Рабочая тетрадь по "Статистке"
Работа экономиста любой специальности неизбежно связана со сбором, разработкой и анализом статистических материалов. Нередко экономисту самому приходится проводить статистические разработки. Поэтому изучение статистической науки при подготовке экономистов имеет большое значение в системе высшего экономического образования..
Особенно большое значение приобретают изучение статистики экономистами в условиях рыночной экономики, когда возрастает роль статистики в системе информационного обеспечения потребностей внутреннего рынка.
В учебном практикуме содержится системное изложение статистических методов к решению управленческих задач в коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг и прежде всего в розничной торговле товарами народного потребления, где в условиях рыночной экономики наибольшие массивы порождаемой и потребляемой информации.
Настоящий учебный практикум написан для студентов , чтобы облегчить самостоятельную работу над курсом обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая тетрадь по дисциплине "Статистика" | 318 КБ |
Предварительный просмотр:
Федеральное агентство по образованию
ФГОУ СПО «Жердевский колледж сахарной промышленности
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
для практических занятий по дисциплине: «Статистика»
Ф.И.О. студента
группа специальность
Учебный год ___________________
ОГЛАВЛЕНИЕ
стр
Введение 2
Вводный инструктаж 5
Практические работы :
- Сводка и группировка статистических данных 6
- Графический способ изображения статистических показателей 14
- Абсолютные и относительные величины 20
- Средние величины и показатели вариации 28
- Ряды динамики 35
- Индексы 40
- Выборочное наблюдение 45
Тестовый контроль знаний 50
Литература 52
Введение
Общие методические указания
Работа экономиста любой специальности неизбежно связана со сбором, разработкой и анализом статистических материалов. Нередко экономисту самому приходится проводить статистические разработки. Поэтому изучение статистической науки при подготовке экономистов имеет большое значение в системе высшего экономического образования..
Особенно большое значение приобретают изучение статистики экономистами в условиях рыночной экономики, когда возрастает роль статистики в системе информационного обеспечения потребностей внутреннего рынка.
В учебном практикуме содержится системное изложение статистических методов к решению управленческих задач в коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг и прежде всего в розничной торговле товарами народного потребления, где в условиях рыночной экономики наибольшие массивы порождаемой и потребляемой информации.
Настоящий учебный практикум написан для студентов , чтобы облегчить самостоятельную работу над курсом обучения.
1.Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе.
Целью преподавания курса «Статистика» является подготовка экономических кадров, владеющих современной методологией сбора, обработки, обобщения статистической информации, приобретение навыков вычисления статистических показателей, их анализа и использования в работе экономиста и хозяйственной практике для принятия обоснованных управленческих решений.
Задачи в процессе изучения дисциплины :
- овладение современными методами и приемами сбора, обработки, обобщения и анализа массовой, однородной статистической информации о социально-экономических явлениях и процессах ;
- выработка навыков статистического обобщения и анализа данных применительно к практической деятельности перерабатывающих предприятий и отраслей ;
- освоение системы учета и статистики, принятой в международной практике ;
- овладение методикой международных сопоставлений макроэкономических показателей ;
- применение методов моделирования и прогнозирования социально-экономических процессов для принятия обоснованных управленческих решений.
В результате изучения дисциплины студенты должны :
а/ иметь представление :
- о теории и практике статистических исследований явлений и процессов общественной жизни ;
- об организации статистики в стране на отдельных уровнях управления;
- о методах проведения специально организованных статистических обследований ;
- об аналитических возможностях использования методов статистического анализа в хозяйственной практике.
б/ знать :
- приемы, методы и особенности организации сбора исходной массовой информации ;
- систему взаимосвязи обобщающих статистических показателей, методы их расчета и анализа в конкретной экономической ситуации ;
- методы выявления основных тенденций и закономерностей развития социально-экономических явлений в условиях рынка ;
- основные принципы формирования системы взаимосвязанных социально-экономических показателей ;
- задачи и пути совершенствования отечественной статистики в связи с учетом международных стандартов ;
в/ уметь :
- правильно организовать и провести статистическое наблюдение ;
- заполнять и использовать формы статистической отчетности предприятия ;
- исчислять обобщающие статистические показатели состояния и развития производства ;
- систематизировать и наглядно изображать полученные данные с помощью статистических графиков и таблиц ;
- увязывать теорию статистики с хозяйственной практикой в принятии управленческих решений ;
- применять статистические методы в анализе производственно-хозяйственной деятельности и по результатам анализа делать обоснованные выводы и предложения ;
- моделировать и прогнозировать социально-экономические процессы, определять основные закономерности их развития ;
- измерять социально-экономическую эффективность общественного производства ;
- использовать в профессиональной деятельности основные методы обработки и анализа данных наблюдения и эксперимента.
