Концепции маркетинга
Концепция маркетинга – это исходные положения, характеризующие активную ориентацию рыночной деятельности предприятия на различных стадиях ее развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_2.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Концепции маркетинга
Концепция маркетинга – это исходные положения, характеризующие активную ориентацию рыночной деятельности предприятия на различных стадиях ее развития.
Концепция маркетинга – это наиболее общие подходы к решению задач достижения желаемого уровня сбыта на разных рынках, которые являются основой управления маркетингом.
Известны 5 концепций, на основе которых осуществляется управление маркетингом:
- концепция совершенствования производства
- концепция совершенствования товара
- концепция интенсификации коммерческих усилий
- концепция маркетинга (или чистого маркетинга)
- концепция социально-этического маркетинга
Концепция совершенствования производства (производственная концепция)
Она основывается на предрасположенности потребителей к широко распространенным и доступным по цене товарам.
Цель: получение прибыли за счет увеличения объемов производства, снижения цены через совершенствование технологий производства.
Такой подход вполне оправдан, когда
- спрос существенно превышает предложение и когда
- затраты на производство единицы товара достаточно велики и их возможно уменьшить за счет повышение производительности труда.
Именно эту концепцию использовал Генри Форд, когда создавал свою поточную линию по выпуску автомобилей марки «Форд-Т» (характерно, что все они были черного цвета). За счет организации производства ему удалось снизить ее себестоимость и сделать машину доступной широкому кругу лиц.
Это концепция «равнодушия» к потребителям, она применима в редких случаях (в производстве стандартизированных товаров и сырья – природного газа, металлов в слитках, патронов к автоматическому оружию).
Концепция совершенствования товара (товарная концепция)
Суть данной концепции в том, что потребитель будет благосклонен к тем товарам, которые имеют наилучшие эксплуатационные и потребительские свойства и характеристики. Цель: получение прибыли путем постоянного совершенствования товара.
В соответствии с данной концепцией потребители будут покупать товары наивысшего качества с наилучшими эксплуатационными свойствами и характеристиками, и, следовательно, фирма должна сосредоточить свои усилия на постоянном совершенствовании товара.
Концепция совершенствования товара приводит к «маркетинговой близорукости». Продавец так влюбляется в свой товар, что упускает из виду нужды клиентов.
Создание самой лучшей в мире пишущей машинки не приведет к ажиотажному спросу на нее – она морально устарела и никому не нужна.
Авиаконструкторы КБ «Туполева» создали авиетку для нужд малого и среднего бизнеса, но ее никто не приобрел, т.к. отсутствует необходимая инфраструктура.
Концепция совершенствования товара очень часто упускает из виду нужды и потребности клиентов.
Концепция интенсификации коммерческих усилий (концепция сбыта)
Концепция интенсификации коммерческих усилий возникла как следствие усиления конкуренции в тот период, когда начал существовать «рынок покупателя и продавца» (предложение уравновешивает спрос) и когда стали требоваться значительные усилия в сфере сбыта и его стимулирования.
Эта концепция заключается в том, что потребители не будут покупать товары в достаточных количествах, если предприятие не предпримет значительных усилий в сфере сбыта и стимулирования.
Реализация концепции предполагает стимулирование сбыта, рекламу, жесткие продажи вплоть до навязывания покупки. Цель: получение прибыли любой ценой.
Многие компании прибегают к этой концепции в периоды перепроизводства и затоваривания.
На практике реализация концепции сбыта, по существу состоит в навязывании покупки. Однако агрессивный маркетинг больше ориентирован на временные задачи, а не на длительные отношения с клиентом.
Концепция маркетинга (чистого маркетинга)
Это сравнительно новый подход в предпринимательской деятельности.
Он отличается направленностью на предложение потребителю того, что ему надо, а не на реализацию того, что есть в наличии у продавца.
Основное отличие этой концепции от предыдущих – сосредоточенность на удовлетворении нужд покупателя.
Концепция маркетинга, или чистого маркетинга, основана на выявлении и удовлетворении нужд и потребностей потенциальных покупателей товаров и услуг.
Суть концепции маркетинга определяют с помощью выражений типа:
- «Отыщите потребности и удовлетворите их»
- «Производите то, что можете продать, вместо того, чтобы пытаться продать то, что можете произвести»
- «Любите клиента, а не товар»
- «Пусть будет по-вашему» (закусочные «Бергер кинг»)
- «Вы-наш босс» (авиакомпания «Юнайтед эйрлайнс»)
Концепция чистого маркетинга – это ориентация на потребности клиентов, подкрепленная комплексными маркетинговыми исследованиями.
Концепция социально-этичного маркетинга
Концепция социального маркетинга появилась в связи с нехваткой природных ресурсов, загрязнением окружающей среды, стремительным приростом населения и неблагоприятной ситуацией в социальной сфере.
В соответствии с данной концепцией задачей организации является выявление и удовлетворение потребностей целевых рынков более эффективными, чем у конкурентов способами при одновременном обеспечении благополучия общества в целом.
Концепция социально-этичного маркетинга требует от предприятия сочетания 3-х факторов:
- получение прибыли
- удовлетворение запросов потребителей
- улучшение благосостояния общества в целом
Этой концепции придерживаются крупнейшие компании в мире.