Рабочая программа по экономике для 5 класса по ФГОС
Настоящая рабочая программа составлена на основе программы "Экономика: учебная программа основного общего образования для 5-9 классов образовательных организаций" / авторы составители Гребенева Г. И., Плетенева О. В., Симонов И. А.., Политова Л. В. Нижний Новгород. Нижегородский институ развития образования. 2015 год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fgos_rab._progr._po_ekonomike_5_klass.docx | 50.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Перевозского муниципального района Нижегородской области
«Средняя школа №1 г. Перевоза»
Согласовано на методическом совете. Протокол от «27» августа 2014 г. № 6 | Утверждено приказом от « 29 » августа 2014 г. № 263-ОД |
Рабочая программа
по экономике
для 5 класса
2015-2016 учебный год
Составитель Е. В. Ахмадеева
учитель экономики
высшей квалификационной категории
г. Перевоз
2015 г.
Содержание
- Пояснительная записка
- Общая характеристика учебного предмета
- Место учебного предмета в учебном плане
- Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
- Содержание учебного предмета
- Поурочно-тематическое планирование
- Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
- Планируемые результаты
- Критерии и нормы оценки результатов освоения основной образовательной программы обучающихся
1. Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа составлена на основе программы «Экономика: учебная программа основного общего образования для 5-9-х классов образовательных организаций / авт.-сост.: Г. И. Гребенева, О. В. Плетенева, И. А. Симонов, Л. В. Политова. – Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2015. – 48с.». В соответствии с ООП ООО МАОУ «СШ № 1 г. Перевоза», учебным планом МАОУ «СШ № 1 г. Перевоза», требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Положения о рабочей программе при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования МАОУ «СШ № 1 г. Перевоза».
Содержание основного общего образования по экономике представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: что изучает экономика, труд, товары и услуги, обмен, рынок и конкуренция, экономика семьи, семейный бюджет. Настоящая программа раскрывает содержание общего курса экономических знаний, который включает в себя как необходимые представления о современных экономических системах и основах хозяйственной деятельности, так и умения учащихся, а также основные критерии подготовки социально адаптированной личности школьника.
Овладение основами экономических знаний даст ученикам возможность понять:
- роль, которую играют в рыночной экономической системе её субъекты;
- место государства в экономике, причины и пределы эффективности его участия в экономической жизни;
- механизм рыночной экономики, её макроэкономические индикаторы, значение сбережений и инвестиций, налоговую систему;
- причины возникновения безработицы, её виды, связь с инфляцией, с проблемами экономического роста;
- сущность и механизм функционирования денежной системы, роль Центрального банка, коммерческих банков, финансовых рынков;
- движущие силы и основные закономерности экономического роста.
Полученные экономические знания важны для обучающихся не только как информация. Они дают основу для понимания роли и прав человека в обществе, формируют рациональные экономические ценности, способствуют выработке рационального экономического поведения в обществе.
В процессе обучения ученик должен понять, что экономические знания помогают решать проблему целесообразного выбора, который в течение жизни человек делает постоянно – в своих собственных интересах, в интересах своей семьи, сообщества.
В процессе преподавания экономики важно опираться на знания обучающихся в области общественных дисциплин, их собственный опыт, в максимальной степени использовать индуктивный метод обучения, предваряя знакомство с экономическими понятиями как можно большим числом ярких жизненных ситуаций, примеров и фактов.
Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: экономические навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе экономического поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Экономика» является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками экономической информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и экономической практике.
Изучение экономики в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10—15 лет), её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия экономической информации и определения собственной позиции; экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной и экономической адаптации; воспитание ответственности за экономические решения, уважение к труду;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области экономических отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; самостоятельной познавательной деятельности; семейно-бытовых отношений.
Изучение экономики в основной школе призвано создать условия для полноценного выполнения выпускником типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных экономических событиях и процессах; нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; первичного анализа и использования экономической информации. Выпускник основной школы должен получить достаточно полное представление о возможностях, которые существуют в современном российском обществе для продолжения образования и работы, для самореализации в многообразных видах деятельности, а также об условиях достижения успеха в различных сферах жизни общества. Курс призван помогать предпрофильному самоопределению.