Вводный инструктаж
Предлагаемая рабочая тетрадь предназначена для того, чтобы помочь студентам колледжа изучить предмет «Статистика».
Структура рабочей тетради соответствует структуре учебного пособия, а уровень заданий – требованиям, предъявляемым Государственным образовательным стандартам
Прежде чем приступить к выполнению работы, студент должен ответить на теоретические вопросы.
Оценка за практическую работу складывается из оценки за решение задач, за ответы на теоретические вопросы и собеседование студента и преподавателя.
Практическая работа №1
Тема : «Сводка и группировка статистических данных»
Наименование работы : Проведение группировки статистических данных
Цель работы : Научиться проводить группировку статистического материала
Приобретаемые навыки и умения : - проводить ранжирование исходных данных, анализировать полученные данные
Норма времени : 90 мин.
Оснащение рабочего места : Рабочая тетрадь
Литература : И.И.Елисеева, М.М.Юзбашев «Общая теория статистики», М.: «Финансы и статистика», 2004г.,с. 104-108
Контрольные вопросы :
- Роль сводки и группировки статистического материала
- Виды рядов распределения
- Как определить величину группировочного материала
Методические указания
В результате первой стадии статистического исследования- статистического наблюдения – получают сведения о каждой единице совокупности. Задача второй стадии статистического исследования состоит в том, чтобы упорядочить и обобщить первичный материал, свести его в группы и на этой основе дать обобщенную характеристику совокупности. Этот этап в статистике называется сводкой.
Различают простую сводку /подсчет только общих итогов/ и статистическую группировку, которая сводится к расчленению совокупности из группы по существующему для единиц совокупности признаку. Группировка позволяет получать такие результаты, по которым можно выявить состав совокупности, характерные черты и свойства типичных явлений, обнаружить закономерности и взаимосвязи.
Результаты сводки могут быть представлены в виде статистических рядов распределения.
Статистическим рядом распределения называют упорядоченное распределение единиц совокупности на группы по изучаемому признаку. В зависимости от признака ряды могут быть вариационные /количественные/ и атрибутивные /качественные/ . Вариационные /количественные/ признаки – это признаки, имеющие количественное выражение у отдельных единиц совокупности, например, заработная плата рабочих, стоимость продукции промышленных предприятий, возраст людей, урожайность отдельных участков посевной площади и т.д.
Атрибутивные признаки – это признаки, не имеющие количественной меры. Например, пол /мужской, женский/, отрасль народного хозяйства, вид продукции, профессия рабочего и т.д. Вариационные ряды могут быть дискретными или интервальными.
Дискретный ряд распределения – это ряд, в котором варианты выражены целым числом. Примером может служить распределение рабочих по тарифным разрядам :
Тарифный разряд число рабочих, чел
1-й 10
2-й 20
3-й 40
4-й 60
5-й 50
6-й 20
_____
200
Интервальный ряд распределения – это ряд, в котором значения признака заданы в виде интервала. Например , распределение рабочих по разрядам можно представить в виде интервального ряда :
Тарифный разряд число рабочих, чел
1-2-й 30
3-4-й 100
5-6-й 70
_____
200
При определении интервальных рядов распределения необходимо определить, какое число групп следует образовать и какие взять интервалы /равные, неравные, закрытые, открытые/. Эти вопросы решаются на основе экономического анализа сущности изучаемых явлений, поставленной цели и характера измерений признака.
Величина интервала определяется по формуле :
i =
где : Xmax и Xmin соответственно максимальное и минимальное значения стоимости основных фондов,
n - число групп
Порядок выполнения работы
ЗАДАЧА 1: Имеются следующие данные о производственном стаже работы рабочих цеха :
5 1 7 2 1 5 8 10 0 7 2 3 5 1
2 1 4 4 2 3 3 2 3 1 4 2 2 3
5 1 3 15 1 20 0 6 7 1 3 12 2 6
1 0 3 9 9 12 2 8 0 14 4 0 15 9
3 4 11 5 7 15 4 5 9 4 11 9 10 2
Требуется : Построить интервальный вариационный ряд, выделив 5 групп с равными интервалами :
для 1 вариант – 5 групп с равным интервалом
для 11 вар - 3 группы
для 111 вар - 6 групп
для 1V вар - 4 группы
для V вар - 7 групп
Решение :
ЗАДАЧА 2: Имеются следующие данные о работе 24 заводов одной из отраслей промышленности :
Таблица 1
Номер п/п | Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, млрд.руб. | Среднесписочная численность работающих за отчетный период чел. | Производство продукции за отчетный период млрд.руб. |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 | 3.0 7.0 2. 3.9 3.3 2.8 6.5 6.6 2.0 4.7 2.7 3.3 3.0 3.1 3.1 3.5 3.1 5.6 3.5 4.0 1.0 7.0 4.5. 4.9 | 360 380 220 460 395 280 580 200 270 340 200 250 310 410 635 400 310 450 300 350 330 260 435 505 | 3.2 9.6 1.5 4.2 6.4 2.8 9.4 11.9 2.5 3.5 2.3 1.3 1.4 3.0 2.5 7.9 3.6 8.0 2.5 2.8 1.6 12.9 5.6 4.4 |
Итого | 94.1 | 86.30 | 114.8 |
Требуется :
1.Произвести группировку по стоимости основных производственных фондов из задания 1 ℓ =
2.По каждой группе подсчитать :
а) число заводов ;
б) размер основных фондов ;
в) количество работающих ;
г) стоимость продукции
3.Результаты представить в таблице
Таблица 2
Группы ОПФ, млрд.руб | Численность заводов | Размер ОПФ | К-во работающих | Стоимость продукции |
Сделать выводы :
Вопросы для зачета
1.Роль группировки в статистике
____________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Для чего определяется величина группировочного интервала ?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Какой ответ правильный ?
