Методическая разработка раздела "Законы денежного обращения"
Действующий на территории Нижегородской области региональный базисный учебный план образовательных учреждений включает курс «Экономика» в качестве регионального компонента.
Программа по экономике для 9 класса разработана на основе опыта преподавания экономики в школах Нижегородской области и разработана И.А.Симоновым, Р.С.Лукьяновой,
Г. И. Гребенёвой, О. В.Плетнёвой. При разработке программы учтены требования
нормативных документов, регламентирующих образовательную область «Экономика», предложения и рекомендации учителей, общие методические положения проекта стандартов экономического образования школьников, под руководством доктора экономических наук, профессора Л. Л. Любимова. Курс рассчитан на формирование у учащихся основ экономических знаний, который включает в себя как необходимые представления о современных экономических системах и основах хозяйственной деятельности, так и экспериментальные умения и навыки учащихся. А также основные ориентиры (критерии) подготовки социально – адаптированной личности школьника.
В содержание курса 9 класса входит раздел «Законы денежного обращения»(4 часа), в котором рассматриваются свойства и функции денег, раскрываются понятия инфляция и дефляция, взаимосвязь между инфляцией, дефляцией, покупательной способностью денег. Повторяются, обобщаются полученные в 7 классе основные понятия по разделу «Инфляция».В ходе изучения раздела большое внимание уделяется формированию практических умений и навыков. При решении типовых задач продолжается формирование умения решать задачи с использованием уравнения обмена, формул ИПЦ и темпа инфляции. Главное внимание уделяется тому материалу, терминам и понятиям, которые так или иначе связаны с жизнью. Характерны выверенные междисциплинарные связи, точный отбор фактического материала, необходимого для целостного естественно – научного восприятия мира, собственный опыт, помогающий решать проблему целесообразного выбора, который в течение жизни делает человек.
Для реализации программного содержания используется пособие: «Экономика. 9 класс. Рабочая тетрадь»
Н.Новгород, 2010г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
denezhnoe_obrashchenie.ppt | 442 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Пояснительная записка к разделу по программе И.А.Симонова Н.Новгород, Нижегородский гуманитарный центр, 2002 г. Действующий на территории Нижегородской области региональный базисный учебный план образовательных учреждений включает курс «Экономика» в качестве регионального компонента. Программа по экономике для 9 класса разработана на основе опыта преподавания экономики в школах Нижегородской области и разработана И.А.Симоновым, Р.С.Лукьяновой, Г. И. Гребенёвой, О. В.Плетнёвой. При разработке программы учтены требования нормативных документов, регламентирующих образовательную область «Экономика», предложения и рекомендации учителей, общие методические положения проекта стандартов экономического образования школьников, под руководством доктора экономических наук, профессора Л. Л. Любимова. Курс рассчитан на формирование у учащихся основ экономических знаний, который включает в себя как необходимые представления о современных экономических системах и основах хозяйственной деятельности, так и экспериментальные умения и навыки учащихся. А также основные ориентиры (критерии) подготовки социально – адаптированной личности школьника. В содержание курса 9 класса входит раздел «Законы денежного обращения»(4 часа), в котором рассматриваются свойства и функции денег, раскрываются понятия инфляция и дефляция, взаимосвязь между инфляцией, дефляцией, покупательной способностью денег. Повторяются, обобщаются полученные в 7 классе основные понятия по разделу «Инфляция».В ходе изучения раздела большое внимание уделяется формированию практических умений и навыков. При решении типовых задач продолжается формирование умения решать задачи с использованием уравнения обмена, формул ИПЦ и темпа инфляции. Главное внимание уделяется тому материалу, терминам и понятиям, которые так или иначе связаны с жизнью. Характерны выверенные междисциплинарные связи, точный отбор фактического материала, необходимого для целостного естественно – научного восприятия мира, собственный опыт, помогающий решать проблему целесообразного выбора, который в течение жизни делает человек. Для реализации программного содержания используется пособие: «Экономика. 9 класс. Рабочая тетрадь» Н.Новгород, 2010г.