2.Общая характеристика учебного предмета
Содержание данного предмета группируется в два концерна, базирующихся в 5 – 7-х классах на ключевых экономических понятиях и проблемах, а в 8 – 9-х классах – на научных представлениях об экономических институтах и процессах, экономических интересах людей и факторах экономического развития государства, о типах и видах экономических отношений. При этом данная программа основана на системно-деятельностном подходе, что определяет необходимость организации совместной (или индивидуальной) учебно-познавательной и /или учебно-практической деятельности учащихся, направленной на достижение определенного результата.
Требования к предметным результатам определяют «ядро содержания», т.е. накопительное системное знание, получаемое в ходе обучения. Требования к метапредметным результатам определяют «ядро деятельности» ученика – проектные и исследовательские действия, которыми он должен овладеть за период обучения.
Использование принцип уровневой дифференциации в формулировке ожидаемых результатов определяет наличие как базового обязательного уровня знаний и сформированности проектных действий у каждого обучающегося, так и повышенного уровня знаний и проектной компетентности у мотивированных к обучению учеников.
Содержание программы предмета «Экономика» направлено на формирование у школьников следующих компетенций:
- знания ключевых понятий и научной терминологии микро-и макроэкономики и теории государственного регулирования экономики; соответствующих типов и видов экономических отношений;
- умений, специфических для данной предметной области:
- расчета различных экономических показателей;
- анализа ситуации с экономическим содержанием;
- оценки экономических событий (аргументированное мнение);
- формирование модели поведения экономического субъекта;
- основы информационно-познавательной, коммуникативной, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
- социальной активности, т.е. способности к осуществлению преобразовательной деятельности на основе соблюдения законов и осознания ответственности перед семьей, обществом, государством, человечеством, основ гражданской идентичности и социально-профессиональных ориентаций.
Построение образовательного процесса и выбор условий и методик обучения обусловлены учетом особенностей подросткового возраста.
Программа учебного предмета «Экономика» для 5 – 9-х классов формируется с учетом психолого-педагогических особенностей развития детей 11 – 15 лет, связанных:
- с переходом от способности младших школьников только осуществлять принятие заданной педагогом и осмысленной цели к овладению этой учебной деятельностью в форме учебного исследования или проекта на ступени основной школы;
- с переходом младших школьников к новой внутренней позиции обучающегося – направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества;
- с формированием у обучающегося научного типа мышления, ориентированного на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром;
- с овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества; развитием учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях обучающегося с учителем и сверстниками.
В основу построения программы положен модульный принцип. Каждый год обучения предполагает освоение не только модулей, имеющих целостный характер содержания экономических знаний, но и проектных модулей. Проектные модули – проектная форма учебной деятельности на нескольких занятиях. Цель проектных модулей – освоить систему проектных действий в процессе реализации проектной деятельности, а к окончанию курса сформировать проектную компетентность выпускников основной школы.
3.Место учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Экономика» вводится в учебный план в случае, если обеспечивает реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), образовательной организации, учредителя образовательной организации, и изучается в рамках части базисного учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса, в объеме 1 час в неделю.
На учебный предмет «Экономика» в 5 классе отводится 1 час в неделю, 34 часа в год.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные планируемые результаты устанавливают и описывают учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формулирование ценностных суждений и аргументации (пояснения или комментария) своей позиции оценки по экономическим проблемам на основе имеющихся представлений о социальных и личностных ценностях, гражданского самосознания и социально-профессиональной ориентации.
Личностными результатами, формируемыми при изучении содержания курса, являются:
- мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
- заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты устанавливают и описывают учебно-познавательные и учебно-практические задачи, направленные:
- на решение проблемных ситуаций, требующих принятия решения в ситуации неопределенности;
- на организацию сотрудничества, требующего совместной работы в парах или группах с распределением ролей, функций и разделением ответственности за конечный результат;
- на организацию выполнения задания: планирования этапов выполнения работы, отслеживания продвижения в выполнении задания, соблюдения графика подготовки и предоставления материалов, поиска необходимых ресурсов, распределения обязанностей и контроля качества выполнения работы;
- на самостоятельную оценку или анализ собственной учебной деятельности с позиции соответствия полученных результатов учебной задаче, целям и способам действия, выявления позитивных и негативных факторов, влияющих на результаты и качество выполнения задания.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по экономике являются:
- обладать способностью анализировать альтернативные варианты при принятии любых интеллектуальных или поведенческих решений.