а) ℓ =
б) ℓ=
в)ℓ=
3.Как определяется среднее значение основных фондов на одно предприятие /по заданию 2 /
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата Оценка Подпись преподавателя
Практическая работа № 2
Тема : «Графический способ изображения статистических данных»
Наименование работы : Построение и анализ статистических графиков
Цель работы : Познакомиться с графическим способом изображения статистических данных. Научиться строить графики и анализировать их.
Приобретаемые навыки и умения – знать виды графиков, уметь их строить и анализировать.
Норма времени : 90 мин.
Оснащение рабочего места : Рабочая тетрадь, канцелярские принадлежности
Литература : И.И.Елисеева, М.М.Юзбашев «Общая теория статистики», М.: «Финансы и статистика», 2004г.,с. 53-61.
Контрольные вопросы :
- Роль графического способа изображения данных
- Виды и элементы графика
- Виды статистических таблиц и правила их построения
Методические указания
Графики - это наглядное представление цифровых характеристик с помощью условных обозначений /линий, рисунков ,геометрических фигур и т.д./
Графики являются , самой эффективной формой представления данных с точки зрения их восприятия, с их помощью достигается наглядность характеристики структуры, динамики, взаимосвязи явлений, их сравнение.
Статистическая таблица - это система строк и столбцов, в которых в определенной последовательности и связи излагается статистическая информация о социально- экономических явлениях.
Порядок выполнения работы
11. Построить статистические графики
Задание 1 : Построить столбиковую диаграмму по следующим исходным данным.
Производство продукции на маслодельном заводе в 2008г / условных
упаковок,
тыс.шт./
* молоко - 138
* сливочное масло - 207
* творог - 93
* сгущенное молоко - 124
* кефир - 113
Вывод:
Задание 2 : Построить столбиковую диаграмму.
Участок земли засеян следующими видами овощей : / га /
*помидоры - 10
* морковь - 13
* огурцы - 9
* лук - 4
* капуста - 8
Для построения секторной диаграммы необходимо определить структуру овощей.
Для этого необходимо каждый участок засеянного овоща разделить на общую площадь /т.е. найти уд.вес./
Сделать анализ
Задание 3 : Построить линейную диаграмму и радиальную диаграммы.
Сделать анализ.
Рост доллара в 2007г. /условное значение/
* январь - 24,7 руб. за 1$
* февраль - 26,3
* март - 30,7
* апрель - 25,3
* май - 25,0
* июнь - 23,3
* июль - 30,6
* август - 30,0
* сентябрь - 28,9
* октябрь - 29,0
* ноябрь - 29,5
* декабрь - 26,3
Вывод :
Вопросы для зачета
Ответить на вопросы :
1.Что называют статистическим графиком ?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Виды статистических графиков
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Положительные особенности статистических таблиц и графиков :
таблиц : ____________________________________________________________________________________________________________________________________
графиков : ____________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Что называют полем графика ?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
5.Что такое графический образ ?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
6.Что называют подлежащим и сказуемым статистических таблиц :
подлежащее – это ____________________________________________________________________________________________________________________________________
сказуемое – это ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата Оценка Подпись преподавателя
Практическая работа № 3
Тема : «Абсолютные и относительные величины»
Наименование работы : Расчет относительных величин
Цель : Научиться рассчитывать абсолютные и относительные величины, применять их при решении задач
Приобретаемые навыки и умения : определять роль абсолютных и относительных величин, рассчитывать их и применять на практике
Норма времени : 90мин.
Оснащение рабочего места : Рабочая тетрадь
Литература : И.И.Елисеева, М.М.Юзбашев «Общая теория статистики», М.: «Финансы и статистика», 2004г.,с. 41-54.