Цели: Образовательная: освоение знаний об инфляции в экономике страны, её причинах, видах и последствиях. овладение умениями применять полученные знания при решении задач и практических ситуаций. Воспитательная: воспитание убежденности в позитивной роли экономики в жизни современного общества, необходимости экономически грамотного отношения к окружающей действительности. Развивающая: развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе приобретения экономических знаний знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных; Ознакомить учащихся с учебным материалом по теме «Инфляция». Развивать исследовательские умения учащихся. Дать представление учащимся о роли экономики в развитии цивилизации и культуры. Задачи:
Психолого-педагогическая характеристика учащихся Это средний школьный возраст(14- 15) лет- подростковый, переходный от детского к взрослому состоянию. Это возраст бурного, неравномерного роста ребенка. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические образования. Этот процесс преобразования определяет все основные особенности личности детей данного возраста. Особенности физического развития и их психологические последствия. Скачок роста.(девочки обгоняют мальчиков) в темпах роста в длину и массе тела. Неравномерность развития: подростки отличаются повышенной возбудимостью, вспыльчивостью, реакцией типа аффектов, т. к. неравномерно развивается сердечно – сосудистая и нервная система. Развитие кровеносной системы отстаёт от значительного роста объёма сердца. Эта особенность и начало деятельности желёз внутренней секреции приводит к нарушению деятельности нервной системы. 3. Половое созревание. 4. Возникает интерес к самому себе, ориентация на сверстников (важно одобрение). «Я как все». Потребность общения со сверстниками – одна из самых сильных. 5. Потребность в самостоятельности и независимости от взрослых..
Особенности самосознания подростка. Развивается личностная рефлексия – обращенность на себя, самоанализ(потребность в самовыражении). 2.Характерны не только колебания, но и снижение уровня самооценки.(образ снижения физического «я») . Критичность мышления.(видят недостатки в деятельности взрослых, особенно пристрастно относятся к родным, учителям, подмечая все их промахи). Личностная нестабильность, отсутствие внутренней уверенности в себе. Неуверенность в себе сочетается с высоким уровнем притязаний.(заинтересованность в высокой оценке окружающих).Подростка начинает волновать вопрос: «Каков он среди людей?» Развитие психических новообразований. 1.Развитиепроизвольности всех психических процессов. Подросток вполне самостоятельно может организовать свое внимание, память, мышление, воображение. Быстро развивается смысловая, логическая память, понятийное мышление, которое при этом способно строить логические рассуждения на основе выдвинутых гипотез. 2.Подросток становится готовым к умственным экспериментам, к мысленному решению задач на основе каких – то предположений. Предметом мышления становится не только решение внешне заданных задач, но и сам процесс своего мышления, т. е. мышление приобретает рефлексивный характер. Конечно, все эти новые качества психических процессов получат свое дальнейшее развитие в старшем школьном возрасте. Для учащихся этой возрастной группы характерно развитие волевых черт характера: настойчивости и упорства в достижении цели, в умении преодолевать преграды. При этом у многих из них, особенно у мальчиков, явно проявляется сознательное стремление к развитию своих волевых качеств. Подростковый возраст считается самым трудным в воспитательном отношении.Поэтому важно учитывать в работе особенности данного возраста.
