Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине «Экономика»

Киреева Валентина Владимировна

Методические рекомендации по выполнению практических заданий по дисциплине «Экономика», разработаны в помощь студентам для самостоятельного выполнения ими практических работ и подготовки к семинарским занятиям, предусмотренных рабочей программой.

Практические занятия проводятся после изучения соответствующих разделов и тем учебной  дисциплины. Работы выполняются по индивидуальным заданиям. Так как учебная дисциплина имеет прикладной характер, то выполнение студентами практических работ позволяет им понять, где и когда изучаемые теоретические положения и практические умения могут быть использованы в будущей практической деятельности. 

Целью практических занятий является закрепление теоретических знаний и приобретение практических умений и навыков по определению уровня инфляции, анализа ситуации на рынке данного товара, эффективности использования ограниченных ресурсов,  себестоимости продукции, семейного бюджета и др.

Методические рекомендации по каждой практической работе имеют теоретическую часть, с необходимыми  для выполнения работы, формулами, пояснениями, таблицами и графиками; алгоритм выполнения заданий. Практические задания органично сочетаются с теоретическими знаниями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod._ukaz._k_prakt.rabotam.doc294.5 КБ

Предварительный просмотр:

 МИНИСТРЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

        Государственное бюджетное образовательное учреждение

                    среднего профессионального образования

        «Новороссийский колледж  строительства и экономики»  

                                       Краснодарского края

                                   (ГБОУ  СПО «НКСЭ» КК)

                               

                                Методические рекомендации

   по выполнению практических работ по дисциплине «Экономика»

                            для студентов групп ГС-11 и ПИ-11.

                                                   

   

                                                               2012


УТВЕРЖДАЮ

Заместитель  директора по УР


__________Плющева Н.В.


"____" ___________  200   г


 

ОДОБРЕНА

на заседании ЦМК

социально-экономических дисциплин

протокол № ____ от

"___" _________200__г.

Председатель ЦМК

Н.Н.Ворошилова

Методические рекомендации разработаны в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Экономика» для студентов 1 курса социально-гуманитарного профиля.

Согласовано

Научно- методический совет

Протокол № ____от

"___" _________2012  г

Составитель

Киреева В.В.


Пояснительная записка

Методические рекомендации по выполнению практических заданий по дисциплине «Экономика», разработаны в помощь студентам для самостоятельного выполнения ими практических работ и подготовки к семинарским занятиям, предусмотренных рабочей программой.

Практические занятия проводятся после изучения соответствующих разделов и тем учебной  дисциплины. Работы выполняются по индивидуальным заданиям. Так как учебная дисциплина имеет прикладной характер, то выполнение студентами практических работ позволяет им понять, где и когда изучаемые теоретические положения и практические умения могут быть использованы в будущей практической деятельности.  

Целью практических занятий является закрепление теоретических знаний и приобретение практических умений и навыков по определению уровня инфляции, анализа ситуации на рынке данного товара, эффективности использования ограниченных ресурсов,  себестоимости продукции, семейного бюджета и др.

Методические рекомендации по каждой практической работе имеют теоретическую часть, с необходимыми  для выполнения работы, формулами, пояснениями, таблицами и графиками; алгоритм выполнения заданий. Практические задания органично сочетаются с теоретическими знаниями.

                                       

                                       Практическая работа №1

                                                            Вариант 1                    

Тема:  Проблема производственных возможностей.

Цель:   Используя метод графических изображений, построить КПВ и произвести анализ точек  на кривой.

Теоретическая часть.

           Основная проблема экономики состоит в разрешении противоречия между желанием людей удовлетворить  свои потребности и ограниченностью ресурсов, находящихся в их распоряжении. Это проблема выбора.

           Так как экономические ресурсы по своей сути ограничены, то всегда существует проблема  альтернативности их использования.

           Отражением проблемы выбора является постановка трех основных вопросов экономики: «Что производить?», «Как производить?». «Для кого производить?»

            Смысл выбора – эффективность, т.е. такое использование экономических ресурсов, при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей общества при минимальных затратах.

  Алгоритм выполнения заданий.

       Кривая производственных возможностей раскрывает графическую взаимосвязь производства  двух товаров, например ,товара  А  и товара  Б.

       Для построения КПВ на осях координат  отмечаем различные варианты сочетания производства товара А и товара Б

      Соединяем точки на кривой и получаем КПВ. 

 При построении КПВ необходимо учесть, что сделаны следующие допущения:

        -Экономика работает в условиях полной занятости.

        -Производится только два продукта.

        -Технология производства не изменена.

Задание 1 .Допустим, что общая ограниченность ресурсов позволяет за год производить (станки и запчасти) в следующих альтернативах соотношениях:

Вид

продукта

Производственные альтернативы

А

Б

В

Г

Д

Запчасти

(млн.шт.)

10

9

7

4

0

Станки

(тыс.шт.)

0

1

2

3

4

На основании  данных таблицы ,построить кривую производственных возможностей (КПВ) и дать ответы на следующие вопросы:

- Что показывают точки на « кривой»?

- О чем свидетельствуют  точки, допустим N и M, находящиеся за границей производственных возможностей данного производства.

- Что произойдет с КПВ, если изменится технология и произойдет  техническое обновление производства.

Задание 2. В условиях экономического роста происходит обновление основного капитала, совершенствуются  технологии производства, количественно и качественно меняются факторы производства. Допустим, что производство запчастей увеличилось на 30%, а станков – в два раза.

Вид

продукта

Производственные альтернативы

А1

Б1

В1

Г1

Д1

Запчасти

(млн.шт.)

13

12

9

6

0

Станки

(тыс.шт.)

0

2

4

6

8

Построить кривую производственных возможностей с учетом заданных параметров.

Что характеризует данная КПВ?

       

                                               

                                       Практическая работа №1

                                                                               

                                                       Вариант  2

Тема:  Проблема производственных возможностей.

Цель:  Используя метод графических изображений, построить КПВ и произвести анализ точек на кривой.

Теоретическая часть.

           Основная проблема экономики состоит в разрешении противоречия между желанием людей удовлетворить  свои потребности и ограниченностью ресурсов, находящихся в их распоряжении. Это проблема выбора.

           Так как экономические ресурсы по своей сути ограничены, то всегда существует проблема  альтернативности их использования.

           Отражением проблемы выбора является постановка трех основных вопросов экономики: «Что производить?», «Как производить?». «Для кого производить?»

            Смысл выбора – эффективность, т.е. такое использование экономических ресурсов, при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей общества при минимальных затратах.