Контрольные вопросы :
1.Что называется абсолютной величиной, их виды ?
2.Роль абсолютных величин
3.Виды относительных величин, способы их определения
4.Роль относительных величин
Методические указания
Абсолютные статистические величины, характеризуя численность единиц изучаемой совокупности или объемы присущих им признаков, всегда являются числами именованными, в зависимости от качественной особенности в различных единицах измерения : натуральных, трудовых и денежных. При учете продукции и товаров в натуральном выражении часто применяются условные единицы измерения.
Относительные величины динамики характеризуют развитие изучаемого явления во времени. Они позволяют при анализе данных, характеризующих развитие явления во времени, выявлять направление развития и измерять темпы роста. Относительные величины динамики /темпы роста/ исчисляются как отношение абсолютных /или средних/уровней ряда и выражаются в форме коэффициента или процента.
От.величина с пост базой = х100%
От. величина динамики с перемн.базой = х100%
Относительные величины интенсивности характеризуют степень распространенности или уровень насыщения изучаемым явлением определенной среды. Они выражают соотношение разноименных, но связанных между собой величин и исчисляются как отношение величины изучаемого явления к объему той среды в которой происходит развитие явления. Они являются именованными числами и могут выражаться в кратных отношениях, процентах, промилле и других формах.
Относительные величины выполнения плана дают количественную характеристику выполнения плановых заданий. Их широко применяют в экономическом анализе обусловленном практикой управления народным хозяйством в рыночных условиях. Способы вычисления относительных величин выполнения плана зависят от характера показателей, выражающих плановое задание :
Относит.величина вып.план (%) = х100
Относительная величина структуры характеризует долю /удельный вес/ составных частей целого в их общем итоге и обычно выражаются в виде коэффициентов /доли единиц/ или процентах. Важное значение относительных величин структуры в экономической статистике состоит в том, что они применяются для изучения состава /строения/ изучаемой совокупности. Сопоставление структурных явлений, существующих в пространстве, позволяет выявить особенности внутреннего строения. Сравнение же структуры явлений, развивающихся во времени, позволяет изучить происходящие в явлении структурные сдвиги /изменения/.
Порядок выполнения работы
Задание 1: План выпуска продукции первым цехом завода выполнен на 102,3% , вторым - на 102,2% , третьим – на 97% и четвертым- на 104,6%. Известно также, что первый цех должен был выпустить продукции по плану на 280 млн.руб., второй – на 270 млн.руб. Фактический выпуск продукции по третьему цеху составил 390 млн.руб., по четвертому – 480 млн.руб
Требуется :
1.Представить в статистической таблице имеющиеся данные
2.Определить степень выполнения плана по выпуску продукции заводом в целом.
3.Сделайте выводы
Таблица
цеха | План выпуска | Фактически выпущено | Выполнение плана /% / |
1 11 111 |
Вывод :
Задание 2: Имеются следующие данные о выпуске продукции текстильной фабрики по отдельным видам тканей, тыс.руб.
Таблица
Виды продукции | 2007 фактически | 2008 | |
По плану | фактически | ||
Ситец Штапель Бязь Фланель | 2500 4860 500 1200 | 2600 4900 500 1160 | 2650 4980 500 1200 |
Требуется :
1.Вычислить относительные величины :
а/ степени выполнения плана в целом по фабрике и по каждому виду тканей ;
б/ динамику производства каждого вида ткани
2.Сделайте выводы
Таблица для расчетов 1
Виды продукции | 2008 | Степень выполнения плана /% / | |
план | фактически | ||
__ __ __ | |||
Итого |
Таблица для расчетов 2
Виды продукции | 2007г | 2008г | Динамика пр-ва |
Задание 3 : Численность студентов института по формам обучения и полу характеризуется таблицей :
Таблица
Группы студентов по полу | Группы студентов по форме обучения | ИТОГО | ||
дневная | вечерняя | заочная | ||
Мужчины Женщины | 520 1610 | 300 850 | 820 2210 | 1640 4670 |
Итого | 2130 | 1150 | 3030 | 6310 |
Требуется :
1.Определить по этим данным :
а/ удельный вес студентов – мужчин и женщин, обучающихся по каждой из трех форм обучения и всем трем формам обучения в целом /столбиковые удельные веса/, в общей численности студентов и студентов, обучающихся по каждой форме обучения ;
б/ удельный вес студентов /мужчин , женщин и общей численности/, обучающихся по каждой из трех форм обучения, в общей численности мужчин и женщин и всех студентов /строчные удельные веса/.
2.Представьте вычисленные вами данные в виде таблицы.