Образовательные технологии, методы и формы деятельности учащихся Учитывая специфику восприятия и усвоения знаний учащимися данной возрастной группы, а также в зависимости от задач, поставленных перед уроком, раздел программы предусматривает формирование у учащихся умений и навыков, Учитывая специфику восприятия и усвоения знаний учащимися данной возрастной группы, а также в зависимости от задач, поставленных перед уроком, раздел программы предусматривает формирование у учащихся умений правильно использовать экономические понятия и проблемы, увязывать теоретические знания с практической деятельностью, анализировать проблемные экономические ситуации, решать экономические задачи и выполнять упражнения. Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий необходимо для обработки, передачи данных, систематизации информации. Освоение материала предполагает продвижение к достижению конечного результата обучения – подготовки социально – адаптированной личности. Специфика экономики как предмета заключается в её практической направленности. Практические задания могут выполняться индивидуально или группами. При выполнении практических работ используется технология в сотрудничестве. Приоритетным является личностно – ориентированное обучение, при котором главной является деятельность познания экономики, а не её преподавание. Использование современных методов обучения дает возможность учащимся не столько получать сумму знаний, сколько умение находить их самим, что дает возможность ощущать себя компетентными людьми, творчески мыслящими, успешно утвердиться в жизни. Для выявления уровня качества знаний учащихся на всех этапах обучения используются современные технологии проверки результатов обучения.
Методы обучения 1.Метод проблемного изложения(постановка проблемы и раскрытие путей её решения). 2.Частично – поисковый (знания добываются самостоятельно). 3.Словесные (объяснение, рассказ, беседа). 4.Практические(задания, задачи, самостоятельные и контрольные работы, тесты). 5. Наглядные. Формы учебной работы 1.Фронтальная. 2.Групповая. 3.Индивидуальная. 4.Здоровьесберегающие. 5.Информационно – коммуникативные. 6.Технология дифференцированного обучения. 7.Игровые технологии.
Ожидаемые результаты В результате изучения данного раздела программы ученик должен знать / понимать важнейшие экономические понятия : инфляция, дефляция, инфляция спроса, инфляция издержек, мягкая, галопирующая, гиперинфляция. уметь называть изученные экономические понятия и применять их; характеризовать : каждое экономическое понятие, выделять его из других; объяснять : причины и последствия инфляции, видеть взаимосвязь между инфляцией и дефляцией и покупательной способностью денег. выполнять: практические задания по распознаванию важнейших экономических процессов; проводить самостоятельный поиск экономической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах; решать расчетные задачи с использованием изученных понятий: уравнения обмена, формул ИПЦ и темпа инфляции. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: объяснения экономических явлений, происходящих в быту и на производстве; экономически грамотного поведения в окружающей среде;
Система знаний Формирование у учащихся представлений о научной картине Мира, мировоззрения о природе, её законах – объективных и познаваемых. Экономическое поведение неотделимо от поведения человека в целом, зависит от норм, традиций, обычаев общества. Формирование естественно- научного мировоззрения учащихся, представлений о материальном единстве веществ в природе и подготовка социально – адаптированной личности. Знания об экономической организации. Инфляция – устойчивая тенденция роста общего уровня цен. Дефляция – замедление темпов инфляции. Инфляция, дефляция, виды инфляции, законы денежного обращения, причины инфляции, последствия инфляции, измерения инфляции,(ИПЦ). Общенаучные знания и законы Знания из определенной научной области. Знания из конкретной предметной области. Знания профессионального характера.