  Алгоритм выполнения заданий.

       Кривая производственных возможностей раскрывает графическую взаимосвязь производства  двух товаров, например ,товара  А  и товара  Б.

       Для построения КПВ на осях координат  отмечаем различные варианты сочетания производства товара А и товара Б

       Соединяем точки на кривой и получаем КПВ. 

 При построении КПВ необходимо учесть, что сделаны следующие допущения:

        -Экономика работает в условиях полной занятости.

        -Производится только два продукта.

        -Технология производства не изменена.

Задание 1.Исходя из данных таблицы ,построить  кривую производственных возможностей выпуска военной продукции и гражданских товаров:

Вид

Продукта

Производственные альтернативы

А

Б

В

Г

Д

Автомобили(млн.шт.)

0

12

14

16

18

Управляемые

ракеты

(тыс.шт.)

10

8

6

4

0

Изобразите графически производственные возможности предприятия.

Что показывают точки на кривой?

Обозначьте точку М внутри кривой и точку N вне кривой. Что показывают эти точки?

Что должно произойти ,прежде чем экономика сможет  достичь уровня производства, который показан точкой  N ?

Задание 2.

Начертите кривую производственных возможностей для случая ,когда технология производства управляемых ракет усовершенствовалась , а технология производства

автомобилей  осталась неизменной.

 

                                           

                                        Практическая работа №1

                                                                               

                                                          Вариант  3

Тема:  Проблема производственных возможностей.

Цель:  Используя метод графических изображений, построить КПВ и произвести анализ точек на кривой.

Теоретическая часть.

           Основная проблема экономики состоит в разрешении противоречия между желанием людей удовлетворить  свои потребности и ограниченностью ресурсов, находящихся в их распоряжении. Это проблема выбора.

           Так как экономические ресурсы по своей сути ограничены, то всегда существует проблема  альтернативности их использования.

           Отражением проблемы выбора является постановка трех основных вопросов экономики: «Что производить?», «Как производить?». «Для кого производить?»

            Смысл выбора – эффективность, т.е. такое использование экономических ресурсов, при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей общества при минимальных затратах.

  Алгоритм выполнения заданий.

       Кривая производственных возможностей раскрывает графическую взаимосвязь производства  двух товаров, например ,товара  А  и товара  Б.

       Для построения КПВ на осях координат  отмечаем различные варианты сочетания производства товара А и товара Б

       Соединяем точки на кривой и получаем КПВ. 

 При построении КПВ необходимо учесть, что сделаны следующие допущения:

        -Экономика работает в условиях полной занятости.

        -Производится только два продукта.

        -Технология производства не изменена.

Задание 1. Исходя из данных  таблицы, построить  кривую производственных возможностей.

Производственные возможности

Потребительские товары

Инвестиционные товары

А

0

15

В

1

14

С

2

12

Д

3

9

Е

4

5

F

5

0

Охарактеризовать проблему выбора:

- Чем продиктована проблема выбора ?

- Что показывают точки на КПВ?

- Что характеризуют точки  N и М, находящиеся за границей производственных возможностей.

- Что означает эффективность производства?

Задание 2.Представьте графически изменения кривой производственных возможностей, если произойдет изменение технологии производства потребительских и инвестиционных товаров.

- Что произойдет с КПВ?

- О чем свидетельствует данная ситуация?

- Почему перед юридическими и физическими лицами стоит проблема выбора?

- В чем сущность проблемы выбора?

                                         

                                               

                                                 

                                               Практическая работа №2

                                                              Вариант – 1

Тема: «Теория спроса и предложения» 

Цель:   Используя метод графических изображений, представить графически закон спроса и предложения, построить график равновесной цены.                            

     

Теоретическая часть.

        Основные проблемы рыночной организации производства: что производить, как производить, для кого производить – решаются через механизм спроса и предложения.

         В экономике спрос рассматривают  непросто как потребность  в определенных благах, а как  платежеспособную потребность, т.е. потребность в товарах, обеспеченную денежными средствами.

        Спрос – это количество товаров и услуг, которое потребитель может приобрести в данный момент по данной цене. Математически зависимость между ценой и количеством приобретаемого товара была сформулирована А. Курно и называется законом спроса. Между ценой и количеством покупок существует обратная зависимость.

       Между ценой и количеством предлагаемого товара существует прямая зависимость.

        Равновесная цена на практике показывает соответствие спроса и предложения.

       Равновесная цена –это цена, по которой покупатель согласен купить, а продавец готов продать товар.

 Алгоритм выполнения задания.

 1.Построить кривую спроса.

1.1..Исходя из данных таблицы, на вертикальной оси откладываем размер цены (P), а на горизонтальной оси  количество товаров и услуг (Qd).

1.2.Соединяем точки и строим кривую спроса.

1.3.Затем строим кривую предложения.

 1.4.На осях координат откладываем размер цены и объем предложения (Qs), соединяем точки и получаем кривую предложения.

 1.5.Путем наложения кривой спроса на кривую предложения, находим точку пересечения двух кривых. Точка пересечения и есть равновесная цена.

Задание 1. Определите рыночную цену товара, исходя из данных таблицы:

Цена товара (P) в руб.

Количество продукции (Q)

Спрос (Qd)

Предложение(Qs)

10

600

100

16

400

200

20

300

300

25

250

400

30

200

500

        

  Задание 2.

 Чему равна равновесная цена на данном рынке?

- Что произойдет на рынке данного товара, если цена окажется выше   или ниже равновесной?

- Назовите неценовые факторы, влияющие на величину предложения.

                                         Практическая работа № 2

                                                             Вариант 2

   

  Тема:  «Теория  спроса и предложения»

  Цель:   Используя метод графических изображений, представить графически закон спроса и предложения, построить график равновесной цены.

 Теоретическая часть.

        Основные проблемы рыночной организации производства: что производить, как производить, для кого производить – решаются через механизм спроса и предложения.

         В экономике спрос рассматривают  непросто как потребность  в определенных благах, а как  платежеспособную потребность, т.е. потребность в товарах, обеспеченную денежными средствами.

        Спрос – это количество товаров и услуг, которое потребитель может приобрести в данный момент по данной цене. Математически зависимость между ценой и количеством приобретаемого товара была сформулирована А. Курно и называется законом спроса. Между ценой и количеством покупок существует обратная зависимость.

       Между ценой и количеством предлагаемого товара существует прямая зависимость.

        Равновесная цена на практике показывает соответствие спроса и предложения.

       Равновесная цена –это цена, по которой покупатель согласен купить, а продавец готов продать товар.

