Презентация по теме "Поведение и классификация затрат" по дисциплине "Бухгалтерский управленческий учет"

Бабаева Зоя Шапиулаховна -Александровна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТЕМА “ Поведение и классификация затрат ”

Слайд 2

ПЛАН Понятие затрат, расходов, доходов и издержек Классификация затрат для определения себестоимости, оценки стоимости запасов и полученной прибыли Классификация затрат для принятия решений, планирования, контроля и регулирования Направления учета производственных затрат

Слайд 3

I. Понятие затрат, расходов, доходов и издержек

Слайд 4

Затраты – стоимостное выражение использованных в хозяйственной деятельности организации за отчетный период материальных, трудовых и, финансовых и иных ресурсов. Расходы – представляют собой отток экономических выгод в течение отчетного периода в форме уменьшения или использования активов организации или увеличения ее обязательств, приводящий к уменьшению капитала, отличный от распределения капитала между участниками организации.

Слайд 5

Издержки организации – суммарные потери, связанные с деятельностью организации. Они состоят из явных (бухгалтерских, отчетных) и неявных (вмененных или альтернативных) издержек. Доходы- экономические выгоды предприятия полученные в результате понесенных расходов.

Слайд 6

Пример Предположим, что вы получили зарплату и потратили ее на: приобретение двух пачек замороженных пельменей, которые еще лежат в холодильнике; 2) покупку нового телевизора; 3) покупку одежды; 4) оплату текущих коммунальных услуг; 5) денежную помощь родственнику. Разграничить затраты и расходы.

Слайд 7

Задача . Цель: научиться классифицировать активы и расходы В текущем месяце ЗАО «Винни-Пятачок» приобрело: 1. Мед на общую сумму 30 000 руб. По состоянию на конец месяца 20% меда до сих пор находится на складе материалов и не использовано в производстве. Остальное количество меда было использовано и реализовано. 2. Новую производственную линию стоимостью 100 000 руб. По правилам бухгалтерского учета амортизация линии начинается только со следующего месяца. Также в текущем месяце произошли следующие операции: 3. Получены счета от поставщиков за оказанные транспортные услуги на сумму 10 000 руб. На конец месяца была оплачена только половина этих счетов. 4. Выставлены счета покупателям за отгруженную продукцию, всего на сумму 200 000 руб. Только 80% этих счетов было оплачено покупателями по состоянию на конец месяца.

Слайд 8

Требуется: 1. Определить, как называются в бухгалтерской терминологии неоплаченные счета из пунктов 3 и 4. 2. Определить состав и величину активов по состоянию на конец месяца. 3. Определить величину расходов за текущий месяц. 4. Определить общую величину затрат за месяц.

Слайд 9

На конец месяца ЗАО располагает следующими активами: - материалами (мед) на сумму 6000 руб. (30 000 х 20%); - основным средством (производственная линия) стоимостью 100 000 руб. (так как амортизация будет начисляться только в следующем месяце); - дебиторской задолженностью - 40 000 руб. (200 000 х 20%) (эти денежные средства, подлежащие получению, также рассматриваются в бухгалтерском учете как актив) [1] . 4. В расходы текущего месяца будут включены: - себестоимость проданного меда — 24 000 руб.; - транспортные услуги — 10 000 руб. (тот факт, что эти услуги еще не оплачены, не имеет значения, так как у ЗАО возникло юридическое обязательство по их оплате). 5. Общая величина затрат за месяц составила: 30 000 + 100 000 + 10 000 = 140 000 руб. [1] Одновременно у ЗАО возникнет и обязательство в виде кредитор­ской задолженности перед поставщиками на сумму 5 000 руб.

Слайд 10

II. Классификация затрат для определения себестоимости, оценки стоимости запасов и полученной прибыли

Слайд 13

Входящие затраты — это те средства, ресурсы, которые были приобретены, имеются в наличии и, как ожидается, должны принести доходы в будущем. В балансе они отражаются как активы. Если эти средства (ресурсы) в течение отчетного периода были израсходованы для получения доходов и потеряли способность приносить доход в дальнейшем, то они переходят в разряд истекших. Входящие затраты являются синонимом термина «затраты», а истекшие — тождественны понятию «расходы».

