Урок экономики в 8 классе "Фабрика рекламы"

Урок предусматривает создание учащимися мини-рекламы товара и ее презентацию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока экономики в 8 классе

на тему «Фабрика рекламы»

Цель урока: Формирование понятия о рекламе как источнике информации  

                      для потребителя.

Задачи урока:

  • изучить цели и задачи рекламы;
  • определить виды рекламы в зависимости от ее цели и размещения;
  • изучить приемы рекламопроизводителей;
  • сформировать умение создавать рекламу тому или иному предмету, опираясь на памятку «Составителю рекламы»;
  • развивать творческие способности учащихся.

Основные понятия урока:

  • Реклама
  • Рекламодатель, рекламопроизводитель, рекламораспространитель
  • Виды рекламы в зависимости от ее цели и размещения
  • Приемы рекламопроизводителей

Оформление:

  • Мини-плакаты «Виды рекламы в зависимости от ее цели»
  • Мини-плакаты «Виды рекламы в зависимости от ее размещения»
  • Мини-плакаты «Приемы рекламопроизводителей»

Ход урока:

       I.  « Будем друг другу рады! » - организационный момент. Создание положительного эмоционального настроя.

      II.  Разминка «Кто быстрее? »

Классу дается задание разгадать ребус, в котором зашифрована тема урока.

Учитель:

Молодцы! Вы хорошо справились с заданием! Тема нашего урока – «Фабрика рекламы»

    III. Сообщение цели и задач урока.

    IV. Вступительное слово учителя:

         Мы каждый день получаем большой объем информации их самых разных источников: из газет, по радио и телевидению, по телефону и факсу. К сожалению не вся эта информация достоверна, и нам, потребителям, зачастую приходится делать свой выбор, не обладая достаточными сведениями о том или ином товаре или продукте.

      В последние десятилетия в нашей стране стал очень популярен такой источник информации, как реклама. Само слово происходит от латинского «reclamo» и в дословном переводе значит «кричать».

Реклама – это целенаправленное воздействие на потребителя с целью создания популярности товара и ускорения  его продвижения на рынке.

    О силе воздействия на потребителя, хорошо сделанной рекламы рассказывает история, описанная в стихотворении С. Михалкова:

На рынке корову мужик продавал.

Никто за корову цены не давал.

Хоть многим была коровенка нужна,

Но видно не нравилась людям она.

-Хозяин, продашь нам корову свою?

- Продам, я с утра с ней на рынке стою.

- Не много ли просишь, старик, за нее?

- Да где наживаться, вернуть бы свое!

- Уж больно твоя коровенка худа.

- Болеет, проклятая, просто беда.

- А много ль корова дает молока?

- Да мы молока не видали пока!

Весь день на базаре старик торговал,

Никто за корову цены не давал.

Один паренек пожалел старика:

- Папаша, рука у тебя нелегка.

Я возле коровы твоей постою,

Авось продадим мы скотину твою.

Идет покупатель с тугим кошельком.

И вот уж торгуется он с пареньком:

-Корову продашь?

- Покупай, коль богат,

Корова, гляди, не корова, а клад.

- Да так ли? Уж выглядит больно худой?

- Не очень жирна, но хороший удой?

- А много ль  корова дает молока?

- Не выдоишь за день, устанет рука!

Старик посмотрел на корову свою:

- Зачем я, Буренка, тебя продаю?

Корову свою не продам никому,

Такая  корова нужна самому!

 V. Работа в группах

Цель работы: формулирование цели и задачи рекламы.

Ребята, разгадывая головоломку должны получить текст цели и основной задачи рекламы.

В итоге работы ребята формулируют:

Цель рекламы – привлечь внимание потребителя к конкретному товару или услуге.

Задача рекламы – заставить потребителя купить товар или воспользоваться услугой.

VI. Беседа с элементами рассказа учителя, работа с мини-плакатами «Виды рекламы

Виды рекламы по цели

  • Информационная, которая сообщает потребителям о существовании и свойствах новых товаров и услуг, о появлении их в продаже;
  • Убеждающая(навязывающая) – такая реклама лишь навязывает покупку, не неся никакой дополнительной информации о товаре. Навязывающая реклама старается заставить вас купить то, что вам не очень нужно;
  • Напоминающая, которая используется, когда фирма уже достигла известности.

Виды рекламы по способу размещения

  • наружная реклама;
  • радио- и телереклама;
  • печатная реклама;
  • бесплатная доставка рекламы в почтовые ящики потребителей;
  • упаковка товаров;
  • выставки-продажи

VII. Рассказ учителя «Закон о рекламе»

   В 1995 году в России был принят Закон «О рекламе», в которм говориться о недопустимости недостоверной, недобросовестной, заведомо ложной рекламы, скрытой рекламы.

    Достаточно редко встречается заведомо ложная реклама, т. е. реклама, умышленно вводящая потребителя в заблуждение. Если, например, банк указывает в рекламе, что он платит по вкладу 20%, а на самом деле только 10%, то это заведомо ложная реклама.

