Рабочая программа учебной дисциплины "Документационное обеспечение управления"
Специальность 030912 "Право и организация социального обеспечения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_pok.programma_po_dou.doc | 250.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение
Среднего Профессионального Образования
«Колледж полиции»
(ГБОУ СПО Колледж полиции)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа
Учебной дисциплины: Документационное обеспечение управления
код, специальность 030912 «Право и организация социального обеспечения»
Москва 2014 г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 3 |
2.СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
3.условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины | 12 |
4.Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 15 |
1.паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Документационное обеспечение УПРАВЛЕНИя
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 030912 «Право и организация социального обеспечения» (углубленная подготовка), входящей в укрупненную группу специальностей 030000 – «Гуманитарные науки».
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина входит в профессиональный цикл (ОП13) и реализует следующие общие компетенции:
ОК 1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2.Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3.Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4.Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5.Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 8.Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Учебная дисциплина «Документационное обеспечение управления» формирует базовые знания, необходимые для освоения специальных дисциплин; организацию делопроизводства в нашей стране; классификацию документов; создание отдельных видов документов; методы всестороннего использования документов и технология их обработки и хранения.
Вместе с тем в результате освоения дисциплины обучающийся должен овладеть общеучебными компетенциями по 4 блокам:
1.Самоорганизация
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях.
2.Самообучение
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, заниматься самообразованием.
3.Информационный блок
Использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности.
4.Коммуникативный блок
Способность эффективно работать в коллективе и команде, брать на себя ответственность за результат выполнения заданий.
Профессиональная направленность изучения дисциплины осуществляется путем отбора дидактических единиц в соответствии с ОПОП ФГОС «Право и организация социального обеспечения».
Учебная дисциплина «Документационное обеспечение управления» ориентирована на достижение следующих целей:
-освоение знаний к оформлению и составлению организационно-распорядительных документов; основные профессиональные термины и определения; особенности языка и стиль служебных документов;
-овладение умениями применять полученные знания на основе современных требований, предъявляемых к составлению и оформлению управленческих документов; составлять и оформлять организационные, распорядительные, информационно-справочные документы;
- развитие систем национального делопроизводства в различные исторические периоды и ознакомление с теорией и практикой организации современного документационного обеспечения управления на основе научно обоснованных принципов и методов его совершенствования;
-воспитание сохранности документов, организации оперативного хранения документов и подготовки документов к передаче в архив;
-применение естественно-научных знаний в профессиональной деятельности и повседневной жизни для решения проблем управления документацией в современных управленческих структурах.
1.4. Профильная составляющая (направленность) общеобразовательной дисциплины.
Профильное изучение дисциплины осуществляется:
1.Перераспределение часов с одной темы на другую без изменений с учетом профиля получаемого профессионального образования.
2.Осуществлением межпредметных связей дисциплины с профессиональными дисциплинами ОПОП ФГОС.
3.Организацией внеаудиторной самостоятельной работы, направленной на расширение и углубление знаний, которые будут необходимы при осуществлении профессиональной деятельности (профессионально значимое содержание).
1.5.Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося__99___часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося __66__ час.;
самостоятельной работы обучающегося __33__ час.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 99 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 66 |
в том числе: | |
практические занятия | 26 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 33 |
в том числе: | |
на выполнение домашнего задания для подготовки к учебным занятиям | 10 |
на выполнение внеаудиторной самостоятельной работы, направленной на углубление и расширение знаний по дисциплине, необходимой в будущей профессиональной деятельности | 23 |
из них: | |
подготовка доклада, презентации на тему: «Исторический характер документов и документирования». | 2 |
подготовка доклада, презентации на тему «Становление делопроизводства в России» | 2 |
подготовка доклада на тему «Краткая характеристика действующих в стране унифицированных систем документации» | 2 |
подготовка доклада на тему «Нормы и требования к размещению реквизитов документов» | 2 |
подготовка доклада на тему «Электронный документ» | 2 |
подготовка доклада на тему « Особенности оформления писем, передаваемых электронной почтой» | 2 |
подготовка доклада, презентации на тему «Особенности текста распорядительных документов. | 2 |
подготовка доклада, презентации на тему «Этикет в деловой переписке» | 2 |
подготовка доклада, презентации на тему «Трудовая книжка: выдача, оформление и хранение» | 2 |
подготовка доклада, презентации на тему «Персональный компьютер как средство делового общения» | 3 |
подготовка доклада, презентации на тему «Документирование трудовых правоотношений» | 2 |
заполнение журнала учета входящей и исходящей документации | 2 |
составление схем, таблиц, резюме | 2 |
составление документов | 2 |
заполнение бланков документов | 2 |
составление акта об уничтожении отдельных документов | 2 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины документационное обеспечение управления
наименование
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Раздел 1. Основные понятия делопроизводства | 18 | |||
Тема 1.1. Введение. Истоки делопроизводства | Содержание учебного материала | 2 | 1 | |
1 | Предмет дисциплины. Цели и задачи дисциплины, ее связь со специальными и общеобразовательными дисциплинами, роль и значение в системе подготовки. | |||
2 | Основные понятия и определения дисциплины. | |||
3 | Значение документации в управленческой деятельности. Место и роль делопроизводства в управлении. Делопроизводство как функция управления | |||
Практические занятия | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся 1.Подготовка доклада, презентации на тему: «Исторический характер документов и документирования». 2.Подготовка доклада, презентации на тему «Становление делопроизводства в России». | 4 2 2 | |||
Тема 1.2. Нормативно-правовое обеспечение делопроизводства | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | Нормативная база, регламентирующая работу с документами. | 2 | ||
2 | Юридическое значение документа. | |||
3 | Особенности работы с бланками с гербовой символикой. Форматы бумажных документов. | |||
Практические занятия | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся | - | |||
Тема 1.3. Классификация деловой документации | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | Понятие о документах. | 2 | ||
2 | Классификация документов. | |||
3 | Юридическое значение документа. | |||
Практические занятия 1.Унификация и стандартизация управленческой документации | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся 3. Подготовка доклада на тему «Краткая характеристика действующих в стране унифицированных систем документации». | 2 2 | |||
Тема 1.4. Состав и схемы расположения реквизитов | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |
1 | Формуляр современного управленческого документа. | |||
2 | Понятие о реквизите. Состав реквизитов, их расположение. | |||
3 | Требования к оформлению реквизитов. Назначение, состав реквизитов и порядок оформления служебных писем. | |||
Практические занятия 2.Бланки документов и их виды. 3.Оформление реквизитов организационно - распорядительных документов. | 4 | |||
Самостоятельная работа обучающихся 4. Подготовка доклада на тему «Нормы и требования к размещению реквизитов документов». | 2 | |||
Раздел 2. Виды и оформление организационно-распорядительной документации | 16 | |||
Тема 2.1. Организационные документы | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Классификация организационных документов (Устав, Положение, Инструкции). | 2 | ||
2 | Порядок составления, оформления и использования организационных документов. | |||
3 | Назначение организационных документов и их характеристика. | |||
Практические занятия 4.Оформление организационных документов. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся 5.Подготовка доклада на тему «Электронный документ» | 2 2 | |||
Тема 2.2. Распорядительные документы | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Классификация распорядительных документов (Приказы, Распоряжения, Указания, Постановления, Решения). | 2 | ||
2 | Порядок составления, подписания и использования распорядительных документов. | |||
3 | Назначение распорядительных документов и их характеристика. | |||
Практические занятия 5.Оформление распорядительных документов. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся 6.Подготовка доклада на тему «Особенности оформления писем, передаваемых электронной почтой». 7.Подготовка доклада, презентации на тему «Особенности текста распорядительных документов». | 4 2 2 | |||
Тема 2.3. Информационно-справочные документы | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | Классификация информационно-справочных документов (протоколы, акты, докладные записки, справки, служебные письма). | 2 | ||
2 | Порядок составления и оформления информационно-справочных документов. | |||
3 | Назначение информационно-справочных документов и их характеристика. | |||
4 | Обращения граждан. Виды обращений. | |||
Практические занятия 6.Оформление информационно-справочных документов. 7.Составление деловых писем. | 4 2 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся 8. Подготовка доклада, презентации на тему «Этикет в деловой переписке». | 2 | |||
Раздел 3. Документация по трудовым отношениям | 10 | |||
Тема 3.1. Виды документации по трудовым отношениям | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Значение кадровых документов. | 2 | ||
2 | Состав и виды документации по личному составу. | |||
3 | Группа документов, отражающих правовую, трудовую и служебную деятельность работников. | |||
Практические занятия 8. Заполнение штатного расписания, написание характеристики в высшее учебное заведение. | 2 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся 9.Оформление резюме, заполнение бланка заявлений на работу. 10. Подготовка доклада, презентации на тему «Документирование трудовых правоотношений» | 4 2 2 | |||
Тема 3.2. Приказы (распоряжения) по личному составу | Содержание учебного материала | 2 2 | 2 | |
1 | Документирование процессов движения кадров. | |||
2 | Ведение кадровой документации. | |||
3 | Требования к составлению кадровых документов. | |||
Практические занятия 9.Составление приказа по личному составу. 10. Оформление трудового договора, личной карточки работника. | 4 2 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся 11.Подготовка доклада, презентации на тему «Трудовая книжка: выдача, оформление и хранение». 12.Заполнение анкеты работника. | 4 2 2 | |||
Раздел 4. Документооборот и формы его организации | 20 | |||
Тема 4.1. Организация документооборота | Содержание учебного материала | 8 | ||
1 | Организация работы с документами (входящие, внутренние, исходящие). | 1 | ||
2 | Формы регистрации документов и порядок их заполнения. Цели и основные принципы регистрации документов. | |||
3 | Регистрация документов различных потоков Составление схемы документооборота предприятия. | |||
4 | Формы регистрации документов и порядок их заполнения. Журнальная форма регистрации. Регистрационно - контрольная карточка. | |||
5 | Контроль исполнения документов. | |||
6 | Номенклатура дел. Экспертиза ценности документов. Хранение документов. | |||
Практические занятия 11.Требования к регистрации документов. 12.Работа с обращениями граждан. | 4 2 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся 13.Составление журнала учета входящих и исходящих документов. 14.Подготовка перечня форм документов. Табель форм документов, применяемых в организации. 15.Экспертиза ценности документов. Составление акта об уничтожении отдельных документов. | 6 2 2 2 | |||
Тема 4.2. Работа с конфиденциальными документами | Содержание учебного материала | 6 | ||
1 | Особенности работы с конфиденциальными документами. | 2 | ||
2 | Учет исходящих, внутренних и входящих конфиденциальных документов. | |||
3 | Оформление и учет материальных носителей конфиденциальной информации. | |||
Практические занятия 13.Формирование дела в соответствии с конкретной номенклатурой дел. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся 16.Подготовка доклада на тему «Персональный компьютер как средство делового общения» | 3 | |||
Зачет | 2 | |||
Всего: | 99 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы дисциплины
ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ
3.1.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Документационное обеспечение управления».
Оборудование учебного кабинета:
- Посадочные места по количеству обучающихся.
- Рабочее место преподавателя.
- Магнитная доска.
- Набор таблиц, схем, наглядных пособий.
- Нормативно-правовые акты.
Технические средства обучения:
1.Персональные компьютеры с лицензионным программным обеспечением и информационными справочно-правовыми системами.
2.Периферийные устройства: мультимедийный проектор, интерактивная доска, принтеры, сканеры, телефакс, внешние накопители на магнитных и оптических дисках.
3.Средства большой и малой организационной техники: шредер, брошюровальная машина, картотечное оборудование, ламинатор, степлер, дырокол, нумератор, резак, оснастка для печати и другие канцелярские принадлежности, расходные материалы.
3.2. Учебно-методический комплекс учебной дисциплины, систематизированный по компонентам
1.Выписка из Федерального компонента государственного стандарта общего образования.
2.Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования специальности 030912 Право и организация социального обеспечения.
3.Рабочая программа учебной дисциплины «Документационное обеспечение управления».
4.Календарно-тематический план.
5.Методические указания по выполнению практических занятий.
6.Методические указания по выполнению внеаудиторных (самостоятельных) работ.
7.Материалы промежуточного контроля (вопросы к контрольной работе).
