Рабочая программа учебной дисциплины "Документационное обеспечение управления"

Луцык Нелли Ивановна

Специальность 030912 "Право и организация социального обеспечения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3_pok.programma_po_dou.doc250.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение

Среднего Профессионального Образования

«Колледж полиции»

(ГБОУ СПО Колледж полиции)

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММа

Учебной дисциплины: Документационное обеспечение управления

код, специальность  030912 «Право и организация социального обеспечения» 

Москва 2014 г.


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

2.СТРУКТУРА и  содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

3.условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины

12

4.Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

15


1.паспорт  РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ  УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ

Документационное обеспечение  УПРАВЛЕНИя

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 030912 «Право и организация социального обеспечения» (углубленная подготовка),  входящей в укрупненную группу специальностей 030000 – «Гуманитарные науки».

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина входит в профессиональный цикл (ОП13) и реализует следующие общие компетенции:

ОК 1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность  и качество.

ОК 3.Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4.Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 8.Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК  9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Учебная дисциплина «Документационное обеспечение управления» формирует базовые знания, необходимые для освоения специальных дисциплин; организацию делопроизводства в нашей стране; классификацию документов; создание отдельных видов документов; методы всестороннего использования документов и технология их обработки и хранения.

Вместе с тем в результате освоения дисциплины обучающийся должен овладеть общеучебными компетенциями по 4 блокам:

 1.Самоорганизация

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях.

2.Самообучение

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, заниматься самообразованием.

3.Информационный блок

Использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности.

4.Коммуникативный блок

Способность эффективно работать в коллективе и команде, брать на себя ответственность за результат выполнения заданий.

Профессиональная направленность изучения дисциплины осуществляется  путем  отбора дидактических единиц в соответствии с ОПОП ФГОС «Право и организация социального обеспечения».

Учебная дисциплина «Документационное обеспечение управления» ориентирована на достижение следующих целей:

        -освоение знаний к оформлению и составлению организационно-распорядительных документов; основные профессиональные термины и определения; особенности языка и стиль служебных документов;

        -овладение умениями применять полученные знания на основе современных требований, предъявляемых к составлению и оформлению управленческих документов; составлять  и  оформлять  организационные,  распорядительные, информационно-справочные документы;

- развитие  систем национального делопроизводства в различные исторические периоды и ознакомление с теорией и практикой организации современного документационного обеспечения управления  на основе научно обоснованных принципов и методов его совершенствования;

-воспитание сохранности  документов, организации оперативного хранения документов и подготовки  документов к передаче в архив;

-применение естественно-научных знаний в профессиональной деятельности и повседневной жизни для решения проблем управления документацией в современных управленческих структурах.

1.4. Профильная составляющая  (направленность) общеобразовательной дисциплины.

Профильное изучение дисциплины осуществляется:

1.Перераспределение часов с одной темы на другую без изменений с учетом профиля получаемого профессионального образования.

2.Осуществлением межпредметных связей дисциплины с профессиональными  дисциплинами  ОПОП ФГОС.

3.Организацией внеаудиторной самостоятельной работы, направленной на расширение и углубление знаний, которые будут необходимы при осуществлении  профессиональной  деятельности (профессионально значимое содержание).

1.5.Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося__99___часов, в том числе:

обязательной  аудиторной учебной  нагрузки  обучающегося __66__ час.;

самостоятельной работы обучающегося __33__ час.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

99

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

66

в том числе:

     практические занятия

26

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

33

в том числе:

на выполнение домашнего задания для подготовки к учебным занятиям

10

на выполнение внеаудиторной самостоятельной  работы, направленной на углубление и расширение знаний по дисциплине, необходимой в будущей профессиональной деятельности

23

из них:

подготовка доклада, презентации на тему: «Исторический  характер документов и документирования».

2

подготовка доклада, презентации на тему «Становление делопроизводства в России»

2

подготовка доклада на тему «Краткая характеристика действующих в стране унифицированных систем документации»

2

подготовка доклада на тему «Нормы и требования к размещению реквизитов документов»

2

подготовка  доклада на тему «Электронный документ»

2

подготовка  доклада на тему « Особенности оформления писем, передаваемых электронной почтой»

2

подготовка  доклада, презентации на тему «Особенности текста  распорядительных документов.

