Методическая разработка интегрированного урока-защиты исследовательского проекта

Пивоварова Ольга Викторовна

Методическая разработка подготовки и проведения интегрированного урока - защиты исследовательского проекта на тему "Исследование группы товаров" представляет собой интегрированный материал по таким курсам, как "Маркетинговые исследования" и "Основы товароведения". Осуществление межпредметных связей помогает формированию у студентов цельного представления об изучаемых курсах и взаимосвзи между ними и поэтому делает знания практически более значимыми и применимыми. Разработка включает описание основных этапов подготовки и проведения занятия, ход проведения, примерную тематику и план исследовательского проекта. <?xml:namespace prefix = o /??>

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_po_mi_i_tv.docx24.6 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство здравоохранения и социального развития Р

Федеральное казенное образовательное учреждение СПО

Михайловский экономический колледж – интернат

Отделение  080501 «Менеджмент»

МЕТОДИЧЕСКАЯ  

РАЗРАБОТКА

подготовки и проведения  

интегрированного  урока - защиты исследовательского проекта  по  спецдисциплинам:

«Маркетинговые исследования»,

«Основы товароведения»

на тему

«Исследование группы товаров»

Преподаватели:      О. В. Пивоварова

                                                        И. Н. Паденок

Михайлов  2011г.

ВВЕДЕНИЕ

Сегодняшний выпускник колледжа  должен обладать не только суммой знаний, умений и навыков, но и способностью к творчеству. Современный профессионал должен настойчиво работать над собой, ценить и реализовывать полученные профессиональные навыки. Становлению творческой личности способствует такое важное качество, как культура исследовательской деятельности.

Исследовательский метод, или метод проектов, ведет свое начало от идей Дж.Дьюи и его ученика В.Х. Килпатрика, которые считали, что учебная деятельность должна быть осознана обучающимися, практически целесообразна, полезна и интересна.

Целями обучения студентов проектной, в том числе исследовательской деятельности, являются: формирование и развитие творческих способностей;
развитие умения ставить проблемы и самостоятельно решать их;
создание мотивов к обучению и самообразованию; формирование чувства индивидуальной ответственности за принятое решение; развитие коммуникативных умений и навыков;  развитие методологических умений и навыков.

Кроме этого процесс совместного исследования учит студентов и преподавателей сотрудничеству и сотворчеству, наблюдениям и отбору фактов,  видению и постановке проблем, определению целей исследования,  постановке задач исследования, умению формулировать гипотезы,  умению работать с информацией – искать, анализировать, отбирать, структурировать, применять полученные знания для достижения своих целей, конструировать новые способы деятельности, анализировать полученные результаты.

Таким образом, исследовательская работа, как никакая другая деятельность, формирует у студента  качества, необходимые для профессиональной карьеры и социальной адаптации.

В настоящее время, пожалуй, нет необходимости доказывать важность межпредметных связей в процессе преподавания.

Межпредметные связи следует рассматривать как отражение в учебном процессе межнаучных связей, составляющих одну из характерных черт современного научного познания. Современный этап развития науки характеризуется взаимопроникновением наук друг в друга.

Межпредметные связи являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение ими обобщенным характером познавательной деятельности.

Данная методическая разработка представляет собой интегрированный материал по таким курсам, как «Маркетинговые исследования» и «Основы товароведения». Такое осуществление межпредметных связей помогает формированию у студентов цельного представления  об изучаемых курсах и взаимосвязи между ними и поэтому делает знания практически более значимыми и применимыми.  Также это помогает студентам те знания и умения, которые они приобрели при изучении одного предмета, использовать при изучении другого предмета, дает возможность применять их в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников.

Использование при подготовке и демонстрации исследовательских проектов таких средств, как ресурсы ИНТЕРНЕТ, учебная литература по предмету и программа для разработки и проведения презентаций Microsoft Power Point 2007 способствовали достижению необходимого эффекта при демонстрации  проектов слушателям.

  1. ЭТАПЫ  ПОДГОТОВКИ  И  ПРОВЕДЕНИЯ  

  ЗАНЯТИЯ   ПО  ТЕМЕ:

«Исследование группы товаров»

ЦЕЛИ УРОКА:

Учебная: повышение практической и научно-теоретической подготовки студентов, овладение обобщенным характером познавательной деятельности.

Развивающая: развитие коммуникативных умений и навыков студентов.

Воспитательная: развитие познавательного интереса, воспитание культуры общения, а также воспитание у студентов самостоятельности как черты личности, без которой невозможна деятельность современного специалиста.

