - Закон об аудиторской деятельности) вступил в силу с 9 сентября 2001 г. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 696 утверждены стандарты (правила) аудиторской деятельности Полномочия по регулированию аудиторской деятельности закреп-лены за Минфином России. который обеспечивает:

• издание в пределах своей компетенции нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность;

• организацию разработки федеральных правил (стандартов) ауди-торской деятельности;

• организацию в, обучения и повышения квалифи-кации аудиторов в Российской Федерации, лицензирование аудиторской деятельности;

• организацию системы надзора за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами лицензионных требований и условий;

• контроль за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;

• ведение государственных реестров аттестованных аудиторов ау-диторских организаций, индивидуальных аудиторов, профессиональных аудиторских объединений и учебно-методических центров в соответствии с положением о ведении реестров;

• аккредитацию профессиональных аудиторских объединений.

Правила (стандарты) аудиторской деятельности – это единые тре-бования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации.

Правила (стандарты) аудиторской деятельности подразделяются на:

  • международные;
  • национальные - федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности;
  • внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях, а также правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных ау-диторов, а также для аудируемых лиц, за исключением тех стандартов (правил), в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер.

Внутренние стандарты (правила) разрабатываются на основании федеральных стандартов и не могут противоречить общим требованиям

В таблице 1.1. приведены перечни стандартов аудита, одобренных комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ и соответст-вующих федеральных стандартов.

Таблица 1.1

Перечень стандартов аудита Правила (стандарты) аудиторской деятельности, одобренные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности

Оценка риска и внутренний контроль. Характеристика и учет среды компьютерной и информационной систем

Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом(N 8)

Порядок заключения договоров на оказание аудиторских услуг

Согласование условий проведенияаудита (N 12)

Аудит оценочных значений в бухгалтерском учете

Особенности аудита оценочных значений (N 21)

Прочая информация в документах, содержащих проаудированную бухгалтерскую отчетность

Прочая информация в документах,содержащих проаудированную финансовую (бухгалтерскую) отчетность (N 27)

Документирование аудита

Документирование аудита (N 2)

Аудиторская выборка

Аудиторская выборка (N 16)

Письмо-обязательство аудиторскойорганизации о согласии на проведение аудита

Согласование условий проведенияаудита (N 12)

Порядок составления аудиторскогозаключения о бухгалтерской отчетности

Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности (N 6)

Дата подписания аудиторского заключения и отражение в нем событий, произошедших после датысоставления и представления бухгалтерской отчетности

События после отчетной даты (N 10)

Аудиторские доказательства

Аудиторские доказательства (N 5)

Планирование аудита

Планирование аудита (N 3)

Права и обязанности аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов

Федеральный закон "Об аудиторской деятельности", ст. ст. 5 и 6

Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций

Проект

Проверка прогнозной финансовой информации

Проект

Использование работы эксперта

Проект

Проведение аудита с помощью компьютеров

Особенности аудита малых экономических субъектов

Заключение аудиторской организации по специальным аудиторским заданиям

Аудит в условиях компьютерной обработки данных

Аудитором может быть лицо, удовлетворяющее следующим требо-ваниям:

• наличие документа о высшем экономическом и (или) юридическом образовании, полученном в российских учреждениях высшего про-фессионального образования, имеющих государственную аккредитацию,;

• наличие стажа работы по экономической или юридической спе-циальности не менее трех лет,

• наличие аттестата аудитора,

• ежегодное повышение квалификации.

Организация проведения аттестации возлагается на:

• Министерство финансов Российской Федерации – общий ау-дит, аудит товарных и фондовых бирж, внебюджетных фондов и инвести-ционных институтов, аудит страховых организаций;

• Центральный банк Российской Федерации - по аудиту банков и кредитных учреждений.

Аттестат аудитора может быть аннулирован в случаях:

• установлен факт получения квалификационного аттестата ауди-тора с использованием подложных документов;

• вступил в законную силу приговор суда, предусматривающий наказание в виде лишения права заниматься аудиторской деятельностью в течение определенного срока;

• установлен факт несоблюдения требований аудиторской тайны и независимости аудитора;

• установлен факт систематического нарушения аудитором при проведении аудита требований, установленных законодательством Россий-ской Федерации или федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности;

• установлен факт подписания аудитором аудиторского заключе-ния без проведения аудиторской проверки;

• установлен факт, что в течение двух календарных лет подряд аудитор не осуществляет аудиторскую деятельность;

• аудитор нарушает требование о прохождении обучения по про-граммам повышения квалификации.