Уд.вес студентов по формам обучения /столбиковый уд.вес /
Таблица
группа | дневная | вечерняя | заочная | |||
Чел. | % | Чел. | % | чел | % | |
Мужчин женщин | ||||||
Всего |
Уд.вес студентов /строчные .уд.веса /
Таблица
группа | дневная | вечерняя | заочная | всего |
Мужчин /чел./ | ||||
Уд.вес /% / | ||||
Женщин /чел./ | ||||
Уд.все /% / |
Задание 4 : Имеются данные по Воронежской области за 3 года
Таблица
2006 | 2007 | 2008 | |
Перевезено грузов транспортом, тыс.т. В том числе : железнодорожным автомобильным речным авиационным | 43208,8 21620,0 19208,2 2376,1 4,5 | 33175,4 19316,5 12277,8 1578,4 2,7 | 22005,4 14587,9 6709,1 707,4 1,0 |
Требуется :
1.Рассчитать относительные величины структуры на 2006г,07,08 годы
2.Сделать выводы
Таблица
транспорт | 2006г | 2007г | 2008г | всего | ||||
тыс.т. | % | тыс.т | % | тыс.т | % | тыс.т | % | |
Железнодорож-ный Автомобильный Речной Авиационный |
Вывод :
Задание 5 : Имеются данные о производстве продукции промышленного предприятия :
Таблица
годы | Показатели, млн.руб. | ||||
1вар | 11вар | 111вар | 1Vвар | Vвар | |
2000 2001 2002 2003 2004 2005 | 143 130 146 180 153 160 | 143 130 146 180 153 160 | 366,2 385,7 405,6 440,6 458,5 460,3 | 170 210 185 136 210 230 | 150 180 310 270 210 250 |
О п р е д е л и т ь :
1/ Определить величину динамики с постоянной базой сравнения
/базу выбрать самим/
2/ Определить величину динамики с переменной базой сравнения
Таблица
года | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 |
Производство продук-ции, млн.руб. Относительная величина динамики с постоянной базой /%/ Относительная величина динамики с переменной базой /%/ |
Вывод:
Вопросы для зачета
1.Что можно отнести к абсолютной индивидуальной величине ?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Как определить относительную величину динамики с постоянной базой ?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Как определить относительную величину структуры ?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Что характеризует относительная величина выполнения плана ?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата Оценка Подпись преподавателя
Практическая работа № 4
Тема : «Средние величины и показатели вариации»
Наименование работы : Определить средние величины
Цель : научиться использовать средние величины при решении задач
Приобретаемые навыки и умения : знать и уметь рассчитывать виды средних величин и показатели вариации
Норма : 90 мин.
Оснащение рабочего места : рабочая тетрадь
Литература : И.И.Елисеева, М.М.Юзбашев «Общая теория статистики», М.: «Финансы и статистика», 2004г.,с. 66-89.
Контрольные вопросы :
- Что называется средними величинами ?
- Виды средних величин ?
- Что такое мода и медиана в статистике ?
- Назвать показатели вариации
Методические указания
Прежде чем приступить к практическим занятиям, необходимо понять сущность средней величины, являющейся обобщающей характеристикой совокупности однотипных явлений по изучаемому признаку.
Средняя арифметическая простая (невзвешенная) равна сумме отдельных значений признака, деленной на число этих значений .
Отдельные значения признака называют вариантами и обозначают через х ( х1, х2, х3…………хп) , число единиц в совокупности обозначают через п, среднее значение признака - через х. Следовательно , средняя арифметическая простая равна :
Х1 + Х2 + Х3 + …+ Хп ΣХ
Х = п = п
Средняя арифметическая взвешенная равна :
Х = =
Из нее видно, что средняя зависит не только от значений признака, но и от их частот, т.е. от состава совокупности, от ее структуры.
Характеристиками вариационных рядов наряду со средними являются мода и медиана. Мода (Мо ) – есть величина признака /варианта/ , наиболее часто повторяющаяся в изучаемой совокупности. Для дискретных рядов распределения модой будет значение варианты с наибольшей частотой.
Для интервальных рядов распределения с равными интервалами мода определяется по формуле :
Мо= Х + i
где Хо – начальное значение интервала , содержащего моду ;
i – величина модального интервала ;
ƒ2 – частота модального интервала ;
ƒ1 – частота интервала, предшествующего модальному ;
ƒ3- частота интервала , предшествующего за модальным .
Медианой (Ме) в статистике называется варианта , расположенная в середине вариационного ряда.
Наиболее простым показателем вариации является размах вариации (R),который определяется как разность между наибольшим и наименьшим значением признака :
R = Xmax - Xmin
Среднее линейное (абсолютное)
ℓ = =
простая
ℓ =
взвешенная
σ2 = - дисперсия невзвешенная простая
σ2 = - дисперсия взвешенная
σ= - среднее квадратическое отклонение
невзвешенное
σ= - среднее квадратическое отклонение
взвешенное
Коэффициент вариации – это отношение среднего квадратического отклонения к средней арифметической
σ 100
V= х
Порядок выполнения работы
11.Решение задач
Задача 1 :
Имеются следующие данные о з/плате рабочих сдельщиков.