    Алгоритм выполнения задания.

1.1..Исходя из данных таблицы, на вертикальной оси откладываем размер цены (P), а на горизонтальной оси  количество товаров и услуг (Qd).

1.2.Соединяем точки и строим кривую спроса.

1.3.Затем строим кривую предложения.

 1.4.На вертикальной оси  откладываем размер цены (P), на горизонтальной- объем предложения (Qs), соединяем точки и получаем кривую предложения.

Задание 1.Предположим, что на рынке кофе спрос и предложение характеризуются следующими данными: ( смотри таблицу). Представьте графически закон спроса и закон предложения. Что произойдет с  кривой спроса под воздействием  неценовых факторов.

Цена (P) за 1 кг. (долл.)

Объем спроса (Qd) кг

Объем предложения (Qs) кг

2

4

8

10

14

16

80

70

60

50

40

20

20

30

40

50

70

80

 Задание 2.

 

- Назовите неценовые факторы, влияющие на величину спроса

- Что показывает закон предложения?

-Что показывают точки на кривой предложения?

                                           Практическая работа № 2

                                                   Вариант -3

Тема:   «Теория  спроса и предложения»

Цель:     Используя метод графических изображений, представить графически закон спроса и предложения, построить график равновесной цены.

Теоретическая часть.

         Основные проблемы рыночной организации производства: что производить, как производить, для кого производить – решаются через механизм спроса и предложения.

         В экономике спрос рассматривают  непросто как потребность  в определенных благах, а как  платежеспособную потребность, т.е. потребность в товарах, обеспеченную денежными средствами.

        Спрос – это количество товаров и услуг, которое потребитель может приобрести в данный момент по данной цене. Математически зависимость между ценой и количеством приобретаемого товара была сформулирована А. Курно и называется законом спроса.

         Между ценой и количеством покупок существует обратная зависимость.

Равновесная цена на практике показывает соответствие спроса и предложения.

       Равновесная цена –это цена, по которой покупатель согласен купить, а продавец готов продать товар.

  Алгоритм выполнения задания.

1.1..Исходя из данных таблицы, на вертикальной оси откладываем размер цены (P), а на горизонтальной оси  количество товаров и услуг (Qd).

1.2.Соединяем точки и строим кривую спроса.

1.3.Затем строим кривую предложения 

1.4.На вертикальной оси  откладываем размер цены (P) .На горизонтальной- объем предложения (Qs), соединяем точки и получаем кривую предложения.

1.5.Путем наложения кривой спроса на кривую предложения строим график равновесной цены.

Задание 1. Предположим, что на рынке действует 500 покупателей и 500 продавцов. В таблице приведен спрос и предложение товара (яблоки):

Цена (Р) за 1кг, руб.

Спрос(Qd), кг

Предложение(Qs), кг

30

    250

700

25

    300

600

20

500

500

15

700

400

10

800

200

Построить график кривой спроса и предложения

Чему равна равновесная цена на данный товар. Представить равновесную цену графически. 

Задание 2.

- Назовите исключения закона спроса

- О чем свидетельствует ситуация, при которой цена на условный товар окажется выше или ниже равновесной.

                                        Практическая работа №2

                                               Вариант -4    

Тема: «Теория  спроса и предложения»

Цель:   Используя метод графических изображений, представить графически закон спроса и предложения, построить график равновесной цены.

 Теоретическая часть.

       

       Основные проблемы рыночной организации производства: что производить, как производить, для кого производить – решаются через механизм спроса и предложения.

         В экономике спрос рассматривают  непросто как потребность  в определенных благах, а как  платежеспособную потребность, т.е. потребность в товарах, обеспеченную денежными средствами.

        Спрос – это количество товаров и услуг, которое потребитель может приобрести в данный момент по данной цене. Математически зависимость между ценой и количеством приобретаемого товара была сформулирована А. Курно и называется законом спроса. Между ценой и количеством покупок существует обратная зависимость.

       Между ценой и количеством предлагаемого товара существует прямая зависимость.

 Равновесная цена на практике показывает соответствие спроса и предложения.

       Равновесная цена –это цена, по которой покупатель согласен купить, а продавец готов продать товар.

 Алгоритм выполнения задания.

1.1..Исходя из данных таблицы, на вертикальной оси откладываем размер цены (P), а на   горизонтальной оси  количество товаров и услуг (Qd).

1.2.Соединяем точки и строим кривую спроса.

1.3.Затем строим кривую предложения 

1.4.На вертикальной оси  откладываем размер цены (P) .На горизонтальной- объем предложения (Qs), соединяем точки и получаем кривую предложения.

1.5.Путем наложения кривой спроса на кривую предложения строим график равновесной цены.

Задание 1. Допустим, на рынке компьютерной техники, возникла следующая ситуация (смотри таблицу). Исходя из данных, предоставленных в таблице

Цена товара (P) в тыс. руб.

Объем(Q)

Спрос (Qd)  в шт.

Предложение(Qs)

15

70

10

20

60

30

30

50

50

40

40

70

50

30

90

Построить кривую спроса и предложения;

Чему равна равновесная цена на этом рынке?

Если рыночная цена на компьютеры будет равна 20тыс.руб., что характерно для данного рынка?

Представьте графически изменение кривой предложения под воздействием неценовых факторов.

Задание 2.

-В чем состоит парадокс закона спроса.

-Заполнить таблицу.

Коэффициент эластичности спроса

( Ked)

Вид ценовой эластичности

Ked>1

Ked<1

Ked=1

                                 

                                  Практическая работа №3

                                                   Вариант-1

Тема :   Рыночные структуры и роль конкуренции в развитии экономики.

Цель:   Используя метод анализа и синтеза, определить тип рыночной  структуры, дать сравнительную характеристику видам и формам конкуренции.

Теоретическая часть.

            Конкуренция- это форма соперничества субъектов рыночного хозяйства, в процессе  реализации их индивидуальных экономических интересов.

           В результате конкуренции достигается максимизация прибыли путем организации, использования лучших факторов производства и условий реализации товаров. С другой стороны – конкуренция сопровождается воздвижением преград для общего доступа к факторам развития производства, и в конечном итоге конкуренция вызывает монополию.

           Конкуренция возможна, когда ни один участник рыночных операций не в состоянии оказать влияние на решения, принимаемые другими участниками.

          Конкуренция выполняет ряд функций, которые совпадают с функциями рынка:

 -стимулирует повышение производительности труда и качества продукции;

 -обеспечивает перелив капитала в прогрессивные отрасли ради высокой прибыли;

 -выталкивает с рынка неэффективных товаропроизводителей, банкротов;

  -действует как фактор безработицы.            