Аудитор и аудиторская организация не могут осуществлять аудит, ес-ли он проводится:

1) аудиторами, являющимися учредителями (участниками) ауди-руемых лиц, их руководителями, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и со-ставление финансовой (бухгалтерской) отчетности;

2) аудиторами, состоящими с учредителями (участниками) ауди-руемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов);

3) аудиторскими организациями, руководители и иные должност-ные лица которых являются учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими от-ветственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составле-ние финансовой (бухгалтерской) отчетности;

4) аудиторскими организациями, руководители и иные должност-ные лица которых состоят в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов)

5) аудиторскими организациями в отношении аудируемых лиц, которые являются участниками самой аудиторской конторы

Аудиторы и аудиторские фирмы могут в соответствии с законода-тельством Российской Федерации образовывать союзы, ассоциации и дру-гие объединения для координации своей деятельности или защиты своих профессиональных интересов. Аудиторские объединения не вправе непо-средственно заниматься аудиторской деятельностью.

Аудиторские организации и их руководители, индивидуальные аудиторы несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и Правилом (стандартом) N 1 "Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетно-сти".

Права аудируемых лиц:

1) получать от аудиторской организации или индивидуального ау-дитора информацию о законодательных и нормативных актах Российской Федерации, на которых основываются выводы аудиторской организации или индивидуального аудитора;

2) получить от аудиторской организации или индивидуального ау-дитора аудиторское заключение в срок, определенный договором оказания аудиторских услуг;

3) осуществлять иные права, вытекающие из существа правоотно-шений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не проти-воречащие законодательству Российской Федерации.

Обязанности аудиторов:

1) осуществлять аудиторскую проверку в соответствии с законода-тельством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом;

2) предоставлять по требованию аудируемого лица необходимую информацию о требованиях законодательства Российской Федерации, ка-сающихся проведения аудиторской проверки, а также о нормативных ак-тах Российской Федерации, на которых основываются замечания и выводы аудиторской организации или индивидуального аудитора;

3) в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг, передать аудиторское заключение аудируемому лицу и (или) лицу, заклю-чившему договор оказания аудиторских услуг;

4) обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляе-мых в ходе аудиторской проверки, не разглашать их содержание без согла-сия аудируемого лица и (или) лица, заключившего договор оказания ауди-торских услуг, за исключением случаев, предусмотренных законодательст-вом Российской Федерации;

5) исполнять иные обязанности, вытекающие из существа правоот-ношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не про-тиворечащие законодательству Российской Федерации.

Обязанности аудируемых лиц:

1) заключать договоры на проведение обязательного аудита с ауди-торскими организациями в сроки, установленные законодательством Рос-сийской Федерации;

2) создавать аудиторской организации (индивидуальному аудито-ру) условия для своевременного и полного проведения аудиторской про-верки, осуществлять содействие аудиторским организациям (индивиду-альным аудиторам) в своевременном и полном проведении аудиторской проверки, предоставлять им информацию и документацию, необходимую для осуществления аудита, давать по устному или письменному запросу аудиторов или аудиторских организаций исчерпывающие разъяснения и подтверждения в устной и письменной формах, а также запрашивать необ-ходимые для проведения аудиторской проверки сведения у третьих лиц;

3) не предпринимать каких бы то ни было действий в целях огра-ничения круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении ауди-торской проверки;

4) оперативно устранять выявленные аудиторами в ходе аудитор-ской проверки нарушения правил ведения бухгалтерского учета и состав-ления финансовой (бухгалтерской) отчетности;

5) своевременно оплачивать услуги аудиторских организаций (ин-дивидуальных аудиторов) в соответствии с договором на проведение ауди-та, в том числе в случаях, когда выводы аудиторского заключения не со-гласуются с позицией работников аудируемой организации, а также в слу-чае неполного выполнения аудиторами работы по независящим от них причинам;

6) исполнять иные обязанности, вытекающие из существа правоотошений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству Российской Федерации.