Слайд 15

К прямым расходам относят расходы, которые можно отнести непосредственно на определенное изделие. (прямые материальные затраты и прямые затраты на оплату труда). Косвенные расходы — это совокупность издержек, связанных с производством, которые нельзя отнести непосредственно на конкретные виды изделий.

Слайд 16

Пример ЗАО «Винни-Пятачок» производит мед и малиновое варенье. Затраты ЗАО за прошедший месяц, в частности, включали в себя: 1) зарплату Пуха, добывающего мед из ульев; 2) зарплату Тигры, занимающегося варкой и разливом варенья; 3) зарплату Осла Иа, ведущего бухгалтерский учет в ЗАО; 4) амортизацию пчелиных ульев; 5) амортизацию чана для варки варенья; 6) амортизацию общего забора данного предприятия; 7) оплату ежегодного аудита, проводимого фирмой «Кролик и Партнеры». Распределить затраты на прямые и косвенные: по отношению к произведенным продуктам по отношению к производственным и административным подразделениям

Слайд 17

по отношению к произведенным продуктам М-1) зарплату Пуха, добывающего мед из ульев; В-2) зарплату Тигры, занимающегося варкой и разливом варенья; 3) зарплату Осла Иа, ведущего бухгалтерский учет в ЗАО; М-4) амортизацию пчелиных ульев; В-5) амортизацию чана для варки варенья; 6) амортизацию общего забора данного предприятия; 7) оплату ежегодного аудита, проводимого фирмой «Кролик и Партнеры».

Слайд 18

по отношению к производственным и административным подразделениям П-П1) зарплату Пуха, добывающего мед из ульев; П-П2) зарплату Тигры, занимающегося варкой и разливом варенья; А-П(П-К)3) зарплату Осла Иа , ведущего бухгалтерский учет в ЗАО; П-П4) амортизацию пчелиных ульев; П-П5) амортизацию чана для варки варенья; К-А,П6) амортизацию общего забора данного предприятия; К-А,П7) оплату ежегодного аудита, проводимого фирмой «Кролик и Партнеры».

Слайд 20

К основным расходам относятся все виды ресурсов (предметы труда в виде сырья, основных материалов, покупных полуфабрикатов; амортизация основных производственных фондов; заработная плата основных производственных рабочих с начислениями на нее и др.), потребление которых связано с выпуском продукции (оказанием услуг). Накладные расходы вызываются функциями управления, которые по своему характеру, назначению и роли отличаются от производственных функций. Эти расходы, как правило, связаны с организацией деятельности предприятия, его управлением.

Слайд 21

Задача Товарищество за истекший год понесло следующие затраты: Прямые на оплату труда-150 000 т.р. Прямые прочие расходы-250 000 т.р. Косвенные трудовые -50 000 т.р. Косвенные материальные-50 000 т.р. Какими будут основные затраты деятельности фирмы за последний год?

Слайд 23

Одноэлементными называют затраты, которые на данном предприятии не могут быть разложены на слагаемые. Комплексные затраты состоят из нескольких экономических элементов.

Слайд 24

Пример Разграничить расходы на одноэлементные и комплексные Общепроизводственные расходы, Общехозяйственные расходы, материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов), затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация основных средств.

Слайд 26

Затраты, входящие в себестоимость продукции (производственные), — это материализованные затраты, и поэтому их можно инвентаризировать. Внепроизводственные затраты, или затраты отчетного периода (периодические затраты), — это издержки, которые нельзя проинвентаризировать.

Слайд 27

Пример Разделить затраты на производственные и внепроизводственные прямые материальные затраты; прямые затраты на оплату труда; общепроизводственные затраты- 25 сч. Коммерческие расходы; административные расходы.

