Франчайзинг

Франчайзинг — это форма предпринимательства, при которой одна сторона (франчайзер) предоставляет возмездное пра­во действовать от своего имени (реализовывать товары, услуги) другой сто­роне (франчайзи), способствуя тем самым расширению рынка сбыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8_franchayzing.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Франчайзинг.

Франчайзинг — это форма предпринимательства, при которой одна сторона (франчайзер) предоставляет возмездное право действовать от своего имени (реализовывать товары, услуги) другой стороне (франчайзи), способствуя тем самым расширению рынка сбыта.

Франчайзинг – особая организация бизнеса, при которой компания (франчайзер) продает готовый бизнес предпринимателю или компании (франчайзи).

Франчайзер – физическое или юридическое лицо, предлагающее на продажу соглашения на условиях франшизы и обеспечивающее со своей стороны выполнение условий такого соглашения.

Франчайзи – физическое или юридическое лицо, осуществляющее свою деятельность на основе приобретенной франшизы.

Франшиза – это готовый бизнес в виде франчайзингового пакета, который франчайзер продает франчайзи.

Франшиза – право на осуществление экономической деятельности с использованием принципа франчайзинга.

Объектом франчайзинга могут быть:

  • товар (изделие, имеющее материальную форму)
  • услуга
  • производственный процесс
  • бизнес-процесс (набор управленческих, коммерческих, финансовых, организационных действий)

Во франчайзинговом процессе принимают участие по меньшей мере две стороны, между которыми заключен договор франчайзинга - франшиза.

Франчайзером выступает, как правило, крупная фирма (корпорация), имеющая широко известную торговую марку и высокий имидж на потребительском рынке. Эта фирма предоставляет другой стороне (франчайзи) возмездное право действовать на заранее оговоренных условиях и в определенный срок на рынке от имени франчайзера и под его торговой маркой.

Франчайзер в системе всегда один.

Одновременно с правом на использование его торговой марки франчайзер предоставляет франчайзи определенный набор услуг, а в некоторых случаях и товаров. Стандартный набор включает в себя следующие виды товаров и услуг:

  • оценка и подбор месторасположения торговой точки;
  • оказание помощи при подборе транспортных средств;
  • проведение обучения персонала методам управления и организации процесса работы;
  • проведение маркетинговых исследований на территории деятельности франчайзи;
  • оказание консультативной помощи в подборе помещения, доставке необходимого оборудования и подготовке его к работе;
  • обеспечение поставки необходимого сырья, оборудования по заказам франчайзи;
  • предоставление помощи в определении источников финансирования;
  • консультативная помощь в организации поддержании связей со средствами массовой информации и проведении рекламы.

Франчайзи является, как правило, малая фирма или предприниматель (юридическое или физическое лицо), приобретающий на возмездной основе у франчайзера исключительное право на ведение коммерческой деятельности от его имени под его торговой маркой.

В одной франчайзинговой системе может быть несколько франчайзи. Они берут на себя следующие основные обязательства:

  • обеспечивать необходимые стандарты качества товаров и услуг
  • содействовать укреплению имиджа марки франчайзера
  • строго соблюдать все требования, изложенные франчайзером в инструкциях по проведению технологических и коммерческих операций
  • предоставлять франчайзеру право контролировать франчайзи.

Франчайзер заинтересован в привлечении в свою рыночную сеть новых участников. С этой целью он обычно специально готовит для заинтересованных лиц документы, наиболее важным из которых является «заявление об условиях». Этот документ предоставляет предполагаемым франчайзи информацию о том, кем является франчайзер, какой характер носит осуществляемый им бизнес.

 

Франчайзинг, как и любой вид предпринимательской деятельности, связан с системой финансовых платежей. Основным из них является вступительный взнос (паушальный платеж). Он предоставляет право франчайзи пользоваться интеллектуальной собственностью франчайзера, открыть собственное франчайзинговое предприятие, получить стандартный набор услуг, необходимый для открытия предприятия.

Вступительный взнос представляет собой единовременную фиксированную плату за лицензию на право продажи продукции или услуг под торговой маркой франчайзера. Выплата вступительного взноса осуществляется сразу же после подписания договора франчайзинга или делится на две части: 50 % до обучения и 50 % во время обучения.

Другим платежем является роялти. Это регулярные, обязательные, платежи франчайзеру в размере 3-4% от объема продаж.

Система франчайзинга содержит для обеих сторон достоинства и недостатки.

Достоинства франчайзинга для франчайзи:

  • помощь в период начала развития деятельности;
  • возможность пользоваться скидками при приобретении мебели, оборудования и других товаров, используемых при обслуживании гостей;
  • экономия средств на продвижении гостиницы, поскольку бренд уже признан на рынке (особенно важно в сегменте деловых клиентов);
  • гарантия высокого качества услуг благодаря разработанным материнской компанией процедурам и стандартам обслуживания;
  • подключение гостиницы к международным системам бронирования;
  • обучение персонала, профессиональный маркетинг и др.

Недостатки франчайзинга для франчайзи:

  • необходимость осуществления выплат франчайзеру
  • строгое исполнение стандартов, установленных франчайзером
  • ограничения, относящиеся к ведению бизнеса (например, по времени, территориальным границам, ассортименту товаров и услуг и др.)
  • невозможность конкуренции с другими франчайзи данного франчайзера
  • зависимость от стабильного финансового положения франчайзера (его банкротство чревато аннулированием франшизы).

Достоинства франчайзинга для франчайзера:

  • возможность более глубокого проникновения на рынок, расширения бизнеса с минимальными инвестициями;
  • дополнительный доход от получения выплат от франчайзи.

Недостатки франчайзинга для франчайзера:

  • доход ограничивается только выплатами от франчайзи
  • опасность приобретения негативного имиджа в случае несоблюдения франчайзи установленных стандартов качества
  • сложность контроля за франчайзи
  • возможность сокрытия полной суммы продаж франчайзи от франчайзера путем предоставления неполного отчета об общей сумме продаж
  • возможность разглашения коммерческих секретов франчайзера
  • после расторжения договора с франчайзером франчайзи может стать конкурентом.

Можно выделить несколько вариантов осуществления сотрудничества между франчайзинговой сетью и гостиницей:

  • франшизная гостиница имеет самостоятельное управление, без вмешательства со стороны франчайзера
  • франшизная гостиница управляется администрацией франчайзера (франчайзинг, основанный на контракте на управление).

Отношения, складывающиеся между франчайзером и франчайзи, можно разделить на два вида:

  • прямой франчайзинг (франчайзер продает франшизу напрямую местному предпринимателю);
  • косвенный франчайзинг (международный франчайзер продает исключительные права на развитие всей системы на территории другой страны одному франчайзи).

Основным плюсом франчайзинга является то, что он содержит в себе современные отработанные технологии ведения бизнеса, которые дают возможность избежать ошибок организационно-технического характера.