- осуществлять действия, направленные на недопущение порчи домашнего, школьного и любого другого имущества, принимать посильное участие в ремонте помещений, инвентаря, проявлять заботу о сохранении и продлении жизни вещей, об экономии ресурсов и времени.
- с учетом имеющегося опыта родителей и других близких людей задумываться о необходимости выбора своего места в жизни, любимой профессии.
- анализировать источники доходов семьи и видеть возможность их увеличения.
- принимать посильное участие в планировании семейного бюджета, учить рационально вести домашнее хозяйство и жить по средствам, стараться выполнять все обязанности перед самим собой и семьей.
- осознавать необходимость уплаты налогов для решения социальных и экономических проблем, касающихся каждого человека.
- анализировать как изменение минимальной заработной платы, процентных ставок и величины налогов влияет на поведение потребителей, производителей, инвесторов и вкладчиков.
- при выборе вида деятельности уметь просчитывать все имеющиеся альтернативы.
5.Содержание учебного предмета
Модуль 1. ЧТО ИЗУЧАЕТ ЭКОНОМИКА (4 часа)
Потребности, их многообразие и неограниченность. Блага как средство удовлетворения потребностей. Основные виды экономических ресурсов, их ограниченность. Выбор как основная экономическая проблема, его необходимость и всеобщность.
Модуль 2. ТРУД (4 часа)
Труд как экономический ресурс. Разделение труда и специализация. Производительность труда. Профессия и квалификация. Зарплата как плата за использование услуг труда.
Модуль 3. ТОВАРЫ И УСЛУГИ (3 часа)
Товары и услуги как результат объединения экономических ресурсов. Товары и услуги как экономические блага, посредством которых удовлетворяются потребности. Различия товаров и услуг.
Модуль 4. ОБМЕН (5 часа)
Обмен, его экономическая сущность, предпосылки его возникновения. Необходимость и взаимовыгодность добровольного обмена. Торговля как форма торговли и обмена.
Модуль 5. РЫНОК И КОНКУРЕНЦИЯ (5 часов)
Потребитель и его экономические интересы. Производитель и его экономические интересы. Рынок как взаимодействие интересов покупателей и продавцов. Конкуренция. Рынок продавца и рынок покупателя.
Модуль 6. ЭКОНОМИКА СЕМЬИ И СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ (7 часов)
Семья как потребитель товаров и услуг на рынке. Семья как потребитель услуг ЖКХ. Расходы семьи на услуги ЖКХ. Семейный бюджет. Рациональное ведение домашнего хозяйства. Права потребителя и защита прав потребителя.
Модуль 7. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ (5 часов)
6. Поурочно-тематическое планирование
7. Учебно-методическое и материально-технического обеспечение
В учебно-методический комплект входит рабочая тетрадь для учащегося:
Экономика: рабочая тетрадь. 5 класс. Н.Новгород, НИРО, 2013.
Рекомендуемые учебно-методические материалы для учителя
- Автономов В. С. Введение в экономику/В. С. Автономов. – М.: Вита-Пресс, 2011.
- Генике Е. А. Активные методы обучения: новый подход /Е. А. Генике. – М.: Национальный книжный центр, ИФ «Сентябрь», 2014.
- Колесникова И. А. Педагогическое проектирование: учебное пособие /И. А. Колесникова, М. П. Горчакова – Сибирская; под. ред. И. А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
- Липсиц И. В. Введение в экономику и бизнес /И. В. Липсиц. – М.: Вита-Пресс, 2011.
- Липсиц И. В. Преподавание курса «Введение в экономику и бизнес» /И. В. Липсиц. – М.: Вита-Пресс, 2011.
- Михеева С. А. Школьное экономическое образование. Методика обучения и воспитания.
С. А. Михеева. – М.: Вита-Пресс, 2012. - Михеева С. А.Школьное экономическое образование. Методика обучения и воспитания: практикум для студентов педагогических высших учебных заведений. / С. А. Михеева. – М.: Вита-Пресс, 2013.