ЗАДАЧИ УРОКА:

  1.  формирование и развитие творческих способностей;
  2. развитие умения ставить проблемы и самостоятельно решать их;
  3. создание мотивов к обучению и самообразованию;
  4. формирование чувства индивидуальной ответственности за принятое решение;
  5. развитие коммуникативных умений и навыков;  развитие методологических умений и навыков.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ К ИГРЕ:

  1.  подбор тем для выполнения исследовательского проекта (см. приложение 1);
  2. самостоятельная работа с учебной литературой и ресурсами ИНТЕРНЕТ;
  3. подготовка презентаций по исследовательским проектам;
  4. защита исследовательского проекта с демонстрацией слайдов (см. приложение  слайдов).

НЕОБХОДИМОЕ ВРЕМЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА:  90 минут.

МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УРОКА:

- персональный компьютер;

- мультимедиапроектор.

II. Ход проведения интегрированного урока-защиты исследовательских проектов по теме

«Исследование группы товаров»

План урока:

Вступительное слово преподавателя: Сегодняшний выпускник колледжа должен обладать не только суммой знаний, умений и навыков, но и способностью к творчеству. Одним из методов развития ваших творческих способностей является проектный метод.  При реализации этой задачи, мы также отразили межпредметную связь таких изучаемых дисциплин, как «Маркетинговые исследования» и «Основы товароведения», что способствовало систематизации, а, следовательно, глубине и прочности знаний. Учебные предметы в известном смысле начинают помогать друг другу.  При выполнении исследовательских проектов, вы имели возможность сквозного применения знаний, умений, навыков, полученных на уроках по разным предметам. Усиление реализации межпредметных связей, помогло  более точно определить роль наших предметов в будущей жизни специалистов-менеджеров.

  1. Демонстрация исследовательских проектов.

  1. Обсуждение представленных проектов и подведение итогов.

III.Ход подготовки интегрированного урока - защиты исследовательских проектов

Этап 1.        На данном этапе студентам было предложено подготовить  исследовательские проекты по дисциплинам «Маркетинговые исследования»  и «Основы товароведения»  по теме «Исследование группы товаров».

Этап 2. Студенты самостоятельно сформировали группы для работы над проектом. В каждую группу входит 2 человека.

Этап 3.  Каждой группе было предложено конкретизировать тему исследования и воспользоваться примерным планом работы. (Приложение 1  и 2).

Этап 4. Поиск и сбор информации по темам проектов во внеурочное время.

        

Этап 5. Создание презентационного материала по теме.

Этап 6. Защита исследовательских проектов.

 

  Этап 7 . Подведение итогов  оценка результатов.

Список используемых источников

  1. Закон РФ «О защите прав потребителей» - М.: Издательство «Омега-Л», 2008

  1. Крылова Г. Д., Соколова М. И. Маркетинг. Практикум: учебное пособие  - М.: ТК Велби, издательство Проспект, 2008. – 360с.

  1. Моисеенко Н.С. Товароведение непродовольственных товаров. Учебник. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.

  1. Синяева И. М., Зешмек С. В., Синяев В. В., Практикум по маркетингу / Под редакцией профессора Дашкова – 2-е издание – М Издательство - торговая корпорация «Дашков и Ко» , 2010 – 209с.

  1. Тимофеева В.А. Товароведение  продовольственных  товаров. Учебник. – Ростов н/Д: Феникс, 2009

  1. Периодическое издание: журнал «Маркетинг», 2009- 2010гг.

Приложение 1

ТЕМАТИКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТОВ

  1. Исследование групп продовольственных товаров
  1. Исследование группы молочных товаров: кисломолочные продукты.
  2. Исследование группы молочных товаров: сыры и масло.
  3. Исследование группы вкусовых товаров: алкогольная и слабоалкогольная продукция.
  4. Исследование группы вкусовых товаров: чай и чайные напитки.
  5. Исследование группы зерномучных товаров: хлеб и хлебобулочные изделия.
  6. Исследование группы зерномучных товаров: макаронные изделия.
  7. Исследование группы  кондитерских товаров: конфеты и карамельные изделия.
  8. Исследование группы  кондитерских товаров: мучные кондитерские изделия.

  1. Исследование групп непродовольственных товаров
  1. Исследование группы: обувные товары.
  2. Исследование группы: электробытовые товары.
  3. Исследование группы парфюмерно-косметические товары: парфюмерные товары.
  4. Исследование группы парфюмерно-косметические товары: косметические товары.
  5. Исследование группы: пушно-меховые товары.
  6. Исследование группы товаров: игрушки.
  7. Исследование группы ювелирные товары и часы.
  8. Исследование группы товаров бытовой химии.

Приложение 2

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА

  1. История возникновения и развития товарной группы.
  2. Характеристика товарной группы.
  3. Технология производства товаров данной группы.
  4. Требования к качеству товаров данной группы.
  5. Упаковка, маркировка, условия хранения.
  6. Обзор рынка данной товарной группы.