Тенденции развития логистических услуг на предприятиях пищевой промышленности Санкт-Петербурга
Рынок логистических услуг растет бурными темпами.Вступление нашей страны в ВТО даст новый импульс развитию этой сферы деятельности, т.к. неизбежно возрастет конкуренция, а конкуренция - это естественный ограничитель цен на рынке логистических услуг.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_2.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тенденции развития логистических услуг на предприятиях пищевой промышленности Санкт-Петербурга.
Рынок логистических услуг растет бурными темпами. Количество компаний, для которых логистика – это профессиональная деятельность и единственный источник дохода растет в геометрической прогрессии. Вступление нашей страны в ВТО даст новый импульс развитию этой сферы деятельности, т.к. неизбежно возрастет конкуренция, а конкуренция - это естественный ограничитель цен на рынке логистических услуг.
Цены на перевозку, хранение, экспедирование грузов и другие логистические операции действительно очень высоки, даже несмотря на высокую конкуренцию. По некоторым данным затраты на логистические операции в структуре себестоимости на производство и реализацию продукции очень велики. Они составляют до 50% от общей себестоимости продукции. Это немаловажное обстоятельство заставляет предприятия различной направленности и рода деятельности искать пути существенной минимизации логистических затрат.
Проблема минимизации затрат очень сложна для предприятий, которые работают на международном уровне или в масштабах страны и вынуждены осуществлять перевозку грузов на большие расстояния с использованием не только автомобильного, но и железнодорожного, и воздушного, и водного транспорта.
Эта проблема также сложна и для предприятий регионального масштаба, которые производят транспортирование готовой продукции (очень часто ежедневно) в достаточно узких рамках района, города, области, используя при этом, как правило, только автомобильный транспорт.
Данная статья посвящена именно этой части рынка логистических услуг.
Позвольте напомнить, что:
Логистика – это наука, изучающая процесс доставки продукции от ее производителя до потребителя.
Предметом изучения логистики является оптимизация движения материальных потоков.
Цель логистики – доставка товара в необходимом количестве в нужное место в нужное время с минимальными затратами.
Ежедневно, без преувеличения, тысячи предприятий нашего города заканчивает и начинает каждый рабочий день именно логистическими операциями, к которым относятся:
- Погрузочно-разгрузочные работы
- Экспедирование грузов
- Перевозка грузов
- Хранение запасов готовой продукции
- Приемка и отпуск материалов и готовой продукции со склада
- Сортировка
- Комплектация
- Страхование грузов
- Таможенное оформление грузов
- Передача прав собственности на товар
- Расчеты с поставщиками и покупателями
- Сбор, хранение и передача информации о грузах
На этих операциях занято десятки тысяч работников.
Но среди всех логистических целей и задач хотелось бы выделить две основные противоречивые задачи:
- Обеспечение безусловной и своевременной доставки сырья, материалов и готовой продукции до потребителя
- Минимизация затрат на проведение логистических операций
Действительно, безусловная и своевременная доставка сырья, материалов и готовой продукции является краеугольным камнем логистической деятельности. Если эта задача не выполняется, то предприятие, оказывающее логистические услуги, сначала теряет имидж, а потом клиентов.
Рассмотрим, как решается задача доставки готовой продукции клиентам на примере комбината мучнисто-кондитерских изделий «Невские берега».
Для начала перечислим проблемы реализации (доставки) готовой продукции в торговую сеть города с которыми столкнулось это предприятие:
- Большое количество потребителей продукции (торговых точек)
- Интенсивность движения транспорта
- Необходимость доставки до 12 часов дня
- Возможная неисправность транспортных средств
- Дорожно-транспортные проишествия
Для того чтобы в этих непростых условиях обеспечить безусловную и своевременную доставку продукции комбината необходимо:
- Создать резерв транспортных средств
- Оптимизировать количество транспортных средств на развозке продукции (машина должна обслуживать не более 10-12 торговых точек, иначе не поспеть к 12-00)
- Осуществить создание филиалов или складов готовой продукции в различных районах города (приблизить производство к торговым точкам)
- Организовать самовывоз готовой продукции
- Обеспечить ранний выезд транспортных средств с предприятия для преодоления транспортных пробок
- Использовать малогабаритный транспорт (каблуки, универсалы, пикапы) там, где это возможно
Понятно, что для выполнения всех этих требований необходимы дополнительные затраты. В этом и состоит противоречие обеспечения безусловной и своевременной доставки сырья, материалов и готовой продукции до потребителя и минимизации затрат на проведение логистических операций.
Вывод: для повышения устойчивости (запаса прочности) логистической цепи в общем случае необходимо:
- Иметь достаточное количество различных по габаритам и грузоподъемности транспортных средств, в том числе и резервных на случай аварии или технической неисправности
- Иметь филиалы или склады готовой продукции в различных районах города (приблизить производство к торговым точкам)
- Обеспечивать возможность самовывоза готовой продукции
- Оптимизировать комплектацию заказов и маршруты движения транспортных средств
Но обеспечение безусловной и своевременной поставки продукции потребителям не снижает актуальность минимизации затрат на логистические операции.
Минимизация затрат на логистические операции предусматривает:
- Отказ от аутсорсинга логистических услуг
- Создание собственного автопарка
- Приближение производства к потребителям (открытие филиалов)
- Создание сети фирменных магазинов
- Организацию самовывоза
- Отказ от дорогостоящей аренды производственных и торговых площадей (создание Интернет-магазинов)
Таким образом, чтобы сэкономить в будущем, необходимо потратиться в настоящем. Очень многие предприятия пищевой промышленности именно так и поступают.