            В зависимости от критерия классификации различают внутри- и межотраслевую, ценовую и неценовую, добросовестную и недобросовестную конкуренцию.  

            Внутриотраслевая – это форма соперничества между фирмами, производящими равнозначную продукцию. Этот вид конкуренции мотивирует рост производительности труда и развитие производства, выталкивает из отрасли неперспективные предприятия с наибольшими издержками.

           Межотраслевая конкуренция – это форма соперничества между производителями различных отраслей. Межотраслевая конкуренция модифицирует стоимость в цену производства и выравнивает норму прибыли.

             По степени влияния фирмы на рынок своей продукции различают совершенную и несовершенную конкуренцию и соответствующие им типы рыночных структур: рынок совершенной конкуренции, рынок монополистической конкуренции, олигополистический рынок, рынок чистой монополии.

Задание №1.  Заполнить таблицу.

Виды конкуренции и рыночные структуры.

Характеристики

Совершенная конкуренция

Монополия

Олигополия

Монополистическая

конкуренция

Кол-во и размеры фирмы

Характер продукции

Условия входа и выхода

Контроль над ценами

Доступ к информации

Задание 2. Дать ответы на следующие вопросы:

1.Назовите основные направления антимонопольной политики государства.

2. В чем экономический смысл внутриотраслевой конкуренции.

3. Какие факторы обусловили появление монополий? Назовите основные виды монополий. В чем их отличия?

                                             

                               

                               

                                            Практическая работа №3

                                                                 

                                                             Вариант-2

 Тема:  Рыночные структуры и роль конкуренции в развитии экономики.

Цель:  Используя метод анализа и синтеза, определить тип рыночной  структуры, дать сравнительную характеристику видам и формам конкуренции.

Теоретическая часть.

            Конкуренция- это форма соперничества субъектов рыночного хозяйства, в процессе  реализации их индивидуальных экономических интересов.

           В результате конкуренции достигается максимизация прибыли путем организации, использования лучших факторов производства и условий реализации товаров. С другой стороны – конкуренция сопровождается воздвижением преград для общего доступа к факторам развития производства, и в конечном итоге конкуренция вызывает монополию.

           Конкуренция возможна, когда ни один участник рыночных операций не в состоянии оказать влияние на решения, принимаемые другими участниками.

          Конкуренция выполняет ряд функций, которые совпадают с функциями рынка:

 -стимулирует повышение производительности труда и качества продукции;

 -обеспечивает перелив капитала в прогрессивные отрасли ради высокой прибыли;

 -выталкивает с рынка неэффективных товаропроизводителей, банкротов;

  -действует как фактор безработицы.            

            В зависимости от критерия классификации, различают внутри- и межотраслевую, ценовую и неценовую, добросовестную и недобросовестную конкуренцию.  

            Внутриотраслевая конкуренция - это форма соперничества  между фирмами, производящими равнозначную продукцию. Этот вид конкуренции мотивирует рост производительности труда и развитие производства, выталкивает из отрасли неперспективные предприятия с наибольшими издержками.

           Межотраслевая конкуренция- это форма соперничества между производителями различных отраслей. Межотраслевая конкуренция модифицирует стоимость в цену производства и выравнивает норму прибыли.

             По степени влияния фирмы на рынок своей продукции различают совершенную и несовершенную конкуренцию и соответствующие им типы рыночных структур: Рынок совершенной конкуренции, рынок монополистической конкуренции, олигополистический рынок, рынок чистой монополии.

Задание № 1. Охарактеризуйте внутриотраслевую и межотраслевую  конкуренцию по следующим признакам:

Признаки

Внутриотраслевая конкуренция

Межотраслевая      конкуренция

Субъекты

Объекты и цель конкуренции

Средства достижения цели

Результат

Задание 2. Дать ответы на следующие вопросы:

1.В чем состоит экономический смысл межотраслевой конкуренции?

2.Назовите основные средства недобросовестной конкуренции.

3.В чем смысл проведения антимонопольной политики государства?

                                     

                                       

                                            Практическая работа №3

                                                         

                                                               Вариант-3

Тема:   Рыночные структуры и роль конкуренции в развитии экономики

Цель:   Используя метод анализа и синтеза, определить тип рыночной  структуры, дать сравнительную характеристику видам и формам конкуренции.

Теоретическая часть.

            Конкуренция- это форма соперничества субъектов рыночного хозяйства, в процессе  реализации их индивидуальных экономических интересов.

           В результате конкуренции достигается максимизация прибыли путем организации, использования лучших факторов производства и условий реализации товаров. С другой стороны – конкуренция сопровождается воздвижением преград для общего доступа к факторам развития производства, и в конечном итоге конкуренция вызывает монополию.

           Конкуренция возможна, когда ни один участник рыночных операций не в состоянии оказать влияние на решения, принимаемые другими участниками.

          Конкуренция выполняет ряд функций, которые совпадают с функциями рынка:

 -стимулирует повышение производительности труда и качества продукции;

 -обеспечивает перелив капитала в прогрессивные отрасли ради высокой прибыли;

 -выталкивает с рынка неэффективных товаропроизводителей, банкротов;

  -действует как фактор безработицы.            

            В зависимости от критерия классификации различают внутри- и межотраслевую, ценовую и неценовую, добросовестную и недобросовестную, совершенную и несовершенную.  

             Внутриотраслевая конкуренция - это форма соперничества  между фирмами, производящими равнозначную продукцию.  Этот вид конкуренции мотивирует рост производительности труда и развитие производства, выталкивает из отрасли неперспективные предприятия с наибольшими издержками.

           Межотраслевая конкуренция - это форма соперничества между производителями различных отраслей. Межотраслевая конкуренция модифицирует стоимость в цену производства и выравнивает норму прибыли.

             По степени влияния фирмы на рынок своей продукции различают совершенную и несовершенную конкуренцию и соответствующие им типы рыночных структур: рынок совершенной конкуренции, рынок монополистической конкуренции, олигополистический рынок, рынок чистой монополии.

Задание № 1.      Укажите количество, размер фирм и характер продукции для следующих типов рыночных структур.


п/п

Типы рыночных структур

Количество и размеры фирмы

Характер продукции

1

Совершенная конкуренция

2

Монополистическая конкуренция

3

Олигополия

4

Монополия

Задание 2. Дать ответы на следующие вопросы:

 1.Что такое конкуренция? Каково ее место в рыночной экономике?