   Чаще потребитель попадается на удочку недостоверной или недобросовестной рекламы, в которой искажаются отдельные сведения о товаре или у потребителя создается ложное впечатление о товаре. Очень часто в рекламе, например, не предоставляется существенная часть информации. Так, например, был запрещен клип, в котором рекламировалась детская железная дорога со множеством паровозов, вагонов, стрелок, мостов и т.п. Создалось впечатление, что все показанное на экране входит в один набор. Однако на самом деле в наборе продавались только рельсы, один паровоз и два вагона, а все остальное нужно было докупать.

   Недопустимо сообщать потребителям сведения о товарах, не соответствующие действительности. Слова «самый», «лучший», «единственный», «абсолютный», «непревзойденный», используемые при расхваливании товара, - явные признаки недостоверной рекламы.

    Недобросовестной является также реклама, в которой порочится товар конкурента.

   Следовать ли совету рекламы? Некоторые люди, дети и взрослые безоговорочно верят рекламе, именно им нередко приходится разочаровываться в ней. Те люди, которые осторожно и трезво относятся к рекламе, покупают только то, что им действительно необходимо. Разрекламированные вещи совсем не обладают приписываемыми им волшебными свойствами, а вот платить за такие товары приходится дорого, ведь затраты на рекламу продукции включаются в ее стоимость.

   Решение, стоит ли покупать расхваленный товар или нет, целиком зависит от потребителя, поэтому не следует совершать покупку, ориентируясь только на сведения, полученные из рекламы. Наиболее рациональным было бы собрать всю информацию об интересующем товаре из разных источников.

   Советы потребителям! (Приложение)

VIII. Действующие лица рекламного бизнеса. Приемы рекламопроизводителей (анализ содержания мини-плакатов – Приложение)

   Всегда есть кто-то, кто заинтересован в рекламе, чей товар рекламируется и кто платит за изготовление и размещение рекламы. Это человек или фирма называется рекламодателем.

 Тот, кто производит рекламу, называется рекламопроизводителем. Готовые рекламные сообщения доводятся до потребителя через телевидение, радио, газеты и журналы, уличные стенды и табло, путем рассылке по почте.

   Тот, кто доводит рекламу до потребителя, называется рекламораспространиетелем.

IX. Творческая работа «Фабрика рекламы»:

      9.1. Сообщение учителем цели творческой работы.

      9.2. Изучение памятки составления рекламы (Приложение)

      9.3. Деление класса на группы (3-4 человека)

      9.4. «Отгадай и прорекламируй!»  - чтобы определить товар, который нужно будет рекламировать, ребятам предстоит разгадать загадку (раздает учитель или другим способом):

***

 Черные собаки идут вдвоем и снег лижут.

(валенки)

***

Пять братьев в одном домике живут.

(варежки)

***

 Ног нет, а хожу,

Рта нет, а скажу.

Когда обедать, когда спать,

Когда работу начинать.

(часы)

***

Без языка живет,

Не есть, не пьет, а говорит.

(радио)

***

Четыре уха, а перьев не сосчитать.

(подушка)

***

Надрывается,  орет, спать засоням не дает.

(будильник)

      9.5. Творческая работа учащихся – придумывают содержание, подчеркивающее достоинства рекламируемого товара.

      9.6. Презентация реклам.

      9.7. Подведение итогов творческой работы – беседа:

     - Какая реклама наиболее привлекла внимание?

    - Какая реклама оказалась самой оригинальной?

    - Возникло ли у вас желание купить какой-то товар?

    - Какие приемы рекламопроизводителей использовались?

X. Итог урока:

    - Что нового узнали на уроке?

    - Что больше всего запомнилось?

    - Какой информацией из рекламы можно пользоваться уверенно?

    - Что получилось и что не получилось на уроке?

    - Оцените урок по пятибалльной системе.

XI. Домашнее задание:

  1. Проанализировать 2-3 разных периодических издания (газеты или журнала) и посчитать, какой процент площади издания занимает реклама. Почему эта цифра различна для разных изданий? Может ли существовать издание без рекламы?
  2. Подобрать 2-3 примера скрытой рекламы. Почему, с вашей точки зрения, выбранные вами статьи, являются скрытой рекламой?
  3. Привести несколько примеров недобросовестной рекламы. Почему, с вашей точки зрения, она является недобросовестной?

Используемая литература

  1. Виноградова И. «Основы потребительских знаний»
  2. Симоненко В.Д., Степченко Т.А., «Основы потребительской культуры. Учебник».
  3. Симоненко В.Д., Степченко Т.А., «Основы потребительской культуры. Практикум».
  4. Симоненко В.Д., Степченко Т.А., «Основы потребительской культуры. Хрестоматия».
  5. Стариченко Т.Н. «Экономика. Практикум».

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

                     

ВИДЫ РЕКЛАМЫ ПО ЦЕЛИ

  • ИНФОРМАЦИОННАЯ сообщает потребителям о существовании и свойствах новых товаров и услуг;
  • УБЕЖДАЮЩАЯ такая реклама лишь навязывает покупку, не неся никакой дополнительной информации о товаре.
  • НАПОМИНАЮЩАЯ, которая используется, когда фирма уже достигла известности.

          ВИДЫ РЕКЛАМЫ ПО РАЗМЕЩЕНИЮ

  • НАРУЖНАЯ это объявления, помещенные на специальных щитах, плакатах, вывесках, в салонах транспорта и т.д.
  • РАДИО - И ТЕЛЕРЕКЛАМА специальные рекламные паузы. Этот вид рекламы довольно дорог, но и очень эффективен.
  • ПЕЧАТНАЯ РЕКЛАМА - рекламные объявления в газетах и журналах.
  • БЕСПЛАТНАЯ РАССЫЛКА - доставка рекламы домой (по почтовым ящикам).
  • УПАКОВКА ТОВАРОВ – хорошее качество, цвет, форма упаковки, обертки привлекают покупателей, способствуют выделению именно этого товара среди прочих.
  • ВЫСТАВКИ-ПРОДАЖИ – подготавливают потребителей к появлению в продаже новых товаров.


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока экономики в 10 классе

на тему «Банки. Банковская система»

                 

Цель урока:

Расширение представления обучающихся о деятельности банков и банковской системе в целом.

                       Задачи урока:

ИЗУЧИТЬ:

  • особенности двухуровневой банковской системы;
  • основные функции Центрального и коммерческих банков, и их роль в экономике;
  • классификацию коммерческих банков, виды банковских операций и виды депозитов;
  • основные принципы кредитования;
  • цель создания и виды банковских резервов;
  • дать представление о кредитной эмиссии и банковском мультипликаторе.

РАЗВИВАТЬ:

  • умение работать с дополнительной литературой, искать нужную информацию в сети Интернет;
  • умение решать задачи;
  • навыки выбора более выгодного банка для сотрудничества.

Место урока в программе С.Равичева

«Экономика»

Данный урок относится к блоку VIII «Деньги и банки» программы, разработанной С. Равичевым (вариант 34-часа). Рассчитан на учащихся уже имеющих представление о том, что такое банк, из чего складывается прибыль банка, кто является вкладчиком и заемщиком.

     Урок содержит разные формы и методы обучения, по содержанию достаточно насыщен и поэтому рассчитан на 2 учебных часа.

Основные понятия урока

Банк                                Банковская система

Пассивы банка                 Обязательные резервы

Активы банка                  Избыточные резервы

Кредитная эмиссия          Банковский мультипликатор

 Оформление:

Эмблема урока «Все дороги ведут в банк»

Ход урока:

I. «Будем друг другу рады!» -организационный момент. Создание      положительного эмоционального настроя.

II. Вступительное слово учителя:

Добро пожаловать в банковский бизнес!

( На доску вывешивается эмблема урока)

Сегодня трудно представить себе жизнь без банков. Банки окружают нас повсюду. Ваши родители получают зарплату через банк. Знакомые имеют пластиковые карточки, выданные банком для разных целей. Кто-то наверняка расскажет о том, как ваши родители обращались в банк за кредитом – для какой – то большой покупки. И, конечно, каждый месяц ваши родители отправляются в банк для оплаты коммунальных услуг. А еще в банках обменивают валюту – например, рубли на доллары и доллары на рубли, покупают ценные бумаги компаний и государственные облигации, делают долгосрочные вклады. Современный банк – это целый мир со своими правилами и законами.

Закончив школу, каждый из вас встанет перед проблемой выбора своего банка – как клиент или будущий работник. В любом случае вы должны действовать в жизни так, чтобы ваш банк был вам и другом, и помощником, и партнером.

Годится ли для вас банковский бизнес? Простой тест поможет вам определить место банка в нашей жизни.

Тест «Годится ли для вас банковский бизнес?»

Выберите утверждение, которое в наибольшей степени отвечает вашему характеру:

А.  – «Мой любимый предмет – математика! Я могу целый день провести за расчетами. Цифры завораживают  меня и внушают уважение»;

В - «Мне нравится общаться с людьми больше, чем с бумажками. Большинство домашних заданий я выполняю вместе с друзьями».

С  -    «Я люблю проводить время, играя в активные игры с большим числом участников (волейбол, баскетбол и др.). В одиночестве мне становится скучно».  

Если вы выбрали утверждение А, банковский бизнес для вас целиком подходит. Вы легко достигнете успеха в качестве банковского аналитика.

Если вы выбрали утверждение В, вы можете работать в банке в качестве операциониста, человека, который непосредственно взаимодействует с клиентами.

Если вы выбрали утверждение С, то банк подойдет вам только качестве места, где могут храниться ваши деньги. Работа в банке вам, скорее всего, не подойдет.

Итак, тест пройден, и впереди вас ожидает интереснейшая экскурсия по банку!

Сегодня вы будете зарабатывать деньги своими знаниями, своим трудом, пускать их «в рост» в «банке». И результатом сегодняшнего урока  у каждой группы (два человека)  будет определенный финансовый успех, по размеру которого мы определим  преуспевающих банкиров.

III. Сообщение цели и задач урока.

1 этап урока: Тест «Банки. Банковская система»

Ребята выполняют задания теста. Осуществляют взаимопроверку, рассчитывают баллы и переводят баллы в рубли, умножая баллы на 1000. Это – первоначальный капитал для дальнейших этапов урока.  (Приложение – с.15-18)

2 этап урока:  Теоретический:

2.1.  Банк. Банковская система. 

БАНК – это финансовая организация, основной функцией которой является получение денежных ресурсов от тех людей, у которых они временно высвобождаются, и предоставляют их тем, кому они сейчас необходимы.

Практически во всех странах банковская система организована по одному и тому же принципу двух уровней банков -  рассмотрим СХЕМУ 1:

1-й уровень

2-й уровень

2.2. Основные функции ЦБ

«Главный банк страны»

  • осуществляет эмиссию денег;
  • осуществляет общую кредитную политику;
  • регулирует денежное обращение и валютный курс;

«Банк банков»

  • выдает лицензии КБ на совершение банковских операций и осуществление общего контроля за деятельностью КБ и исполнением финансового законодательства;
  • организует безналичные расчеты между КБ путем открытия счетов этих банков в ЦБ;
  • осуществляет кредитование коммерческих  банков при нехватке у них собственных средств.

«Банк правительства»

  • управляет счетами правительства;
  • управляет официальными золотовалютными резервами и обслуживает международные расчеты правительства;

Получение прибыли не является целью деятельности ЦБ.

Основные функции КБ:

  • аккумулирование временно свободных денежных средств, сбережений и накоплений;
  • предоставление кредитов предпринимателям, фирмам и гражданам;
  • осуществление и организация расчетов между предприятиями и организациями.

Другие банковские операции и услуги:

Трастовые операции – доверительное управление активами физических или юридических лиц.

Лизинг – приобретение дорогостоящего оборудования и машин и сдача из в аренду (арендатор выплачивает взносы, за счет которых происходит погашение стоимости оборудования и выплачивается доход учреждению, кредитующему сделку).

Инкассовые операции – получение по поручению клиента денег по денежным и товарно-расчетным документам.

Переводные операции – перечисление внесенных в банк денег получателю, находящемуся в другом месте.

Выпуск кредитных карточек.

Обмен валюты.

Охрана ценностей.

2.3. Виды коммерческих банков  (групповая работа – 2 учащихся) – ребята получают задание соотнести название коммерческого банка и выполняемые функции ( в таблице указать стрелками):

Название

Функции

Сберегательный

  • выдают кредиты для внедрения  в производство научно-технических изобретений и нововведений

Инвестиционные

  • выдают долгосрочные кредиты предприятиям на различные проекты, т.е. осуществляет денежные вложения  в производство и строительство на длительный срок

Инновационные

  • предоставляют своим клиентам возможность за плату хранить любые, принадлежащие им ценности (деньги, вещи и др.)

Ипотечные

  • выдача ссуд для приобретения недвижимого имущества.

Сейф-банк

  • Это крупные банки региона: «Золото-Платина банк, Уральский банк реконструкции и развития, Инкомбанк и др.

Ломбард

Банки, которые выдают кредиты в валюте разным государствам: Всемирный банк, или Международный банк реконструкции и развития. Органы его управления находятся в г. Вашингтоне в США.

Региональные банки

Разновидность банка ( кредитная организация). В ломбард можно заложить имущество (ценные вещи), чтобы получить за них наличные деньги. При этом сумма ссуды составляет лишь часть реальной стоимости заложенной вещи. Вещь закладывается на определенный срок.

Международные банки

  • хранят деньги вкладчиков, выплачивая за это определенный %;
  • выдают в долг денежные ссуды;
  • выполняют различные расчетные операции с населением;
  • покупка и продажа валюты, ценных бумаг, драгоценных металлов.

2.4. Баланс коммерческого банка. Простые и сложные проценты.  (опережающее задание – 1 ученик) –   Приложение – с.5.

2.5. Банковские резервы 

 ( опережающее задание – 1 ученик) – Приложение – с.6.

3 этап урока:  Решение задач на расчет величины обязательных, избыточных и фактических резервов - Приложение

Учащиеся решают задачи №4 и №5 (из предложенных задач к уроку) в группах по 2 человека, проверяют правильность решения  по ключу. За каждую правильно решенную задачу «зарабатывают» по 50 руб. – Приложение - с.1-2.

  1. этап урока:  Кредитная эмиссия. Банковский мультипликатор.

                          (Объясняет учитель).

Эффект мультипликатора

Напоминающий цепную реакцию процесс, когда увеличение (уменьшение) расходов одних людей и фирм ведет к увеличению (уменьшению) доходов, а значит, и расходов, других людей и фирм. В результате общее изменение расходов в экономике в несколько раз превышает первоначальное.

Пусть,  например, в экономике действуют три банка. ЦБ выпустил 100 р. В обращение. Эта сумма была выплачена работникам, которые положили ее на депозит в первый банк. При норме обязательного резервирования в 5% банк будет обязан выделить обязательные резервы в 5 рублей. Остальная сумма в 95 рублей будет выдана в виде кредитов фирмам и населению. После того как кредит использован, например,  на производство товара, выручка от продажи товара вновь кладется на депозит, скажем, теперь во второй банк. Предположим, величина выручки равняется величине кредита, т.е. 95 рублей.

Когда 95 руб. окажутся во втором банке, 4 руб. 75 коп. (5% от 95руб) останутся в виде обязательного резерва, а 90 руб. 25 коп. будут вновь выданы в кредит. Если затем сумма 90 руб. 25 коп. попадает в третий банк как депозит, 4 руб. 50 коп. пойдут в резерв, а 85 руб.75 коп. – в новый кредит. Этот процесс будет продолжаться до тех пор пока величина кредита не уменьшится до нуля.

Общая величина денег в экономике будет равняться сумме всех банковских депозитов:

М = 100+95+90,25+85,75+…=100+100(1-0,05)+100(1-0,05) (1-0,05)+ 100(1-0,05) (1-0,05) (1-0,05) +…=100/0,05=2000 (руб.)

По сравнению с денежной базой в 100 руб. совокупное предложение денег возросло в результате деятельности банков в 20 раз.

Коэффициент прироста предложения денег по отношению к денежной базе называют кредитно-денежным мультипликатором (или банковским):

где  М   - банковский мультипликатор, R – норма резерва (выраженная в виде десятичной дроби)

  1. этап урока: Решение задач на закрепление понятия «Банковский мультипликатор»

Учащиеся решают задачи №8 и №7 в группах по 2 человека, проверяют правильность решения  по ключу. За каждую правильно решенную задачу «зарабатывают» по 50 руб. (Приложение –с.1-2)

6 этап урока:  Регулирование кредита 

У ЦБ есть два главных инструмента регулирования размеров кредитов, которые КБ могут выдавать фирмам и населению:

 I  Изменение процентной ставки

(анализ схемы – Приложение -  с.6)

ЦБ выдает КБ кредиты под определенный, одинаковый для всех, процент. Это значит, что процентные ставки, которые будут устанавливать КБ своим клиентам, должны быть не ниже (а в действительности, как правило, выше, иначе это не принесет никакой прибыли коммерческим банкам), чем процентная ставка ЦБ. Если государство решает повысить процентную ставку по кредитам для КБ, те тоже вынуждены повышать свои процентные ставки. Наоборот, если государство снижает стоимость кредитов, КБ имеют возможность сделать более дешевыми кредиты для фирм и населения.

Два варианта кредитной политики государства

  • В первом случае цель государства – сдержать рост денежной массы в обращении и тем самым обуздать инфляцию и рост цен в стране.
  • Во втором случае в итоге возрастает экономическая активность предпринимателей: фирмы вкладывают (инвестируют) больше средств в производство товаров и услуг, в расширение своего бизнеса. ( см. приложение)

II Изменение нормы резервирования банковских средств

 (анализ схемы – Приложение – с.7)

Оба инструмента ( и процентная ставка и норма резервирования) служат одним и тем же целям. Для бизнеса очень важно, какую кредитную ставку или норму резервирования средств устанавливает государство, особенно когда фирмы берут кредиты для финансирования крупных проектов или мероприятий.

Пример:

Если фирме на один год нужен кредит в размере 10 млрд. руб. для строительства филиала, то изменение  процентной ставки по кредиту с 90% до 91% означает удорожание кредита на 100 млн. рублей.

  1. этап урока:  Моделирующая игра «Угадай цену!»

(Приложение – с. 8-11)

Цель: 1. Продемонстрировать, как фирмы стремятся к максимизации      прибыли, снижая затраты и увеличивая выручку от продажи готовой продукции.

            2. Увеличить уже имеющийся у групп - участников капитал.

8 этап урока: Сотрудничество групп–участников с банками.

Перед началом данного этапа каждой группе предлагается подсчитать количество денег «заработанных» на всех этапах урока, внести полученные данные в учетный лист  (приложение – с.12.).

Вниманию ребят предлагается услуги трех коммерческих банков, различающиеся по процентным ставкам вклада и займа. Ребята должны выбрать банк по своему усмотрению, вложить все заработанные деньги и через месяц «получить» прибыль, т.е. увеличить (а может быть, в случае неправильного выбора банка, уменьшить) количество денег, либо вообще  все потерять.

Банк «Спутник»:

  • процент вклада – 12% в год;
  • процент займа – 23% в год.

Проценты начисляются по методу сложных процентов 1 раз в квартал.

Банк «Ориент»

  • процент вклада – 14% в год;
  • процент займа – 25% в год.

Проценты начисляются по методу простых процентов  1 раз в год.

Банк «Идеал»

  • процент вклада – 25% в год;
  • процент займа – 23% в год.

Проценты начисляются по методу сложных процентов 1 раз в квартал.

После выбора банка ребятам предлагаются ситуации, которые и повлияют на величину прибыли и общего результата урока.

Банк

Предлагаемая ситуация

«Спутник»

Процентная ставка вклада повышена до 13%.

Умножьте величину своего вклада на 1,13. Сообщите ведущему свой результат.

«Ориент»

Процентная ставка вклада снижена до 10% в месяц. Умножьте величину своего вклада на 1,1. Сообщите ведущему свой результат.

«Идеал»

Банк обанкротился. Все ваши деньги сгорели. Сообщите ведущему свой результат.

9 этап урока:  1.  Подведение итогов урока:

- Что нового узнали на уроке? Чему учились на уроке?

- Какая информация самая необходимая в современном мире?

- Какой этап урока наиболее понравился? Почему?

- Что получилось и что не получилось на уроке?

                       2. Заполнение учетного и оценочного листов 

                            (Приложение – с.13 - 14)

                       3. Оценивание работы учащихся на уроке 

10 этап урока:  Домашнее задание:

  • теоретический материал урока;
  • решить 5 задач (свободный выбор из «Задачи: Банки. Банковская система») – Приложение с.1-2;
  • индивидуальное творческое задание «Виды депозитов в Сбербанке России».


ПРИЛОЖЕНИЕ

Задачи

        «Банки. Банковская система»

1. Как изменится покупательная способность денег, если цены возрастут на 20%?

2. Какую сумму надо вложить в банк на 180 дней под 40% годовых, чтобы получить 300 000 рублей?

3. Банк предлагает начисление 3% по вкладу ежемесячно по схеме сложного процента. На сколько % в год увеличится вложенная сумма денег?

4. Фактические резервы банка равны 30 млн. руб., общая сумма текущих вкладов – 100 млн. руб., норма обязательных резервов – 10%. Рассчитайте величину избыточных резервов банка.

5. Если фактические резервы банка составляют 72 млн. руб., а избыточные равны 4% от депозитов. Норма обязательных резервов 20%. Чему равна величина обязательных резервов?

6. В банке Х, являющемся одним из многих банков, открыт счет на 10 000 долларов. Норма обязательных резервов установлена в 25%. На сколько долларов этот депозит способен увеличить сумму предоставляемых этим банком ссуд?

7. Фактические резервы КБ составляют 700 млн. руб., а депозиты 1500 млн. руб. Норма обязательных резервов 20%. На сколько может увеличить предложение денег этот банк и вся банковская система, если кредитные возможности будут использованы полностью?

8. Денежный мультипликатор равен:

А) 5 при 5%-й норме банковского резерва;

Б) 20 при 10%-й норме банковского резерва;

В) 10 при 10%-й норме банковского резерва;

Г) 20 при 20%-й норме банковского резерва.

9. Инфляция на острове МАН привела к росту цен в 1,5 раза. Предложение денег возросло с 40 млн. до 45 млн. пиастров. Улучшение работы банков позволило увеличить скорость обращения денег на 20%. На сколько процентов изменился объем продаж?

10. Предложение наличных  (металлических и бумажных) денег в стране Амстралии увеличилось на 80 млн. динариев, а доля их в денежной массе, а доля их в денежной массе возросла в 1,5 раза. Цены повысились в среднем на 20%. Скорость обращения денег и объем продаж не изменились. Чему стала равна масса наличных денег в обращении?

11. Что случиться, если предложение денег увеличится с 567 млрд. руб. до 890 млрд. руб., в то время как скорость обращения денег и количество произведенного и проданного товара  не изменятся?

12. В январе цены выросли на 20%, в феврале – на 10%, в марте – на 5%, в апреле – упали на 1%. Как изменилась покупательная способность денег за этот период?

13.  Предложение денег В Галиции возросло с 16 млн. до 18 млн. дукатов. Объем продаж уменьшился на 10%. Скорость обращения не изменилась. На сколько процентов в среднем изменились цены.

14. Рассчитайте, сколько денег было выведено из обращения за год, если суммарная стоимость проданных за год товаров составила 90 трлн.руб., среднее число оборотов денег в год равнялось 10, а в начале года в обращении находилось 12 трлн. рублей.

15. Произведен срочный вклад под 12% годовых на 3 месяца в сумме 50 000 руб. Начисление процентов происходит по методу простых процентов. Рассчитайте, сколько денег получит клиент на руки в конце срока?

16. Билл   Гейтс произвел срочный вклад тоже под 12% годовых на 3 месяца 50 000 руб. Начисление процентов происходит по методу сложных процентов. Рассчитайте, сколько денег получит Билл Гейтс на руки в конце срока?

17. 1 апреля 1996 года:

  • Игорь.С. открыл счет в Инкомбанке, внес на этот счет сумму 3 млн. руб. и получил пластиковую карточку, которая допускает перерасход вложенных средств, но не более чем на 500 тыс. руб;
  • Алена К. открыла счет в Столичном Банке Сбережений, внесла на этот счет сумму 2 млн. руб. и получила карточку, дающую возможность оплачивать купленные товары и услуги в пределах находящейся на счет суммы;
  • Семья Пироговых взяла в Альфа-банке кредит на покупку дачного участка на 3 года в размере 10 млн. руб под 100% годовых.

Определите, как изменилось предложение денег в России 1 апреля 1996 года в результате всех описанных выше действий.

18.

Задание 1: Соотнесите название коммерческого банка и выполняемые функции ( в таблице укажите стрелками):

Виды банков

Название

Функции

Сберегательный

  • выдают кредиты для внедрения  в производство научно-технических изобретений и нововведений

Инвестиционные

  • выдают долгосрочные кредиты предприятиям на различные проекты, т.е. осуществляет денежные вложения  в производство и строительство на длительный срок

Инновационные

  • предоставляют своим клиентам возможность за плату хранить любые, принадлежащие им ценности (деньги, вещи и др.)

Ипотечные

  • выдача ссуд для приобретения недвижимого имущества.

Сейф-банк

  • Это крупные банки региона: «Золото-Платина банк, Уральский банк реконструкции и развития, Инкомбанк и др.

Ломбард

Банки, которые выдают кредиты в валюте разным государствам: Всемирный банк, или Международный банк реконструкции и развития. Органы его управления находятся в г. Вашингтоне в США.

Региональные банки

Разновидность банка ( кредитная организация). В ломбард можно заложить имущество (ценные вещи), чтобы получить за них наличные деньги. При этом сумма ссуды составляет лишь часть реальной стоимости заложенной вещи. Вещь закладывается на определенный срок.

Международные банки

  • хранят деньги вкладчиков, выплачивая за это определенный %;
  • выдают в долг денежные ссуды;
  • выполняют различные расчетные операции с населением;
  • покупка и продажа валюты, ценных бумаг, драгоценных металлов.

Баланс коммерческого банка

Опережающее задание на тему

( выполнила Кулешова Юля)

Пассивы банка – это сумма долговых обязательств банка, которые образовались в результате привлечения денежных средств.

Активы банка – это сумма его денежных средств, как наличных, так и безналичных, и ценных бумаг, в которые были инвестированы денежные средства банка.

Пассивные – операции по сбору денежных средств:

  • привлечение депозитов (вкладов);
  • получение кредитов от других банков и ЦБ;
  • эмиссия собственных ценных бумаг.

Депозиты бывают:

  • до востребования – деньги можно снять в любое время и в любом количестве, но процент низкий (в России до 2% годовых);
  • срочные – вклады принимаются на срок, в течение которого снять вклады можно, но при этом теряются все проценты. Проценты больше, чем по вкладам до востребования.

Банковские операции

Активные – операции по:

  • выдаче привлеченных средств в виде кредитов, ссуд фирмам и домашним хозяйствам;
  • вложение средств в государственные облигации.

Кредиты (ссуды) бывают:

  • краткосрочные – до 1 года;
  • среднесрочные – от 1 до 4 лет;
  • долгосрочные – свыше 4 лет.

Главные принципы кредитования:

1. Целевой характер кредита означает, что деньги берутся для определенного вида деятельности

2. Срочность кредита  - кредит выдается на конкретный срок.

3. Возвратность кредита – к концу срока заемщик обязан полностью вернуть занятые у банка деньги.

4. Платность кредита – банк берет плату за свои услуги.

5. Обеспеченность кредита – банк требует от заемщика гарантий (поручители, залог и др.)

Простые и сложные проценты

Эта часть сообщения рассмотрена учащейся на примере решения задач №15, №16 – Приложение с.1-2

Банковские резервы

Опережающее задание

(выполнила Кулешова Нина)

Основную роль в обеспечении устойчивости банка играют специально создаваемые банковские резервы. Необходимость образования этих резервов обусловлена тем, что ни один банк не гарантирован от «набега» вкладчиков, вызванного финансовой паникой, банкротством крупных заемщиков банка и т.п. В силу этого банк может оказаться несостоятельным и будет вынужден прекратить платежи по своим долговым обязательствам. При наличии значительных резервов банк окажется способен компенсировать эти негативные события и даже в неблагоприятных условиях безотказно выполнять все свои текущие операции.

Но было бы неразумно держать значительные суммы активов в виде бездействующих денежных средств. Поэтому в современных условиях банковские резервы представляют собой вклады в Центральный банк страны. Эти резервы являются обязательными для каждого коммерческого банка, и их размер обычно определяется в законодательном порядке или устанавливается решением правления ЦБ. Величина резервов устанавливается на основе нормы резервов.

Норма резервов – это установленное ЦБ отношение суммы резервов к сумме вкладов до востребования.

Коммерческие банки, как и любое коммерческое предприятие, осуществляет свою деятельность с целью получения прибыли. Поэтому оставшиеся деньги после выплаты обязательных резервов Центральному банку коммерческий банк может выдать желающим в виде кредитов. Но есть очень осторожные банки, которые предпочитают оставлять в резервах чуть больше, чем это предписано Центральным банком. Они имеют избыточные резервы.

Обязательные и избыточные резервы в совокупности образуют фактические резервы банков.

                                                                     

                    200 р.                           R – об.рез. – 20 %

        

        кредиты населению

       С клонность

                держать кассу        ост. в кассе – избыточн.

                                                                                                                                                            резерв

Фактический    =    Обязательный    +   Избыточный

резерв                       резерв                          резерв      


 ВЛИЯНИЕ   ИЗМЕНЕНИЯ   ПРОЦЕНТНОЙ   СТАВКИ   НА   БИЗНЕС

I вариант  

II вариант

ВЛИЯНИЕ   ИЗМЕНЕНИЯ   НОРМЫ РЕЗЕРВИРОВАНИЯ   НА   БИЗНЕС

I вариант  

II вариант


Инструкция к игре «Угадай цену!»

Группы – фирмы по два человека занимаются производством сельхозпродукции. У фирмы есть начальный капитал:

  • участок земли, на котором можно посадить 2 семечка;
  • 2 единицы готовой продукции;
  • 2 семечка;
  • 100 рублей.

Условия игры таковы, что из одного семечка вырастает одна единица продукции, причем семена каждый год покупают на рынке. Семена и выращенная продукция имеют неограниченный срок хранения. Фирма не может расширять свой участок земли. В случае расходования всех денег в игре фирмы могут использовать деньги, заработанные ранее – на других этапах урока.

В ходе игры фирмы должны:

  • покупать семена на бирже;
  • выращивать продукцию;
  • платить ежегодно заработную плату ( 15 рублей за каждое посаженное семечко) и ренту (20 рублей);
  • платить за хранение семян и готовой продукции (за 1 семечко – 3 рубля, за 1 ед. продукции – 5 рублей);
  • продавать продукцию на бирже;
  • вести учет (заполнять таблицу учета для фирмы)

Игра длится  5 игровых лет. Каждый год включает:

  • весну (покупка семян на бирже и посадка);
  • лето (расчет зарплаты и ренты);
  • осень ( продажа выращенной продукции);
  • зиму (начисление платы за хранение)


ВАРИАНТЫ  ИГРЫ

(таблица для ведущего)

Вариант

Количество семян, шт.

Минимальная цена продажи, руб.

Вариант

Количество продукции, шт.

Максимальная цена закупки, руб.

1

25

4

1

25

40

2

22

5

2

22

45

3

20

6

3

20

50

4

17

7

4

17

55

5

15

8

5

15

60

6

12

9

6

12

65


Задание 2:

1. Выберите понравившийся вам банк и «вложите» все свои накопления:

Банк «Спутник»:

  • процент вклада – 12% в год;
  • процент займа – 23% в год.

Проценты начисляются по методу сложных процентов 1 раз в квартал.

Банк «Ориент»

  • процент вклада – 14% в год;
  • процент займа – 25% в год.

Проценты начисляются по методу простых процентов  1 раз в год.

Банк «Идеал»

  • процент вклада – 25% в год;
  • процент займа – 23% в год.

Проценты начисляются по методу сложных процентов 1 раз в квартал.

2. В банковской системе произошли следующие явления:

Банк

Предлагаемая ситуация

«Спутник»

Процентная ставка вклада повышена до 13%.

Умножьте величину своего вклада на 1,13.

«Ориент»

Процентная ставка вклада снижена до 10% в месяц. Умножьте величину своего вклада на 1,1.

«Идеал»

Банк обанкротился. Все ваши деньги сгорели.

 

Внимательно прочитайте предложенные ситуации и рассчитайте, на сколько увеличится (или уменьшится) ваш депозит. Результаты занесите в таблицу учета урока.

Учетный лист группы 

Название группы _________________________________________________

 Ф.И. ___________________________________________________

          ___________________________________________________

Название этапа урока

Доход, руб.

1.  Тестирование. Перевод баллов в доход.

2. Теория и задача «Банки. Банковская система»

3. Моделирующая игра «Угадай цену!»

4. Выбор банка. Вложение всего дохода в банк.

ИТОГО:

Оценочный лист

1. Оцените по пятибалльной системе этапы урока:

Этап урока

Оценка

1. Тестирование. Перевод баллов в доход.

2-6. Теория и задачи «Банки. Банковская система». Увеличение дохода.

7. Моделирующая игра «Что посеешь, то и пожнешь!».

Увеличение дохода.

8. Вложение всего дохода в банк. Банковские операции.

2. Поделитесь своими впечатлениями об уроке:

  • Что понравилось? _____________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Что не понравилось? ___________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Ваши пожелания ______________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ф.И.  ___________________________________________________________

Бланк ответов

Ф.И. ____________________________________________________________

1. Ответы занесите в бланк:

Часть А

Вопросы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Баллы

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Часть Б

Вопрос 1

1

2

3

4

5

6

7

8

Баллы

3

3

3

3

3

3

3

3

Вопрос 2

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Баллы

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2. проверьте свои ответы по ключу, подсчитайте количество баллов, которое вы заработали. Переведите баллы в рубли, умножив количество баллов на 1000. Получившаяся сумма будет вашим первоначальным капиталом, который сегодня с помощью ваших усилий сможет вырасти.

ЖЕЛАЕМ УСПЕХА!