Тенденции развития логистических услуг на предприятиях пищевой промышленности Санкт-Петербурга

Рынок логистических услуг растет бурными темпами.Вступление нашей страны в ВТО даст новый импульс развитию этой сферы деятельности, т.к. неизбежно возрастет конкуренция, а конкуренция - это естественный ограничитель цен на рынке логистических услуг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word_2.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тенденции развития логистических услуг на предприятиях пищевой промышленности Санкт-Петербурга.

Рынок логистических услуг растет бурными темпами. Количество компаний, для которых логистика – это профессиональная деятельность и единственный источник дохода растет в геометрической прогрессии. Вступление нашей страны в ВТО даст новый импульс развитию этой сферы деятельности, т.к. неизбежно возрастет конкуренция, а конкуренция - это естественный ограничитель цен на рынке логистических услуг.

Цены на перевозку, хранение, экспедирование грузов и другие логистические операции действительно очень высоки, даже несмотря на высокую конкуренцию. По некоторым данным затраты на логистические операции в структуре себестоимости на производство и реализацию продукции очень велики. Они составляют до 50% от общей себестоимости продукции. Это немаловажное обстоятельство заставляет предприятия различной направленности и рода деятельности искать пути существенной минимизации логистических затрат.

Проблема минимизации затрат очень сложна для предприятий, которые работают на международном уровне или в масштабах страны и  вынуждены осуществлять перевозку грузов на большие расстояния с использованием не только автомобильного, но и железнодорожного, и воздушного, и водного транспорта.

Эта проблема также сложна и для предприятий регионального масштаба, которые производят транспортирование готовой продукции (очень часто ежедневно) в достаточно узких рамках района, города, области, используя при этом, как правило, только автомобильный транспорт.

Данная статья посвящена именно этой части рынка логистических услуг.

Позвольте напомнить, что:

Логистика – это наука, изучающая процесс доставки продукции от ее производителя до потребителя.

Предметом изучения логистики является оптимизация движения материальных потоков.

Цель логистики – доставка товара в необходимом количестве в нужное место в нужное время с минимальными затратами.

Ежедневно, без преувеличения, тысячи предприятий нашего города заканчивает и начинает каждый рабочий день именно логистическими операциями, к которым относятся:

  1. Погрузочно-разгрузочные работы
  2. Экспедирование грузов
  3. Перевозка грузов
  4. Хранение запасов готовой продукции
  5. Приемка и отпуск материалов и готовой продукции со склада
  6. Сортировка
  7. Комплектация
  8. Страхование грузов
  9. Таможенное оформление грузов
  10. Передача прав собственности на товар
  11. Расчеты с поставщиками и покупателями
  12. Сбор, хранение и передача информации о грузах

На этих операциях занято десятки тысяч работников.

Но среди всех логистических целей и задач  хотелось бы выделить две основные противоречивые задачи:

  1. Обеспечение безусловной и своевременной доставки сырья, материалов и готовой продукции до потребителя
  2. Минимизация затрат на проведение логистических операций

Действительно, безусловная и своевременная доставка сырья, материалов и готовой продукции является краеугольным камнем логистической деятельности. Если эта задача не выполняется, то предприятие, оказывающее логистические услуги, сначала теряет имидж, а потом клиентов.

Рассмотрим, как решается задача доставки готовой продукции клиентам на примере комбината мучнисто-кондитерских изделий «Невские берега».

Для начала перечислим проблемы реализации (доставки) готовой продукции в торговую сеть города с которыми столкнулось это предприятие:

  1. Большое количество потребителей продукции (торговых точек)
  2. Интенсивность движения транспорта
  3. Необходимость доставки до 12 часов дня
  4. Возможная неисправность транспортных средств
  5. Дорожно-транспортные проишествия

Для того чтобы в этих непростых условиях обеспечить безусловную и своевременную доставку продукции комбината необходимо:

  1. Создать резерв транспортных средств
  2. Оптимизировать количество транспортных средств на развозке продукции (машина должна обслуживать не более 10-12 торговых точек, иначе не поспеть к 12-00)
  3. Осуществить создание филиалов или складов готовой продукции в различных районах города (приблизить производство к торговым точкам)
  4. Организовать самовывоз готовой продукции
  5. Обеспечить ранний выезд транспортных средств с предприятия для преодоления транспортных пробок
  6. Использовать малогабаритный транспорт (каблуки, универсалы, пикапы) там, где это возможно

Понятно, что для выполнения всех этих требований необходимы дополнительные затраты. В этом и состоит противоречие обеспечения безусловной и своевременной доставки сырья, материалов и готовой продукции до потребителя и минимизации затрат на проведение логистических операций.

Вывод: для повышения устойчивости (запаса прочности) логистической цепи в общем случае необходимо:

  1. Иметь достаточное количество различных по габаритам и грузоподъемности транспортных средств, в том числе и резервных на случай аварии или технической неисправности
  2. Иметь филиалы или склады готовой продукции в различных районах города (приблизить производство к торговым точкам)
  3. Обеспечивать возможность самовывоза готовой продукции
  4. Оптимизировать комплектацию заказов и маршруты движения транспортных средств

Но обеспечение безусловной и своевременной поставки продукции потребителям не снижает актуальность минимизации затрат на логистические операции.

Минимизация затрат на логистические операции предусматривает:

  1. Отказ от аутсорсинга логистических услуг
  2. Создание собственного автопарка
  3. Приближение производства к потребителям (открытие филиалов)
  4. Создание сети фирменных магазинов
  5. Организацию самовывоза
  6. Отказ от дорогостоящей аренды производственных и торговых площадей (создание Интернет-магазинов)

Таким образом, чтобы сэкономить в будущем, необходимо потратиться в настоящем. Очень многие предприятия пищевой промышленности именно так и поступают.