2.Какие элементы включает неценовая конкуренция?

3.Охарактеризуйте  наиболее распространенные барьеры для вступления в отрасль.

                               Практическая работа №4

                                                           

                                                     Вариант-1                                                        

Тема:   «Закон денежного обращения. Инфляция».

 Цель:   Приобрести практические навыки по расчету индекса цен, определения количества денег, необходимых для обращения и определения типа инфляции.

Теоретическая часть.

                Длительный опыт использования денег научил экономистов жесткой истине: денег в стране должно быть столько, сколько необходимо для нормального производства и торговли – ни больше, ни меньше.

               Карл Маркс вывел закон денежного обращения, согласно которому, количество денег, необходимое для обращения, равно сумме цен товаров, деленное на количество оборотов, совершаемое одноименными денежными единицами.

              Марксистская формула закона:

                              КД=CЦ/ О,

где КД- количество денег,

        СЦ – сумма цен товаров, подлежащих реализации,

         О -    скорость оборота одноименных денежных единиц.

Американский профессор Ирвинг Фишер в своей работе «Покупательная сила денег» вывел знаменитое уравнение обмена:

                            MV=PQ,  

где  M- масса денег, V – скорость обращения денежной массы, P –средний уровень цены, Q- общий объем товаров и услуг.

                   И.Фишер сделал вывод: масса денег прямо зависит от уровня цен и объема товарной массы и обратно зависит от скорости оборота денег.

                   Нарушение закона денежного обращения ведет к инфляции. Инфляция- это превышение денежной массы над товарной. Основным проявлением инфляции является рост цен. Для определения темпов роста цен и соответственно типа инфляции, в экономике применяется понятие индекс цен. Индекс цен рассчитывается путем деления стоимости потребительской корзины текущего периода на стоимость потребительской корзины базисного периода в %.    

Алгоритм выполнения задания.

               

Для определения вида инфляции:

-рассчитываем стоимость потребительской корзины текущего и базисного периодов;

-определяем темпы роста цен;

-определяем тип инфляции.

 Задание 1 . Рассчитайте индекс цен в сентябре 2012 года по сравнению с сентябрем 2011 г. для некоторого набора товаров, при условии, что количество купленных товаров не изменилось.

Продукт

Цена 2011 г.

руб./кг

Кол-во продуктов,  кг

Цена 2012 г.  руб./кг

P0

q0

P1

Мясо

180

1.5

350

Колбаса

280

1.0

480

Сыр

260

1.0

340

Рыба

190

1.0

260

Сахар

25

2.0

31

Крупа

17

1.0

22

Масло

125

1.0

150

Определите вид инфляции по темпам роста цен.

Что показывает  индекс цен?

Задание 2.                                                                                                 

Подсчитайте количество  денег, необходимое для обращения, если:

- Количество товаров, подлежащих реализации, равно (условно)- 400ед.

- цена единицы товара- 2 тыс.руб.

- в течении года один и тот же денежный знак трижды возвращается в банк и выходит из него.

- От чего зависит количество денег, необходимое для обращения.

- В какой зависимости находятся  денежная масса, скорость обращения денег и оббьем реализуемой продукции?

                                       

                                   

                                   Практическая работа №4

                                                   

                                             Вариант-2                                                                                                              

Тема:    «Закон денежного обращения. Инфляция».

 Цель:   Приобрести практические навыки по расчету индекса цен, определения количества денег, необходимых для обращения и определения типа инфляции.

Теоретическая часть.

                Длительный опыт использования денег научил экономистов жесткой истине: денег в стране должно быть столько, сколько необходимо для нормального производства и торговли – ни больше, ни меньше.

               Карл Маркс вывел закон денежного обращения, согласно которому, количество денег, необходимое для обращения, равно сумме цен товаров, деленное на количество оборотов, совершаемое одноименными денежными единицами.

              Марксистская формула закона:

                              КД=CЦ/ О,

где КД- количество денег,

        СЦ – сумма цен товаров, подлежащих реализации,

         О -    скорость оборота одноименных денежных единиц.

Американский профессор Ирвинг Фишер в своей работе «Покупательная сила денег» вывел знаменитое уравнение обмена:

                            MV=PQ,  

где  M- масса денег, V – скорость обращения денежной массы, P –средний уровень цены, Q- общий объем товаров и услуг.

                   И.Фишер сделал вывод: масса денег прямо зависит от уровня цен и объема товарной массы и обратно зависит от скорости оборота денег.

                   Нарушение закона денежного обращения ведет к инфляции. Инфляция- это превышение денежной массы над товарной. Основным проявлением инфляции является рост цен. Для определения темпов роста цен и соответственно типа инфляции, в экономике применяется понятие индекс цен. Индекс цен рассчитывается путем деления стоимости потребительской корзины текущего периода на стоимость потребительской корзины базисного периода в %.    

Алгоритм выполнения задания.

               

Для определения вида инфляции:

-рассчитываем стоимость потребительской корзины текущего и базисного периодов;

-определяем темпы роста цен;

-определяем тип инфляции.

Задание  1.  Рассчитайте индекс цен в сентябре 2012 г. по сравнению с августом месяцем  на 200 кг кондитерской продукции, на которую требуется:

Сырье

Кол-во,  кг

Цена, руб./кг

Цена руб./кг

P0

P1

Сахар

140

24

30

Мед

2

20

40

Патока

18

18

28

Орехи

10

15

45

Какао

1

10

50

- О чем свидетельствует данная ситуация?

- Что показывает и  как определяется индекс цен?

Задание 2.                                                                                                

Пользуясь «уравнением обмена» И.Фишера сделайте следующий подсчет. В России в 2005 году розничный товарооборот (с учетом нереализованного «челночного экспорта») составил 553 трлн. руб. и объем платных услуг населению-115 трлн. руб. Денежная масса обернулась 7 раз. Сколько потребовалось дополнительно эмитировать  денег, если в начале указанного года, в обращении находилось 33,2 трлн. руб.?

- В чем сущность «уравнения обмена» И.Фишера?

- От чего зависит количество денег необходимое  для обращения?

- Определить, сколько необходимо дополнительно эмитировать денег?

                                         

                                 

                                    Практическая работа №4

                                                  Вариант-3                                                    

                                                                                                                                                         

Тема:   «Закон денежного обращения. Инфляция».

 Цель:   Приобрести практические навыки по расчету индекса цен, определения количества денег, необходимых для обращения и определения типа инфляции.

Теоретическая часть.