Определить среднюю з/плату рабочих по своему варианту
Таблица
Месячная з/плата (Хi ) руб. | Число рабочих (f1) | ||||
1вар | 11вар | 111вар | 1Vвар | Vвар | |
11000 6500 5300 7200 5100 10300 | 3 7 12 8 16 13 | 2 6 2 16 20 4 | 1 13 10 3 4 6 | 4 4 5 17 13 10 | 6 4 3 14 6 16 |
Решение :
Хвзв. = ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответ : ___________________________________________________________
Задача 2 :
Распределение проданной обуви по размерам характеризуется следующими показателями.
Определить моду в дискретном ряде по своему варианту
Таблица 2
Размер обуви | №вар | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | выше |
Число пар в % к итогу | 1 11 111 1V V | 3 - 5 2 5 | 6 1 10 6 8 | 10 6 20 16 16 | 11 8 16 24 19 | 16 20 7 18 20 | 8 32 15 3 13 | 10 17 8 10 21 | 30 10 12 10 10 | 6 6 3 2 3 |
Решение : Мо =
Задача 3 :
Определить моду в интервальном ряде.
Имеются данные о распределении предприятий по численности работающих
Таблица 3
Группы предприятий по числу работающих, чел. | Число предприятий | ||||
1 | 11 | 111 | 1V | V | |
100- 200 200- 300 300- 400 400- 500 500- 600 600- 700 700- 800 | 3 6 8 5 11 4 2 | 1 3 7 20 16 10 5 | 3 6 8 16 30 14 8 | 6 10 14 21 28 18 2 | 5 16 30 21 45 6 13 |
Решение :
Мо=
Задача 4 :
Имеются данные о производительности труда 50 рабочих /табл.4/
Определить показатели вариации.
Данные отразить в табличной форме
Таблица 4
Произведено продукции рабочими шт. (Хi ) | Количество рабочих (fi ) | Хi fi | Хi-Х | Хi-Х fi | Хi-Х 2 | Хi-Х2 fi |
8 9 10 11 12 | 7 10 15 12 6 | |||||
Итого | 50 |
Решение :
1.Определить среднее значение признака
Х =
2.Определить средне-линейное отклонение ℓ =
3.Определить дисперсию δ2 =
4.Определить средне-квадратичное отклонение δ =
5.Определить коэффициент вариации V =
Вопросы для зачета
1.Ответить на вопросы :
1.Роль средней величины ?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Где находится медиана в дискретном ряде с четным количеством цифр?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Как определить моду в дискретном ряде ?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Какие вы знаете показатели вариации ?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата Оценка Подпись преподавателя
Практическая работа № 5
Тема : «Ряды динамики»
Наименование работы : Определение и анализ показателей рядов динамики
Цель : научиться исчислять показатели рядов динамики и проводить анализ рядов динамики используя различные способы приема
Приобретаемые навыки и умения : студент должен знать показатели рядов динамики и их рассчитывать и проводить анализы
Норма времени : 90 мин
Оснащение рабочего места : рабочая тетрадь
Литература : И.И.Елисеева, М.М.Юзбашев «Общая теория статистики», М.: «Финансы и статистика», 2004г.,с.81-93.
Контрольные вопросы :
- Ряды динамики, их роль. Виды рядов динамики.
- Как ведется расчет среднего уровня динамики ?
- Какие существуют приемы обработки рядов динамики ?
Методические указания
Рядами динамики в статистике называют ряды числовых показателей, которые характеризуют развитие явлений во времени.