Система деятельности Находить и обрабатывать необходимую информацию. Сравнивать, анализировать, устанавливать взаимосвязь между инфляцией, дефляцией, объяснять причины и последствия инфляции. Углубленное изучение теоретических положений с последующим использованием теоретических знаний на практике. Выработка умений быстро и четко высказывать свои мысли в процессе решения предложенных ситуаций. Познавательная деятельность Преобразующая деятельность
Система деятельности Развитие творческих и исследовательских способностей, потребности в исследовании и преобразовании. Приобретение навыков общения в ходе ведения дискуссии, взаимного оценивания. Самостоятельная работа при исследовании проблемных ситуаций, планирование хода исследования, описание результатов деятельности, проведение вычислений и выводов. Самоорганизационная деятельность Общеучебная деятельность
Поурочное планирование по разделу "Законы денежного обращения" (4 часа) Урок 1 . Уравнение обмена. 1 час Урок 2. Инфляция и дефляция: понятие, причины, последствия. Виды инфляции. 1 час Урок 3. Изменение покупательной способности денег. 1 час Урок 4. Измерение инфляции. 1 час 1 час
Тема урока: « Инфляция и дефляция: понятие, причины, последствия. Виды инфляции». 9 класс Тип урока: урок изучения нового материала Вид урока: комбинированный Девиз урока : Инфляция – это когда карманы рвутся от денег, а на новый пиджак все еще не хватает. Инфляция – это когда все больше рублей и все меньше денег. Цели урока: Образовательная : формирование знаний учащихся об экономическом явлении инфляции и дефляции, видах инфляции , её последствиях, знакомство с новыми экономическими терминами: инфляция, дефляция, нулификация, девальвация, ревальвация. Развивающая: развитие умений исследовательской деятельности, логического мышления и памяти учащихся, умения находить и анализировать информацию из различных источников, сравнивать, обобщать, делать выводы, навыков самоконтроля и взаимоконтроля. Воспитывающая : воспитание культуры речи, взаимопонимания, дисциплины, ответственного отношения к делу.
Методы: Фронтальный, проблемный, частично – поисковый . Оборудование: Персональный компьютер, презентация по теме урока, стенд с работами детей, карточки для индивидуально – групповой работы, таблицы, схемы. Ожидаемые результаты: Учащиеся должны научиться: Характеризовать основные понятия инфляции: Определять причины появления инфляции; Объяснить, как действует инфляция на людей и какие тяжелые последствия она несет; Анализировать жизненные ситуации, устанавливать взаимосвязи инфляции с жизнью людей и государства в целом; Уметь решать задачи по теме «Инфляция».
Система деятельности учащихся Реализуют свой интерес к экономической науке, развивают креативные и исследовательские качества. Формулируют цель урока, самостоятельно работают с текстом, презентацией проектной работы областной научно – практической конференции, представленной ученицей данного класса. Анализируют, сравнивают экономические понятия, выражают свои суждения, устанавливают причинно-следственные связи между ними через рассмотрение жизненных ситуаций, учатся применять на практике. Исследовательская деятельность в ходе выполнения задач и проблемных ситуаций. Познавательная деятельность Общеучебная деятельность Самоорганизующая деятельность Преобразующая деятельность Экономика
Ход урока Этап урока и его содержание с хронометражем Деятельность учителя Деятельность учащихся I Организационный момент. ( 1 мин.) Приветствие учащихся, проверка отсутствующих, установка внимания. Мобилизуются, сосредотачиваются, организуются, настраиваются на рабочую обстановку. 2 Актуализация знаний. (6 минут) 1 . Выведи формулы из уравнения Фишера. 2.Задания по группам: Проанализировать ситуации, основанные на уравнении Фишера. (Приложение №1, слайд 2). Проводит опрос по ранее изученной теме, уравнение обмена в форме самостоятельной работы проверяется, даёт по группам решение проблемных ситуаций, которые являются базовыми для восприятия нового материала. Демонстрируют свои знания уравнения обмена, решают проблемные ситуации.