Слайд 29

Текущие (ежедневные) это затраты, производимые ежедневно или с некоторым интервалом, не реже одного раза в месяц. Периодические (единовременные) затраты – реже чем один раз в месяц. Это расходы на подготовку и освоение выпуска новой продукции, ремонтные работы (капитальный ремонт).

Слайд 31

III. Классификация затрат для принятия решений, планирования, контроля и регулирования

Слайд 34

Переменные затраты изменяются в прямой пропорции к изменению объема деятельности. Постоянные затраты остаются неизменными на объем деятельности, на единицу продукции и уменьшаются с ростом объема.

Слайд 37

Шаговые (ступенчатые) переменные затраты. Некоторые переменные затраты имеют ступенчатый характер – при незначительных изменениях объема производства остаются постоянными, при переходе от одного уровня объема к другому незначительно увеличиваются

Слайд 39

Шагово-постоянные затраты (ступенчатые постоянные затраты). Некоторые затраты остаются постоянными в пределах довольно большого шага объема производства, затем скачкообразно увеличиваются, и в рамках нового шага остаются постоянными на более высоком уровне.

Слайд 41

Любые издержки в общем виде могут быть представлены формулой Y= a + b X где Y — совокупные издержки, руб.; a — их постоянная часть, не зависящая от объемов производства, руб.; b — переменные издержки в расчете на единицу продукции (коэффициент реагирования затрат), руб.; X — показатель, характеризующий деловую активность организации (объем производства продукции, оказанных услуг, товарооборота и др.) в натуральных единицах измерения.

Слайд 42

Задача Предположим, что вы посетили казино и выиграли сумму, эквивалентную 257000 тыс.р., после чего решили купить машину и устроиться на работу в частный таксопарк. Вы покупаете машину за 220 тыс.р. платите еще 5 тыс. р. за бензин, а также приобретаете страховой полис на год за 20 тыс. р. С точки зрения финансового учета вы приобрели основное средство (машину) за 220 тыс.р., потратили 60 тыс.р. на оборотный актив (бензин), а также произвели расход будущих периодов (оплатили полис) в сумме 20 тыс.р. После чего у вас остался оборотный актив (деньги) в размере 12 тыс.р. . Далее допустим, что вы подписали контракт с частным таксопарком, по которому вы становитесь его работником за 50 % от полученной вами выручки (определенной в размере 5 руб. за 1 км). Кроме того, вы должны будете уплачивать 150 руб. в месяц за аренду радиопередатчика, а также самостоятельно оплачивать расходы на ремонт и обслуживание автомобиля (примерно 25 тыс. р. в год). Необходимо поделить затраты на постоянные и переменные.

Слайд 43

1) постоянные и условно-постоянные, к которым относятся: - аренда радиопередатчика; - ремонт (данный вид расхода зависит от пробега автомобиля, но все-таки не в такой степени, как расходы на бензин. Поэтому этот расход классифицируется как условно-постоянный); - страховка; - амортизация; 2) переменные, к которым относятся: - топливо (предположим, что стоимость бензина составляет 2руб. на каждый 1 км полезного пробега); - платеж таксопарку (50% от выручки).

Слайд 45

Нерелевантные затраты остаются неизменными при всех альтернативных вариантах. Релевантные затраты варьируются в зависимости от принятого решения. Эти затраты, отличают одну альтернативу от другой. Они учитываются при принятии решений.

Слайд 46

Пример Релевантные и нерелевантные затраты Предприятием А, реализующим продукцию на внешнем рынке, впрок были закуплены основные материалы на сумму 50000 руб. Впоследствии в связи с изменением технологии выяснилось, что для собственного производства эти материалы малопригодны. Произведенная из них продукция окажется неконкурентоспособной на внешнем рынке. Однако российский партнер готов купить у данного предприятия продукцию, изготовленную из этих материалов, за 80000 руб. При этом дополнительные затраты предприятия А по изготовлению продукции составят 60000руб. Целесообразно ли принимать подобный заказ?