Значение рядов динамики :
1/. чтобы дать количественную характеристику общественному явлению за определенный период времени с целью выявления происходящих изменений ;
2/ выявить закономерность этих изменений ;
3/ определить темп изменений
Показатели рядов динамики :
1/ абсолютный прирост
а/ цепной ∆ Уц = Уi - У i - 1
б/ базисный ∆ Уб = У i – Уб
где : Уi - показатель отчетного года
Уi - 1 - показатель предыдущего года
Уб - показатель взятый за базу
2/ Темпы роста
ТРц= Трб=
3/ Темп прироста
t ц = ТР ц – 100% tб = ТРб – 100%
4/ значение прироста в %
% =
Задание 1 : Имеются данные динамики товарооборота магазинов в
г. Тамбове за ряд лет
показатели | № вар | 2000г | 2001г | 2002г | 2003г | 2004г |
Товарооборот Тыс.руб. | 1 | 272 | 219 | 220 | 235 | 280 |
2 | 136 | 230 | 158 | 190 | 210 | |
3 | 365 | 315 | 320 | 298 | 136 |
Определить : 1/ абсолютный прирост с постоянной базой /2001г/ и цепной
2/ темпы роста базисный и цепной
3/ темпы прироста
4/ значение в % прироста
5/ср.уровень ряда
Решение :
Задание 2 : Имеются данные о реализации радиоприемников в магазинах г.Тамбова /шт./ за год
: Имеются данные динамики товарооборота магазинов в
г. Тамбове за ряд лет
Используя метод укрупнения интервалов провести анализ реализованной продукции
Решение :
Задание 3 : Выпуск сахара-песка на Знаменском сахзаводе в 2003 г/тыс.т./
Месяц | Выпуск сахара |
Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май | 150 148 130 400 380 410 |
Сделать анализ , используя метод проведения рядов динамики к одному основанию /основание выбрать самостоятельно/
Решение :
Вопросы для зачета
Ответить на вопросы :
1.Какой ряд динамики называется моментальным ?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Какой ряд динамики называется интервальным ?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Как определить средний уровень ряда для интервального ряда ?
У =
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Назвать методы анализа рядов динамики
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата Оценка Подпись преподавателя
Практическая работа № 6
Тема : « Индексы»
Наименование работы : Расчет индивидуальных и общих индексов
Цель : научиться исчислять индексы и проводить анализ изменения статистических показателей
Приобретаемые навыки и умения : Студент должен знать и уметь определять индивидуальные и агрегатные индексы
Норма времени : 90 мин.
Оснащение рабочего места : рабочая тетрадь
Литература : И.И.Елисеева, М.М.Юзбашев «Общая теория статистики», М.: «Финансы и статистика», 2004г.,с. 314-330.
Контрольные вопросы :
- Какова роль индексного метода в статистике ?
- Чем отличается индивидуальные индексы от агрегатного ?
- Чем определить взаимосвязь индексов
Методические указания
1/ индивидуальный индекс цен /Р / iр = ,
где : а/ показатели отчетного года iр план.задан =
б/ показатели предыдущего года iр вып.плана =
общий индекс цен Jр =
2/ Индексы объема выпускаемой продукции /g /
ig =
iq пл.зад. = iqвып.план=
Jg =
3/ Индекс себестоимости /Z /
iz =
izпл.задан= ; izвып.пл.=
JZ =
4/Индексы товарооборота
J товарооборота = Jg Jp
Индекс издержек
Jиздержек = Jg JZ
Порядок выполнения работы
Задание 1 : Имеются данные о себестоимости продукции
Наименование продукции | Себестоимость ед. продукции /тыс.руб./ | Выпуск продукции /шт./ | |||
За прошлый год | По плану | Фактич. | По плану | Фактич. | |
А Б | 140 210 | 138 209 | 142 300 | 90 110 | 95 115 |
Рассчитать индивидуальный и общий индекс планового задания по себестоимости и выпуску продукции /по продукции А и Б/
Решение:
Задание 2 : Имеются данные о товарообороте и изменении объема продукции
Группа товаров | Товарооборот , шт. | |||
за 2004г | за 2005г | |||
Объем g0 | Цена Р0 | Объем g1 | Цена Р1 | |
Шкафы Стулья Столы | 480 600 130 | 120 90 130 | 450 593 140 | 138 111 145 |
Итого |
Определить : 1/ индекс физического объема /общий /
2/ индекс товарооборота
3/ индекс цен по группе товаров
по всему объему
Решение :
Задача 3 : Имеются следующие данные о количестве произведенной продукции и ее себестоимости по предприятию
Таблица
Виды продукции | Количество выпущенной продукции, тыс.шт. | Себестоимость единицы продукции , тыс.руб. | ||
2005г | 2006г | 2005г | 2006г | |
Моторы МП-2 НС-1 ЛТ-3 | 2,8 4,0 2,7 | 3,1 4,2 3,5 | 200 250 300 | 400 300 500 |
Определить :
а/ общий индекс себестоимости ;
б/ общий индекс физического объема продукции ;
в/ общий индекс затрат на производство продукции .
Сделать выводы :
Вопросы для зачета
1.Как определить индивидуальный индекс себестоимости ?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Напишите формулу общего индекса объема выпускаемой продукции
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Приведите пример , где прослеживается взаимосвязь индексов
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата Оценка Подпись преподавателя
Практическая работа № 7
Тема : «Выборочное наблюдение»
Наименование работы : Определение ошибок выборочного наблюдения
Цель : познакомиться с понятием «выборочное наблюдение» способами отбора единиц
Приобретаемые навыки и умения : знать способы отбора, показатели определяющие наблюдения, уметь применять знания для решения задач.
Норма времени : 90 мин.