3.3.Информационно-коммуникативное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основная литература:
1.Басаков М.И., Замыцкова О.И./ Делопроизводство (Документационное обеспечение управления)/ Ростов н/Д: Феникс, 2014
2.Гугуева Т.А./ Конфиденциальное делопроизводство/ М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2012
Дополнительная литература:
1.Сологуб О.П./ Практикум по документационному обеспечению управления/ М.: Омега-Л,2011
2.Ленкевич Л.А./ Делопроизводство (рабочая тетрадь)/ М.: Издательский центр «Академия», 2012
3.Пещерская Н.Н., Козлов Н. В./ Правильно оформляем документы на компьютере/ СПб.: Наука и техника, 2010
4.Непогода А.В., Семченко П.А./ Делопроизводство организации: подготовка, оформление и ведение документации/ М.: Омега-Л, 2010
Интернет ресурсы:
1.Информационно - правовой сервер ГАРАНТ - http://www.garant.ru
2.Общероссийская сеть распространения правовой информации Консультант Плюс - http://www.consultant.ru
3.Информационное агентство по экономике и правоведению - http://www.akdi.ru
4.Законодательство России - http://www.systema.ru/
5.Комментарии к законодательству РФ - http://www.labex.ru/page/about.html
6. Общий портал правовой информации – новости и последние изменения -http://www.legis.ru/news/news.asp
7. МВД России - http://www.mvd.ru
8. Путеводитель по правовым источникам в Интернете - www.ilrg.com
Нормативно-правовые акты
1.Гражданский кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 30.11.1994 года № 52-ФЗ)
2.Трудовой кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 31.12.2001 года N 197-ФЗ)
3.Уголовный кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 13.06.1996 года № 63-ФЗ)
4.Федеральный Конституционный закон от 25 декабря 2000 года "О Государственном гербе Российской Федерации"
5.Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 года № 1807-1 "О языках народов Российской Федерации"
6.Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124 - 1 "О средствах массовой информации"
7.Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5485-1 "О государственной тайне"
8.Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149 - ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
9.Федеральный закон от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"
10.Федеральный закон от 06 апреля 2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи»
11.Указ Президента Российской Федерации от 06 марта 1997 года № 188 "Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера"
12.ГОСТ Р 51141-98. Государственный стандарт Российской Федерации. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения
13.ГОСТ Р 6.30-2003. Государственный стандарт Российской Федерации. Унифицированные системы документации. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а так же выполнения обучающимися индивидуальных заданий и исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Коды формируемых профессиональных и общих компетенций | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 | 3 |
Знания: | ||
- основные законодательные акты в области делопроизводства; - виды документов; - правила составления и оформления различных видов документов; | ОК 1; ОК 2; ОК №; ОК 4; ОК 5; ОК 6; ОК 7; ОК 8; ОК 9; информационная, самоорганизация | Текущий контроль знаний. Результат тестирования. Проверка правильности выполнения практической работы. |
- требования к тексту служебных документов; - общие правила организации работы с документами; | ОК 1; ОК 2; ОК №; ОК 4; ОК 5; ОК 6; ОК 7; ОК 8; ОК 9; информационная, самоорганизация | Своевременное выполнение самостоятельной работы, проверка результатов работы с презентацией или докладов. |
Умения: | ||
- составление и оформление различные виды документов; - осуществление документирования и организации работы с документами; | ОК 1; ОК 2; ОК №; ОК 4; ОК 5; ОК 6; ОК 7; ОК 8; ОК 9; информационная, коммуникативная | Результат тестирования. Проверка правильности выполнения практической работы. Экспертное наблюдение за действиями обучающихся. Экспертная оценка выполнения практических работ, индивидуальных заданий, докладов. |
- формирование дел в соответствии с номенклатурой дел; - использование полученных знаний в повседневной и профессиональной деятельности; - владение понятиями документа, его свойств, способов документирования; | ОК 1; ОК 2; ОК №; ОК 4; ОК 5; ОК 6; ОК 7; ОК 8; ОК 9; информационная, коммуникативная | Своевременное выполнение самостоятельной работы, проверка результатов работы с презентацией или докладов. |
-применение правил составления и оформления организационно-распорядительных документов (ОРД); - владение системой и типовой технологией документационного обеспечения управления (ДОУ). | ОК 1; ОК 2; ОК №; ОК 4; ОК 5; ОК 6; ОК 7; ОК 8; ОК 9; информационная, коммуникативная | Проверка правильности выполнения практической работы. Экспертное наблюдение и оценка выполнения сообщений, докладов, ответы на контрольные вопросы. Анализ высказываний, аргументов обучающихся при проведении дискуссии. |