                Длительный опыт использования денег научил экономистов жесткой истине: денег в стране должно быть столько, сколько необходимо для нормального производства и торговли – ни больше, ни меньше.

               Карл Маркс вывел закон денежного обращения, согласно которому, количество денег, необходимое для обращения, равно сумме цен товаров, деленное на количество оборотов, совершаемое одноименными денежными единицами.

              Марксистская формула закона:

                              КД=CЦ/ О,

где КД- количество денег,

        СЦ – сумма цен товаров, подлежащих реализации,

         О -    скорость оборота одноименных денежных единиц.

Американский профессор Ирвинг Фишер в своей работе «Покупательная сила денег» вывел знаменитое уравнение обмена:

                            MV=PQ,  

где  M- масса денег, V – скорость обращения денежной массы, P –средний уровень цены, Q- общий объем товаров и услуг.

                   И.Фишер сделал вывод: масса денег прямо зависит от уровня цен и объема товарной массы и обратно зависит от скорости оборота денег.

                   Нарушение закона денежного обращения ведет к инфляции. Инфляция- это превышение денежной массы над товарной. Основным проявлением инфляции является рост цен. Для определения темпов роста цен и соответственно типа инфляции, в экономике применяется понятие индекс цен. Индекс цен рассчитывается путем деления стоимости потребительской корзины текущего периода на стоимость потребительской корзины базисного периода в %.    

Алгоритм выполнения задания.

               

Для определения вида инфляции:

-рассчитываем стоимость потребительской корзины текущего и базисного периодов;

-определяем темпы роста цен;

-определяем тип инфляции.

Задание 1. Определите тип инфляции по темпам роста цен, исходя из данных, приведенных в таблице. 

Продукты

январь

октябрь

Цена(P)   кг/руб.

Кол-во, кг

∑p0q0

Цена(P) кг/руб.

Кол-во, кг

∑p1q1

p

q

p

q

Мясо

180

1,5

250

1,5

Колбаса

280

1,0

300

1,0

Сыр

260

1,0

260

1,0

Рыба

190

1,0

200

1,0

Сахар

30

6,0

32

6,0

Крупа

20

1,0

22

1,0

Масло

125

1,0

150

1,0

Рассчитайте индекс цен в октябре 2012г. по сравнению с январем 2012 года  для некоторого набора товаров.

Что показывает потребительская корзина?

Задание 2. Подсчитайте количество  денег, необходимое для обращения, если:

1.Товарный оборот составляет (условно) – 240000 ед.

2.Цена единицы товара- 2 тыс.руб.

3.Скорость обращения денег- 8 оборотов в год.

- От чего зависит количество денег, необходимое для обращения.

- В какой зависимости находятся  денежная масса, скорость обращения денег и оббьем реализуемой продукции?

- Сколько необходимо дополнительно эмитировать денег, если объем  реализуемой продукции увеличится на 100000 единиц?

                                     

                               

                                       Практическая работа №4

                                                    Вариант-4                                                    

                                               

 Тема:   «Закон денежного обращения. Инфляция».

 Цель:   Приобрести практические навыки по расчету индекса цен, определения количества денег, необходимых для обращения и определения типа инфляции.

Теоретическая часть.

                Длительный опыт использования денег научил экономистов жесткой истине: денег в стране должно быть столько, сколько необходимо для нормального производства и торговли – ни больше, ни меньше.

               Карл Маркс вывел закон денежного обращения, согласно которому, количество денег, необходимое для обращения, равно сумме цен товаров, деленное на количество оборотов, совершаемое одноименными денежными единицами.

              Марксистская формула закона:

                              КД=CЦ/ О,

где КД- количество денег,

        СЦ – сумма цен товаров, подлежащих реализации,

         О -    скорость оборота одноименных денежных единиц.

Американский профессор Ирвинг Фишер в своей работе «Покупательная сила денег» вывел знаменитое уравнение обмена:

                            MV=PQ,  

где  M- масса денег, V – скорость обращения денежной массы, P –средний уровень цены, Q- общий объем товаров и услуг.

                   И.Фишер сделал вывод: масса денег прямо зависит от уровня цен и объема товарной массы и обратно зависит от скорости оборота денег.

                   Нарушение закона денежного обращения ведет к инфляции. Инфляция- это превышение денежной массы над товарной. Основным проявлением инфляции является рост цен. Для определения темпов роста цен и соответственно типа инфляции, в экономике применяется понятие индекс цен. Индекс цен рассчитывается путем деления стоимости потребительской корзины текущего периода на стоимость потребительской корзины базисного периода в %.    

Алгоритм выполнения задания.

               

Для определения вида инфляции:

-рассчитываем стоимость потребительской корзины текущего и базисного периодов;

-определяем темпы роста цен;

-определяем тип инфляции.

Задание 1.Подсчитайте стоимость потребительской корзины на 1января 2012года.

Как изменится стоимость потребительской корзины на 1июля 2012 г., если цены на товары возрастут на 10%?  Подсчитайте.

Продукт

Цена января,

руб./кг

Кол-во продуктов,  кг

Совокупная стоимость

Цена июля

руб./кг

Совокупная стоимость

P0

q0

     P1

Мясо

180

1.5

Колбаса

280

1.0

Сыр

160

1.0

Рыба

190

1.0

Сахар

25

2.0

Крупа

17

4.0

Масло

125

1.0

Хлеб

20

15

- О чем свидетельствует данная ситуация?

- Определите тип инфляции.

Задание 2. В России в N году розничный товарооборот составил 500млн.руб. и объем платных услуг населению – 150 млн. руб. Денежная масса обернулась 5 раз. Сколько потребовалось дополнительно эмитировать денег, если в начале года в обращении находилось 30 млн.руб.

- Определить количество денег, необходимое для обращения.

- От чего зависит количество денег?

                     Практическое (семинарское) занятие.

Тема: Теория потребительского поведения на рынке.

Цель: Раскрыть сущность рационального поведения потребителя на рынке.

                       

                                      Вопросы и задания к семинару.

1. Создать портрет типичного потребителя и представить модель его поведения.

2.   В чем сущность теории полезности? Почему ее называют субъективной?

3.  Раскрыть сущность закона убывающей предельной полезности. (Первый закон Госсена).

4. Используя знания закона убывающей предельной полезности, объясните, почему произведения искусства продаются исключительно дорого, а их копии значительно дешевле?

5. Раскройте смысл эффектов замещения и дохода. Свяжите их с проблемой  потребительского выбора. Приведите примеры такой связи.