2

подготовка доклада, презентации на тему «Этикет в деловой переписке»

2

подготовка доклада, презентации на тему «Трудовая книжка: выдача, оформление и хранение»

2

подготовка доклада, презентации на тему «Персональный компьютер как средство делового общения»

3

подготовка  доклада, презентации на тему «Документирование трудовых правоотношений»

2

заполнение журнала учета входящей и исходящей документации

2

составление схем, таблиц, резюме

2

составление документов

2

заполнение бланков документов

2

составление акта об уничтожении отдельных документов

2

Итоговая  аттестация  в  форме  дифференцированного  зачета


2.2.  Тематический план и содержание учебной дисциплины  документационное обеспечение управления

                                                                                                                                                                                                    наименование        

                

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Основные понятия делопроизводства

18

Тема 1.1.

Введение. Истоки делопроизводства

Содержание  учебного  материала 

2

1

1

Предмет дисциплины. Цели и задачи дисциплины, ее связь со специальными и общеобразовательными дисциплинами, роль и значение в системе подготовки.

2

Основные понятия и определения дисциплины.

3

Значение документации в управленческой деятельности. Место и роль делопроизводства в управлении. Делопроизводство как функция управления

Практические занятия

-

Самостоятельная  работа  обучающихся

1.Подготовка доклада, презентации на тему: «Исторический  характер документов и документирования».

2.Подготовка доклада, презентации на тему «Становление делопроизводства в России».

4

2

2

Тема 1.2.

Нормативно-правовое обеспечение делопроизводства

Содержание  учебного  материала

4

1

Нормативная база, регламентирующая работу с документами.

2

2

Юридическое значение документа.

3

Особенности работы с бланками с гербовой символикой. Форматы бумажных документов.

Практические  занятия

-

Самостоятельная  работа  обучающихся

-

Тема 1.3.

Классификация деловой документации

Содержание  учебного  материала   

4

1

Понятие о документах.

2

2

Классификация документов.

3

Юридическое значение документа.

Практические  занятия

1.Унификация и стандартизация управленческой документации

2

Самостоятельная  работа  обучающихся

3. Подготовка доклада на тему «Краткая характеристика действующих в стране унифицированных систем документации».

2

2

Тема 1.4.

Состав и схемы расположения реквизитов

Содержание учебного материала

2

2

1

 Формуляр современного управленческого документа.

2

Понятие о реквизите. Состав реквизитов, их расположение.

3

Требования к оформлению реквизитов. Назначение, состав реквизитов и порядок оформления служебных писем.

Практические занятия

2.Бланки документов и их виды.

3.Оформление реквизитов организационно - распорядительных документов.

4

Самостоятельная  работа  обучающихся

4. Подготовка доклада на тему «Нормы и требования к размещению реквизитов документов».

2

Раздел 2.

Виды и оформление организационно-распорядительной документации

16

Тема 2.1.

Организационные документы

Содержание  учебного  материала   

2

1

Классификация организационных  документов (Устав, Положение, Инструкции).

2

2

Порядок составления, оформления и использования организационных документов.

3

Назначение  организационных  документов и их характеристика.

Практические занятия

4.Оформление организационных документов.

2

Самостоятельная  работа  обучающихся

5.Подготовка  доклада на тему «Электронный документ»

2

2

Тема 2.2.

Распорядительные документы

Содержание  учебного  материала

2

1

Классификация распорядительных документов (Приказы, Распоряжения, Указания, Постановления, Решения).

2

2

Порядок составления, подписания и использования распорядительных документов.

3

Назначение распорядительных документов и их характеристика.

Практические  занятия

5.Оформление распорядительных документов.

2

Самостоятельная  работа  обучающихся

6.Подготовка доклада на тему «Особенности оформления писем, передаваемых электронной почтой».

7.Подготовка доклада, презентации на тему «Особенности текста  распорядительных документов».

4

2

2

Тема 2.3.

Информационно-справочные документы

Содержание учебного материала

4

1

Классификация информационно-справочных документов (протоколы, акты, докладные записки, справки, служебные письма).

2

2

Порядок составления и оформления информационно-справочных документов.

3

Назначение информационно-справочных документов и их характеристика.

4

Обращения граждан. Виды обращений.

Практические  занятия

6.Оформление информационно-справочных документов.

7.Составление деловых писем.

4

2

2

Самостоятельная  работа  обучающихся

8. Подготовка  доклада, презентации на тему «Этикет в деловой переписке».

2

Раздел 3.

Документация по трудовым отношениям

10

Тема 3.1.

Виды документации по трудовым отношениям

Содержание учебного материала

2

1

Значение кадровых документов.

2

2

Состав и виды документации по личному составу.