Оснащение рабочего времени : рабочая тетрадь
Литература : И.И.Елисеева, М.М.Юзбашев «Общая теория статистики», М.: «Финансы и статистика», 2004г.,с.132-151.
Контрольные вопросы :
- Понятие о выборочном наблюдении
- Способы отбора
- Как определить ошибку выборочного наблюдения и численность выборки
Методические указания
Выборочное наблюдение – метод применяемый в статистике , когда из большей совокупности производят отбор единиц и подвергают обследованию.
Средняя ошибка выборки для средней показывает среднюю величину всех возможных расхождений выборочной и генеральной средней.
При случайном повторном отборе средняя ошибка выборочной средней рассчитывается по формуле :
μ=
где : μ – средняя ошибка выборочной средней ;
σ - дисперсия выборочной совокупности ;
n - численность выборки
При бесповторном отборе она рассчитывается по формуле :
μ= (1 - )
где : N – численность генеральной совокупности.
Предельная ошибка выборки (∆) рассчитывается по формуле
∆= μ t , где t – коэффициент доверия зависит от значения вероятности Р(t) .Значения t при заданной вероятности Р (t) определяют по таблице значений функции.
При механическом отборе средняя ошибка выборки рассчитывается по формуле собственно-случайного бесповторного отбора.
Порядок выполнения
Задание 1 : Общая численность рабочих на заводе составляет 15000 чел., их средняя з/плата 160 тыс.руб., из них 7300 мужчин. В порядке выборочного наблюдения отобрали 8200 рабочих. Средняя их з/плата 130 тыс.руб., из них мужчин 3200. Какова доля мужчин и всей совокупности и частота из выборочной совокупности.
Решение :
Задание 2 : Средний вес изделия выборочной совокупности, состоящий из 100 ед.- 10кг при дисперсии равной 0,36 ка, с вероятностью t= 2 ед. Определить в каких пределах заключен ср.вес изделия генеральной совокупности ∆ -?
Решение :
Задание 3 : Контрольная проверка показала, что ср. продолжительность горения Эл. Лампы составляет 1150 часов , а генеральная дисперсия – 900. Определить ошибку выборочной средней с вероятностью /коэффициентом доверия/ = 3, при условии , что на продолжительность горения было испытано 400 лампочек.
Решение :
Задание 4 : Исходные данные по производству изделий
Затраты времени на изготовление деталей | Число изделий (f i) | Центр интервала (xi ) |
20 -21 21 – 22 23 - 24 | 20 13 18 18 25 | |
Итого |
Определить ср. трудоемкость и среднюю ошибку выбора μ-?
Решение :
X =
μ=
Вопросы для зачета
Ответить на вопросы :
1.Назвать способы выборочного наблюдения
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Что такое генеральная совокупность
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Виды ошибок при выборочном наблюдении
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата Оценка Подпись преподавателя
Итоговый тест
1.Кто является главным органом управления в статистике Рос.Федерации ?
а/ Минфин РФ ;
б/ Госкомстат РФ ;
в/ налоговая инспекция ;
г/ центробанк России ;
д/ аудиторская служба
2.Статистика – как наука, нашла свое применение :
а/ только в промышленности ;
б/ в промышленности и в сельском хозяйстве ;
в/ в здравоохранении ;
г/ во всех отраслях народного хозяйства
3.Что относится к способам статистического наблюдения :
а/ группировка статистических данных ;
б/ документальный способ ;
в/ опрос ;
г/ анкетирование ;
д/ построение статистических таблиц ;
е/ составление годовой отчетности
4.Как определить величину интервала при проведении группировки в статистике :
а/ это сумма между max и min значением группировочного признака : n;
б/ это разница между max и min значением группировочного признака : n;
в/ это отношение между max min значением группировочного признака : n
5.Какие бывают ряды распределения в статистике :
а/ аналитические ;
б/ интервальные ;
в/ вариационные ;
г/ графические ;
д/ дискретные
6.Поле графика – это ….?
а/ место где расположен график ;
б/ оси координат и их пересечение ;
в/ сам графический образ
7.Как определить относительную величину структуры :
а/ это отношение планового показателя к выполнению плана ;
б/ это отношение данных отчетного года – данным прошлых лет ;
в/ это отношение части изучаемых явлений к общему итогу
8.Какие показатели относятся к относительным величинам :
а/ величина динамики ;
б/ величина сравнения ;
в/ величина структуры ;
г/ мода и медиана ;
д/ средне-взвешенная величина
9.Мода и медиана относятся в статистике :
а/ к абсолютным величинам ;
б/ к относительной величине ;
в/ к средней величине ;
г/ к математической величине
10.Назвать способы выборочного наблюдения в статистике :
а/ случайный отбор ;
б/ аналитический метод ;
в/ серийный способ ;
г/ механический способ