- Оценка надпредметных понятий, ключевых конпетентностей и социального опыта учащихся / под ред. И. А. Ушаковой. – Саратов: ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2008.
- Полат Е. С. Новые педагогические технологии: курс дистанционного обучения для учителей /Е. С. Полат// http // scholar.urc.ac.ru/courses/Technology/index.html.
- Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников / К. Н. Поливанова. – М.: Просвещение, 2008.
- Проектирование образовательного процесса в проектно-дифференцированном обучении: Рабочая программа и учебное занятие: методическое пособие/ О. В. Плетенева, В. Я. Бармина, В. В. Целикова, М. В. Шуклина. – Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2014.
- Формирование проектной компетентности школьников в условиях реализации требований ФГОС оновного общего образования: методическое пособие /авт.-сост.: О. В. Плетенева, О. В. Тулупова, В. В. Целикова, В. Я. Бармина. – Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2013.
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система знаний: пособие для учителя
А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская (и др.); под ред. А. Г. Асмолова. – 4-е издание. – М.: просвещение, 2014.
Для организации образовательного процесса рекомендуются следующие технические средства обучения: компьютерная техника с выходом в Интнрнет и интерактивное оборудование.
Цифровые образовательные ресурсы:
- http://www.socionet.ru — Соционет: информационное пространство по общественным наукам.
- http://www.alleng.ru/edu/social2.htm — Образовательные ресурсы Интернета — обществознание
- http://pedsovet.org/ - Всероссийский интернет-педсовет
- http://www.1september.ru/ru/ - Газета "Первое Сентября" и ее приложения. Информация для педагогов. Детское образование и воспитание.
- http://www.it-n.ru/ - Сеть творческих учителей
- http://www.uchportal.ru/ - учительский портал – по предметам – уроки, презентации, внеклассная работа, тесты, планирования, компьютерные программ
- Центр экономического и бизнесобразования: в помощь учителю http://www.cebe.sib.r
8. Планируемые результаты
8.1. Требования к предметным результатам
Модуль 1. Что изучает экономика
Учащиеся научатся:
- Определять и различать потребности и блага, их удовлетворяющие.
- Определять проблему выбора ограниченностью ресурсов.
Учащиеся получат возможность научиться:
- Объяснять ограниченность ресурсов.
- Объяснять, почему проблема выбора является основной экономической проблемой.
Модуль 2. Труд
Учащиеся научатся:
- Ориентироваться в мире профессий.
- Производить простейшие расчеты производительности труда.
Учащиеся получат возможность научиться:
- Объяснять от чего зависит квалификация работника.
- Объяснять, от чего зависит заработная плата работника.
Модуль 3. Товары и услуги
Учащиеся научатся:
- Различать товары и услуги и приводить конкретные примеры.
- Различать коммунальные и жилищные услуги.
Учащиеся получат возможность научиться:
- Приводить примеры удовлетворения различных потребностей с помощью товаров и услуг.
- Приводить примеры различных видов коммунальных и жилищных услуг.
Модуль 4. Обмен
Учащиеся научатся:
- Объяснять преимущества торговли по отношению к бартерному обмену.
Учащиеся получат возможность научиться:
- Рассчитывать пропорции обмена товарами при условии соблюдения эквивалентного обмена.
Модуль5. Рынок и конкуренция
Учащиеся научатся:
- Приводить примеры конкуренции среди покупателей и среди продавцов товаров и услуг, а также ценовой и неценовой конкуренции.
Учащиеся получат возможность научиться:
- Объяснять, кто и почему выигрывает на рынках покупателей и рынках продавцов.
- Называть и объяснять положительные и отрицательные стороны конкуренции.
Модуль 6. Экономика семьи. Семейный бюджет.
Учащиеся научатся:
- Перечислять основные права и обязанности потребителя.
- Объяснять необходимость планирования доходов и расходов на оплату коммунальных и жилищных услуг.
Учащиеся получат возможность научиться:
- Составлять семейный бюджет.
- Выделять долю расходов на оплату коммунальных нужд и жилищные платежи в расходах семейного бюджета.