3

Группа документов, отражающих правовую, трудовую и служебную деятельность работников.

Практические занятия

8. Заполнение штатного расписания, написание характеристики в высшее учебное заведение.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

9.Оформление резюме, заполнение бланка заявлений на работу.

10. Подготовка  доклада, презентации на тему «Документирование трудовых правоотношений»

4

2

2

Тема 3.2.

Приказы (распоряжения) по личному составу

Содержание учебного материала

2

2

2

1

Документирование процессов движения кадров.

2

Ведение кадровой документации.

3

Требования к составлению кадровых документов.

Практические занятия

9.Составление приказа по личному составу.

10. Оформление  трудового договора, личной карточки работника.

4

2

2

Самостоятельная  работа  обучающихся

11.Подготовка доклада, презентации на тему «Трудовая книжка: выдача, оформление и хранение».  

12.Заполнение анкеты работника.

4

2

2

Раздел 4.

Документооборот и формы его организации

20

Тема 4.1.

Организация документооборота

Содержание учебного материала

8

1

Организация работы с документами (входящие, внутренние, исходящие).

1

2

Формы регистрации документов и порядок их заполнения. Цели и основные принципы регистрации документов.

3

Регистрация документов различных потоков Составление схемы документооборота предприятия.

4

Формы регистрации документов и порядок их заполнения. Журнальная форма регистрации. Регистрационно - контрольная карточка.

5

Контроль исполнения документов.

6

Номенклатура дел. Экспертиза ценности документов. Хранение документов.

Практические занятия

11.Требования к регистрации документов.

12.Работа с обращениями граждан.

4

2

2

Самостоятельная  работа  обучающихся

13.Составление журнала учета входящих и исходящих документов.

14.Подготовка перечня форм документов. Табель форм документов, применяемых в организации.

15.Экспертиза ценности документов. Составление акта об уничтожении отдельных документов. 

6

2

2

2

Тема 4.2.

Работа с конфиденциальными документами

Содержание  учебного  материала

6

1

Особенности работы с конфиденциальными документами.

2

2

Учет исходящих, внутренних и входящих конфиденциальных документов.

3

Оформление и учет материальных носителей конфиденциальной информации.

Практические занятия

13.Формирование дела в соответствии с конкретной номенклатурой дел.

2

Самостоятельная  работа  обучающихся

16.Подготовка доклада на тему «Персональный компьютер как средство делового общения»

3

Зачет

2

Всего:

99

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. условия  реализации программы дисциплины

ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ

3.1.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Документационное обеспечение управления».

Оборудование учебного кабинета:

  1. Посадочные места по количеству обучающихся.
  2. Рабочее место преподавателя.
  3. Магнитная доска.
  4. Набор таблиц, схем, наглядных пособий.
  5. Нормативно-правовые акты.

Технические средства обучения:

1.Персональные  компьютеры с лицензионным программным обеспечением и информационными справочно-правовыми системами.

2.Периферийные устройства: мультимедийный проектор, интерактивная доска, принтеры, сканеры, телефакс, внешние накопители на магнитных и оптических дисках.

3.Средства большой и малой организационной техники: шредер, брошюровальная машина, картотечное оборудование, ламинатор, степлер, дырокол, нумератор, резак, оснастка для печати и другие канцелярские принадлежности, расходные материалы.

3.2. Учебно-методический комплекс учебной дисциплины, систематизированный по компонентам

1.Выписка  из  Федерального компонента государственного стандарта общего образования.

2.Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования специальности  030912  Право и организация социального обеспечения.

3.Рабочая программа  учебной  дисциплины «Документационное обеспечение управления».

4.Календарно-тематический план.

5.Методические указания по выполнению практических занятий.

6.Методические указания по выполнению внеаудиторных (самостоятельных) работ.

7.Материалы промежуточного контроля (вопросы к контрольной работе).