Слайд 47

В данном случае сравниваются между собой две альтернативы: не принимать или принимать заказ. Истекшие затраты по приобретению материалов в сумме 500 руб. уже состоялись и не зависят оттого, какой вариант будет выбран. Они не влияют на выбор решения, не являются релевантными и потому могут не учитываться при принятии решения. Сравним альтернативы по релевантным показателя.

Слайд 48

Альтернатива 1 (не принимать заказ)- Выручки нет, дополнительных затрат нет и прибыли нет. Альтернатива II (принять заказ) – Выручка от продаж-80000р. Дополнительные затраты-60000р. Прибыль -20000р. Видно, что, выбрав альтернативу II , предприятие А уменьшит свой убыток от покупки ненужных ему материалов на 200 руб., сократив его с 500 до 300 руб.

Слайд 49

Пример Релевантные и нерелевантные затраты Представьте, что вы купили недорогой настольный вентилятор за 300 руб. Проработав год, вентилятор сломался. Платный ремонт мотора стоит 280 руб. А новый аналогичный вентилятор теперь можно купить уже за 250 руб. Определите нерелевантные затраты.

Слайд 50

Безвозвратные затраты - это истекшие затраты, которые ни один альтернативный вариант не способен откорректировать. Другими словами, эти произведенные ранее затраты не могут быть изменены никакими управленческими решениями. Безвозвратные затраты не учитываются при принятии решений. Однако не всегда не принимаемые в расчет при оценках затраты являются безвозвратными. Вмененные (воображаемые) затраты. В управленческом учете для принятия решения иногда необходимо начислить или приписать затраты, которые могут реально и не состояться в будущем. Такие затраты называются вмененными. По существу это упущенная выгода предприятия. Это возможность, которая потеряна или которой жертвуют ради выбора альтернативного управленческого решения.

Слайд 51

Пример Предположим, что месяц назад вы приобрели билет на концерт с участием мировых оперных звезд Анны Нетребко и Роландо Вилазона за 2000 руб. Перед началом концерта экзальтированные зрители, желающие попасть на концерт, готовы купить у вас ваш билет за 15 000 руб. Требуется определить, каковы ваши альтернативные затраты на концерт.

Слайд 52

Пример. Печь хлебопекарни работает на полную мощность в три смены и за неделю выпускает батонов нарезных на 10 тыс. руб. Оптовый покупатель предлагает пекарне новый недельный заказ по выпечке сдобы, что повлечет за собой дополнительные переменные затраты на сумму 3 тыс. руб. Какой должна быть минимальная цена договора?

Слайд 53

Приростные затраты или инкрементные являются дополнительными и возникают в результате изготовления или продажи дополнительной партии продукции. В приростные затраты могут включаться, а могут и не включаться постоянные затраты. Если постоянные затраты изменяются в результате принятого решения, то их прирост рассматривается как приростные затраты. Предельные затраты и доходы или маржинальные представляют собой дополнительные затраты и доходы в расчете на единицу продукции (товара).

Слайд 54

ПРИМЕР Постоянные затраты авиакомпании «Малыш и Карлсон », связанные с организацией рейса «Москва — Стокгольм», включают в себя(в руб.): - амортизацию самолета — 20 000; - оплату труда экипажа — 1 0 000; - сборы аэропорта — 3 000; - оплату услуг диспетчерской службы — 2 000; - прочие постоянные расходы — 5 000. Переменные расходы состоят из следующих элементов: - стоимость комплекта питания на 1 пассажира - 40; - стоимость напитков на 1 пассажира - 25; - стоимость одних одноразовых наушников - 5; - прочие переменные расходы на 1 одного пассажира - 30. Необходимо рассчитать величину средних и маржинальных затрат для следующего количества пассажиров на борту лайнера: 1 пассажир, 10 пассажиров, 200 пассажиров.