- Объяснять пути уменьшения бюджета семьи.
8.2.Требования к метапредметным результатам
Ученик научится:
- совместно с другими учениками или при помощи учителя формулировать цели;
- совместно с другими учениками или при помощи учителя анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориетиров действия в новом учебном материале;
- совместно с другими учениками или при помощи учителя планировать пути достижения цели;
- формулировать собственное мнение и позиции, аргументировать и координировать ее с позиции партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; совместно планировать общие способы работы;
- работать в группе – устанавливать рабочие отношения;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- давать определенные понятия;
- устанавливать причинно-следственные связи
Ученик получит возможность научиться:
- устанавливать целевые приоритеты;
- принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания; самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
- аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
8.3 Требования к личностным результатам
У ученика будут сформированы:
- основы гражданского поведения на принципах социальной ответственности;
- образ социально-экономического устройства России; гражданский патриотизм, чувство гордости за свою страну;
- признание системы моральных норм и ценностей и их иерархизация; готовность следовать моральным нормам;
- экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях;
- готовность к равноправному сотрудничеству;
- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
Ученик получит возможность для формирования:
- основ социально-критического мышления, ориентации в особенностях социальных отношений и взаимодействий;
- потребности в самовыражении и самореализации, социальном признании;
- потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
- умения строить жизненные планы с учетом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;
- готовности к выбору профессионального образования.
9. Критерии и нормы оценки результатов освоения основной образовательной программы обучающихся
Оценка личностных результатов в текущем образовательном процессе проводится на основе соответствия ученика следующим требованиям:
- соблюдение норм и правил поведения, принятых в образовательном учреждении;
- участие в общественной жизни образовательного учреждения и ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
- прилежание и ответственность за результаты обучения;
- готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории;
- наличие позитивной ценностно-смысловой установки ученика, формируемой средствами конкретного предмета.
Оценивание метапредметных результатов ведется по следующим позициям:
- способность и готовность ученика к освоению знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
- способность к сотрудничеству и коммуникации;
-способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
- способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
- способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Оценка достижения учеником метапредметных результатов может осуществляться по итогам выполнения проверочных работ, в рамках системы текущей, тематической и промежуточной оценки, а также промежуточной аттестации. Главной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.
Основным объектом оценки предметных результатов является способность ученика к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач на основе изучаемого учебного материала. Видами контроля учебных достижений по предмету: устный опрос, тест, самопроверка, взаимопроверка, самостоятельная работа, терминологический диктант, хронологический диктант, словарная работа, контрольная работа, работа по карточкам, решение экономических задач, кроссвордов и т.д.
«ОТЛИЧНО» - ставится в том случае, если обучаемый глубоко изучил учебный материал и литературу по проблеме, последовательно и исчерпывающе отвечает на поставленные вопросы, а при выполнении практической работы – если задание выполнено правильно и в установленное нормативом время (при отсутствии нормативов – уверенно и быстро).
«ХОРОШО» - ставится тогда, когда обучаемый твердо знает материал и отвечает без наводящих вопросов, разбирается в литературе по проблеме, а при выполнении практической работы – если задание выполнено правильно.
«УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» - ставится при условии, если обучаемый знает лишь основной материал, путается в литературе по проблеме, а на заданные вопросы отвечает недостаточно четко и полно, а при выполнении практической работы – если задание выполнено, но допускались ошибки, не отразившиеся на качестве выполненной работы.
«НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» - ставится в том случае, когда обучаемый не смог достаточно полно и правильно ответить на поставленные вопросы, не знает литературы по проблеме, а при выполнении практической работы – если задание не сделано или допущены ошибки, влияющие на качество выполненной работы.
При оценке знаний предмета экономика нужно учитывать:
- объем знаний по учебному предмету (вопросу),
-понимание изученного, самостоятельность суждений, убежденность в излагаемом,
- степень систематизации и глубины знаний,
- действенность знаний, умение применять их с целью решения практических задач.
При оценке навыков и умений учитываются:
- содержание навыков и умений,
- точность, прочность, гибкость навыков и умений,
- возможность применять навыки и умения на практике,
- наличие ошибок, их количество, характер и влияние на работу.