Введение новых знаний (25 минут): Учитель сообщает тему, план урока и учащиеся вместе с ним формулируют его цель. На доске заранее написан план урока и основные вопросы. План. 1.Характеристика основных понятий инфляции: инфляция, дефляция, нулификация, деноминация. 2. Исследование статистических данных инфляции в России с последующими выводами. 3.Причины инфляции. Виды инфляции. 4.Последствия инфляции. 5. Закрепление изученного материала. 6. Применение на практике. 7.Тестирование. В объяснении темы мне помогут мои консультанты. Определение понятия «Инфляция» как обесценивание денег, повышение цен, связанное с превышением количества денег над количеством произведенных благ. (Приложение №2, слайд 4). Направляет учащихся в русло исследовательской работы, подводит к успешному усвоению темы, развитию кругозора. Воспринимают материал, представленный консультантами, обобщают, делают выводы по статистическим данным инфляции по стране, по городу Павлово и микрорайону «Северный»
2) Приведем данные статистики (Исследования, проведенные по инфляционным процессам в России, г. Павлово, пос. Северный.) Сделаем выводы. (Приложение №3 и №4, слайды 5 и 6). 3.Учитель задает вопрос: Как вы думаете, каковы причины появления инфляции? (Приложение №5, слайд 7) После обсуждения в качестве вывода формулируются причины инфляции. (Слайд №8) 4. Рассматриваются виды инфляции(Слайд №9 ). Главным показателем инфляции является темп инфляции, т.е. процент обесценивания денег за год Даёт определения понятий: инфляция, дефляция, нулификация, деноминация. Слайд 3 и 4. Формулирует проблему, подводит учащихся к её решению Объясняет материал в процессе фронтальной работы с классом. Учащиеся делают выводы. о том, что феномен инфляции имеет богатую историю. Учащиеся работают в группах, предлагают свои варианты причин появления инфляции, анализируют, делают выводы. Слушают объяснения учителя, основное заносят в тетрадь.
5 . Последствия инфляции- снижение покупательной способности денег (Слайды №10 - 12). Определите последствия инфляции и обоснуйте свой ответ. (Даются проблемные вопросы по группам). (Слайд 17). 6. Подводим итог: к каким же последствиям приводит инфляция? (Открывается слайд № 18.) Дается формула: I псд =1 /I ц Формулирует проблему, подводит учащихся к её решению, способствует логическому осмыслению учащимися экономических явлений Акцентирует внимание учащихся на ключевых моментах. Вспоминают формулу I псд из 7 класса для того, чтобы решать задачи Работают в группах, выявляют на примерах кто выигрывает, кто проигрывает от инфляции, совместно делают выводы о последствиях инфляции. Обобщают , делают выводы о том, что инфляция влияет не только на экономику, но и на нашу жизнь в целом. Записывают их в тетрадь.
4. Закрепление полученных знаний ( 5 мин). При закреплении даются задачи для самостоятельного решения с последующей проверкой (Слайд 19) Проверка полученных знаний. Тестирование (Тест стр.49) Организует самостоятельную работу. Осуществляет обратную связь. Организует работу по выполнению теста.. Самостоятельная работа по решению экономических задач, теста. Осуществляют взаимопроверку. Выполняют тест для осуществления индивидуального контроля усвоения новых знаний.
Рефлексия. Рефлексия содержания учебного материала, деятельности и эмоционального состояния учащихся (3 мин ) . Продолжить фразу: Инфляция – это… рост… большинство товаров и услуг. Дефляция – один из … выхода из кризиса. Номинальный доход – это доход … Реальный доход - … … с учетом … Инфляция негативно сказывается прежде всего на уровне жизни лиц … . Свое настроение отмечают, нарисовав лучик на одном из 3 – х рисунков, отображающих эмоциональное состояние. Домашнее задание: Урок 2, тест стр.50 № 1, №2 стр.52, №3* (для сильных учащихся) стр.54. Дает дозированное задание для разных уровней развития учащихся. Выполняют задание, проверяют свои знания, полученные на уроке.
Используемая литература 1. 1. Лукьянова Р.С. Дидактические материалы к рабочей тетради «Экономика» и опорные конспекты – Н.Новгород, ГОУ ДПО НИРО 2006. 2.. Е.В.Савицкая «Уроки экономики в школе» пособие для учителя в 2-х кн.М: Вита- Пресс 2007. 3. 50 лекций по микроэкономике в 2-х томах. www . Ecsocman . edu . ru / text . 4.Электронные книги по экономической теории www . aup . ru / books / i 000. htm 5.Проект Еврокомиссии Tempus www . niro . nnov . ru . 6. Экономика. Рабочая тетрадь 9 класс-Н. Новгород, НИРО 2010