Слайд 55

1 пассажир Средние затраты на одного пассажира составляют 40 100 руб. Маржинальные затраты на 2-го пассажира составляют 100 руб. 10 пассажиров Средние затраты равны 4 100 крон (40 000 : 10 + 100). Маржинальные затраты на 11 -го пассажира составляют 100 руб. 200 пассажиров Средние затраты составляют 210 руб. (40 000 : 200 + 100). Маржинальные затраты на 201 -го пассажира составляют 100 руб.

Слайд 57

Классификационные группы расходов ресторана: прямой (в отношении себестоимости блюд); косвенный (в отношении себестоимости блюд); контролируемый управляющим ресторана; не контролируемый управляющим ресторана; маржинальный; альтернативный; постоянный (на краткосрочную перспективу); переменный (на краткосрочную перспективу); нерелевантный (в контексте принятия управленческого решения на будущее); релевантный (в контексте принятия управленческого решения на будущее). Расходы ресторана 1. Себестоимость продуктов, использованных для приготовления блюд. 2. Стоимость рекламы ресторана в журнале «Семь дней» (оплата произведена за 6 месяцев вперед). 4. Зарплата штатной уборщицы ресторана, работающей полный день. 8. Расходы на стирку скатертей и мойку посуды. 9. Дополнительные расходы на обслуживание каждого нового посетителя. 11. Потеря рестораном обычной вечерней выручки в результате проведения специального закрытого мероприятия для руководства ресторана. 12. Стоимость дополнительного оборудования для ресторана, которое планируется закупить.

Слайд 61

IV. Направления учета производственных затрат Под направлением учета затрат понимается область деятельности, где необходим обособленный целенаправленный учет затрат на производство.

Слайд 63

V. Учет и распределение накладных затрат Пример. Предприятие выпускает 2 вида изделия: изделие А – 100 ед. . и изделие В – 200 ед. На производство изделий А и В отпущено материалов по 15 000 руб. Трудовые затраты на изделие А – 5 000 руб , В – 15 000 руб. Общепроизводственные расходы : - управление предприятием 5 000 - техобслуживание и ремонт 20 000 - амортизация 10 000 - ОТК и качество 15 000 ИТОГО 50 000 Распределяем накладные расходы по базе распределения – зарплата основных рабочих: З/пл. общая = 15 000 + 5 000 = 20 000 ОПР = 50 000 Рассчитываем коэффициент распределения = ОПР / Зарплата общая = 50 000 / 20 000 = 2,5 Определяем ОПР, приходящиеся на изделие А: ОПРа = 5 000 * 2,5 = 12 500 Определяем ОПР, приходящиеся на изделие В: ОПРв = 15 000 * 2,5 = 37 500

Слайд 64

Распределяем накладные расходы по базе распределения – материалы: Материалы общие = 30 000 ОПР = 50 000 Рассчитываем коэффициент распределения = ОПР / Материалы общие = 50 000 / 30 000 = 1,67 Определяем ОПР, приходящиеся на изделие А: ОПРа = 15 000 * 1,67 = 25 000 Определяем ОПР, приходящиеся на изделие В: ОПРв = 15 000 * 1,67 = 25 000 Определяем себестоимость единицы изделия в зависимости от базы распределения накладных расходов: База распределения - зарплата основных рабочих СБа = (15 000 + 5 000 + 12 500) / 100 = 325руб СБв = (15 000 + 15 000 + 37 500) / 200 = 337,5руб База распределения – материалы СБа = (15 000 + 5 000 + 25 000) / 100 = 450руб СБв = (15 000 + 15 000 + 25 000) / 200 = 275руб


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

VI . Методы и проблемы распределения накладных расходов

Слайд 5

Существуют 3 основных метода распределения и перераспределения накладных расходов : 1. Метод прямого распределения затрат. 2. Односторонний метод пошагового распределения затрат.(Простой пошаговый метод) 3. Двухсторонний метод пошагового распределения затрат (Метод взаимного распределения)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам: