Модуль. Типы экономических систем и их особенности

Лебедкова Наталья Васильевна

 

    Методическая разработка занятия по модульной технологии по курсу "Экономика отрасли и предприятия" для студентов НПО. Данная разработка содержит один учебный модуль по теме "Типы экономических систем и их особенности" рассчитанный на 1 учебный час. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon modul._ekonomicheskie_sistemy.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

МОДУЛЬ. Типы экономических систем и их особенности

Учебный элемент

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению материала

УЭ – 0

ЦЕЛЬ. Рассмотреть способы решения основных вопросов экономики, вызванных ограниченностью ресурсов, в различных экономических системах.

ЗНАТЬ. Что такое экономическая система, типы экономических систем.

УМЕТЬ. Различать типы экономических систем, доказать преимущества и недостатки каждой экономической системы.

Соколова С.В. Основы экономки: Учеб. пособие для нач. проф. Образования. -  М.: «Академия», 2006. – 128 с.

УЭ – 1

Цель. Освоить понятия экономическая система, традиционная экономика, командная экономика, рыночная экономика, смешанная экономика.

Задание.

  1. Прочитать текст на стр. 23 – 28.
  2. Для каждого из приведенных здесь понятий напишите определение:

экономическая система, традиционная экономика, командная экономика, рыночная экономика, смешанная экономика.

Контроль.

1. Обсуждение результатов работы;

2. Оцените свою работу по пятибалльной шкале.

Устно

Письменно в тетради

УЭ – 2

Цель. Выделить достоинства и недостатки каждой экономической системы.

Задание.

  1. Используя текст в учебнике на стр. 23 – 28, заполните таблицу «Достоинство и недостатки экономических систем»

Типы экономики         

Достоинство

Недостатки

Традиционная экономика

Командная экономика

Рыночная экономика

Смешанная экономика

Контроль.

1. Обсуждение результатов работы;

2. Оцените свою работу по пятибалльной шкале.

Письменно в тетради

УЭ – 3

Цель. Проверить уровень усвоения знание по теме

Задание.

  1. Проверка усвоения нового материала (тест № 1).

Контроль. Проверяет преподаватель. 

Письменно в тетради

УЭ – 4

Подведение итогов занятия:

  1. прочитайте цель занятия;
  2. достигли ли вы цели занятия, в какой степени;
  3. какие затруднения вызвало у вас изучение темы;
  4. оцените свою работу на занятии: критерии оценок: 24 – 22 балла – «5»; 21 – 18 баллов – «4»; 17 – 14 баллов  – «3». Если не успели усвоить все УЭ, продолжите работать дома.

Индивидуально.

Обсуждение с учащимися.

УЭ – 5

Домашнее задание.

Соколова С.В. Основы экономки: Учеб. пособие для нач. проф. Образования. -  М.: «Академия», 2006. – 128 с.

Глава 3.4.

Тест № 1.

1) Три типа экономических систем:

  1. феодальная, капиталистическая, коммунистическая.
  2. развивающаяся, рыночная, централизованная.
  3. рыночная, смешанная, коммунистическая.
  4. традиционная, рыночная, централизованная.

2) В централизованной экономике вопрос о том, какие товары и услуги должны быть произведены, как правило, решают:

  1. производители, желающие получить прибыль.
  2. потребители, определяющие спрос на товары и услуги.
  3. государственные органы.
  4. директора крупных заводов и фабрик.

3) Для традиционной экономики наиболее характерны следующие признаки:

  1. быстрое внедрение в производство достижений научно-технического прогресса.
  2. свобода в выборе профессий.
  3. ограничение индивидуальной свободы в принятии экономических решений.
  4. система распределения свободна от регулирования.

4) Смешанная экономическая система может содержать в себе элементы:

  1. только централизованной и рыночной экономики.
  2. только централизованной и традиционной экономики.
  3. только традиционной и рыночной экономики.
  4. традиционной, централизованной и рыночной экономики.

5) Прочитайте внимательно следующие утверждения и укажите, какие из них верны

  1. Рыночная экономика более эффективна, чем планово-административная, т. к. члены правительства в странах с рыночной экономикой лучше знают экономическую теорию и проводят правильную экономическую политику.
  2. Производители в рыночной экономике выпускают именно те товары, в которых нуждаются люди, потому что их взаимодействие координируется правительством.
  3. В рыночной экономике прибыль побуждает фирмы производить именно те товары, которые необходимы покупателям, и продавать их по цене, которая устраивает покупателей.
  4. Природный эгоизм Адам Смит считал вредным для общества.

6) Определите, какой тип экономической системы – планово-административный, рыночный, смешанный – характеризуют следующие высказывания:

  1. в магазине стояла длинная очередь за хлебом: с завтрашнего дня ожидалось повышение цен, и потому люди покупали хлеб впрок.
  2. предприятие выпустило 2000 токарных станков, но оказалось в сложной ситуации: неверно оценив емкость рынка, оно не может их продать.
  3. члены независимой гильдии любителей пива в большинстве своем потомственные пивовары; однако, они производят пиво, используя только новейшие технологии, понимая, что таким путем они могут получить более высокую прибыль.
  4. страна вступила в полосу затяжного экономического кризиса, и правительство издало постановление о продлении срока выплаты пособия по безработице до полутора лет.
  5. коллектив предприятия был премирован за сверхплановый выпуск продукции.
  6. выпускники медицинского училища были направлены на работу в сельские больницы Вологодской области.