6. Объясните с точки зрения потребительского выбора экономический смысл фразы: « Мы недостаточно богаты, чтобы покупать дешевые вещи».

7. Почему в экономике изучению потребительского поведения уделяется большое внимание?

                                             

                                                     Литература.

1. Макконелл К.Р., Брю С.Л., Экономикс.В2т. Т.2.- М.: Республика,1992.-гл.23.

2. Тальнишних Т.Г. Основы экономической теории. Учеб.пособие для студентов сред.проф. учеб.заведений.-М.:Изд.центр «Академия», 2003.

3.  Булатов А.С.. Экономика: Учебник, 2-е изд., переработанное и доп.

   М. изд. БЕК, 2002;

4.  Клюни В.Л..  Основы экономической теории: Учебное пособие, Мн.: НКФ «Экоперспектива», 2006.

                         

                           

                          Практическое (семинарское) занятие.

Тема:    Проблемы предпринимательской деятельности.

Цель:  Приобрести теоретические знания по открытию собственного предприятия.

                                 План семинарского занятия.

1.Понятие «предприниматель». Основные аспекты предпринимательства.

2.Предпринимательство как экономическая категория. Субъекты и объекты предпринимательства.

3.Основные функции и виды предпринимательства: производственное, коммерческое, финансовое, посредническое.

4.Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.

5.Особенности предпринимательской деятельности в России на современном этапе.

                                                Литература.

1.Курс экономической теории/ под ред. М.Чепурина, Е.Киселевой.- Киров:АСА,1994. –С.217-221.

2. Макконелл К.Р., Брю С.Л., Экономикс.В2т. Т.2.- М.: Республика,1992.-гл.23. С.109-114.

3.Тальнишних Т.Г. Основы экономической теории. Учеб.пособие для студентов сред.проф. учеб.заведений.- М.: Изд.центр «Академия», 2003.С. 76-82.

                                 Практическая работа №5

                                                    Вариант-1

Тема:   Теория поведения фирмы в условиях рынка.

Цель: Приобрести практические навыки расчета валовых, средних переменных и постоянных издержек производства.

               Теоретическая часть.

            Издержки производства – это затраты производственных факторов

 на производство и реализацию продукции.

            Предпринимателю, прежде всего, необходимо знать общие затраты для производства определенного количества продукции. Такие издержки называются валовыми( ТС). Валовые издержки подразделяются на постоянные и переменные.

             Валовые (общие) издержки (ТС) – это совокупность постоянных и переменных издержек.

             Постоянные (FC) – это часть валовых издержек фирмы, которые не зависят от объемов производства и имеют место даже при остановке производства.

             Переменные (VC) –это часть валовых издержек, которые зависят от объемов производства.

            Выбор наилучшего объема производства требует экономического анализа. Критерием такого анализа является динамика средних издержек (АС).

           Средние издержки фирмы определяются путем деления общих (валовых) издержек на количество произведенной продукции:  АС=ТС/Q.

            Средние переменные издержки (АVC) определяются путем деления суммарных переменных издержек (TVC) на количество произведенной продукции(Q): AVC=TVC/Q.

           Средние постоянные издержки (АFC) определяются путем деления суммарных постоянных издержек (TFC) на количество произведенной продукции: AFC=TFC/Q.

Задание 1. Постоянные  издержки фирмы составляют 100 тыс. долл. в месяц, а средние валовые издержки при объеме производства Q1=20 тыс. штук продукции  в месяц-12 долл/штука. Рассчитано, что при дальнейшем расширении производства данной продукции предельные издержки составят:

                   Производство, тыс.штук. . . . . . . . . . . . . . . . .20       25       30       40

                   Придельные издержки, долл./шт. . . . . . . . . . 9,10    11,50    16,20

1.Рассчитайте средние валовые издержки при объеме производства Q2=40000шт. в месяц.

2.Какую величину составляет средние переменные издержки при объеме производства Q2=40000шт. продукции в месяц?

                                   

                                  Практическая работа №5

                                                        Вариант-2

Тема:   Теория поведения фирмы в условиях рынка.

Цель: Приобрести практические навыки расчета валовых, средних переменных  и постоянных издержек производства.

Теоретическая часть.

            Издержки производства – это затраты производственных факторов

 на производство и реализацию продукции.

            Предпринимателю, прежде всего, необходимо знать общие затраты для производства определенного количества продукции. Такие издержки называются валовыми( ТС). Валовые издержки подразделяются на постоянные и переменные.

           Валовые (общие) издержки (ТС) – это совокупность постоянных и переменных

издержек. 

             Постоянные (FC) – это часть валовых издержек фирмы, которые не зависят от объемов производства и имеют место даже при остановке производства.

             Переменные (VC) –это часть валовых издержек, которые зависят от объемов производства.

            Выбор наилучшего объема производства требует экономического анализа. Критерием такого анализа является динамика средних издержек (АС).

           Средние издержки фирмы определяются путем деления общих (валовых) издержек на количество произведенной продукции:  АС=ТС/Q.

            Средние переменные издержки (АVC) определяются путем деления суммарных переменных издержек (TVC) на количество произведенной продукции(Q): AVC=TVC/Q.

           Средние постоянные издержки (АFC) определяются путем деления суммарных постоянных издержек (TFC) на количество произведенной продукции: AFC=TFC/Q. 

          Валовые издержки  (TC) - это совокупные затраты фирмы, включающие постоянные и переменные затраты:  TC=FC+VC;

           Среднее валовые(ATC) издержки исчисляются по формуле : ATC=TC/Q.

Задание 1.

Фирма, постоянные издержки которой оцениваются в 100 тыс. условных денежных единиц в месяц, запланировала следующие соотношения между ежемесячным производством продукции и показателями переменных издержек:

Кол-во прод.(Q)

Переменные издержки (VC)

Средние переменные(AVC)

Средние валовые(ATC)

0

            10000

            20000

            30000

            40000

            50000

0

100000

180000

250000

300000

350000

Всего:

Рассчитайте значения средних переменных и средних валовых издержек при различных объемах производимой  продукции.                               

                                 Практическая работа №5

                                                        Вариант-3

Тема:   Теория поведения фирмы в условиях рынка.

Цель: Приобрести практические навыки расчета валовых, средних переменных и постоянных издержек производства.

Теоретическая часть.

            Издержки производства – это затраты производственных факторов

 на производство и реализацию продукции.

            Предпринимателю, прежде всего, необходимо знать общие затраты для производства определенного количества продукции. Такие издержки называются валовыми( ТС). Валовые издержки подразделяются на постоянные и переменные.

