Доклад "Инновации в обучении."
Проблема не только в том “чему мы учим”, но и в том “как учим”. Именно педагогические технологии оказались наименее восприимчивы к необходимым изменениям в нашей системе профессионального образования, и сегодня инновационный подход должен применяться в первую очередь к методам, формам и способам обучения. Интересные и нестандартные формы и методы дают возможность не только повысить качество образования, но и по-настоящему заинтересовать студента, увлечь его новой дисциплиной, помочь ему развить необходимые в будущем компетенции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_2013_innovatsii.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновации в обучении.
Преподаватель экономических дисциплин ЖКСП Голикова Н.М.
Суть инновационного образования можно выразить фразой: “Не догонять прошлое, а создавать будущее”.
Накопленный опыт наглядно продемонстрировал – улучшения технического оснащения и введения в учебный план новых курсов требуют нового подхода в обучении. Проблема не только в том “чему мы учим”, но и в том “как учим”. Именно педагогические технологии оказались наименее восприимчивы к необходимым изменениям в нашей системе профессионального образования, и сегодня инновационный подход должен применяться в первую очередь к методам, формам и способам обучения. Интересные и нестандартные формы и методы дают возможность не только повысить качество образования, но и по-настоящему заинтересовать студента, увлечь его новой дисциплиной, помочь ему развить необходимые в будущем компетенции.
Без создания, внедрения и активного использования на всех уровнях современных образовательных технологий формирование у студентов профессиональных и других, необходимых в современном мире компетенции не представляется возможным. Осознание неизбежности и необходимости этого процесса позволят искать пути решения проблемы, а внедрение современных приемов и методов обучения – формировать действительно востребованных рынком специалистов, готовых к различным поворотам в жизни, политике и экономике, востребованных работодателем.
Основные формы инновационной работы применяемые мною на уроках, практических и исследовательских занятиях в колледже:
- защита практических и курсовых работ ;
- проблемно-методологические семинары;
- фестивали ( ярмарки) педагогических идей;
- мастер-классы;
- проектная деятельность;
- исследовательская работа;
- развитие Агробизнес- образования, исследовательская деятельность в рамках участия в экспериментальных площадках;
- внедрение информационно-коммуникационных технологий;
- личностно-ориентированные технологии;
- применении интерактивных технологий на занятиях;
- применение новых педагогических технологий (игровая, проблемно- поисковая, рефлексивная, психологическая и т.д.)
- круглые столы и многое другое.
Внедрение исследовательского подхода в обучении способствует усилению мотивации учебной деятельности. Организация научно-исследовательской деятельности студентов создает положительные результаты: у них формируется научное мышление, а не простое накопление знаний. Я являюсь руководителем исследовательской группы «Аналитик».За последние годы студенты изучили производственный процесс получения сахара-песка, провели лабораторные исследования качества сахара-песка на ОАО « Знаменский сах. завод»- Филиал Жердевский. Изучили показатели ,влияющие на эффективность производства предприятия. В этом году исследовательская группа изучает ассортимент и качество товаров в различных точках г.Жердевки, проводит товарную экспертизу и т.д. Исследовательская деятельность дает студенту возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей.
В преподавании экономических наук, и в частности анализа, основная задача состоит в том, чтобы, прежде всего заинтересовать учащихся процессом познания: научить их ставить вопросы и пытаться найти на них ответы, объяснять результаты, делать выводы. Поэтому так важно именно выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь им претворить в жизнь их планы и мечты, вывести студентов на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Таким образом, исследовательская работа – прекрасное поле деятельности для учащихся, при выполнении которой решаются задачи: решение практических, общественно-значимых задач; самореализация личности; гуманность по отношению к окружающему миру; приобретение навыков правильного образа жизни.
Одним из наиболее распространенных видов исследовательского труда в процессе учения сегодня является метод проектов. Современный проект – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности и развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств. Метод проектирования коренным образом меняет функцию студентов в образовательном процессе. Этот метод делает студента не объектом, на который направлена обучающая активность учителя, а субъектом процесса обучения. Это способствует решению важнейшей педагогической задачи – каждый студент приобретает уверенность в собственных возможностях.
В своей практике исследовательский метод я использую на отдельных занятиях со студентами коммерческого отделения при освоении модуля «Управление ассортиментом, оценка качества и обеспечение сохранности товаров.»
Но назрела необходимость целенаправленного формирования творческой активности и исследовательских навыков непосредственно на всех уроках. Использование данного метода обучения дает возможность:
- осуществить максимальную самостоятельность и творческую активность студента;
- способствовать формированию и развитию творческого мышления, привитию исследовательского подхода к выполнению практических работ;
- овладеть доступными научными методами исследования.
В условиях исследовательского принципа качественно меняется стиль проблемно-поисковой деятельности, она складывается из отдельных этапов:
- Ознакомление с предметной областью, содержанием предстоящего исследования;
- Столкновение с проблемой. Формулирование целей и задач исследования;
- Сбор достоверных данных об изучаемом объекте, явлении или процессе;
- Экспериментальное (теоретическое) исследование: выделение изучаемых фактов, выдвижение гипотезы, моделирование эксперимента;
- Построение объяснения;
- Формирование выводов и оформление проделанной работы.
Слияние учебно-воспитательной и инновационной деятельности приводит к появлению педагога-исследователя. Исследовательское начало поднимает педагога на высший уровень его профессионального мастерства, формирует исследовательский стиль деятельности. В этом заключается функция профессионально-педагогического самосовершенствования педагога.