3.3.Информационно-коммуникативное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основная литература:

1.Басаков М.И., Замыцкова  О.И./ Делопроизводство (Документационное обеспечение управления)/ Ростов н/Д: Феникс, 2014

2.Гугуева Т.А./ Конфиденциальное  делопроизводство/ М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2012

Дополнительная литература:

1.Сологуб О.П./ Практикум по документационному  обеспечению управления/ М.: Омега-Л,2011

2.Ленкевич Л.А./ Делопроизводство (рабочая тетрадь)/ М.: Издательский  центр «Академия», 2012

3.Пещерская Н.Н., Козлов Н. В./ Правильно оформляем документы на компьютере/ СПб.: Наука и техника, 2010

4.Непогода А.В., Семченко П.А./ Делопроизводство  организации: подготовка, оформление и ведение документации/ М.: Омега-Л, 2010

Интернет ресурсы:

1.Информационно - правовой сервер ГАРАНТ -  http://www.garant.ru

2.Общероссийская сеть распространения правовой информации Консультант Плюс -  http://www.consultant.ru

3.Информационное агентство по экономике и правоведению - http://www.akdi.ru

4.Законодательство России - http://www.systema.ru/

5.Комментарии к законодательству РФ - http://www.labex.ru/page/about.html

6. Общий портал правовой информации – новости  и последние изменения -http://www.legis.ru/news/news.asp

7. МВД России - http://www.mvd.ru

8. Путеводитель по правовым источникам в Интернете - www.ilrg.com

Нормативно-правовые акты

1.Гражданский кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 30.11.1994 года № 52-ФЗ)

2.Трудовой  кодекс  Российской  Федерации (Федеральный закон от 31.12.2001 года N 197-ФЗ)

3.Уголовный  кодекс Российской Федерации (Федеральный  закон от 13.06.1996 года № 63-ФЗ)

4.Федеральный  Конституционный  закон от  25 декабря 2000 года "О Государственном гербе Российской Федерации"

5.Закон  Российской  Федерации от 25 октября 1991 года  № 1807-1 "О языках народов Российской Федерации"

6.Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года  № 2124 - 1 "О средствах массовой информации"

7.Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5485-1 "О государственной тайне"

8.Федеральный закон от 27 июля  2006 года  № 149 - ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"

9.Федеральный  закон от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"

10.Федеральный закон от 06 апреля 2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи»

11.Указ Президента  Российской Федерации от 06 марта 1997 года № 188 "Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера"

12.ГОСТ Р 51141-98. Государственный стандарт Российской Федерации. Делопроизводство  и  архивное  дело.  Термины  и определения

13.ГОСТ Р 6.30-2003. Государственный стандарт Российской Федерации. Унифицированные системы документации. Система организационно-распорядительной  документации. Требования  к оформлению документов


4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины  ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ

Контроль и оценка результатов  освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а так же выполнения обучающимися  индивидуальных заданий и исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Коды формируемых профессиональных и общих компетенций

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

3

Знания:

- основные законодательные акты в области делопроизводства;

- виды документов;

- правила составления и оформления различных видов документов;

ОК 1; ОК 2; ОК №; ОК 4; ОК 5; ОК 6; ОК 7; ОК 8;  ОК 9;

информационная,

самоорганизация

Текущий контроль знаний.

Результат тестирования.

Проверка  правильности выполнения практической работы.

- требования к тексту служебных документов;

- общие правила организации работы с документами;

ОК 1; ОК 2; ОК №; ОК 4; ОК 5; ОК 6; ОК 7; ОК 8;  ОК 9;

информационная,

самоорганизация

Своевременное  выполнение  самостоятельной работы, проверка  результатов работы с презентацией или докладов.

Умения:

- составление и оформление различные виды документов;

- осуществление документирования  и организации работы с документами;

ОК 1; ОК 2; ОК №; ОК 4; ОК 5; ОК 6; ОК 7; ОК 8;  ОК 9;

информационная,

коммуникативная

Результат тестирования.

Проверка  правильности выполнения практической работы.

Экспертное наблюдение за действиями обучающихся.

Экспертная оценка выполнения практических работ, индивидуальных заданий, докладов.

- формирование дел  в соответствии с номенклатурой дел;

- использование полученных знаний в повседневной и профессиональной деятельности;

- владение понятиями документа, его свойств, способов документирования;

ОК 1; ОК 2; ОК №; ОК 4; ОК 5; ОК 6; ОК 7; ОК 8;  ОК 9;

информационная,

коммуникативная

Своевременное  выполнение  самостоятельной работы, проверка результатов работы с презентацией или  докладов.

-применение правил составления и оформления организационно-распорядительных документов (ОРД);

- владение системой и типовой технологией документационного обеспечения управления (ДОУ).

ОК 1; ОК 2; ОК №; ОК 4; ОК 5; ОК 6; ОК 7; ОК 8;  ОК 9;

информационная,

коммуникативная

Проверка  правильности выполнения практической работы.

Экспертное наблюдение и оценка выполнения сообщений, докладов, ответы на контрольные вопросы.

Анализ высказываний, аргументов обучающихся при проведении дискуссии.