           Валовые (общие) издержки (ТС) – это совокупность постоянных и переменных

издержек. 

             Постоянные (FC) – это часть валовых издержек фирмы, которые не зависят от объемов производства и имеют место даже при остановке производства.

             Переменные (VC) –это часть валовых издержек, которые зависят от объемов производства.

            Выбор наилучшего объема производства требует экономического анализа. Критерием такого анализа является динамика средних издержек (АС).

           Средние издержки фирмы определяются путем деления общих (валовых) издержек на количество произведенной продукции:  АС=ТС/Q.

            Средние переменные издержки (АVC) определяются путем деления суммарных переменных издержек (TVC) на количество произведенной продукции(Q): AVC=TVC/Q.

           Средние постоянные издержки (АFC) определяются путем деления суммарных постоянных издержек (TFC) на количество произведенной продукции: AFC=TFC/Q. 

          Валовые издержки  (TC) - это совокупные затраты фирмы, включающие постоянные и переменные затраты:  TC=FC+VC;

          Среднее валовые(ATC) издержки исчисляются по формуле : ATC=TC/Q.

Задание 1.

Фирма, постоянные издержки которой оцениваются в 100 тыс. условных денежных единиц в месяц, запланировала следующие соотношения между ежемесячным производством продукции и показателями переменных издержек:

Кол-во продук.(Q)

Переменные издержки (VC)

Средние переменные(AVC)

Средние валовые(ATC)

0

             60000

             70000

              80000

              90000

            100000

0

420000

510000

620000

750000

920000

Всего:

Рассчитайте значения средних переменных и средних валовых издержек при различных объемах производимой  продукции.                           

                                  Практическая работа №5

                                                 Вариант-4

Тема:   Теория поведения фирмы в условиях рынка.

Цель: Приобрести практические навыки расчета валовых, средних переменных и постоянных издержек производства.

Теоретическая часть.

            Издержки производства – это затраты производственных факторов

 на производство и реализацию продукции.

            Предпринимателю, прежде всего, необходимо знать общие затраты для производства определенного количества продукции. Такие издержки называются валовыми( ТС). Валовые издержки подразделяются на постоянные и переменные.

           Валовые (общие) издержки (ТС) – это совокупность постоянных и переменных

издержек. 

             Постоянные (FC) – это часть валовых издержек фирмы, которые не зависят от объемов производства и имеют место даже при остановке производства.

             Переменные (VC) –это часть валовых издержек, которые зависят от объемов производства.

            Выбор наилучшего объема производства требует экономического анализа. Критерием такого анализа является динамика средних издержек (АС).

           Средние издержки фирмы определяются путем деления общих (валовых) издержек на количество произведенной продукции:  АС=ТС/Q.

            Средние переменные издержки (АVC) определяются путем деления суммарных переменных издержек (TVC) на количество произведенной продукции(Q): AVC=TVC/Q.

           Средние постоянные издержки (АFC) определяются путем деления суммарных постоянных издержек (TFC) на количество произведенной продукции: AFC=TFC/Q. 

          Валовые издержки  (TC) - это совокупные затраты фирмы, включающие постоянные и переменные затраты:  TC=FC+VC;

          Среднее валовые(ATC) издержки исчисляются по формуле: ATC=TC/Q.

Задание 1. На основании данных таблицы, рассчитайте величину валовых и средних валовых издержек.

Объем выпуска(Q)

Постоянные издержки(FC)

Переменные издержки (VC)

Валовые издержки(TC)

Средние валовые(ATC)

          0

         100

0

         10

         100

50

         20

         100

100

         30

         100

150

         40

         100

200

                           Практическое(семинарское) занятие.

Тема:  Фискальная политика и ее роль в стабилизации экономики.

Цель: Раскрыть сущность фискальной политики России на современном

            этапе.

                                       

                                  План семинарского занятия.

1.   Экономическая наука о роли и значении государства в экономике страны.

2. Государственный бюджет, источники его формирования и пути исполнения.

3.  Бюджетный дефицит, причины возникновения и способы решения этой проблемы.

4.   Пути преодоления бюджетного дефицита в России.

5.Государственный долг. Реальные негативные последствия государственного долга.

6.   Фискальная политика государства. Налоговые системы.

7.   Виды фискальной политики: дискреционная и автоматическая.

8. Фискальный федерализм. Почему этот принцип применяется во всем мире при построении финансовой системы?

9.  В чем заключаются возможности фискальной политики по стабилизации национальной экономики?                                            

                                                    Литература.

1. Макконелл К.Р., Брю С.Л., Экономикс. Т.2.- М.: Республика,1992.-гл.23.

2. Тальнишних Т.Г. Основы экономической теории. Учеб.пособие для студентов сред.проф. учеб.заведений.-М.:Изд.центр «Академия», 2003.

3. Булатов А.С.. Экономика: Учебник, 2-е изд., переработанное и доп. – М. изд. БЕК, 2002;

4. Клюни В.Л..  Основы экономической теории: Учебное пособие, Мн.: НКФ «Экоперспектива», 2006.

5. Маконелл К.Р ,  С.Л.Брю, Экономика. Учебник в двух томах. М.-: ИНФРА, 2005;

6. Мамедов О.Ю.. Современная экономика: Учебное пособие – Ростов-на-Дону, изд. «Феникс», 2008;

                                                       

                                                      Рецензия

                              на методические рекомендации

по выполнению практических заданий по дисциплине «Экономика»

  Методические рекомендации к практическим заданиям , разработаны в соответствии с рабочей программой и календарно-тематическим планом по дисциплине «Экономика». На проведение практических занятий отведено 20 аудиторных часов.

Практические занятия спланированы после теоретического изучения соответствующих тем и  разделов учебной  дисциплины. Тематика практических занятий соответствует календарно-тематическому плану.

        Методические рекомендации включают теоретическую часть, с необходимыми  для выполнения работы, формулами, пояснениями, таблицами и графиками. По каждой практической работе составлен

алгоритм выполнения заданий.

         Практические задания имеют вариативный характер. В каждом практическом задании, предусмотрены графическая работа, анализ ситуации на рынке данного товара, расчетные задания.

         Продуманная тематика практических заданий способствует закреплению теоретических знаний и приобретению практических навыков и умений.

        Органичное сочетание теоретических знаний с практическими, не создает перегрузки у студентов, а наоборот  вызывает повышенный интерес к учебной дисциплине, помогает  усвоению и закреплению изучаемого материала.

Рецензент                                                                         Л.Г.Кузнецова,

                                                                                             преподаватель НКСЭ